Первичные средства пожаротушения и оказание первой помощи при ожогах. Материалы по БЖД Тенденция жизни в современном мире такова, что растет уязвимость личности, социальных групп и государств от опасностей природного, техногенного и социального характера. Чтобы противостоять угрозам, недостаточно их идентифицировать и знать средства и способы защиты, но необходима мировоззренческая позиция на безопасность. Только объединив традиционное видение проблемы безопасности личности с мировоззренческим аспектом, можно создать мощное противодействие опасностям современного мира. Одной из составляющих обеспечения безопасности является защита человека, общества и государства от опасностей, возникающих в чрезвычайных ситуациях (ЧС). За последние годы в ЧС природного, техногенного, военного характера и террористических актах на территории России и в мире в целом пострадали миллионы человек. Большинство развитых государств ведут научно обоснованную политику по уменьшению риска природных, техногенных и социальных ЧС. В России проводится единая государственная политика в области обеспечения безопасности личности, общества и государства в ЧС. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности населения в ЧС в системе исполнительной власти создана и функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Создание РСЧС позволило перейти к решению проблемы управления рисками в техногенной сфере и смягчению последствий стихийных бедствий как основополагающей задачи по обеспечению безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Одной из составляющих успешного предотвращения ЧС является повышение уровня образованности будущих специалистов в области безопасности в чрезвычайных ситуациях. Основы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 1.1.Основные понятия, определения и термины. Чрезвычайная ситуация(ЧС) – состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде. Источник чрезвычайной ситуации (источник ЧС) – опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация. Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз или опасностей. Опасность – состояние объекта в условиях возможной реализации воздействия на него факторов источников опасности. Источник опасности - явление любой природы (физической, химической, социальной, экономической и т. д.), способное привести к реализации опасности, т. е. нанести вред объекту безопасности. Поражающий фактор источника ЧС – составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими, биологическими и другими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. Поражающее воздействие источника ЧС – негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника ЧС на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду. Объекты экономики (объекты народного хозяйства) – предприятия, объединения, учреждения и организации как сферы материального производства, так и непроизводственной сферы хозяйства, независимо от организационно – правовых форм и форм собственности. Современное средство поражения – находящееся на вооружении войск боевое средство, применение которого в военных действиях может вызвать или вызывать гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, нарушения здоровья населения, разрушения и повреждения объектов экономики, элементов окружающей природной среды, а также появление вторичных поражающих факторов. Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Очаг поражения – ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия современных средств поражения произошли: массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды. Зона ЧС – зона действия поражающих факторов источников ЧС. Аварийно – спасательные работы в ЧС – первоочередные работы в зоне ЧС по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды, по поиску и спасению людей, а также оказание пораженным гражданам первой медицинской помощи и их эвакуация в случае необходимости в специализированные медицинские учреждения вне зоны ЧС. Аварийно-восстановительные работы в ЧС- первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории. Жизнеобеспечение населения в ЧС – совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке. Система жизнеобеспечения населения в ЧС – структурное звено функциональной подсистемы РСЧС, предназначенное для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в ЧС, состоящее из органов управления, служб, сил и средств жизнеобеспечения населения в ЧС. Население – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ. Территория – земельное, водное и воздушное пространство в пределах РФ или ее части с объектами производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды. 1.2Нормативно – правовая база. Из общего перечня Федеральных законов, Постановлений правительства и других документов выделим некоторые основные. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390 << О безопасности >> Закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации. Основными принципами обеспечения безопасности являются: 1. