МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методические рекомендации по написанию реферата или научного сообщения





 

По курсу «Социология» предлагается выполнить инициативную научно-исследовательскую работу (реферат), которая является важной частью учебной деятельности по овладению знаниями в области общей социологии.

Выбор темы реферата осуществляется студентом самостоятельно после ознакомления с основными разделами курса, как правило, на основе предложенного списка.

В реферате студент должен раскрыть выбранную тему на основании рекомендуемой литературы, а также дополнительной, используя данные теоретических и эмпирических социологических исследований. При этом студент должен критически проанализировать собранный материал и прочитанные источники и сформировать свое мнение об избранной теме. Качественное выполнение работы предполагает необходимость усвоения студентом системы базовых понятий курса. Реферат должен содержать ряд обязательных разделов: оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы.

Во введении рекомендуется обратить внимание на актуальность и степень изученности темы, цели и задачи реферата, теоретико-методологические основы инициативной научно-исследовательской работы.

Основная часть должна включать несколько разделов (пунктов, параграфов, глав). Все разделы должны иметь названия и раскрывать поставленные цели и задачи. Работа должна по возможности включать анализ исследований различных авторов и различные точки зрения на избранную проблематику реферата. Реферат должен содержать связный текст, промежуточные и основные выводы по поставленным целям и задачам исследования.

В заключении должны быть представлены основные выводы из всех частей работы. Список использованной литературы должен включать достаточное для раскрытия темы количество источников. Указанные источники должны приводиться в конце работы и быть оформлены согласно общепринятым библиографическим стандартам оформления (автор, название работы, место издания, издательство, год издания). Объем реферата – не менее 15 стр. Обязательно использование не менее 5-8 отечественных и не менее 1-2 иностранных источников, опубликованных в последние 5-8 лет. Обязательно использование электронных баз данных.

Процедура защиты реферата: выступление с устной презентацией результатов с последующим групповым обсуждением.

 

Критерии оценивания реферата:

соответствие содержания заявленной теме, отсутствие в тексте отступлений от темы

соответствие целям и задачам дисциплины

постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение

логичность и последовательность в изложении материала

способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой

объем исследованной литературы и других источников информации

владение иностранными языками, использование иностранных источников

способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса

умение извлекать информацию, соответствующую поставленной цели, и перераспределять информацию

навыки планирования и управления временем при выполнении работы

обоснованность выводов

наличие авторской аннотации к реферату



правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.)

соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста)

6. Литература для подготовки к практическим занятиям и для написания реферата :

(данную литературу Вы можете взять на абонементе или в читальном зале ЗабАИ)

1.Андреев А.В. Основы теории управления: учебное пособие/ А. В. Андреев ред. В. В. Макрусев. - СПб.: Троицкий мост, 2012. - 288 с.: ил.. - Библиогр.: с. 287

Экземпляры: всего:5 - ЧЗ(5)

2. Герасимов, Григорий Иванович.

История России (1985-2008 годы): рекомендовано методсоветом по направлению/ Г. И. Герасимов. - 2-е изд.. - М.: РИОР; М.: Инфра-М, 2013. - 315 с. - (Высш. образование: Бакалавриат). - Библиогр.: с. 306

Экземпляры: всего:10 - УА(8), ЧЗ(2)

3. История социологии: учебник для бакалавров/ А. В. Воронцов, М. Б. Глотов, И. А. Громов ; ред. А. В. Воронцов. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 459 с. - (Бакалавр. Углубленный курс). - Библиогр.: с. 443

Экземпляры: всего:1 - ЧЗ(1)

4. Кравченко, Альберт Иванович.

Социология: учебник для бакалавров/ А. И. Кравченко. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 525 с. - Библиогр.: с. 524

Экземпляры: всего:10 - УА(8), ЧЗ(2)

5. Социология: учебник для бакалавров/ О. Г. Бердюгина [и др.]. - 4-е изд.,

испр. и доп.. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 400 с. - Библиогр.: с. 398

Экземпляры: всего:10 - УА(8), ЧЗ(2)

6.Теория управления: учебное пособие для бакалавров/ ред. Н. И.

Астахова, ред. Г. И. Москвитин. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 375 с. -

Алф. указ.: с. 367. - Библиогр.: с. 374

Экземпляры: всего:3 - ЧЗ(3)

7.Чупров, Владимир Ильич. Социология молодежи: учебник/ В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. - М.: Норма; М.: Инфра-М, 2011. - 336 с.

8.Социология семьи: учебник/ ред. А. И. Антонов. - М.: Инфра-М, 2010. - 637 с.

9.Социологический словарь/ отв. ред. Г. В. Осипов, ред. Л. Н. Москвичев, уч. секр. О. Е. Чернощек. - М.: Норма; М.: Инфра-М, 2010. - 608 с.

10.Соколов, Сергей Васильевич. Социология: учебное пособие/ С. В. Соколов. -

М: ФОРУМ, 2011. - 400 с

11.Борцов, Юрий Сергеевич. Социология: учебное пособие/ Ю. С. Борцов. - М.:

Инфра-М, 2011. - 351 с.

12.Глотов, Михаил Борисович. Общая социология.: учебное пособие/ М. Б.

Глотов. - М: Академия, 2010. - 400 с

13.Волков, Юрий Григорьевич. Социология: учебник/ Ю. Г. Волков ; ред. В. И.

Добреньков. - 4-е изд.. - М.: Издательско - торговая корпорация "Дашков и К";

Ростов н/Д: Наука Спектр, 2010. - 384 с.

14.Шарков, Феликс Изосимович. Социология: учебное пособие/ Ф. И. Шарков, А.

АРодионов. - 3-е изд., стереотип.. - М.: изд-во "Экзамен", 2009. - 160 с

15.Социология: учебник/ Ю. В. Асочаков, А. О. Бороноев, В. В. Василькова ; ред. Н.

Г. Скворцов. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2010. - 352 с.

16.Шендрик, Анатолий Иванович. Социология культуры: учебное пособие/ А. И.

Шендрик. - М.: Юнити-Дана, 2005. - 495 с. - (Серия "Cogito ergo sum")

17. Куликов, Леонид Михайлович. Основы социологии и политологии: учебное

пособие/ Л. М. Куликов. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 336 с.: ил.. - Библиогр.: с. 293

18.Социология: Учеб./ Под ред. Лавриненко В.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2002. – 407 с.

19. 2.Социология. Общий курс: учебник – Инфра – М, 2009. – 332 с.

20.Социология. Общий курс: учебник – Инфра – М, 2004. – 332 с.

21.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учеб. / под ред. В. И. Добренькова. – М: Гардарики, 2002. – 432 с.

