МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

СЛОВАРЬ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10-11 КЛАСС





А

Абсолютная истина — исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире. Это цель познания, к которой стре­мятся люди. Одновременно это и бесконечный процесс, своеоб­разный горизонт познания, который отодвигается по мере при­ближения к нему. Абсолютная истина складывается из суммы от­носительных истин, т. е. знаний, теорий, положений, которые дают не полное, а только приблизительное и частичное отраже­ние действительности.

От абсолютной истины следует отличать так называемые веч­ные истины, которые являются достоверным знанием уже совер­шившихся единичных фактов (например, факты и даты жизни че­ловека).

 

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления. К видам административных отношений относятся: а) внутриап- паратные (служебные) отношения; б) отношения между соподчи­ненными и несоподчиненными органами государственного управления; в) взаимоотношения исполнительных органов с ор­ганами местного самоуправления; г) взаимоотношения исполни­тельных органов с государственными и негосударственными хо­зяйственными, социально-культурными объединениями, пред­приятиями, учреждениями; д) взаимоотношения исполнительных органов с общественными организациями; е) взаимоотношения исполнительных органов с гражданами.

Особенности административно-правовых отношений: 1) не­пременное участие в них какого-либо органа государственной власти; 2) отсутствие юридического равенства сторон (одна из них обладает определенными властными полномочиями по отноше­нию к другой).

Основными источниками административного права являют­ся: Конституция РФ, законы РФ (например, закон РФ «О ми­лиции»), подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, акты министерств и ведомств), международные акты, кодексы, действующие на территории РФ. Важнейший из них — Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), в котором определена ответственность за администра­тивные проступки.

Административный ресурс — понятие, чаще всего употреб­ляемое в процессе проведения избирательных кампаний. Обозна­чает возможность (либо результат) использования политически­ми силами, партиями и кандидатами их должностных полномо­чий, политического статуса или связей с властными структурами с целью достижения желаемого результата на выборах. При этом искусственно создаются неравные условия для кандидатов, изби­раемых в органы государственной власти или местного само­управления (используются значительные финансовые и органи­зационные ресурсы на предвыборную агитацию за «нужных» кан­дидатов, оказывается давление на средства массовой информации с целью получения дополнительного эфирного времени, необхо­димого для создания их положительного имиджа, применяются средства воздействия на отдельные категории избирателей и т. д.). Несколько реже это понятие применяется при объяснении фак­тов использования властных полномочий в личных или корпора­тивных интересах, решении конкретных социальных и экономи­ческих вопросов.

Антропология (от греч. anthropos — человек и logos — уче­ние) — научная дисциплина, изучающая фундаментальные проб­лемы бытия человека в природной среде и социуме.



Антропология объединяет широкий спектр естественных и со­циально-гуманитарных наук. Философская антропология ищет ответ на вопрос о сущности человека и смысле его существова­ния. Теологическая антропология рассматривает взаимодействие человека с миром сверхъестественного, определяя сущность и смысл человеческой жизни через призму религии. Культурная антропология изучает человека как творение и творца культуры. Психологическая антропология исследует то, как влияет различ­ное культурное окружение на психику и деятельность человека. Биологическая (естественно-научная) антропология рассматри­вает человека как биологический вид, включая проблемы его эво­люции, анатомию, физиологию и морфологию. Социальная ант­ропология изучает процесс становления человека как социально­го существа, структуру и функционирование социальных инсти­тутов, участвующих в социализации человека, механизмы соци­ального взаимодействия членов общества. Историческая антро­пология делает акцент на изучении «истории повседневности» — образа жизни, особенностей мировосприятия и стереотипов по­ведения представителей различных социальных групп изучаемой эпохи.

Атеизм (от фр. athdisme — безбожный) — одна из форм сво­бодомыслия в отношении религии, сторонники которой после­довательно отрицают существование сверхъестественных сил, считая религию творением самого человека.

При смутном осознании этих идей можно говорить о стихий­ном атеизме, в случае философского их обоснования — о теоре­тическом атеизме.

Теоретически обоснованный атеизм начал развиваться усили­ями французских просветителей XVIII в.: атеист — «человек, зна­ющий природу и ее законы, а также собственную природу и на­лагаемые на нее обязанности» (П. Гольбах).

Б

Безработица — социально-экономическая ситуация, при ко­торой часть трудоспособного населения не находит себе работу. Безработным считается человек, который хочет, может работать, но не имеет рабочего места.

Безработица обычно бывает вызвана рядом социально-эконо­мических факторов, например спадом производства, вследствие которых количество желающих получить работу значительно пре­вышает количество рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

Бессознательное — совокупность психических процессов, функций и состояний, не представленных в сознании субъекта. К ним, в частности, относятся желания, влечения, переживания, в которых человек обычно не признается себе и которые по этой причине «не допускаются» к сознанию либо вытесняются из не­го. Бессознательное побуждает человека к тем или иным действи­ям (поступкам), проявляясь в них в искаженном виде; оно часто представлено в сновидениях и переживаниях, в оговорках, в твор­ческих порывах и т. д.

В отличие от сознания (см. Сознательное), бессознательное не отдаляет себя от объекта, а сливается с ним в переживании.

Биоэтика — научное направление в философии, связанное с исследованием проблемы человека в единстве природно-биоло- гического и этического аспектов. В сферу научного анализа био­этики входит широкий круг проблем проявления подлинной гу­манности: трансплантация органов, эвтаназия (умерщвление не­излечимого больного по его просьбе или по просьбе его родствен­ников, если он сам находится долгое время в бессознательном состоянии), искусственное зачатие, клонирование и др.

Биоэтика — междисциплинарная область знания: она имеет отношение и к медицине, и к юриспруденции, и к биологии, и к антропологии, так как затрагивает самые основы биологическо­го существования человека, его сущностные характеристики.

Буддизм — религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI—V вв. до н. э. и ставшее одной из трех ми­ровых религий. Согласно основателю этого учения Будде (он же Сиддхартха Гаутама, Шакьямуни Бодхисаттва), все сущее состо­ит из отдельных элементов, постоянно изменяющихся в соответ­ствии с законами причинности. Все изменения в жизни ведут к страданиям человека, даже удовольствие есть страдание, посколь­ку оно достигается путем труда, усилий, т. е. жизнь есть страда­ние. Страдания человека проистекают от незнания, поэтому су­ществуют «4 благородные истины» о том, что есть страдание, ка­кова причина страданий, что есть прекращение страданий, каков путь к прекращению страданий — восьмеричный (8 ступеней) путь нравственного совершенствования. Он предполагает дости­жение правильной точки зрения, решимости, правдивой речи, доброго поведения, правильной жизни, истинного страдания, правильного направления мыслей и правильной сосредоточен­ности. В результате ум просветляется, достигается совершенная невозмутимость и спокойствие. Страдания человека прекращают­ся, а перерождение становится невозможным. Это состояние на­зывают нирваной.

