Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Контроль и оценка освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований. Наименование разделов и тем | Формы и методы контроля и оценки | Раздел 1. История философии | Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества Студент должен: знать: Определение философии, ее функции, особенность философии как науки, ее основные проблемы. уметь: Самостоятельно анализировать материал, Составлять опорный конспект Различать основныеисторические типы мировоззрения: | Практическая работа или Опрос | Тема 2. Возникновение философии. Философия Древнего Востока Студент должен: знать: Основные вехи и понятия древнекитайской и древнеиндийской философии. уметь: Самостоятельно анализировать материал, Составлять опорный конспект Прослеживать общее и отличное в основных школах Древней Индии и Древнего Китая. | Практическая работа или Опрос | Тема 3. Античная философия Студент должен: знать: основные вехи и понятия античной философии. уметь: Самостоятельно анализировать материал, Составлять опорный конспект. различать философские учения доклассического и постклассического. периодов античной философии. | Практическая работа или Опрос | Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения Студент должен: знать: Основные вехи и понятия философии данного периода. Основные термины, и основателей философской мысли данного периода. Особенности философских направлений и предмет споров философов данного периода. уметь: Различать взгляды философов данного периода на одну и ту же проблему. | Практическая работа или Опрос | Тема 5. Философия Нового времени Студент должен: знать: Основные вехи и понятия философии данного периода. Основные термины, основателей философской мысли данного периода. Особенности философских направлений и предмет споров философов данного периода. уметь: Самостоятельно анализировать материал, Составлять опорный конспект. Различать взгляды философов данного периода на одну и ту же проблему. | Практическая работа или Опрос | Тема 6. Немецкая классическая философия Студент должен: знать: Основные вехи и понятия философии данного периода. Основные термины, фамилии и имена основателей философской мысли данного периода. Особенности философских направлений и предмет споров философов данного периода. уметь: Самостоятельно анализировать материал, Составлять опорный конспект. Различать взгляды философов данного периода на одну и ту же проблему. | Практическая работа или Опрос | Тема 7. Западная философия XIX -XX вв. знать: Основные вехи и понятия философии данного периода. Основные термины, фамилии и имена основателей философской мысли данного периода. Особенности философских направлений и предмет споров философов данного периода. уметь: Самостоятельно анализировать материал, Составлять опорный конспект. Различать взгляды философов данного периода на одну и ту же проблему. | Практическая работа или Опрос | Тема 8. Русская философия Студент должен: знать: Основные термины, понятия и вехи философии данного периода. Имена и фамилии основателей русской философской мысли. уметь: Самостоятельно анализировать материал, Составлять опорный конспект. Различать взгляды философов данного периода на одну и ту же проблему. | Практическая работа или Опрос | Раздел II. Философия бытия | Тема 9 Бытие и формы его существования Студент должен: знать: Основные термины, понятия онтологии. Взгляды философии на бытие, материю. Основные категории философии в рамках данного учения. уметь: Самостоятельно анализировать материал, Составлять опорный конспект. Различать взгляды философов на эту проблему. | Практическая работа или Опрос | Тема 10 Диалектика и ее законы Студент должен: знать: Сущность и исторические формы диалектики. уметь: Составлять опорный конспект. Самостоятельно подбирать дополнительный материал к теме, работать с интерактивными источниками. | Практическая работа или Опрос | Раздел III Познание | Тема 11 Философские проблемы сознания Студент должен: знать: Основные термины. Взгляды философии на сознание. Объективное содержание мышления. Основные категории философии в рамках данного учения. уметь: Составлять опорный конспект. Самостоятельно подбирать дополнительный материал к теме, работать с интерактивными источниками. | Практическая работа или Опрос | Тема 12. Познание, его уровни и формы Студент должен: знать: Основные учения о познавательности мира. Структура познания. Категории: истина, ложь, заблуждение. Методология научного познания. уметь: Самостоятельно анализировать материал, Составлять опорный конспект. использовать указанные категории в области профильных дисциплин | Практическая работа или Опрос | Тема 13 Научное познание и его специфика Студент должен: знать: Основные возможности и методы познания, сущность теории, ее основателей, методы, основные понятия и термины. уметь: Самостоятельно анализировать