МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Вид промежуточного контроля зачет

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия и самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
Раздел I. История философии
Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение, миропонимание и мирооценивание. Эмоционально-образный, логико-рассудочный и ментально-интуитивный уровни мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение личности, социальной группы, общества, эпохи. Философия как особая форма общественного сознания. Понятие философии. Философия как вид мировоззрения. Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Примеры философствования. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентации философии. Разделы философского знания. Структура философского знания, основные философские дисциплины. Основные функции философии. Назначение философии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования. Проблема классификации философских школ и направлений. Онтологический подход: материализм, субъективный и объективный идеализм, дуализм. Методологический подход: метафизика, диалектика. Гносеологический подход: скептицизм, гносеологический оптимизм, агностицизм, иррационализм. Сенсуализм, рационализм. Аксиологический, этический и эстетический подходы. Философия и наука. Социальная обусловленность философских учений Место философии в культуре современного общества и ее роль в подготовке квалифицированных юристов.   ознакомительный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся 0,5
Тема 2. Возникновение философии. Философия Древнего Востока Особенности историко-философского процесса, его содержание, динамика и ориентиры. Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Проблема происхождения философии. Особенности генезиса философии в странах Древнего Востока и Древней Греции. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии. Мифологический синкретизм как основа философской мысли Древней Индии. Веды как единство мифологических, религиозных, ритуальных, философских взглядов. Упанишады. Брахманизм и его эволюция. Идеалистическая (миманса, веданта, санкхья, йога) и материалистическая (локаята, чарвака) тенденции в древнеиндийской философии. Основные философские идеи индуизма и буддизма. Философские идеи в Древнем Китае. Особенности китайского мифологически-религиозного мировоззрения. Учение Лао-Цзы. Конфуцианство. Легизм.   ознакомительный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3. Античная философия Античная Греция как колыбель европейской философской культуры. Происхождение и значение термина «философия». Мудрость и любовь к мудрости. Космоцентрический тип философствования. Древнегреческая натурфилософия. Проблема первоначала. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Пифагор. Элейская школа. Парменид. Философский смысл апорий Зенона. Гераклит Эфесский и его наивная диалектика. Идеи атомизма Левкипп. Демокрит. Эпикур, Софисты. Классический период греческой философии. Рождение и развитие идеалистических и материалистических толкований человеческой души как носительницы жизни, сознания и познания. Сократ и его роль во взглядах на человека. Майевтика. Система объективного идеализма Платона. Платоновская доктрина человеческой души, познания, природы и космоса. Идеальное государство Платона. Философское учение Аристотеля. Логика, этика и учение об обществе Аристотеля. Эллинистический период античной философии. Киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смысле жизни. Неоплатонизм. Характерные черты античной философии.   репродуктивный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения Своеобразие и особенности философской мысли Средневековья. Христианство, истоки и становление. Влияние христианской догматики на становление и развитие философской культуры средневековой эпохи. Теоцентрический тип философствования, его культурно-исторические и социальные предпосылки. Христианская догматика и философская мысль. Креационизм. Апологетика. Квинт Тертуллиан. Патристика. Августин Блаженный и его учение о «двух градах». Проблема общего и единичного в системе теологического философствования. Спор о природе общих понятий: содержание, смысловые аспекты, основные подходы (номинализм, реализм, концептуализм). Ансельм Кентерберийский и его онтологический аргумент. Пьер Абеляр. Фома Аквинский о соединении веры и разума. Уильям Оккам и его учение об экономии мысли. Арабская средневековая философия (Авиценна, Аверроэс). Европейская средневековая мистика (Бонавентура, Майстер Экхарт). Ренессансное мировосприятие и его предпосылки в странах Западной Европы. Гуманизм. Основные идеи философии эпохи Возрождения: сдвиг в сторону антропоцентризма. Ренессансный человек - хозяин своей судьбы. Понимание человека как творческой личности. Эстетическое отношение к действительности. Расцвет искусства. Пантеизм как философское миропонимание. Алхимия. Николай Кузанский и его идея ученого незнания. Эразм Роттердамский. Развитие науки и ее влияние на философию. Леонардо да Винчи. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Роль философии эпохи Возрождения на ее последующее развитие. Отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм. Философские исследования человеческой индивидуальности. Социально-утопические концепции эпохи Возрождения.   репродуктивный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 5. Философия Нового времени Научная революция XVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Ф. Бэкон и его учение о методе. Проект прагматического преобразования науки. Виды человеческих заблуждений (идолов) по Бэкону. Разработка индуктивной методологии науки. Представления Бэкона об идеальном обществе. Развитие механистического материализма в философии Т. Гоббса. Роль разума в познании. Прагматизм человека. Ограниченность свободы воли. Идея общественного договора. Р. Декарт. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерии истины. Материя и движение в философии Декарта. Б. Спиноза. Пантеизм Спинозы. Бог, природа, субстанция. Метод построения системы. Понятие «природы порождающей» и «природы порожденной». Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм. Чувства и рассудок в познании. Интуиция как высшая форма познания истины. Естественное право и общественный договор. Свобода как осознанная необходимость. Г.Ф. Лейбниц и его монадология. Понятие предустановленной гармонии. Истины факта и метафизические истины. Действительность и закон достаточного основания. Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Критика концепции врожденных идей. Сенсуалистическая трактовка опыта и «чистый разум». Внешний и внутренний опыт. Философское обоснование либерализма. Договорная теория государства. Разделение властей. Гармония человека и общества. Субъективный идеализм Дж, Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства. Радикальный гносеологический скептицизм Д. Юма. Французский материализм XVIII в. Материалистическое мировоззрение. Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеции, П. Гольбах. Природа как причина самой себя. Естественная необходимость государства. Французское Просвещение. Философия истории и просветительские версии общественного прогресса. Ш. Монтескье о естественных и социальных законах, способах правления, разделении властей. Вольтер о свободе человека и равенстве перед законом. Ж.-Ж. Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса.   репродуктивный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 6. Немецкая классическая философия Социально-исторические, естественнонаучные и духовные предпосылки немецкой классической философии. Концептуальные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, активность сознания, связь сознания и познания, диалектические законы и принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. И. Кант как естествоиспытатель и философ. Критическая философия Канта. Предмет и задачи критической философии. «Вещь в себе» и явление. Понятие трансцендентального субъекта. Априоризм. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Идеи чистого разума. Кант о возможностях и границах спекулятивного теоретического разума. Моральная философия Канта. Категорический императив. Свобода и долг. Проблема Бога. Понятие эстетического. Философия истории Канта. Субъективно-идеалистическая философия И. Фихте. Принципы и система философии. Тождество субъекта и объекта. Основания «наукоучения» и диалектика Фихте. Демократизм философии Фихте, утверждение естественных прав человека. Объективный идеализм Ф. Шеллинга. Трансцендентальная философия и натурфилософия. Шеллинг о диалектике природы. Идея «абсолютного тождества». Эстетический идеализм. «Позитивная философия» позднего Шеллинга. Объективный диалектический идеализм Г. Гегеля. Система и метод. Гегель о тождестве мышления и бытия. Гегель о субстанции-субъекте. Философия как логика. Категории и принципы диалектического мышления. Учение Гегеля об истине. Философия природы. Философия духа. Гегель о «разумной действительности». Гражданское общество и государство. Философия права Гегеля. Материализм Л. Фейербаха. Критика идеализма и агностицизма. Учение о природе, естественном происхождении и развитии человека. Сенсуализм. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. Необходимость новой религии. Антропологический принцип философии Фейербаха.   ознакомительный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся

 

Тема 7. Западная философии IX -XX вв. Возникновение и формирование марксизма, объективные условия и субъективные факторы его развития. Отношение к философским идеям Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Материализм и диалектика. Основной вопрос философии. Диалектическое понимание материи. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса: проблема единства мира, многообразие форм движения материи. Проблемы теории познания. Учение об истине. Основные положения марксистского понимания истории. Материалистическое понимание истории: общественно-экономические формации, основные законы их функционирования и развития. Отношение общественного сознания к общественному бытию. Определяющая роль способа материального производства в жизни общества. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Общественный прогресс и его критерии. К. Маркс о классах и классовой борьбе, социалистической революции, диктатуре пролетариата, основных чертах коммунистической формации. Марксизм как теория и практика революционных преобразований социального мира. Позитивизм в XIX веке. Программа «позитивной философии» О. Конта. Философия и наука, предмет философии. Классификация наук. «Закон трех стадий развития человеческого духа» Конта. Социология в системе наук. Дж. Милль: утилитаризм, индуктивизм, феноменология. Эволюционизм и органическая теория общества Г. Спенсера. Эмпириокритицизм. Гносеология Э. Маха: элементы опыта, экономия мышления, описательность. Теория принципиальной координации Р. Авенариуса. Теория иероглифов (Г. Гельмгольц). Конвенционализм (А. Пуанкаре). Эмпириокритицизм в России (А. Богданов, П. Юшкевич), его критика В. И. Лениным. Неокантианство. Марбургская школа. Критика кантовской «вещи в себе» и логика науки (Г. Коген, П. Наторп). Баденская школа неокантианства. Противопоставление социологии естествознанию, аксиологическая трактовка социального (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Иррационализм. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Мир как воля и как представление. Метафизика морали. Пессимизм и аскетизм. Философия Ф. Ницше. Мир как «пунктуация воли». Аполлоническое и дионисийское начала в человеке. Критика коллективистской морали. Нигилизм. Воля к власти и идеал сверхчеловека. Идея вечного возвращения. Творчество и самоутверждение человека. Интуитивизм А. Бергсона. Жизнь как поток переживаний субъекта. Жизненный порыв. Интеллект и интуиция в творческой эволюции человека. Социальный элитаризм. Сложность и противоречивость социального развития в XX в. Их отражение в многообразии и взаимообусловленности философских направлений и школ. Мистицизм и реализм. Рационализм и иррационализм. Сциентизм и антисциентизм. Индивидуализм, антропологизм, социологизм, глобализм. Проблема взаимоотношения науки и веры. Основные тенденции западной религиозно-философской мысли в XX в.: католическая (неотомизм, неоавгустинианизм) и протестантская («диалектическая теология») философия. «Интеграционный гуманизм» Ж. Маритена. Религиозно-философская система П. Тейяра де Шардена. Сближение теоретической и практической функций познания. Прагматизм. Переоценка классического подхода к пониманию истины. Истина как целесообразность, практическая обоснованность. Прагматизм в контексте американской духовной традиции: Ч. Пирс. У. Джеймс, Д. Дьюи. Проблема психологического в жизни человека и общества. Фрейдизм как философское мировоззрение. Психоанализ и философия неофрейдизма. Аналитическая психология К. Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Сознание и реальность. Понятие феномена - натуралистического коррелята сознания. Феноменология как учение об предметно ориентированных и субъективно синтезированных продуктах деятельности сознания. Метод феноменологической редукции. Сведение «объективного» к психическому представлению о нем. Уникальность человеческого бытия. Понятие экзистенции. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Экзистенциальная философия. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Свобода и экзистенция. Светский (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю) и религиозный (К. Ясперс) экзистенциализм. Проблемы понимания, объяснения, толкования в культуре XX в. М. Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г. Гадамера. Философия науки. Эволюция позитивизма. Аналитическая философия. Становление и источники; Дж, Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Основные темы аналитической философии. Р. Карнап. Неореализм. Критический рационализм. К. Поппер. Постпозитивизм и философия науки. Г. Башляр, Т. Кун, И. Лакатос, С.Е. Тулмин, П. Фейерабенд. Эволюция философской антропологии. Идеи философской антропологии М. Шелера. Структурализм в гуманитарных науках и философский структурализм. Структурная антропология К. Леви-Строса. Постмодернизм: человек и мир как текст, проблема «смерти субъекта», деконструктивизм (М. Фуко, Ш. Делез, Ю. Кристева, Р. Барт). Философские дискуссии современности и их влияние на развитие мировой цивилизации.   ознакомительный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся  
Тема 8. Русская философия Основные черты русского типа философствования. Влияние западноевропейской культуры, религии, философии. Зарождение философии на Руси в XI -VII вв. Развитие внутри христианско-религиозного мировоззрения. Слитность с общественной психологией и культурой. Церковно-властная ориентация. Учение Илариона о законе и благодати, осмысление идеи богочеловечества. Филофей: «Москва - третий Рим». Максим Грек о «нестяжательстве». Русская философская мысль XVIII в. Развитие в условиях укрепления абсолютной монархии. Европеизация. Секуляризация. Призыв к социальному действию. Превращение в самостоятельную ветвь русской культуры. М.В. Ломоносов: философия и естествознание, механицизм, атомизм. А.Н. Радищев как просветитель, гуманист, критик российской политической системы. Трактовка естественного права и общественного договора. Русская философия XIX в. Становление русского национального самосознания. П.