Существуют различные школы буддизма.

В России буддизм распространен в республике Калмыкия, республике Бурятия, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе в составе Иркутской области, Агинском Бурятском авто­номном округе в составе Забайкальского края, Читинской облас­ти, республике Тыва, Горном Алтае.

Бытие человека — наиболее общее понятие, обозначающее: 1) существование человека во всем многообразии его проявле­ний; 2) реальный процесс жизни, деятельности, общения.

В

Валовой внутренний продукт (ВВП) — обобщающий эко­номический показатель хозяйственной деятельности страны, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны.

Разделив ВВП страны на количество граждан, можно полу­чить показатель «ВВП на душу населения». Он применяется для международных сопоставлений, по нему сравнивают степень эко­номического развития и уровень жизни разных стран.

Этот показатель, характеризуя экономику в целом, позволяет оценивать уровень производства и развития экономики, разраба­тывать экономические прогнозы.

Валовой национальный продукт — обобщающий экономи­ческий показатель, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом  

 

 

Вестернизация (от англ. west — запад) — процесс придания многим ценностям западной цивилизации {рыночная экономи­ка, протестантская этика, правовое государство, парламента­ризм, плюрализм политический и духовный) всеобщей значи­мости.

В качестве наиболее ярких примеров выступают «американ­ский образ жизни», «американская мечта», «общество всеобщего благоденствия», «великое общество», которые определяли разные стороны жизни американской нации на протяжении последних пяти десятилетий и активно навязывались другим народам.

Власть — 1) способность и возможность отдельного челове­ка или группы людей распоряжаться другими людьми, проводить свою волю, заставлять подчиняться с помощью авторитета, пра­ва, принуждения. Это общественные отношения между носите­лем власти (субъектом власти) и подвластной стороной, при ко­торых субъект власти навязывает свою волю другим лицам и со­циальным общностям с целью заставить их поступать определен­ным образом.

Власть возникла одновременно с появлением общества (ро­довая, семейная и т. д.), наиболее полное воплощение она полу­чила в государстве.

В структуре государства власть различается: по иерархическо­му (выше-, нижестоящие) принципу — центральная, региональ­ная, местная; по сферам общественной жизни — экономичес­кая, политическая, духовная, гражданская, военная, церковная (см. также Разделение властей)

2) политическое господство над людьми, их общностями, а также система государственных органов, включая лиц, облечен­ных властными полномочиями.

Воспитание — в широком смысле слова — приобщение к миру человеческой культуры, включающее освоение ценностей, способов и форм деятельности, опыта предшествующих поколе­ний. В значении, близком к этому, довольно часто употребляет­ся понятие социализация. В отличие от социализации, воспита­ние — процесс всегда целенаправленный.

В науке воспитание традиционно определяется как воздей­ствие на человека с целью его физического, нравственного, ин­теллектуального и эстетического развития, подготовки к семей­ной, общественной, производственной и культурной жизни.

Задача воспитания — подготовить индивида к выполнению тех социальных ролей, которые ему предстоит играть в общест­ве. Поэтому система воспитания в каждом обществе определяет­ся требованиями социальной, экономической и духовной жизни в зависимости от присущих данному обществу специфических черт. Осуществляется процесс воспитания в ходе собственной активности индивида и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целе­направленной деятельности родителей и педагогов, взаимодей­ствия воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой. В этой связи можно выделить а) непосредственное воспи­тание (родитель — ребенок, учитель — ученик и т. п.); б) опо­средованное воспитание (создание материальных, семейных, бы­товых и других условий); в) самовоспитание, т. е. творение человеком самого себя в соответствии с его собственными пред­ставлениями о себе и мире.

Воспитание содействует принятию общественных ценностей, нравственных и правовых норм, выработке образцов поведения, развитию определенных качеств личности (гражданственности, духовности, патриотизма и др.).

В воспитании взаимодействуют личность, семья, учебно-вос­питательные заведения, средства массовой информации, госу­дарственные и общественные организации (в том числе религи­озные) и др.

Законы воспитания и особенности их использования изучает одна из наук о человеке — педагогика.

Всеобщая декларация прав человека — международный документ, впервые в истории определивший круг основных не­отчуждаемых (естественных, неотъемлемых) прав человека, под­лежащих всеобщему соблюдению. Принята Генеральной Ассамб­леей ООН 10 декабря 1948 г. Подписавшие ее государства брали на себя обязательства сотрудничать «в поощрении и развитии ува­жения к правам человека... для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 1, п. 3). Состоит из Преамбулы (вводной части) и 30 статей. В круг прав человека входят элементарные

права личности — право на жизнь, свободу и личную неприкос­новенность и др., а также гражданские, политические, социаль­но-экономические и культурные права. Иначе говоря, Деклара­ция охватывает весь круг жизнедеятельности человека. В основе всех прав человека лежат принципы свободы, равенства и спра­ведливости. Согласно Декларации, все люди рождаются свобод­ными и равными в своем достоинстве и правах, все равны перед законом и т. д.

Декларация — это рекомендация, совет, обращение ко всем государствам и гражданам. Она не обладает юридической обя­зательной силой (подобно закону, принятому государством). Но, как показал многолетний исторический опыт, содержание Дек­ларации обладает огромной морально-политической силой. Она признана во всем мире в качестве стандарта, образца, идеала пра­ва, к которому должны стремиться все государства. Декларация оказывает решающее влияние на национальное законодательство многих стран, а конституции некоторых из них имеют прямые ссылки на нее.

День принятия Декларации отмечается во всем мире как День прав человека.

 

Г

Гениальность (от лат. genius — дух, духовное в человеке) — высшая степень творческой одаренности, ума, таланта; высший уровень развития способностей, как общих (интеллектуальных), так и специальных (музыкальных, математических, художествен­ных и др.).

Гениальная личность достигает таких результатов в творчес­кой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Глобализация — обществоведческий термин, используемый для обозначения объективного процесса экономического и куль­турного сближения различных стран под влиянием исторических изменений в политической картине мира, происшедших в конце 80-х — начале 90-х гг., и дальнейшего углубления научно-техни­ческой, технологической и информационной революций, создав­ших для этого необходимые предпосылки. С распадом Советско­го Союза возникли благоприятные условия для глобального ка­питализма: страны бывшего социалистического содружества и новые государства, ранее входившие в СССР на правах союз­ных республик, активно включились в развитие рыночной эко­номики.

