МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Т.Парсонс: создатель структурно-функциональной теории.





Структурный функционализм: 1)высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности;

2)социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли;

3)тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой.

Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные. Требования к обществу:общество должно быть приспособлено к среде; у общества должны быть поставлены цели; все элементы общества должны быть скоординированы; ценности в обществе должны сохраняться.Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию).

существуют ролевые ожидания, благодаря которым агенты дают и получают адекватные ответы.

Это описание дает весьма пассивный образ агентов. Представляется, что на них либо влияют побуждения, в которых главенствует культура, либо, их формирует комбинация побуждений и культуры (т. е. потребностные диспозиции). При усвоении культуры человек производит творческие изменения; но новый

14. Молодежь как особая социальная группа. Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, которые определяются общественным строем, культурой, воспитания данного общества; возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.На пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Молодёжь как социальная группа охватывает людей в возрасте от 16 до 25 лет. Подростковым чаще считается возраст 11-15 лет, а ранним юношеским – 16-18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии пришёл термин тинейджер, охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет. Завершение молодёжного возраста связано с: окончание обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение политических прав, чёткое формирование системы ценностей. Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу – субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре, либо противостоять её фундаментальным ценностям – контркультура. Субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства

16. Наблюдение как метод социологического исследования. Виды наблюдения. Наблюдение -направленное, систематическое, непосредственное прослеживание, фиксирование и регистрация социально значимых фактов, явлений и процессов. Особенность: планомерность и целеполагание. - четкая фиксация цели, задач и процедуры социологического наблюдения. В его программе должны содержаться: объект, предмет, ситуация наблюдения, выбор способа его регистрации, обработка и интерпретация полученной информации. Виды: а) зависят от положения наблюдателя: включенные - социолог непосредственно «включен» в наблюдаемый объект; невключенные - изучение ситуации со стороны, когда социолог не участвует в жизни исследуемого объекта и не вступает в прямые контакты с членами группы. б) в

18. Современные тенденции развития российской семьи.Современные тенденции в развитии семьи характеризуются рядом особенностей. Положительные: около 40% женатых мужчин и около 50% замужних женщин заключили свой союз по любви, у остальных доминируют другие мотивы. В семье создаются возможности для профессионального и духовного роста ее членов, преодолевается отчуждение супружества от брака. Однако эти и некоторые другие положительные тенденции не могут снизить остроту кризиса современной семьи. Отрицательные:характерной чертой является ее нестабильность от 30 до 50% заключенных браков распадаются. Наблюдается тенденция ослабления родственных связей.

Причины кризиса семьи многогранны. Жены становятся менее зависимыми от мужей в экономическом смысле. Увеличение мобильности, особенно миграции, также подрывает прочность семейных связей. Изменяются функции семьи. На это влияют не только социальные, экономические, культурные, религиозные и этнические традиции, но и новая техническая и экологическая ситуация. Массовый характер приняло сожительство мужчины и женщины без оформления брака. Не происходит даже простого воспроизводства населения. Уменьшение

19. Анкетирование как метод социологического исследования. Анкета: структура, вопросы анкеты. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»: вводная часть (введение в проблему); основная часть (вопросы по проблеме); заключительная часть (социальная). Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты. Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок. Анкета – это опросный лист в форме заранее подготовленного бланка, содержащего определенный перечень вопросов и поля для ответов.. 1) Первые вопросы обычно называют контактными - прежде чем подойти к основной теме разговора, несколько минут почти всегда уделяется каким-то общим, нейтральным темам, которые интересны собеседнику. Это процесс взаимного узнавания, расположения, настроя на беседу. Как правило, таких вопросов немного - два-три. Их используют как вступление в разговор: легкие,


 

зависимости от регулярности: систематическим- планируется и регулярно осуществляется в течение определенного периода; случайным - проводится без плана, по поводу той или иной разовой, конкретной ситуации. в) по месту проведения: полевое– проводится в естественных условиях; лабораторное– в искусственных условиях. Достоинства: осуществляется одновременно с развитием событий, процессов, явлений, т.е. в конкретных пространственно-временных условиях. Недостатки: не все явления и процессы доступны для наблюдения; поскольку социальные ситуации не воспроизводятся, повторное наблюдение становится практически невозможным; наблюдение социальных процессов ограничено во времени;