Дополнительная литература:

1. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: учебник. М., 2009.

2. Социология. Общий курс: учебник. М., 2008.

3. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев.

2-е изд., испр. и доп. М., 2008.

4. Боровский Г. Е., Костина Н. Б. Социология управления: учеб. пособие. М., 2008.

5. Основы социологии и политологии: учеб. пособие. М., 2007.

Р е к о м е н д у е м а я

6. Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов. М., 2009.

5. Фролов С. С. Общая социология: электронный учебник: учеб. пособие для вузов. М., 2010.

6. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

7. Давыдов А. А. Системная социология: Введение в анализ динамики социума. М., 2007.

8. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15 т. М., 2007.

9. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

10. Смелзер Н. Социология / пер. с англ. М., 1994.

11. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / пер. с польск. С. М. Червон-

ной. М., 2010.

12. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание

социальной реальности. М., 2007.

13. Кравченко А. И. Социология: учебник. 2-е изд. испр. и доп. М., 2012.

14. Волков Ю. Г. Социология: учебник. Ростов н/Д., 2010.

Н о р м а т и в н ы е д о к у м е н т ы

Конституция Российской Федерации.

Федеральные законы и кодексы Российской Федерации.

Концепция долговременного социально-экономического развития Российской Федерации до

2020 года.

 

И н т е р н е т - р е с у р с ы

1. http://www.isras.ru

2. http://www.wciom.ru

3. http://www.fom.ru

4. http://www.socio.msu.ru

 

 

П р и л о ж е н и е 1

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Авторитарная личность (authoritarian personality) – набор особых личностных

характеристик, включая ригидность, нетерпимость в мировоззрении и невозможность

принятия различных точек зрения.

Агенты социализации (agencies of socialization) – группы или социальные кон-

тексты, в рамках которых осуществляются важнейшие процессы социализации.

Агрегат (aggregate) – скопление людей в общественном месте, не представляю-

щее собой единую сплоченную группу, при котором каждый индивид занят своими

частными делами.

Аномия (anomie) – впервые понятие введено в социологию Дюркгеймом. Это си-

туация, при которой социальные нормы более не определяют поведение индивида.

Брак (marriage) – социально одобряемые сексуальные отношения между двумя

индивидами. Почти всегда брак заключается между людьми противоположного пола,

но в некоторых культурах весьма терпимое отношение и к гомосексуальному браку.

Обычно брак является основой для репродуктивной семьи, т.е. ожидается, что супру-

жеская пара рождает и воспитывает детей. Во многих обществах разрешен полигам-

ный брак, в котором у индивида может быть сразу несколько супругов.

Бюрократия (bureaucracy) – тип организации, которой присущи четкая иерархия

власти, предписания и инструкции, определяющие поведение, штат чиновников, ра-

ботающих полный рабочий день за плату.

Вертикальная мобильность (vertical mobility) – перемещение вверх и вниз в ие-

рархической системе социальной стратификации.

Включенное наблюдение (participant observation, fieldwork) – исследовательский ме-

тод, широко применяемый в социологии и антропологии, предполагающий, что социолог

сам принимает участие в деятельности групп или сообществ, которые он изучает.

Власть (power) – способность отдельных индивидов или членов групп достигать

определенных целей и реализовывать свои интересы. Власть – неотъемлемая часть

любых человеческих отношений. Многие конфликты в обществе происходят из-за

борьбы за власть, поскольку от того, какой властью обладают индивиды или группы,

зависит возможность реализации их интересов на практике.

Выборка (sampling) – определенная доля индивидов или случаев, взятых из боль-

шой группы, которые в исследовании представляют группу в целом.

Гендер (gender) – социальные ожидания относительно поведения, рассматриваю-

щегося как соответствующее для мужчин и женщин. Гендер означает не физические

различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности му-

жественности и женственности. В последнее время изучение гендерных отношений

стало одним из наиболее важных направлений в социологии, хотя ранее этому вопро-

су долгое время не уделялось должного влияния.

Гетеросексуальность (heterosexuality) – сексуальная ориентация поведения и

чувств индивида на лица противоположного пола.

Глобализация (globalization) – рост взаимозависимости между различными людь-

ми, регионами и странами в мире.

Гомосексуальность (homosexuality) – сексуальная ориентация поведения и чувств

индивида на лица того же пола.

Горизонтальная ____________мобильность (lateral mobility) – передвижение индивидов из

одного региона страны в другой или из одной страны в другую.

Государство (state) – политический аппарат (правительственные институты плюс

чиновники государственной службы), управляющий на определенной территории, власть

которого закреплена законом и возможностью использовать силу. Государство существо-

вало не во всех обществах. Оно отсутствовало у охотников и собирателей, а также в малых

обществах аграрного типа. Появление государства становится важной вехой истории че-

ловечества, поскольку централизация политической власти, присущая государственным

образованиям, вводит новую динамику в процессы социальных изменений.

Демократия (democracy) – политическая система, дающая гражданам право уча-

ствовать в процессе принятия политических решений и выбирать своих представите-

лей в органы управления.

Дискриминация (discrimination) – действия, закрывающие членам определенной

группы доступ к ресурсам или источникам дохода, доступным для остальных. Дис-

криминацию следует отличать от предрассудка (предубеждения), хотя обычно эти два

явления тесно связаны. Может быть так, что индивиды, предубежденные против дру-

гих, не участвуют в дискриминационных действиях против них; напротив, люди мо-

гут подвергать других дискриминации, не имея предрассудков против последних.

Дифференциация (differentiation) – развитие органических систем или обществ в

сторону увеличивающегося усложнения.

Жизненный цикл (life course) – совокупность различных стадий в жизни индивида.

Жизнеописание (биографический метод) (life histories) – изучение жизни инди-

вида на основе его собственных записей, например писем.

Земледельческие общества (agrarian societies) – общества, добывающие средства

к существованию с помощью сельскохозяйственного производства.

Идеальный тип (ideal type) – конструкция, в которой подчеркиваются основные

черты рассматриваемого социального объекта, не обязательно существующего в ре-

альности. Примером может служить идеальный тип бюрократической организации,

созданный М. Вебером.

Инцест (incest) – сексуальные отношения между близкими родственниками, на-

пример между отцом и дочерью или между братом и сестрой. Во всех обществах ин-

цест находится под запретом.

Каста (caste) – одна из форм стратификации, в которой социальная позиция индивида

жестко фиксирована от рождения и не может меняться на протяжении жизни. Между ин-

дивидами, принадлежащими различным кастам, практически не бывает браков.

