ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Уровни социологического знания Вопросы к зачету по социологии 1.Социология как наука, ее предмет, метод исследования. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе».Объект социологии- современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметомизучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.Социальные общности- это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология- это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Функции социологии. 1. Познавательная – дает новые знания об обществе, о социальных группах, об индивидах и закономерностях их поведения. Выполнению этой функции служат как фундамент так и эмпирическое исследование. 2. Прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач. 3. Контролирующая – политические партии и власть используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной деятельности. 4. Прогностическая – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. 5. Идеологическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества. 6. Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведение их результатов до общественности, могут служить улучшением взаимопонимания и взаимоотношений между людьми, группами, могут способствовать совершенствованию общественных отношений, развитию общества. 7. Планирования – управление развитием различных сфер общественной жизни. Это может быть планирование жизни городов, деятельности организаций, коллективов, жизни отдельных регионов, стран и др. Уровни социологического знания Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические исследования. Социология различается как теоретическая и прикладная. Теоретическая, фундаментальная социология выполняет мировоззренческую идеологическую функцию, являющуюся методологической основой для других наук и конкретных социологических исследований. Теоретическая социология разрабатывает понятийный аппарат, необходимый для изучения предмета данной науки, раскрывает, изучает социальные законы и закономерности, разрабатывает теории и концепции социального развития. Прикладная социология базируется на теоретической, непосредственно изучает практику, исследует формы проявления и механизмы действия социальных законов в различных сферах жизнедеятельности общества в разных исторических условиях. Теоретическая социология, т.ж., как и прикладная, имеет большое значение для непосредственной социальной практики. Раскрывая пути развития общества, она помогает раскрывать и разрешать его противоречия. Прикладная социология также позволяет выявлять объективные тенденции, научно прогнозировать развитие тех или иных общественных явлений. 1. Позитивная социология О. Конта. Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, который считается основателем социологии. Первым предложил термин «социология». Однако существует мнение, что первенство Конта во многом формальное и ограничивается лишь созданием термина; в этом случае действительными создателями социологии считают Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Дж. Локка или социалистов (Сен-Симона, Фурье, Оуэна). В общественной жизни указанным стадиям соответствуют три другие: примитивная, промежуточная и научная. Между историей науки и историей общества, с точки зрения Конта, существует очень тесная связь, поскольку первичным фактором в существовании общества является духовное, умственное развитие. На него оказывают влияние также раса, климат, средняя продолжительность жизни человека и связанный с ней прирост населения, которые вместе приводят к разделению труда и обусловливают развитие интеллектуальной сферы. Социология мыслилась Контом как дисциплина, которая отражает реальность последней, научной стадии развития общества и позитивной стадии развития науки. Соответственно, и социология должна опираться на методы, типичные в большей степени для естественных наук: наблюдение, сравнение и, самое главное, эксперимент. Конт рассматривал человеческое общество как организм, который существует по законам, аналогичным тем, которые управляют природой и другими организмами. На основании этого он постулировал возможность изучения жизни общества при помощи методов естественных наук. Помимо чисто описательной и объясняющей функции, социология, с точки зрения Конта, должна выполнять и функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка. Благодаря этому можно избежать произвола правителей, полагающихся на свои субъективные представления. Полагая, что общество и общественные явления должны быть предметом социологии, О. Конт считал, что социология должна изучать социальную статику и социальную динамику. Изучая социальную статику, социология, по его мнению, должна открыть основные элементы структуры общества в их взаимной связи и определить общие условия гармонического отношения частей, образующих социальное целое. О. Конт считал, что всегда должна существовать спонтанная или сознательная кооперация этих частей, приводящая к социальной власти. При рассмотрении конкретной структуры общества О. Конт исходит из семьи, которую он считал основным элементом социальной структуры. В ней человек живет как спонтанное социальное существо; семья представляет естественное состояние его социальности, и в ней господствуют отношения, которые можно считать естественной основой всех отношений в обществе. Положительный вклад О. Конта в развитие социологии заключается прежде всего в его убеждении, что ни одна отдельная общественная наука не может дать определенного знания об обществе в целом, поскольку каждая из них рассматривает социальные явления в их обособленности, а не взаимосвязи; кроме того, вклад О. Конта в развитие социологии связан с его попытками определить ее предмет и метод. 2. Социологический функционализм Г. Спенсера. Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм». Эволюция – это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Спенсер – сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом. Он приравнивает общество к организму. В таком организме, как общество, Спенсер обнаруживает выделившиеся подсистемы, которые в свою очередь подразделяются дальше: внутренняя система выполняет задачу сохранения организма путем приспособления к условиям «пропитания»; внешняя система выполняет функции регулирования и контроля между подсистемами и в отношении окружающей систему среды; промежуточная система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию. Спенсер считал, что эволюция любого организма: 1) тесно связана с его приспособлением к среде, т. е. в случае с обществом, к природе; 2) предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следовательно, и его постоянное усложнение. Изменение общества, его постепенная дифференциация являются проявлением социальной динамики, причем динамика понимается широко, так как включает не только состояние дисбаланса и развития, но и состояние относительной стабильности, когда процессы развития замедляются. Естественная структура общества для Спенсера та, в которой выделяются церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные институты общества. Понятие «эволюция» в социологической теории Спенсера играет важную роль при объяснении не только изменения общества в целом, но и индивидуальных, частных, личностных феноменов. Спенсер выделял два типа общества: 1) военное, т. е. основанное на принуждении и жестком социальном контроле; 2) индустриальное, представляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля. В отличие от военного общества индустриальное характеризуется большей разнородностью, которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление неблагоприятны для общества, так как они препятствуют его развитию и ограничивают свободу составляющих его индивидов. Несмотря на то что теория Спенсера заимствовала некоторые идеи из эволюционной концепции Дарвина, он не считал, что жизнью общества управляет принцип «выживает сильнейший». Данный принцип, считал ученый, действовал лишь на примитивных стадиях развития общества. Для индустриального общества более характерен дух согласия, сотрудничества и альтруизма. Целей на этом этапе общественной жизни достигают силой убеждения, а не агрессией. Во второй половине XX в. интерес к концепции Спенсера возродился в связи с возникновением таких направлений социологии, как системный анализ и структурный функционализм. 