 

количества детей в семье имеет неоднозначные последствия для социализации ребенка. Ростом экономической активности женщин является рост общественного сознания женщин, их стремление к независимости и реальному равенству с мужчинами во всех сферах общественной жизни. Все это приводит к глубоким изменениям внутрисемейных отношений, норм поведения. Между мужчиной и женщиной возникают новые отношения. Такая трансформация в целом, безусловно, прогрессивна. Вместе с тем она создает и ряд проблем, так как делает семью менее стабильной. Распад семьи больше всего ударяет по детям. Значительная часть работающих женщин имеют малолетних детей

 

интересные, главное - не навязчивые, но по смыслу легко переходящие к основным вопросам. 2) вопросы, которые вводят в основную тематику исследования - несколько несложных и личностно нейтральных вопросов, близких к основной теме исследования. 3) Основная часть анкеты – а)логическая последовательность вопросов, когда логика расположения вопросов в анкете строго соответствует логике схемы ее анализа; б) моноцентричность когда в анкете формируется один центральный вопрос или центральный тематический раздел, содержащий несколько вопросов, а все остальные вопросы выступают как вспомогательные; в) полицентричность когда формируется не один, а несколько центральных вопросов или блоков вопросов. 4) Последний вопрос: Паспортичка, вопросы о личностных характеристиках респондентов: пол, возраст, образование, профессия, стаж работы и другие характеристики, необходимые для данного исследования; Открытый вопрос (один или несколько), например: "Что бы Вы сделали в первую очередь для укрепления своей семьи?"; Заключительный вопрос - имеет большое функциональное значение. Он должен быть интересен респонденту, может быть, остроумным, но обязательно находиться в русле той темы, которая была основной в вопроснике

 

 

 

респондент (тот, кто отвечает на вопросы) получает и дает ответы в письменном виде. (индивидуальное и групповое). Групповое - проводится по месту учебы, работы. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей: вводная - содержит обращение к респонденту и рассказывает о целях проводимого исследования, гарантирует анонимность и уточняет правила заполнения анкеты; основная - содержит вопросы, которые сгруппированы в смысловые блоки; блок социально-демографических данных; заключительная часть - выражает благодарность респонденту за ее заполнение. Интервью – вид опроса, при котором респондент получает вопросы от социолога-интервьюера в устной форме и устно отвечает на них. Интервью обычно применяется на начальном этапе исследования, когда разрабатывается программа исследования. Контент-анализ – это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста (на бумаге) или записи на каких-либо иных физических носителях.
Социометрия – метод исследования, применяемый для анализа внутригрупповых (межличностных) отношений в малых группах.

Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).

Т. Парсонс рассматривает личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Система личности контролируется системой культуры, а также социальной системой. Личность определяется как организованная система ориентации и мотивации к действию индивидуального агента. Основным элементом личности является «потребностная диспозиция». Определял потребностные диспозиции как «важнейшие элементы мотивации к действию». Они отличали потребностные диспозиции от побуждений, представляющих собой врожденные тенденции. Другими словами, побуждения являются скорее частью биологического организма. Потребностные диспозиции есть побуждения, формируемые социальным окружением.Парсонс различал три основных типа потребностных диспозиций. 1) побуждает агентов к поиску в социальных отношениях любви, одобрения и т. п. 2) включает усвоенные ценности, склоняющие агентов соблюдать различные культурные нормы. 3)

аспект не есть аспект культуры. Парсонсу в своей теории не удается снабдить личность разумным набором качеств или механизмов, помимо потребностных диспозиций, и он создает себе трудности, не наделив личность достаточными характеристиками и достаточным числом различных механизмов для способности функционировать.

