МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Дисциплина: «Основы экономической теории» (2 кредита)





Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова

Экономический факультет

Кафедра «Государственное управление и маркетинг»

Syllabus

Дисциплина: «Основы экономической теории» (2 кредита)

Специальность: ________________________

Курс: _________

Академическая группа: _______

Студент ____________________________

Преподаватель: к.э.н., доцент Турганбаев М.А.

Г. Актобе

Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова

Syllabus

Дисциплина: «Основы экономической теории» (2 кредита)

место проведения занятий ауд. время дни недели преподаватель конт. тел.,email
Учебная аудитория     Турганбаев Муканбеткали Абдикадирович
         
         
         

Время СРСП:

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА:

 

Курс «Основы экономической теории» призван дать студентам представление об экономике как системе. При этом делается упор на общетеоретический аспект изучения основных понятий, категорий, законов и закономерностей экономического развития.

ЦЕЛИ КУРСА:

После успешного завершения данного курса студент будет способен:

- объяснить основные теоретические положения науки об экономике, закономерности развития экономики и её современное состояние, основные теоретические воззрения, накопленные в научном наследии по экономическим проблемам;

- использовать при анализе экономических проблем основные понятия и методы изучения экономики как науки, статистические данные, основные законы и закономерности экономики;

- ориентироваться в микро- и макроэкономических процессах, явлениях, показателях и средствах их регулирования;

- понимать сущность эффективности решений правительства в области налоговой, инвестиционной и антимонопольной политики.

 

ПРЕРЕКВИЗИТЫ КУРСА:

География, основы бизнеса, финансовая грамотность.

ПОСТРЕКВИЗИТЫ КУРСА:

Микроэкономика, макроэкономика, история экономических учений, государственное регулирование экономики и др.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

Этот курс будет преподаваться с использованием традиционного метода обсуждения лекций. Студентам предлагается активное участие в обсуждениях в аудитории так, чтобы они могли учиться друг у друга и извлекать выгоду из взаимодействия группы.

Аудиторное время включает лекции, обсуждение материала, выполнение различных заданий и упражнений, решение задач. К каждому занятию студент должен готовиться по основной и дополнительной литературе.

На каждой лекции будут представлены и объяснены основные понятия и определения. Посещение занятий и запись этих понятий обязательна для каждого студента. В случае отсутствия материал необходимо переписать у другого студента, т.к. преподаватель не будет предоставлять лекционный материал каждому отдельному студенту.

На семинарских (лабораторных) занятиях студентам будут предлагаться задания для самостоятельного выполнения по темам и опрос лекционного материала. Сдача индивидуальных заданий осуществляется на СРСП.

Если студенту что-либо не понятно, необходимо обратиться за разъяснениями к преподавателю.

На занятиях в дополнение также будут рассматриваться практические вопросы, такие, как выполнение упражнений, решение задач, опрос по блицтестам и др.



ОЦЕНКА ЗНАНИЙ:

Текущая оценка: в течение курса в качестве оценочной стратегии будут использоваться следующие методы оценки: письменные контрольные работы, домашние задания (с математическими расчетами, анализами, сравнениями полученных данных, письменные задания и т.д.), устный опрос, тестовые задания, исследовательская работа (проекты, презентации), реферат, эссе и т.п.

Рубежный контроль (контрольная работа): контрольная работа содержит задания по изученным разделам программы курса и может включать теоретические и практические, лабораторные (вычислительные и творческие) задания.

Индивидуальная самостоятельная работа: учитывается индивидуальное выполнение заданий на семинарах, домашних заданий, творческих заданий по темам курса, выполнение рефератов, использование научных источников, анализ ситуаций, газетных сообщений.

Домашние задания: домашние задания обязательны для выполнения и принимаются на СРСП для всех групп по расписанию. За домашние задания, сданные после установленного срока, снижаются баллы.

Коллоквиум: проводится два раза в семестр в форме письменного или устного опроса по пройденному материалу программы.

Реферат, эссе: задается по определенной теме, является небольшой творческой работой. При оценке учитывается раскрытие темы, использование научных источников, стиль изложения, наглядность. После установленного срока работа не принимается и не оценивается.

Рубежные контрольные тесты: тесты, содержащие 10 и более заданий, по пройденному материалу. Тесты проводятся два раза в семестр по графику 7 и 15 неделе.