Я. Чаадаев. Оценка исторического прошлого России и размышления о ее настоящем и будущем. Западничество и славяно-фильство 30-50-х гг. Религиозная историософия. Полемика о своеобразии исторических судеб России. Философия русской радикальной демократии 50-60-х гг. А. И. Герцен. Разработка диалектического метода. Преодоление объективного идеализма на почве реализма. Критика идеи разумности истории. «Русский социализм». Н. Г. Чернышевский. Материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Социалистическая теория и пути развития России. Д. И. Писарев: материализм и наука. Философская мысль народников. Социально-философские позиции и концепция анархизма М.А. Бакунина. П.Л. Лавров: субъективная социология, роль личности в истории, Н. К. Михайловский: субъективный метод в социологии и проблема личности. «Герой» и «толпа». Русская философия конца XIX в. Формирование самобытных национально окрашенных философских систем. В. С. Соловьев. Критика философии «отвлеченных начал». Программа «цельного знания». Философия всеединства. Философия истории и моральная философия. Н. Ф. Федоров. «Философия общего дела». Проблема смерти и победы над ней. Русская религиозная философия начала XX в. Основные идеи философии С.Н. Булгакова, П. А. Флоренского, С.Н. Трубецкого, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка. Религия как предпосылка объективного и субъективного мира. Софиология. Тождество знания и веры. «Всеединство» и «соборность». Экзистенциально-религиозная философия. Н.А. Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Идея свободы и персонализм. «Русская идея». Русский космизм: К.Э. Циолковский. Н.Ф. Федоров, А.И. Чижевский. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Основные идеи евразийства. Марксистская философия в России. Г. В. Плеханов. В. И. Ленин. Интерпретация теории общественно-экономических формаций, общественного бытия, классов, государства и революций. Советская философия середины - второй половины XX в. «Диалектический и исторический материализм» в систематической форме. Основные проблемы и дискуссии в российской философии конца XX -начала XXI вв.   репродуктивный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел II. Философия бытия
Тема 9 Бытие и формы его существования Онтология как учение о бытии. Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Проблемы бытия в истории философской мысли. Проблема единства бытия и множественности его проявлений. Понятие субстанции. Структурность и детерминизм реальности. Вещи, свойства, отношения, связи. Понятие закона и закономерности. Законы динамические и статистические. Изменение и устойчивость реальности. Движение как оформленность, тенденция изменения. Пространство и время как формы существования реальности. Эволюция философских представлений о пространстве и времени. Естественнонаучные концепции пространства и времени. Понятие многомерного пространства. Представления о биологическом, психологическом и социальном времени. Философские образы природы. Природа как объективная реальность. Природа неживая и живая, естественная и искусственная. Формы бытия материи. Мир вещей и мир идей. Монизм и дуализм в понимании соотношения материальной и духовной реальности. Материя как объективная реальность. Основные философские и естественнонаучные представления о материи. Единство и многообразие материального мира. Современные представления о структуре и уровнях организации материи. Вещество и поле. Основные формы движения материи. Разновидности философского понимания идеального. Религиозные представления о духовно-божественной сущности мира и человека. Объективно-идеалистическая трактовка духовного начала мира. Субъективный идеализм о природе духовного. Пантеизм. Гилозоизм. Метафизический и вульгарно-материалистический подходы к пониманию сознания. Диалектико-материалистическая концепция соотношения материального и духовного. Организация бытия. Понятие организации как устойчивой определенности состава и структуры фрагмента реальности. Организованность и хаотичность как всеобщие свойства бытия. Структурность и энтропия. Субстанциональное единство и структурное многообразие материального и духовного мира.   ознакомительный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 10 Диалектика и ее законы Диалектика и метафизика — два противоположных подхода к развитию. Фундаментальные черты развития. Развитие как вид и следствие движения. Необратимость. Направленность преобразований. Эволюция философских взглядов на проблему развития. Основные подходы к рассмотрению его сущности. Теологические концепции. Тейярдизм. Эмерджеризм. Эволюционизм и его проявления. Синергетика как концепция самоорганизации материальных систем. Диалектика как концепция саморазвития на основе внутренней противоречивости вещей, явлений, процессов. Исторические формы диалектики, Стихийная диалектика древних. Идеалистическая диалектика. Материалистическая диалектика. Современное понимание диалектики с позиций субъект-объектных отношений. Принципы диалектики. Законы диалектики о причинах, формах, направленности процессов развития. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоположности как взаимно определяющие и отрицающие стороны, тенденции. Закон перехода количественных изменений в качественные. Понятия свойства как проявления сущности и содержания вещи. Качество как существенная определенность вещи, совокупность существенных свойств. Количество как степень развития свойства, выражаемая численно. Мера как устойчивое единство качественных и количественных характеристик. Скачок как изменение качественного состояния. Виды скачков. Закон отрицания-отрицания. Понятие тенденции, направленности развития, Отрицание как замена старого новым. Метафизическое отрицание как уничтожение старого. Черты диалектического отрицания: уничтожение вредного, отжившего; сохранение жизненного, перспективного; появление принципиально нового. Переход от старого к новому и от нового к новейшему. Соединение тенденций поступательности и цикличности в развитии. Явление «как бы возврата». Категории диалектики. Единичное и общее. Часть и целое. Меризм и холизм как противоположные и взаимно дополняющие подходы. Анализ и синтез как методы познавательной деятельности. Элемент и система. Понятие элемента как наименьшей части системы, выражающей ее сущность и специфику. Органичная целостность системы. Структурность. Наличие системных качеств. Несводимость качеств системы к сумме свойств ее элементов. Функциональные, структурные, информационные описания систем. Простые и сложные системы. Разновидности материальных, духовных, смешанных систем. Понятие анализа и синтеза систем. Содержание и форма. Содержание как совокупность частей, элементов и всевозможных отношений между ними. Форма как способ существования содержания. Единство и противоречивость содержания и формы. Явление и сущность. Внешнее, поверхностное и необходимое, закономерное в вещах. Их различие и взаимовлияние. Определяющая роль сущности. Познание как переход от явления к сущности. Понятие видимости, его гносеологическое значение. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Причина и следствие. Понятие каузальной связи. Наличие процесса порождения, генетического обусловливания. Временное предшествование, сосуществование. Возможность обратных связей. Цепи причинности. Понятия полной и специфической причины. Причина и повод. Необходимость и случайность. Сущностная обусловленность необходимого. Случайность как дополнение необходимости, форма ее проявления. Сочетаемость необходимого и случайного в реальных процессах бытия. Взаимные переходы необходимости и случайности. Возможность и действительность. Действительность как налично существующее бытие. Возможность как потенция актуального бытия. Взаимопорождение возможности и действительности в процессах развития. Спектры возможностей. Возможности формальные и реальные, абстрактные и конкретные, обратимые и необратимые. Понятие невозможности. Вероятность как количественная мера возможности. Онтологические основы прогнозирования. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец.   ознакомительный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел III Познание
Тема 11 Философские проблемы сознания Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другому человеку, самому себе. Сознание и самосознание. Сознание как деятельность и как совокупность знаний. Структура сознания. Когнитивно-информационные процессы. Виды перцептивных процессов (ощущение, восприятие, представление). Мыслительные процессы (языко-речевые, образно-наглядные, понятийно-логические). Образное и понятийное мышление. Интуиция. Воображение, творчество. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблема искусственного интеллекта. Эмоционально-психический мир сознания, структура и функции эмоций, разнообразие эмоциональных состояний (аффекты, переживания, переоценка ценностей в ситуации стресса, фрустрации). Мир эмоционального общения (доверие, любовь, привязанность, надежда). Воля как универсальный регулятор сознательной деятельности. Принятие решений. Память - способность запечатлевать, хранить и воспроизводить опыт. Сознание и личность. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации. Сознание и понимание. Сознание как познавательная деятельность. Проблемы интенциональности, инструментально-операциональной оснащенности, мотивации. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология как форма общественного сознания. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Общественное сознание и социальное действие.   репродуктивный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 12. Познание, его уровни и формы Гносеология в системе философского знания. Понятие познания как деятельности, связанной с формированием идеальных образов реальности. Познание как объект философии. Проблема познания в истории философской мысли. Основные подходы к рассмотрению и оценке возможностей познания. Сущность агностицизма, многообразие его проявлений. Скептицизм. Гносеологический оптимизм. Сенсуализм и рационализм. Иррационализм. Интуитивизм. Условность классификационных оценок гносеологических школ и учений. Субъект и объект познания, Уровни познания. Чувственное, логическое, интуитивное познание. Чувственное познание как отображение предметов в виде наглядных образов в результате деятельности органов чувств. Основные формы чувственного познания. Логическое познание как отображение внешнего мира в виде абстрактных образов. Основные формы логического познания. Взаимосвязи чувственного и логического познания. Интуиция как способность приходить к очевидно ясным выводам без осознания промежуточных логических построений. Философская полемика по проблеме природы интуитивного познания. Истина как цель познания. Различие философских трактовок истины. Истина – субъективный образ объективного мира. Истина, заблуждение, ложь. Понятия абсолютной, относительной, конкретной истины. Критерии истины. Критерий логической непротиворечивости доказательства. Критерий практики. Практика как опыт, предметно-чувственное преобразование мира. Абсолютность и относительность практики как критерия истинности.   