Глобализационные процессы — явление, имеющее давнюю историю. Их зачатки можно обнаружить уже в Античности — в торгово-экономической и культурной интеграции стран Среди­земноморья. Особый размах эти процессы получили в эпоху Ве­ликих географических открытий и формирования колониальной системы. Нынешний этап глобализации свидетельствует о вступ­лении мирового сообщества в качественно новое состояние, ха­рактеризующееся переводом деловых отношений во многих стра­нах на каналы электронной техники, возрастанием роли СМИ в современном мире, унификацией образа жизни, ускорением тем­пов общественных процессов, массовизацией потребностей, спо­собов проведения досуга, стандартизацией широкого круга дело­вой и бытовой сфер, правил поведения в современных коммуни­кационных системах и др.

Чаще всего термин «глобализация» употребляется в экономи­ческом смысле: проникновение капитала в «нужные» страны с помощью современных технологий, организация рабочих мест с учетом потребностей в сфере услуг (в том числе и туризма) в раз­личных регионах мира и т. д. Термин, производный от понятия «глобалистика» — научное направление, изучающее происхожде­ние, проявление и динамику решения глобальных проблем.

Глобализация в современных условиях — противоречивый процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влия­ние на структурную дифференциацию мира (страны богатые — страны бедные), взаимоотношения стран и взаимодействие их культур.

В частности, с процессами глобализации связано обострение проблемы равенства и равноправия всех стран и народов в миро­вом хозяйстве, осуществление культурной экспансии ведущих стран в отношении развивающихся (см. Вестернизация).

Глобальные проблемы человечества — проблемы, затра­гивающие жизненно важные интересы человечества. Особенно ярко выявились во второй половине XX в. в условиях научно- технической революции и возрастания угрозы ядерной катастро­фы. Главнейшие из них: предотвращение опасностей войн (в том числе локальных) и сохранение мира на Земле; преодоление эко­логического кризиса и его последствий; борьба с наркоманией, международным терроризмом, стихийными бедствиями, избавле­ние человечества от наиболее опасных болезней; стабилизация демографической ситуации на планете; борьба с голодом и обес­печение продовольствием всех народов мира; преодоление эко­номической и культурной отсталости ряда регионов. Все эти проблемы взаимодействуют, проявляются в общемировом масштабе, угрожают гибелью всему человечеству; их эффективное ре­шение требует систематических коллективных усилий всех госу­дарств и народов.

Государственный аппарат — 1) система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется го­сударственная власть и государственное управление.

Органы государства — организационно и хозяйственно об­особленные части государственного аппарата, состоящие из госу­дарственных служащих. Признаки государственных органов: бюджетное финансирование, наличие собственной компетенции, наличие властных полномочий, обеспечение выполнения стоя­щих перед органом задач принудительной силой государства.

По охвату территории государственные органы подразделяют­ся на федеральные органы, органы субъектов федерации, мест­ные органы.

По ветвям власти выделяют законодательные, исполнитель­ные и судебные органы. Властные полномочия осуществляются государственным аппаратом в трех формах: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной. Особенную на­грузку по правотворческой деятельности несет законодательная власть в лице парламента; частично ею занимается исполнитель­ная власть, создавая подзаконные нормативные акты (постанов­ления министерств и ведомств для своих нижестоящих структур), а также в некоторых случаях — судебная. Исполнительной дея­тельностью занимаются исполнительно-распорядительные (ад­министративные) органы во главе с правительством. В России правоохранительная деятельность осуществляется судами, проку­ратурой, Счетной палатой, органами юстиции, МВД, ФСБ;

2) совокупность исполнительных (административных) орга­нов власти, выполняющих повседневную работу по управлению обществом.

Государственный бюджет — финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы за.определенный период. Утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Бюджетные доходы формируются за счет налоговых поступ­лений (прямые и косвенные налоги с граждан и предприятий) и неналоговых поступлений (платежи и сборы от внешнеэкономи­ческой деятельности, приватизации, поступления от государ­ственных займов и др.). Главный источник доходов государст­ва — налоговые доходы.

Бюджетные расходы — финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального хозяйства и социальные нужды обще­ства (образование, наука, оборона, культура и др.). Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага от не­посредственных производителей к другим группам.

Превышение расходов над доходами создает дефицит бюдже­та. Причинами этого явления могут быть: ведение боевых действий, рост расходов на аппарат управления, финансовая под­держка убыточных предприятий, необоснованный рост расходов на социальные программы и т. д. Сокращение бюджетного дефи­цита возможно за счет рационального использования средств, жесткого контроля за выпуском новых денежных средств, не обеспеченных товарами (эмиссией). Если доходы бюджета боль­ше расходов, разность между ними называется профицитом.

Состояние государственного бюджета имеет существенное значение для экономики страны и является важнейшим показа­телем положения дел в ней.

Государственный долг — сумма задолженности государ­ства внешним и внутренним кредиторам.

Различают внешний и внутренний долг. Внутренний долг формируется за счет денежных займов (в том числе и в виде цен­ных бумаг) у населения, хозяйственных и финансовых организа­ций. Внешний долг образуется за счет займов у других прави­тельств, международных финансовых и хозяйственных организа­ций.

Государство — центральная организация политической сис­темы, обладающая верховной властью на определенной терри­тории, имеющая исключительное право издавать общеобязатель­ные законы и использовать в необходимых случаях насилие. Это институт, отличающийся от гражданского общества, имею­щий наделенный властными полномочиями аппарат с особым слоем государственных служащих, а также аппарат принуждения, включающий в себя армию, полицию, разведку, тюрьмы и т. п.

Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-поли­тической стабильности, безопасности и порядка; регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяй­ствования; развитие средств связи, дорог и других средств обес­печения жизнедеятельности всего общества, социальные, куль­турно-образовательные функции; охрана окружающей среды. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отно­шениях, развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами.


Гражданин — 1) в юридическом (правовом) смысле — лицо, обладающее правом гражданства. Говоря иначе, это принадлеж­ность лица к государству.

Гражданство означает устойчивую правовую связь человека с государством и выражается в совокупности их — гражданина и государства — взаимных прав и обязанностей. Быть граждани­ном — значит иметь определенную правоспособность, т. е. обла­дать всей полнотой прав и свобод, но вместе с тем быть обреме­ненным теми обязанностями, которые определены законодатель­ством страны, прежде всего конституцией — основным зако­ном, а также другими правовыми документами.

