Тема 5. Работа психолога с семьей. Тема 2. Проблемы психологического изучения и дифференциальной диагностики детей данной категории. Цель: сформировать у студентов знания о диагностике детей со сложной структурой дефекта. Форма проведения:фронтальный опрос. Понятийный аппарат: диагностика, метод, наблюдение, эксперимент, заключение. Вопросы для обсуждения 1. Принципы психолого-медико-педагогического обследования детей имеющих сложные недостатки развития. 2. Медицинское обследование данной категории детей. 3. Психолого-педагогическое обследование детей с комплексными нарушениями развития: а) социальное развитие; б) физическое развитие; в) игровая деятельность; г) познавательное развитие; д) развитие речи; е) состояние слуха. 4. Основные требования к составлению психолого-педагогического заключения по результатам обследования ребенка с нарушением слуха Литература. 1. Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития// Основы специальной психологии/ под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2007. – 480с. 2. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования/ Под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 352с. 3. Дайк Я. ван. Подход к обучению и диагностике детей с множественными сенсорными нарушениями / Я. ван Дайк // Дефектология. — 1990. — № 1. 4. Катаева, А.А., Басилова, Т.А., Гончарова, Е.Л О некоторых аспектах изучения психического развития слепоглухих детей, потерявших слух и зрение на разных этапах онтогенеза: Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухонемых детей. — М., 1990. — С. 41 —56. 5. Методические рекомендации к программе: «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». – М.: УМИЦ «ГРАФ-ПРЕСС», 2003. – 168с. 6. Розанова, Т. В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом //Дефектология. — 1992. — № 2 — 3. Задания для самостоятельной работы: 1. Уточните содержание следующих понятий: диагностика, метод, наблюдение, эксперимент, заключение. 2. Назовите основные цели, принципы и содержание психолого-педагогического изучения на ПМПК детей со сложными нарушениями развития. 3. Подберите методики для обследования уровня развития зрительного восприятия детей с комплексными нарушениями развития. 4. Подберите методики для обследования внимания старших дошкольников со сложными нарушениями развития. 5. Подберите методики исследования памяти данной категории дошкольников. 6.Подберите методики изучения воображения детей с комплексными недостатками развития. 7. Законспектируйте статью Розановой, Т. В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом //Дефектология. — 1992. — № 2 — 3. Тема 3-4. Организация психологической помощи детям со сложными дефектами. Цель: формирование у студентов знаний об организации психологической помощи детям со сложными нарушениями развития. Форма проведения: коллоквиум. Понятийный аппарат: компенсация, коррекция, консультация, психолого-педагогическое сопровождение. Вопросы для обсуждения 1.Служба коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития 2. Модульная система комплексной коррекционной работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития. 3. Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми имеющими сложные нарушения развития. 4. Психологическое консультирование. 5. Психологическая коррекция. Литература. 1. Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития// Основы специальной психологии/ под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2007. – 480с. 2. Басилова, Т.А. Использование игры и изобразительной деятельности в развитии социально-бытовой ориентации слепоглухих детей // Дефектология. - 1995.-№6. 3. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития. Пособие для родителей, М.: Просвещение, 2008. – 111 с. 4. Головчиц, Л.А. Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии//Дефектология. — 2006. — № 6. 5. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования/ Под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 352с. 6. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений/ М.В. Жигорева. – м.: Издательский центр 2Академия», 2006. – 240с. 7. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями (Пер. с англ.) //Дефектология. - 1998.- N 2 Задания для самостоятельной работы: 1.Уточните содержание следующих понятий: интеграция, компенсация, коррекция, консультация, психолого-педагогическое сопровождение. 2.Раскройте актуальность комплексной помощи детям со сложными нарушениями развития. 3. Изобразите рисунок «Взаимодействие участников и содержание коррекционной работы с детьми». 4.Охарактеризуйте базовые положения построения коррекционно-педагогической службы. 5. Охарактеризуйте значение общения для психического развития детей. 6. Сделайте аннотацию пособия Басиловой Т.А., Александровой Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития. Пособие для родителей, М.: Просвещение, 2008. – 111 с. Тема 5. Работа психолога с семьей. Цель: осуществить анализ работы психолога с семьей воспитывающей ребенка с комплексными нарушениями развития. Форма проведения: индивидуальный опрос. Понятийный аппарат: семья, воспитание, сопровождение. Вопросы для обсуждения 1. Родители как участники единой системы коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения. 2. Деятельность родителей согласно модульной системе коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития. 3. Роль семьи в развитии личности детей с нарушениями слуха. 4. Работа с родителями детей имеющих нарушения слуха. 5. Задачи работы психолога с родителями неслышащих детей. Литература. 1. Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития// Основы специальной психологии/ под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2007. – 480с. 2. Басилова, Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями //Дефектология. — 1996. — №3. 3. Браун, Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухонемых детей // Дефектология. — 1997. — № 5. 4. В помощь родителям детей, имеющих нарушения зрения и слуха: сб. статей / под общ. ред. И. В. Саломатиной. — М.: РГБС, 2002. 4. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования/ Под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 352с. 5. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений/ М.В. Жигорева. – м.: Издательский центр 2Академия», 2006. – 240с. Задания для самостоятельной работы: 1. Уточните содержание следующих понятий: семья, воспитание, сопровождение. 2. Какие задачи стоят перед родителями в школьный период обучения? 3. Определите темы семинаров для родителей с комплексными нарушениями развития. 4. Заполните таблицу «Основные направления деятельности родителей с детьми, имеющими сложные нарушения развития». 5. Законспектируйте статью Брауна, Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухонемых детей // Дефектология. — 1997. — № 6. 6. Подготовьте реферат по теме «Значение деятельности родителей в обучении и воспитании детей с комплексными нарушениями развития». |