ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Анализ пьесы Генрика Ибсена «Гедда Габлер» Курсовая работа по предмету «Анализ пьесы и спектакля» Выполнила:студентка II курса продюсерского факультета Демина Любовь Проверила: Скороход Наталья Степановна Санкт-Петербург Имя величайшего норвежского драматурга Генрика Ибсена не только украсит афишу любого театра, но и послужит школой мастерства для актёров, ступенью духовного самопознания - для зрителей. Его пьеса «Гедда Габлер» была впервые поставлена в 1891 году в Мюнхене. Первые зрители не оценили пьесу, но с годами она стала восприниматься как один из столпов мирового театра. Главную героиню играли Элеонора Дузе, Луиза Дюмон, Вера Комиссаржевская, Алла Назимова, Ингрид Бергман, Эва Ле Галлиенн и многие другие выдающиеся актрисы. Говорят, что для актрисы сыграть Гедду — всё равно, что для актёра сыграть Гамлета. Мне было тяжело читать пьесу, так как жестоким поступкам главной героини нет стоящих оправданий, поэтому они мне были противны и вызывали чувство раздражения. Ни к одному из героев у меня не появилось симпатии, один слишком мягкий, другой слабохарактерный, третий ведомый… А стараясь принять току зрения Гедды, жизнь, действительно может показаться, скучной… А с такой позицией жить тяжело и неинтересно. Для этого, пожалуй, и стоит прочитать пьесу, чтобы не создать ситуацию, когда муж нелюбим, общество неинтересно и жажда приключений превращается в разрушительную силу. «Гедду Габлер» можно назвать одной из самых экстремальных и таинственных драм Ибсена. Загадка кроется в образе Гедды – роскошной красавицы, которая обладает разрушительной энергией, охватывающей окружение Гедды. Внешне жизнь Гедды благополучно складывается, есть любящий муж Тесман, его добрая тётушка Юлиане. Но внутреннее существование Гедды настолько сложно, что непонятно и ей самой. Душа её мечется в смутной, неосознанной жажде иной жизни, иной красоты. И особенно ярко это проявляется, когда в город приезжают давние знакомые – Теа и Левборг (бывший любовник Гедды). Гедда узнаёт, что Левборг, вдохновленный Теа, написал блестящую научно-фантастическую работу. А когда Гедде выпадает шанс избавиться от неё, она сжигает рукопись, и дарит опечаленному, из-за утери рукописи, Левборгу пистолет. Таким образом, она попадет во власть асессора Бракка, который давно набивался к ней в любовники, только Бракк знает, что пистолет, который нашли у умершего Левборга, принадлежит Гедде. Она чувствует отторжение от всего, что её окружает. Не в силах избавиться от собственных противоречий, не желая и не умея щадить кого бы то ни было, Гедда выбирает смерть. Фабула простая, мы видим одну сюжетную линию, «руководителем» которой является главная героиня. Главной перипетией пьесы является момент, когда Гедда сжигает рукопись Левборга и Теа. Гедда.Теперь я спалю детя твоё, Теа! Кудрявая! Твоё детя и Эйлета Левборга! Спалю, спалю ваше дитя!... Сжигая рукопись, она сожгла связь между Левборгом и Теа, она сожгла зависимость Левборга от Теа. «Гедда Габер»… Почему пьеса Ибсена названа этим именем? Ведь главную героиню зовут Гедда Тесман. Может, потому что, Гедда Габлер не смогла измениться и принять новую жизнь? Гедда не смогла стать прилежной, любящей женой, не смогла стать членом семьи своего мужа и принимать в ней участие, это мы видим уже на первых страницах, когда тётя Юлле приносит Йоргену его старые утренние туфли: Тесман. Мне их ужасно недоставало. Гедда. Право меня это мало интересует. Тесман. Подумай… Тётя Рина сама вышила их мне… лёжа больная в посели! О, ты не поверишь, сколько связано с ними воспоминаний! Гедда. Не для меня же, собственно. Так же фамилия Габлер связывает Геду с её отцом – Генералом Габлером, который, судя по всему, немало повлиял на её воспитание, её характер. Она любит верховую езду и пистолеты, а это - не женские развлечения. Символом её бывшей жизни, является её старое пианино, которое, не вписывается в новую обстановку, как примечает сама Гедда, но она не хочет с ним расставаться: Гедда. Да вот смотрю на свое старое пианино. Не особенно-то оно подходит ко всему остальному. Тесман. А вот, как только получу первое жалованье, постараюсь его обменять. Гедда. Нет, нет! Я не хочу расставаться с ним. Лучше поставить его там, в маленькой комнате, а вместо него приобрести новое. При случае, конечно. Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что Гедда не принимает общепринятые нормы, что она, так же как и пианино, не вписывается в новое, окружающее её общество. Мы можем противопоставить Гедду с каждым из персонажей, это наталкивает нас на вывод, что конфликт данной пьесы – сшибка характеров. Завязка пьесы начинается с появления в ней Гедды - носителем исходной коллизии с её противоречивой, равнодушной к чужим переживанием душой. Мы видим противостояние двух сил, созидательность Тесмана и разрушительность Гедды. Появление Левборга вносит в скучную жизнь Гедды разнообразие, а Гедда, благодаря этому случаю вносит разнообразие в жизни других персонажей. Ведь Гедду с Левборгом когда-то связывали некие любовные отношения, и она имела над ним власть, теперь же её задевает, что в его жизни появилась другая женщина, так круто повлиявшая на его жизнь. Гедда хочет вернуть власть в свои руки, ведь Левборг, по её мнению, единственный из мужчин, имеющий свободу, смелость. К тому же, эта другая женщина, является никто иная как Теа, которую Гедда недолюбливала ещё со школьных времён. Гедда. Она, с этими несносными волосами, которыми обращала на себя внимание. Твоё старинное увлечение, как многие говорили. (…) Гедда. Боялись? Меня? Теа. Да, ужасно. Вы все, бывало, теребили меня за волосы, когда мы встречались с вами на лестнице. (…) А раз даже сказали, что спалите мне их. С момента появления в пьесе Теа, Геддой руководит ревность. Гедда втирается в доверие Теа, притворяясь сострадательной подружкой, она пытается узнать подробности романа Левборга с Теа, но вовсе не из пустого любопытства и не для того, чтобы помочь Теа, ведь она даже путает её имя: Теа (жмет и гладит ее руки). Сколько ласки и участия!.. Я совсем к этому не привыкла! Гедда. Ну, полно... И я буду говорить тебе по-прежнему "ты" и называть моей милой Торой. Теа. Меня зовут Теа. Теа раскрывается Гедде в своих чувствах к Левборгу. Упоминая о женщине, которая стоит между ней и Левборгом. Гедда (с напряженным вниманием глядит на нее). Кто бы это мог быть? Теа. Не знаю. Какая-нибудь... старая любовь, которой он, верно, никогда и не забывал окончательно. (…) Теа. Сказал, что при расставании она хотела застрелить его. Гедда (овладев собой, холодно). Будто? Это как-то не в здешних нравах. Теа. Да. Потому я и думаю, что это не кто иная, как та рыжая певица, за которой он одно время... (…) Гедда. Ну, так это, разумеется, она! После этого диалога. Гедда понимает, что Левборг её не забыл, и она хочет вернуть свою власть над ним. С этого момента действующими силами конфликта становится любовь(созидательность) Теа к Левборгу и ревность(разрушительнсть) Гедды. Их противостояние начинается, когда Гедда не даёт сесть Теа рядом с Левборгом и провоцирует Левборга на участие в пирушке. Гедда (улыбаясь и одобрительно кивая головой Левборгу). Значит, тверды, как гранит... утвердились в своих правилах на веки вечные! Вот каким должен быть мужчина! (Оборачиваясь к Теа и лаская ее.) Ну, не говорила ли я тебе утром, когда ты вбежала к нам такая расстроенная.. Левборг (пораженный). Расстроенная… Гедда. Сама теперь видишь. Незачем вовсе тебе вечно дрожать от страха. (…) Левборг. Так вечно дрожать?.. За меня! (…) Так вот она - смелая вера товарища (…) (берет один из налитых