Итоговый экзамен: итоговый экзамен проводится в конце семестра. Дата экзамена будет представлена расписанием деканата. Экзамен будет проводиться в форме компьютерного тестирования. Тесты включают задания по всем разделам программы курса. На экзамене запрещено пользоваться конспектами лекций, книгами, любыми записями. Каких-либо дополнительных заданий для повышения оценки, если она будет низкой, не будет. Студент, не соблюдающий политику проведения экзамена, будет отстранен от сдачи экзамена, и считаться не сдавшим экзамен.

Заключительная оценка: в конце семестра студенты сдают экзамены по дисциплинам, оценивающиеся в 100 баллов (40 %).

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ КУРСА:

 

Вид контроля Итого баллов
Посещение * * * * * * * * * * * * * * *  
Домашнее задание * * * * * * * * * * * * * * *  
Семинарское занятие * * * * * * * * * * * * * * *  
Лабораторное занятие * * * * * * * * * * * * * * *  
Экспресс-опрос лекционного материала           *               *    
Контрольная работа         *             *        
Тестовое задание * * * *       * * * *          
Рубежный контроль             *               *  
Реферат                             *  
Экзамен                               *

ШКАЛА ОЦЕНОК текущего контроля успеваемости (60%): [(А160б.+А260б.):2] и промежуточной аттестации (40%) знаний по дисциплине «Основы экономической теории»:

Процентное содержание Буквенная оценка Балльная оценка 60% :[(А160б.+А260б.): 2] 40% (экзамен) Традиционная оценка
95-100% А 4,0 57,0-60,0 38,0-40,0   Отлично
90-94% А- 3,67 54,0-56,4 36,0-37,4
85-89% В+ 3,33 51,0-53,4 34,0-35,4   Хорошо
80-84% В 3,0 48,0-50,4 32,0-33,4
75-79% В- 2,67 45,0-47,4 30,0-31,4
70-74% С+ 2,33 42,0-44,4 28,0-29,4     Удовлетворительно
65-69% С 2,0 39,0-41,4 26,0-27,4
60-64% С- 1,67 36,0-38,4 24,0-25,4
55-59% D+ 1,33 33,0-35,4 22,0-23,4
50-54% D 1,0 30,0-32,4 20,0-21,4
0-49% F 0,0-29,4 0,0-19,4 Неудовлетворительно

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В АУДИТОРИЙ:

Обязанность студентов посещать все занятия и приходить в аудиторию вовремя. Посещение будет проверяться в течение семестра. Освоение пропущенного материала является обязанностью студента.

Студенты своим несоответствующим поведением не должны мешать преподавателю вести занятие или студентам усваивать учебную программу. Любое поведение, которое мешает выполнению нормальных академических функций, считается неуместным. Примером могут служить: постоянное выражение несогласия, постоянное прерывание других студентов, устные высказывания и другие, которые отвлекает аудиторию от предмета, запугивания, физические угрозы, изнуряющее поведение, использование портативных телефонов, персональные оскорбления, отказ выполнять задания курса.

· На занятия студенты должны являться вовремя. В случае опоздания студента более чем на 10 минут, преподаватель имеет право не допускать его к занятию.

· Сотовые телефоны и другие электронные устройства, которые отвлекают и создают помехи в работе, должны быть выключены при входе в аудиторию.

· Некоторые материалы для чтения будут даваться в течение лекций. Дополнительно студенты, как ожидается, будут использовать книги из библиотечного фонда.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995г.

2. Гражданский Кодекс Республики Казахстан. 1995г.

3. Программа стабилизации экономики Казахской ССР и перехода к рынку. /Алма-Ата, 1991г.

4. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. / Алматы, 1992г.

5. Шеденов У.К., Байжомартов У.С., Комягин Б.И., Жунусов Б.А., Сагиндыков Е.Н., Шеденов И.У..Общая экономическая теория. Актобе, «А-Полиграфия», 2007г.

6. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрист, 2001 г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в 4-х томах) М., Советская энциклопедия. 1980 г.

2. Аникин А.В. Юность науки. М., Политиздат, 1975г.

3. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., ч.I, 1991 г., ч. II, 1992 г.

4. Эклунд Клас. Эффективная экономика. Шведская модель. / Пер.со швед. –М., Экономика, 1991 г.

5. Самуэльсон П. Экономика, т. I., II. / Пер, с англ., М., НПО «Алгон», 1994 г.

6. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. «Экономика», т. 1.2. / Пер. с англ. – М., Республика, 1992 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ:

  № тем   Наименование тем и их краткое содержание Объем в часах
лекции семинар СРС
1. Предмет и метод экономической теории. 1.Развитие экономической теории. 2.Функции экономической теории. 3.Методы экономической теории.
2. Общественное производство и его структура. 1.Простые моменты процесса труда. 2.Основные факторы производства. 3.Воспроизводство.
3. Экономические институты: собственность и предпринимательство. 1.Содержание собственности. 2.Преобразование отношений собственности в Казахстане. 3.Предпринимательство: сущность, виды, формы. 4.Организационно-правовые формы предприятий.      
4. Типы экономических систем и закономерности их развития. 1.Экономическая система общества и основные направления периодизации ее социально-экономического развития. 2.Формационный подход. 3.Цивилизационный подход. 4.Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономики. Информационная экономика.      
5. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги. 1.Основные формы общественного хозяйства и модели. 2.Сущность и свойства товара. 3.Сущность и функции денег.
6. Рынок: виды, структура, модели. 1.Сущность рынка. 2.Структура и функции рынка. 3.Преимущества и недостатки рынка. 4.Казахстанская модель рыночных преобразований.  
7. Спрос и предложение.1.Спрос и факторы, влияющие на него. Эластичность спроса.2.Предложение и факторы, влияющие на него. Эластичность предложения.3.Рыночное равновесие.4.Теория потребительского поведения.
8. Конкуренция и монополия. 1.Сущность конкуренции. 2.Теория монополий. 3.Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика.  
9. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот. 1.Кругооборот и оборот капитала.2.Основной и оборотный капитал. Износ. Амортизация.3.Инвестиции. Структура инвестиций.4.Время производства и время обращения. Оборотные средства.    
10. Издержки производства.1. Издержки и их классификация. Эффект масштаба. 2.Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. 3.Трансакционные издержки производства. Минимизация издержек производства и максимизация прибыли.        
11. Доходы от факторов производства. 1.Экономическая природа прибыли. 2.Заработная плата, ее формы и системы. 3.Процент. 4.Рента. Виды ренты.
12.   Национальная экономика как система. Экономическое равновесие и экономический рост. 1.Национальная экономика. Виды и типы общественного воспроизводства. 2.Основные макроэкономические показатели. 3.Макроэкономическое равновесие. 4.Экономический рост: показатели и факторы.        
13. Экономические циклы. Инфляция и безработица. 1. Цикличность развития экономики. 2.Кризис: сущность, причины и последствия.3.Причины, показатели и виды инфляции. 4.Безработица: сущность, причины, формы.
14. Государственное регулирование: сущность, цели, инструменты. 1.Государственное регулирование экономики. 2.Основные модели государственного регулирования экономики. 3.Денежно-кредитная политика РК. 4.Налоговая и фискальная политика РК.        
15.   Социальная и региональная политика государства. Международные экономические отношения. Регулирование внешнеэкономической деятельности. 1.Социальная и региональная политика государства. 2.Международные экономические отношения. 3.Регулирование внешнеэкономической деятельности. Участие Казахстана в мирохозяйственных связях.    
  Всего:

Домашние задания:

1-НЕДЕЛЯ. Тема 1. Предмет и метод экономической теории:

1.Тестовое задание:

1. «Экономика» с точки зрения экономической теории выражает:А) Науку о хозяйствовании. В) Хозяйственную деятельность. С) Статистику.

D) Демографию. Е) Поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными ресурсами.

2. Экономические отношения людей по поводу рационального и эффективного использования ограниченных ресурсов является предметом:

А) Общественной теории. В) Экономической теории. С) Теории использования ограниченных ресурсов. D) Политэкономии. Е) Социально-экономической теории.

3. Законы природы и общества:А) Проявляются через экономическую деятельность людей. В) Носят субъективный характер. С) Носят исторический переходящий характер. D) Носят объективный характер. Е) Являются вечными.

4. Глубокое и всестороннее изучение общественно-экономических процессов, умение объяснить их, выполняет функция:

А) Социальная. В) Прикладная. С) Критическая. D) Познавательная. Е) Методическая.

5. Богатство – это, прежде всего золото и серебро – это утверждение:

А) Меркантилистов. В) Физиократов. С) Марксистов. D) Монетаристов. Е) Классиков политэкономии.

6. Что не изучает макроэкономика?А) Национальное хозяйство в целом. В) Функционирование мирового рынка и транснациональных корпораций.

С) Производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг с позиций государства в целом. D) Функционирование национального хозяйства и влияние на его деятельность экономической политики правительства. Е) Производство, распределение и потребление с позиции национальной экономики.

7. Экономическая теория пригодна для изучения: А) Смешанной экономики. В) Только капиталистической системы хозяйства. С) Только социалистических экономик. D) Развитых и развивающихся стран, кроме стран социализма. Е) Всех экономических систем.

