Условие неотрицательности переменных сохраняется в обеих задачах. № 24. Сформулируйте и докажите основное неравенство для взаимно двойственных задач линейного программирования. Сформулируйте достаточный признак оптимальности. Основное нер-во двойственности.Пусть Х – какое-нибудь допустимое решение задачи I, а У – какое-нибудь допустимое решение задачи II. Тогда справедливо неравенство f(x)<φ(Y) Доказательство:Имеем AX<B, откуда следует (АХ)T<BT или XTAT<BT. Умножим обе части этого неравенства справа на матрицу У>0=0, получим (XTAT)Y<BTY или, в ввиду ассоциативности умножения матриц, XT(ATY)<BTY=φ(Y) (I) Аналогично имеем ATY>С; умножив обе части слева на матрицу XT>0, будем иметь XT(ATY)>XTC=f(X) (II) Соединяя два полученных неравенства I и II, можем записать F(X)<XTATY< φ(Y), откуда и следует основное неравенство f(X)< φ(Y). Достаточный призрак опт-ти: Если для некоторых допустимых решений выполняется равенство значений целевых функций то х*, у* - оптимальные решения задачи I и II соответственно. № 25. Сформулируйте первую и вторую теоремы двойственности. Докажите вторую теорему двойственности. Первая теорема двойственности. Если исходная задача имеет оптимальное решение, то и двойственная ей также имеет оптимальное решение. При этом оптимальные значения целевых функций обеих задач равны: fmax=gmin. Оптимальное решение исходной задачи можно найти по фор-ле: X=C*D-1 Вторая теорема двойственности. Если хотя бы одно оптимальное решение одной из двойственных задач обращает i-е ограничение этой задачи в строгое неравенство, то i-я компонента (т.е. xi или ui) каждого оптимального решения второй двойственной задачи равна нулю. Если же i -я компонента хотя бы одного оптимального решения одной из двойственных задач положительна, то каждое оптимальное решение другой двойственной задачи обращает i -е ограничение в строгое равенство. Доказательство:Пусть и – оптимальные решения пары двойственных задач. Тогда для ,  Они удовлетворяют следующим ограничениям: . (3) Умножим (3), соответственно, на и , и просуммируем полученные выражения: . (4) Из основной теоремы двойственности следует . (5) И с учетом (4) получаем: , . Первое из этих выражений можем переписать в виде , и так как все и выражения в скобках неотрицательны, то опуская å, получим: . Аналогично получим: . Ч.Т.Д. Вопрос №26. Приведите пример постановки транспортной задачи. Что такое оптимальный план перевозок? Что такое транспортная задача с правильным балансом? Сформулируйте критерий разрешимости транспортной задачи. 1) Классическая постановка транспортной задачи общего вида. Имеется m пунктов отправления («поставщиков») и n пунктов потребления («потребителей») некоторого одинакового товара. Для каждого пункта определены: ai – объемы производства i -го поставщика, i = 1, …, m; вj – спрос j-го потребителя, j= 1,…,n; сij – стоимость перевозки одной единицы продукции из пункта Ai– i-го поставщика, в пункт Вj – j-го потребителя. Требуется найти план перевозок, при котором бы полностью удовлетворялся спрос всех потребителей, при этом хватало бы запасов поставщиков и суммарные транспортные расходы были бы минимальными. 2) Оптимальный план перевозок - такой план перевозок, который определяет минимальную суммарную стоимость транспортировки, не превышая объем производства каждого из поставщиков и полностью покрывая потребности каждого из потребителей. 3) Транспортная задача с правильным балансом. Теорема: если допустимое решение Х=(хij)*(i= , j= ) транспортной задачи является оптимальным, то существует потенциалы поставщиков ui (i= ) и потребителей vj(j= ). Удовлетворяющее условиям: 1) ui+vj=cij, если xij>0; 2) ui+vj ≤cij, если xij=0. Общее кол-во товара у поставщиков:  Общая потребность в товаре в пунктах назначения:   Если суммарные запасы поставщиков равны суммарным запросам потребителей, т.