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. 2. Законность. 3. Системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления, политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности. 4. Приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности. 5. Взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности. Федеральный закон от 21декабря 1994 года № 68<< О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера >>. Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, о также окружающей среды от ЧС природного и техногенного характера. Целями настоящего закона являются: предупреждение возникновения и развития ЧС; снижение размеров ущерба и потерь от ЧС; ликвидация ЧС; разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями; Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28<<О гражданской обороне>>. Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Руководство ГО в РФ осуществляет правительство Российской Федерации. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года << О пожарной безопасности >>. Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между федеральными органами власти, органами управления субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями и населением. Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно – технического характера, направленных на борьбу с пожарами. 1.3.Классификация чрезвычайных ситуаций. ГОСТ Р 22.0.02-94 выделяет несколько признаков, позволяющих отнести определенное событие к ЧС: - наличие источника ЧС; - угроза здоровью и жизни людей: - нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей, - нанесение ущерба (имуществу людей, объектам экономики и окружающей природной среде); - наличие границ ЧС (объект, территория, акватория). В зависимости от этих признаков классифицируются ЧС по характеру источника ЧС и по масштабу и тяжести последствий. Природные и техногенные ЧС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007г. № 304 классифицируются в зависимости от: - количества людей, погибших или получивших ущерб здоровью; - размера материального ущерба; - границы зон распространения поражающих факторов ЧС. Для установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них, в соответствии с вышеуказанным Постановлением выделяют следующие ЧС: 1. Локальные. 2. Муниципальные. 3. Межмуниципальные. 4. Региональные. 5. Межрегиональные. 6. Федеральные. По характеру источника ЧС классифицируются на: 1. Техногенные ЧС: · транспортные аварии, · пожары, взрывы, · аварии с выбросом(угрозой выброса) химически опасных веществ, · аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, · аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ, · внезапные обрушения, · аварии на электроэнергетических системах, · аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, · аварии на очистных сооружениях, · гидродинамические аварии. 2. Природные ЧС: · опасные геологические явления и процессы, · опасные гидрологические явления и процессы, · опасные метеорологические явления и процессы · природные пожары. 3. ЧС экологического характера: · изменения состояния суши, · изменения состава и свойств атмосферы, · изменение состояния гидросферы, · изменение состояния биосферы. 4. ЧС социального характера: · ухудшение экономической ситуации, · обострение криминогенной обстановки, · межнациональные конфликты, · военные конфликты, · террористические акты. Система национальной безопасности Российской Федерации. 1.1. Основные элементы системы безопасности. В действующих нормативных документах ( Стратегия национальной безопасности Российской Федерации) национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается реализация жизненно важных интересов личности, общества и государства. Вместе с тем, определение нуждается в дополнительном истолковании, исходя из нового, так называемого деятельностного подхода к определению безопасности. Отсюда безопасность – это не только состояние защищенности личности, общества, государства и других объектов безопасности, но и возможность ликвидировать и блокировать источники опасности, нейтрализовать и уменьшить воздействия их опасных факторов на объекты безопасности до приемлемых уровней. Таким образом, речь идет о деятельности по созданию условий существования объекта безопасности. Безопасность – реализованная деятельность по обеспечению жизнедеятельности объекта в условиях реального или вероятного воздействия на него факторов источников опасности. Вероятность реализации опасности различна и характеризуется риском. Риск – количественная мера реализации опасности и ее последствий для объекта безопасности, включает: · вероятность возникновения источника опасности и действия его факторов; · величина ущерба (вреда) от фактора источника опасности. К основным объектам безопасности относятся личность, общество, государство. Система безопасности должна обеспечить защиту жизненно важных интересов основных объектов безопасности. