МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Основные научные труды Л. Н. Когана





Монографии

Труд и красота. – М., 1963.

Художественный вкус. – М., 1969.

Искусство и мы. – М., 1970.

Очерки теории социалистической культуры (в соавторстве с Ю.Р. Вишневским). – Свердловск, 1972.

Цель и смысл жизни человека. – М., 1984.

Человек и его судьба. – М., 1988.

Зло. – Екатеринбург, 1992.

Социология культуры. – Екатеринбург, 1992.

Теория культуры. – Екатеринбург, 1992.

Вечность. Преходящее и непреходящее в жизни человека. – Екатеринбург, 1994.

В четвёртом измерении: философские идеи русской литературы. – Нижневартовск, 1994.

Жизнь в поколениях. Классика и современность. – Екатеринбург, 1995.

Философия: серьёзная и весёлая. Очерки о философии Уильяма Шекспира. – Челябинск, 1996.

Л. Н. Коган «Сущность культурной деятельности»[2].

Научный анализ категории «культурная деятельность» можно дать лишь в результате ответа на вопрос: что такое культура? Не вдаваясь в суть дискуссий о содержа­нии этого понятия, отметим, что в современной ... литературе о культуре большинство исследователей трактуют её какспособ человеческой деятельности.Однако само это понятие рассматривается разными авто­рами неоднозначно. Можно выделить четыре основных под­хода к пониманию культуры как способа деятельности.

1) Культура рассматривается как синоним творче­ской деятельности человека. Эта точка зрения представ­ляется нам в принципе верной, однако при этом необхо­димо дополнительно пояснять, что понимается под твор­чеством, к тому же ... при таком определении из понятия куль­туры выпадает вся репродуцирующая, воспроизводящая деятельность.

2) По мнению других исследователей, способ чело­веческой деятельности отождествляется с понятием «технология деятельности». При таком подходе не учитыва­ется существование культуры как накопленной челове­ческой деятельности, опредмеченной в ценностях куль­туры. Здесь берётся часть культуры, а не её целостность.

3) Некоторые исследователи «способ деятельности» рассматривают как «вне биологический способ деятель­ности людей». При таком подходе, как уже неодно­кратно отмечалось в литературе, культура сливается с понятием «общество».

4) Наконец, в научных публикациях все чаще встре­чается интерпретация «способа деятельности» как реали­зации творческих сил, духовных потенций человека, ко­роче, говоря, словами К. Маркса, сущностных сил чело­века. Эта точка зрения представляется наиболее плодо­творной.

Сущностные силы человекаесть силы общества, воплощённые в его социальном бытии и выражающие социаль­ную сущность человека ...Сущностные силы человека проявля­ются в его деятельности. Они изменяются с изменением самих общественных отношений, присваиваемых челове­ком, и проявляются, прежде всего, в труде как основном виде социальной жизнедеятельности общества.

Культура и есть мера и способ реализации сущностных сил человека и его социальной деятельности в резуль­татах этой деятельности.

В социальной деятельности человека в любой сфере реализуются человеческая сущность, его сущностные силы. Анализ этой стороны человеческой деятельности и составляет сущность её культурологического изучения. В этом смысле культура представляет собой «срез», ха­рактеристику всех видов деятельности человека в отно­шении реализации и воспроизводства в ней его сущностных сил – способностей, потребностей, творческих возможностей, индивидуальных производительных сил.



Культура развивается в единстве противоположно­стей: опредмечивания сущностных сил человека в его деятельности и продуктах этой деятельности – ценностях культуры, с одной стороны, и распредмечивания – освое­ния реализованных в ценностях культуры сущностные сил и превращения их в духовное богатство социального субъекта – с другой. По сути непрерывное полагание и разрешение этого противоречия и есть культурная дея­тельность. Сущностные силы человека проявляются только в его социальной, преобразующей деятельности. Эта деятельность представляет общественный по своей сущности процесс обмена деятельностью между людьми...

Любая культурная ценность выступает в этом смысле своеобразным «посредником» такого обмена, транслятором приобретённого людьми социального опыта. При этом речь идёт не только о книгах, картинах, кино­фильмах, но и об орудиях труда, предметах быта, однако лишь в том аспекте, в том их качестве, в котором они выступают аккумуляцией определённого социального опыта людей.

Иными словами, в процессе социальной деятельности люди творят друг друга. Если это верно для любой со­циальной деятельности человека, то тем более это отно­сится к культурной деятельности, ибо сама культура есть не что иное, как раскрытие и реализация сущностных сил человека в социальной деятельности и её результа­тах. Следовательно, говоря о культуре, мы рассматриваем всю социальную деятельность человека в её человеко-творческом (культурном) аспекте...