 

общества. Контркультура – специфический вид субкультуры, который напрвлен против отдельных ценностей традиционной культуры. Ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей. (движение хиппи). Основные черты молодёжной субкультуры: 1) вызов ценностям взрослых; 2) включение в группы сверстников; 3) своеобразие вкусов; 4) культура досуга, а не работы. Трудности социализации в молодежном возрасте связаны с: 1) несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса; 2) несовпадением старого стиля родительства, для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком.Инфантилизм – сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту. Социальные роли в юношеском возрасте: сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка, ученик/ученица, участник спортивной секции, работник, семьянин. Российское общество является переходным. Проблемы общества проецируются и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной группой, эти проблемы ещё более усиливаются.: Проблема семьи и брака - не уделяется должного внимания молодым семьям. Рыночная система привела к росту безработицы, «квартирному вопросу». Проблема социализации - старшее поколение не только не способствует социализации молодёжи, но и является тормозом. Проблема труда, занятости и профессиональной подготовки.Падение интереса молодёжи к труду, невозможность удовлетворить свои потребности за счёт добросовестного труда.


 

20.Концепции личности в социологии (когнитивный подход, символический интеракционизм Дж.Мида, Ч.Кули, структурно-функциональный анализ Т.Парсонса). Социологические концепции личности - ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов. Когнитивный подход -влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Келли- основал свой подход на философии конструктивного альтернативизма, которая гласит, что любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования. Сравнивает людей с учеными. Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), Келли утверждал, что личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего. Он полагал, что не требуется никаких специальных концепций (влечения, поощрения, потребности) для объяснения мотивации человека. Он охарактеризовал организацию конструктов в терминах иерархической системы, в которой какие — то конструкты являются подчиняющими, а какие — то — подчиненными по отношению к другим частям системы. Теория личностных конструктов отражает: сильную приверженность положениям рациональности, изменяемости, субъективности и непознаваемости; промежуточную позицию по положению свобода — детерминизм.

Символический интеракционизм.Я – концепция — система представлений человека о самом себе. Основными источниками Я– концепции выступают: сравнение себя с другими; оценка результатов деятельности; восприятие своего внешнего облика. Главными теоретиками здесь стали Кули и Мид. Ими был предложен новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия. Опирается на 3 основные посылки: 1) люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений - символов, которыми они наделяют элементы своего окружения; 2) эти значения (способ связи явления и символа) выступают продуктом социального повседневного межличностного взаимодействия – интеракции; 3) подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия.

 

23. Общество как социальная система. Типологии обществ. Общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда; Обществов широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; Общество в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений; Общество - группа лиц, объединенных общими морально-этическими нормами (устоями). Социальная система общества — это максимально интегрированная система. Это: общность территории проживания людей; автономность и самодостаточность, характеризующие признак самообеспечения; наличие общей культуры. Общество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Общество открытое и закрытое — понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития..

Закрытое общество (Поппер) - тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).

Открытое общество (Поппер) - тип общества, характеризующийся динамичной социальной

 

 

25. Социализация и ее изучение социологией. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:1) Ранняя (первичная) социализация -связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

2) Вторичная социализация -профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон

28. Квази-группы и их изучение социологией. Толпа и её основные свойства. Квазигруппа – это спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо вида.Одним из самых ярких примеров квазигруппы является толпа. Толпа– это временное собрание людей, объединенных в замкнутом пространстве общностью интересов.Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех

случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. Виды: Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Например, собрание людей на улице возле произошедшего дорожно-транспортного происшествия. В этом виде толпы людей объединяют либо незначительные цели, либо вовсе бесцельное времяпровождение. Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно

структурированное. Например, толпа, собравшаяся на стадионе для просмотра футбольного матча. В данном случае толпа «обусловлена» в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм.Экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личного удовольствия ее членов при активности людей, которая уже сама по себе является целью и результатом. Например, собрание людей на проведении рок-фестиваля.Действующая толпа - весь комплекс действий толпы. Одной из важнейших форм действующей толпы является сборище – эмоционально

 

30. Социальный институт: сущность, понятие, основные признаки социального института. Виды социальных институтов. Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно значимые функции. Впервые это понятие ввел в научный оборот американский социолог Т. Веблейн в книге «Теория праздного класса» в 1899 г. Например,институты семьи, религии. Социальные институты создаются для решения проблем, касающихся непосредственно физических, духовных и материальных конфликтов. Социальный институт в широком смысле слова – это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей. Их становление называется институциализацией.