8. Материальной основой экономических интересов являются:А) Спрос. В) Предложение. С) Потребности. D) Нужда. Е) Заинтересованность.

9. Что? Как? Для кого? формулируют три фундаментальные задачи:

А) Только рыночной экономики. В) Только материального производства. С) Экономики. D) Только государства. Е) Политики.

10. Действие закона редкости можно проиллюстрировать с помощью:

А) Кривой производственных возможностей. В) Кривой Лоренца. С) Кривой предложения. D) Кривой спроса. Е) Кривой Лаффера.

 

2.Изучите глоссарий и составьте дополнительно толковый глоссарий (10 терминов) по основным программным вопросам темы:

 

п/п Экономическое понятие Определение
Анализ расчленение изучаемого явления на его составные части и детальное изучение каждого из этих частей как необходимой части целого
Метод дедукции исследование от общего к частному, от абстрактного к конкретному
Метод индукции исследование от конкретного к абстрактному, от частного к общему
Научная абстракция мысленное отвлечение, абстрагирование от несущественных сторон конкретного явления
Нормативный метод исследование «что должно быть» в практической деятельности хозяйствующих субъектов для максимальной эффективности в интересах человека и всего общества
Позитивный метод исследование реальной, фактической действительности в экономике для определения «что есть»
Производственные (экономические) отношения отношения, в которые вступают люди в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ независимо от их воли и желания
Синтез соединение частей изучаемого явления (предмета) и познание его как единого целого
Экономические законы устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи экономических явлений и процессов
Экономические категории наиболее общие понятия явлений и процессов экономической жизни, отражающие их существенные стороны

2- НЕДЕЛЯ. Тема 2. Общественное производство и его структура:

1.Тестовое задание:

1. Целенаправленная деятельность людей по созданию жизненных благ:

А) Воспроизводство; В) Труд; С) распределение; D) производство; Е) потребность.

2. Конечная цель производства – это:А) Потребление. В) Распределение. С) Расширение. D) Обмен. Е) Обращение.

3. Норма выработки (производительность) – это:А) Количество произведенной продукции. В) Объемпродукции, которую работник должен изготовить в дополнительное время. С) Норма времени. D) Объемпродукции, которую работник должен изготовить за определенный период. Е) Объемпродукции, которую работник должен продать за определенный период.

4. Труд, капитал, земля, предпринимательство:А) Основные факторы производственной деятельности. В) Основные факторы экономики. С) Основные факторы производства. D) основные факторы макроэкономики. Е) Основные факторы торговли.

5. Возобновление процесса производства в увеличенных масштабах – это:А) Простое воспроизводство. В) Расширенное воспроизводство.

С) Экономический рост. D) Интенсивное воспроизводство. Е) Экстенсивное воспроизводство.

6. Кривая производственных возможностей показывает:А) Альтернативную комбинацию товаров при данном количестве ресурсов. В) Меньшую потребность производственных ресурсов. С) Лучшую из возможных комбинаций двух товаров. D) Время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства. Е) Точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить.

7. Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:

А) Размер стипендии. В) Максимальный заработок, который можно получать работая. С) Затраты родителей на содержание студента. D) Затраты государства на образование среднестатистического специалиста. Е) Затраты времени молодого человека на обучение.

8. Редкость и ограниченность ресурсов определяет:А)Необходимость эффективного использования производственных ресурсов. В) Необходимость интенсивного использования производственных ресурсов. С) Необходимость эффективного использования денежных ресурсов. D) Необходимость экстенсивного использования производственных ресурсов. Е) Необходимость эффективного использования производственных товаров.

9. Производство, распределение, обмен, потребление - это:А) Последовательность экономического цикла. В) Последовательность производственного цикла. С)Последовательность воспроизводственного цикла. D) Последовательность товарного цикла. Е) Последовательность расширенного цикла.

10. Способ производства – это:А) Производительные силы и производственные отношения. В) Рабочая сила и производственные отношения. С) Рабочая сила и средства производства. D) Средства производства и производственные отношения. Е) Средства производства и производительные силы.