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного характера, адекватных угрозам интересам личности, общества и государства. 1.2.Общие положения Стратегии национальной безопасности РФ. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года №683. Стратегия национальной безопасности РФ является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Под национальной безопасностью РФ понимают состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойное качество и уровень жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально – экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности. Угроза национальной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам. Обеспечение национальной безопасности – реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально – экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности удовлетворение национальных интересов. Важнейшие направления обеспечения национальной безопасности – стратегические национальные приоритеты. Национальные интересы Российской Федерации – объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития. обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации следующих стратегических национальных приоритетов: · оборона страны, · государственная и общественная безопасность, · повышение качества жизни российских граждан, · экономический рост, · наука, технологии и образование, · здравоохранение, · культура, · экология живых систем и рациональное природопользование, · стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство. 1.3.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для защиты населения, территорий объектов экономики, окружающей среды от ЧС в РФ созданы: на мирное время – Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); на военное время – Гражданская оборона (ГО). Защита интересов личности и общества от ЧС является одним из основных направлений государственной политики. Сущность единой государственной политики в области безопасности в ЧС представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, организационных и иных мероприятий, направленных на защиту личности, общества и государства от опасностей, возникающих в ЧС. 30 декабря 2003 года было принято Постановление Правительства РФ № 794 <<Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС >>. Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом <<О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера >>. РСЧС, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Каждый уровень РСЧС имеет органы управления – координационные, постоянно действующие, повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Органы управления, силы и средства РСЧС функционируют в трех режимах: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации. Система обеспечения пожарной безопасности организации. Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от пожаров. Основными причинами возникновения пожаров являются неосторожное обращение с огнем (70%), нарушение правил эксплуатации электрооборудования, нарушение правил безопасности при проведении работ и др. 1.1.Назначение и функции системы обеспечения пожарной безопасности организации. В основе обеспечения пожарной безопасности организации, как объекта защиты, лежит создание и эффективное функционирование системы обеспечения пожарной безопасности организации (СОПБО). Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (здания, сооружения, строения, транспортные средства, оборудование и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. Пожарная безопасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. Пожарная опасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей опасных факторов пожара. Пожарный риск – мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей. Целью создания СОПБО является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. СОПБО – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно – технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основные функции системы пожарной безопасности: · организационно – правовое регулирование в области пожарной безопасности; · создание пожарной охраны и организация ее деятельности; · разработка и осуществление мер пожарной безопасности; · реализация прав, обязанностей и ответственности работников организации в области пожарной безопасности; · научно – техническое, информационное, материальное и др. обеспечение в области пожарной безопасности; · тушение пожаров и проведение аварийно – спасательных работ. Организационно – техническое обеспечение пожарной безопасности организации включает выполнение комплекса мероприятий: 1) подготовка комплекта организационно – распорядительных документов по пожарной безопасности организации; 2) организация обучения работников в области пожарной безопасности; 3) организация пожарной охраны предприятия (учреждения); 4) организация и техническое обеспечение эксплуатации систем противопожарной защиты и предотвращения пожаров. Правила оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности определены постановлениями Правительства РФ и отражаются в следующих документах: - декларация пожарной безопасности; - заключение о независимой оценке пожарного риска. