Высшего профессионального образования Федеральное агентство связи Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (ФГОБУ ВПО «СибГУТИ») Форма утверждена научно-методическим советом университета Протокол №4 от 17.04.2013 г. Кафедра Радиовещания и телевидения Допустить к защите зав. кафедрой Мамчев Г.В.____________ | Разработка передвижной телевещательной станции для трансляции потокового видео в интернет и прямого телевизионного вещания на базе видеомикшерного пульта Black Magic ATEM-1 Студент:____________________________________/Солдатов М.Ю./ Факультет: МРМ группа: Р-82 Руководитель: _______________________________/Воробьёв А.В./ Консультанты: - по экономическому обоснованию ______________/ Южаков В.А./ - по безопасности жизнедеятельности __________/Самуйлло Ю.В./ Рецензент: _________________________________/Катунин Г.П./ Новосибирск 2013 г. Содержание 1 Введение…………………………………………………………………………4 2 Основное оборудование………………….…………………………………......5 2.1 Выбор видеомикшерного пульта………………………………………..…...5 2.2 Выбор аудиомикшерного пульта….………………………………….……..7 2.3 Компрессор аудио………………..……..……………………………………..9 3 Структура передвижной телевизионной станции…………………………...10 3.1 Общая структурная схема……………………………………………….......10 3.2 Структура тракта обработки и передачи видеоинформации ……...…......11 3.2.1 HDMI……………………………………………………………………….12 3.2.2 SDI………………………………..………………………………………....12 3.2.3 Скалер…………………………………………………………….………...13 3.2.4 Плата захвата видеосигнала…………………………………….………...13 3.2.5 Кодер H.264…………….………………………………………...………...14 3.3 Структура тракта обработки аудиосигнала….…………………...………..15 3.3.1 Подключение сторонних аудиомикшеров……………………...………..15 3.3.2 Аудиомикшер в ATEM-1 M/E Production Switcher……………………..16 3.3.3 Отправка звукового сигнала на другие устройства…………...………..17 3.4 Структура тракта управления видеомикшерным пультом и сигнализация………………………………………………………….………..17 3.5 Структура тракта передачи готового контента……………………...…….19 3.6 Настройка Broadcast сервера………………..………………………………19 3.7 Организация электропитания……………………………………….………25 4 Видеомикшерный пульт ATEM-1 M/E Production Switcher…….….……….28 4.1 Подключение и настройка ………..……………………………….………..29 4.1.1 Подключение устройств отображения видео...………………….…...….29 4.1.2 Подключение к сети……………………………...………………………..33 4.2.Видеовыходы………………………………………………………………...37 4.3 Работа с виртуальной панелью управления….…………………..………...39 4.3.1 Использование ATEM Software Control Panel ……………………..……31 4.3.2 Использование менеджера мультимедиа………………...………………46 4.3.3 Управление выходами видеомикшера…………………...……………….49 4.3.4 Управление видеомикшером ATEM-1 M/E Production Switcher…….…52 4.4 Выполнение переходов……………………………………………………...54 5 Технико-экономическое обоснование проекта………………………………62 5.1 Интеллектуальная собственность…………………………………………..62 5.2 Определение стоимости ОИС………………………………………………62 5.3 Определение стоимости ОИС при уступке или продаже по договору………………………………………………………………………66 5.4 Расчет договорной цены объекта интеллектуальной собственности.....…74 5.5 Расчет затрат на создание передвижной телевизионной станции………..76 6 Безопасность жизнедеятельности………………………………….…………79 6.1 Характеристики объекта проектирования…………………………………79 6.2 Организация рабочего места………………………………………………..81 6.3 Микроклимат………………………………………………………………...81 6.4 Освещение……………………………………………………………………83 6.5 Шум…………………………………………………………….……………..83 6.6 Электромагнитное излучение………………………………...……………..84 6.7 Электробезопасность ……………………………………….………………85 6.8 Пожарная безопасность……………………………………………………..86 6.9 Действия персонала при возникновении возгорания………..…………….87 7 Приложение А…………………………………………………...……………..89 1 Введение ПТС — комплекс телевизионной аппаратуры, смонтированный в транспортном средстве, для проведения внестудийных передач. В задачи ПТС входит расширение тематики телевизионных программ, обеспечение прямых трансляций с удаленных от телецентра событий. Первые эксперименты с передачей радиосигнала из передвижной студии начал Г. Маркони в 1898 г. в Англии, для этого он использовал большой автомобиль с паровым двигателем, на крыше которого была смонтирована огромная антенна. Ему же принадлежит первенство в разработке передвижной телевизионной станции, благодаря чему была осуществлена трансляция берлинской Олимпиады 1936 г., а англичане смотрели матч с Уимблдонского турнира в 1937г. Сегодня трудно представить, что немногим более полувека назад было почти невозможно осуществить внестудийную съемку. [5] В ходу научно-технического прогресса стало возможным не только качественное внестудийное телевещание, но и уменьшение габаритов необходимого для этого оборудования. Совокупность этих факторов позволяет нам проектировать и разрабатывать полноценные телевизионные студии, вещающие в HD формате, на колесной базе легковых автомобилей или же в отдельных кейсах. Мини ПТС – это мобильный многокамерный телевизионный комплекс для создания Передвижной Телевизионной Станции. Мини-ПТС востребована при записи внестудийных телевизионных передач, прямых репортажей, концертов, спортивных соревнований и других массовых мероприятий. В зависимости от возможностей и задач съемки возможно изменять состав мини-ПТС, усложняя мобильный телевизионный комплекс дополнительными коммутирующими устройствами, микшерами, видеомагнитофонами для записи и прочим видеооборудованием. Составляющие элементы телевизионного комплекса перемещаются на место съемки в специально оборудованных транспортных кейсах, и при установке размещаются по стойкам. Преимущество комплекса мини-ПТС на базе транспортных кейсов по сравнению с ПТС на базе автомобильного шасси заключается в его использовании независимо от конкретного транспортного средства, что позволяет производить установку оборудования непосредственно в месте проведения съемки. Современная ПТС должна работать как с HD форматами изображения (1080/59.94i; 1080/50i; 720p), для вещания в сеть интернет или для передачи в формате цифрового телевидения, так и с форматами SD (576i), так как оборудование, работающее в этих форматах используется на сегодняшний день повсеместно, а так же потому что не всегда имеется достаточная скорость канала, для вещания в HD качестве. То есть ПТС должна быть многофункциональной и мобильной, для выполнения широкого спектра задач, от трансляции концерта или спортивного мероприятия, до возможности работы в чистом поле. 2 Основное оборудование Любая ПТС состоит из нескольких отдельных трактов, основные из них, это: тракт обработки видео информации, тракт обработки аудио информации, и тракт передачи информации. 2.1 Выбор видеомикшерного пульта Видеомикшерный пульт является сердцем любой телевизионной станции, так как именно к нему подключаются камеры и звук, подаваемый с тракта аудиообработки. Итоговый сигнал, который подается на передачу, формируется именно в видеомикшерном пульте. Основными критериями при выборе видеомикшерного пульта были: 1. Поддержка всех востребованных форматов видео (HD: 1080i/59,94, 1080i/50,720p/59,94, 720p/50; SD: 480i/59,94, 576i/50) 2. Количество входов видеосигнала. Для создания универсально ПТС, которая будет востребована при организации съемок различных мероприятий, от трансляции спортивных мероприятий, до концерта или спектакля, требуется не менее 8 источников входного сигнала, так как различная графика или сигнал Replay должны иметь свой отдельный видеовход, что сокращает количество видеовходов для подключения камер. 