3. Социология К. Маркса. Карл Маркс (1818-1883) - один из создателей систем социального развития общества. К. Маркс исходит из того, что это развитие поступательно, прогрессивно и подчиняется причинно-следственной связи. Поэтому можно выделить закономерности общественного развития. Признание закономерности связано с принципом детерминизма: К. Маркс выделяет из всего многообразия общественных структур "базис" и "надстройку". В основе базисных отношений лежат производственные отношения и отношения к собственности на средства производства. Они образуютоснову надстройки, которая состоит из политических, правовых, религиозных, моральных и других отношений в обществе. Во взаимоотношении базиса и надстройки разворачивается историческое развитие общества К. Маркс делает вывод, что "общество, находящееся на определенной ступени исторического развития общество со своеобразным отличительным характером" представляет собой общественно-экономическую формацию. Теория общественно-экономических формаций предусматривает два главных условия общественного развития. Первое - то, что производственные отношения и отношения к собственности, как и средства производства, являются определяющими и составляют базис, второе - признание того, что развитие общества поступательное. Несмотря на экономический детерминизм, К. Маркс отмечает огромную роль надстройки, и поэтому, хотя в основе и лежат экономические отношения, общественно-экономическая формация не сводится только к ним. К. Маркс выделил несколько формаций, характеризующих развитие человечества: первобытно-общинный строй; рабовладельческий строй; феодальный строй; капиталистический строй; социалистический строй; коммунизм. Маркс нарушает один из базовых постулатов своего учения, называя коммунистическую стадию конечной: тем, к чему стремится вся история человечества. К. Маркс также разработал идею об альтернативе эволюции пути развитию истории. Он выделил революционный путь развития, который очень тесно переплетается с учением о классовой борьбе и классовом сознании в обществах. Суть этого пути развития заключается в том, что человечество может форсировать естественное движение истории, приблизить желанную коммунистическую стадию, но сделать это можно только насильно. Человечество еще не готово перейти на эту стадию но не все человечество, а лишь определенные классы ввиду своего классового сознания. Поэтому их сопротивление надо сломить, преодолеть рамки классового сознания, для чего просто необходимо уничтожить то, что определяет классы, - частную собственность. Задачу уничтожения частной собственности по понятным причинам (отсутствие собственности) должен взять на себя класс пролетариев. 4. Социология Э. Дюркгейма.Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – французский социолог «классического периода», оказавший огромное влияние на становление социологии как автономной науки. Основные труды: «Общественное разделение труда», «Метод социологии», «Самоубийства», «Элементарные формы религиозной жизни». Он полагал, что социология сможет стать наукой только в том случае, если у нее будут собственные предмет и метод. Предмет социологии – это социальные факты, которые составляют особую социальную реальность, имеющие собственные качества и законы. Социальным фактом у него является любой социальный феномен, который накладывает определенные ограничения на действия индивида и одновременно является внешним, объективным по отношению к нему (не является результатом его субъективной мотивации). Примерами социального факта могут служить закон, норма, язык, религиозные верования и обряды (то, что существует до индивида и помимо него). Именно социальные факты управляют человеком. Дюркгейм сформулировал три основных правила социологии. Правило первое состоит в том, чтобы рассматривать социальные факты как вещи. Это означает, что: 1) социальные факты являются внешними для индивидов; 2) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они строго наблюдаемы и безличны; 3) устанавливаемые между социальными фактами причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества. Правило второе состоит в том, чтобы систематически отмежевываться от всех врожденных идей. Это означает, что: 1) социология должна порвать все свои связи с любыми идеологиями и личностными пристрастиями; 2) она также должна освободиться от всяких предрассудков, которыми обладают индивиды по отношению к социальным фактам. Правило третье состоит в признании первенства (примата) целого над составляющими его частностями. Это означает признание того, что: 1) источник социальных фактов находится в обществе, но не в мышлении и поведении индивидов; 2) общество представляет собой автономную систему, которая управляется своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию индивида. Таким образом, в теории Дюркгейма уменьшается роль индивида в социальной реальности, на него с момента рождения оказывается сильное давление. Дюркгейм обозначил два типа социального давления: 1) принуждение, исходящее извне (от окружающих индивида людей и общества в целом); 2) давление перенесенных внутрь норм, которые становятся некими внутренними двигателями человека. Утрату ценностей он называл анемией. Анемия – состояние, когда общество теряет свою регулирующую функцию, а человек перестает верить в общественные ценности. Дюркгейм провел глубокое исследование самоубийства. Он выделил четыре типа самоубийства: 1) эгоистическое самоубийство, совершаемое по личным мотивам; 2) анемическое самоубийство, вызванное тем, что индивид чувствует отсутствие норм или их непереносимое противоречие; 3) альтруистическое самоубийство, которое совершается членами группы ради других ее членов; 4) фаталистическое самоубийство, являющееся результатом чрезмерного социального давления и чрезмерной социальной регуляции. 5. Психологические направления в социологии (неофрейдизм, бихевиоризм, «теория толпы»). Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, - стремление сводить социальное к психологическому. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий внутри этого течения можно выделить: эволюционизм, инстинктивизм, «психологию народов», групповую психологию и интеракционизм - межличностные взаимодействия. Психологический эволюционизм Сторонники психологического эволюционизма Л.