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении организаций, которые эксплуатируют здания класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специальные дома престарелых, больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений), а также для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации. 1.2.Организационно – распорядительные документы организации в области пожарной безопасности Основными документами, регламентирующими функционирование системы обеспечения пожарной безопасности организации, являются: 1) Приказы руководителя организации: · о пожарной безопасности организации (издается ежегодно, с обязательным назначением ответственных лиц за пожарную безопасность); · об установлении противопожарного режима в организации; · о порядке и сроках проведения противопожарных инструктажей; · о противопожарной охране (о создании добровольной пожарной дружины); · о создании пожарно - технической комиссии. 2) Планы: · противопожарных мероприятий (ежегодно); · эвакуации по этажам; · проведения тренировок по эвакуации людей при пожаре. 3) Инструкции: · о мерах пожарной безопасности (один раз в 5 месяцев); · о порядке действия работников по обеспечению безопасности и быстрой эвакуации людей при пожаре. 4) Журналы: · регистрации противопожарных инструктажей; · учета первичных средств пожаротушения. 5) акты: · технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов (один раз в 6 месяцев); · проверки пожарного гидранта на водоотдачу (один раз в 6 месяцев); · обработки деревянных конструкций огнезащитным составом (один раз в 3 года); · проверки работоспособности пожарной сигнализации (ежегодно); · испытания металлических эвакуационных лестниц (один раз в 6 месяцев). 1.3.Обучение работников организации в области пожарной безопасности. Обучению мерам пожарной безопасности подлежат все (без исключения) работники организации. Основными видами обучения являются: 1) пожарно-технический минимум; 2) противопожарный инструктаж. Пожарно-технический минимум проводится с целью приобретения должностными лицами организации, ответственными за пожарную безопасность, знаний, умений и навыков по обеспечению выполнения требований пожарной безопасности в организации. Для руководителей организации, главных специалистов, работников, ответственных за пожарную безопасность организации, руководителей добровольных пожарных дружин, работников, выполняющих огневые работы, пожарно-технический минимум проводится с отрывом от производства. Непосредственно в организации пожарно-технический минимум проходят руководители структурных подразделений, работники, ответственные за противопожарную безопасность в подразделениях, работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации, работники, участвующие в деятельности пожарной охраны на добровольной основе. Обучение всех категорий работников проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года. По окончании курса пожарно-технического минимума обучаемые сдают зачеты (экзамены) в объеме изученной программы комиссии учебного центра, или созданной в организации приказом руководителя в составе не менее трех человек. Лицам, сдавшим зачет (экзамен) по пожарно-техническому минимуму вручается удостоверение за подписью председателя комиссии, заверенное печатью организации, выдавшей удостоверение. Противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников организации основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производства и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара. Противопожарный инструктаж проходят все работники без исключения, независимо от стажа, образования и должности, в том числе командированные, а также проживающие в общежитиях организации. По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяют на: 1) вводный; 2) первичный на рабочем месте; 3) повторный; 4) внеплановый; 5) целевой. Вводный противопожарный инструктаж проводится со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу (вселяемыми в общежитие), с сезонными работниками, с командированными в организацию работниками, с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику. Вводный противопожарный инструктаж проводит руководитель организации или лицо, ответственное за пожарную безопасность, назначенное приказом руководителя организации. Вводный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении, по программе, утвержденной приказом руководителя организации. Заканчивается практической тренировкой действий при возникновении пожара и проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты. Первичный противопожарный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте со всеми вновь принятыми на работу, с переводимыми из