Клан (clan) – родственная группа, выходящая за пределы одной семьи; типична

для доиндустриальных обществ.

Коллективное действие (collective action) – действие, предпринимаемое доста-

точно спонтанно большим количеством людей, собравшихся в каком-то одном месте.

Поведение толпы является одной из наиболее важных форм коллективного действия.

В толпе индивид может достичь целей, недостижимых в обычных условиях.

Коммуникация (communication) – передача информации от одного индивида или

группы к другим. Коммуникация является необходимой основой для всех видов соци-

ального взаимодействия. В контексте взаимодействия «лицом к лицу» коммуникация

осуществляется посредством использования языка, жестов, движений тела, благодаря

чему происходит понимание того, что люди говорят и делают. С развитием письмен-

ности, а затем с появлением электронных средств массовых коммуникаций, таких как

телевидение, радио, компьютерные сети, коммуникация в некоторой степени утратила

характер непосредственного социального взаимодействия.

Консенсус (consensus) – согласие между членами группы, сообщества или обще-

ства относительно основных социальных ценностей. Некоторые социологи придают

особую значимость консенсусу как основе социальной стабильности. Они полагают,

что всем обществам, остающимся стабильными на протяжении значительных проме-

жутков времени, свойственна «система общих ценностей», объединяющая согласо-

ванные убеждения, свойственные большинству населения.

Конфликт (conflict) – антагонизм между индивидами или группами в обществе.

Конфликт может принимать две формы. Первая – когда происходит столкновение ин-

тересов между двумя или более индивидами или группами, вторая – когда люди во-

влекаются в активную борьбу друг с другом. Конфликт интересов не всегда ведет к

открытой борьбе. В то же время сильные конфликты иногда могут возникать между

партиями, которые ошибочно считают свои интересы противоположными.

Конформность (conformity) – поведение, которое представляет собой следование

нормам, установленным в группе или обществе. Люди не всегда следуют социальным

нормам только из-за того, что принимают ценности, лежащие в основе этих норм. Не-

которые следуют им из соображений целесообразности или из-за страха перед нега-

тивными санкциями.

Корпоративность (corporateness) – чувство принадлежности к единой группе,

в которой индивиды имеют общие взгляды и убеждения.

Коэффициент умственного развития (intelligence quotient, IQ) – количество бал-

лов, набираемых при тестировании логических способностей.

Культура (culture) – Ценности, нормы и продукты материального производства,

характерные для данного общества. Понятие «культура», так же как и понятие «обще-

ство», чрезвычайно широко употребляется в социологии и в других общественных

науках (особенно в антропологии). Культура – одно из наиболее характерных свойств,

присущее любому социальному объединению людей.

Культурные универсалии (cultural universals) – ценности или способы поведе-

ния, характерные для всех человеческих культур.

Культурный плюрализм (cultural pluralism) – сосуществование нескольких суб-

культур в рамках данного общества на равнозначной основе.

Легитимность (legitimacy) – убеждение в том, что принятый политический поря-

док справедлив и законен.

Мальтузианство (malthusianism) – развивавшаяся Т. Мальтусом доктрина дина-

мики населения, согласно которой рост населения регулируется «естественными ог-

раничителями», такими как голод и войны.

Мировая система (world system) – социальная система глобальных масштабов,

связывающая все общества в единый мировой социальный порядок. Мировую систе-

му можно рассматривать как «единое глобальное общество». Мировая система начала

складываться в XVII в. во времена экспансии Запада. Сегодня существование высоко-

интегрированной системы является одним из наиболее важных факторов, оказываю-

щих значительное влияние на жизнь большинства людей.

Мировой информационный порядок (world information order) – глобальная сис-

тема коммуникаций, действующая через спутники, телевизионную, радио, телефон-

ную и компьютерную связь.

Моногамия (monogamy) – форма брачного союза, при которой каждому брачному

партнеру разрешается иметь одновременно только одну супругу или супруга.

Нефокусированное взаимодействие (unfocused interaction) – взаимодействие,

происходящее между людьми, находящимися в одном месте, но не включенными в

непосредственное общение «лицом к лицу».

Неформальные отношения (informal relations) – отношения, существующие в

группах и организациях и формирующиеся на основе личных привязанностей; спосо-

бы действий, отличные от формально признанных способов или процедур.

Новые индустриальные страны (newly industrializing countries) – страны

«третьего мира», которые за последние два-три десятилетия достигли значительного

уровня промышленного развития, например Гонконг и Сингапур.

Нормы (norms) – правила поведения, принятые в определенной социальной общ-

ности. Нормы предписывают или запрещают определенный тип поведения. Все соци-

альные группы имеют свои нормы, которые всегда подкрепляются различными вида-

ми санкций, начиная от неформального неодобрения и заканчивая физическим нака-

занием или смертью.

Нуклеарная семья (nuclear family) – семья, состоящая из отца, матери (или одно-

го из них), а также несовершеннолетних детей.

Обобщенный другой (generalized other) – понятие, введенное в теории Г. Мида,

согласно которой в процессе социализации индивид принимает ценности, характер-

ные для данной группы или общества.

Общественное мнение (public opinion) – общие взгляды членов общества на те-

кущие вопросы.

Общество (society) – группа людей, живущих _______на одной территории, подчиняю-

щихся единой системе политической власти и осознающих свою идентичность, от-

личную от других групп, соседних с ними. Некоторые общества, например охотников

и собирателей, очень малы по размеру и насчитывают не более нескольких десятков

человек. Другие очень велики и состоят из многих миллионов. Это понятие – одно из

самых важных в социологии.

Олигархия (oligarchy) – правление незначительного меньшинства в организации

или обществе.

Организация (organisation) – большая группа индивидов, вовлеченных в особый на-

бор отношений власти. В индустриальных обществах существует множество различных

типов организаций, оказывающих различное влияние на жизнь индивидов. Несмотря на

то, что не все организации являются бюрократическими, существует вполне четкая связь

между развитием организации и наличием бюрократических тенденций.

Организованная преступность (organized crime) – криминальные действия, осу-

ществленные профессиональными группировками (организациями).

Отклонение (deviance) – формы поведения, не подчиняющегося нормам и ценно-

стям, принятым большинством в группе или обществе. Само понятие «отклонение»,

также как и «норма», понимается по-разному, в зависимости от культуры или суб-

культуры. Многие формы поведения, оценивающиеся позитивно в определенном кон-

тексте или в некоторой группе, могут оцениваться негативно в другом контексте,

группе или культуре.

Открытая родовая семья (open lineage family) – форма семьи, присущая тради-

ционной Европе, при которой семейные отношения тесно переплетаются в пределах

местной общины.