Со своей стороны, государство берет на себя обязательство по отношению к своему гражданину обеспечить реализацию в пол­ном объеме его (гражданина) прав и свобод, защиту и покрови­тельство, в том числе и за пределами страны;

2) с древнейших времен в понятие «гражданин» вкладывается и особый нравственный смысл: быть гражданином — значит за­нимать определенную моральную позицию, связанную с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, на­роду, национальным ценностям, святыням, культуре. Граждан­ские чувства проявляются в искренних душевных переживаниях за судьбу Родины, горячем желании видеть ее свободной и про­цветающей, готовности честно трудиться на благо страны, уме­нии обуздать свой эгоизм, прийти на помощь нуждающимся. Вместе с тем гражданская позиция всегда связана с критическим отношением к социальной несправедливости. И конечно же, гражданин всегда готов проявить личное мужество, встать на за­щиту своей страны от любых посягательств.

Гражданское общество — совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граж­дан в различных сферах.

В гражданском обществе утверждаются права человека, ре­ализуются естественные потребности: в материальном благополу­чии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенствова­нии, образовании, информации, творчестве, общении и др.

Здесь, в отличие от вертикальных (государственно-властных) отношений, возникают горизонтальные связи и отношения: со­циально-экономические, социокультурные, социально-полити­ческие. Они основаны на юридическом равенстве сторон. В рам­ках гражданского общества возникают и функционируют негосу­дарственные социальные институты: рыночная экономика, осно­ванная на плюрализме (разнообразии) форм собственности, сво­боде труда и предпринимательской деятельности; семья, школа, церковь, средства массовой информации, демократические вы­боры. К институтам гражданского общества относятся также за­интересованные группы и их добровольные объединения (союзы предпринимателей, экологов, профессиональные союзы, клубы по интересам, муниципальные коммуны — местное самоуправле­ние и др.), общественно-политические движения и политические партии. Наряду с политическими партиями, общественно-поли­тическими движениями заинтересованные группы, включаясь в политику, осуществляют связь гражданского общества с право­вым государством. Правовое государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества. Гражданское общество первично по отношению к государству.

Гражданское право — отрасль права, нормы которой регу­лируют на началах юридического равенства сторон имуществен­ные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Имущественные отношения складываются по поводу матери­альных благ между гражданами, между организациями и граж­данами, между организациями. Они затрагивают отношения собственности, отношения по поводу продажи, обмена, дарения и пр. Личные неимущественные отношения — те, которые воз­никают, например, в процессе реализации прав авторства, защи­ты чести, достоинства, деловой репутации граждан и пр.

Участниками гражданско-правовых отношений являются го­сударство, юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), физические лица (граждане).

Гражданские правоотношения возникают на основе опреде­ленных действий: сделок, договоров. Существуют также четыре внедоговорных обязательства, вытекающие из противоправных действий: причинение вреда (ущерба) имуществу либо личности, неосновательное обогащение. Неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих обязанностей влечет за собой граждан­ско-правовую ответственность, суть ее — компенсировать причи­ненный материальный и моральный ущерб, восстановить нару­шенные права.

Основными источниками гражданского права являются Конституция Российского государства, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие законы, например «Об автор­ском праве и смежных правах», «О защите прав потребителей» и пр.

Гуманизм (от лат. humanus — человечный, человеческий) — в широком смысле концепция человеческого бытия и базирую­щееся на ней мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в це­лом. В узком смысле гуманизм — нравственный принцип в отно­шениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улуч­шению его жизни, удовлетворению его потребностей и развитию способностей.

 

Д

Демографическая структура общества — деление населе­ния по таким признакам, как возраст (дети, подростки, моло­дежь, люди среднего возраста, пожилые люди); пол (мужчины, женщины); состояние,.в браке (женатые/замужние, разведенные, вдовые); семейное, положение (одинокие, семейные); давность проживания в данном населенном пункте (новоселы, старожилы) и др.

Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — форма политической организации общества, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Ее характеризуют следующие признаки: выбор­ность основных органов государства, равноправие граждан, и прежде всего равенство избирательных прав; политический плю­рализм, решение вопросов большинством голосов; признание ценности мнений и интересов меньшинства; гарантирование соб­людения прав и свобод человека и гражданина', гласность и т. д.

Различаются демократия прямая (непосредственная) и представительная (опосредованная).

К институтам непосредственной демократии относятся рефе­рендумы, всенародные обсуждения политических вопросов и т. п., а представительной — выборные органы и учреждения. В первом случае народ сам, без посредников, выносит то или иное решение, во втором — через депутатов и иных своих представи­телей.

Денежно-кредитная политика — инструмент управления величиной денежной массы и кредитов; одно из направлений фи­нансовой политики государства, призванное обеспечить ста­бильное развитие экономики.

Основные инструменты денежно-кредитной политики: уста­новление учетной ставки процента за кредит и нормы обязатель­ных банковских резервов.

В период экономического спада государство стремится увели­чить денежную массу (количество денег в обращении) и сдержи­вает ее рост при экономическом подъеме.

Деятельность — присущая только человеку форма взаимо­действия с окружающим миром. Основное ее содержание — из­менение и преобразование мира в интересах людей, направлен­ность на создание того, чего нет в природе, на производство про­дукта материальной или духовной культуры.

Деятельность всегда связана с определенной потребностью, она и осуществляется ради удовлетворения потребности. Деятель­ность проявляется в различных сферах общества. Ей свойствен­ны такие черты, как сознательность, продуктивность, обществен­ный характер. Она включает в себя цель, средства, результат, а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или по­ступков.

Исходя из различных оснований, понятие деятельности трак­туют по-разному. В зависимости от особенностей отношения че­ловека к окружающему миру деятельность подразделяется на практическую и духовную. В зависимости от общественных сфер, в которых она протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Можно соот­носить ее с ходом истории и вести речь о прогрессивной или реакционной направленности деятельности. В зависимости от существующих общекультурных ценностей, социальных норм можно определять законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность. Понятие деятельности можно конк­ретизировать и в связи с ее социальными формами (коллектив­ная, массовая, индивидуальная), и в зависимости от потенциала нового в ней (инновационная, изобретательская, творческая или рутинная).

Деятельность человека является, с одной стороны, условием существования и развития общества, а с другой — единственным эффективным способом стать личностью.

Духовная жизнь — сфера деятельности человека и общест­ва, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.

В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, а также развивая, совершенствуя свою человечес­кую природу. Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.


Духовная жизнь (или духовная сфера) является отдельной подсистемой общества, объединяющей институты науки, рели­гии, искусства, все способы и результаты их деятельности, со­ответствующие общественные отношения.

 

Духовная культура — часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и ее результаты.

Духовная культура охватывает нравственность, науку, обра­зование, воспитание, религию, искусство, литературу, право, этику, эстетику. Духовная культура — это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.

Духовная культура тесно связана с культурой материальной, ибо ни один предмет не может быть создан без сочетания действий «мыслящей головы» и «исполняющей руки».

