Новые концептуальные идеи педагогики. Тема 1. Новые концептуальные идеи и направления развития педагогической науки. Новые концептуальные идеи педагогики. Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами. Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения. В педагогике существовало немало дидактических концепций. Каждая концепция состоит из нескольких направлений, педагогических теорий в зависимости от понимания сущности процесса обучения. Можно выделить три принципиально отличающиеся между собой дидактические концепции: 1) традиционная (Я.А. Коменский, И. Пестолоцци, И. Гербарт); 2) педоцентрическая (Д. Дьюи, Г. Кершенштейн, В. Лай); 3) современная дидактическая система (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, К. Роджерс, Брунер). Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения. 1. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Немецкий философ и педагог Гербарт критически переосмыслил классно-урочную систему Я. А. Коменского и сформулировал принцип воспитывающего обучения. Введя это понятие, он сосредоточивал внимание на одновременном развитии воли, характера и ума, отрицал отделение воспитания от обучения. В процессе воспитывающего обучения, по мнению Гербарта, должны возникать разнообразные интересы учащихся (эмпирический - к окружающему миру, умозрительный - до причин появления жизненных реалий, эстетический - до прекрасного, симпатичный - к близким, социальный - ко всем людям), то есть должно осуществляться то, что сегодня называют мотивацией учебной деятельности учащиеся. Дидактика Гербарта характеризуется такими понятиями, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Для достижения определенной цели процесс обучения, поГербарту, должен состоять из четырех формальных этапов (ступеней), которые определяют его структуру: 1) степень ясности: выделение материала и углубленное его рассмотрение; 2) степень ассоциации: установление связей между новыми и старыми знаниями; 3) ступень системы: вывод правил, формулировки понятий, законов; 4) степень метода: понимание теорий, применение к новым явлениям, ситуаций Процесс обучения протекает от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера. Практика в этой схеме отсутствует. Эти формальные уровни не зависят от содержания обучения, определяют ход учебного процесса на всех уроках и по всем предметам. К началу XX в. рождаются новые подходы. Традиционная система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка, за то, что данная система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика. Критиковали ее за то, что целью обучения, согласно этой теории, является передача готовых знаний без привлечения ребенка к умственной активности (активным в учебном процессе должен быть прежде всего учитель, а учащиеся должны «сидеть тихо, быть внимательными, выполнять распоряжения учителя»), за авторитарность, подавление самостоятельности учащегося. 2. В основе педоцентрической концепции – деятельность ребенка, главная роль отводится учению. Дидактика американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952) Название «педацентрической» она имеет потому, что ДжДьюи предложил строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т. е. «обучение через делание». ДжДьюи разработал концепцию «полного акта мышления», согласно которой мыслить человек начинает тогда, когда встречается с трудностями, преодоление которых имеет для нее важное значение. Выделяются следующие этапы (ступени): - ощущение трудности; проявление и определение их, выдвижение замысла решения (формулировка гипотезы); - формулирование выводов, вытекающих из предусмотренного решения (логическая проверка гипотезы); - последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие признать или отвергнуть гипотезу. Уроки следует строить на основе «полного акта мышления», то есть так, чтобы ученики могли почувствовать конкретную трудность; определить ее (выявить проблему); сформулировать гипотезу его преодоления; получить решение всей проблемы или ее части, проверить гипотезу с помощью наблюдений или эксперимента. Формируя стратегию обучения, Дьюи и его последователи больше опирались на спонтанные интересы и ситуативную активность учащихся. Поэтому учебные программы определяли лишь общие контуры образования, и появлялись лишь в старших классах. В результате такое образование ограничивалось узким кругом проблем, было неполным и систематическим. Абсолютизация такой дидактики приводит к переоценке спонтанной деятельности детей, к утрате систематичности обучения, к случайному отбору материала, к снижению уровня обучения. 3. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология и педагогика сотрудничества. Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Педагогическое сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности. Отличительной чертой современных дидактических концепций является их развивающий характер, новый, активно-деятельностный способ обучения. Рассмотрим некоторые концепции развивающего обучения. 1. Концепция Л. В. Занкова. Усилия научного коллектива под руководством Л. В. Занкова в 1950–1960-х гг. были направлены на разработку новой, более эффективной системы обучения младших школьников. Основу этой концепции составляют следующие взаимосвязанные принципы: - обучение на высоком уровне трудности; - быстрый темп изучения программного материала; - ведущая роль теоретических знаний; - осознание учеником процесса учения; - целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых. Эти принципы были реализованы в специально разработанных программах и методиках обучения чтению, письму, математике, природоведению и другим предметам. Система обучения Л. В. Занкова показала высокую эффективность при экспериментальной проверке, однако попытка её внедрения в массовую практику, предпринятая в 1960-1970-е гг., потерпела неудачу, так как подавляющее большинство учителей в то время оказалось неспособно её освоить. Возрождение этой концепции в конце 1980-х – начале 1990 гг. вызвано ориентацией школы на личностно-ориентированное обучение. 