стаканов, поднимает его и говорит хриплым голосом). За твое здоровье, Теа. (Выпивает и берет другой.) (…)Другой за ваше здоровье, фру Тесман! (Выпивает и хочет налить еще.) Гедда (дотрагиваясь до его руки). Ну, ну... пока довольно. Вас ведь ждет еще пирушка. После данной сцены, мы видим властвующую Гедду. Гедда. Хоть раз в своей жизни хочу держать в своих руках судьбу человека. Отправив Левборга на пирушку, Гедда хочет освободить его от влияния Теа. И проверить, таков ли он на самом деле, каким она видет. Гедда. В десять часов он, значит, придет. Я так и вижу его перед собой, увенчанного листвою винограда... Горячего и смелого... Теа. Дай-то бог! Гедда. И тогда, стало быть... он опять взял себя в руки. Тогда он... свободный человек на всю жизнь! Теа. Да, да... только бы он вернулся таким, как ты его рисуешь себе. Гедда. Таким он и вернется! (Встает и подходит к ней.) Сомневайся в нем, сколько хочешь, - я верю в него. Так посмотрим же!.. Но Гедде, приходится принять поражение… Левборг не оправдал её надежд, о чём она узнаёт из рассказа Бракка о ночных похождениях Левборга. Бракк. Он, говорят, оказал буйное сопротивление. Дал пощёчину кому-то из полицейских и разорвал на нём мундир. В конце концов, ему пришлось отправиться в полицию. Гедда (глядя в пространство). Так вот как было дело. Значит… не увенчанный листвою винограда… Гедда понимает, что Левборг зависимый человек, что он скорее всего снова попадёт под влияние Теа. Так как их связывает рукопись, совместно написанная, то, чем Левборг живёт. Тогда Гедда решается на страшный поступок и сжигает рукопись. Это момент наивысшего напряжения, т.е. кульминация. Гедда (бросая в огонь одну тетрадь, шепотом). Теперь я спалю дитя твое, Теа! Кудрявая! (Бросает еще несколько тетрадок.) Твое дитя и Эйлерта Левборга! (Бросает остальное.) Спалю... спалю ваше дитя!.. Таким образом, ревность Гедды разрушает любовь Левборга и Теа. Но нельзя сказать, что она остаётся победительницей, так как ей не удаётся взять судьбу Левборга под свой контроль. Гедда (медленно наклоняет голову). Вы узнаете его? Когда-то он был направлен на вас. Левборг. Напрасно вы тогда не пустили его в дело! Гедда. Ну вот... теперь можете сами. Левборг (пряча пистолет в боковой карман сюртука). Спасибо! Гедда. И помните... красиво, Эйлерт Левборг! Дайте мне слово! Левборг. Прощайте, Гедда Габлер! (Уходит через переднюю.) Гедда, подарив Левборгу пистолет, рассчитывает на то, что Левборг признав свою слабость и зависимость, покончит жизнь смелым и красивым поступком – самоубийством. Гедда. Я не стану отвечать вам на это. Скажу только, что у Эйлерта Левборга хватило мужества прожить жизнь по-своему. И затем этот последний... великий шаг его, отмеченный печатью красоты! У него хватило силы воли уйти с жизненного пира... так рано! Бракк. Мне очень жаль, фру Гедда... но приходится вывести вас из прекрасного заблуждения. (…) Бракк. Он не сам застрелился... не добровольно. Тут-то наступает развязка, когда Гедда понимает, что Левборг умер не по собственному желанию, не проявив в этом поступке свою смелость и свободу. К тому же, в его кармане нашли пистолет Гедды, что делает её саму зависимой от Бракка, т.к. он может сказать полиции, что это её пистолет. Гедда. Все-таки... в полной вашей власти. Завишу от вашей воли и желаний! Не свободна, значит, не свободна! (Порывисто встает.) Нет, этой мысли я не вынесу! Никогда! Бракк (смотрит на нее полунасмешливо). Обыкновенно примиряются с неизбежным. Гедда пытается отвлечься от этой мысли, предложив Тесману и Теа свою помощь в «соединение несоединимого», но они, прекрасно справляются вдвоём… Тогда Гедда решает красиво покинуть эту игру путём самоубийства. И лишения возможности продолжения своего рода. Теперь поговорим о каждом из героев, об их характерах и о том какую роль они играли