Институциализация– это процесс определения и закрепления социальных норм, связей, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна


 

социальных ролей. Включение индивида в систему общественного разделения труда. Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней и ответсвенные за ее результаты.Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать "я - концепцию" Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.). Идентификациякак механизм социализации связан с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами - действия людей во многом определяется их самооценкой и групповым членством.

 

возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища, как правило, имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех членов. Восставшая толпа - насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво.Общие черты, характерные для

поведения людей в любой толпе: 1) внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства;2) анонимность. Индивид ощущает себя неузнаваемым в толпе. Толпа часто действует как целое, ее индивидуальные члены не воспринимаются и не выделяются как индивиды;3) спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанному поведению, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своим поведением и их действия диктуются исключительно эмоциями, царящими в толпе;4) неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля. Например, при осуществлении акта вандализма футбольными болельщиками каждый из участников действия снимает с себя ответственность, действуя со всеми вместе как единое целое.Толпа понуждает отдельных людей одинаково действовать и буйствовать, сминает всякую попытку сопротивления или сомнения.

 

 

действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Признаки: культурные символы (флаг, герб, гимн); кодексы поведения (присяга, клятва); идеологию, философию (миссия). В социологии существует общепризнанная система классификации социальных институтов на пять типов, которая основывается на потребностях, реализуемых с помощью институтов:1) семья – воспроизводство рода и социализация личности; 2) политические институты – потребность в безопасности и общественном порядке, с их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть; 3) экономические институты – производство и добывание средств к существованию, они обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг; 4) институты образования и науки – потребность в получении и передаче знаний и социализации; 5) институт религии – решение духовных проблем, поиск смысла жизни.

 

 

 

 

Структурно-функциональный анализ Парсонса.Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Система личности контролируется системой культуры, а также социальной системой. Это не означает, что Парсонс не признавал определенную независимость системы личности. Личность определяется как организованная система ориентации и мотивации к действию индивидуального агента. Основным элементом личности является «потребностная диспозиция». Парсонс и Шилз определяли потребностные диспозиции как «важнейшие элементы мотивации к действию». Потребностные диспозиции побуждают агентов к принятию или отрицанию объектов внешней среды или к поиску новых объектов, если доступные недостаточно удовлетворяют потребностным диспозициям. Парсонс различал три основных типа потребностных диспозиций..

1)побуждает агентов к поиску в социальных отношениях любви, одобрения и т. п.

2)включает усвоенные ценности, склоняющие агентов соблюдать различные культурные нормы.

3)существуют ролевые ожидания, благодаря которым агенты дают и получают адекватные ответы.

Представляется, что на них либо влияют побуждения, в которых главенствует культура, либо их формирует комбинация побуждений и культуры (т. е. потребностные диспозиции. При усвоении культуры человек производит творческие изменения; но новый

аспект не есть аспект культуры. Представляется справедливым, что Парсонсу в своей теории не удается снабдить личность разумным набором качеств или механизмов, помимо потребностных диспозиций, и он создает себе трудности, не наделив личность достаточными характеристиками и достаточным числом различных механизмов для способности функционировать.

 

структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией - здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология. Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса - совершенствования средств производства и знания.

Подход Иммануила Валлерстайна. Исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов. В этом мир - системный подход схож с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Валлерстайн подразделяет на три типа: минисистемы, мир-экономики и мир-империи. Минисистемы - для первобытных обществ, основаны на отношениях взаимообмена.Для сложных аграрных обществ характерны - мир-экономики и мир-империи. Мир-экономики - системы обществ, объединенных тесными экономическими связями,. Мир-империи характеризуются взиманием налогов (дани) с провинций и захваченных колоний.Согласно Валлерстайну, все докапиталистические мир-экономики рано или поздно превращались в мир-империи через их политическое объединение под властью одного государства.