 

2.Изучите глоссарий и составьте дополнительно толковый глоссарий (10 терминов) по основным программным вопросам темы:

 

Экономическое понятие Определение
Потребности это объективная нужда людей в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения.
Предмет труда вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда.
Производство процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для существования и развития общества.
Рабочая сила совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек и которые он направляет на производство материальных и духовных благ.
Ресурсы это подготовленные к использованию блага, необходимые для хозяйственной деятельности человека при производстве товаров и услуг.
Средства производства совокупность средств труда и предметов труда, то, с помощью чего человек производит материальные и духовные блага.
Средства труда то, чем воздействует человек на предметы труда.
Труд целесообразная осознанная деятельность людей, направленная на производство материальных и духовных благ.
Экономические интересы побудительный мотив хозяйственной деятельности людей, проявление их способностей.
Экономические отношения это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Они проявляются через экономические интересы.

 

3- НЕДЕЛЯ. Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство:

1.Тестовое задание:

1. Отношения собственности относятся к типу:А) Отношений между социальными группами. В) Отношений разделения и кооперации труда.

С) Отношений организации и управления экономикой. D)Социально-экономических отношений. Е) Отношений человека к природе.

2. Системообразующими являются отношения по поводу: А) Собственности на средства производства. В) Использования природных ресурсов.

С) Потребления созданного продукта. D) Распределения дохода. Е) Использования труда.

3. Предпринимательство - это:А) Вид рисковой деятельности, позволяющей эффективно соединять труд, землю, капитал. В) Вид деятельности, приносящий прибыль.С) Вид новаторской деятельности, позволяющей эффективно соединять труд, землю, капитал. D) Вид новаторской и рисковой деятельности, позволяющей эффективно соединять труд, землю, капитал. Е) Все ответы верны.

4. Присвоение-отчуждение раскрывает:А) Экономическое содержание отношений субъекта и объекта. В)Экономическое содержание собственности.

С) Экономическое содержание реализации. D) Экономическое содержание производства. Е) Экономическое содержание распределения.

5. Определите форму организации предпринимательской деятельности, при участии в которой гражданин (физическое лицо) рискует своим капиталом в наименьшей степени:А) Акционерное общество. В) Производственный кооператив. С) Полное товарищество. D) Частное индивидуальное предприятие. Е) Государственное предприятие.

6. Как можно охарактеризовать право владения?А) Право определять возможности использования объекта. В) Право исключительного физического контроля над благами. С) Право извлекать из вещи ее полезные свойства. D) Право определять судьбу вещи. Е) Право на передачу благ в наследство.

7. Если начинает приносить доход, то:А) Собственность реализует себя политически. В) Собственность реализует себя максимально. С) Собственность реализует себя при заключении договора купли-продажи. D)Собственность реализует себя экономически. Е) Собственность реализует себя технологически

8. Для обеспечения конкуренции необходимо:А)Многообразие форм собственности. В) Многообразие форм государственных предприятий.

С) Многообразие форм конкурентной борьбы.D) Многообразие форм соревнования. Е) Многообразие форм научно-технического прогресса.

9. Преобразование государственной собственности в частную - это:

А) Прихватизация. В)Приватизация. С) Денационализация. D) Процесс формирования личной собственности. Е) Демократизация собственности.

10. Цель преобразования государственной собственности:

А) Создание конкурентных отношений на базе многообразных форм собственности, сокращение доли государственной собственности. В) Сокращение частной собственности. С) Обеспечение условий входа на рынок. D) Создание многообразных форм аренды собственности. Е) Проведение национализации.

 

2.Изучите глоссарий и составьте дополнительно толковый глоссарий (10 терминов) по основным программным вопросам темы:

 

Экономическое понятие Определение
Право владения предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в своем владении (обладание вещью).
Право пользования основанная на законе возможность эксплуатации имущества и получение от него доходов (извлечение из вещи полезных для себя свойств).
Право распоряжения имуществом предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества.
Право присвоения обладание результатами, иначе экономическая реализация собственности.
Предпринимательство вид новаторской и рисковой деятельности, позволяющий эффективно соединять труд, землю, капитал.
Приватизация преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной собственности частным хозяйствующим субъектам.
Разгосударствление ликвидация механизмов прямого государственного управления экономикой путем передачи соответствующих полномочий на уровень предприятия.
Собственность отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных и духовных благ.
Экономическая безопасность предприятия условия, при которых происходит реализация хозяйственно-экономических интересов предприятия, а также его интересов в получении прибыли в долгосрочном периоде.
Экономические интересы объективные, обусловленные отношениями собственности мотивации трудовой деятельности.

 

4- НЕДЕЛЯ. Тема 4. Типы экономических систем и закономерности их развития:

1.Тестовое задание:

1. Экономическая система – это:А) Общественно-экономическая формация. В)Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. С) Способ производства. D) Совокупность всех обменных процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. Е) Совокупность всех социальных процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм.

