Индивид, индивидуальность, личность. Психология как наука. Этапы развития психологии. Психология-наука о душе, где психо- душа, логия- наука. Впервые этот термин ввел Аристотель более 2 тыс лет назад- это первый этап развития психологии Вторым этапом в развитии психологии середина 19в. В это время впервые создается научно-психологическая лаборатория, которая пытается изучить психику человека. Третий этап (конец 19в) происходит изучение и наблюдение за поведением человека, изучается его сознание. Четвертый этап начало-середина 20в происходит развитие психологии в двух направлениях западное (теоретическое) И совецкое (практическое) Пятый этап конец 20 века по настоящее время. Началось активное развитие как науки, выделились следующие отрасли психологии: 1.общая психология- изуч общее законы развития психики человека 2.возрастная – изуч психологию людей на разных возрастных этапах. 3. социальная – изуч психику человека в системе общественных отношений 4.деференциальная- различия между людьми 5. психология труда – изучает психику человека в его профессиональной деятельности 6. психодиагностика – изуч человека с помощью тестовых методик. Психология- это наука о развитии механизма проявления и функционирования психики человека. Объект, предмет, задачи психологии. Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Задачи психологии: 1. Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности. Методы психологического исследования. 1.Наблюдение- это целенаправленное восприятие определенных явлений, предметом наблюдения, могут быть слова, поступки, действия, невербальные средства общения. 2.Опрос – это обращение человека с вопросами позволяющими выявить тот или иной психологический фактор (бывает опрос письменный и устный) 3. Тестирование- предъявление испытуемому системы заданий позволяющих выявить уровень способностей человека. 4.Эксперемент – создание или моделирование определенных ситуаций 5.Анализ письменных источников информации документ(характеристика, резюме) Сознание. Сознание и бессознательное. Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Бессозна́тельное состоя́ние - состояние, противоположное сознательному состоянию, при котором человек не осознаёт окружающей действительности (как во сне) и/или не реагирует на внешнюю стимуляцию. Собственно сон, как правило, не относят к бессознательному состоянию. Индивид, индивидуальность, личность. Индивид (от лат. individuum — неделимое): человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера. Индивид (индивидуум) — человек взятый вне своих индивидуальных (внутренних) особенностей. Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида,неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребенком. Личность –это пожизненно формирующаяся индивидуальная совокупность психофизиологических черт от которых зависит мышление и поведение. |