По учебной дисциплине « ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Представленные тесты по базовой дисциплине «История античной литературы» являются инновационной разработкой, позволяющей ввести в учебный процесс диагностико-квалиметрические средства оценки студентов, обучающихся по направлению «Филология». Они полностью соответствуют Госстандарту и учебной программе профилирующей дисциплины «История античной литературы». Назначение теста.Тест может использоваться для предварительной (предэкзаменационной) проверки уровня знаний студентов 1 курса факультета филологии и журналистики, изучающих курс « История античной литературы» в течение семестра. Элементы содержания курса «История античной литературы»», включенные в тест. 1. Значение античного искусства. Русская поэзия и античность. 1.1. Понятие «античный»: историческое значение для мировой цивилизации вообще и Европы в частности. 1.2. Две составляющих – Греция и Рим. Греческая доминанта и значение Рима. 1.3. Античное искусство. Скульптура и архитектура. 1.4. Понимание искусства как подражание природе. Понятие гармонии. 1.5. Феномен античной красоты и его значение. Эволюция античного идеала красоты – от классики к эллинизму 1.6. Греческая мифология и история Рима как лаборатория сюжетов. 1.7. Система жанров; ее развитие в античности и современная трансформация. 1.8. Рим как преемник и первый интерпретатор греческого наследия. 1.9. Античность в Средневековье. 1.10. Эпоха Возрождения – состоявшийся синтез христианства и античности. 1.11. Осмысление античного наследия Х1Х и ХХ вв. Возрождение интереса к мифу. Джойс. 1.12. Античность и русская культура. Переводы гомеровских поэм. Гнедич и Жуковский. 1.13. Античность в творчестве Пушкина. 1.14. Пушкин и Овидий. 1.15. Серебряный век и его отношение к античному наследию. 2.Мифология Греции и Рима 2.1. Мифотворчество – важный этап в развитии человеческой цивилизации. 2.2. Определения мифа. 2.3.Греческая мифология. Основные группы мифов: космогонические (солярные, лунарные,астральные),календарные, теогонические. 2.4. Легенды и их роль. Структура легенды. 2.5. Три этапа развития: хтонический, Олимпийский, героический. 2.6. Антропоморфизм греческой мифологии. Медиаторная функция героя. 2.7. Циклизация мифов о героях. Троянский цикл. 2.8. Поздняя героика: богоборческие мифы и гимн искусству. 2.9. Значение греческой мифологии для европейской цивилизации. 2.10. Особенности римской мифологии; ее отличие от греческой. 2.11. Древняя римская мифология – полидемонизм. Священные животные.. 2.12. Первые римские боги. Культ земли и боги лесов. Фамильные культы: история гениев. 2.13.Ядро римской мифологии – миф о создании города Рима. Миф о прародителе Энее и его функции. 2.14. Мифологизация истории и патриотическая идея. 2.15. Заимствование культов – поклонение Аполлону и Исиде. 3. Героический эпос Греции и Рима 3.1 Гомеровский вопрос. Постановка проблемы и ее современное состояние. Аналитики и унитарии. 3.2. Поэмы Гомера. «Илиада» - поэма об Илионе (Трое). Основа сюжета и его завязка – гнев Ахилла. 3.3.Особенности композиции «Илиады» (линейная) и пространства (двуплановость). 3.4. «Одиссея» – героическая поэма странствий. 3.5. Особенности сюжетостроения и композиции. Прием ретроспекции. 3.6.Смена повествователя, – авторское изложение от третьего лица сменяется рассказом от первого лица. 3.7. Женские образы поэм. 3.8. Феномен образа Одиссея и способы раскрытия его характера. Значение образа Одиссея для европейской культуры. 3.9. Споры о психологизме гомеровского эпоса. 3.10.Эпитеты, метафоры, сравнения и их роль в создании образа героя 3.11. Концепция героя в эпосе. 3.12. Композиция «Энеиды» и гомеровские поэмы. 3.13. Образ Энея: трагедия долга во имя великого будущего Рима. 3.14. Значение творчества Вергилия. Вергилий - пророк и маг. 3.15. Психологизм «Энеиды» в изображении героев. 4. Античная проза 4.1 Жанр сократического диалога в творчестве Платона. 4.2. Концепции Эрота в диалоге «Пир» и способы ее реализации. 4.3. Мифология в диалогах Платона «Пир» и «Федр». 4.4. Образ Сократа в диалогах Платона «Апология Сократа» и «Пир». 4.5. Место и роль ораторской прозы в греческом обществе. Софисты. 4.6. Этапы развития античного красноречия. 4.7. Задачи оратора по законам классической риторики. 4.8. Особенности композиции речей. 4.9. Стиль речей: художественный период, строение фразы, фигуры, тропы. 4.10. Римская историография (Саллюстий, Корнелий Непот, Тит Ливий). 