Часть студентов готовят эссе на тему «История моей семьи в годы ВОВ. Боевой путь моего предка». ФБГОУ ВПО «Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э. Баумана, Национальный Исследовательский Университет техники и технологий» Методическая разработка дистанционного семинара «Россия и мир в 1920-80-е годы: варианты развития. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» Подготовлена к.и.н., Доцентом кафедры история Отроковой О.Ю. Москва - 2015 Введение Семинары, посвященные теме Великой Отечественной войны являются одной из активных форм обучения и воспитания в студентах гражданственности и патриотизма, а также научного поиска новых архивных данных по истории ВОВ. Этапы подготовки и проведения: 1. Подготовительный этап семинара включает развернутое предварительное задание группе приблизительно за 3 недели до его проведения. Студенты получают от преподавателя план, методические указания к семинару, список источников и литературы. 2. Второй этап – самостоятельная работа в архиве МО, выложенного на сайте ПАМЯТЬ НАРОДА. Изучение источников и литературы, обсуждение с преподавателем плана эссе. 3. Третий этап – проверка преподавателем присланных работ по электронной почте и предварительная оценка проделанной работы. 4. Четвертый этап – дискуссия на семинаре. Преподаватель предлагает к обсуждению спорные вопросы по истории ВОВ. Студенты представляют свои работы и защищают их. 5. По итогам дискуссии и присланных для проверки работ выставляется итоговый рейтинг. Тема № 13. «Россия и мир в 1920-80-е годы: варианты развития. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» Основные термины и понятия: Вторая мировая война, тоталитаризм, культ личности, сталинизм, фашизм, нацизм, рузвельтизм, Великая Отечественная война, Победа, герои, подвиг. Семинар - круглый стол Вступительное слово преподавателя. Видеоклип о ВОВ. Цель семинара – реконструкция событий ВОВ на примере истории семьи, воспитание гражданственности и патриотизма на примере подвигов советских людей. МТО: проектор, экран, ноутбук. Проверка эссе, подготовленных к семинару. Часть группы пишет эссе по заранее заданной теме. Темы эссе по истории: Причины Второй Мировой войны. Причины поражений Красной Армии в 1941-1942 годах. Битва за Москву. Подвиг панфиловцев. Подвиг героев «Молодой гвардии». Сталинградская битва. Операция «Уран». Курская дуга. Операция «Кутузов». Освобождение Белоруссии. Операция «Багратион». Битва за Берлин. День Победы. Подвиг советских женщин-летчиц. В.С. Гризадубова. Жизненный путь маршала Советского Союза Г. К. Жукова. Жизненный путь маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского Историческая справка: | Московская битва 30 сентября 1941 – апрель 1942 5 декабря 1941 – контрнаступление КА «Тайфун» (нем.) | Калининский (Конев) Западный (Жуков) и др. | Танковые клинья, тактика «танковых клешней»; Вяземская и Можайская линия обороны; ополчение; «панфиловцы» | | Сталинградская битва 19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 «Уран», «Кольцо» (советское кодовое название) | Юго-Западный (Ватутин) Донской (Рокоссовский) Сталинградский (Ерёменко) | Окружение 6-й армии Паулюса; попыткадеблокадыокр. групп-ки – армия «Дон» Манштейна; Ю-З фр. +Ст. фр. = 250 тыс. немцев ;траур в Германии | | Курская битва 5 июля-23 августа 1943 Прохоровка 12 июля (1200 танков) «Цитадель» (нем.) | Центральный (Рокоссовский) Воронежский (Ватутин) | Курская дуга = огненная дуга Орёл, Белгород, Харьков. Первые салюты в честь освобождения Орла, Белгорода и Харькова | | Операция по освобождению Белоруссии 23 июня 1944 «Багратион» | 1-й Прибалтийский(Баграмян) 1-й Белорусский (Рокоссовский) 3-й Белорусский (Черняховский) | Минский, Бобруйский, Витебский, Могилёвский котлы – группа армий «Центр» разгромлена Операция приурочена к открытию II фронта в Европе | | Битва за Берлин (Берлинская операция) 16 апреля-2 мая 1945 | 1-й Белорусский (Жуков) 2-й Белорусский (Рокоссовский) 1-й Украинский (Конев) | Прожектора на танках (идея Конева)- штурм Берлина 25 апреля Встреча на Эльбе 25 апреля 30 апреля Гитлер принял яд 1 мая - флаг над рейхстагом: Егоров и Кантария? 2 мая – капитуляция Берлинского гарнизона | Часть студентов готовят эссе на тему «История моей семьи в годы ВОВ. Боевой путь моего предка». Методические указания по подготовке презентаций эссе: Каждый студент выбирает себе тему из списка или по истории семьи и готовит презентационную работу. Презентация должна включать в себя до 20 слайдов и соответствовать следующим требованиям: 1. Научности, т.е. должна представлять небольшую самостоятельную научную работу по вопросу. С этой целью в слайдах должны быть отражены - актуальность темы, проблемный вопрос или вопросы, характеристика источников и монографий, которые изучил автор, цитаты из источников с указанием выходных данных работы и страниц. Изложение материала должно быть в проблемном ключе, необходимо показать разные точки зрения историков на предмет вашего исследования. 2. Наглядности, с этой целью должны соблюдаться правила выполнения презентаций, вот некоторые из них (использование не более трех базовых цветов на слайде, крупный шрифт, четкий рисунок или фото, не более 3-7 элементов в рамочках). 3. Самостоятельности: выводы, оформление, сам стиль изложения должны быть оригинальными. Можно в полной мере проявить свое творчество и приложить собственные видеопрезентации по теме. |