ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ Современный период развития общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а так же на базе разнообразных средств информационного обмена. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято сейчас называть, информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Этот процесс способствует: - совершенствованию механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банком данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а так же компьютерных сетей (интернет); - совершенствованию методологии и стратегии отбора содержания методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; - созданию методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; - создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих и т.д. методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых. НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ОБРАЗОВАНИИ Под средствами ИКТ будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а так же современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке и передачи информации. Становится актуальной разработка определённых методических подходов к использованию средств ИКТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. Не менее важна задача обеспечения психолого-педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования средств ИКТ в целях интенсификацииучебного процесса и повышения его эффективности и качества. Рассмотрим уникальные возможности средств ИКТ: - незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ; - компьютерная визуализация учебной информации; - архивное хранение достаточно больших объёмов информации с возможностью её передачи, а так же лёгкого доступа и обращения пользователя к банку данных; - автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а так же обработки результатов эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; - автоматизация процессов информационно-методического обеспечения и управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения; Реализация перечисленных ранее средств ИКТ позволяют организовывать такие виды деятельности как: - сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях и процессах и передача достаточно больших объёмов информации, представленной в различных формах; - интерактивный диалог, т.е. с компьютером и с помощью компьютера с другим человеком; - управление реальными объектами; - управление отображёнными на экране моделям различных объектов и явлений; - автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности. Развитие личности обучаемого и подготовка человека к комфортной жизни в условиях информационного общества: - развитие мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого и теоретического видов мышления); - эстетическое воспитание ( например за счёт использования возможностей компьютерной графики и технологий мультимедиа); - развитие коммуникативных способностей; - формирование умений принимать оптимальные решения в сложной ситуации; - развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность ( например за счёт реализации возможностей компьютерного моделирования, использование статистических пакетов); |