Ф. Уорд, Ф. Гидденс считали, что «социальные силы - это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека». Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества. Инстинктивизм Инстинктивизм (У. Мак-Дуголл) основы социальной жизни связывает с биологически наследуемыми инстинктами. «Психология народов» «Психология народов» (М. Лацирус, В. Вундт и другие) признает главной силой истории «народный дух», или «дух целого». Основная задача сторонников концепции - познать сущность народного духа, открыть законы духовной деятельности народов. Групповая психология К концу XIX века стало ясно, что предшествующие школы не дают ключ к пониманию социальных явлений. Возникла попытка искать ответ в особенностях и психологии массового поведения. Интерес социологов к психологии масс не случаен. Наступал XX век - век социальных потрясений и катаклизмов, век коммунистического безумия и фашистской диктатуры. Основоположник этого направления Г. Лебон заявил, что европейское общество вступает в новый период своего развития - «эру толпы», что влечет упадок цивилизации. Общественная жизнь все более определяется поведением толпы, которая по своим психологическим характеристикам всегда представляет разрушительную силу. Теория подражания (интеракционализм) Сторонники теории подражания Г. Тард, П. Сигель и другие полагали, что социальные законы - это законы подражания. Человек как всякое социальное существо, склонен к подражанию. Подражания возникают, когда появляются удачные открытия или изобретения, инновации, которые являются продуктом индивидуального творчества. Круг этих подражаний имеют тенденцию расширяться до тех пор, пока не вступает в «логическую дуэль» с новым подражанием. Взаимодействие подражаний и открытий ведет к возникновению новых общественных явлений. Отправной пункт всех общественных изменений - обновляющая мысль, а закон всемирного повторения - основной закон общественной жизни. Психоаналитическая ориентация К XX веку психологические школы исчерпали себя, но в социологии утвердилась и надолго сохраняется психоаналитическая тенденция. 3. Фрейд (1856-1939) полагал, что человек и общество находятся в состоянии постоянного конфликта. Повинна в этом конфликте консервативная природа человека, в которой доминируют бессознательные импульсы «ОНО», имеющие в своей основе сексуальный характер. Эти могучие природные импульсы имеют решающее значение не только для человека, но для исторического развития общества, так как динамика сознательного и бессознательного определяет природу общества, его функционирование и конфликты. Основным у 3. Фрейда является представление о том, что поведение человека определяют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект есть аппарат маскировки этих сил, социальная среда и человек находятся в состоянии вечной и тайной войны, так как среда с помощью механизмов социального господства, особенно культуры, подавляет природу человека. Подавление, т.е. нормы и запреты личности, ведет к развитию неврозов, т.е. к разрушению. Но, с другой стороны, обуздание инстинктов, сублимация их в творческие сферы деятельности является условием нормального существования общества, развития культуры, предохраняет человечество от разрушения. Борьба между этими вытесненными и ищущими выхода влечениями, общественными запретами - одна из основных идей социальной теории психоанализа. Разумно обуздывать инстинкты и способствовать развитию общества может только интеллектуальная элита. Массы же руководствуются темными, бессознательными влечениями, они враждебны культуре, ими должна руководить элита. Другая важная проблема, затронутая в концепции 3. Фрейда, - вопрос, что объединяет людей в человечество. По мнению 3. Фрейда, объединяющими являются принудительные факторы, трудовые связи, «социальные чувства», особенно чувство любви, но не в сексуальной, а в превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно эти формы являются основой социальных отношений. Центральное положение концепции З.Фрейда - найти способ интеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой через внутреннее освобождение человека. Как сделать это? С одной стороны, 3. Фрейд считал, что в обществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. С другой стороны, он видел возможность эволюции общества через функциональное изменение человека с помощью психоаналитической теории и адекватной социализации, что поможет массам подняться до уровня элиты. На основе фрейдизма возникали: неофрейдизм и постфрейдизм. Неофрейдизм Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от 3. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности хорош. Плохо общество. Идея пагологичности и репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной. 6. Понимающая социология М. Вебера.М. Вебер (1864–1920) – немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовс-кой социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных западных социологических школах и привела в 70-х гг. XX в. к своеобразному «веберовскому ренессансу». М. Вебер ставит в качестве необходимой предпосылки социологии не общество, а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Вебе-ру общественные институты (государство, право, религия и т. д.) должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов. Он отрицал идеи, что общество первично в отличие от составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей. В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера. Однако Вебер не остановился на крайнем индивидуализме. Неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его индивидов». В этой «ориентации на другого» получает свое признание и «социально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т. д. Отсюда «признание» – «ориентация на другого» – становится одним из центральных методологических принципов социологии Вебера. Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). По мнению Вебера, предметом социологии должно стать не столько непосредственное поведение индивида, сколько его смысловой результат, так как характер массового движения в большей мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие эту массу индивиды. При перечислении возможных видов социального действия Вебер выделяет четыре: ценностно-рациональное; целерациональное; аффективное; традиционное. 1. Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или любую другую иначе понимаемую, безусловно, собственную самоценность определенного поведения, взятого просто как таковое независимо от успеха. 2. Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель просчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать в своих целях. 