Индивидуальный график стратегий поведения во внешнем конфликте Контрольная работа 3 Выполните задания: 1.Директор библиотеки добивается увеличения ассигнований из городских фондов для покупки книг. С этой целью он решил заручиться поддержкой жителей города и провел обследование, спрашивая читателей библиотеки: «Хотите ли вы, чтобы в библиотеке было больше книг?». Этот вопрос он задал десяти читателям, девять из которых ответили утвердительно. Десятый не имел определенного мнения. На этом основании директор библиотеки сделал следующий вывод: «Девяносто процентов жителей нашего города высказались в пользу того, чтобы на покупку книг выделялось больше средств. Против выделения дополнительных средств не высказался ни один человек». Напишите ваше мнение по поводу примененного этим библиотекарем метода обследования с точки зрения: отбора реципиентов; объема выборки; формулировки вопроса; заключения. Ответ: Анализ конкретной ситуации изучает одного человека, но очень подробно, в то время как опрос представляет собой исследования многих людей. а. Выборка была проведена не тщательно и не представляла всех горожан. Были исключены люди, не пользующиеся библиотекой. б. Было опрошено только десять человек. И хотя население городка не обозначено, выборка все же слишком мала, чтобы дать точные результаты. в. Вопрос не касался выделения средств из городского бюджета. г. В выводе не отражены ни размер выборки, ни способ проведения опроса. Директор библиотеки сделал заключение о том, что жители хотят получить средства из бюджета, хотя его вопрос был вовсе не об этом. Выводы должны быть реальными, а не искусственными. 2.Какой социально-психологический механизм описан в знаменитой сказке Х. Андерсена о голом короле? Этот тот случай, когда человек делает вид, что согласен с группой, но на самом деле он просто не хочет «выделяться», чтобы не нарушить единодушия группы. Ответ: в социальной психологии влияние группы на индивида рассматривается как феномен группового давления или его еще называют феноменом «конформизма». Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». На уровне обыденного сознания феномен конформизма зафиксирован в сказке Г.Х.Андерсена о голом короле. Поэтому в повседневной речи понятие приобретает негативный оттенок. 2.Лектор произносит монолог, а аудитория не задает ни вопроса, не подает ни одной реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли – сказать трудно. Можно ли это считать общением между лектором и аудиторией? Ответ: Общение одного субъекта с другим рассматривается как межличностный уровень коммуникативной деятельности, общение субъекта с группой — как личностно-групповой, общение субъекта с массой как личностно-массовый. Принято считать основными коммуникативными следующие формы общения. Монологическая — преобладание высказывания одной личности - субъекта и слушание другой Личности-субъекта общения. Решите тест: 1. Вид общения, который происходит с целью достижения договорённости между людьми, не состоящими в близких межличностных отношениях, называют: а) референтным; б) деловым; в) опосредованным; г) ролевым. 2. Положение человека в обществе, установленное в терминах прав и обязанностей, называют: а) социальная установка; б) общественная позиция; в) общественный престиж; г) социальный статус; 3. Структурными компонентами общения выступают: а) коммуникативный; б) когнитивный; в) восприятия партнёра; г) нормативный. 4. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления (или человека), которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением, называется: а) предикат; б) установка; в) ключ доступа; г) стереотип. 5. Процесс группового развития результатом, которого является дифференциация групповой структуры, её совершенствование, за счёт личной инициативы участников, называется: а) социализация б) лидерство; в) групповая динамика; г) конформизм. 6. Повышение скорости и продуктивности деятельности вследствие актуализации в сознании образа другого человека, выступающего или соперником, или наблюдателем, а) фантазия; б) каузальная интеграция; в) фасилитация; г) идеализация. 7. К ведущим стратегиям поведения в процессе взаимодействия относят: а) избегание; б) внушение; в) убеждение; г) сотрудничество. 8. Набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин, называют ролью: а) половой; б) перцептивной; в) социальной; г) гендерной. 9. Группа, объединенная только внутренними целями, не выходящая за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, называется: а) корпорацией; б) ассоциацией; в) кооперацией; г) диффузной группой. 10. Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином: а) кооперация; б) коллектив; в) корпорация; г) ассоциация. 11. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется: а) руководством; б) доминированием; в) управлением; г) лидерством. 12. Композиция группы раскрывается посредством характеристик, отражающих: а) профессиональную, социальную принадлежность членов группы; б) взаимоотношения членов микрогрупп; в) иерархию статусов; г) направленность коммуникаций. 13. Осуществляемый групповой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи называется: а) групповой идентификацией; б) групповой дискуссией; в) групповым самоопределением; г) групповым принятием решения. 14. Увеличение сплоченности группы приводит, как правило, к: а) стремлению членов группы уменьшить свой личный вклад в совместную деятельность; б) желание ослабить влияние группы и перейти в другую; в) уменьшению влияния группы на ее членов; г) усилению влияния группы на ее членов; 15 Референтный тип социальной власти в группе: а) основан на отношениях симпатии и эмоционального предпочтения лидера; б) базируется на превосходстве лидера; в) реализуется через принуждение; г) основан на вознаграждении лидером других членов группы. 