3. Количество видеовыходов. Для различных задач требуется большое разнообразие видеовыходов, как аналоговых, так и цифровых. В ходе анализа характеристик видеомикшерных пультов, подходящих для создания небольшой, высокомобильной ПТС, был выбран видеомикшер производства фирмы BlackMagic, модель ATEM-1 M/E Production Switcher. Видеомикшер соответствует всем заявленным требованиям. Главными преимуществами, относительно конкурентов, являются большое разнообразие видеовыходов, поддержка рир-проекции в реальном времени, различные микс эффекты, используемые для переходов и обработки видео в реальном времени, а так же его цена, которая на порядок ниже стоимости аналогов, даже с более низкими характеристиками.  Рисунок 2.1 – Blackmagic ATEM-1 M/E Production Switcher Таблица 2.1 – Сравнение характеристик видеомикшерных пультов Наименование | Количество входов | Количество выходов | Поддерживаемые форматы | Стоимость | Sony BRS-200 | 8 входов (4xHD-SDI; 4xSD-SDI) | 6 выходов (HD-SDI (PGM x 2, AUX x2) SD-SDI (PGM x 2, AUX x2) DVI-I x1 (WUXGA, HDTV, SXGA, WXGA, XGA) DVI-I x1 (SXGA, WXGA, XGA)) | HD (1080/59.94i, 1080/50i) SD (480/59.94i, 576/50i) | 678 500 руб. | Sony MCS-8M | 8 входов: HD (4 х HD-SDI, 3 х HDMI, 1 х DVI-I с функцией кадрового синхр-ра SD(4 х SD-SDI, 3 входа композитного аналогового видеосигнала, 1 х DVI-I с функцией кадрового синхронизатора) | 4 выхода: HD (PGM (HD-SDI), AUX1 (HD-SDI), C15 AUX2 (HD-SDI и DVI-D), функция мультиэкранного вывода изображения (DVI-D и HD-SDI) Режим SD PGM (SD-SDI), AUX1 (SD-SDI), AUX2 (SD-SDI и композитный аналоговый видеосигнал), функция мультиэкранного вывода изображения (DVI-D и SD-SDI) | 1080i/59,94, 1080i/50, 720p/59,94, 720p/50, 480i/59,94, 576i/50 | 252 520 руб. | Panasonic AG-HMX100E | 9 входов: Аналоговый композитный х2 SDI x4, HDMI x2, DVI-D x1 | 6 выходов PGM: SDI x1, DVI-D x1 PVW: SDI x1 AUX: SDI x1 MULTIVIEW: SDI x1, DVI-D x1 | HD: 1080/59.94i, 1080/50i, 1080/23.98PsF (3d only), 720/59.94p, 720/50p SD: 480/59.94i, 576/50i | 224 322 руб. | Panasonic AW-HS50E | 5 входов: 4 HD/SD-SDI; DVI-D | 3 выхода: 3 HD/SD-SDI; DVI-D | HD: 1080/59.94i, 50i, 23.98PsF, 24PsF, 720/59.94p, 50p SD: 480/59.94i, 576/50i | 146 412 руб. | Blackmagic ATEM-1 M/E Production Switcher | 8 входов: 4 HDMI; 4 SD/HD-SDI; переключаемый аналоговый видеовход | 12 выходов: PGM: HD-SDI; SD-SDI; HDMI; Composite out; Component out PVW: SD/HD-SDI out MULTIVIEW: HDMI; SD/HD-SDI out AUX: 3xSD/HD-SDI AUX out; USB 3.0 | HD: 1080i/59,94, 1080i/50, 720p/59,94, 720p/50, SD: 480i/59,94, 576i/50 | 100 000 руб. | 2.2 Выбор аудиомикшерного пульта Аудиомикшерный пульт является основным устройством обработки звука с аудиотракте. С помощью аудиомикшера звукорежиссер управляет различными характеристиками каналов аудио информации. Аудиомикшерный пульт — электронное устройство, предназначенное для сведения звуковых сигналов: суммирования нескольких источников в один или более выходов. Также при помощи микшерного пульта осуществляется маршрутизация сигналов. Микшерный пульт используют при звукозаписи, сведении и концертном звукоусилении. Существуют аналоговые и цифровые микшерные пульты, и у каждого из этих видов существуют свои сторонники и противники, так как оба вида имеют свои очевидные преимущества и недостатки. Также микшерные пульты различаются по количеству входов и выходов. При проектировании мини ПТС рассматривалось несколько аудиомикшерных пультов, разных производителей и с разными характеристиками. Отбор пультов производился по трем основным параметрам: количество входов (для создания акустической картины, достаточной для комфортного восприятия необходимо минимум 8 точек расстановки микрофонов), цена устройства и вес. В результате сравнения, в качестве аудиомикшера для мини ПТС был выбран микшерный пульт производства компании MACKIE, модель Mackie FXPro12. Он обладает 12 входами с фантомным питанием, встроенным процессором аудиоэффектов, а так же большим динамическим диапазоном входного сигнала и встроенным малошумящим предусилителем на 4 микрофонных входа. Дополнительными плюсами этого микшерного пульта являются: прочный полимерный корпус и фирма-производитель, положительно зарекомендовавшая себя на рынке аудио-оборудования.[4]  Рисунок 2.2 – Аудиомикшер Mackie FXPro12 2.3 Компрессор аудио Поскольку разрабатываемая мини ПТС предназначена для потокового вещания и прямого эфира различного рода мероприятий, является немаловажным качество передаваемой звуковой картины. Одного только аудиомикшера будет недостаточно для предобработки аудиоинформации. Поскольку звук на мероприятии имеет довольно большой динамический диапазон, то велика вероятность перегрузки входной цепи аудиовхода ATEM-1 M/E Production Switcher. В лучшем случае такие перегрузки приводят к появлению гармоник, которые при аналогово-цифровом преобразовании звукового сигнала приводят к появлению цифровых шумов, резких всплесков, которые очень неприятны на слух, а в худшем это приведёт к выходу из строя аудиовхода видеомикшера. Для избежания подобных ситуаций применяется аудиокомпрессор, ограничивающий динамический диапазон аудиосигнала, но компрессор имеет довольно большое время атаки и не всегда успевает подавить всплеск уровня сигнала. Для таких задач применяется лимитер – устройство ограничивающее динамический диапазон и ориентированное именно на предотвращение перегрузок (клиппинга) и подавление кратковременных всплесков уровня (пиков), при выравнивании динамики сигнала. Лимитер это тот же компрессор, но настроенный на жёсткое ограничение. Главными отличиями лимитера от компрессора является: § Реакция – способность моментально реагировать на изменения уровня сигнала, с временем атаки (Attack) от 0 - 10 мс. § Агрессивность – соотношения входного сигнала к выходному (Ratio) начинается от 10:1 до 60:1 (в большинстве случаев – бесконечность). Как наиболее походящий, для мини ПТС, был выбран аудиокомпрессор фирмы Alesis, модель 3632 compressor. Данная модель сочетает в себе функции компрессора, лимитера и гейта. Так же предусмотрен режим, в котором время атаки и время отпускания 3632 может быть автоматически зависимым от входного сигнала. Наряду с ним существует режим полностью ручных настроек. Прибор способен функционировать как два независимых процессора, а в режиме стереолинка обеспечивать истинную стереокомпрессию. Ровное звучание создается за счет возможностей настройки экспандера/гейта наряду с малыми искажениями применяемых VCA (voltage-control amplifiers – усилителей, управляемых напряжением). [2] Рисунок 2.3 – компрессор аудио Alesis 3632 compressor 3 Структура ПТС 3.1 Общая структура ПТС. Для создания качественного и полноценного видео продукта ПТС должна иметь следующие основные блоки: 1. Видеомикшерный пульт и пульт управления видеомикшером. Основное устройство в составе ПТС, выполняет все функции по обработке видеоинформации, а так же формирует окончательную программу, выпускающуюся в эфир. 2. Аудиомикшерный пульт и компрессор аудио – основные устройства обработки звуковой информации, поступаемой от комментаторов или с внешнего аудиомикшерного пульта (например пульт озвучки сцены при записи концерта). Звук с камер, вместе с видео сигналом, подается на видеомикшер, где обрабатывается с помощью цифрового аудиомикшера, встроенного в видеомикшерный пульт. 