репродуктивный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 13 Научное познание и его специфика Определение науки. Особенности научного знания. Деление наук на естественные, технические, общественные. Основные закономерности развития науки. Возрастание темпов роста объема научных знаний. Научные революции, расширение и качественное совершенствование научной картины мира. Смена лидеров в развитии науки. Дифференциация и интеграция научных знаний. Углубление самопознания науки. Познание как социальный процесс. Формы организации науки. Научное сообщество. Научные школы и коллективы. Экономические факторы развития науки. Информационное обеспечение науки. Наука и производство. Наука в системе культуры. Взаимосвязь философии и науки. Основные исторические типы отношения философии и науки. Функции философии в научном познании. Сущность и структура методологии. Понятие методологической проблемы. Метод науки. Взаимодействие метода и теории в развитии науки. Метод и цель науки. Метод и объект науки. Метод и средства научного исследования. Метод и условия исследования. Метод и ступень познания. Философский, общенаучный и специальный уровни методологических проблем. Роль философии в развитии методов научного познания. Понятие философского метода. Диалектика и метафизика. Общенаучные подходы. Понятие метода-подхода и метода-приема. Методы эмпирического познания. Роль приборов в современном научном познании. Проблемы измерения. Моделирование. Роль моделей в познании, их классификация. Методы теоретического познания. Понятие специальных методов. Специальные методы в правовой деятельности. Соотношение метода и методики. Методологическая культура юриста. Формы научного познания. Понятие логики научного исследования как определенной последовательности взаимосвязанных форм познания, как области проявления общих закономерностей познавательной деятельности. Факт, проблема, гипотеза, теория - основные формы научного познания. Цель научного исследования и источники прогресса научного знания. Противоречия между возрастающими потребностями практики и наличным уровнем знаний; между новыми фактами и существующими представлениями; между конкурирующими гипотезами, теориями и др. Понятия объекта и предмета научного исследования. Факт. Роль фактов в развитии науки. Факт действительности и факт науки. Трудности формирования фактологической базы научного познания. Проблема как знание о незнании, осознание ограниченности наличных возможностей науки. Гипотеза, ее сущность и роль в развитии научного знания. Вероятностный характер содержания гипотезы. Логические и практические доказательства гипотезы. Теория как наиболее развитая форма научного знания. Качественные и количественные, математизированные и нематематизированные теории. Феноменологические и объясняющие теории. Генетические и систематические теории. Реализация основных функций научного исследования. Описание явлений, формирование абстрактных объектов. Объяснение и понимание в процессе научных исследований. Соотношение предсказания, прогнозирования и планирования. Проявление форм научного познания в юридической науке.   репродуктивный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел IV. Человек и общество
Тема 14. Природа и сущность человека Предмет социальной философии. Взаимодействие социальной философии с общественными и гуманитарными науками. Социальная философия и теоретическая социология. Философская антропология в структуре знания. Антропологическая парадигма в философии. Биология и антропология. Археология, этнография и антропология. Человек как предмет антропологии. История антропологических взглядов и учений. Первобытное родовое осознание человека. Проблема человека в античной философии. Человек и Бог: религиозная антропология. Споры о свободе воли. Антропоцентризм и гуманизм в эпоху Возрождения. Философия разума Нового времени. Механистические трактовки человека. Объективно-идеалистическая концепция Г. Гегеля. Антропологизм Л. Фейербаха, Метафизика воли А. Шопенгауэра. Болезнь к смерти С. Кьеркегора. Ф. Ницше: воля к власти. Философская антропология М. Шелера. Экзистенциализм и антропологические идеи. Философско-натуралистические идеи происхождение человека. Теория эволюции Ч. Дарвина. Человек как биосоциальное существо. Труд, общение, речь - основные факторы антропосоциогенеза, развития психики, сознания человека. Человек как первичный активный субъект целеполагания и деятельности в системе общественных отношений. Различение понятий «человек», «индивид», «личность». 1.2. Основные подходы к моделированию антропосоциогенеза. Соотношение биологического, психологического и социального в человеке Понятие антропосоциогенеза. Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза. Мифологические, религиозные, естественнонаучные концепции антропосоциогенеза, их соотношение в современной культуре. Сциентизм и антисциентизм в современной философской антропологии. Биологическая школа в изучении человека. Социал-дарвинизм, евгеника, расовая теория, социобиология. Психологическая школа. Фрейдизм, неофрейдизм, бихевиоризм, гештальтпсихология. Социологическая школа. А. Дюркгейм, К. Леви-Стросс, М. Вебер. Марксистская традиция в понимании человека. Антисциентическая традиция в философской антропологии XX века. Современные представления о человеке как о биопсихосоциальном существе. Проблема коэволюции человека и природы в условиях техногенной цивилизации и экологического кризиса. 1.3. Личность. Проблема свободы и ответственности человека. Смысл человеческого бытия. Понятие личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Становление личности как социокультурного явления. Проблема отчуждения человека в истории философии. Феномен личности в историческом аспекте. Исторические типы личности. Феномен личности в социологическом аспекте. Личность и общество. Многообразие личностной деятельности в различные исторические эпохи. Социальные типы личности. Личность в современном обществе Запада, Востока, России. Социокультурная идентичность современного человека. Проблема свободы и ответственности личности. Идеал свободы человека в истории культуры. Содержание и смысл свободы. Свобода и проблема добра и зла. Онтологические, социологические и этические основания свободы личности. Взаимосвязь свободы, необходимости, зависимости и ответственности. Генезис идеи прав человека. Права человека как философская проблема. Представления о смысле и ценности жизни в различных культурах. Смысл жизни и современное общество. Образы счастья, успеха, жизненного пути в современной культуре. Проблема смерти и бессмертия человека. Конечность индивидуального существования человека и ее осмысление в философии. Право на смерть, его этические и юридические аспекты. 1.4. Человек в мире культуры Понятие культуры. Культура как предмет философского анализа. Функции культуры. Типология культуры. Личность и культура. Диалог культур Запада и Востока, место России в диалоге культур. Проблема цивилизационной и культурной идентичности России. Ценностная сфера человеческого бытия. Ценности как феномен культуры. Генезис ценностного сознания. Типология и иерархия ценностей. Ценностные ориентации в современном мире. Культура и цивилизация. Место науки в культуре человечества. Этапы становления и перспективы развития информационного общества. Культура и модернизация. Современный этап научно-технического прогресса. Человек в информационно-техническом мире. «Виртуальная реальность» как новый мир современного человека. Феномен информационного неравенства. Проблема информационно-психологической безопасности личности и общества.   репродуктивный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся 0,5