2. Критерий классификации экономических систем:

А) Тип собственности и организации экономики. В) Тип накопления. С) Тип структуры производства. D) Тип государства. Е) Уровень доходов.

3. Классовый подход к изучению развития человеческого общества характерен для:

А) Цивилизационной теории. В) Экономической теории. С) Институциональной теории. D) Формационной теории. Е) Теории маржинализма.

4. Что не характеризует индустриальную стадию экономического роста:

А) Развитие НТП. В) Рост технического прогресса. С) Универсальный ручной труд. D) Замещение живого труда овеществленным. Е) Развитие науки.

5. Для постиндустриальных стран характерна:

А) Экономика свободной конкуренции. В) Смешанная экономика. С) Переходная экономика. D) Командно-административная. Е) Традиционная экономика.

6. Является ли характерной чертой традиционного хозяйства наличие ручного труда:

А) Да. В) Да, если имеется значительная доля ручного труда. С) Нет, не является. D) Да, если труд механизирован. Е) Да, если труд универсален.

7. Экономика с эффективной технологией, информационным обеспечением, развитой сферой услуг, способная обеспечит всем гражданам удовлетворение разнообразных потребностей - это:А)Постиндустриальная экономическая система. В) Индустриальная экономическая система. С) Экономика на основе машинизированного промышленного производства. D) Доиндустриальная экономическая система. Е) Рыночная экономическая система.

8. Основные проблемы: что, как и для кого производить - возникают:

А) В традиционной системе. В) Только в плановой системе. С) Только в рыночной системе. D) В смешанной системе. Е) Все ответы правильные.

9. Какую экономическую систему строит Казахстан?А) Рыночную, свободной конкуренции. В) Социально-орентированную рыночную экономику.

С) Смешанную. D) Традиционную. Е) Государственно-плановую.

10. Экономическая система не решает вопрос:А) Что производить? В) Для кого производить? С) Как производить? D) Зачем производить?

 

2.Изучите глоссарий и составьте дополнительно толковый глоссарий (10 терминов) по основным программным вопросам темы:

 

п/п Экономическое понятие Определение
Административно-командная система тип хозяйства, при котором государство выступает основным или единственным субъектом собственности и субъектом хозяйствования
Общественно-экономическая формация совокупность способа производства материальных и духовных благ, необходимых для существования и прогрессивного развития общества, и надстройки
Постиндустриальная экономика экономика с эффективной технологией, информационным обеспечением, развитой сферой услуг, способная обеспечит всем гражданам удовлетворение разнообразных потребностей
Рыночная экономика экономика, базирующаяся на использовании механизма спроса, предложения и цены
Смешанная экономика экономика с элементами рынка, команды и традиций
Способ производства совокупность производительных сил и производственных отношений
Социально ориентированная смешанная экономика это рыночная экономика, в которой государство не ограничивается осуществлением контроля по поддержанию порядка, установлением прав собственности, правомочностью контрактов, а само выступает одним из активных участников экономических процессов
Традиционная экономика экономика, где решение фундаментальных вопросов экономики (что, как, для кого производить?) осуществляется согласно заведенным обычаям, традициям народа
Цивилизация совокупность материальной и духовной жизни общества, стран, которая зависит от множества специфических обстоятельств (факторов)
Экономическая система совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм

5-НЕДЕЛЯ. Тема 5. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги:

 

Изучите глоссарий и составьте дополнительно толковый глоссарий (10 терминов) по основным программным вопросам темы:

 

Экономическое понятие Определение
Девальвация снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
Деньги товар особого рода, стихийно выделившийся из массы других товаров на роль всеобщего эквивалента стоимости, и обладающий абсолютной ликвидностью, т. е. способностью легко обмениваться на другие товары.
Денежная реформа полное или частичное преобразование денежной системы.
Дефляция сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков.
Деноминация укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые.
Натуральное хозяйство такая экономика, в которой продукт производится субъектами для личного потребления.
Общественное разделение труда первое: отделение скотоводства от земледелия; второе: отделение ремесла от земледелия; третье: отделение торговли от производства.
Ревальвация повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.
Товарное хозяйство форма хозяйства, где продукты производятся для обмена путем купли-продажи.
Товар это вещь, предназначенная для обмена или продажи. Приобретать форму товара могут только те вещи, которые изначально предназначены для удовлетворения потребностей других людей.