3. Блок сигнализации и связи с операторами (GPI&Tally Interface). Устройство, подающее сигнал о том, что изображение с камеры находится в эфире. Сигнал подается на специальный блок связи оператора и отображается визуально. Блок связи оператора так же включает в себя аудиоканал, для того, чтобы режиссер мог управлять персоналом ПТС. 4. Видео-рекордер. Устройство для записи эфира. С его помощью можно подавать повторы различных интересных моментов снимаемого мероприятия, например повторы забитых голов на футбольных или хоккейных матчах.  Рисунок 3.1 – Упрощенная общая структурная схема ПТС 3.2 Структура тракта обработки и передачи видеосигнала  Рисунок 3.2 – Структурная схема тракта видеосигнала Помимо видеомикшера, и рекордера видео, тракт обработки видео должен иметь следующие блоки: 1. ПК с установленной платой захвата видеосигнала, используемый в качестве кодера в формате H.264 (MPEG-4 Part 10), для последующей передачи на широковещательный медиасервер, или на сервер телекомпании, для последующего выпуска в эфир. 2. Скалер, к которому подключается проектор или другое оборудование. Это устройство выполняет функции конвертера интерфейсов, а так же функцию конвертирования форматов видео. В разарабатываемой ПТС используется Ambery HDV5 Scaler, поддерживающий все современные стандарты видео, используемые в телевещании. 3. Усилитель/распределитель видеосигнала. Используется в случае работы с аналоговым оборудованием. Подключается к композитному аналоговому выходу основной программы видеомикшера. Выходной сигнал можно использовать как для подключения аналоговых мониторов или телевизоров, так и для последующей передачи аналогового ТВ сигнала. 3.2.1 HDMI High-Defenition Multimedia Interface (HDMI) – интерфейс для мультимедиа высокой четкости, позволяющий передавать видеоданные высокой четкости и многоканальное аудио в цифровом формате. [1] При передаче видео с камер с HDMI выходом, удаленных более чем на 15-20 метров от ПТС, возникает необходимость в установке дорогостоящих повторителей сигнала HDMI, так как при передаче при помощи этого стандарта максимальная эффективная длина кабеля не более 30 метров, иначе возможно превышение допустимого коэффициета ошибок в канале передачи цифрового видео. При наличии внешних источников электромагнитного поля (например сотовые телефоны, передатчик ПТС) максимальная длина кабеля уменьшается до 15-10 метров. Более выгодно использовать переходники HDMI-SDI на выходе с камеры и SDI-HDMI на входе видеомикшера, так как стандарт SDI позволяет передавать видеосигнал без потерь на расстояние до 150 метров. На практике максимальная длина SDI кабеля очень сильно зависит от качества кабеля. 3.2.2 SDI Serial Digital Interface, SDI (Цифровой последовательный интерфейс) — цифровой видеоинтерфейс, стандартизованный Обществом инженеров кино и телевидения . [1] В различных стандартах цифрового последовательного интерфейса используется один (и более) коаксиальный кабель волновым сопротивлением 75 Ом с разъёмами типа BNC. Такой же кабель используется для аналогового видео, но для цифрового потока предпочтительнее кабели более высокого качества. Размах сигнала 800 мВ (±10 %). Затухание сигнала при передаче на большие расстояния могут компенсироваться на приёмной стороне, что делает возможным передачу потока 270 Мбит/с на расстояние до 300 м. Для HD-потоков расстояние обычно не более 100 м. Для передачи цифрового компонентного некомпрессированного видеосигнала используется канальное кодирование с модифицированным кодом без возвращения к нулю (БВНМ) в сочетании со скремблированием. Интерфейс является самосинхронизируемым. Кадровая синхронизация осуществляется специальным синхронизирующим пакетом данных, состоящим из последовательности подряд идущих 10 единиц и 20 нулей (20 единиц и 40 нулей для HD). 3.2.3 Скалер Scaler (Скалер) – устройство обработки видеосигнала, позвляющее изменять разрешение видео изображения путем апскейлинга (upscaling) – повышение разрешения изображения, происходит сглаживание/размытие границ объектов изображения, или даунскейлинга (downscaling) – понижение разрешения изображения, для передачи в канале связи с низкими характеристиками, или для воспроизведения сигнала на устройствах не поддерживающих высокое разрешение).  Рисунок 3.2.3 – Ambery HDV5 скалер. 3.2.4 Плата захвата видеосигнала Захват видео (англ. Video capture - захват видео) - процесс преобразования видеосигнала из внешнего источника в цифровой видеопоток при помощи персонального компьютера и запись его в видеофайл с целью последующей его обработки, хранения или воспроизведения. [1] В зависимости от требуемого качества сигнала и возможностей устройства видеозахвата аналоговое видео может передаваться через композитное, S-Video и компонентное соединения. Цифровой сигнал может передаваться по интерфейсам IEEE 1394, SDI или по HDMI. В разрабатываемой ПТС видеосигнал захватывается с выхода SDI.  Рисунок 3.2.4 – Blackmagic Intensity Shuttle USB3.0 плата захвата видео 3.2.5 Кодер H.264 H.264, MPEG-4 Part 10 — лицензируемый стандарт сжатия видео, предназначенный для достижения высокой степени сжатия видеопотока при сохранении высокого качества. [1] Стандарт сжатия H.264 используется при сжатии видео информации для последующей потоковой передачи пользователю через интернет, так как стандарт обладает высоким коэффициентом сжатия, или при загрузке видеофайлов на широковещательный медиасервер. В качестве H.264 кодера используется ПК с предустановленными медиа кодеками. Скорость кодирования напрямую зависит от производительности процессора ПК, так как кодирование видео в формат H.264 состоит в математическом просчитывании каждого кадра. Для наиболее быстрого кодирования в ПТС используется ноутбук производства фирмы Apple модели Macbook Pro с центральным процессором Intel Core i7. Совокупность таких факторов как: высокая производительность центрального процессора ноутбука, специализация программного обеспечения фирмы Apple и фирменные H.264 кодеки от Apple, позволяют кодировать потоковое видео с задержкой всего в несколько секунд.  Рисунок 3.2.5 – Ноутбук Apple MacBook pro 3.3 Структура тракта обработки аудиосигнала Основными устройствами тракта обработки аудиосигнала являются аудиомикшерный пульт и компрессор аудиосигнала. Источниками звуковых сигналов являются микрофоны комментаторов, микрофоны панорамного звука, магнитофон с записанными музыкальными вставками или рекламой, а так же другой микшерный пульт, который обслуживает само мероприятие, например микшерный пульт, обслуживающий сцену концерта или театра.  