3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта. 4. Традиционное действие диктуется привычками, верованиями, обычаями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения. 7. Этико-субъективная школа в русской социологии (П. Лавров, Н. Михайловский). Субъективная социология - это специфически российское социологическое направление. В основе его лежит использование социологом в качестве основного инструмента исследования субъективного метола, а предметом изучения общества и человека является привносимый в социальную жизнь субъективный элемент. Субъективный метод рассматривался как подлинно социологический - в отличие от объективного, естественнонаучного. Поскольку основной единицей общества считалась личность (по не класс и не социальная группа), постольку социолог должен был исследовать ее помыслы и внутренние устремлении. Именно они оказывают определяющее влияние на се деятельность, а не объективные, внешние факторы. Поэтому для изучения деятельности личности нужен был в первую очередь субъективный метод, включавший в себя принцип "сопереживания" социолога исследуемому объекту. Представители этого направления особое внимание уделяли роли такого субъекта исторического процесса, как личность, причем не, просто личность, а критически мыслящая, осуществляющая творческую деятельность. Понятие личности стало центральной категорией субъективного направления. С темой личности оказались тесно сопряженными проблемы ее взаимодействия с массами, героев и толпы, социального прогресса, характера и путей изменения общественного строя, места и роли интеллигенции в жизни общества и др. Во всей этой проблематике представители субъективного направления всегда искали и видели нравственное начало, этическую сторону любой деятельности. Этот поиск был сопряжен с решением одной из главных задач, которую ставили перед собой российские социологи. Исследовать и выявлять такие возможности личности, такой ее потенциал, который мог бы быть направлен на улучшение, совершенствование как общества в целом, так и конкретных человеческих отношений. Субъективное направление, как и вся российская социология, было` тесно связано с общественно-политическими течениями и движениями, в первую очередь с народничеством. Последнее представляло собой внутренне противоречивую систему самых различных взглядов, идей и ориентации (политических, экономических, философских, социологических), обращенных к народу (в России это было прежде всего крестьянство) с целью изменения, улучшения - нравственного, религиозного, политического, экономического - его жизни: При этом общей идейной платформой народничества (несмотря на наличие в нем двух течений - революционного и либерального) было признание социально-экономической самобытностиРоссии и возможности, минуя капитализм как регрессивный общественный строй, перейти к социализму. Основой этого перехода считалась крестьянская община, которую многие идеологи народничества рассматривали как готовую ячейку социализма. Они не видели значительных трудностей и проблем, связанных с ее функционированием и начинающимся разложением, в том числе и тех процессов социального расслоения, которые в ней активно происходили. Прежде чем перейти к анализу основных идей, определявших суть направления, с учетом конкретных взглядов наиболее крупных его представителей по тем или иным проблемамсоциологии, дадим самую краткую и общую характеристику жизненного пути и творчества мыслителей. 8. .Социология П. А. Сорокина. Одной из самых интересных теорий развития общества в социологии, является теория суперсистем. Ее разработчиком является русско-американский социолог Сорокин Питирим Александрович (1889–1968), который ввел понятие «суперсистема» в социологию. П. А. Сорокин рассматривал социальную действительность с позиций соцреализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности. Она объективируется в материальных и других «средствах» и не может быть сведена к физической реальности, поскольку социокультурные феномены интегрируются своей структурой значений. Социокультурная реальность характеризуется бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление. Социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта, сверхрациональной интуиции. Все три способа познания должны быть использованы в систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания Сорокин признавал интуицию, которая представляет собой свойство высокоодаренной личности, считая, что при ее помощи были сделаны великие открытия. Многочисленные объединения социокультурных феноменов носят, по социологической теории П. А. Сорокина, системный характер. Социокультурные системы самого высокого уровня, сфера которых превосходит отдельные общества, организуются вокруг фундаментальных предпосылок относительно природы реальности и принципиальных методов ее познания, т. е. мировоззрений. Социокультурные системы такого характера П. А. Сорокин условно называл суперсистемами. Главные альтернативы определения сводятся к трем: 1) реальность воспринимается как непосредственно данная в чувствах («чувственная» суперсистема); 2) реальность определяется сверхчувственным образом при помощи интуиции (умозрительная, или «идейная», суперсистема); 3) реальность рассматривается как органическая комбинация двух первых («идеалистическая» суперсистема). Им соответствуют три формы: 1) истинно-чувственная; 2) духовная (интуитивная); 3) рациональная. Согласно П. А. Сорокину в различные периоды истории эти возможные базовые предпосылки, как и соответствующие им суперсистемы, находятся в различных фазах своего развития, но в любой период истории существуют пять основных культурных систем, стремящихся в своем выражении реальности к постоянству. Эти системы представлены следующими объектами: 1) язык; 2) этика; 3) религия; 4) искусство; 5) наука. Согласно П. А. Сорокину каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смены которых происходят в результате войн, революций, кризисов. Кризис современной «чувственной» культуры Сорокин связывал с развитием материализма и науки. Выход из этого кризиса представлялся в будущей победе религиозной «идеалистической» культуры. 9. Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон). Структурный функционализм является ведущим направлением в социологии. Оно было очень тщательно разработано в работах Т. Парсонса и Р. Мертона. Рассмотрим их концепции более подробно. Т. Парсонс - ведущий профессор социологического факультета Гарварда вошел в историю науки как создатель нового направления. Структурный функционализм в его работах очень тщательно и подробно разработан. Основные положения, которые были им сформулированы, выглядят следующим образом- Читайте подробнее на FB.ru Структурный функционализм утверждает, что социальные действия являются единством трех подсистем: субъект действия, определенная ситуация и ценностно-нормативные предписания как условие действия. В результате формируется самоорганизующийся комплекс, который отличается волюнтаристичностью, нормативностью и символичностью. В его рамках была разработана особая система анализа системы действий. В результате формируется четырехфункциональная схема, которая способна аналитически разделить общество на четыре подсистемы: поведенческий организм, личность, культура и социальная система. Т. Парсонс значительное внимание уделял проблеме стабильности и устойчивости комплекса. Для нормального развития и существования социсистемы необходимо будет выполнение конкретных функций. Речь идет об адаптации к окружающей среде; целедостижении; интеграции, координации деятельности всех элементов; поддержании норм, правил и образцов. Структурный функционализм Парсонса утверждает, что для адаптации необходима экономическая подсистема. Ее функциями являются целедостижение, интеграция с другими органами и поддержание системы норм. Помимо этого большое значение