в пьесе. Начнём с тётушки Юлле, которая любит жизнь, любит общение, готова взять к себе в дом, после смерти сестры, больную, чтобы ей было ради кого жить. Она первая замечает беременность Гедды и радуется появлению новой жизни. На её фоне мы видим контрастное нежелание Гедды рождения ребёнка, ещё до того как она об этом открыто говорит. Когда Гедда выходит из спальни, ей мешает яркий свет и запах цветов. А ведь свет и цветы – это символ жизни. Тётя Юлле является маской, на протяжении всей пьесы она проявляет заботу к окружающим, её энергия направлена на общение и помощь: «Да, да, пусть себе отдохнут хорошенько... Но надо же освежить комнату к тому времени, когда они выйдут.», «Это я... для Гедды купила.» Вторым в доме появляется асессор Бракк. Любитель сплетен, нелюбитель обязательств. Он неравнодушен к Гедде, и его цель - быть «единственным петухом во дворе», чего он и добивается всю пьесу, его характер не меняется. Его вполне устраивает треугольник Тесман – Гедда - Бракк, сложившийся до появления Левборга, которого он воспринимает как соперника, чьё наличие в доме ему ни к чему. Поэтому он первым приносит весть о разгульном поведении Левборга. Теа, нежная, чувственная женщина, бросившая своего мужа, ради любви к Левборгу. Она готова на всё, лишь бы быть рядом с любимым, к чему она и стремиться всю пьесу, её храктер статичен. Она является антиподом жестокой Гедды. Она не пытается над кем-то властвовать, она вдохновляет мужчин на прекрасные поступки. Сначала она поставила Левборга на путь истинный, вдохновляла и помогала ему. А после его смерти. Она вдохновила Тесмана на мужественный поступок - восстановление рукописи друга. Тесман, в начале пьесы его интересует только его профессура и то, на что им жить. Его можно назвать бесхарактерным. О чём нельзя сказать в конце пьесы, когда он готов отдать свою жизнь на восстановление рукописи своего друга. У него появляется воля и цель жизни. Данный герой является ярким примером героя - характера. Напротив Левборг. Сначала мы видим его свободу и волю, когда он отказывается идти на пирушку: Гедда. Значит тверды как гранит… Утвердились в своих правилах на веки вечные! Вот каким должен быть настоящий мужчина! Но всё меняется, когда он возвращается «Не увенчанный листвою винограда», когда рвёт свои отношения с Теа, которая на всё была готова пойти ради него. Мы видим его слабоволие, его трусость. Он даже не смог красиво уйти из жизни. Этот герой, так же является харктером. Тётя Рина не появившаяся в пьесе, тоже сыграла большую роль в развитии сюжета. Ведь именно её кончина, была первой в цепи смертей. С первого взгляда, кажется, что её смерть никак не связана, с последующей цепью, но ведь именно новость о том, что она при смерти, не позволила Тесману как можно скорее вернуть рукопись владельцу. Тесман не хотел расставаться с рукописью и оставлять её с Геддой, но сбитый с толку печальной вестью, он всё-таки отдаёт рукопись Гедде. И, наконец, Гедда, властная, жестокая женщина, губящая судьбы. Ей тесно и скучно в этом обществе, в этом доме. О чём она неоднократно говорит: «Все эти мизерные условия, в которые я попала!.. Это они делают жизнь такой жалкой, прямо нелепой.», «у меня есть задатки только для одного (…) Умереть со скуки. Вот вам.», «Здесь пахнет чем-то отжившим. Напоминает бальные цветы… на другой день после бала. Ах, дорогой асессор, вы не можете себе представить, какая смертная скука ждёт меня здесь!» С самого начала и до самого конца её энергия направлена на разрушение этой скучной жизни, герой-маска. Изначально разрушительная энергия Гедды направлена на служанку Брету «Вряд ли, однако, мы уживемся с этой прислугой». А с появлением новых персонажей на переключается на них. Всех героев объединяет, отсутствие семьи, в широком смысле этого слова. Гедда. Так ты не привыкла