Общие черты формирования государств. Пути формирования государства Государство возникло в силу различных причин. Каждое государство отличается своеобразием происхождение. Различные факторы в дальнейшем обусловили дальнейшие пути образования государства у разных народов. Восточный путь, Западный путь. Особый путь был у германцев и славян Различие состоит в том как конкретно шел процесс разрушения форм родоплеменной организации, формирование форм публичной власти, влияние социальных форм расслоения государства. Государства древнего востока. Государства возникли в силу необходимости организации населения для осуществления крупных работ без которых невозможна нормальное существование общества. Государство – организатор общественных работ, при этом экономической основой общества остается сельская община. Община единица налогообложения. Государство – крупный собственник. Управление – родоплеменная знать, образуется каста управленцев, которое формирует ближайшее окружение правителя. Иерархия власти вертикальная (Чиновники назначаются деспотом, правителем и на основе занятие гос должности распределяются привилегии. Лицо занимающее определенное положение, пользуется своим положением). Положение в обществе определяется Табелем о ранга. Этократическое государство ( место личности в государстве). Положение во власти позволяет пользоваться государственной собственностью. Сращивание собственности и государственной власти носит деспотический характер. По форме правления восточная деспотия представляла собой неограниченное правление монарха. Концентрация в его руках религиозной и государственной власти. Бюрократический аппарат иногда достигал огромных размеров. В ситуации зависимости индивида от природных условий, требовало осуществления огромных работ. Государство гарантировало выживание. Сельская община закрепила патриархальные и консервативные устои жизни и препятствовала образованию новых идей. Устойчивость общины препятствовала социальной дифференциации общества, так как собственность была общинная. Основное деление было на управляющих и управляемых. Западный путь. Ограничивался странами Средиземного моря ( Рим и Греция). Там рано начали формироваться классы на основе частной собственности. Рано начал развиваться обмен, который выходил за пределы даже страны. Основной фактор появления государства – раскол общества на классы, появление частной собственности, имущественное неравенство. Это позволило стать богатым-правящим классом. Разница между богатыми и бедными была не столь велика, сколько между свободными и несвободными. Рабы становились основной рабочей(производительной) силой. Это позволяло свободным участвовать в общественной жизни и даже завоевывать посты в государстве. Отдельные семьи получили возможность самостоятельного существования. Процесс образования государства на основании имущественного неравенства подталкивался реформами на разрушение родоплеменной организации и переходом на территориальную организацию государства. Античные государства возникли из-за деления общества на классы и возникновение частной собственности. Синтезный путь. Древние германцы, Славяне. Цель – защита от агрессии извне(Славяне). Цель- завоевание многих территорий и необходимость управления ими. Рецепция римского права. ( Германцы). У них единство власти и собственности. Продолжала существовать сельская община, но она быстро рушилась под влиянием римской организации. Многое стало предметом купли-продажи, в том числе земля. Характерное для славян и германцев то что рабство не получило такое распространение. Рабы были только при дворе. Поскольку община работала на земле феодала, то она была от него в зависимости. Общие черты формирования государств. 1. Государство- организация публичной власти. Публичная власть осуществляется специально подготовленными людьми, управленцами. Они образуют замкнутую касту, но выступают от имени общества. Так как возрастает дифференциация и разнообразие видов деятельности, то и растет потребность в саморегуляции, в управлении. Публичная власть носит политический характер. Государство выступает интегратором в развитии общих интересов. Чем более развито общество, тем более оно представляет социальные интересы. (Компоненты публичной власти: 1. Управленческий ( бюрократия) 2. Аппарат принуждения 3. Фискальная политика. (налогообложение) ) 2. Государство основывается на территориальной организации. Территория предопределяет границы, задачи и функции. Признак государство – не территория, а деление населения по месту проживания. Именно место проживания определяет принадлежность человека к государству. 3. Государству присущ суверенитет. Верховенство над своей территорией. Нет другой организации, претендующей на власть. 4. Государство не может существовать без права. Оно юридически оформляет государственную власть и делает её легитимной в глазах населения. Право определяет юридические рамки и формы деятельности государства. Выводы: 1. Государство продукт исторического развития. 2. Государство закономерно возникает из условий материальной и духовной жизни общества. 3. Появление государства длительный исторический процесс. Он отличается сложностью, в процессе борьбы противоречий в условии различных факторов. Роль различных факторов неодинакова у различных народов. Основные факторы генезиса государства проявляют себя по разному и дополняются специфическими обстоятельствами. Государство возникает как представительство общественных интересов, как сила представляющая общество, но с самого начала государство – система организованного господства одних людей над другими. Процесс развития права На стадии разрушения первобытной общины разрушаются мононормы. Протоправо ( регуляция семейных отношений разных родов). Возникает потребность замены кровной мести имущественным эквивалентом. Военные конфликты требовало совершенно новых норм. По мере развития отношений обмена появилась потребность в регулировании имущественных отношений. Три способа образования право: 1. Государство закрепляло социальные нормы, сформировавшиеся в обществе. Оно признавало факт существования обычаев, обеспечивало охрану обычаев. Первые сборники - сборники обычного права. Король, вступая на престол, клялся соблюдать древни обычаи. 2. В процессе решения судебных дел иногда не находилось норм для вынесения решения, судья вынужден был решать дело самостоятельно с учетом существующих условий. Эти решения были новыми нормами права – прецедентами. Прецедент - юридически значимое решение, в котором закреплялось правило поведения для всех подобных случаев, которые могут возникнуть в будущем. 3. Путь самостоятельной нормотворческой деятельности государства. Отличие права от социальных норм первобытного общества: 1. Право связано с государством. Оно издает и регулирует правила поведения. Социальные нормы – нормы от общества. Они складывались годами, исходили из рода, племени. В результате многократного повторения целесообразного поведения. 2. Право охраняется специальными правоохранительными органами государства. А социальные нормы первобытного общества охранялись методом общественного воздействия. 3. Право система формально определенных норм. Оно закрепляется в определенных источниках. Договоры, акты. Социальные же нормы передаются устно из поколения в поколения. 4. Право – динамичный регулятор общественных отношений. Они создают базис для будущего, а социальные нормы – консервативные и не рассчитаны для быстрого изменение. 5. В праве четкое разделение прав и обязанностей. В социальных нормах такого четкого различия нет. Основное различие все –таки то, что право неразрывно связано с государством. |