выполняют органы социализации. Существующие в современности многочисленные общества не являются какими-то случайными разновидностями. Это - целая система, части ее друг от друга дифференцированы, но в то же время они интегрированы на основании взаимозависимости. Современный тип общества способен возникнуть только в эволюционной зоне. В настоящее время - это Запад. Структурный функционализм Р. Мертона нацелен на анализ соцсистем на среднем уровне. В его основу положены несколько иные основания, нежели в концепции Т. Парсонса. Поскольку последний сосредотачивал внимание только на их функциях и функциональности систем и структур, которые обеспечивают социальный порядок. Мертон же уделял свое внимание дисфункциям и дисфункциональности, которые приводят к увеличению напряженности, противоречий, нарушениям порядка в обществе. В таком случае речь идет о плохой адаптации основных его структур. Центральным положением его концепции является учение о формах возникновения функций – скрытой и явной. Первая возникает, когда речь заходит о неосознанных и непреднамеренных последствиях социальных действий, а вторая - о преднамеренных и объективных.- Читайте подробнее на FB.ru Особое внимание Р. Мертон уделил разработке теории аномалий и девиантного поведения. Их появление ученым рассматривается как результат проявления кризиса, разлада, непорядка и дисфункциональностей в социальной системе. Определяющими факторами являются разложение нравственных ценностей и искажение идеалов в индивидуальном и общественном сознании. Он подробно изучал социологию профессий, медицины и науки. Теория функционализма Р. Мертона выделяет пять типов адаптации: конформизм, когда общественные цели и способы достижения человеком полностью принимаются; инновационность, когда осмысливаются только социальные цели; ритуализм, когда признаются способы достижения; ретритизм отрицает и то, и другое; мятеж подразумевает наличие протеста.- Читайте подробнее на FB.ru: 11.Феноменологический конструктивизм (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман). Кратко очерчивая его фундамент, нужно начать с того, что феноменологический конструктивизм берет исток в необходимости принять справедливость доводов Канта и Ницше со всеми их следствиями и ветвлениями: доступ к объективной реальности заказан, а сама она есть висящий в воздухе концепт, в лучшем случае – удобная схема. Это влечет потребность поставить дело мысли на иное основание. А именно, мысленно возвратить его на то, на котором оно всегда стояло, обычно не отдавая себе в том ясного отчета: на основание исходного опыта, с которого снято как можно больше метафизических напластований. Отклик на призыв феноменологии вернуться к самим вещам возвращает мысль в стихию развертывающегося самопоказывания мира, стихию феноменов. Сама субъект-объектная проблематика и постановка вопроса признаются ложными в силу того, что они не просто не находят себе поддержки в опыте, но всюду опровергаются им. Тем не менее соответствующие понятия могут использоваться в конвенциональном и ограничительном смысле, не играя роли метафизических постулатов. Вопрос, есть ли мир вне субъекта и каков он, с учетом сделанных замечаний является праздным, излишним, безответным и потому ложным, ибо вещи ручаются лишь за то, что есть «мир», в котором эти две инстанции настолько исходно слиты, что непостижимы и невозможны одна вне другой. Исток, к которому припадает феноменологический конструктивизм, есть «субъект-объектное» единство, чистое нерефлексивное наличие и простор самораскрытия опыта, для каковых, беря строго, мы применим не понятие мира, но введенный Мартином Хайдеггером термин Dasein («присутствие», «вот-бытие») [4]. Dasein признается наиболее адекватным концептом для постижения доинтерпретационного состояния бытия, того исходного опыта, который является горизонтом для всего последующего. Dasein свободен от всех даже кажущихся самоочевидными моделей понимания того, что присутствует, в чем и по каким законам. По своему смыслу и эпистемологическому месту он может быть пояснен как коренной демонтаж декартовского ego cogito, фундаментально-феноменологическая редукция, очищающая опыт от установок его истолкования. 10. Этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел). Этнометодология – изучение методов, которыми люди создают социальный порядок (например, как возникают принятые на веру правила, регулирующие взаимодействия между людьми), что сближает ее с феноменологической социологией. Однако, если для феноменологии социальный порядок – это результат совместного общего знания, то для этнометодологов даже оно обладает внутренней нестабильностью, позволяющей каждый раз создавать нечто новое. Каждое продолжительное социальное взаимодействие есть создание этого «нечто», поэтому задачей исследователя становится выяснение средств и способов, которыми это достигается. Для этнометодологии значения – ценности, нормы, верования, правила и т.д. не являются неизменными элементами ситуационного окружения действующего индивида. Они также изменяются, устанавливаются, умирают. Таким образом, мы не можем рассматривать ни одно значение как «само собой разумеющееся». Этнометодология является теорией «социального познания», теорией способов, с помощью которых люди приходят к согласию, составляющему основу общественного существования. Этнометодология, вскрывая глубинные аспекты социального взаимодействия, в отличие от символического интеракционизма, признает существование общества в форме перманентного создания «впечатления социального порядка». Такая точка зрения не предоставляет возможностей для рассмотрения многих общественных проблем, таких, как война, преступность, безработица и т.д. Зато внимание этнометодологии сосредоточено на другой стороне общественной жизни, а именно на проблемах повседневного общения и совместного взаимодействия. 1. Структурализм в современной социологии (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррида). Структурализм — это общее название методов гуманитарных наук, связанное с обнаружением и описанием структур в разных областях культуры. Становление структурализма происходило в 20—50 гг. XX в. Структурализм происходит от латинского слова «strao», что означает «класть рядами одно на другое, строить, располагать в порядке». Структурализм, как это явствует из названия, концентрирует свое внимание на структурах. Во французском структурализме наиболее крупной фигурой, безусловно, является Клод Леви-Стросс. Леви-Стросс попытался применить понятие структуры к самым разным темам своих исследований, но для политической теории наибольшее значение имеет структурализм в антропологии. В более широком смысле Леви-Стросс применил структурализм ко всем формам коммуникации. Его главная заслуга заключается в том, что он реконструировал широкий спектр социальных феноменов (например, кровное родство) как систему коммуникаций, что позволило сделать их предметом структурного анализа. Леви-Стросс в работах «Структурная антропология» и других изложил основные принципы структурной методологии. Кратко их можно сформулировать следующим образом: 1) изучая явления культуры, следует обратить преимущественное внимание не на их элементы, а на структуры; 2) исследуя культурные феномены, следует делать это синхронно (т.