одного подразделения организации в другое, с работниками, выполняющими новую для них работу, с командированными, с сезонными работниками, с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику, со специалистами строительного (либо иного какого либо) профиля, выполняющими работы на территории организации. Проведение первичного противопожарного инструктажа осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в каждом структурном подразделении, назначенным руководителем организации. Повторный противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за пожарную безопасность в структурном подразделении организации, со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, а с работниками организации, имеющими пожароопасное производство – не реже одного раза в полугодие. Повторный инструктаж проводится по программе первичного. Внеплановый противопожарный инструктаж проводится: · при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности; · при изменении технологического процесса производства, замене или модернизации оборудования, инструментов, исходного сырья, материалов, а также изменении других факторов, влияющих на противопожарное состояние объекта; · при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару; · для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации; · при перерывах в работе более, чем на 30 календарных дней ( для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности), а для остальных работ – 60 календарных дней; · при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, произошедших на аналогичных производствах; · при установлении фактов неудовлетворительных знаний работниками организации требований пожарной безопасности. Внеплановый противопожарный инструктаж проводится работником, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации, или непосредственно руководителем работ, имеющим необходимую подготовку, индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание внепланового противопожарного инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения. Целевой противопожарный инструктаж проводится: · при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью; · при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; · при производстве работ, на которые оформляется наряд – допуск, при производстве огневых работ во взрывоопасных производствах; · при проведении экскурсий в организации; · при подготовке к организации мероприятий с массовым пребыванием людей ( с числом участников более 50). · Целевой противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации, или непосредственно руководителем работ и завершается проверкой приобретенных работником знаний и навыков пользования первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, знаний правил эвакуации, помощи пострадавшим. Первичные средства пожаротушения и оказание первой помощи при ожогах. 1.1. Классификация пожаров и способы прекращения горения. Для прекращения горения применяют следующие способы: · охлаждение зоны горения ниже температуры воспламенения (самовоспламенения); · разбавление реагирующих веществ негорючими веществами; · изолирование горючего вещества от зоны горения. Для прекращения горения используют следующие огнетушащие вещества (ОТВ): · Вода – охлаждающий эффект. Вода является наиболее распространенным и эффективным ОТВ. Применяется для тушения большинства веществ и материалов. Имея большую удельную теплоемкость, вода обладает хорошими охлаждающими свойствами. Наибольший огнетушащий эффект достигается при подаче воды в распыленном состоянии. К недостаткам воды относятся электропроводность, большая плотность, высокое поверхностное натяжение, высокая температура замерзания. · Воздушно – механические и химические пены – изолирующее действие. Пена – это коллоидная дисперсная система, состоящая из жидких пузырьков, наполненных газом. Пена применяется для тушения жидких веществ, твердых материалов и для защитных целей. · Инертные газы – разбавляющее действие. · Галогенопроизводные углеводороды 9например, хладон) – свойства химических ингибиторов. · Порошковые составы – универсальные огнетушащие свойства. Представляют собой мелкоизмельченные минеральные соли с различными добавками, препятствующими слеживанию и комкованию. В зависимости от типа порошка порошковые огнетушители применяют для тушения пожаров различных классов. Классы пожара по роду горящего вещества. класс | характеристика класса | подкласс | характеристика подкласса | А | горение твердых веществ | А1 А2 | сопровождаемое тлением без тления | В | горение жидких веществ | В1 В2 | нерастворимых в воде растворимых в воде | С | горение газов | | бытовой газ, водород, аммиак, пропан и др. | D | горение металлов | D1 D2 D3 | легкие металлы и их сплавы щелочные металлы металлосодержащие вещества | Е | горение электроустановок | | | F | горение ядерных отходов | | | 1.2.