 

Ж

Жизнь — одна из главных тем современных философских размышлений. Актуальность этой теме придали техногенные ка­тастрофы, глобальные проблемы и угроза исчезновения челове­ческого рода в результате термоядерной войны.

Долгое время эта проблема была уделом либо естествознания, либо теологии (миф о сотворении жизни) и лишь с XIX в. стала рассматриваться как процесс человеческого бытия.

Понятие «жизнь», имеющее сугубо биологический и физио­логический аспекты, также обозначает деятельность в тех или иных ее проявлениях (культурная, общественно-политическая жизнь и т. д.).

Заблуждение — ошибочное мнение, (мысль, утверждение), являющееся следствием, предубеждений, пристрастий, недоста­точной образованности (или попросту неграмотности), недобро­совестности в обработке материала, поспешности в выводах и обобщениях.

( Задатки — биологически унаследованные свойства человека, его анатомо-физиологические особенности. Они могут разви­ваться в различных направлениях, превращаясь в способности. Поэтому задатки считают природными предпосылками способ­ностей

Закон предложения — категория товарного производства, раскрывающая зависимость величины предложения от измене­ния цены товара. С увеличением цены товара величина предло­жения растет.

Продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше — при низких. Это определяется стремлением произво­дителя к прибыли. Чем выше цена на товар, тем больше у про­изводителя стимулов для его производства и продажи.

Закон спроса — категория товарного производства, раскры­вающая зависимость величины спроса от уровня цен. С увеличе­нием цены товара величина спроса уменьшается.

Покупатели готовы купить больше товара при низких ценах и меньше — при высоких.

Знание — результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные в процессе практики. Знания определя­ютсяjwmpe6HocmHMu общества и фиксируются в языке. Суще­ствуют обыденное знание повседневной жизни и науч­ное знание. Обыденное (повседневное) знание опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Научное знание вырабатывается усилиями специалистов (ученых). Разли­чают также явное знание, выраженное в языке, и неяв­ное знание," связанное с навыками и умениями. " "Важное значение в познавательной деятельности человека имеет вопрос о соотношении знания и веры. Вера в силу че­ловеческого разума играет значимую познавательную роль. В этом ее отличие от религиозной веры, в центре которой находит­ся представление о сверхъестественных силах (Боге, ангелах и т. д.).

Антипод знания — незнание: в науке оно осознается как за­дачи, вопросы, проблемы. В обыденной жизни незнание выража­ется понятиями «тайна», «загадка», «секрет» и др. Незнание — это то, что находится между старым и новым знанием. Знание же ре­зультат познания и одновременно предпосылка его дальнейшего развития, производства новых знаний.

Знания различаются по объекту познавательной деятельнос­ти. Наиболее общими объектами познания являются природа, об­щество и человек, которым соответствуют естественно-научное, социальное и гуманитарное знания.

И

Идеология (от греч. idea — образ, идея и logos — учение) — в широком смысле система взглядов и идей (политических, пра­вовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических и др.), в которых отражаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Идеология выражает интересы конкретного общества или его части (класса, нации, социальной группы, общественного движения, партии) в форме идеалов, цен­ностей, программ и образцов поведения. Творцами идеологий являются идеологи — представители определенных классов, со­циальных групп, партий, государств.

Идеология может опираться на данные науки, но иногда с целью манипулирования людьми может создавать искаженные представления о действительности. Идеология всегда ориентиро­вана на человеческие практические потребности, на ту или иную трактовку общественной жизни, социальных проблем и противоречий, на закрепление или изменение данных обществен­ных отношений.

Идеология выполняет важную функцию сплочения данной социальной общности, стимулирует солидарность и социальную активность, служит идейной основой политических лозунгов и программ (см. Политическая идеология).

Избирательная система — 1) порядок выбора депутатов и должностных лиц в представительные органы. Он регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избира­тельное право, а также сложившимися обычаями.

Избирательная система охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов; б) организацию и порядок выборов (избирательный процесс) и в некоторых стра­нах — отзыва выборных лиц. Основополагающими принципами российской избирательной системы являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свобода предвыборной агитации; равенство прав кандидатов при прове­дении избирательной кампании.

Избирательный процесс включает следующие стадии: назна­чение выборов, установление избирательных округов и участков, создание избирательных органов, регистрация избирателей, вы­движение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, го­лосование, подсчет голосов и установление результатов голосова­ния, возможный второй этап голосования и (или) новые выбо­ры, окончательное определение и опубликование результатов вы­боров;

2) порядок распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

Основными избирательными системами являются мажо­ритарная (система большинства) и пропорциональная (система представителей политических партий), но также суще­ствует и смешанная избирательная система.

При мажоритарной системе (один депутат — один округ) по­бедителем на выборах считается либо тот, кто набрал наибольшее число голосов (относительное большинство), либо тот, кто за­воевал 50 % + 1 голос (абсолютное большинство).

Пропорциональная система (избирательные округа, как пра­вило, не выделяются, и выборы проводятся по единому общена­циональному округу) предполагает голосование не за личности, а за партийные списки. Распределение мест в выборном органе осуществляется пропорционально числу завоеванных партиями голосов избирателей.

Смешанная система сочетает мажоритарную и пропорцио­нальную системы. Она действует, например, при избрании депу­татов Государственной думы РФ.

Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — отдель­но взятый представитель всего человеческого рода.

Социальная история человека началась тогда, когда он отде­лился от природы, стал «индивидом». Предполагают, что человек тогда увидел себя нагим, ощутил стыд, почувствовал беспомощ­ность и одиночество. Но индивид обладал полным набором био­логически обусловленных потребностей, которые должны были быть удовлетворены. Чтобы удовлетворить их, он вступал в отно­шения с другими людьми.

По сравнению с тем индивидом индивид сегодняшний не­сравненно более развит умственно и эмоционально. Условия жизни человеческого общества определяли все изменения инди­вида. Изменения общества приводили к изменениям индивида. Вот почему существует взгляд на индивида как на атомарную час­тицу общества.

Накопление индивидом духовных, психологических, социаль­ных качеств есть процесс становления и развития личности.

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие «индивидуальность», напротив, выделяет человека из со­общества других людей. Через это слово выявляется непохожесть

человека на других, его социально значимые отличия, своеобра­зие, неповторимость его психики и личности.

Как противоположность общего, типичного слово «индивиду­альность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу.

Институт права — один из составных элементов системы права, представляющий собой группу взаимосвязанных право­вых норм внутри какой-либо отрасли права.