е.  то такая задача называется задачей с правильным балансом, а ее модель — закрытой. 4) Критерий разрешимости транспортной задачи: Транспортная задача разрешима только, если она имеет правильный баланс. №27. Опишите методы построения начального опорного плана транспортной задачи. 1) Метод северо-западного угла 2)Метод минимального тарифа Начальный опорный план находят, заполняя не более чем m+n-1 клеток (по числу базисных переменных). Любое допустимое решение транспортной задачи можно записать в транспортную таблицу. Клетки транспортной таблицы, в которых находятся отличные от нуля (или базисные нулевые) перевозки, называются занятыми, остальные свободными. Клетки таблицы нумеруются так, что клетка, содержащая перевозку xij, т.е. стоящая в i-строке и j- столбце, имеет номер (i,j). Каждой клетке с номером (i,j) соответствует переменная xij. Выбор заполняемых клеток производят, ориентируясь на тарифы перевозок, а именно: на каждом шаге выбирают какую-нибудь клетку (i,j), отвечающую минимальному тарифу и помещают в нее максимально возможную перевозку xij. После чего удаляют либо столбец, либо строку в зависимости от соотношения xij=bj или xij=ai. №28. Опишите метод потенциалов. Сформулируйте определения следующих понятий: свободная клетка, занятая клетка, оценка свободной клетки, цикл, перестановка по циклу. В чем состоит условие оптимальности опорного плана? 1) Метод потенциалов. Метод потенциалов основан на следующей теореме. Если допустимое решение Х=( xij) (i= , j= ) транспортной задачи является оптимальным, то существуют потенциалы поставщиков ui(i= ) и потребителей vj (j= ), удовлетворяющие условиям: ui+ vj=сij, если xij>0, ui+ vj<либо =сij, если xij=0. Равенства ui+ vj=сij при xij>0 используются для нахождения потенциалов. Данная система уравнений имеет m+n неизвестных ui,i= и vj, j= . Число уравнений системы, как и число отличных от нуля координат невырожденного опорного решения, равно m+n-1. Так как число неизвестных системы на единицу больше числа уравнений, то одно из них можно задать произвольно ( как правило, его берут нулевым), а остальные найти из системы. Неравенства ui+ vj<либо =сij при xij=0 используются для проверки оптимального опорного решения. Эти неравенства удобно записать в виде ij=ui+vj-cij при xij=0. Числа ij по-прежнему будем называть оценками свободных клеток таблицы, не входящих в базис опорного решения. В это случае признак оптимальности можно сформулировать так же, как в симплекс-методе (для задачи на минимум): опорное решение является оптимальным, если для всех клеток таблицы оценки неположительные. 2) Клетки транспортной таблицы, в которых находятся отличные от нуля(или базисные нулевые) перевозки, называются занятыми, остальные – свободными. Оценка свободной клетки – (см. метод потенциалов) Цикл –такая последовательность клеток транспортной таблицы (i1,j1), (i1,j2), (i2,j2),…(ik,j1), в которой две и только две соседние клетки расположены в одной строке или столбце, причем первая и последняя клетки также находятся в одной строке или столбце. (?)Перестановка по циклу - (сдвиг по циклу на величину t)-увеличение объемов во всех нечетных клетках цикла, отмеченных знаком «+», на t и уменьшение объемов перевозок во всех четных клетках, отмеченных знаком «-», на t. 3) Условие оптимальности опорного плана. Оптимальный план должен определять минимальную суммарную стоимость транспортировки, не превышая объем производства каждого из поставщиков и полностью покрывая потребности каждого из потребителей. Оптимальный план перевозки соответствует минимуму линейной целевой функции f(X)= min при ограничениях на потребление и поставку   |