Танцевальные упражнения и этюды Разновидности качаний БАЮ-БАЙ Н. Римский-Корсаков  Дети баюкают кукол, качаясь с ноги на ногу из стороны в сторону. ВЕТЕРОК-ВЕТЕР Л. Бетховен. Лендлер 25  Дети располагаются по всему залу врассыпную. И. П.: стоя в полный рост; ноги расставлены в стороны на некотором расстоянии друг от друга; руки мягко подняты вверх (и чуть вперед) так, чтобы кисти рук были в поле зрения исполнителя. На тихое звучание музыки — дети спокойно покачиваются с ноги на ногу, плавно качая руками над головой из стороны в сторону. Направление движения меняется на каждый такт. На громкое звучание музыки — дети на каждый такт броском сгибают корпус то вправо, то влево, поднятые над головой руки опускаются в ту же сторону. ИГРА С ВОДОЙ Ф. Шуберт. Экосез   Дети располагаются по всему залу врассыпную или встают в круг, лицом к центру; опускаются на колени («на краю берега реки»), держа руки внизу перед собой (как бы погруженные в воду), склоняясь корпусом немного вперед. 1—4 такты | — | плавно водят руками («по воде») из стороны в сторону (1 и 3 такты — вправо, 2 и 4 — влево), при этом тяжесть тела переводится с ноги на ногу, а корпус качается из стороны в сторону. | 5 такт | — | мягко поднимают руки перед собой вверх, кисти опущены ладонями вниз («с пальцев падают тяжелые капли»). | 6 такт | — | дважды встряхивают кистями, будто стряхивая с них воду. | 7—8 такты | — | плавно опускают руки вниз («в воду»). | 9—12 такты | — | движения кистями рук, имитирующие легкие шлепки по поверхности воды (по два на каждый такт) то с одной стороны от себя, то с другой. | 13—16 такты | — | широкие и сильные махи руками (по дуге снизу вверх), будто дети брызгаются друг на друга водой (по одному маху на такт; одновременно можно использовать жест «не надо» — в веселом характере, чтобы загородиться от брызг). | При повторении этюда на 1—4 такты можно использовать другой вариант движения: то скрещивать руки внизу перед собой (1 и 3 такты), то разводить их в стороны (2 и 4 такты). 27 ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА Л. Львов-Компанец. Марш  Исполняется индивидуально или в ансамбле (стоя в затылок друг за другом, на расстоянии, необходимом для свободы движений). И. П.: одна нога впереди другой; слегка присесть на впереди стоящей (правой) ноге; сзади стоящая (левая) нога не отрывается от пола, касаясь его полупальцами или всей стопой; корпус подается вперед, руки вытянуты вперед, кулаки сжаты, будто держат канат***. На 1-ю четверть такта тяжесть тела перевести на сзади стоящую ногу с полуприседанием на ней (не отрывая от пола впереди стоящую ногу); корпус отклонить назад, обе руки (кулаки — друг за другом) с силой провести сбоку от корпуса назад; в крайнем положении рук «сзади» — пальцы разжать для следующего «перехвата каната». На 2-ю четверть такта тяжесть тела перевести на впереди стоящую ногу с полуприседанием на ней (исходное положение). Качание «назад-вперед» выполняется на каждый такт. 28 ПРУЖИНКИ Русская народная мелодия "Ах, ты, береза"  Дети располагаются по всему залу врассыпную. И. П.: стоя в полный рост; пятки вместе, носки врозь; руки в положении «на пояс», корпус «открытый». 1—4 такты — мягкие пружинные полуприседания (по два на каждый такт): «раз» — слегка присесть, согнув колени и разведя их в стороны, пятки не отрываются от пола; «и» — «вырасти», выпрямив колени (исходное положение); «два» — слегка присесть; «и» — «вырасти» в полный рост. Движение можно сопровождать покачиваниями корпуса (головы) из стороны в сторону. 