МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тарасов Л. Музыка в семье муз. Л., 1985





Цветной слух

синопсия(англ. colour hearing, нем. Farbenhoren, франц. audition coloree), ощущение различных цветов, а также все внепредметные пространственные и графические представления, возникающие при восприятии определённых звуков, созвучий, тональностей; частный случай синестезии (См. Синестезия) (дословно — соощущения). Ассоциации Ц. с. подразделяются на общезначимые естественные синестезии, основанные на т. н. натуральном условном рефлексе (См. Условные рефлексы), и произвольно-субъективные, в которых фиксируются случайные отношения между зрением и слухом. Ярко выраженным Ц. с. обладали многие музыканты, художники, писатели (например, А. Н. Скрябин, Н. А. Римский-Корсаков, Б. В. Асафьев, В. В. Кандинский, Ф. Гарсиа Лорка). С областью Ц. с. соприкасаются такие ассоциативные представления, как «яркий», «матовый» звук, «тонкий» свист, «кричащие» цвета и т.п. Интерес к изучению Ц. с. в значительной мере стимулируется современными экспериментами в области синтеза музыки и света (см. Цветомузыка).

Лит.: Галеев Б. М., Проблема синэстезии в искусстве, в кн.: Искусство светящихся звуков. Сб. статей, Казань, 1973; Ванечкина И. Л., О «цветном слухе» А. Н. Скрябина, в сборнике: Материалы Всесоюзной школы молодых ученых по проблеме «Свет и музыка». (Третья конференция), Казань, 1975; Weliek A., Musikpsychologie und Musikasthetik, Fr./M., 1963. Б. М. Галеев.

Цветной слух или синопсия — явление синестезии, при котором два чувства — зрение и слух — связываются воедино. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы, которые могут вторгаться в реальное видение мира. Таких людей называют синестетиками. Речь идёт о некой связи абсолютной высоты музыкальных звуков и/или тональностей с определёнными цветами. Следует различать зрительное восприятие, образность мышления и собственно цветной слух: образностью мышления в той или иной степени обладает каждый человек, тогда как синестетический цветной слух явление довольно редкое, и, по словам некоторых современных музыкантов, обладателей такой способности, — довольно неприятное и трудноконтролируемое, главным образом из-за повышенной чувствительности к окружающему человека в повседневной жизни информационному шуму.

Синестетиками в музыке были, например, Скрябин, Римский-Корсаков и Мессиан, из наших современников — Томас Кёнер (нем. Thomas Köner) или недавно погибший при трагических обстоятельствах Джон Бэланс из Coil. Они воспринимали или воображали тональности окрашенными в определённые цвета. Например, симфоническая поэма Скрябина «Прометей (Поэма огня)» была задумана композитором со специальной исполнительской строкой «Luce» (то есть «Свет») и исполняется иногда с использованием светомузыки. Также музыкант и художник М. Чюрлёнис пытался передать в своих картинах недоступный этому жанру мир музыки[

Французский психолог Теодюль Рибо (1839—1916) приводит три гипотезы происхождения цветного слуха, которые уже в его время (то есть в XIX веке) были общеизвестны. Он пишет: «По эмбриологической гипотезе это могло бы быть следствием неполной дифференциации между чувствами зрения и слуха и фактом случайного оживания такой особенности, которая в некоторую отдаленную эпоху была, может быть, общим правилом в человечестве. Анатомическая гипотеза предполагает сообщения или анастомозы между центрами зрительных и слуховых ощущений в головном мозгу. Затем есть физиологическая гипотеза нервной иррадиации и психологическая, видящая здесь ассоциацию»[6].
Сторонники синестетичности цветного слуха придерживаются, главным образом, «физиологической гипотезы», если воспользоваться дефиницией Рибо. Есть, однако, и серьёзные возражения, ставящие под сомнение саму идею такого рода синестезии и предполагающие наличие лишь образных ассоциаций[7][8]. Для синестезии известны случаи наследования (а физиологические признаки более вероятно наследуемы, нежели устойчивые ассоциации)[9], например, Владимир Набоков и его жена Вера Слоним оба были синестетиками, как и их сын Дмитрий.



Существует и музыкально-педагогическая система В. Б. Брайнина, посвящённая связям между относительной (ладовой) высотой музыкальных звуков и определёнными цветами спектра. В этой системе предусмотрено развитие цветного восприятия ступеней модальных ладов у детей[10]. В работе Брайнина, однако, говорится лишь об объективных предпосылках для возникновения образных ассоциаций, а не о подлинной возможности развития синестетического восприятия.

 

Сохранились записи К. К. Сараджева о соответствии звука и цвета. Записей этих было много с перечислением всех звуков октавы. Вот несколько образцов:
Ми-мажор - ярко-голубой,
Фа-мажор - ярко-желтый,
Си-мажор - ярко-фиолетовый,
Ми-минор - синий, серовато-темный,
Фа-минор - темно-коричневый,
Си-минор - темно-красновато-оранжевый и т.д.
Этим вопросом занимались еще два выдающихся композитора - И. А. Римский-Корсаков и А. И. Скрябин, они также обладали ярко выраженным цветовым слухом.
Скрябин в своей последней симфонической поэме "Прометей" мечтал применить согласованную с музыкой смену цветового освещения зала (что сейчас и делается с помощью созданной цвето-звуковой установки. - А. Ц.).

Исаак Ньютон когда-то уподобил семь разных по высоте звуков - звукоряд - семи цветам радуги, он пытался вывести математический закон, какого “цвета” та или иная нота-звук:
До – красный
Ре - фиолетовый
Ми – синий
Фа – голубой
Соль – зеленый
Ля – желтый
Си – оранжевый

Скрябин всю гамму До мажор и сочинения, созданные из звуков этой гаммы, видел в красном цвете, а Ля мажор воспринимал как зеленый. Римский-Корсаков До мажор воспринимал как белый, а Ля мажор - розовым.

Тарасов Л. Музыка в семье муз. Л., 1985

“Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас волнуют, печалят или радуют.” (Иоганн Вольфганг Гетте)

Цветной слух

Скрябин отчетливо видел, что тональность фа мажор несет темно-красный цвет, ре мажор золотиста, фа диез мажор - это торжественный синий цвет Разума. Римский-Корсаков соглашался, что между тональностями (тональностями, а не отдельными нотами!) и цветовыми ощущениями есть органическая связь.

Цвет “Прометея”

Скрябин впервые решил непосредственно соединить тональности с цветом. Он задумал в свою симфоническую поэму “Прометей” (для оркестра, хора, органа и соло фортепиано) ввести партию “светового клавира”.

“Прометей” в переводе с древнегреческого означает “провидец”: Для музыканта Прометей был символом творческого начала, преодолевающего все муки и невероятные страдания на пути к идеалу: от неясной мечты к торжеству созидания. “Прометей”, - это активная энергия Вселенной, творческий принцип. Это - огонь, свет, жизнь, борьба, мысль. Прогресс, цивилизация, свобода”. (Скрябин) Скрябин мечтал о синтезе музыки и цвета в своем “Прометее”. Он хотел зримо воссоздать “образ пламени” -некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты. Не может и не должна световая строчка механически следовать за каждым изгибом музыкальной ткани, как это предлагал Гидони (художник, изобретатель светооркестра). Только “образы света” смогут зримо передать всю глубину и сложность скрябинской партитуры.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.