Тема 15. Общество и его структура Эволюция философского понимания общественной жизни людей. Патриархальные взгляды древности. Отождествление общества и государства в античности. Теологические концепции средневековья. Теории общественного договора Нового времени. Диалектико-материалистическая трактовка общества. Единство и противоречивость общества и природы. Общество как результат эволюции природы. Общество и биосфера. Общество и ноосфера. Идеи полного господства общества над природой и подчинения человечества природе. Необходимость гармонизации отношений общества и природы. Понятие структуры общества. Понятие системы общественных отношений. Их различение по видам действующих субъектов, целям, средствам, роли в функционировании общества, значению для прогресса человека и человечества. Основные сферы общественной жизни: материально-экономическая, социальная, политическая, духовная. Системность отношений между основными сферами общественной жизни. Многообразие социальных ролей и функций человека. Экономическая сфера общественной жизни. Материальное производство. Структура материального производства. Влияние способа производства на общество. Создание материальных условий существования и развития общества, определение характера общественного разделения труда, влияние на социально-экономическую инфраструктуру, разделение людей на экономические классы и профессиональные группы. Человек в отношениях собственности, распределения, обмена, потребления. Социальная сфера общественной жизни как совокупность отношений между людьми и группами, характеризующимися близостью общественного положения, способа жизнедеятельности, уровня жизни, психологии, интересов, целей, поведения, Основные критерии разделения населения на социальные группы: этнические, возрастные, медико-биологические, экономические, профессиональные, территориальные, семейно-бытовые и др. Проявление социальной принадлежности человека в его деятельности и отношениях с другими людьми. Понятие социальной стратификации. Теория элит. Политическая сфера общественной жизни как отношения по поводу власти в обществе. Понятие власти. Право как определяющее средство политической власти, регулятор системы основных общественных отношений. Политическая система общества. Государство как главный инструмент политики, его признаки, функции, формы (правление, устройство, режим). Виды государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Политические партии, общественно-политические организации и движения. Политические права и свободы человека. Духовная жизнь общества. Сочетание субъективного, индивидуального и объективного, общественного сознания в духовной жизни. Связь духовной жизни человека и общества с экономическими, социальными, политическими отношениями. Отражение, объяснение, прогнозирование явлений общественной жизни, выражение ценностно-целевых ориентиров деятельности, формирование нравственных, эстетических идеалов. Субъектная структура духовной жизни: индивидуальное сознание, социально-групповое, общечеловеческое, Единство индивидуального, группового, общечеловеческого в сознании человека. Общественная психология и идеология. Формы духовной жизни как исторически сложившиеся относительно самостоятельные направления общественного сознания. Их сущность, различия по предмету и способу отражения, социальным функциям, степени общественного влияния. Духовная культура личности.   репродуктивный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 16. Человек и проблема ценностей Аксиология как раздел философского знания. Понятие ценности. Ценность как разновидность субъект-объектных отношений, характеристика значимости объекта для жизнедеятельности субъекта. Проблема ценности в истории философской мысли. Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, гносеоцентризм, социоцентризм. Структура ценностного отношения. Потребность, интерес, целеполагание, идеал, сравнение, оценка. Различение ценности-цели и ценности-средства. Разновидности предметных ценностей по сферам и факторам жизнедеятельности субъекта. Витальные, социальные, политические и духовные ценности. Разновидности ценностей по виду субъекта. Общечеловеческие ценности. Общенациональные ценности. Социально-групповые ценности. Профессиональные ценности. Личностные ценности. Единство и противоречивость личностных и общественных ценностей. Цели и смысл человеческого существования. Человек как целеполагающее и рефлексирующее существо. Понятие цели и смысла человеческого бытия, Концепции смысла человеческой жизни: эвдемонизм, этика долга, прагматизм, гедонизм, аскетизм, утилитаризм. Понятия человеческой жизни, смерти, бессмертия в истории философской мысли. Надличностные концепции смысла существования человека. Теологические, духовно и материально-космоцентрические концепции. Идеи социоцентризма, этатизма, социально-групповых приоритетов. Рационалистические и иррационалистические концепции индивидуально-личностного детерминизма. Понятие смерти как предела индивидуального человеческого существования. Религиозная трактовка смерти. Жизнь и смерть как единство противоположностей, обеспечивающее развитие форм биологического и социального существования. Дискретность существования как форма оптимального согласования изменчивости и наследственности живого в ходе его