Выделение института права в отдельную группу норм внутри какой-либо отрасли права происходит объективно, в ходе разви­тия общества. Будучи лишь частью отрасли права, институт пра­ва регулирует не всю сферу однородных общественных отноше­ний, а только ее отдельные стороны.

Внутри каждой отрасли действует множество различных пра­вовых институтов. Так, например, в трудовом праве (см. Трудо­вое право) существует, в частности, институт трудового догово­ра, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения между работником и работодателем; институт приема на работу и уволь­нения, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению трудовой занятости, и многие другие институты. В уголовное право (см. Уголовное право) входят, в частности, ин­ститут преступлений против жизни, здоровья, достоинства лич­ности; институт преступлений против собственности и многие другие.

Институт социальный (лат. institutum — установление и socialis — общественный) — исторически сложившаяся форма ор­ганизации людей, которая регулирует их деятельность и удо­влетворяет те или иные фундаментальные человеческие потреб­ности. К важнейшим социальным институтам относятся: инсти­туты семьи и брака (потребность в продолжении рода); экономи­ческие институты — собственность, хозяйственные объединения и т. п. (потребность в добывании средств существования); поли­тические институты — государство, партии и т. п. (потребность в безопасности, социальном порядке); институты религии (потреб­ность в решении духовных проблем); институты образования и науки (удовлетворяют потребности в познании мира, подготовке кадров). Каждый социальный институт представляет собой устой­чивый комплекс правил, принципов, норм, установок, ролей, статусов и специальных учреждений.

Широкое научное понятие социального института отличается от узкого значения слова «институт» — научное или образователь­ное учреждение.

С понятием социального института связано и понятие «ин- ституциализация», означающее процесс придания социальным отношениям упорядоченного, организованного характера, завер­шающийся принятием определенных законов и созданием соот­ветствующих учреждений.

Интуиция — знание, возникающее как результат познаватель­ного озарения, без осознания путей и условий его получения.

Искусство — 1) особая форма общественного сознания и че­ловеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира; 2) форма культуры , связан­ная со способностью человека к эстетическому освоению реально­го мира, его воспроизведению образно-символическими средства­ми с опорой на ресурсы творческого воображения субъекта.

Искусство представляет собой группу разновидностей челове­ческой деятельности, включающую живопись, скульптуру, архи­тектуру, литературу, музыку, театр и др.

Произведения искусства всегда соединяют в себе духовный образ и материальную конструкцию — звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д. С одной стороны, материальная конструкция дает художественному образу вещественное вопло­щение (и на этом строится типология видов искусств), с дру­гой — она выступает как система знаков и символов, особый язык, фиксирующий заложенную автором информацию.

Ислам (араб., букв, «предание себя (Богу), покорность»), му­сульманство (магометанство) — одна из трех мировых религий, число последователей которой превышает 1 млрд человек. Воз­никновение ислама относят к началу VII в.

Главный источник вероучения и руководство практической жизнью каждого мусульманина — Коран. На его основе с VIII в. стал оформляться шариат — свод юридических норм, правил по­ведения, социально-религиозной жизни и поступков мусульма­нина.


Основной догмат ислама — строго подчеркнутый моноте­изм — вера в единого Бога Аллаха и его пророка Мухаммеда. Вы­деляют пять столпов ислама (аркан ад-дин): символ веры — «нет Бога, кроме единого Аллаха, и Мухаммед — пророк его»; обязан­ность в течение суток совершать пятикратную молитву — намаз; обязанность соблюдать 30-дневный пост — ураза в священный месяц Рамадан; обязательная уплата ежегодного налога с имуще­ства богатых в пользу нуждающихся мусульман — закят (аз-закат) человека на других, его социально значимые отличия, своеобра­зие, неповторимость его психики и личности.

Как противоположность общего, типичного слово «индивиду­альность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу.

Институт права — один из составных элементов системы права, представляющий собой группу взаимосвязанных право­вых норм внутри какой-либо отрасли права.

Выделение института права в отдельную группу норм внутри какой-либо отрасли права происходит объективно, в ходе разви­тия общества. Будучи лишь частью отрасли права, институт пра­ва регулирует не всю сферу однородных общественных отноше­ний, а только ее отдельные стороны.

Внутри каждой отрасли действует множество различных пра­вовых институтов. Так, например, в трудовом праве (см. Трудо­вое право) существует, в частности, институт трудового догово­ра, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения между работником и работодателем; институт приема на работу и уволь­нения, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению трудовой занятости, и многие другие институты. В уголовное право (см. Уголовное право) входят, в частности, ин­ститут преступлений против жизни, здоровья, достоинства лич­ности; институт преступлений против собственности и многие другие.

Институт социальный (лат. institutum — установление и socialis — общественный) — исторически сложившаяся форма ор­ганизации людей, которая регулирует их деятельность и удо­влетворяет те или иные фундаментальные человеческие потреб­ности. К важнейшим социальным институтам относятся: инсти­туты семьи и брака (потребность в продолжении рода); экономи­ческие институты — собственность, хозяйственные объединения и т. п. (потребность в добывании средств существования); поли­тические институты — государство, партии и т. п. (потребность в безопасности, социальном порядке); институты религии (потреб­ность в решении духовных проблем); институты образования и науки (удовлетворяют потребности в познании мира, подготовке кадров). Каждый социальный институт представляет собой устой­чивый комплекс правил, принципов, норм, установок, ролей, статусов и специальных учреждений.

Широкое научное понятие социального института отличается от узкого значения слова «институт» — научное или образователь­ное учреждение.

С понятием социального института связано и понятие «ин- ституциализация», означающее процесс придания социальным отношениям упорядоченного, организованного характера, завер­шающийся принятием определенных законов и созданием соот­ветствующих учреждений.

Интуиция — знание, возникающее как результат познаватель­ного озарения, без осознания путей и условий его получения.

Искусство — 1) особая форма общественного сознания и че­ловеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира; 2) форма культуры, связан­ная со способностью человека к эстетическому освоению реально­го мира, его воспроизведению образно-символическими средства­ми с опорой на ресурсы творческого воображения субъекта.

Искусство представляет собой группу разновидностей челове­ческой деятельности, включающую живопись, скульптуру, архи­тектуру, литературу, музыку, театр и др.

Произведения искусства всегда соединяют в себе духовный образ и материальную конструкцию — звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д. С одной стороны, материальная конструкция дает художественному образу вещественное вопло­щение (и на этом строится типология видов искусств), с дру­гой — она выступает как система знаков и символов, особый язык, фиксирующий заложенную автором информацию.

Ислам (араб., букв, «предание себя (Богу), покорность»), му­сульманство (магометанство) — одна из трех мировых религий, число последователей которой превышает 1 млрд человек. Воз­никновение ислама относят к началу VII в.