Патриархат (patriarchy) – господство мужчин над женщинами. Все известные

общества являются патриархальными, хотя степень патриархальности и природа вла-

сти мужчин над женщинами различаются. В современном мире одной из главных за-

дач женского движения является борьба против существующих патриархальных ин-

ститутов.

Первичная группа (primary group) – группа индивидов, находящихся в личных

взаимоотношениях друг с другом.

Периферия (periphery) – понятие относится к странам, играющим незначитель-

ную роль в мировой экономике и, следовательно, зависящим от стран «ядра», имею-

щих с ними торговые отношения.

Племена охотников и собирателей (hunting and gathering societies) – типы об-

ществ, существование людей в которых обеспечивается с помощью охоты, рыболов-

ства и сбора съедобных растений.

Полиандрия (polyandry) – форма брака, в которой женщина может иметь одно-

временно двух или более мужей.

Полигамия (polygamy) – форма брака, в которой индивид может иметь одновре-

менно двух или более партнеров по браку.

Полигиния (polygyny) – форма брака, в которой мужчина может иметь одновре-

менно двух или более жен.

Политика (politics) – средства, с помощью которых власть оказывает влияние на

сущность и содержание правительственной деятельности. Сфера политики включает

действия не только тех, кто осуществляет непосредственное правление, но и многих

других групп индивидов. Существуют различные способы, с помощью которых люди,

не входящие в аппарат управления, могут оказывать влияние на политику.

Политическая партия (political party) – организация, созданная с целью дости-

жения государственной власти и использования этой власти для реализации опреде-

ленной программы.

Полупериферия (semi-periphery) – страны, которые, не будучи сами полностью

индустриализованными, являются поставщиками рабочей силы для промышленно

развитых стран ядра и для всей мировой экономики.

Постиндустриальное общество (post-industrial society) – понятие, употребляемое

теми, кто считает, что процессы социальных перемен, проходящие в настоящее время,

перешагнули рубеж индустриальной эры. Постиндустриальное общество базируется в

большей степени на производстве информации, чем на материальном производстве

товаров. По мнению защитников этой концепции, сегодня в нашем обществе проис-

ходят столь же глубокие социальные перемены, как и в начале индустриальной эры,

два столетия назад.

Преступление без жертвы (victimless crime) – действия индивида, определяемые

как криминальные, но не направленные прямо против других людей (например, упот-

ребление наркотиков или незаконные азартные игры).

Причинность (causation) – влияние одного фактора или переменной на другие.

Причинно-следственные отношения возникают в случае, когда отдельное событие

или положение дел вызваны к жизни другими (причиной). Причинные факторы в со-

циологии включают в себя причины, лежащие в основе действий индивидов, а также

многочисленные внешние факторы, определяющие их поведение.

Психопатическая личность (psychopath) – особый тип личности; у таких инди-

видов отсутствует чувство нравственности и обеспокоенности за других, присущее

большинству нормальных людей.

Рабство (slavery) – форма социальной стратификации, при которой одни люди в

буквальном смысле принадлежат другим как их собственность.

Разделение труда (division of labour) – разделение производственной системы на

специализированные рабочие задачи, что приводит к общеэкономической взаимоза-

висимости. Во всех обществах наблюдаются по крайней мере рудиментарные формы

разделения труда, особенно характерно традиционное разделение задач, решаемых

мужчинами и женщинами. В эпоху индустриализации разделение труда становится

более сложным, чем раньше. В современном мире разделение труда имеет интерна-

циональный характер.

Расизм (racism) – приписывание характеристик превосходства или неполноценно-

сти людям, обладающим определенными унаследованными физическими качествами.

Одна из особых форм предрассудков, акцентирующих внимание на физических отли-

чиях людей. Расистские взгляды и установки прочно закрепились во времена колониаль-

ной экспансии Запада, но и по сей день они распространены во многих культурах. В осно-

ве механизма формирования этих установок лежат предрассудки и дискриминация.

Расширенная семья (extended/amity) – семейная группа, состоящая из более чем двух

поколений родственников, ведущих совместное хозяйство и проживающих вместе.

Рационализация (rationalization) – понятие, использованное Вебером в отноше-

нии процесса, посредством которого способы точного анализа и организации, осно-

ванные на абстрактных правилах и процедурах, начинают доминировать и в социаль-

ной жизни.

Революция (revolution) – процесс политических изменений, в котором задейство-

ваны массовые социальные движения, связанный с использованием насилия для ус-

пешного свержения существующего режима и с последующим формированием нового

правительства. Революция отличается от заговора тем, что носит массовый характер и

приводит к значительным переменам во всей политической системе. Заговор – это воору-

женный захват власти для смены политического лидера, но без радикальных перемен в

системе управления. Революции отличаются и от бунта, хотя бунт – тоже вызов, угроза

существующему политическому режиму, но его цель в большей степени заключается в

замене лидеров, а не в трансформации политической структуры как таковой.

Религия (religion) – верования, разделяемые членами некоторого сообщества,

включая символы, к которым относятся с чувством благоговения и поклонения, а также

ритуальные действия. Не во всех религиях есть вера в сверхъестественные сущности. Хотя

провести различие между религией и магией трудно, часто полагают, что магия скорее

практикуется индивидами, а не находится в фокусе общественных ритуалов.

Ресоциализация (resocialization) – вид личностного изменения, при котором зре-

лый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого прежде.

Родственные отношения (kinship) – отношения, связывающие индивидов узами

кровного родства либо брака, либо отношениями усыновления (удочерения). Хотя по оп-

ределению родственные отношения связаны с браком и семьей, но на деле они гораздо

шире и не ограничиваются только семьей и браком. В большинстве современных обществ

некоторые социальные обязательства, относящиеся к родственным отношениям, выходят

непосредственно за рамки института семьи, а во многих других обществах родство

имеет огромное значение для большинства аспектов социальной жизни.

Самосознание ____________(self-consciousness) – осознание индивидом своей социальной

идентичности как человека, отличающегося от других людей. От рождения человек не

обладает самосознанием, оно формируется на ранних стадиях социализации. Овладе-

ние языком очень важно для процессов формирования самосознания у ребенка.

Санкция (sanction) – виды поощрения или наказания, с помощью которых под-

крепляются социально приемлемые нормы поведения.

Секуляризация (secularization) – процесс уменьшения влияния религии на жизнь

общества. Несмотря на то, что современные общества становятся все более секуляри-

зированными, отследить масштабы данного процесса весьма трудно. Степень секуля-

ризации можно оценить по количеству религиозных организаций (например, церк-

вей), по степени их социального и материального могущества и по количеству ве-

рующих людей.