 

6-НЕДЕЛЯ. Тема 6. Рынок: виды, структура, модели:

Изучите глоссарий и составьте дополнительно толковый глоссарий (10 терминов) по основным программным вопросам темы:

п/п Экономическое понятие Определение
Встроенные стабилизаторы в экономике экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны государства
Инфраструктура рынка совокупность связанных между собой институтов (организаций, фирм, учреждений), основное назначение которых состоит в обслуживании и обеспечении нормальных условий для функционирования и развития рынка
Конкуренция соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли
Общественные товары товары и услуги, которые потребляются коллективно. Они не могут быть предназначены одному лицу так, чтобы не удовлетворить потребности других в данном благе (национальная оборона, единая энергетическая система, охрана общественного порядка и т.п.)
Принцип «невидимой руки» классический принцип экономического поведения участников рыночного процесса по обмену результатами своего труда на взаимовыгодных, эквивалентных началах. Участники этого процесса, преследуя личные экономические интересы, «более действенным образом служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремятся служить им» (А.Смит).
Рынок форма организации экономических взаимосвязей между экономическими агентами по поводу обмена разнообразными благами посредством их купли-продажи.
Рыночная экономика система, основой которого является частная собственность, наличие конкуренции, механизм саморегулирования
Рыночное ценообразование процесс установления конкурентной равновесной цены в соответствии со спросом и предложением товаров на рынке
Рынки факторов рынок, где объектом купли-продажи являются факторы производства – земля, труд, капитал
Субъекты рынка домашние хозяйства, бизнес (предприниматели), государство

 

7-НЕДЕЛЯ. Тема 7. Спрос и предложение:

Изучите глоссарий и составьте дополнительно толковый глоссарий (10 терминов) по основным программным вопросам темы:

 

п/п Экономическое понятие Определение
Бюджетные ограничения денежный доход потребителя, в пределах которого может быть предъявлен спрос на отвечающие его запросам блага и услуги
Закон убывающей предельной полезности зависимость ценности товара от количества его потребления
Рыночный механизм механизм конкурентного взаимодействия покупателей и продавцов на основе спроса и предложения
Теория общего равновесия показывает, каким образом рыночное хозяйство практически обеспечивает равновесие в экономике
Неэластичный спрос (предложение) существенные изменения в цене ведут лишь к незначительным изменениям в количестве покупок (продаж)
Потребительское поведение процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынка
Предложение совокупность товаров и услуг, которые могут быть предложены покупателю в данный период времени
Спрос потребности людей в товарах и услугах, которые могут быть реально удовлетворены
Эластичность спроса и предложения чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары
Эластичный спрос (предложение) небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой (продаваемой) продукции

8-НЕДЕЛЯ. Тема 8. Конкуренция и монополия:

1.Тестовое задание:

1. Чистая монополия получает сверхприбыль за счёт: А)Низкой цены, но большого объёма производства. В) Высокой цены и большого объёма производства. С) Высокой цены и снижения издержек. D) Высокой цены и низкого объёма производства. Е) Совершенствования производства.

2. Монополия - это:А)Единственный в отрасли государственное предприятие. В) Единственный в отрасли частное предприятие. С)Единственный в отрасли продавец продукта. D) Единственный в отрасли корпорация. Е) Нет правильного ответа.

3. Какой из названных признаков свидетельствует о присутствии монополии на рынке?А)Уровень прибыли ниже нормального уровня для данной экономики. В) Свободный «вход» всех желающих в данный рынок. С)Невозможность другим предпринимателям «войти» в данный рынок.

D) Неспособность фирм данной отрасли к расширению производства. Е) Более низкий отраслевой уровень оплаты труда, чем в среднем в экономике.

4. Антимонопольное законодательство:А)Осуществляет контроль за государственными органами. В) Осуществляет контроль за местными властями.

С)Осуществляет контроль за предпринимательской деятельностью. D) Осуществляет контроль за производством продукции. Е)Осуществляет контроль за ценами и контроль за слияниями компаний.

5. К форме монополистического объединения не относится: А)Синдикат. В) Картель. С)Концерн. D) Конгломерат. Е)Крупное предприятие.

6. К какому типу классификации структуры рынков относится олигополистический рынок:А) По экономическому назначению объектов рыночных отношений. В) По географическому положению. С) По степени ограниченности конкуренции.D) По отраслям. Е) По характеру продаж.

7. Свободная конкуренции - это:А) Место, где господствует одна фирма. В) Место, где много покупателей и продавцов. С) Это место, где господствует несколько крупных фирм.D) Место, где существуют монополии и олигополии. Е) Рынок, который регулируется правительством.

8. Рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товара, характеризует:

А) Монополистическую конкуренцию. В) Монополию. С) Олигополию. D) Монопсонию. Е) Совершенную конкуренцию.