Классификация первичных средств пожаротушения. Первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организации, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами. К первичным средствам пожаротушения относят: 1) переносные и передвижные огнетушители; 2) пожарные краны и средства обеспечения их использования; 3) пожарный инвентарь; 4) покрывала для изоляции очага возгорания. Пожарные огнетушители классифицируются: 1) по способу доставки к очагу пожара: - переносные (массой до 20 кг), - передвижные (массой не менее 20 кг и не более 400кг). 2) по виду применяемого огнетушащего вещества: - водные (ОВ). - пенные: · воздушно-пенные (ОВП), · химические пенные (ОХП). - воздушно-эмульсионные (ОВЭ), - порошковые (ОП), - газовые: · углекислотные (ОУ), · хладоновые (ОХ), - комбинированные. 3) по принципу вытеснения ОТВ: - закачные (з), - с баллоном сжатого или сжиженного газа (б), - с газогенерирующим элементом (г). 4) по возможности и способу восстановления технического ресурса: - перезаряжаемые и ремонтируемые, - не перезаряжаемые (одноразового использования). Кроме того, в зависимости от вида заряженного ОТВ, огнетушители применяются для тушения пожара определенного класса (или классов), например огнетушитель ОП – для тушения пожаров классов АВСЕ. На огнетушителе обязательно имеется маркировка, в которой отмечены: тип огнетушителя, вместимость корпуса, принцип вытеснения ОТВ, класс пожара, для тушения которого предназначен огнетушитель, некоторые дополнительные сведения (модель, технические условия и т.п.) Количество, тип и ранг огнетушителей, необходимых для защиты конкретного объекта, устанавливают исходя из величины пожарной нагрузки, физико-химических и пожароопасных свойств обращающихся горючих материалов (категории защищаемого помещения), характера возможного их взаимодействия с ОТВ и размером защищаемого объекта. Огнетушители следует располагать на защищаемом объекте в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009. Огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации. При эксплуатации и техническом обслуживании следует руководствоваться требованиями, изложенными в паспортах заводов – изготовителей и утвержденными в установленном порядке регламентами технического обслуживания огнетушителей каждого типа. 1.3.Классификаця ожогов. По источнику воздействия: 1) термические ожоги – повреждение тканей в результате воздействия высокой температуры (пламени, жидкостей, предметов, паро и газообразных веществ); 2) химические ожоги – повреждение тканей в результате воздействия на кожу и слизистые оболочки химически активных веществ (кислот, щелочей, солей тяжелых металлов, фосфора); 3) электрические ожоги – возникают при поражении высоким напряжением; 4) световые ожоги – в результате воздействия световой энергии ядерного взрыва; 5) лучевые ожоги – в результате одномоментного или суммарного воздействия на кожу обширных доз проникающей радиации. По глубине поражения: · ожог первой степени (эритема), · ожог второй степени (образование пузырей), · ожог третей степени (омертвление), · ожог четвертой степени (обугливание). Алгоритм оказания неотложной первой помощи при ожогах: 1. Прекратить действие поражающего фактора. 2. На ожоговые раны накладываются сухие стерильные рыхлые повязки. 3. Поверх повязки прикладывается сухой холод. 4. Вводят обезболивающее средство. Нельзя: 1. Смазывать ожоговую поверхность жиросодержащими препаратами. 2. Вскрывать образовавшиеся пузыри. 3. Сдирать с обожженной поверхности остатки одежды. 4. Туго бинтовать обожженную поверхность. 5. Накладывать пластырь. 6. Присыпать порошком, смазывать йодом, зеленкой, лосьонами. Рекомендуемая литература: 1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие /В.Б. Муравченко, С.А. Ковалев, С.С. Коннова, Д.Р. Ишумбаева. – Омск:Изд-во Ом.гос.ун-та,2010,-388с. 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ № 683 от 31.12.2015г. 3. ФЗ от28.12.2010 №390. 4. ФЗ от 21.12.1994 №69. 5. ФЗ от 21.12.1994 № 68. 6. ФЗ от 12.02.1998 № 28. 7. Постановление правительства РФ от 30.12.2003 № 794. Тест. 1.Что такое источник опасности? 1.1 . Опасное явление, которое привело к ЧС. 1.2. Явление любой природы, способное привести к реализации опасности. 1.3.Опасное явление природного, техногенного или иного характера. 2.Чем характеризуется опасность? 2.1. Риском нанесения вреда. 2.2. Ухудшением состояния окружающей человека среды. 2.3. Нежелательными последствиями для человека. 2.4. Нежелательными последствиями для природы. 2.5. Ухудшением состояния здоровья. 3. Когда и каким документом утверждена << Стратегия национальной безопасности >> ? 3.1. Постановлением Государственного Совета РФ. 3.2. Постановлением Правительства РФ № 34 от 20.01.2000. 3.3. Указом президента РФ от 31.12.2015 №683. 3.4. Решением Верховного суда РФ. 3.5. Указом Президента РФ № 537 от 12.05.2009. 4. Стратегия национальной безопасности России – это 4.1.Базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические национальные приоритеты . 