Рисунок 3.3 – структурная схема тракта обработки аудиосигнала 3.3.1 Подключение сторонних аудиомикшерных пультов При подключении сторонних источников звука или видео важно учитывать различия источников питания утройств. Если микшерные пульты сцены и ПТС питаются от одного источника, то можно напрямую подключать выход с внешнего микшерного пульта ко входу пульта ПТС. Если источники питания разлизличые, то при подаче аудиосигнала на вход пульта ПТС, велика возможность несовпадения фаз из за различных источников питания. Это приводит к появлению наводки на звуковой сигнал. При разности потенциалов источников питания относительно земли есть вероятность выхода оборудования из строя. Чтобы избежать подобных ситуаций применяется схема передачи звукового сигнала через специальное устройство – DI Box. DI Box – утройство для преобразования несбалансированного аудиосигнала в сбалансированный, и согласования сопротивлений. Используется для передачи сигнала на большие расстояния, так как сбалансированный аудиосигнал менее подвержен помехам, чем несбалансированный.  Рисунок 3.3.1 – Активный DI Box BSS AR133 3.3.2 Аудиомикшер в ATEM-1 M/E Production Switcher Поскольку ПТС должна быть высокомобильной, то немаловажны ее габариты и количество необходимых средств коммутации. Поэтому выгодно использовать встроенный цифровой аудиомикшер в ATEM-1 M/E Production Switcher, так как звуковой сигнал с камеры подается вместе с видеосигналом через SDI коаксиальный кабель, а не отдельным кабелем, как если подавать сигнал на аналоговый аудиомикшерный пульт. Управление цифровым аудиомикшером осуществляется при помощи MIDI контроллера, подключенного к ПК с панелью управления видеомикшерным пультом. Такое решение позволяет нам сэкономить: 1. Расходы на средства коммутации, так как хорошие экранированные и армированные аудиокабели стоят довольно дорого. 2. Если предполагать, что ПТС перемещается с помощью легкового автомобиля или автомобиля класса мини-вэн, в котором, кроме ПТС передвигается съемочная группа из 11 человек (минимальное количество персонала ПТС), а так же средства коммутации, то это позволяет сэкономить пространство в транспортном средстве.  Рисунок 3.3.2 – MIDI контроллер U-CONTROL UC-33E 3.3.3 Отправка звукового сигнала на другие устройства После того, как звук в камер обработан цифровым аудиомикшером в ATEM-1 M/E Production Switcher и подан на какой либо из входов аналогового аудиомикшера, общий звуковой сигнал можно отправить на сторонний аудиомикшерный пульт. Отправка на другое устройство обработки звука осуществляется при помощи выхода Alt 3-4 аудиомикшерного пульта. Выход Alt 3-4 - это выход с отдельной стереошины аудиомикшера. С помощью этого выходы мы можем маршрутизировать сигнал на выходе аудиомикшера и подать его либо далее по тракту обработки аудиосигнала в ПТС, либо подать его на стороннее устройство. 3.4 Структура тракта управления видеомикшерным пультом и сигнализация  Рисунок 3.4 – Структурная схема организации управления видеомикшером и подачи сигналов операторам. Управление всеми функциями ATEM-1 M/E Production Switcher осуществляется через протокол Ethernet. Все устройства, «общающиеся» между собой, это ПК с программой управления видеомикшером, ATEM-1 M/E Broadcast Panel, интерфейс сигнализации и сам видеомикшер, подключаются через один коммутационный узел – маршрутизатор. Каждому устройству устройству присваивается свой IP-адрес, который будет неизвестен другим устройствам в подсети, только маршрутизатору. Любая команда управления отсылается на маршрутизатор, а тот отсылает эту команду всем устройствам, подключенным к нему. В зависимости от команды устройства либо распознают инструкцию, либо ее игнорируют. Например, отсылая сигнал переключения с одного источника видеосигнала на другой, видеомикшер и GPI&Tally Interface отреагируют на эту команду одновременно, а ATEM-1 M/E Broadcast panel или ПК проигнорируют эту команду. GPI&Tally Interface – устройство сигнализации и связи с операторами источников видеосигнала. При переключении источников в эфир, устройство посылает сигнал в блок управления сигнализацией, а тот в свою очередь отправляет питание на светодиод, закрепленный на камере оператора. Светодиод загорается, давая при это оператору понять, что его камера сейчас в эфире.  Рисунок 3.4.1 – Подключение GPI&Tally Interface 3.5 Структура тракта передачи готового контента  Рисунок 3.5 – структурная схема тракта передачи видео контента на медиасервер. Входным сигналом системы является сигнал SD или HD SDI. Кодер преобразует видео в формат Mpeg-4 с необходимой скоростью кодирования Организовывается подключение к интернету или спутнику телекомпании, с помощью которого поток кодированного видео передается на медиасервер телекомпании, или арендуемый медиасервер. На медиасервере находится заранее приготовленный файл, содержащий гиперссылку. Пользователь, желающий просмотреть видеоматериал, нажимает на гиперссылку, его устройство незамедлительно обрабатывает ее и начинает потоковую закачку и отображение видео. Поскольку MPEG-4 это формат сжатия, который используется повсеместно, то видеофайл можно воспроизводить на большом спектре устройств: ПК, мобильные устройства, Smart TV и т.д. 3.6 Настройка Broadcast медиасервера Для конечного пользователя существует два способа просмотреть видео через интернет. Первый способ заключается в загрузке видеофайла в память устройства. Этот путь, более прост, к тому же всегда можно с минимальными проблемами повторять просмотр и при этом не тратить драгоценный трафик. Только при таком просмотре видео можно обратиться к любому фрагменту видеофайла, к началу или середине. Однако при всех плюсах очевиден недостаток этого способа: файл должен быть загружен до конца, чтобы его можно было просмотреть. Другой же способ - потоковая трансляция видео, при которой просмотр можно начать не после закачки файла, а во время нее. Программное обеспечение скачивает минимальный отрывок видео (производит буферизацию) и сразу же выводит его на экран, а одновременно с этим закачивает следующий отрывок. Получается, что видеофайл передается постоянным потоком и его можно просматривать по мере скачивания. На этом плюсы потокового видео не заканчиваются: можно также транслировать в прямом эфире через интернет события, в реальном времени передавать в Сеть данные с DV- или web-камеры. Но Минусы этого способа в том, что потоковое видео редко сохраняется на диск пользователя - для этого нужны дополнительные утилиты. Во-вторых, пользователь не может прервать просмотр и обратиться к нужному эпизоду видео: можно просматривать только то, что передается. Так же качество передаваемого контента очень сильно зависит от ширины канала как пользователя, так и медиасервера . На разрешении и количестве кадров в секунду часто приходится серьезно экономить, чтобы видео было плавным, без рывков и заиканий. При выборе первого способа публикации видеоматериала нет никаких проблем. Достаточно наличия оцифрованного видео, в одном или нескольких файлах, и медиа-сервера, на котором отображается либо сам видеофайл, либо ссылка на него. При организации потокового видео с медиа-сервера возникает множество трудностей, поскольку архитектура самого процесса передачи видео в этом случае несколько сложнее, чем первый вариант. Например, далеко не каждый видеоформат предусматривает возможность потоковой передачи, а среди тех форматов, которые поддерживают такую возможность, популярны в народе только три: Windows Media, RealMedia, Quicktime. WindowsMedia в последнее время распространяется все шире и даже не потому что ее продвигает Microsoft. Формат со всеми своими кодеками от версии к версии становится все более совершенным. Windows Media отличается хорошим качеством при высоком уровне компрессии: на сайте производителя приведены таблицы, в которых отмечены преимущества этого продукта перед аналогами. RealVideo - некогда популярный формат, изначально разработанный для потокового вещания. Некоторое время не развивался и из-за этого практически растерял былую популярность. Последняя 10-я версия RealVideo значительно превосходит свою предшественницу и по куче параметров превосходит своих оппонентов. Единственный минус RealVideo этой версии - необходимость пользоваться специальным проигрывателем. QuickTime – продукт производства фирмы Apple. По понятным причинам в России широкого распространения не получила, тем более что уровень компрессии недостаточен для российских линий связи Каждый из форматов имеет свои плюсы и минусы, но выбор в общем осуществляется по личным пристрастиям. Лучшим выбором является подготовка видео во всех трех форматах. Существует два похода к организации потокового видео. Первый основывается на особенностях протокола HTTP (Hyper Text Transfer Protocol): вся настройка сводится к размещению на web-сервере видеофайла, подготовленного специальным образом. Второй подход намного сложнее и подразумевает использование специализированного ПО. Так или иначе, конечного пользователя это никак не коснется, поэтому можно выбрать любой из подходов. Первый вариант простой и надежный, но второй вариант, безусловно, предоставляет намного более широкий простор для деятельности. Первый вариант, это HTTP Streaming. Принцип его работы основывается на разбиении видеопотока на несколько более мелких. То есть, если при загрузке видео пальзователям приходи поврежденный пакет, то устройство пользователя автоматически закачивает еще один такой же из, предположительно, бесконечного числа таких пакетов.Главным его достоинством является поддержка большого количества одновременно подключенных абонентов. Минусом является сложность реализации и стоимость, так как этот способ требует специального программного обеспечения, которое довольно дорого стоит. С HTTP все намного проще: нужен рабочий web-сервер, заранее заготовленный файл, выложенный на этом сервере, и созданная на него гиперссылка. Пользователь, желающий просмотреть видеоматериал, нажимает на гиперссылку, его проигрыватель незамедлительно обрабатывает ее и начинает потоковую закачку и отображение видео. Простота этой технологии также накладывает некоторые неприятные ограничения. Такой подход применим скорее для сайтов с небольшим трафиком и скромным количеством одновременных подключений, чем для каких-либо крупных проектов. Для каждого такого подключения открывается отдельный поток, который занимает свою часть канала. При большом количестве подключений может не хватить ширины канала, а это, повлияет не только на просмотр видео, но и на работу web-сайта в целом. Второе ограничение: такой способ позволяет передавать только конечный файл и не предоставляет возможности прямой трансляции, например, с камеры. В итоге невозможно удаленно определить скорость абонентского подключения. Следовательно, придется создавать несколько версий видео с различным разрешением, чтобы файл комфортно передавался на любой, даже минимальной скорости. Например, в нашем распоряжении есть подготовленный видеофайл с любым содержанием и форматом файла. В первую очередь при любом типе вещания видео, HTTP или HTTP Streaming его нужно сначала обработать, то есть подготовить к потоковому вещанию. Существует довольно много разнообразных узконаправленных утилит, которые форматируют видеофайл под нужный формат. Для нас больше всего интересна Adobe Premier - отличная программа, которая содержит в себе инструменты не только редактора видеоматериалов, но универсальные средства для подготовки потокового видео. Работать с Adobe Premier несложно. Все, что требуется - это открыть видеоролик в Premier'е и через меню File выбрать пункт Export Clip. Здесь доступны самые разнообразные подпункты, среди них нужные нам как раз сейчас - RealMedia, Windows Media and Quicktime. Вполне возможно использовать другой пункт - Save for Web, но это лишь промежуточный шаг перед вызовом предыдущих. После вызова этого пункта откроется специальное окно с несколькими актуальными для потокового видео наборами параметров, которые хранятся в уже подготовленных разработчиками профилях. Параметр для каждого формата, только один - скорость, на которой будет передаваться видеофайл. Она варьируется в широких пределах, и поэтому нужно создавать несколько файлов разного объема (качетва изображения) для нескольких значений скорости интернет-соединения конечного пользователя. Обычно создается как минимум три файла: для скорости 56 Кбит/с (модемное соединение), 128 Кбит/с (для низкоскоростной выделенной линии) и 512 Кбит/с и более - ради пользователей с широким интернет-каналом. После того как файл для потокового видео будет создан, нужно загрузить его на web-сервер. Для этого потребуется установка и использование FTP-клиента, на данный момент в сети интернет можно найти множество бесплатных дистрибутивов подобного ПО. Следующий шаг - создание гиперссылки и ее размещение на web-сайте. Тип гиперссылки во многом зависит от формата файла. В случае с Windows Media вполне сойдет обычная ссылка - <a href="video.wmv">Кликните сюда - здесь видео</a>. Но уже для RealMedia просто указать <a href="video.rm">RealMedia видео</a> нельзя, так как в этом случае файл просто скачается на жесткий диск пользователя. Для того чтобы обеспечить именно потоковую передачу, нужно создать вспомогательный метафайл с расширением .ram. Это обычный текстовый файл, который содержит одну строчку - HTTP-адрес .rm файла. Только после этого можно будет создавать ссылку на своем web-сайте, но уже не на видеофайл, а на созданный .ram-файл - <a href="video.ram">Потоковое видео</a>. Стоит отметить, что для корректной обработки этих ссылок пользовательским приложением твой web-сайт должен правильно распознавать .rap, .ram, .rm and .rpm расширения. С файлами в Quicktime-формате все еще проще. Для создания прямой ссылки на файл вполне работоспособен стандартный прием: <a href="video.mov">Quicktime видео</a>. Хотя рекомендую делать это вот так: <EMBED SRC="video.mov" TYPE="image/x-quicktime" HEIGHT=180 WIDTH=320 BGCOLOR="#000000" QTSRC="www.tvoi.site.ru/video.mov">. Альтернатива Настройка потокового видео через протокол HTTP довольна проста. Но в ситуации прямой трансляции какого-либо события или мероприятия, или же когда нужно чтобы по одному и тому же адресу время от времени передавались разные ролики, применяется совсем другой принцип организации видео-трансляции. Для этого нужны специализированные медиасерверы. Потоковые серверы предоставляют намного больше возможностей, но они гораздо сложнее в администрировании, чем обычный web-сервер. В сети интернет доступно множество разработок в этой области и у всех имеются и достоинства, и недостатки. Огромную популярность завоевал пакет Helix Universal Server - продукт известной конторы Real Networks. Это одна из немногих программ, которая поддерживает передачу самых разных форматов видео, и в то же время она портирована под несколько операционных систем, поэтому для работы будем использовать именно ее. Наиболее сложным моментом установкиHelix Universal Serverявляется указание портов, резервируемых программой под сервисы. В общем случае все можно оставить по умолчанию. Проблемы вероятны только с портом web-сервера: Helix Universal Server имеет свой собственный web-сервер, который по умолчанию устанавливается на 80-й порт. Если на ПК уже установлен web-сервер (80-й порт), то второй сервис на этот же порт установить невозможно. Управление работой утилиты осуществляется через web-интерфейс: http://<IP-адрес компьютера>:<порт административного интерфейса>/admin/index.html. Для того чтобы получить администраторские привилегии, необходима авторизация, то есть указываем логин и пароль, которые задаются во время установки программы. Административный интерфейс имеет десяток групп настроек, среди которых - Server Setup. Ports.