Семья (family) – группа индивидов, связанных узами кровного родства, браком

или отношением усыновления. Эти люди ведут общее хозяйство, а взрослые несут от-

ветственность за воспитание детей. Во всех обществах существует институт семьи,

хотя природа семейных отношений в каждом из них сильно отличается. Хотя основ-

ной формой в современных обществах является нуклеарная семья, существуют также

многообразные варианты расширенной семьи.

Символический интеракционизм (symbolic interactionism) – теоретический под-

ход, используемый в социологии, предложен Дж. Г. Мидом. В нем подчеркивается

роль языка и символов как основных элементов межличностного взаимодействия.

Скотоводческие общества (pastoral societies) – общества, которые существуют за

счет выращивания домашних животных.

Сожительство (cohabitation) – сексуальные отношения двух людей без заключе-

ния брака.

Сословие (estate) – форма стратификации, в которой неравенство между группами

индивидов закреплено законом.

Социализация (socialization) – социальные процессы, в соответствии с которыми

дети приобщаются к социальным нормам и ценностям; в этом процессе происходит

становление их личности. Несмотря на то, что процессы социализации особенно важ-

ны для индивида в детском возрасте, они протекают на протяжении всей его жизни.

Ни один человек не может существовать без воздействия на него других людей, и это

сказывается на поведении индивида на всех этапах его жизненного цикла.

Социальная мобильность (social mobility) – переход индивидов или групп из од-

ной социальной позиции в другую. Вертикальная мобильность – это передвижение

вниз или вверх в иерархической системе социальной стратификации. Горизонтальная

мобильность – физическое передвижение индивида или группы из одного региона в

другой. При анализе вертикальной мобильности социологи изучают как мобильность

индивида в рамках его собственной карьеры, так и различия социальной позиции ин-

дивида и его родителей.

Социальная позиция (social position) – социальная идентичность индивида в

рамках данной группы или общества. Социальные позиции по своей природе могут

быть очень общими (например, позиции, связанные с тендерными ролями) или на-

много более специфичными (например, профессиональные позиции).

Социальная роль (social role) – поведение, ожидаемое от индивида, занимающе-

го определенную социальную позицию. Идея социальной роли изначально ассоции-

руется с ролью актера, исполняемой на сцене театра. В любом обществе индивид ис-

полняет различные социальные роли, связанные с различными сферами своей дея-

тельности.

Социальная стратификация (social stratification) – существование структуриро-

ванного неравенства между группами в обществе, касающегося доступа к материаль-

ным или иным благам. Хотя какие-либо формы стратификации существуют во всех

обществах, с развитием системы государственности различия в богатстве и власти

особенно усиливаются. В современных обществах наиболее характерной формой

стратификации является классовое деление.

Социальное движение (social movement) – большая группировка людей, вовле-

ченных в действия по осуществлению или препятствованию процессу социальных пе-

ремен. Обычно социальные движения вступают в конфликтные отношения с органи-

зациями, которые часто имеют противоположные цели и мировоззрение. Однако в

случае институционализации, движения могут развиться в организации.

Социальные группы (social groups) – группы индивидов, взаимодействующих

друг с другом на систематической основе. Диапазон групп велик: от очень маленьких

ассоциаций до крупномасштабных организаций или обществ. Независимо от размеров

группы, ее отличительной чертой является осознание членами группы их общей иден-

тичности. Большую часть своей жизни мы проводим в групповых контактах; в совре-

менных обществах большинство людей принадлежит к огромному количеству раз-

личных групп.

Социальные изменения (social change) – перемены в базовых структурах соци-

альной группы или общества. Социальные изменения – постоянное явление в жизни

общества, но в настоящее время они отличаются особой интенсивностью. С самого

зарождения социологии прослеживается попытка объяснить драматические коллизии,

перемены традиционных устоев и возникновение новых форм социального порядка.

Социальные институты (social institution) – основные виды социальной деятель-

ности, выполняемой большинством членов данного общества. Институты включают в

себя нормы и ценности, которым следует большинство; все институциализированные

способы поведения охраняются и поддерживаются жесткими санкциями. Социальные

институты образуют основу общества, поскольку они представляют относительно

фиксированные, устойчивые во времени способы поведения.

Статус (status) – социальное признание или престиж, которые получает опреде-

ленная группа индивидов от остальных членов общества. Статусные группы обычно

различаются своим стилем жизни – способами поведения, характерными для индиви-

дов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и нега-

тивными. Так, к статусной группе «париев» большинство населения относится с пре-

зрением и обращается с ними как с изгоями.

Субкультура (subculture) – ценности и нормы, отличные от общепринятых в об-

ществе, разделяемые отдельными группами.

Теория зависимости (dependency theory) – согласно этой теории у ряда стран,

особенно в «третьем мире», отсутствует возможность контролировать основные на-

правления своей экономической деятельности вследствие мирового экономического

господства индустриальных государств.

Терроризм (terrorism) – использование частью негосударственных группировок

насилия для достижения политических целей.

Тоталитаризм (totalitarism) – форма политического управления, при которой

власть концентрируется в руках диктатора, опирающегося на преданную ему свиту,

терроризирующую всех несогласных с его политикой.

«Третий мир» (third world) – слаборазвитые страны, в которых фактически не раз-

вито промышленное производство (или развито в незначительной степени).

Феминизм (feminism) – защита равенства прав женщин и мужчин во всех сферах

жизнедеятельности. Феминизм зародился в Европе в конце XVIII в. Сегодня во мно-

гих странах мира существуют феминистские организации и движения.

Формальные отношения (formal relations) – отношения в группах и организаци-

ях, установленные в соответствии с нормами и правилами «официальной» системы

власти.

Функционализм (functionalism) – теоретическое направление, основанное на

представлении, что социальные события могут быть наилучшим образом объяснимы с

точки зрения их функций, т.е. их влияния на общественные процессы.

Ценности (values) – представления индивидов или групп людей о том, что жела-

тельно, приемлемо, хорошо или плохо. Различия в ценностях являются ключом к по-

ниманию культур. На индивидуальные ценности сильное влияние оказывает специ-

фика данной культуры.

Экзогамия (exogamy) – система, при которой индивид может жениться или выйти

замуж только за человека, не принадлежащего к тому же роду, что и он сам.

Этнометодология (ethnomethodology) – изучение того, как люди вкладывают

смысл в сказанное и сделанное ими в рамках повседневного социального взаимодей-

ствия. Этнометодология изучает «этнометоды», посредством которых люди в процес-

се взаимодействия передают друг другу смысловое значение.