е. одновременно, в их совпадении во времени), а не диахронно (т.е. последовательно); 3) приоритет в исследовании принадлежит структурам, а не субъектам. Леви-Строссу удалось показать, что в мифах народов, даже никогда не вступавших друг с другом в контакт, отражаются одни и те же структуры. Он также доказал, что первобытное мышление в своей основе не отличается от мышления современного 2. 3. Структурный конструктивизм П. Бурдье. В определении и изучении сути социальных отношений Бурдьё предложил использовать одновременно два принципиальных подхода: 1) структурализм — в социальной системе существуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления; 2) конструктивизм — действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, «формируют социального агента как истинно практического оператора конструирования объектов». Теория Бурдьё считается интегральной социологической теорией и представляет собой попытку преодоления противоречий между макро- и микро- анализом, агентом и структурой, которое порождает так называемые «парные понятия» (англ. paired concepts). В основании теории Бурдьё лежат, в первую очередь, фундаментальные идеи классиков, выражающие два противоположных подхода к определению объекта социологии: это исследовательская программа Маркса, исходным пунктом которой полагается широко понимаемая структура (общественно-экономическая формация), и программа Вебера, который исходит из концепта социального действия. Постольку, поскольку агент и структура связаны диалектически, Бурдьё пытается снять противоречие между ними и вводит ряд своих концептов. Центральными в социологической теории Бурдьё являются понятия «габитус» и «социальное пространство», посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий. По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретённых предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов. Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство — это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных «под-пространств» (например, поле литературы, экономическое поле и т. п.), власть над которыми дает обладание дефицитными благами — капиталом. Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его.
Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Идеей, объединяющей большинство работ Ю. Хабермаса, является идея социальной эволюции и, одновременно, перспективу оформления собственной оригинальной концепции, обозначаемой Ю. Хабермасом как теория коммуникативного действия. Исходным и центральным пунктом этой конц явл категор «жизненного мира», восходящая к феноменологической традиции. «Жизненный мир» определяется Хабермасом как горизонт значений, который составляет основание жизненного опыта индивида. Целью теории коммуникативного действия является описание развертывания «жизненного мира» в эволюционной перспективе. Социальная эволюция, по Хаб, состоит в развитии когнитивных способностей человека. Выделяемые Ю Хаб пять стадий социальной эволюции: мифопоэтическая, космологическая, религиозная, метафизическая, современная – есть способы миропонимания. Методол аспект теоркоммуникативного действия разрабат Хаб в книге «Знания и интересы». Эволюц жизненного мира приводит к возник ряда способов познания, каждый из которых, становится особой «идеологией», искажающей коммуникацию. Купить пуэр екатеринбург на http://www.echay.ru. | Куплю приору в кредит. Субъективная структура «жизненного мира», формирующаяся вокруг личности (самоидентичности) человека, служит источником эмансипационного интереса. Этот интерес приводит к появлению «критического знания», моделью которого рассматривается исторический материализм и концепция психоанализа З. Фрейда. Итак, теория Хабермаса представляет собой попытку соединения двух подходов – теории социального действия и теории социальной структуры. В концептуализации действия Хаб допускает двойное упрощение, сводя действие к взаимод-ю и рассматр любое взаим-ие как эквивалент «коммуник действия». Он нигде так и не определяет ясно и четко механизма эволюционных изменений, относительная постоянность государственной природы также находится вне поля его зрения. Политическая сфера сводится им к простым коммуникативным связям, основной проблемой которых видится «искажение восприятия». 4. 5. Теория структурации Э. Гидденса. Теория английского социолога Энтони Гидденса (р. 1938) строится на основе идей Маркса, Дюркгейма и Вебера и представляет общество в его динамическом аспекте, а структуру – как порядок воспроизводства социальных практик. К наиболее известным работам Гидденса относятся «Капитализм и современная социальная теория» (1971), «Новые правила социологического метода» (1976), «Контуры и критика социальной теории» (1983), «Конструирование общества: очерк теории структурации» (1984). В своей теории структурации Гидценс рассматривает структуру социальной системы в качестве средства и результата человеческой деятельности. Сама сущность действия понимается Гидденсом как целостный и непрерывный процесс мышления и поведения. Каждое действие имеет собственную структуру, дающую выполняющему его индивиду определенный веер возможностей. Любой поведенческий акт создает условия для последующей деятельности социальных агентов. Поэтому как с объективной, так и с субъективной стороны действие и структура образуют неразрывное единство. Таким образом, общество представлено в теории Гидденса как процесс воспроизводства социальных систем через совокупность практик, взаимодействие структур и действий в определенном пространственно-временном континууме. Гиденнс предлагает трехуровневую модель социального агента, в которой выделяет: мотивацию действия (желания, потенциал действия), его рационализацию (способность в обычном режиме обеспечить понимание оснований действий) и рефлексивный мониторинг действия (отслеживание индивидом собственных и чужих действий, а также их условий). Своими действиями люди осуществляют упорядочивание многообразных социальных практик. Постмодернистская социология (З. Бауман, Ж. Бодрияр). Для З. Баумана постмодерн сводится к различию ментальности модерна и постмодерна.Некоторые признаки постмодерна: − плюрализм культур: распросраняющихся на традиции, идеологии, формы жизни. − постоянно происходящие изменения; − отсутствие каких-либо властных универсалий; − доминирование средств массовой информации и их продуктов; − отсутствие основной реальности, ибо все, в конечном счете, представляет собой символы. Особенно «размывается» нормативность в сфере морали, которая становится амбивалентной и крайне противоречивой. По Бауману, мораль постмодернистского общества выглядит так: 1) Люди морально амбивалентны; 2) Моральные явления не отличаются моральностью и устойчивостью. 3) Моральные конфликты не могут быть разрешены в силу отсутствия устойчивых моральных принципов. 4) Нет такого явления как универсальная, общая для всех мораль. 5) Соответственно, нет рационального порядка, ибо нет механизма морального контроля. 6) Но мораль не исчезает вообще. Она трансформируется в этическую систему, касающуюся межличностного взаимодействия. Особую значимость приобретает быть для другого. 