к ласке и участию в своей собственной семье? Теа. Да если бы у меня была семья. Но её нет. И не было никогда. Между Геддой и Тесманом так же не наблюдается никаких семейных отношений, как было сказано в начале работы, Гедда не принимает участия в семье Тесмана. Между Геддой и Тесманом нет любви. Всё путешевсвие Тесман провёл в своих учёных работах, а Гедда в это время скучала. Гедда признаётся асессору, что и вышла она замуж совсем не по любви: «Я, видите ли успела наплясаться досыта. И мои красные деньки уже прошли…» Асессор Бракк, вообще пытает «какой-то особый страх перед брачными узами». Так же ни у кого из героев нет детей. И единственная надежда на ребёнка – беременная Гедда, убивает себя, убивая и ребёнка Тесмана. Она не раз критично выражалась о предстоящем материнстве, её бесило, когда обращали внимание на её беременность. Благородными героями пьесы являются: Гедда, так как она не отступилась от своих принципов, не стала жить в зависимости и красиво закончила свою игру. Теа, потому что она как жила любовью к Левборгу, так и продолжала жить после его смерти, восстанавливая труд его жизни. Жанр «Гедды Гблер» - трагедия. Так как Гедда не может смириться с тем, что действительность не совпадает с желаемым, а изменить действительность ей не под силу, поэтому она кончает жизнь самоубийством. То что, Гедда противоречит обыденному существованию, мы видим сразу после её появления. Как «лестно» она говорит о шляпке, которую Фру Тесман купила, специально для Гедды, чтобы ей не стыдно было появляется рядом с тётушкой. Гедда (указывая рукой). Посмотри, оставила тут на стуле свою старую шляпку. Тесман (испуганно роняя туфли). Гедда! Гедда. Подумай... вдруг бы кто-нибудь вошел и увидел. Тесман. Но, Гедда же! Ведь это тетина шляпка! Катарсис, во время чтения пьесы, можно испытать несколько раз. Первый – когда Тесман отвергает Теа, потому что считает, что предал её, потеряв их «ребёнка». Второй – когда Гедда бросает рукопись в огонь (после прочтения данного эпизода мне не хотелось даже прикасаться к книге… но пришлось), если до сожжения у нас ещё были надежды, что рукопись вернётся владельцу и всё встанет на прежние места, теперь уже надежд нет. Смерти героев уже не так ошеломительны, так как это является логическим завершением предыдущих действий. Хоть Левборг и не сам покончил с жизнью, мы понимаем, что с жизнью, которая у него не так давно началась, жизнь успешного человека, которого признаёт общество, у него уже закончилась и если бы, не сейчас его убили, то остаток своей жизни он, скорее всего, провёл бы в обществе маргиналов. Бракк. Не в семейных домах, однако! Двери каждого порядочного дома опять будут теперь закрыты для Левборга. В пьесе сохранено триединство, действие происходит в доме новобрачных Тесман, длится оно примерно два дня и прослеживается 1 сюжетная линия. В заключении хочу перечислить причины смерти Гедды. Как я уже сказала прежде, одной из причин было, то что Гедда попала под зависимость Брака, что делало её жизнь невыносимой. Но это не единственная причина. Гедда потеряла власть над своим мужем, который, как когда-то и Левборг перешёл на сторону Теа. Теперь они заняты общим трудом. И на предложении Гедды чем-нибудь помочь им, он отвечает «Нет, нет. Ничем.» Гедда чувствует себя лишней в своём же доме. Она понимает, что обречена на вечную скуку. К тому же, она не хочет становиться матерью… может быть, потому, что она навсегда хочет остаться Геддой Габлер. И решает, что лучший, достойный способ сделать это - это покончить с жизнью.. Перед тем как убить себя, она играет весёлую музыку, на своём старом пианино, которое символизирует её прошлое. И она умирает оставшись Геддой Габлер… навсегда. Список используемой литературы: Ибсен, Г. Кукольный дом, - М : Флюид : Пространство отражений, 2005. – 288 с. |