Отсюда можно переназначить используемые программой порты. Важно, чтобы все они были заданы корректно: иначе может отказать передача видео по некоторым из протоколов потокового видео. IP Binding.Выбор IP-адресов, которые будет использовать Helix Universal Server. MIME Types. Создание дополнительных и редактирование уже имеющихся MIME-ассоциаций. Connection Control. Здесь находятся все опции по ограничению доступа, а также лимитированию по трафику и типу. Redundant Servers. С помощью этого подраздела можно объединять несколько серверов. Так, в случае чрезмерной нагрузки все лишние клиенты будут перенаправлены на альтернативные серверы, указанные в этом разделе. Mount Points. Этот раздел содержит настройки точек монтирования, которые присутствуют в каждой ссылке на файл, хранящейся на Helix Server file. Грубо говоря, это краткий виртуальный адрес на папку, которая на самом деле физически находится в труднодоступном месте. URL Aliasing и HTTP Delivery.Здесь задаются используемые сокращения в URL-адресах, а также настраиваются папки web-сервера. Cache Directives.В этом разделе можно указать те файлы и папки, которые не могут быть кешированы пользователем. По умолчанию сервер разрешает кешировать все передаваемые им потоки видео. Благодаря этому некоторые прокси-серверы умеют дифференцировать поток видео и разбивать его на части. В случае запроса на передачу уже кешированного файла прокси-сервер передаст его пользователю, так сэкономится трафик и обойдется без обращения к серверу. Помимо перечисленных, доступны еще несколько групп разделов, которые отвечают за безопасность передачи данных, параметров протоколов, управление шириной канала и т.п. Однако даже описанных настроек вполне достаточно для организации полноценной работы сервера. Helix Universal Serverокажется с вполне работоспособной конфигурацией сразу после установки. Это легко проверить это с помощью раздела Media Samples, имеющегося в административном интерфейсе. Этот раздел содержит ссылки на демонстрационные файлы самых разнообразных форматов, которые передаются по различным протоколам. После завершения нужных настроек программы можно перейти к загрузке контента на сервер. Любая ссылка на медиаресурс складывается из следующих составляющих: <название протокола>://<адрес сервера>:<номер порта>/<точка монтирования> /<путь>/<название файла>. В базовой установке Helix Universal Server по умолчанию присутствуют некоторые из точек монтирования. Одна из них делает так, что все файлы локальной папки (например) C:\Program Files\Real\Helix Server\Content были удаленно доступны по адресу <IP-адрес или имя сервера>/<имя файла>. Для удобства достаточно скопировать обработанный Adobe Premier'ом файл в директорию Content. Файл в зависимости от своего формата может быть передан по одному из специфических протоколов, но тем не менее, файлы большинства форматов по-прежнему могут быть переданы по HTTP. Действия происходят аналогично созданию ссылок для видеофайлов на web-сервере. Принцип тот же, но в качестве web-сервера выступает Helix Universal Server. Протоколы потоков · Real Time Streaming Protocol (RTSP) - основной протокол для передачи потокового видео и аудио. С его помощью мультимедиасерверы "разговаривают" и обмениваются данными со всеми клиентскими подключениями. · Progressive Networks Audio (PNA) - несколько устаревший протокол, который когда-то применялся для потоковой передачи звука. · Microsoft Media Services (MMS)- протокол для потоковой передачи мультимедиафайлов в формате Windows Media. При этом вся управляющая информация идет по протоколу TCP, а данные - по UDP Передача файлов, предназначенных для просмотра в RealOne Player, RealPlayer, QuickTime Player, осуществима по RTSP-протоколу. Адрес медиафайла в этом случае имеет вид rtsp://<IP-адрес сервера>/<имя файла>. Тем не менее передавать такие ссылки напрямую в браузер нельзя - они предназначены специально для него. Ссылки обрабатываются специальными программами - плеерами, указание на запуск которых должен дать браузер, что легко осуществляется метафайлом с расширением .ram, который содержит реальный RSTP-адрес файла. Как создавать такие файлы и гиперссылки на них, мы уже договорились. Для файлов Windows Media, передаваемых по MMS-протоколу, адрес будет выглядеть аналогично - mms://<IP-адрес сервера>/<имя файла>. Разумеется, здесь также не обойдется без метафайлов, однако в этом случае они будут с расширением не .ram, а .asx, хотя они конструируются по тому же принципу. 3.7 Организация электропитания Поскольку основной задачей, при создании мини ПТС, является разработка мобильной ПТС с современными характеристиками, то важной частью является разработка плана организации электропитания. Для работы в любых условиях и выполнения различных задач ПТС должна иметь 3 различных переключаемых источника питания. 1. Питание от автомобильных АКБ. Этот вариант зачастую применим для срочных, не длительных трансляций, т.к нет внешнего постоянного источника питания, и в случае разряда АКБ трансляция будет невозможна. Гальванические свинцово-кислотные АКБ на сегодняшний день бывают двух типов: с выходом 12 В или 24 В. К клеммам АКБ подключается преобразователь напряжения с 12 В (24 В) постоянного тока в 220 В переменного, т.к все подключаемое оборудование работает в стандарте электропитания 220В/50Гц (стандартная однофазная электросеть в Европе и РФ). 2. Питание от электрогенератора. Очень распространенный вариант питания для ПТС, так как современные переносные электрогенераторы мобильны и обладают хорошими показателями энергоотдачи. Но этот тип питания имеет свой недостаток, электрогенераторы, бензиновые или дизельные, являются мощным источником шума, то есть, при использовании этого типа источника для питания ПТС, необходимо расположить электрогенератор отдельно от ПТС, чтобы исключить возможность попадания звука работы генератора в акустическую картину. Электрогенераторы обеспечивают стандартную сеть электропитания (~220В/50Гц) в любой местности, дополнительного оборудования, например преобразователей, не требуется. 3. Питание от внешней сети. Этот вариант применяется при работе мини ПТС в условиях города или же в здании, то есть там, где есть подключение к городской или местной сети электропередачи. При использовании этого варианта электропитания необходимо учитывать возможность перепадов напряжения в сети, поэтому оборудование ПТС требуется подключать через стабилизатор напряжения или через сетевые фильтры. После выбора источника электропитания для ПТС, необходимо подключить оборудование. Подключаемы потребители разбиваются на 2 группы: 1. Основное оборудование, т.