2. Концепция содержательного обучения разработана в 1960-е гг. научным коллективом под руководством психологов В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина также для начальной школы. Согласно этой концепции, школьник в процессе усвоения учебного материала движется от понимания конкретного образа к осознанию абстрактного понятия. Последующее теоретическое воспроизведение строится по обратной логике: мысль ученика движется от абстрактного к конкретному. Именно такая логика построения учебного процесса должна способствовать наилучшим результатам обучения младших школьников. 3. Концепция поэтапного формирования умственных действийразработана на основе соответствующей теории П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной, В основе этой теории лежит следующая закономерность: всякое умственное действие берёт начало с материального, с внешнего действия. Чтобы сформировать любой умственный навык, надо сначала создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными материальными объектами, а затем перевести его выполнение на вербальный (словесный) уровень. Согласно концепции поэтапного формирования умственных действий, возможности процесса обучения значительно возрастают, если в процессе учения дети учащиеся проходят через следующие взаимосвязанные этапы: 1) мотивация деятельности и предварительное ознакомление учащихся с действием и условием его выполнения; 2) осознание учащимися схемы, алгоритма предстоящего действия (на этом этапе широко используются схемы, инструкции, памятки, наглядно представляющие отдельные операции и их последовательность); 3) внешнее выполнение действия и проговаривание действия вслух; 4) обобщение действия (обычно это высказываемый вслух вывод, подводящий итог выполненному действию); 5) этап внутренней речи, перевод действия из внешней формы (материальной) во внутреннюю, умственную; 6) закрепление действия во внутреннем, умственном плане, осознание его как личностно значимого, необходимого. 4. Концепция проблемного обучения предполагает поиск резервов умственного развития учащихся: способности к творческому мышлению и самостоятельной познавательной деятельности. Научное обоснование данной концепции сделано в 1960–1970-х гг. работах Т. В. Кудрявцева, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова и др. Суть проблемного обучения заключается в организации педагогом для учащихся проблемных ситуаций, осознании этих ситуаций, их принятия и решения в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учеников и общем направляющем руководстве педагога. Проблемные ситуации возникают, например, в таких случаях: - если обнаруживается несоответствие между уже известными учащимся фактами и новыми знаниями; - если учащиеся сталкиваются с новыми для них практическими условиями использования уже имеющихся знаний, умений и навыков; - если необходимо выбрать из известных ученику способов решения учебно-познавательной задачи единственный правильный или наилучший и т. д. При создании проблемных ситуаций учителю следует руководствоваться правилами: - задание должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми владеет ученик; - неизвестное, которое нужно «открыть» ученику при разрешении проблемной ситуации, должно подлежать усвоению, способствовать формированию действительно важных знаний и умений; - выполнение проблемного задания должно вызывать у ученика потребность в усваиваемом знании. В проблемном обучении принято выделять четыре основных этапа: 1) осознание проблемной ситуации («ситуация требует разрешения, потому что…»); 2) анализ ситуации и формулировка проблемы («проблема состоит в том.что…»; 3) решение проблемы: выдвижение гипотез и обоснование путей решения, отбор наиболее логичных гипотез и их последовательная проверка; 4) проверка правильности решения проблемы («противоречие устранено, потому что…»). Глосарий Конце́пция (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения[1]; система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе[2]; ведущий замысел, конструктивный принцип в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности; комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий. Дидактическая система - это совокупность компонентов, образующих единую целостную структуру, направленную на достижение цели обучения. Традиционная система обучения -это концепция в которой доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. И характеризуется такими понятиями, как управление, руководство учителя, регламентации,правила, предписания. Педоцентрическая концепция –дидактическая система в которой процесс обучения строится исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т. е. «обучение через делание». Современная дидактическая концепция –это дидактическая системакоторая предусматривает не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Педагогическое сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности. Концепция Л. В. Занкова.– разработанная для более эффективной системы обучения младших школьников. Основу этой концепции составляют следующие взаимосвязанные принципы:обучение на высоком уровне трудности;быстрый темп изучения программного материала;ведущая роль теоретических знаний;осознание учеником процесса учения;целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых. Концепция содержательного обучения-согласно этой концепции, школьник в процессе усвоения учебного материала движется от понимания конкретного образа к осознанию абстрактного понятия. Последующее теоретическое воспроизведение строится по обратной логике: мысль ученика движется от абстрактного к конкретному. Концепция поэтапного формирования умственных действийв основе этой теории лежит следующая закономерность: всякое умственное действие берёт начало с материального, с внешнего действия. Чтобы сформировать любой умственный навык, надо сначала создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными материальными объектами, а затем перевести его выполнение на вербальный (словесный) уровень. Концепция проблемного обучения предполагает поиск резервов умственного развития учащихся: способности к творческому мышлению и самостоятельной познавательной деятельности. Суть проблемного обучения заключается в организации педагогом для учащихся проблемных ситуаций, осознании этих ситуаций, их принятия и решения в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учеников и общем направляющем руководстве педагога. |