материал, Составлять опорный конспект. устанавливать связь между философским учением о познании приемами познания тех наук, которые он изучает | Практическая работа или Опрос | Раздел IV. Человек и общество | Тема 14. Природа и сущность человека Студент должен: знать: Представление о человеке и его происхождении. Определения человека, индивида, личности. Смысл жизни. Особенности теории, основные понятия и термины, философов данного учения, их взгляды. уметь: Самостоятельно анализировать материал, Составлять опорный конспект. устанавливать связь между философским учением о человеке и специфики его познания юридическими дисциплинами | Практическая работа или Опрос | Тема 15. Общество и его структура Студент должен: знать: Природу общества. Сферы общественной жизни. Социальную онтологию и гносеологию. уметь: Самостоятельно анализировать материал, Составлять опорный конспект. использовать понятия и термины, философии для анализа различных сфер общественной жизни и гражданского общества. | Практическая работа или Опрос | Тема 16. Человек и проблема ценностей Студент должен: знать: Основания ценностей. Витальные и культурные ценности. Классификация ценностей. Счастье как высшее благо. уметь: Составлять опорный конспект. анализировать современные философские и научные представления о природе человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т.д. | Практическая работа или Опрос | Раздел V. Человек в мире культуры | Тема17. Культура как объект философии Студент должен: знать: понятие культуры, развитие философии культуры, соотношение понятий «Культура» и «Цивилизация», контркультура и массовая культура. уметь: самостоятельно анализировать материал, составлять опорный конспект, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям как «Культура» и «Цивилизация», контркультура и массовая культура. | Практическая работа или Опрос | Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации Студент должен знать: основные проблемы и перспективы современной цивилизации. уметь: самостоятельно анализировать материал, составлять опорный конспект, показать свое отношение к основным сценариям развития современной цивилизации. | Практическая работа или Опрос | Вопросы для подготовки к зачету 1. Мировоззрение: сущностная характеристика, структура, социальная роль. 2. Миф, религия, наука и философия как основные формы мировоззрения. 3. Предмет и методы философии, ее основные функции. 4. Основные философские направления: критерии различия, содержание, представители. 5. Основной вопрос философии. Проблема первичности и познаваемости мира. 6. Дисциплинарное деление философского знания, структура философского знания. 7. Философская культура как единство знания, мышления и интуиции. Специфика философского мышления, языка и текста. 8. Историческое формирование и развитие философии. Исторические типы и стили философского творчества. 9. Философская мысль Древней Индии: ведийские направления и школы. 10. Философские идеи буддизма: этико-психологические открытия и достижения. 11. Философская мысль Древнего Китая: характерные черты, основные проблемы и течения (даосизм, конфуцианство, легизм). 12. Предпосылки возникновения философии в Древней Греции. Сравнительный анализ восточного и западного стилей философствования. 13. Древнегреческая натурфилософия: главные проблемы, школы и представители. 14. Сократ, его философское творчество, роль в становлении классического стиля философствования. 15. Учение Платона об идеях. Социально-политические взгляды. 16. Философская система Аристотеля: онтологические исследования. 17. Учение Аристотеля о государстве. Его философско-правовые взгляды. 18. Эллинистический период античной философии (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм). 19. Формирование Средневековой философии: апологетика и христианская патристика. 20. Философско-теологические идеи Аврелия Августина. 21. Теоцентризм схоластической философии. Спор о природе общих понятий (универсалий): номинализм, реализм, концептуализм. 22. Теология и философское обоснование существования Бога Фомы Аквинского. 23. Развитие философской мысли в эпоху Возрождения: антропоцентризм, пантеизм и гуманизм. 24. Научная революция XVII века. Формирование механистической философии. 25. Проблема универсального метода познания в философии Ф. Бэкона, разработка индуктивной методологии. 26. Философия Р. Декарта: дуализм и учение о методе. 27. Социально-философские идеи Т. Гоббса. 28. Философский сенсуализм и скептицизм в Новое время (Дж. Локк, Д. Юм). 29. Философские идеи французских просветителей (Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Монтескье). 30. Немецкая классическая философия: основные черты, проблемы, историческая роль. 31. Философское учение И. Канта. Мораль и право. 32. Система философии Г. Гегеля. Философско-правовые исследования. 33. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии. 34. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. 35. Основные черты и этапы развития российской философии. 36. Философия всеединства В. С. Соловьева. 37. Проблема свободы, смысла жизни и творчества в философии Н. А. Бердяева. 38. Философия русского космизма (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский). 39. Современная российская философия: основные направления, проблематика, идеи, место и роль в развитии мировой философии. 40. Специфика и основные направления западной философии XX века. 41. «Философия жизни» А. Шопенгауэра, Ф. Ницше: иррационалистическая трактовка основных проблем человеческого существования. 42. Основные идеи, понятия и принципы экзистенциальной философии. 43. Философия позитивизма: этапы развития, основные положения, проблемы и представители. 44. Феноменологические исследования в современной философии. Феноменология как учение о явлениях «чистого сознания». 45. Философские идеи фрейдизма. 46. Основные идеи философии постмодернизма. 47. Философские дискуссии современности, их влияние на развитие общества. 48. Бытие как философская категория. Основные формы бытия. 49. Философские исследования материи. Ее сущность, формы, атрибуты. 50. Бытие идеального: основные характеристики и структура. 51. Проблема небытия в философии. 52. Виды реальности и особенности познания их человеком. 53. Диалектика как учение и метод: основные законы, категории, принципы. 54. Происхождение, сущность, структура, развитие сознания. 55. Сознание как субъективная духовная реальность. Самосознание: пути, методы, средства. 56. Общественное и массовое сознание: структура, формы, взаимосвязь. 57. Проблема познаваемости мира, ее решение в истории философии. 58. Сущность и формы познавательной деятельности человека. 59. Соотношение чувственного и рационального в познавательном процессе. 60. Система методов научного познания: эмпирический и теоретический уровни. 61. Концепции истины в философии и науке (корреспондентная, когерентная, прагматическая, конвенциальная). 62. Познание и истина. Истина как отношение и процесс, ценность и смысл. 63. Основные формы истины: объективная и субъективная, абсолютная и относительная, конкретная и абстрактная. Диалектика форм истины. 64. Проблема критерия истины в науке, религии и в философии. Истина и заблуждение. Истина и вера. 65. Философское и юридическое понимание истины: сравнительный и эпистемологический анализ. 66. Философские исследования сущности человека. 67. Концепции происхождения и эволюции человека. Комплексный характер антропосоциогенеза. 68. Духовная, социальная и телесная природа человека. Основные направления его универсального развития: биологическое, социокультурное, интеллектуальное, духовное. 69. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Проблема свободы личности. Роль личности в истории. 70. Деятельная сущность человека. Многообразие форм человеческой деятельности. 71. Смысл жизни человека, ее цель и ценность как философская проблема. 72. Любовь как духовно-нравственный способ человеческого существования. Виды любви, ее сущностные признаки. Псевдолюбовь и ее формы. 73. Проблема свободы в философии. Свобода, необходимость, произвол. Формы свободы. 74. Понятие свободы и ответственности личности в юриспруденции и философии. 75. Творчество как высшая форма проявления человеческой жизни и способ преобразования мира. 76. Творческая личность и гениальность. Условия становления и пути развития творческой индивидуальности. 77. Основные проблемы социальной философии. Социальная структура и социальная динамика. 78. Общество как целостная саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, духовная, правовая. 79. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества. 80. Движущие силы общественно-исторического процесса. Критерии социального прогресса. 81. Социальные противоречия и конфликты: сущность, формы и роль в развитии общества. 82. Информационно-техническая цивилизация, ее основные черты, проблемы и пределы развития. 83. Философские исследования культуры. Культура как форма творческого освоения мира. 84. Формирование и развитие культуры, проблема культурной идентификации, взаимосвязь культур. 85. Философская футурология: перспективы развития современной цивилизации. 86. Глобальные проблемы современности: возникновение, содержание, динамика изменений, возможности преодоления. 87. Взаимодействие природы и общества в процессе исторического развития. 88. Взаимосвязь философии и права. Значение и роль философского образования в профессиональной деятельности юриста. 89. Девиантное поведение: основы философского анализа. Политика, мораль, право в борьбе с преступностью. 90. Правосознание и правовая культура как условия формирования и развития современной цивилизации. [1] Подобным значком отмечена литература, имеющаяся в библиотечном фонде ДВФ РАП. |