9. Вопросы социальной защиты населения не решаются:

А) Правительством. В) Налогами. С) Государством. D) Конкуренцией. Е) Командно-административным управлением.

10. Примером естественной монополии является:

А) БТА банк. В) Компании IBM. С) Казахтелеком. D) Издательство «Казахстанская правда». Е) ОПЕК – международный нефтяной картель.

 

2.Изучите глоссарий и составьте дополнительно толковый глоссарий (10 терминов) по основным программным вопросам темы:

 

Экономическое понятие Определение
Конгломерат монополистическое объединение, возникшее в результате слияния разнородных, не связанных между собой по отраслевому или технологическому признакам предприятий, фирм, кредитных учреждений, находящихся под единым контролем.
Концерн форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Как правило, в отличие от конгломерата, концерн имеет чёткое выраженное «производственное лицо», т.е. основной вид деятельности (продукции). Традиционно различают промышленные, транспортные, торговые, банковские и другие концерны.
Монополия это крупное предприятие или объединение предприятий, на котором сосредоточены огромные массы средств производства, наиболее развитая часть совокупной рабочей силы, которое контролирует значительную часть производства и реализации продукции одной или многих отраслей, воздействующее на цены, обеспечивающие монопольную прибыль.
Монополистическая конкуренция рыночная ситуация, характеризующаяся большим количеством небольших фирм, предлагающих дифференцированную продукцию; доступ на рынок является относительно свободным: в известной степени фирмы в условиях монополистической конкуренции могут контролировать цены на продукцию; развита ценовая и неценовая конкуренция.
Несовершенная конкуренция конкуренция, где ее участники владеют значительной долей рынка и имеют возможность контролировать цены.
Олигополия господство на рынке нескольких крупных компаний (двух-четырех), обеспечивающих почти полностью потребность рынка в этом товаре.
Протекционизм политика государства, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции, осуществляемая в основном путем ограничения ввоза иностранных товаров.
Совершенная конкуренция рыночная ситуация, характеризующаяся присутствием на рынке значительного количества продавцов и покупателей. Каждый из субъектов рынка свободен в выборе продавца или покупателя. Каждый из продавцов производит незначительный объем продукта в сравнении с емкостями и размерами рынка данного товара, поэтому не может существенно повлиять на цену и предложение товаров.
Сравнительная конкурентоспособность оценочный критерий развития отраслей экономики; выражается системой цен и издержек в отрасли по отношению к соответствующим средневзвешенным показателям наиболее развитых стран.
Ценовая дискриминация практика установления различных цен на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей, причем разница в ценах не является следствием разницы в издержках.

 

9-НЕДЕЛЯ. Тема 9. Капитал. Кругооборот и оборот капитала:

1.Тестовое задание:

1. По определению Д. Рикардо капитал – это:

А) Накопленный и овеществленный труд. В) Все блага, существующие в данной стране. С) Часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды и т.д.. D) Особая разновидность запасов в связи с появлением разделения труда и обмена. Е) Совокупность средств производства.

2. Капитал в своём движении проходит три стадии и принимает соответствующие формы – это:А) Кругооборот капитала. В) Оборот капитала.

С) Функциональные формы капитала. D) Производительное движение капитала. Е) Кругооборот и оборот капитала.

3. Оборот капитала – это:А) Движение капитала, определяемое как отдельный акт, а не как периодический процесс. В) Движение капитала, приносящее прибыль. С) Движение капитала, определяемое не как отдельный акт, а как периодический процесс. D) Движение капитала, определяемое как отдельный акт, происходящий один раз в год. Е) Движение капитала, определяемое как периодический процесс, происходящий один раз в год.

4. Скорость оборота капитала – это:А) Скорость возврата денег предприятию за реализованную продукцию. В) Число оборотов ресурсов, совершаемых в течение года. С) Время производства.D) Время обращения. Е) Движение рабочей силы в течение одного производственного цикла.

5. Всё, что может приносить доход – это определение капитала, данное:А) Современной политической теорией. В) Современной неоклассической теорией. С) Современной экономической теорией. D) Современной маржиналистской теорией. Е) Марксизмом.

6. Что является отличительным признаком основного капитала:А) Стоимость их полностью переносится на готовый продукт в течение одного кругооборота. В) Сохраняет свою натуральную форму в течение многих производственных циклов. С) Не сохраняет свою натуральную форму. D) Стоимость их полностью возвращается собственнику в денежной форме. Е) Используется в течение одного кругооборота.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.