Этноцентризм (ethnocentrism) – восприятие идей и практик других культур в тер-

минах собственной культуры, Этноцентрические суждения не позволяют справедливо

оценивать другие культуры. Этноцентрист – человек, неспособный или нежелающий

рассматривать другие культуры в рамках их собственных понятий.

Ядро мировой системы (core) – ведущие индустриально развитые страны, зани-

мающие центральные позиции в мировой экономике (прежде всего США, страны За-

падной Европы, Япония).

 

 

П р и л о ж е н и е 2

Тесты для самостоятельной работы по Социологии (Автор тестов – П. Штомпка)

Внимательно прочитайте инструкцию к тестам. Автор предложенных тестов для проверки усвоения социологических понятий предлагает Вам выбрать один правильный ответ среди 5 предложенных После выполнения задания Вы можете воспользоваться ключом правильных ответов, который расположен в конце данных Методических рекомендаций. Тест необходимо подготовить к зачету. Рейтинг теста – 50% правильно выполненных заданий.

 

(1) Харизма – это:

а) вариант этнических предрассудков,

б) форма религии,

в) форма легитимизации власти,

г) ролевой конфликт,

д) то же самое, что дискриминация.

(2) Антисемитизм – это:

а) расовый предрассудок,

б) стереотип,

в) дискриминация меньшинства,

г) проявление нетолерантности,

д) все вместе взятое.

(3) Социальное развитие характеризуется всеми приводимыми ниже призна-

ками, кроме одного. Какого?

а) это эндогенный процесс,

б) это реакция на изменения в среде,

в) имеет выраженное направление,

г) его можно сравнить с ростом и развитием живого организма,

д) оно приводит к повышению меняющейся ценности, которой оно касается.

(4) Шахтеры – это:

а) социальный класс,

1 См.: Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005. С. 621–649.

б) социальный слой,

в) социальная группа,

г) профессиональная категория,

д) местная группа.

(5) Стереотип – это:

а) определенное состояние мысли,

б) вид действия,

в) упрощенный и односторонний образ действительности,

г) определенная установка,

д) идеальный тип.

(6) Явление, известное под названием «кольцо Кула» (обмен дарами между

группами островитян Полинезии) описал:

а) А. Р. Рэдклиф-Браун,

б) Р. Ферс,

в) Ч. Кули,

г) И. Гофман,

д) Б. Малиновский.

(7) Социальная эволюция в представлении Спенсера – это аналогия эволю-

ции видов, которую описал Дарвин:

а) это так,

б) это не так.

(8) Социальное отношение «врач–пациент» имеет все ниже приводимые осо-

бенности, кроме одной:

а) неравное,

б) специализированное,

в) первичное,

г) инструментальное,

д) взаимное.

(9) О так называемой пересоциализированной концепции человека писал:

а) Кули,

б) Знанецкий,

в) Ронг,

г) Уайт,

д) Мертон.

(10) «Эффект Матфея» (в соответствии с Евангелием) описывает:

а) процесс секуляризации,

б) обращение (в веру) этнического меньшинства,

в) появление ереси,

г) сочетание общественных приоритетов и привелегий,

д) распространение догматизма и нетолерантности.

(11) Все нижеперечисленные факторы, за исключением одного, играют роль

при формировании в группе лидера. Укажите, какой фактор не имеет к этому

отношения:

а) господствующий над другими образ жизни,

б) простота установления контактов,

в) высокая компетенция в тех областях, которые ценятся членами данной группы,

г) образцовый конформизм в отношении норм и правил, господствующих в группе,

д) тенденция к одобрению предрассудков и к дискриминации меньшинств.

(12) Растущую униформизацию стиля жизни, образцов потребления, взгля-

дов, технических устройств в масштабе всего мира мы называем:

а) аккультурация,

б) глобализация,

в) этноцентризм,

г) культурный конфликт,

д) относительный отказ от личной выгоды.

(13) Дихотомическая модель социальной структуры – это разделение общест-

ва на:

а) группы,

б) классы,

в) роли,

г) касты,

д) нации.

(14) Идеальный тип бюрократии, описанный Вебером, включает все ниже пе-

речисленные признаки, кроме одного. Какого?

а) специализация задач и функций,

б) иерархия должностей,

в) точные правила профессионального карьерного роста,

г) непотизм и коррупция,

д) письменные формы принятия решений.

(15) «Свобода, равенство, братство!» Этот лозунг взывает к:

а) нормам,

б) ценностям,

в) стереотипам,

г) этноцентризму,

д) относительной депривации.

(16) Согласно Дюркгейму, социальные факты характеризуются следующими

присущими им особенностями, кроме одной. Какой?

а) их разделяют члены данного общества,

б) оказывают принудительное воздействие,

в) являются внешними по отношению к каждому отдельному человеку,

г) подлежат умозрительной фиксации и наблюдению,

д) принадлежат культуре.

(17) В типологии социальных действий Вебера не встречается одна из ниже

перечисленных категорий. Какая?

а) действие, рациональное с точки зрения используемых средств,

б) действие, рациональное с точки зрения ценности,

в) действие логичное,

г) действие эмоциональное,

д) действие традиционное.

(18) Ян зарабатывает денег в десять раз больше, чем Славек. Мы не знаем,

что эти двое делают, каким образом они зарабатывают деньги. Однако мы уже

сразу можем сказать, что этот факт – проявление:

а) социальной несправедливости,

б) классовой эксплуатации,

в) меритократической справедливости,

г) различия в заработных платах,

д) социального неравенства.

(19) Поставьте имена известных социологов в хронологическом порядке – от

самых давних до новейших времен:

а) Кули,

б) Парсонс,

в) Конт,

г) Вебер,

д) Знанецкий.

(20) Бандит, который угрожает револьвером, использует:

а) преимущество в силе,

б) уговоры,

в) насилие,

г) авторитет,

д) влияние своей харизмы.

(21) Множество групповых принадлежностей каждого человека находит свое

выражение также в:

а) культурном плюрализме,

б) ролевом напряжении,

в) ролевом конфликте,

г) классовой борьбе,

д) культурном релятивизме.

(22) Творцом теории эволюции и органицизма в социологии был:

а) Маркс,

б) Дюркгейм,

в) Спенсер,

г) Дарвин,

д) Теннис.

(23) Основная черта социального взаимодействия – это:

а) взаимность,

б) повторяемость,

в) нормативное регулирование,

г) длительность,

д) конфликтность.

(24) Пожатие руки в качестве приветствия – это пример всех нижеперечис-

ленных категорий, кроме одной. Какой?

а) культурная конвенция,

б) обычай,

в) моральное правило,

г) норма товарищеского этикета,

д) символический жест.