 

31. Этнос и его изучение социологией. Виды этноса. Э́тнос — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Признаки: происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. История глобальных этнических общностей начинается с первобытного человеческого стада -сообщество индивидов, равных в правах и обязанностях. Естественные различия - возрастные, половые - не учитывались. В рамках этой общности происходили все жизненные процессы, начиная от размножения и кончая жизнеобеспечением и социализацией потомков. Стадо имело свою территорию, на которой велось первобытное хозяйство, свой уклад жизни, свои средство общениясамосознание, формы выражения духовных переживаний. Род - с запретом половых контактов между ближайшими родственниками возникла система взаимодействия различных родов как условие воспроизводства первобытного общества. С эпохой родовой организации связано возникновение первых социальных институтов - кровное родство, общие

32.Средний класс: понятие, типология, стадии развития и способы управления. Средний класс – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классом. Существует 2 подхода: 1)средний класс-однородное по доходам и условиям труда,образования,занимающее промежуточное положение между высшим и низшим слоями общества. 2)

неоднородность среднего класса. Выделяют 2 основные категории: а) старый средний» класс - включает в себя мелких предпринимателей; б) новый средний» класс - состоит из высокооплачиваемых наемных работников, занятых интеллектуальным трудом.

 

34. Социальный конфликт: понятие, типология, стадии развития и способы управления.Типы социальных конфликтов.Политические конфликты —это конфликты, причиной которых является борьба за распределение власти, доминирование, влияние и авторитет. Они возникают из различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, распределения и реализации политико-государственной власти. Виды:конфликт между ветвями власти;конфликт внутри парламента;конфликт между политическими партиями и движениями;конфликт между различными звеньями управленческого аппарата и т. д.

Социально-экономические конфликты — это конфликты, причиной которых являются средства жизнеобеспечения, использование и перераспределение природных и иных материальных ресурсов, уровень заработной платы, использование профессионального и интеллектуального потенциала, уровень цен на товары и услуги, доступ и распределение духовных благ.

 

37. Образование как социальный институт.Образование –формализованный процесс передачи ценностей, знаний от одного поколения к другому. Это устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающую в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами, для реализации социальных функций и ролей. Роль и место образования в жизни общества, его социальные функции и задачи как особого института, проблемы и противоречия, пути их решения и способы выхода из кризисной ситуации – все это изучается социологией

 

38. Экономические социальные институты.В экономической сфере создаются, прежде всего, ценности материального характера, т.е. те, что призваны обеспечить важнейшие условия жизнедеятельности общества.

1. институт собственности –один из наиболее древних экономических институтов. Собственность как социальный институт связан с интересами и потребностями людей. Собственность является мощным средством, стимулирующим деятельность людей. Прежде всего стимулом становится частная собственность. 2. Институт рынка.Под рынком понимают - рыночную экономику, которая представляет собой саморегулирующую экономическую систему, основанную на производстве и обмене товаров в соответствии с соотношением спроса и предложения. Основу рынка составляют частная собственность на условия и средства

 

 

 

39. Сущность и роль религии в современном обществе. Религия –это миропонимание, мироощущение и соответствующее поведение, основанное на вере существования Бога. Сущность религии - подавляющее большинство населения земного шара придерживается той или иной религии, считая ее положения истинными, т.е. адекватными реальной действительности. Такое признание называется исповеданием религии и потому можно сказать, что большинство людей исповедуют ту или иную религию. Функции:реализует стремление человека к справедливости; Мировоззренческая— религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом;

 

40. Социальные общности. Понятие, виды.Каждый индивид является членом как минимум нескольких из общностей. Социальные общности реально существуют и эмпирически фиксируются социальными

образованиями в отличие от условных. Массовая общность — это тип социальной общности, включающей множество индивидов и характеризующейся целым рядом существенных

признаков: ситуативный способ существования, поскольку общность оказывается неустойчивой вследствие ее возникновения «по случаю» (например, толпа на митинге); в нее входят люди, относящиеся к самым разным социальным, этническим, демографическим, профессиональным и иным группам; имеет «размытые», открытые границы, она не замкнута, к ней может подключаться любой желающий принять участие в ее деятельности. Социально-территориальные -проживание на определенной хозяйственно освоенной территории.

