Экзамен по истории искусств Русское и европейское искусство II пол. XIX века. Архитектура. 1. Эклектизм и модерн в русской архитектуре. 2. Творчество В. Шервуда, Ф. Шехтеля, Л. Кекушева, Р. Клейна. В архитектуре появилась эклектика, т. е. свободное смешение деталей различных стилей. Главным направлением эклектики является историзм. Т. е. воспроизведение искусства прошедших эпох. ü Парламент в Лондоне (Ч. Барри) Смешение европейского и древнерусского зодчества. «Псевдорусский стиль» - имитация архитектурных элементов деревянных изб с резными украшениями ü (Спас на Крови) Храм Воскресения в Санкт-Петербурге (арх. А. Парланд) ü Здание исторического музея в Москве (архитектор В. О. Шервуд) Наиболее часто эклектика использовалась в строительстве доходных домов. В них рациональная планировка сочеталась с эффективным оформлением фасада. ü Дом Басина (архитектор Н. Никонов) ü Дом Никонова (архитектор Н. Никонов) Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Модерн явился средством преодоления эклектизма, овладевшего европейской архитектурой. Он преследовал цель создания нового универсального синтетического стиля. Великие мастера модерна в одном произведении соединяли в сказочном организме архитектуру, пластику, живопись, декоративно-прикладное искусство. ü Особняк Морозова в Москве (архитектор В. Назирин) Скульптура. Представителем эклектики в скульптуре был Михаил Осипович Микешин(1836-1896гг). В его творчестве сочетались следы барокко и классицизма. Памятники Микешина отличались сложной символической композицией, обилием персонажей и украшающими деталями. Самостоятельно ознакомиться с биографией Микешина. Основные события жизни и работы записать в тетрадь. ü Памятник тысячелетию России ü Памятник Екатерине Второй Основной задачей скульптора было увековечивание великих событий из истории России, её выдающихся сынов. Во второй половине 19 века крупнейшим представителем демократического реализма в скульптуре, автором насыщенных глубоким психологическим содержанием статуй русских исторических деятелей былАнтокольский(1843-1902 гг.). Отдельные реалистические памятники создали Опекушин, Микешин, Волнухин. Марк Матвеевич Антокольский http://www.liveinternet.ru/users/marginalisimus/post287288329/ (загляните) Создавал исторические портреты, которые отличаются убедительностью образов. Обычно автор передавал только главные черты характера. ü Иван Грозный ü Нестор Летописец ü Петр 1 Первым стал изображать в скульптуре повседневную жизнь. ü Еврей-портной Живопись. Импрессионизм во Франции. Клодт Моне,Эдуард Мане, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар Во Франции яркий расцвет переживает новое художественное направление – импрессионизм, появившийся под влиянием представителей реализма. Импрессионизм У истоков импрессионизма стояли художники Эдуард Мане и Эдгар Дега. Наиболее известными художниками-постимпрессионистами были П.Сезанн, П.Гоген, В.Ван Гог и др. Импрессионистов отличает живое видение натуры. Эти художники применяли преимущественно яркие краски, при этом основное внимание уделяли игре цветовых оттенков, а не четкой прорисовке фигур и деталей. Для импрессионистов были важны передача ускользающих мгновений, выделение случайных деталей, постоянное открытие нового. Художники стремились уловить на картинах короткие мгновения бытия, подобно фотографам. Асимметричные, динамичные и неуравновешенные композиции создавали впечатление случайности, но на самом деле были тщательно продуманны. Признанным лидером среди художников-импрессионистов был Клод Моне. Эдуард Мане(1832 – 1883гг)вышел из богатой семьи, желая «идти в ногу со временем» он искал новое в искусстве. Используя приемы классицизма (главные персонажи в центре, использование античного или мифологического сюжета, трёхмерность), он добавлял современные явления. ü Завтрак на траве ü Бар Фоли-Бержер ü Олимпия Эдгар Дега(1834 – 1917гг)свое дарование посвятил любимому им театру, не работал на пленэре, почти не писал с натуры, был по его словам «колористом посредством линий». Его увлекала задача – передать разнообразие движений со всей точностью. Отсюда – сложные ракурсы, необычные повороты. ü Голубые танцовщицы ü Гладильщицы белья ü Бульвар Капуцинок в Париже ü Руанский собор, Стога, Кувшинки Новым в искусстве импрессионизма стали техника мазка, передача впечатления от света и цвета натуры. Художники наносили на полотно чистые краски, не смешивая их на палитре, поэтому картины поражали своей многоцветностью и при разглядывании издали как бы оживали. Пьер Огюст Ренуар (1841 – 1919гг) Среди импрессионистов он занимает особое место, это один из самых одаренных французских художников второй половины XIX века. В его творчестве значительное место занимают портреты и жанровые композиции, чаще всего раскрывающие образы французских женщин. ü Девушка с веером ü Портрет актрисы Жанны Самари ü Зонтики Огюст Роден (1840 —1917гг) — знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. ü Врата ада ü Граждане Кале Поль Сезанн (1839-1906 гг.) самый крупный постимпрессионист, один из выдающихся художников, определивших развитие изобразительного искусства 20 века. В 1860-1870-х гг. присоединился к импрессионистам, но никогда не разделял их целей и не принимал их техники. Работая вместе со своим другом и наставником Писсарро, он в основном писал пейзажи на пленэре. Сезанна интересовало не столько мимолётное впечатление от игры света, сколько материальная предметность натуры. Свои задачи он выразил в двух высказываниях: (1) "повторить Пуссена на природе" и (2) превратить импрессионизм "во что-то основательное и вечное, подобно музейному искусству". Излюбленные темы Сезанна - натюрморты, портреты жены и пейзажи Прованса, особенно виды горы Сент-Виктуар. Великолепие французской классической традиции сочетается в них с новыми изобразительными средствами, передающими форму и пространство с помощью тончайших модуляций цвета. Поздние пейзажи, одновременно объёмные и плоскостные, предвосхитили последовавшие всего через несколько лет кубистские опыты Брака и Пикассо. ü Яблоки и апельсины ü Дорога в Понтуазе ü Автопортрет Поль Гоген (1848- 1903гг) всегда был смелой, решительной личностью, таким он оказался и в живописи. Наверное, благодаря этому, его картины настолько самобытны, не похожи на других. Этим они и завоевали любовь и признание общественности и мастеров жанра. Для этого художника характерны импрессионистский стиль написания, фовизм. В первую очередь он старается изобразить смысл, глубину и настроение, а непросто изображение. Как и все модернисты, он выступает против реализма или, как бы мы сейчас сказали – фотореализма. Главное в живописи – это рассказать людям, сделать из картины нечто вроде маленького повествования, где необычными методами проявляются тонкие черты характеров и происходящего. Полю Гогену была свойственна страсть к переменам, поэтому после долгих путешествий он вдруг отправляется на Таити, где были созданы самые великие его полотна. ü Таитянский цикл Проверь себя! Экзамен по истории искусств Билет № 14 I. Искусство модерна (архитектура и ДПИ) II. Вторые вопросы в билетах: Творчество художников (знать основной жанр (направление), назвать главные произведения) М. Микешин III. Третьи вопросы в билетах (определения): Что такое импрессионизм? |