эволюции. Проблема личностного отношения к смерти. Осознание неизбежности смерти. Проблема смертной казни. Самопожертвование во имя высших целей. Основные направления самосовершенствования человека в ведущих сферах его жизнедеятельности. Биологическое совершенствование человека. Понятие биоэтики. Совершенствование человека как социального существа, субъекта и элемента системы общественных отношений. Роль гражданских и профессиональных качеств личности. Духовно-культурное совершенствование человека: нравственное, религиозное, эстетическое. Развитие творческих способностей человека. Представления о бессмертии человека. Его воспроизводство в биологическом потомстве. Растворение в духе и теле Вселенной (космоцентризм). Переселения души, достижение бессмертия души (мифология, религия). Социальное наследство человека. Свобода и ответственность личности как форма проявления его отношения к цели и смыслу существования в обществе. Свобода как возможность мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями, представлениями, по своей воле. Понятия «свободы для» и «свободы от», их диалектика. Волюнтаризм и фатализм как крайности по отношению к свободе личности. Иррациональное (религия, миф, инстинкты) и гносеологическое (познание необходимости) в трактовках свободы. Модели рационализированной свободы человека: борьба за максимально возможную самореализацию, эскапизм (бегство от мира), приспособление к обстоятельствам, совпадение интересов личности и окружения. Социальная ответственность личности. Внутренняя ответственность личности, понятие совести.   репродуктивный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся 0,5
Раздел V. Человек в мире культуры
Тема17. Культура как объект философии Понятие культуры. Культура как единство форм мышления и экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни. Культура и природа. Сущность культурной деятельности. Культура как процесс самопознания человека. Универсальность культуры в жизнедеятельности человека и общества. Культура и цивилизация. Понятие цивилизации. История как процесс взаимодействия различных типов цивилизации. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура как система. Культура в жизни человека. Смысл культурного творчества человека. Человек как высшая ценность культуры. Человек в системе социально-исторических и культурных связей. Эволюция представлений о человеке в различных типах культуры. Субъекты культуры. Личность и культура. Культура - духовное измерение личности и общества. Роль культуры в социализации личности. Культура и нравственность. Культура и субкультура. Многообразие культур. Типологизация культур. Общая характеристика западного и восточного типов культуры. Особенности становления и развития русской культуры. Россия в диалоге культур. Понятие массовой культуры. Необходимость усиления взаимодействия культур. Проблема диалога культур в информационном обществе.   репродуктивный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации Противоречивость современного мира. Выдающиеся достижения в областях материальной и духовной деятельности. Проявления нравственной, психологической, биологической деградации части человечества Актуальность проблемы направленности исторического процесса. Идея общественного прогресса в истории философской мысли. Идеи нисходящего движения человечества от золотого века к железному. Античные надежды на благотворную роль государства. Религиозный фатализм, провиденциализм средневековья. Мысли Д. Вико об историческом круговороте: божественной, героической, человеческой эпохах в жизни каждого народа. Просвещение: акцент на разум, нравственность, гуманизм сообщества свободных и равных людей. О. Конт о теологической, философской, позитивной стадиях развития общества. Марксистская теория общественно-экономических формаций и социального прогресса на основе развития способа производства. Первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое общества. Предположения о коммунистическом обществе. Попытки реализации марксистских идей. О. Шпенглер об историческом процессе как последовательности самостоятельных культур (египетской, индийской, вавилонской, китайской, греко-римской, западноевропейской, майи, русской). Идеи А. Тойнби об истории как последовательности цивилизаций, проходящих фазы рождения, роста, крушения, разложения и гибели. Движущая сила цивилизаций – творческое меньшинство. Концепции единства и преемственности общественного развития. Стадии экономического роста по У. Ростоу: традиционное общество, переходное общество, сдвиг, зрелость, массовое потребление. Теории технологического детерминизма и технократизма. Д. Белл, Р. Арон, Д. Гелбрейт и др. о доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Развитие концепции информационного общества в трудах Э. Тоффлера, И. Масуды и др. Проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Выдающиеся личности, их черты, проявления, роль в обществе. Объективная и субъективная обусловленность появления и действий выдающихся личностей. Недопустимость фатализма и волюнтаризма, навязывания обществу форм развития, не соответствующих традициям и социально-экономическим реалиям. Человечество перед лицом глобальных проблем. Сущность и критерии глобальных проблем. Типология глобальных проблем современности. Интерсоциальные проблемы. Проблемы систем «Человек - общество» и «Природа - общество». Специфика социально-философского осмысления глобальных проблем. Различные подходы к глобальным проблемам. Теории «пределов роста», «органического роста», устойчивого развития на основе коэволюции. Критика ограниченности технократического мышления. Реализация гуманистического потенциала научно-технического прогресса. Показ порочности войны как средства политики, инструмента решения общественных проблем. Необходимость поиска решения глобальных проблем, сплочения всех мировых прогрессивных сил на основе защиты жизни на Земле.   репродуктивный
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся 0,5
Всего: 54/26  
Семинары  
Самостоятельная работа  