7) Люди обречены на жизнь с неразрешимыми моральными дилеммами. Постмодернисткая ментальность позволяет индивидам выйти за пределы влияния социальных структур. Это условие реализации их интеллектуального потенциала независимо от происхождения. Ментальность постмодернистов не нацелена на поиск окончательных истин. Скорее, постмодернисты стремятся к утверждению нового стандарта истины, предполагающего её относительность. З. Бауман показывает краткосрочность ментальности взамен долгосрочной на примере сексуальности и труда. Постмодернисты не чураются иррациональных понятий, толерантно относятся к мистике. Жан Бодрийяр (1929). Создание «антисоциальной» теории.Конец социального понимается, как растворение класса, этноса в недифференцированной массе, которая мыслится как статистическая категория, а не социальная общность. В таком понимании социальное отмирает. А если социальное отмирает, то с ним исчезает и классическая социология, предметом которой как раз и является социальное. Тогда возникает потребность в новом типе теоретизирования об окружающем мире. И Бодрийяр предпринимает такую попытку создания принципиально новой теории об обществе. Свою теорию Бодрийяр ассоциирует с «патофизикой» − «наукой воображаемых решений», заявляя, что это единственный путь отражения реальности, в которой сегодня оказалось человечество. Не случайно многие социологи относят работы Бодрийяра к научной социологической фантастике, в которой нарочито утрируются реальные тенденции и при этом исследуется, каким может быть будущее, если люди не вмешаются в нынешний ход жизненных процессов. Причем Бодрийяр дает новую, неординарную трактовку старых понятий, в которые вкладывается новый смысл, например «масса», с помощью афоризмов и даже стихов, анекдотов. Такова форма теории постмодерна, таков её научный инструментарий. 6. 7. Общество как социальная система. Социальная система - это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов. С точки зрения органической аналогии Г. Спенсер рассматривал общество как социальный организм. Он указывал на следующие главные сходства социальных и общественных организмов: 1) точно так же, как и биологический организм, общество увеличивается в своих размерах, растет; 2) по мере роста и биологического, и социального организмов изменяется и усложняется их внутреннее строение; 3) и в биологическом, и в социальном организмах усложнение структуры влечет за собой все углубляющуюся дифференциацию функций их различных органов; 4) одновременно в ходе эволюции второго и третьего процессов развивается и усиливается взаимодействие и взаимное влияние всех составляющих структуру органов; 5) и в обществе, и в биологическом организме, когда жизнь целого расстраивается, отдельные части могут какое-то время продолжать собственное независимое существование. Совокупность отдельных частей биологического организма образует конкретное от лат. concretus – «сгущенный, уплотненный, сросшийся». Составные единицы социального организма – общества дискретны (от лат. discre-tus – разделенный, прерывистый): органы, входящие в состав организма, тесно связаны между собою неразрывной связью, находясь в постоянном контакте друг с другом; а живые единицы, составляющие общество, пространственно разделены, свободны, не соприкасаясь друг с другом, могут покинуть эту общность, объединившись с индивидами другой общности и войдя в ее состав. В обществе отдельные его единицы связаны между собою иначе, чаще всего отнюдь не с помощью простого физического контакта, а посредством интеллектуальных и эмоциональных проводников взаимодействия. Эти проводники, а также результаты взаимодействия Г. Спенсер называет надорганически-ми продуктами. Социальный организм по Г. Спенсеру состоит из трех основных органов (институтов): регулятивного (управленческого), производственного (поддерживающего) и распределительного (путей сообщения, транспорта, торговли и т. п.). Весь социальный контроль, по мнению Г. Спенсера, держится на страхе. Оба этих социальных института возникли и постепенно развились из простейших зародышевых форм, которые существовали еще в первобытном обществе. Социальный контроль поведения людей в быту осуществляется «церемониальными институтами», которые старше, чем церковь или государство, и выполняют свои функции нередко эффективнее, нежели они. Условием успешного развития общества он считал утверждение принципа равной свободы индивидов, которая ограничена лишь возможностями обеспечения свободы для других индивидов, равного влияния всех членов общества и социальных слоев на принятие политических решений, а также свободной конкуренции. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества. Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества. Формация - определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа производства по своим законам. Законы: общие и специфические. Общие - законы, распространяющиеся на все формации (закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон об определяющей роли способа производства в общественном развитии). Специфические законы – законы, действующие в одной или нескольких формациях (закон пропорционального развития народного хозяйства). Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Каждая формация имеет базис и надстройку. Базис - это совокупность производственно- экономических отношений. Надстройка - это совокупность идей организации утверждений и идеологических отношений. Основными категориями формационного подхода является способ производства, класс, общество. Но эти категории являются категориями высокой степени абстрогированности поэтому не отражают весь спектр развития общества и формационный подход дополняется двумя другими: цивилизационным и культурологическим. Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства, который, в свою очередь, изменяется благодаря производительным силам, те в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные силы смогут развиваться и после изменения капиталистических производственных отношений. Цивилизационный подход. Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, соц. групп и т. д. Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества или на нее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Цивилизации взаимодействуют между собой, при этом не теряют своей уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их развитие, обогатить или обеднить их. Этнографические параметры цивилизации передаются с помощью термина культурный ареал. Функции цивилизаций: 1. реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории. 2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках места и времени. Специфичность цивилизации придает духовный фактор. Отличие формации и цивилизации: - для цивилизации характерна преемственность и передача культуры через механизм традиций. - формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация реализует собственную приемственность во времени и с другими цивилизациями в пространстве. Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико-экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля, ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения, культурного географического ареала и т.д. Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и культуры, характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е. базисных общностей в целях воспроизводства общественных богатств. Возникновение цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение связаны со способностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватный ответ на вызов истории. Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не экономику и технику, а социокультурные особенности. Родоначальником этого подхода считается Макс Вебер – автор работы “Протестантская этика и дух капитализма”. Цивилизационный подход очень многое объясняет в человеческой истории. 1. Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы первая азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура, совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и Востока. 2. Общая характеристика традиционного общества.Традиционное общество — это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких обществ — сельское хозяйство. Традиционные общества часто называют «ранними цивилизациями», противопоставляя их современному индустриальному обществу. Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется (особенно в странах Востока) жёсткой сословной иерархией и существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество. Традиционное общество характеризуется следующими чертами: 1.Зависимость организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений. 2.Цикличность, а не поступательность развития. 3.Коллективистский характер общества и отсутствие личностного начала. 4.Преимущественная ориентация на метафизические, а не инструментальные ценности. 5.Авторитарный характер власти. Отсутствие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего. 6.Преобладающее распространение людей с особым психическим складом: недеятельные личности. 7.Преобладание традиции над нововведениями. Индустриальное общество: основные черты. Индустриальное общество — это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Таким образом, определяющий фактор развития индустриального общества — промышленность. Индустриальное общество предполагает возникновение целостной нации-государства, организованного на основе общего языка и культуры, сокращение доли населения, занятого в сельском хозяйстве, урбанизацию, рост грамотности, расширение избирательных прав населения, применение достижений науки во всех сферах общественной жизни. Согласно теории индустриального общества переход от отсталого аграрного, традиционного общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому промышленно развитому обществу с массовым рыночным производством и демократическим строем, есть главный критерий общественного прогресса. Понятие индустриального общества часто соотносится с понятием массового общества. Периоды индустриализации, ее темп значительно различаются. Западная Европа и Северная Америка основной процесс индустриализации прошли в период с 1815 года по 1914 год. Теории индустриального общества получили свое дальнейшее развитие в современных концепциях постиндустриального общества (Д. Белл, А. Тоффлер, А. Турен). Основные специфические характеристики постиндустриального общества сводятся к преобладанию производства услуг, возникновению нового интеллектуального класса профессионалов и технических специалистов, которому отводится решающая роль в функционировании и развитии общества, резкому развитию информационных технологий.<</p> 3. Теория постиндустриального общества. Постиндустриальная теория впервые была выдвинута американским ученым Даниэлом Беллом в 1965 г. В гипотезе Белла и его сторонников высказывается мысль о смене периодов в историческом развитии общества. В интерпретации Белла данная смена вызывается постепенным снижением роли индустриального фактора в жизни общества. Во второй половине XX в. на Западе появилось множество других концепций постиндустриального общества: супериндустриальное, технотронное, кибернетическое, информационное и др. Их объединяют следующие идеи. Во-первых, одним из факторов появления этого общества считается техника нового поколения, прежде всего информационная. В силу этого обстоятельства название «информационное общество» постепенно вытесняет все другие. Во-вторых, характерным моментом этих концепций является выделение информационного общества как особой стадии в историческом и социально-экономическом развитии общества. Именно на данной стадии главным фактором развития становится производство и использование научно-технической и других видов информации. Причем информация становится более важной составляющей общественной жизни, чем земля, труд, капитал, сырье. Наиболее ценным становится умственный труд, базирующийся на информатике и супертехнологии. Конечным продуктом такого производства являются не миллионы стандартизированных товаров, а индивидуальные продукты потребления и услуги. Наилучшим способом организации становится не бюрократия, а адхократия (временная ситуативная организация). Две главные черты характеризуют информационное общество: демассификация и дестандартизация экономической и социальной жизни; высокий уровень инновационности, быстрая скорость происходящих в обществе изменений. Процесс информатизации, прогнозируемый в качестве модели будущего, активно набирает темпы уже в наше время, затрагивает многие регионы планеты. В основе его на современном этапе лежит компьютерная революция. Изменяются и социальные доминанты осознания мира, деятельность человека становится творческой. Специалисты считают, что формирование инфосферы изменит научную картину мира. Компьютеризация создает возможности для резкого повышения умственной деятельности. Появление инфосферы должно сопровождаться развитием культуры и образования. Отсутствие внимания к последним сферам понизит возможности общества. Взаимодействие человек - компьютер неизбежно обозначит проблему социальной изолированности людей. Переход к информационному обществу будет сопряжен и с рядом других трудностей социально-психологического порядка. 4. Социальные изменения и социальное развитие. Социальное изменение – происходящий с течением времени переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» не содержит оценочного компонента, т.е. безразлично к направленности, в отличие от социального развития. Социальные изменения могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства), на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне (семья, сообщество, группа, индивид). Социологи выделяют четыре вида социальных изменений: 1) структурные изменения,т.е. изменения, касающиеся структур различных социальных образований – государства, корпораций, сословно‑классовых образований, социальных слоев, массовых общностей, малой группы, семьи и т.п.; 2) процессуальные изменения,т.е. затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий; 3) функциональные изменения,касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.; 4) мотивационные изменения,происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности. По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные. Социальное развитие– изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. В научной литературе существует три основных точки зрения на процессы развития общества: 1.Развитие общества имеет линейно‑восходящий характер. Предполагается, что общество в своем развитии проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из этих стадий используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, А. Тоффлера, Д. Белла и др. 2.Развитие общества имеет циклический, пов |