Главный источник вероучения и руководство практической жизнью каждого мусульманина — Коран. На его основе с VIII в. стал оформляться шариат — свод юридических норм, правил по­ведения, социально-религиозной жизни и поступков мусульма­нина.

Основной догмат ислама — строго подчеркнутый моноте­изм — вера в единого Бога Аллаха и его пророка Мухаммеда. Вы­деляют пять столпов ислама (аркан ад-дин): символ веры — «нет Бога, кроме единого Аллаха, и Мухаммед — пророк его»; обязан­ность в течение суток совершать пятикратную молитву — намаз; обязанность соблюдать 30-дневный пост — ураза в священный месяц Рамадан; обязательная уплата ежегодного налога с имуще­ства богатых в пользу нуждающихся мусульман — закят (аз-закат)

и добровольные пожертвования на богоугодные нужды (строи­тельство мечетей и др.) — садака; обязанность один раз в течение жизни в 12-й месяц мусульманского календаря совершить палом­ничество (хадж) в Мекку, к священному храму Кааба.

В России ислам распространен среди татар и башкир, в рес­публиках Северного Кавказа (кроме Северной Осетии — Ала­нии), среди многочисленной азербайджанской диаспоры, выход­цев из государств Средней Азии, Ближнего Востока, Юго-Вос­точной Азии и Африки.

Истина — подкрепленное практикой, научным эксперимен­том утверждение, точно (адекватно) отражающее действитель­ность; истина — цель и результат познавательной деятельности.

Истина демонстрирует как соответствие человеческих мыслей реальности (бытию), так и ограниченность возможностей прак­тической и теоретической деятельности человека и общества на данном этапе их развития. Этим объясняется относительный характер истины — ограниченного знания об объекте в каждый данный момент. Абсолютность истины достигается в тех случаях, когда она становится точным, исчерпывающим отображением объекта. Истина формулируется в виде суждений, умозаключений и теорий.

Исторический процесс (от лат. processus — ход, развитие, изменение) — последовательная смена событий, жизнь челове­чества, протекающая во времени и пространстве, ее развитие (в прошлом и настоящем) и результаты жизнедеятельности людей. Исторический процесс непрерывен, ибо происходит безостано­вочно и не может быть завершен, поскольку жизнь человечества постоянно продолжается.

Участники исторического процесса — индивиды, крупные со­циальные общности, их организации, выдающиеся личности. Наиболее крупная социальная общность — народ, роль которого в историческом процессе ученые характеризуют по-разному. Многие ученые, марксисты в том числе, полагают, что наиболее значительным субъектом исторического процесса являются на­родные массы, чья роль ярко проявляется во всех областях чело­веческой жизни. Но существуют и другие точки зрения: утверж­дается, что народ консервативен, упорно держится за существу­ющее, за знакомое, часто не разделяет демократического образа мыслей. В современном историческом процессе весьма значи­тельна роль элиты — тех, кто, по выражению Г. Плеханова, ви­дят дальше других, хотят сильнее других, выявляют назревшие об­щественные нужды и берут на себя почин их удовлетворить: В ис­торическом процессе участвуют и личности, активно действую­щие в составе определенных общественных групп (движений, классов, партий).

Человек — центр мира, истории. Через человека и для чело­века происходит все совершающееся в истории.

История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнан­ном) — 1) процесс развития природы и человеческого общества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучаю­щих прошлое человечества во всем его многообразии: различные формы человеческой жизнедеятельности, возникновение и кру­шение государств и империй, заслуги великих личностей, образ жизни простых людей. История состоит из всеобщей (всемирной) истории и истории отдельных стран и народов; подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, историю Средних веков, Новую историю, Новейшую историю. В комплекс исторических наук входят археология и этнография. Существуют также исторические дисциплины, изучающие различные стороны культуры, науки и техники. Исторической науке принадлежит ве­дущая роль в обществоведении; 3) прошлое, сохраняющееся в па­мяти людей; 4) происшествие (событие); 5) рассказ.

Источники (или формы) права — это официальные, т. е. ис­ходящие от государства, способы выражения и закрепления правовых норм с целью придания им общеобязательного, юри­дического характера.

Существуют три основных источника (или формы) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.

Правовой обычай (или обычное право) — наиболее древ­ний источник права, представляющий собой правило, которое вошло в привычку и одобрялось народом. С течением времени оно было принято государством и закреплено в виде закона. Пер­вые законы Древнего мира и Средневековья фактически были сводами обычного права (Русская Правда, Саксонская Правда и др.). В ходе истории обычай был постепенно вытеснен други­ми источниками — юридическими. В настоящее время правовой обычай применяется крайне редко, но не исчез. Например, при рассмотрении дела о разводе супругов суд, решая вопрос о том, кому оставить детей, склоняется в пользу матери. В этом случае видно влияние обычая, когда воспитанием детей в основном за­нималась мать.

Судебный прецедент (прецедентное право) — это реше­ние по какому-либо делу, которое стало образцом (прецедентом) для других аналогичных дел. Прецедент применяется в том слу­чае, когда суду необходимо принять решение, а в законодатель­стве страны нет необходимой для данного случая правовой нор­мы. Прецедент встречался в Древнем мире и в Средневековье. В настоящее время часто применяется в Англии. У нас в стране он очень редок.

Иудаизм (от древнеевр. Иегуда — патриарх, основополож­ник племени иудеев) — древнейшая монотеистическая религия с культом Бога Яхве, возникшая в конце II — начале I тысячеле­тия до н. э. в Палестине. Происхождение и развитие иудаизма прослеживается в Ветхом Завете. Центральная доктрина иудаиз­ма — вера в единого Бога, который бессмертен, вечен, всемогущ и безграничен. Человеческий разум признается адекватным обра­зу Бога, поэтому человеческая душа бессмертна. Божья воля от­крывается человеку через Священные Писания. Иудаизм распро­странен главным образом среди евреев и связан с верой в то, что они являются богоизбранным народом. Основные положения иудаизма собраны в Талмуде и Торе. Религиозные предписания иудаизма охватывают все стороны жизни верующих, образуя государственную религию Израиля. Иудейская церковь — сина­гога.

Иудаизм оказал влияние на формирование христианства и ис­лама.

К

Коммуникация (от лат. communicatio — связываю) — наибо­лее употребительный термин в социологии, обозначающий обще­ние, передачу информации от человека к человеку, специфичес­кая форма взаимодействия людей в их трудовой и познаватель­ной деятельности.

Не менее распространенным является другое значение этого термина — «путь, сообщение (связь) одного места с другим».

Компромисс (от лат. compromissum) — соглашение, достиг­нутое на основе взаимных уступок.