е оборудование, которое производит обработку и передачу аудио/видео сигналов. Это оборудование должно подключаться к источнику бесперебойного питания (ИБП - источник вторичного электропитания, автоматическое устройство, назначение которого - обеспечить подключенное к нему электрооборудование бесперебойным снабжением электрической энергией в пределах нормы [1]). Видеомикшерный пульт, конверторы видеосигнала, видеорекордеры, монитор в многооконном режиме, оборудование аудиотракта, GPI&Tally Interface и маршрутизаторы следует подключать к ИБП, для того чтобы в случае внезапного отключения электропитания произвести плановое выключение электрооборудования, в соответствии с инструкцией. 2. Вспомогательное оборудование и оборудование с АКБ. Ноутбук с Н.264 кодером, управляющий ноутбук, различные проекторы и мониторы, а так же зарядные устройства для АКБ камер, можно подключать напрямую к электросети, без ИБП, так как в случае прекращения подачи электропитания, без этих устройств, кроме ноутбуков, возможно завершить трансляцию.  Рисунок 3.7.1 – ИБП APC Back-UPS ES 700  Рисунок 3.7.2 – Структурная схема организации электропитания ПТС 4 Видеомикшерный пульт ATEM-1 M/E Production Switcher ATEM-1 M/E Production Switcher - это цифровой видеомикшер для обеспечения широковещательного эфира, включает в себя функции центрального коммутационного узла ПТС, а так же устройство для творческой обработки видеопотока в реальном времени. В ATEM-1 используются стандартные микс эффекты (M/E) работающие на основе программного обеспечения и аппаратных средств видеомикшера. Для работы видеомикшерному пульту необходимы только установка с рэковую стойку и установка специального программного обеспечения для управлениями функционалом пульта. Так же есть возможность подключения ATEM-1 M/E Broadcast Panel или ATEM-2 M/E Broadcast Panel для управления функционалом видеомикшерного пульта. Все подключения оборудования производятся с помощью интерфейса Ethernet. ATEM-1 - это коммутатор high-end класса для широковещательного эфира, который работает с использованием стандартных M/E рабочих процессов, используемых в вещании. Стандартные Mix Effects используются во всех современных ТВ студиях и студиях обработки видео информации. Преимущество ATEM-1 M/E Production Switcher заключается в том, что перед выпуском источника в эфир, вы можете проверить его на наличие ошибок и качества сигнала или информации, точно так же вы можете предварительно применить один из эффектов перехода или обработки, и только потом пустить в эфир. Это очень мощный инструмент, так как вы можете выбрать источник сигнала, применить на него переход, удостовериться в правильности информации и выбора эффекта перехода и только после этого пустить полученное в эфир. Можно посмотреть, что происходит на каждом этапе обработки, так что допустить ошибку очень сложно. Программа всегда показывает, что находится в эфире Источники и кнопки в окне предварительного просмотра светятся красным при выполнении автоматического перехода на вывод продукта в эфир. Если вы используете программное обеспечение панели управления на ПК, то все переходы имеют свои собственные кнопки, и для переключения необходимо выбрать любую из них. Процессорный блок ATEM-1 обеспечивает обработку видео, а также контроль всех входных и выходных разъемов, связь с различными типами панелей управления, и питания. Подключение по протоколу Ethernet позволяет осуществить удаленный доступ оборудования, например видеомикшер может находиться в отдельной комнате с видеозаписывающим оборудованием, для оптимизации рабочего пространства, а блоки управления находится в отдельном помещении. ATEM-1 M/E Production Switcher видеомикшер имеет 9 входо (HDMI 1 и Аналоговый вход переключаются между собой): 1 аналоговый вход, 4 SDI и 4 HDMI цифровых входа. В программном обеспечении, в меню настроек, можно выбрать предпочтительный Input 1, выбор производится между аналоговым входом и входом HDMI 1. ATEM-1 M/E Production Switcher устанавливается в стандартную 19” рэковую стойку и занимает 2RU.  Рисунок 4.1 – Apple Macbook с окном программной панели управления 4.1 Подключение и настройка 4.1.1 Подключение устройств отображения видео Подключение многооконного режима монитора ATEM-1 M/E Production Switcher для многооконного режима изображения использует отдельный HDMI порт (Multi view 1). Поэтому для правильного отображения лучше всего использовать телевизор или монитор с поддержкой HDMI. При подключении, на экране монитора появятся 10 рамок разделённых белыми границами, 2 больших поля вверху и 8 полей внизу. Для правильного отображения монитор должен поддерживать 1080i59.94 видео, поскольку этот стандарт по умолчанию установлен в видеомикшерном пульте. Если же телевизор не поддерживает 1080i59.94, то при подключении к компьютеру с предустановленной панелью управления видеомикшером, есть возможность смены формата передачи изображения.  Рисунок 4.1.1 – Многооконный режим отображения Основные настройки видеомикшера: 1. Установка стандарта изображения ATEM-1 по умолчанию имеет разрешение до 1080i59.94, тем не менее, может потребоваться другой формат видео. 1080i59.94, 720p59.94 и NTSC – эти форматы применяются в США и Японии, в то время как в Европе и Азии применяются 1080i50, 720p50, или PAL.  Рисунок 4.1.2 – Окно установки видео стандарта Вам необходимо убедиться в том, что все камеры и все подключенные устройства HDMI имеют тот же формат видео, иначе они не будут определяться как источники сигнала. Все оборудование должно быть подогнано под один стандарт. Почти всегда оборудование, приобретенное в одном регионе имеет одинаковые стандарты, подходящие для работы в регионе, в котором оно приобретается, или же имеется возможность переключения стандарта. При соответствии всех стандартов, изображения с камер или других источников сигнала отобразятся на общем мониторе. 2. Установление параметров видеовходов и их обозначение. Модель ATEM-1 M/E Production Switcher имеет возможность назначения на Input 1 либо HDMI 1 порт, либо разъем компонентного аналогового сигнала.  Рисунок 4.1.3 – Окно установки параметров видеовходов Так же можно настроить имена входов/источников сигнала (например, вместо «Input 2» на общем мониторе и на панели управления будет отображаться «камера Ивана» и т.п.). 