ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Тарасов Л. Музыка в семье муз. Л., 1985 Цветной слух синопсия(англ. colour hearing, нем. Farbenhoren, франц. audition coloree), ощущение различных цветов, а также все внепредметные пространственные и графические представления, возникающие при восприятии определённых звуков, созвучий, тональностей; частный случай синестезии (См. Синестезия) (дословно — соощущения). Ассоциации Ц. с. подразделяются на общезначимые естественные синестезии, основанные на т. н. натуральном условном рефлексе (См. Условные рефлексы), и произвольно-субъективные, в которых фиксируются случайные отношения между зрением и слухом. Ярко выраженным Ц. с. обладали многие музыканты, художники, писатели (например, А. Н. Скрябин, Н. А. Римский-Корсаков, Б. В. Асафьев, В. В. Кандинский, Ф. Гарсиа Лорка). С областью Ц. с. соприкасаются такие ассоциативные представления, как «яркий», «матовый» звук, «тонкий» свист, «кричащие» цвета и т.п. Интерес к изучению Ц. с. в значительной мере стимулируется современными экспериментами в области синтеза музыки и света (см. Цветомузыка). Лит.: Галеев Б. М., Проблема синэстезии в искусстве, в кн.: Искусство светящихся звуков. Сб. статей, Казань, 1973; Ванечкина И. Л., О «цветном слухе» А. Н. Скрябина, в сборнике: Материалы Всесоюзной школы молодых ученых по проблеме «Свет и музыка». (Третья конференция), Казань, 1975; Weliek A., Musikpsychologie und Musikasthetik, Fr./M., 1963. Б. М. Галеев. Цветной слух или синопсия — явление синестезии, при котором два чувства — зрение и слух — связываются воедино. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы, которые могут вторгаться в реальное видение мира. Таких людей называют синестетиками. Речь идёт о некой связи абсолютной высоты музыкальных звуков и/или тональностей с определёнными цветами. Следует различать зрительное восприятие, образность мышления и собственно цветной слух: образностью мышления в той или иной степени обладает каждый человек, тогда как синестетический цветной слух явление довольно редкое, и, по словам некоторых современных музыкантов, обладателей такой способности, — довольно неприятное и трудноконтролируемое, главным образом из-за повышенной чувствительности к окружающему человека в повседневной жизни информационному шуму. Синестетиками в музыке были, например, Скрябин, Римский-Корсаков и Мессиан, из наших современников — Томас Кёнер (нем. Thomas Köner) или недавно погибший при трагических обстоятельствах Джон Бэланс из Coil. Они воспринимали или воображали тональности окрашенными в определённые цвета. Например, симфоническая поэма Скрябина «Прометей (Поэма огня)» была задумана композитором со специальной исполнительской строкой «Luce» (то есть «Свет») и исполняется иногда с использованием светомузыки. Также музыкант и художник М. Чюрлёнис пытался передать в своих картинах недоступный этому жанру мир музыки[ Французский психолог Теодюль Рибо (1839—1916) приводит три гипотезы происхождения цветного слуха, которые уже в его время (то есть в XIX веке) были общеизвестны. Он пишет: «По эмбриологической гипотезе это могло бы быть следствием неполной дифференциации между чувствами зрения и слуха и фактом случайного оживания такой особенности, которая в некоторую отдаленную эпоху была, может быть, общим правилом в человечестве. Анатомическая гипотеза предполагает сообщения или анастомозы между центрами зрительных и слуховых ощущений в головном мозгу. Затем есть физиологическая гипотеза нервной иррадиации и психологическая, видящая здесь ассоциацию»[6]. Сторонники синестетичности цветного слуха придерживаются, главным образом, «физиологической гипотезы», если воспользоваться дефиницией Рибо. Есть, однако, и серьёзные возражения, ставящие под сомнение саму идею такого рода синестезии и предполагающие наличие лишь образных ассоциаций[7][8]. Для синестезии известны случаи наследования (а физиологические признаки более вероятно наследуемы, нежели устойчивые ассоциации)[9], например, Владимир Набоков и его жена Вера Слоним оба были синестетиками, как и их сын Дмитрий. Существует и музыкально-педагогическая система В. Б. Брайнина, посвящённая связям между относительной (ладовой) высотой музыкальных звуков и определёнными цветами спектра. В этой системе предусмотрено развитие цветного восприятия ступеней модальных ладов у детей[10]. В работе Брайнина, однако, говорится лишь об объективных предпосылках для возникновения образных ассоциаций, а не о подлинной возможности развития синестетического восприятия. Сохранились записи К. К. Сараджева о соответствии звука и цвета. Записей этих было много с перечислением всех звуков октавы. Вот несколько образцов: Ми-мажор - ярко-голубой, Фа-мажор - ярко-желтый, Си-мажор - ярко-фиолетовый, Ми-минор - синий, серовато-темный, Фа-минор - темно-коричневый, Си-минор - темно-красновато-оранжевый и т.д. Этим вопросом занимались еще два выдающихся композитора - И. А. Римский-Корсаков и А. И. Скрябин, они также обладали ярко выраженным цветовым слухом. Скрябин в своей последней симфонической поэме "Прометей" мечтал применить согласованную с музыкой смену цветового освещения зала (что сейчас и делается с помощью созданной цвето-звуковой установки. - А. Ц.). Исаак Ньютон когда-то уподобил семь разных по высоте звуков - звукоряд - семи цветам радуги, он пытался вывести математический закон, какого “цвета” та или иная нота-звук: До – красный Ре - фиолетовый Ми – синий Фа – голубой Соль – зеленый Ля – желтый Си – оранжевый Скрябин всю гамму До мажор и сочинения, созданные из звуков этой гаммы, видел в красном цвете, а Ля мажор воспринимал как зеленый. Римский-Корсаков До мажор воспринимал как белый, а Ля мажор - розовым. Тарасов Л. Музыка в семье муз. Л., 1985 “Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас волнуют, печалят или радуют.” (Иоганн Вольфганг Гетте) Цветной слух Скрябин отчетливо видел, что тональность фа мажор несет темно-красный цвет, ре мажор золотиста, фа диез мажор - это торжественный синий цвет Разума. Римский-Корсаков соглашался, что между тональностями (тональностями, а не отдельными нотами!) и цветовыми ощущениями есть органическая связь. Цвет “Прометея” Скрябин впервые решил непосредственно соединить тональности с цветом. Он задумал в свою симфоническую поэму “Прометей” (для оркестра, хора, органа и соло фортепиано) ввести партию “светового клавира”. “Прометей” в переводе с древнегреческого означает “провидец”: Для музыканта Прометей был символом творческого начала, преодолевающего все муки и невероятные страдания на пути к идеалу: от неясной мечты к торжеству созидания. “Прометей”, - это активная энергия Вселенной, творческий принцип. Это - огонь, свет, жизнь, борьба, мысль. Прогресс, цивилизация, свобода”. (Скрябин) Скрябин мечтал о синтезе музыки и цвета в своем “Прометее”. Он хотел зримо воссоздать “образ пламени” -некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты. Не может и не должна световая строчка механически следовать за каждым изгибом музыкальной ткани, как это предлагал Гидони (художник, изобретатель светооркестра). Только “образы света” смогут зримо передать всю глубину и сложность скрябинской партитуры. |