5—8 такты — пружинные покачивания на стопе (по два на каждый такт): «и-раз» — чуть приподнявшись на полупальцах, опустить пятки на пол (на сильную долю такта), не сгибая при этом колен; «и-два» — повторение того же движений. Движение можно выполнять с одновременным полуповоротом корпуса из стороны в сторону: по одному на каждую пружинку (или по одному на каждые две пружинки). ПЛАТОЧЕК Русская народная мелодия "Пойду ль, выйду ль я" Обработка Т. Ломовой   \ Исполняется парами. Партнеры стоят на значительном расстоянии друг от друга; у одного в руке платочек. 1—4 такты — тот, у кого в руке платочек, повернувшись правым боком к партнеру, приближается к нему приставным шагом (по два на каждый такт). При этом он медленно поднимает правую руку с платочком (снизу-через сторону-вверх) и слегка отклоняется корпусом влево, глядя на платочек, как бы любуясь им. В конце 4-го такта с легким поклоном он набрасывает платочек партнеру на плечо, так чтобы один его конец лежал на спине, а другой — на груди. 5—8 такты — Первый отходит от партнера назад (спиной): шаг на каждую восьмую. Партнер в это время (стоя на месте) берет платочек за уголок (свисающий с плеча на грудь), опускает руку с ним вниз (вдоль корпуса) и поворачивается боком к партнеру (правым, если платочек в правой руке, левым — если в левой). Предложить детям использовать при «подходе» к партнеру различные варианты приставного шага: без полуприседания, с полуприседанием (на первом или на втором шаге). Притопы УТВЕРЖДАЮЩИЕ ПРИТОПЫ Русская народная мелодия "Из-под дуба" Обработка Н. Метлова  Притопы могут выполняться по два на каждый такт: — одной ногой (правой — 1—4 такты; левой — 5—8 такты); — поочередно: два притопа — одной ногой; два — другой; — одной ногой с разворотом колена то в «закрытое» положение, то в «открытое». Руки могут быть в положении «на пояс»; раскрываться в стороны и закрываться на пояс (на каждые два притопа). Притопы могут выполняться по одному на каждый такт поочередно то одной, то другой ногой: на первую долю такта топнуть чуть впереди опорной, на вторую — неслышно приставить рядом с ней. ПРИТОПЫВАЮЩИЙ ШАГ ("Подзадоривание") Русская народная мелодия Обработка Е. Тиличеевой  Движение выполняется на боковом приставном шаге в одну сторону. Ребенок стоит подбоченясъ, на расстоянии нескольких шагов от партнера, боком к нему; голова повернута в сторону партнера (лукавый взгляд). На каждый такт выполняется два притопывающих шага: «раз» — топнув, сделать шаг правой ногой вправо (в направлении партнера), одновременно «поддеть» корпусом, плечом снизу вверх; «и» — левую ногу приставить неслышно к правой, корпус выпрямить; «два» — топнув, сделать еще шаг правой ногой вправо; «и» — левую ногу приставить к правой; и т. д. Движение можно использовать как элемент в упражнении на игровое взаимодействие между партнерами: 1—6 такты | — | аналогично выше приведенному — притопывающий шаг в сторону партнера, как бы поддразнивая: «ну-ка покажи, как ты умеешь танцевать». | 7 такт | — | на частом топочущем шаге повернуться вокруг себя. | 8 такт | — | поклониться партнеру, как бы приглашая «ответить на вызов». | После этого партнер исполняет «утверждающие» притопы, как бы говоря: «Вот, как я умею танцевать!» (см. предыдущее упражнение). | 31 ТОПОЧУЩИЙ ШАГ Русская народная мелодия "Подгорка"  Исполняется парами. Партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии 2—3-х шагов. Один «наступает» на другого, выполняя топочущий шаг на всей ступне; руки «на пояс», корпус чуть подается вперед. Другой «отступает» (спиной) назад: шаг на каждую четверть; корпус чуть отклоняется назад; руки могут быть слегка отведены от корпуса, выражая настороженность, и скоординированы с движением ног, или выполняют жест «не надо». При повторе партнеры меняются ролями: второй «наступает» на первого; и т. д. ЗАУПРЯМИЛСЯ Русская народная мелодия "Я рассею свое горе"   Исполняется парами. Партнеры стоят на некотором расстоянии друг от друга. 