 

Планы семинарских занятий

Семинар 1. Античная философия

План:

1. Сущность мировоззрения, его структура. Исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия и наука).

2. Предмет и методы философии, ее основные функции. Структура философского знания. Главные философские направления.

3. Особенности восточной философской традиции. Древнеиндийские и древнекитайские философские школы.

4. Специфика западной философской традиции. Возникновение философии в Древней Греции. Первые натурфилософские школы.

5. Классический период в развитии античной философии (софисты, Сократ, Платон, Аристотель).

6. Эллинистический период античной философии (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм).


Библиография

Основная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник*. – М.: ООО «ТК Велби», 2002

2. Философия. А. Спиркин. М., 2014.

3. Философия. П. Гуревич. М., 2013.

4. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007.

5. Ильин В.В. История философии. – М., 2003.

6. История философии : учебник для высших учебных заведений / Под редакцией проф. В.П. Кохановского, проф. В.П. Яковлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 1996.

8. Новейший философский словарь - 2-е изд. - Минск, 2001.

9. Основы современной философии / Под ред. А. Иванова. – СПб., 2001.

10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. – СПб., 1997.

11. Степанянц М.Т. Восточная философия. – М., 2001.

12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гадарики, 2002.

13. Философия: Учебник / Под редакцией проф. В.Н. Лавриненко*. – М.: Юристъ, 2004.

14. Философия: Учебное пособие / Под ред. Ю.А. Харина. – М., 2000.

15. Философия: Учебник для вузов / Под редакцией проф. Л.А. Никитич*. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

16. Философия: Энциклопедический словарь / под редакцией А.А. Ивина. – М. : Гардарики, 2006.

Дополнительная

1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. – М., 1978-1984.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1975.

3. Басов Р.А. История древнегреческой философии от Фалеса до Аристотеля. – М., 2002.

4. Богомолов А.С. Античная философия: Учебник / А.С. Богомолов. – М. : Высшая школа, 2006.

5. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., Наука, 1993.

6. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. – М., 1972.

7. Конфуций. беседы и суждения. – СПб., 1993.

8. Курбатов В.И. Философия в парадоксах и притчах: Учебник для студентов вузов. – Ростов н/Д., 1996.

9. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. – М., 1992.

10. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

11. Основы философии в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. А.В. Якушева. – М., 1999.

12. Платон. Сочинения: В 4 т. – М., 1990-1995.

13. Поппер К. Чары Платона // В кн.: Поппер К. Открытое общество и его враги.- М., 1992. Т. 1.

14. Симонов Д.А. История философии в вопросах и ответах. – М., 2006.

15. Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989.

16. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. – СПб., 1998.

17. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.