4.2. Система взглядов на обеспечение безопасности РФ. 4.3. Свод нормативно – правовых документов в области национальной безопасности. 4.4. Основной правовой документ по обеспечению безопасности. 4.5. Руководящий документ по обеспечению безопасности РФ. 5. Кто возглавляет Совет безопасности? 5.1. Министр МВД РФ. 5.2. Президент. 5.3. Министр по чрезвычайным ситуациям. 5.4. Председатель СБ. 5.5. Директор ФСБ. 6. Сколько национальных интересов определено в Стратегии национальной безопасности? 6.1. Шесть. 6.2. Семь. 6.3. Пять. 6.4. Четыре. 6.5. Восемь. 7. К федеральным органам исполнительной власти относятся: 7.1. Правительство РФ, администрация Президента РФ. 7.2. Совет безопасности РФ, Государственный Совет РФ. 7.3. Министерства, ведомства, комитеты в составе Правительства РФ. 8. Основные объекты безопасности: 8.1. Государство, природа и объекты экономики. 8.2.Человек, общество, природа. 8.3. Общество, государство, личность, 8.4. Территория и население. 9. Когда принят ГД ФЗ <<О защите населения и территорий >> от ЧС ? 9.1. 07.08.1995г. 9.2. 12.12.1995г. 9.3. 11.11.1994г. 9.4. 10.10.1994г. 9.5. 12.09.1997г. 10. Что такое безопасность? 10.1. Состояние комфорта человека. 10.2. Отсутствие риска. 10.3. Опасность не превышает величины приемлемого риска. 10.4. Возможность предвидеть источники опасности. 10.5 Поддержание стабильности и порядка. 11. Каким нормативно-правовым документом определяются организация и функционирование РСЧС? 11.1. Постановлением Правительства РФ. 11.2. Приказом МЧС РФ. 11.3. Федеральным законом РФ. 11.4. Указом президента РФ. 12. РСЧС – это: 12.1. Российская система предупреждения и действий. 12.2. Российская система предупреждения и ликвидации ЧС. 12.3.Единая государственная система предупреждения и действий ЧС. 12.4. Государственная система предупреждений и действий в ЧС. 12.5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. 13. Сколько устанавливается режимов функционирования РСЧС? 13.1. Четыре. 13.2. Один. 13.3. Три. 13.4. Два. 14. Решениями каких должностных лиц в субъекте РФ может устанавливаться функционирование РСЧС в режиме повышенной готовности? 14.1. Главы администрации субъекта РФ. 14.2. Начальником ГУ МЧС по субъекту РФ. 14.3. Президентом РФ. 14.4. Министром МЧС РФ. 14.5. Председателем Правительства РФ 15. Что имеет каждый уровень РСЧС для защиты населения и территорий от ЧС? 15.1. Органы управления, силы и средства, финансовые и материальные ресурсы, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. 15.2. Органы управления, силы и средства, финансовые резервы, государственные учреждения, специально уполномоченные решать вопросы защиты от ЧС, материальные резервы. 16. Из каких подсистем состоит РСЧС? 16.1. Территориальной и федеральной. 16.2. Функциональной и территориальной. 16.3. Федеральной, ведомственных и местной. 16.4. Федеральной и региональных. 16.5. Территориальных и функциональных. 17. Целью создания СОПБО является: 17.1. Обеспечение пожарной безопасности организации. 17.2. Предотвращение пожаров, организация мероприятий по их тушению в случае возникновения. 17.3. Организация мероприятий по снижению риска пожарной опасности организации. 17.4. Предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей и защиты имущества при пожаре. 18. Сколько основных функций призвана выполнять СОПБО ? 18.1. Семь. 18.2. Пять. 18.3. Три. 18.4. Шесть. 19. С какой периодичностью осуществляется проверка работоспособности пожарной сигнализации? 19.1. Ежедневно. 19.2. Ежеквартально. 19.3. Один раз в полугодие. 19.4. Один раз в год. 20. Какой вид противопожарного инструктажа проводится при выявлении факта нарушения работником организации требований противопожарной безопасности? 20.1. Внеочередной. 20.2. Целевой. 20.3. Внеплановый. 20.4. Экстренный. 20.5. Повторный. 21. К первичным средствам пожаротушения относят: 21.1. Огнетушители, пожарные ведра, багры, покрывала, песок. 21.2. Огнетушители и пожарные краны. 21.3. Огнетушители, пожарные краны, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания. 21.4. Огнетушители, а также любые подручные средства для тушения пожара. 22. Как применяют огнетушители в зависимости от класса пожара? 22.1. Каждому классу пожара соответствует свой огнетушитель. 22.2. Огнетушителем в принципе можно тушить любой класс пожара. 22.3. В соответствии с маркировкой огнетушителя. 23.Произошло возгорание и взрыв канистры с бензином. Определите вид применяемого ОТВ: 23.1. Пена, порошок, вода. 23.2. Пена, порошок. 23.3. Порошок, хладон, вода. 23.4. Пена, порошок, хладон 24. Масса переносного огнетушителя составляет: 24.1. 3-5 кг. 24.2. не более 10 кг. 24.3. 5-15 кг. 24.4. до 20 кг. 25. Произошло возгорание бака со спиртосодержащей жидкостью. Определить класс пожара. 25.1. В. 25.2. F. 25.3. В1. 25.4. С2. 25.5. В2. Внимание ответы на тест оформить в виде отчетной таблицы: ФИО | группа | № вопроса | № ответа | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Ответы присылать по адресу GolovchenkoGD@omsu.ru |