(25) Пожатие руки как форма приветствия – это:

а) культурный комплекс,

б) культурная конфигурация,

в) культурная ценность,

г) культурный элемент,

д) культурный миф.

(26) Переход из одного социального слоя в другой – это:

а) профессиональная мобильность.

б) вертикальная мобильность,

в) горизонтальная мобильность,

г) миграция,

д) урбанизация.

(27) «Социальное неравенство неизбежно, обязательно, вечно и полезно».

Этот тезис принадлежит:

а) теории социального конфликта,

б) марксистской классовой теории,

в) функциональной теории стратификации,

г) революционной идеологии,

д) Владимиру Ленину.

(28) «Маргинальное поле социальной толерантности» – это то же самое, что:

а) попустительство,

б) комплекс обстоятельств, исключающий применение санкций,

в) толерантность по отношению к маргиналам,

г) нераскрываемость преступлений (так называемое черное число).

д) аномия.

(29) Чем не является семья:

а) социальной группой,

б) институтом,

в) товариществом,

г) своеобразной формой организации,

д) первичной группой.

(30) Противоположностью стереотипа является:

а) религиозный догмат,

б) идеология,

в) статистические данные, характеризующие группу,

г) идеальный тип,

д) этнический предрассудок.

(31) Противоположностью этноцентризма является:

а) национализм,

б) патриотизм,

в) культурный релятивизм,

г) эмпиризм,

д) шовинизм.

(32) В представлении Карла Маркса власть – это отношение между:

а) социальными ролями,

б) социальными классами,

в) пролетариями,

г) капиталистами,

д) революционерами и правительством.

(33) Награды и наказания – это две разновидности:

а) социальных санкций,

б) раздражителей,

в) норм,

г) значений людских действий,

д) взаимодействия.

(34) Два основных класса в полярной модели капитализма – это:

а) правящие и те, кем правят,

б) капиталисты и пролетарии,

в) менеджеры и акционеры,

г) номенклатура и остальная часть общества,

д) большевики и меньшевики.

(35) Этническая и расовая дискриминация всегда приводит к::

а) дружбе,

б) социальной интеграции,

в) эксплуатации одних групп другими,

г) социальным изменениям,

д) революции.

(36) Творцом концепции социальной эволюции был:

а) Дарвин,

б) Маркс,

в) Парсонс,

г) Спенсер,

д) Уилсон.

(37) Значение – это постоянная определяющая черта:

а) действия,

б) взаимодействия,

в) социального действия,

г) произведения искусства,

д) всех выше названных явлений.

(38) «Теория дифференцированных контактов» объясняет девиацию (откло-

нение) как результат:

а) врожденных склонностей,

б) умышленного запоздания,

в) воздействия (отчуждения, осуждения, навешивания ярлыков) окружения,

г) проникновения преступных образцов в ближайшее окружение,

д) аномии.

(39) Группа, с которой мы себя идентифицируем, хотя и не являемся ее чле-

нами, – это:

а) внутренняя группа,

б) внешняя группа,

в) позитивная референтная группа,

г) негативная референтная группа,

д) маргинальная группа.

(40) Группа, с которой мы себя не идентифицируем, хотя являемся ее члена-

ми, – это:

а) внутренняя группа,

б) значимые другие,

в) негативная референтная группа,

г) преступная группа,

д) студенческая группа.

(41) Группу, в которой все права и обязанности членов строго урегулирова-

ны, мы называем:

а) внешней,

б) эксклюзивной,

в) формальной,

г) первичной,

д) этнической.

(42) Все поляки, которые когда-либо побывали в Кракове и слышали хорал,

звучащий с башни Марьяцкого костела, – это:

а) социальный круг,

б) толпа,

в) социальная категория,

г) статистическая категория,

д) социальная группа.

(43) Понятие культурной нормы не охватывает:

а) личных навыков,

б) запрещенных форм поведения,

в) разрешенных методов действия,

г) наказов, как поступать,

д) предпочитаемых (рекомендуемых как предпочтительные) форм поведения.

(44) Установка (наказ) на то, чтобы вступать в брак с представителями той

же группы (класса, слоя), к которой ты принадлежишь, – это:

а) бигамия,

б) моногамия,

в) полигамия,

г) эндогамия,

д) экзогамия.

 

(45) В представлении Макса Вебера власть – это отношение между:

а) социальными классами,

б) институтами,

в) социальными группами,

г) личностями (отдельными людьми),

д) социальными ролями.

(46) Отец Роберта Мертона был плотником, он сам – знаменитым профессо-

ром социологии, а его сын получил Нобелевскую премию за исследования в об-

ласти экономики. Мы это называем:

а) горизонтальной мобильностью,

б) внутригрупповой мобильностью,

в) межпоколенной мобильностью,

г) непотизмом,

д) общественной деградацией.

(47) Люди, собравшиеся вокруг места уличного происшествия – это:

а) аудитория,

б) публика,

в) толпа,

г) социальная организация,

д) социальное движение.

(48) Верующие, собравшиеся на торжественном богослужении, которое про-

водит папа римский, – это:

а) толпа,

б) группа,

в) публика,

г) аудитория,

д) социальное движение.

(49) Какой ответ определяет самую малую социальную дистанцию по отно-

шению к иностранцу?

а) я позволил бы им приехать в мою страну,

б) я согласился бы отдать дочь замуж за кого-либо из них,

в) я допустил бы, чтобы они работали в моей профессии,

г) я согласился бы на то, чтобы они получили работу на моем заводе,

д) я позволил бы им жить по соседству со мной.

(50) Теория модернизации в своих основных положениях похожа на:

а) теорию социальных циклов Сорокина,

б) теорию социальной эволюции,

в) теорию глобализации,

г) теорию исторического материализма,

д) теорию относительной депривации.

(51) Внезапный рост общественных запросов приводит к относительной де-

привации во всех нижеперечисленных отношениях, кроме одного. Какого?

а) когда жизненные условия остаются неизменными,

б) когда наступает экономический кризис,

в) когда одновременно вырастает уровень жизни,

г) когда претензии невозможно удовлетворить,

д) когда претензии демонстративно удовлетворяются только в численно неболь-

шом кругу.

(52) Риск отличается от угрозы тем, что:

а) он больше,

б) он является результатом наших собственных решений и действий,

в) он выступает повсеместно, повсюду,

г) он вызывает страх,

д) ему невозможно противостоять.

(53) Что общего между водопроводом, Интернетом, авиалинией, системой тепло-

обеспечения, электросетью, телекоммуникацией:

а) все они проведены недавно,

б) все они первоначально появились в Европе,

в) все они образуют так называемую абстрактную, или экспертную, систему,

г) все они надежны,

д) ими пользуются все живущие на Земле.