Конституционное право — ведущая отрасль права, регули­рующая фундаментальные (основополагающие) общественные отношения. Ими охватываются: конституционный строй; формы и способы осуществления государственной власти-, основы пра­вового положения личности', национально-территориальное го­сударственное устройство; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

В Российской Федерации и некоторых других странах для обозначения этой же отрасли используется термин «государствен­ное право».

Основными принципами конституционного (государственно­го) права являются: республиканская форма правления (респуб­ликанизм); народный суверенитет; приоритет и нерушимость прав и свобод человека; разделение властей; федерализм.

Главный источник конституционного права в России — Конституция РФ. К другим источникам относятся: федераль­ные конституционные законы («О референдуме Российской Фе­дерации», «О Конституционном суде» и др.); федеральные зако­ны («О выборах Президента Российской Федерации» и др.).

Основанием для наступления конституционной ответствен­ности является виновное поведение субъекта, нарушающее пред­писания (нормы) конституционного права.

Конституционный строй — система социальных, экономи­ческих и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовы­ми актами государства. В отличие от государственного строя, конституционный строй всегда предполагает наличие в государ­стве конституции.

Ключевая характеристика конституционного строя — верхо­венство права. Его необходимыми признаками также являются народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неот­чуждаемость общепризнанных прав и свобод человека (см. Пра­ва человека). Государственный строй может и не иметь этих признаков.

Основы конституционного строя Российской Федерации ус­танавливает первая глава Конституции РФ.

Конституция (от лат. constitutio — установление) — закон или несколько законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам государства. Это наивыс­шая правовая форма, в которой официально закрепляются цен­ности, институты и нормы конституционного строя, основа го­сударственно-правового регулирования общественных связей и отношений государственной власти.

Конституция — политический, юридический и идеологичес­кий документ. Как политический документ она отражает соотно­шение социальных и политических сил в обществе. Юридичес­кие свойства конституции состоят в том, что она является базой развития законодательства, существующего правопорядка. Идео­логический характер конституции заключается в том, что в ней отражается в той или иной степени определенное мировоззрение.


Конституция Российской Федерации 1993 г. — основной за­кон Российского государства, закрепляющий основы его консти­туционного строя, права и свободы человека и гражданина, фе­деративное устройство, организацию высших органов государ­ственной власти.

Конфессия (от лат. confessio — признание, исповедание) — синоним понятия «вероисповедание» — какая-либо религия, имеющая теоретически разработанное и систематизированное ве­роучение, культ и религиозные организации, в том числе священнослужителей и верующих.

Конфликтология — сравнительно молодая наука, возникшая на стыке социологии, политологии, социальной и политической психологии. Эта наука занимается классификацией и анализом конфликтов по их масштабам, уровню, характеру и времени про­текания. Ее наиболее важным направлением является познание закономерностей возникновения конфликтов, их сущности, ро­ли в жизни общества и путей преодоления.

Конформизм (от лат. con — с и forma — форма) — приспо­собление к существующим взглядам, мнениям, настроениям; пас­сивное, некритическое отношение к существующим тенденциям, состояниям и порядкам; беспринципность, граничащая с соци­альной мимикрией (т. е. приспособленчеством), нежелание про­тивостоять преобладающим тенденциям и отстаивать собствен­ную позицию.

Критерии истины — оценочные характеристики степени со­ответствия человеческих знаний действительности и «совпаде­ния» содержания мысли с ее объектом. В качестве критериев ис­тины в познавательной деятельности выступают опытные дан­ные, логика мыслительной деятельности, результаты научных экспериментов.

Важную роль в обосновании истинности играет практика. Критерии истины конкретизируются в зависимости от содержа­ния и цели решения научных и практических задач и носят конк­ретный характер в соответствии со спецификой сферы научной и практической деятельности. Практика — движущая сила познания; на каждом историческом этапе она ставит перед ним конкретные проблемы, требующие неотложного решения. В фи­лософии практика понимается как система всемирно-истори­ческой деятельности человечества; в ней представлен как прош­лый опыт этой деятельности, так и ее современные формы и методы.

Кругозор — 1) пространство, охватываемое взором, горизонт; 2) объем знаний, широта взглядов на различные (экономические, политические, культурные, экологические и др.) проблемы и яв­ления.

Широко распространено мнение, что философское знание призвано помогать науке расширять ее кругозор.

Культ (от лат. cultus — почитание) — 1) один из основных элементов религии, индивидуальные или коллективные действия символического характера, призванные дать видимое выражение религиозной вере, установить контакт их совершителя с почита­емыми божествами, Богом. Культ представляет собой совокуп­ность определенных знаков и символов, которые могут вопло­щаться в обрядах и церемониях, материальных и нематериальных объектах. Религиозный культ базируется на вере в возможность установления определенных отношений между человеком и пред­метом его веры;

2) преклонение перед чем- или кем-либо, чрезмерное возве­личивание чего- или кого-либо (например, культ денег, культ личности).

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, обра­зование, почитание) — 1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования при­роды; 2) совокупность достижений человечества в социально- экономической, политической и духовной жизни; 3) уровень, сте­пень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (на­пример, культура труда, культура потребления, правовая культу­ра); 4) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций; 5) уровень, степень развития человека как члена об­щества.

В более узком смысле принято говорить о материальной (тех­ника, технологии, материальные ценности) и духовной (наука, искусство, философия, мораль и т. д.) культуре, а также о поли­тической культуре (цели, средства, результаты деятельности об­щества, социальной группы, отдельной личности, характеризую­щие меру социального развития личности как субъекта преобра­зования общественных отношений).

Культура — историческое явление, раскрывающееся в процес­се общественного развития. Развитие культуры осуществляется как за счет творческих новаций, так и в процессе освоения, транс формации, модернизации культурного опыта, наследия предыду­щих поколений, ценностей других современных культур.

Хотя культура порождается деятельностью общества, ее прак­тическими творцами и исполнителями нередко выступают от­дельные личности, которые одновременно являются и «продук­том», и потребителями, и творцами, и трансляторами культуры.

Культура массовая — обобщенная характеристика распро­страненной в современном индустриальном обществе формы культуры, которой свойственно индустриально-коммерческое производство и распространение с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных ценностей, рас­считанных на массового потребителя. Массовая культура ориен­тируется, как правило, не на реалистические образы действитель­ности, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стерео­типы. Одна из ее важнейших функций — иллюзорно-компенса­торная — приобщение потребителя к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. Это сочетается со скрытой пропагандой гос­подствующей системы ценностей и образа жизни и приводит в конечном счете к отвлечению масс от социальной активности, принятию людьми существующих социальных реалий. Ценности





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.