3. Настройка multi view (многооконный режим)  Рисунок 4.1.4 – Окно настройки многооконного режима На общем мониторе отображаются 8 окон, для каждого окна можно задать внешний или внутренний источник сигнала. В главном меню панели управления можно задать источник для каждого окна. Если не требуется подключение 8 камер, то на свободные окна можно задать: мультимедиа проигрыватель, цветовое тело или же вспомогательный выход. Меню настроек многооконного режима позволяет изменить расположение окон отображения различных источников, предпросмотра и основной программы. ATEM-1 M/E Production Switcher всегда выводит 2 больших окна в многооконном режиме, это окно предпросмотра и основной программы, то что в эфире. Остальные 8 маленьких окон отвечают за отображение источников сигнала, эти окна настраиваемые, то есть можно выбрать какой источник сигнала будет отображаться в нужном окне. По умолчанию окна будут отображать источники по порядку (с 1 по 8). Многооконный режим имеет функции индикации: белая границы окна означает, что сигнал с соответствующего источника не находится ни в эфире, ни в режиме предварительного просмотра; красная рамка окна означает, что источник находится в эфире, зеленая, что на предварительном просмотре Подключение камер и других источников сигнала. Подключение камер состоит в том, что нужно подключить с помощью SDI или HDMI кабеля источники сигнала в соответствующие порты. Если у вас 8 камер и все они имеют SDI разъемы, то можно установить переходники SDI-HDMI, или наоборот. Каждый разъем на задней части корпуса имеет обозначение, можно проверить правильность порядка подключения камер. Каждый вход ATEM-1 M/E Production Switcher имеет кадровый синхронизатор. Если происходит рассинхронизация, то ATEM-1 автоматически включает кадровую синхронизацию. Функция кадровой синхронизации позволяет также подключить непрофессиональные камеры, это дает возможность организации недорогой ТВ студии, так как потребительские камеры на сегодняшний день имеют довольно малую стоимость и неплохое качество изображения в формате HD. Это позволяет тратить ваши деньги на несколько камер, а затем по мере роста, можно заменить их на профессиональные SDI камеры. При подключении компьютера с поддержкой HDMI входов к ATEM-1 M/E Production Switcher, нужно удостовериться в правильности установки разрешения монитора и частоты кадров. При использовании разрешения 1080i на видеомикшере, монитор должен быть включен в режиме изображения 1920 x 1080. Если 720p на микшере, то монитор должен иметь разрешение - 1280 x 720. При работе с NTSC, монитор должен быть в режиме 720 x 486, при PAL разрешение монитора должно быть 720 x 576. Значение частоты кадров также должно совпадать. Немаловажен факт, что качество кабелей HDMI сильно варьируется в зависимости от стоимости, так что нужно позаботиться о покупке качественных HDMI кабелей, чтобы избежать различных помех накладывающихся на сигнал, например бликов. Если устройство использующее HDMI разъем подключено и настроено, но изображения нет, то нужно проверить, использует ли устройство-источник протокол HDCP, протокол защиты контента. С помощью этого протокола некоторые устройства кодируют информацию, передаваемую посредством HDMI так, что ее могут воспроизвести только телевизоры. Обычно это DVD или BlueRay проигрыватели, а так же различные ТВ игровые приставки. Большинство камер и компьютеров не поддерживают протокол HDCP, так что при подключении не должно быть проблем. При возникновении проблем с протоколом HDCP лучшим решением будет подключение устройства с протоколом через композитный аналоговый вход. 4.1.2 Подключение к сети Если подключать ATEM-1 M/E Production Switcher к сети интернет, то нужно учесть несколько факторов: ATEM-1 поставляется с настройками только для подключения к ATEM-1 M/E Broadcast Panel, но при этом он имеет набор протоколов для подключения к сети с помощью Ethernet, так что при необходимости, можно настроить видеомикшер так, что им можно будет управлять удаленно. Однако не стоит забывать о том, что чем сложнее система, тем больше шансов ее поломки, то есть вариантов что что-то пойдёт не так. Можно подключить ATEM-1 напрямую к маршрутизатору и управлять им с помощью протокола VPN или по сети интернет. Для обеспечения связи по Ethernet, IP-адреса видеомикшера, ATEM-1 M/E Broadcast Panel и управляющего ПК должны быть тщательно настроены. IP-адрес, используемый для каждого устройства будет зависеть от диапазона IP-адресов в сети, к которой подключается устройство. ATEM-1 видеомикшер требует статичного IP-адреса, то есть при таком способе подключения нужно, чтобы видеомикшерный пульт находился на одном месте, для этого нужно найти незанятый IP-адрес в диапазон адресов маршрутизатора, и привязать к нему ATEM-1 M/E Production Switcher. При подключении ATEM-1 M/E Broadcast Panel можно использовать как DHCP протокол, так и привязку по IP-адресу. По умолчанию панель управления будет использовать DHCP, то есть при подключении к сети ей будет выдаваться любой не занятый IP-адрес. Все устройства должны находиться в одной подсети, то есть первые 3 поля IP-адреса должны быть одинаковыми у всех устройств, однако в итоге IP-адрес должен быть уникальным для каждого устройства. Для изменения IP-адреса ATEM-1 M/E Production Switcher необходимо подключить видеомикшер к ПК посредством USB и в ATEM Setup Utility установить нужное значение. Далее нужно установить либо DHCP, либо присвоить IP-адрес ATEM-1 M/E Broadcast Panel, и если вы выбрали статичный IP нужно задать адрес для панели управления, а так же указать адрес видеомикшерного пульта, для того, чтобы панель управления знала куда посылать команды. При подключении ПК с предустановленным приложением ATEM Software Control, приложение сразу обнаружит видеомикшер в подсети, если этого не произошло, то появится окно, для ввода IP-адреса, здесь нужно ввести адрес присвоенный ранее видеомикшеру. Изменение настроек видеомикшерного пульта для подключения к сети происходит с помощью ATEM Setup Utility через USB. Ниже приведен порядок действий: Шаг 1. Подключить видеомикшер в компьютеру посредством USB. Шаг 2. Запустить ATEM Setup Utility. Шаг 3. В окне утилиты отобразится текущий IP-адрес видеомикшерного пульта. Шаг 4. Для изменения IP-адреса или каких-либо других параметров, просто измените значение IP-адреса и затем нажмите Применить. Шаг 5. В диалоговом окне вам будет предложено выключить и включить видеомикшер. Выключите и вновь включите питание на ATEM-1 M/E Production Switcher и затем нажмите OK. Подключение к компьютеру При установке фирменного ПО для управления ATEM-1 M/E Production Switcher, достаточно соединить ПК и сам видеомикшер с помощью кабеля, на обоих устройствах кабель подключается в Ethernet разъем, на микшере это разъём для управления, на ПК это разъем сетевой платы. После подключения ПК к микшеру появляется возможность загружать дополнительные эффекты или медиа библиотеки, а так же изменять настройки микшера. Порядок подключения: Шаг 1. Подключите кабель Ethernet от корпуса Ethernet-порт с маркировкой управления коммутатором к Ethernet порту вашего компьютера. Если к видеомикшеру подключена контрольная панель ATEM-1 M/E Broadcast Panel, то можно подключить ПК ко второму Ethernet порту в панели управления, тогда панели, физическая и программная, могут как разделять между собой функции, так и работать параллельно. Шаг 2. Включить ATEM- M/E Production Switcher Шаг 3. На ПК (вариант для ПК работающего под ОС Windows) в настройках сети установить ручной ввод IP-адреса, установить значение IP-адреса 192.168.10.50 . Теперь при запуске панели управления на ПК кнопки эффектов и управления видеомишерным пультом должны быть подсвечены, а так же после небольшой паузы должно появиться окно с информацией о статусе пульта. Более сложная задача, это подключить ATEM-1 M/E Production Switcher к домашней или офисной сети, для это нужно изменить настройки соединения как в самом микшере, так и в панели управления. Нужно вручную установить IP-адрес для видеомикшера и такой же адрес задать в настройках панели управления, но, задать адрес так, чтобы он попадал в диапазон IP-адресов используемого м |