1—4 такты — один ребенок подходит к другому (притопывающим «подзадоривающим» шагом; топочущим шагом; шагом с каблука и др.), руки «на пояс» или скоординированы с движением ног; второй ребенок («упрямец») стоит в угрюмой позе, вполоборота к партнеру; корпус «закрытый», голова опущена, взгляд исподлобья. 5—6 такты — «упрямец» топает одной или поочередно двумя ногами (на каждую четверть), при этом руки (кисти сжаты в кулаки) выполняют короткие резкие движения сверху вниз, напоминающие «вбивание гвоздей» — так выражается категорическое несогласие ни с какими уговорами и требованиями. 7—8 такты — первый («уговаривающий») ребенок, уходя в сторону от партнера, разводит руками («Ну, я не знаю, как его еще уговаривать»). Этюд можно исполнять в ансамбле, когда несколько «нянек» уговаривают одного «упрямца». Каждая «нянька» уговаривает по-своему, со своим «подходом» (т. е. выполняет движение, непохожее на движения других «нянек»); «упрямец» тоже может варьировать притопы. Последняя «нянька» на 7—8 такты (которые исполняются в спокойном, несколько замедленном темпе) ласково гладит «упрямца» по плечу, и тот, смягчившись, соглашается на уговор: распрямляя корпус, берется с партнером за руки (обнимается с ним) и улыбается. Каблучки» и «носочки» "КАБЛУЧКИ" Русская народная мелодия "Полянка" Обработка Н. Метлова   Варианты движений 1. Выставление ноги на пятку (руки «на пояс»): «раз-и» — поставить ногу на пятку вперед (в сторону); «два-и» — приставить к опорной ноге. Движение выполняется поочередно то одной, то другой ногой. 2. «Каблучки» с полуприседанием: а) «раз-и» — поставить ногу на пятку вперед (в сторону); «два-и» — приставить ногу к опорной с одновременным полуприседанием; б) «раз-и» — полуприседание (ноги — «пятки вместе, носки врозь»); «два-и» — выпрямить в колене опорную ногу, вторую поставить на пятку вперед (в сторону). Движения выполняются поочередно то одной, то другой ногой. Руки могут быть все время в положении «на пояс» или раскрываться (когда нога выводится на пятку) и закрываться «на пояс» (когда выполняется полуприседание). 3. «Присядка с каблучками»: «раз-и» — глубокое приседание с опорой на полупальцы обеих ног; «два-и» — «вырасти» в полный рост, одну ногу поставить на пятку в сторону. Движение выполняется поочередно то одной, то другой ногой. Руки «на пояс», или то открываются в стороны, то закрываются «на пояс». 4. «Каблучки» с прыжком: «раз-и» — подпрыгнув с двух ног, приземлиться в позе: одну ногу, прямую в колене, вывести вперед (в сторону) на пятку, на другой, опорной, ноге чуть присесть; «два-и» — прыжком поставить ноги вместе, чуть присесть. На пятку выставляется то одна, то другая нога — поочередно. Руки (см. «каблучки» с полуприседанием). 5. «Каблучки» с перескоком: «раз-и» — подпрыгнув, приземлиться в позе: одну ногу, прямую в колене, вывести вперед (в сторону) на пятку, на другой, опорной, ноге чуть присесть; «два-и» — перескоком поменять ноги (та, что была выведена на пятку, становится опорной; та, что была опорной, выводится на пятку); и т. д. Движение может выполняться на месте, со сменой ракурсов, в продвижении, в повороте вокруг себя. Руки в положении «на пояс», или одну поставить на пояс, другой помахивать платочком перед собой, над головой и др. "НОСОЧКИ" Д. Шостакович "Шарманка" (фрагмент)  Варианты движений. 