4.11. Римская мемуарная и эпистолярная литература (письма Цицерона, Плиния Младшего). 4.12. Творчество Цицерона. 4.13. «Поэтика» Аристотеля. 4.14. Теория катарсиса. 4.15. Происхождение трагедии. 5. Античный театр 5.1. Теория происхождения трагедии 5.2. Аристотель о художественном принципе Софокла. 5.3. «Эдип – царь» Софокла как трагедия рока. 5.4. Антигона - защитница родовой чести. Гегель об образе Антигоны. 5.5. Роль хора в трагедиях Софокла. 5.6. Значение творчества Софокла. 5.7. Аристотель об основном художественном принципе Еврипида. 5.8. Основной конфликт трагедии Еврипида «Медея». 5.9. Роль богов и способ их изображения в трагедиях Еврипида. 5.10. Значение творчества Еврипида 5.11. Происхождение комедии и ее место в эллинской культуре. 5.12. Тематика комедий Аристофана. 5.13. Образ Сократа в «Облаках». 5.14. Образ народа и его коренного представителя - афинского крестьянина - в комедиях Аристофана. 5.15. Особенности сюжетостроения и композиции комедии «Лягушки». 6. Античная поэзия 6.1. Жанровые черты идиллий Вергилия и Феокрита. 6.2. Аркадия Вергилия и ее обитатели. 6.3. Основные темы и жанры поэзии Горация. 6.4. Идейно-художественное своеобразие од Горация. 6.5. Лирический герой «Любовных элегий» Овидия и авторское понимание любви. 6.6. Творчество Катулла. 6.7. Основные мотивы «Печальных элегий» и их значение для русской поэтической традиции (Пушкин, Мандельштам). 6.8. Связь греческой лирической поэзии с устным народным творчеством. Анакреонт. 6.9. Важнейшие лирические жанры - элегия и ямб. 6.10. Тиртей и Архилох. 6.11. Творчество Сапфо. 6.12. Творчество Алкея. 6.13. Хоровая лирика и ее значение. 6.14. Творчество Пиндара. 6.15. Значение древнегреческой лирики. 7. Античный роман 7.1. М.Бахтин об античном романе: классификация и определение хронотопа. 7.2. Роман «Левкиппа и Клитофонт» как авантюрно-бытовой. 7.3. Особенности сюжетостроения и композиции авантюрно-бытового романа. 7.4. Герой античного романа и его роль. 7.5. Сказка об Амуре и Психее в романе Апулея: ее место и смысл. 7.6. Влияние философии Платона на творчество Апулея. 7.7. Спор о влиянии религиозных культов на творчество Апулея. 7.8. Роман Лонга «Дафнис и Хлоя» - роман-буколика. 7.9. Значение термина метаморфоза. 7.10.Роль города в романе Лонга. 7.11. «Сатирикон» Петрония как сатира на римские нравы. 7.12. Значение сцены «Пир Тримальхиона» в романе Петрония. 7.13. Система мотивов в античном романе. 7.14. Роль автора в античном романе. 7.15. Особенности композиции античного романа. 3 .Перечень объектов контроля (виды знаний, умений, контролируемых заданиями теста). | Знать содержание изучаемых текстов | | Применять содержательный смысл литературоведческих понятий для анализа художественного текста | | Объяснять значение литературоведческих терминов. | | Понимать смысл античной поэтической традиции, формирующей жанровую тематику литературы Нового времени | | Знать основные архитектурные памятники античной Греции и Рима | | Знать содержание изучаемых мифов древней Греции и Рима | | Объяснять значение изучаемых философских терминов. | | Понимать смысл влияния античной поэтической традиции на творчество А.С.Пушкина | | Объяснять значение общественно-политических явлений, зародившихся в античности | | Знать последовательность и значение исторических событий, оказавших влияние на развитие античного общества. | 4.Распределение заданий тестовой работы по уровню сложности. Все тестовые задания (1 – 25) проверяет усвоение студентами учебного материала на базовом уровне сложности. Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 25 баллам | Базовый | | | 25 % | Итого | | | 100% | Варианты экзаменационного теста равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющие один и тот же элемент содержания. 5.Уровень сложности определяется: Ø содержательной частью задания; Ø количеством действий, которые необходимо выполнить для выполнения задания; Ø вариативностью этих действий. Ø 7. Структура теста по формам тестовых заданий. Содержание курса разбито на 7 модулей, каждый модуль включает следующее количество вопросов: 1 – 24; 2- 27; 3- 32; 4 - 25; 5 - 35; 6 - 35; 7 – 15. Распределение вопросов по модулям и включение их в тест: 1- 3; 2 - 4, 3 - 4; 4 – 4; 5 – 4; 6 – 4; 7 – 2. Общее число заданий в тесте равно – 25. Все задания 1-25 являются закрытыми текстовыми заданиями, требующими выбора правильного ответа из нескольких предложенных. |