16. Императивное общение предполагает: а) равноправное субъект-субъектное общение б) скрытное воздействие на партнера с целью достижения свои намерений в) официальное распространение информации г) авторитарную форму воздействия с партнером. 17. Добровольное подчинение суждения или действия индивида мнению группы, которое противоречит его собственному мнению, называется: а) конформность; б) влияние; в) манипуляция; г) внушение. 18. Осознание расхождения в мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении, это: а) внушение; б) подражание; в) фасилитация; г) конформность. 19. Бесструктурное скопление на короткий период людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания, называется: а) толпой; б) массой; в) аудиторией; г) группой. 20. Основателем «теории инстинктов социального поведения» является: а) Г.Фестингер; б) У.МакДауголл; в) З.Фрейд; г) Э.Росс. 3. Выполните тест Томаса. Проанализируйте результаты с точки зрения их совпадения с интуитивными представлениями о специфике своего поведения во внешних конфликтах. Результаты исследования оформите графически. Инструкция: С помощью этого теста предлагаем Вам определить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации. Всего таких стилей пять: сотрудничество – оптимально почти всегда; компромисс – вполне приемлемо в ряде случаев; избегание (уход) – возможно в случаях, неспровоцированных партнёром «пожаров»; приспособление – возможно в тех случаях, когда партнёр действительно прав; соперничество– наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах. Для того чтобы определить, к какому способу Вы склонны, нужно, внимательно прочитавкаждое из двойных высказываний а) и б), выбрать из них то, которое в большей степени соответствует тому, как Вы обычно поступаете и действуете. 1. а) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. б) Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить особое внимание на то, с чем мы оба согласны. 2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я пытаюсь уладить дело с учётом всех интересов и другого человека, и моих собственных. 3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека. 5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь найти поддержку у другого. б) Я стараюсь делать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости. 6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя. б) Я стараюсь добиться своего. 7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно. б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться другого. 8.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я первым делом стараюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. 9.а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий. б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10.а) Я твердо стремлюсь добиться своего. б) Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11.а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. 12.а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу. 13.а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Я настаиваю, чтобы всё было сделано по-моему. 14.а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов. 15.а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. б) Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжения. 16.а) Я старюсь не задеть чувств другого. б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости. 18.а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём. б) Я дам другому возможность остаться при своём мнении, если он идёт мне навстречу. 19.а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь отложить все спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно. 20.а) Я пытаюсь медленно преодолеть наши разногласия. б) Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 21.а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому. б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22.а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека. б) Я отстаиваю свою позицию. 23.а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24.а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс. 25.а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого. 26.а) Я обычно предлагаю среднюю позицию. б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас. 27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров. б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём. 28.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого. 29.а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. 30.а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха. Обработка результатов № п/п | Стили поведения | Номера утверждений | | Соперничество | 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а | | Сотрудничество | 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б | | Компромисс | 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а | | Избегание | 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б | | Приспособление | 1б, 3б, 4б, 11б, 15а, 16а, 18а, 21а, 24а, 25б, 27б, 30а | Максимально возможное число баллов по каждому из пяти тактик – 12. Диапазон значений от 9 до 12 соответствует частому использованию тактики поведения в ситуации внешнего конфликта. Диапазон балльного выражения от 5 до 8 – зона умеренной выраженности тактики. Индивидуальный график стратегий поведения во внешнем конфликте Количество баллов 12 1 Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление тактики поведения |