1. Выведение ноги на носок (руки «на пояс» или «за юбочку»): «раз-и» — вывести прямую в колене ногу вперед на носок; «два-и» — приставить ее к опорной («пятки вместе, носки врозь»). Движение выполняется сначала одной ногой (4 такта подряд), потом другой; или поочередно то одной, то другой ногой. 2. «Острый носочек»: «раз-и» — выведя прямую в колене ногу вперед, ударить носком об пол два раза (удар — «отскакивающий», но «отскок» носка от пола невысокий); «два-и» — приставить ногу к опорной («пятки вместе, носки врозь»). Движение может выполняться одной ногой или поочередно то одной, то другой ногой. Более сложные варианты получаются при исполнении движений с полуприседанием, или на прыжке (с перескоком) и т. п. — аналогично вариантам «каблучков» (см. предыдущее упражнение). ШАГ С ПЯТКИ И С НОСКА Русская народная мелодия Обработка Е. Туманян   На первую часть выполняется важный шаг с пятки (шаг — на каждую четверть); руки могут быть в положении «на пояс», или медленно открываться в стороны (на 4 шага), а затем так же медленно закрываться, «на пояс», корпус слегка откинут назад, гордая осанка. На вторую часть выполняется шаг с носка (на каждую четверть) или шаг на низких полупальцах (шаг — на каждую восьмую); корпус прямой, руки могут быть в положении «на пояс», или внизу и чуть отведены от корпуса в стороны. КОВЫРЯЛОЧКА Русская народная мел 37 Варианты движения 1. 1—3 такты — «раз-и» — вывести вперед прямую в колене ногу на носок; — «два-и» — перевести стопу с носка на пятку; 4 такт — «раз-и-два» — переступание на месте: правой-левой-правой; — «и» — пауза («пятки вместе, носки врозь»). При повторе движение выполняется с другой ноги и т. д. 2. Аналогично предыдущему, но с разворотом колена то в «закрытое», то в «открытое» положения: 1—3 такты — «раз-и» — завернув правую ногу коленом внутрь, поставить ее в сторону на носок; — «два-и» — поставить правую ногу на пятку в ту же сторону, развернув ее коленом наружу (колено выпрямлено); 4 такт — «раз-и-два» — перетоп: правой-левой-правой; — «и» — пауза (ноги стоят «пятки вместе, носки врозь»). То же выполняется с левой ноги и т. д. 3. 1 такт — «раз-и» — поставить правую ногу в сторону на носок, завернув ее коленом внутрь; — «два-и» — поставить прямую в колене правую ногу на пятку в ту же сторону, развернув ее коленом наружу; 2 такт — «раз-и-два» — перетоп: правой-левой-правой; — «и» — пауза (ноги стоят «пятки вместе, носки врозь»). 3—4 такты — движение выполняется с левой ноги аналогично. Руки можно держать все время в положении «на пояс», или открывать в стороны, когда нога ставится на пятку (при этом корпус склоняется к ноге). 4. 1 такт — «раз-и» — подпрыгнув с двух ног на левую, поставить правую ногу на носок вправо (колено «завернуто» внутрь); — «два-и» — подпрыгнув на левой ноге, правую поставить на пятку вправо (колено развернуто наружу); 2 такт — «раз-и» — перескочив на правую ногу, левую поставить на носок влево (колено «завернуто» внутрь); — «два-и» — подпрыгнув на правой ноге, левую поставить на пятку влево (колено «развернуто» наружу); 3 такт — «раз-и» — перескочив на левую ногу, правую поставить на носок вправо и т. д. Корпус прямой, может слегка поворачиваться из стороны в сторону; руки в положении «на пояс», «за юбочку», скрещены перед грудью. 38 |