(54) Явление, которое называется синдромом человека, стремящегося не за-

висеть от общества, – это:

а) демонстративная невыплата налогов,

б) ожидание, пока другие осуществят «дела, направленные на общественное благо»,

в) форма девиации в общественном транспорте,

г) отказ платить таксисту,

д) любая пассивность и политическая апатия.

(55) Ребенок, который назло маме нарушает всякие запреты, проявляет:

а) оппортунизм,

б) конформизм,

в) нонконформизм,

г) контраформизм,

д) плохой характер.

(56) Какая аналогия лучше всего передает современный взгляд на характер

человеческого сообщества:

а) социальный механизм,

б) социальный организм,

в) социальная физиология,

г) социальная анатомия,

д) социальная жизнь.

(57) Позитивистская социология требует:

а) формулировать оптимистические социальные прогнозы,

б) наследовать методы и исследовательские технологии естественных наук (наук о

природе),

в) исследовать позитивные стороны социальной жизни,

г) проводить исследования с помощью идеальных типов,

д) интерпретировать значение текстов.

(58) «Поляки – это избранный народ, обычаи которого являются наилучши-

ми и должны быть взяты другими народами за образец». Такой взгляд – это

проявление:

а) плюрализма,

б) толерантности,

в) этноцентризма,

г) культурного релятивизма,

д) консерватизма.

(59) Хорошим примером нонконформизма может служить:

а) убийца,

б) революционер,

в) гомосексуалист,

г) вор,

д) плагиатор.

(60) Составляющими нормативной структуры общества являются наряду с

другими моментами:

а) убеждения,

б) социальные позиции,

в) интересы,

г) ценности,

д) жизненные шансы.

(61) Гуманистическая социология за «атом» социальной жизни принимает:

а) социальные факты,

б) социальные действия,

в) социальные системы,

г) социальные организмы,

д) социальные группы.

(62) Наше представление о самих себе, опирающееся на то, как оценивают нас

другие, мы называем:

а) индивидуальностью,

б) национальным характером,

в) гордостью (достоинством),

г) стереотипом,

д) «зеркальным Я».

(63) Нонконформизм – это разновидность девиации (отклонения), которая

характеризуется:

а) значительным усилием, натиском,

б) открытой, публичной манифестацией,

в) особенной вредоносностью для общества,

г) высокими санкциями,

д) повсеместным распространением в обществе.

(64) Когда человек отбрасывает ценности, однако несмотря на это придержи-

вается норм, предлагаемых ему обществом, мы имеем дело с:

а) инновацией,

б) конформизмом,

в) ритуализмом,

г) мятежом,

д) ретритизмом.

(65) Мундиры, униформы, знаки отличия служат для того, чтобы облегчить

распознавание:

а) намерений данного человека.

б) его заслуг,

в) его социальной позиции (статуса),

г) его характера,

д) его «зеркального Я».

(66) Если я по отношению к кому-нибудь имею определенные права и обяза-

тельства____________, это означает, что я оказываюсь с ним в:

а) взаимодействии,

б) дружбе,

в) конфликте,

г) социальном отношении,

д) взаимности.

(67) Понятие «зеркального Я» относится к:

а) нашим претензиям,

б) групповым предрассудкам,

в) тому, как другие на самом деле нас оценивают,

г) нашему воображаемому представлению о том, как мы выглядим в глазах других

людей,

д) этническим стереотипам.

(68) Синонимом «зеркального Я» в представлении Кули в психоаналитиче-

ской концепции является:

а) ид,

б) эго,

в) суперэго,

г) архетип,

д) идеальный тип.

(69) Синонимом «зеркального Я» в представлении Кули в концепции симво-

лического интеракционизма Мида является:

а) «I»,

б) «Ме»,

в) значимые другие,

г) обобщенные другие,

д) первичная группа.

(70) Престиж определяется:

а) объемом власти,

б) общественным уважением,

в) влиянием,

г) связями,

д) уровнем доходов.

(71) Власть, которая опирается на признании обществом правящих структур,

называется:

а) справедливой,

б) демократической,

в) легитимной,

г) авторитарной,

д) тоталитарной.

(72) Слово «отец» описывает:

а) личные черты и качества человека,

б) способность к продолжению рода,

в) социальную позицию (статус),

г) групповую принадлежность,

д) социальный престиж данного человека.

(73) Мать, которая предупреждает свою дочь, чтобы она берегла свою «репу-

тацию», обращается к санкциям:

а) правовым,

б) формальным,

в) сексуальным,

г) неформальным.

д) карающим.

(74) Понятие первичных групп ввел:

а) Вебер,

б) Зиммель,

в) Кули,

г) Дюркгейм,

д) Малиновский.

(75) В первичных группах, а также в современных кастовых обществах жиз-

ненное положение человека проистекает прежде всего из его:

а) достигнутой позиции,

б) предписанной ему изначально позиции,

в) классовой принадлежности,

г) профессионального успеха.

д) уровня образования.

(76) Широкое социологическое понятие культуры охватывает все нижепере-

численные составляющие, кроме одной. Какой?

а) право,

б) искусство,

в) обычаи,

г) навыки,

д) церкви и соборы.

(77) Социальное отношение между врачом и пациентом имеет характер:

а) диффузный,

б) специализированный,

в) экспрессивный,

г) интимный,

д) эгалитарный (основанный на равенстве).

(78) Какое поведение из тех, что перечислены ниже, не является примером

социального действия:

а) написание завещания,

б) дача милостыни нищему,

в) сон до полудня,

г) слушание лекции в университете,

д) участие в выборах в сейм.

(79) Какая из перечисленных ниже отличительных черт не характерна для

первичных групп:

а) сильная идентификация с группой,

б) большая численность группы,

в) интимные отношения между членами группы,

г) взаимодействие «лицом к лицу»,

д) ранний опыт социализации.

(80) Какое из нижеприводимых утверждений не является проявлением сте-

реотипа?

а) польские девушки – самые красивые в мире,

б) небо в Италии – самое голубое,

в) японцы производят больше всего автомобилей во всем мире,

г) англичане – самый воспитанный народ в мире,

д) негры являются интеллектуально отсталыми.

(81) Какая из перечисленных ниже позиций является наилучшим примером

«предписанного» статуса?

а) дантист,

б) жених,

в) обвиняемый,

(82) Какая из нижеперечисленных ситуаций является примером «ролевого

конфликта»?

а) чиновник идет на работу, хотя чувствует себя больным;

б) преподаватель хотел бы посвятить больше времени подготовке занятий

со сту





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.