 

 


 

Коммуникативная —общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности; Регулятивная —осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей; Культурная —воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

 

 

характеризуются наличием экономических, социальных, политических и иных связей между людьми в рамках пространственно ограниченных социальных структур. К числу наиболее значимых социально-территориальных общностей относится население села, района, города, агломерации, области, региона, республики.Этническая общность - формируется в условиях единства территории и экономической жизни. Сегодня мы знаем немало этнических социальных общностей, рассредоточенных на больших территориях (например, армяне, евреи). Признаки: единый язык, общие черты и стабильные особенности культуры и психологии, Основным же интегративным показателем этнической общности является самосознание.Чем меньше времени существует общность, тем менее плотными и глубокими являются связи и отношения внутри ее. В этом смысле можно говорить о различной степени сплоченности социальной общности (коллективов, организаций). «Общество», мы чаще всего имеем в виду не его абстрактное содержание, а те социальные образования, с которыми связаны мы сами. Другими словами, мы устанавливаем связь между собой и обществом через социальную общность.

 

 

предки, культовый ритуал и др. Утверждаются такие объединяющие факторы, как территория, хозяйственная жизнь, язык => Племя – объединяющее несколько родов. Единство племени поддерживалось за счет межобщинных браков и обязанностей взаимопомощи. Территориальные и социальные границы племени не были жестко ограничены. С возникновением более сложной социальной организации появляются общие формы культуры и идеологии - самосознание, религиозные верования. Развитие производительных сил, перемещение представителей разных родов и племен в рамках племенных союзов делало невозможным осуществление власти по родовой линии. Кровнородственный принцип стал повсеместно заменяться имущественно-классовым. На смену племенной организации приходит новая форма этнической общности - народ, народность. В дальнейшем часть народов преобразовалась внации, другие продолжают свое существование в современных обществах в качестве этнических меньшинств.

 

Критерии: Уровень образования - отличает средний класс от других групп.Уровень доходов и стандарт потреблении - Рассмотрение имущественных

характеристик представителей среднего класса тесно связано с рассмотрением их стандартов потребления

Ежемесячный уровень дохода на одного члена семьи в среднем классе составляет 10427

 

Национально-этнические конфликты — это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Выделяют 4 стадии:1. Скрытую стадию —обусловленную неравным положением групп, индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;2. Стадию напряженности -зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. 3. Стадию антагонизма -которая проявляется как следствие высокой напряженности;4. Стадию несовместимости - являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности.

 

 

образования. Функции института образования:обеспечивает устойчивость социального порядка; сохраняет чистоту социальных общностей в сфере образования ; способствует сохранению социальных связей и внутригрупповой сплоченности среди учащихся и педагогического персонала; осуществляет контроль за отклоняющимся от установленных норм поведением. Важнейшая функция социального института образования - упорядочить и свести деятельность социальных общностей в его рамках к предсказуемым образцам социальных ролей.

 

производства и стремление производителя реализовать в первую очередь свой частный интерес. Функции:обеспечить надежный путь к динамичному и эффективному хозяйственному развитию, создать предпосылки достойного уровня жизни, большинства членов общества.

3. Институт производства.Исследование производства как социального института осуществляется на двух уровнях. Первый - выявление места производства в обществе, его связей с другими социальными институтами. Второй можно назвать специальным, т.к. речь идет об изучении организации, структуры, социальных процессов, социальных ролей, норм и функций в самом производстве. Важной задачей изучения производства как социального производства является анализ его влияния на мотивы, процессы и результаты трудовой деятельности людей, а также общественных последствий самого производства.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.