...Сама по себе культурная деятельность непосредст­венно не изменяет ни природу, ни политические отноше­ния, ни даже продукты духовной деятельности человека. Она изменяет самого человека как субъекта материально, социально и духовно преобразующей деятельности. А этим самым она опосредованно, через деятельность человека влияет на изменение мира. Это обстоятельство отмечал ещё Гегель: «Неумелый всегда производит не то, что он хочет произвести, потому что он не господин над своим собственным деланием, между тем как тот рабочий может быть назван умелым, который производит предмет таким, каким он должен быть, и который в своём субъективном делании не находит никакого сопротивле­ния цели». Эту культуру деятельности Гегель назы­вает «практической» культурой, подчёркивая, что она состоит в привычке, в потребности заниматься данным видом деятельности. Эти мысли великого немецкого фи­лософа представляют одну из величайших его материали­стических догадок.

... Эти положения Гегеля опираются на серьёзную фи­лософскую традицию. Анализируя «Энеиду», Г. С. Кнабе подчёркивает, что Вергилий не отрывал культуру от дея­тельности, более того, он отразил идею их тождества, опи­рающуюся на понимание культуры «как деятельности, направленной на организацию и очеловечивание мира и жизни, исторического нравственного и пластического единства человека с мировым и социальным целым как обязательной формой такой деятельности». Ф. Бэкон, видя в культуре путь человека к свободе, заявлял: «Ведь тот, кто знает своё дело, тот достигает цели, и всякий мастер – повелитель своего творения». Отметим, что в этом вопросе мысли Бэкона и Гегеля почти буквально совпадают при всем различии их мировоззрения в целом...

Итак, с древнейших времён в истории мировой фило­софской мысли культура связывалась с деятельностью, причём с деятельностью умелой, соответствующей определённым нормам и характеристикам. Только овладение этими всеобщими нормами и превращает деятельность че­ловека во всеобщую, иными словами, в деятельность, со­ответствующую достигнутому человечеством уровню зна­ний, навыков, умений, короче говоря – культуры...

Понятие культурной деятельности имеет двоякий характер. С одной стороны, это «вертикаль­ный срез» целостной системы социальной деятельности человека, взятой под одним, специфическим углом зре­ния. С другой стороны, это особая сфера человеческой деятельности, «механизм» функционирования культуры, деятельность, направленная на раскрытие и опредмечивания сущностных сил человека. Учитывая все это, мы можем определить культурную деятельностькак реализацию в любом виде социальной деятельности человека его сущностных сил, поднимаю­щую эту деятельность до уровня всеобщей...

...Культурная деятельность в её узком смысле нераз­рывно связана с духовно-практической деятельностью че­ловека. Она представляет собой не что иное, как дея­тельность человека по поводу производства, распростра­нения, сохранения и потребления ценностей духовной культуры. В материальной или политической культуре собственно культурная деятельность выступает сопут­ствующей, т.е. является срезом, элементом другой дея­тельности, имеющей чёткое функциональное назначение. Человек производит необходимые орудия и предметы труда с тем, чтобы удовлетворить соответствующие обще­ственные потребности. Но в процессе этой деятельности он развивается сам, обогащаются его опыт, умения, зна­ния. Следовательно, оставаясь функциональной, эта дея­тельность имеетчеловекотворческий характер и этим са­мым приобретает культурный смысл, выступает и куль­турной деятельностью.

В сфере производства, сохранения, распределения и потребления духовных ценностей, т. е. в сфере духовной культуры, культурная деятельность выступает и в наибо­лее развитом её виде. Не случайно с древних времён существует разветвлённая сеть специальных социальных институтов и учреждений, предназначенных для осущест­вления культурной деятельности (театры, концертные залы, библиотеки, музеи, позднее – клубы, кинотеатры и т. д.). Функционирование культурной деятельности в этой сфере вызвало к жизни большой отряд людей, профессионально занимающихся культурной деятель­ностью, ту часть современной интеллигенции, которую называют работниками культуры.

... Разделение культурной деятельности в широком и узком смысле ... таит в себе определённую опас­ность отрыва этих аспектов друг от друга и даже их взаимного противопоставления. Но эта опасность кажу­щаяся. Культурная деятельность едина, ибо и в широком, и в узком смысле она представляет собой деятельность по самореализации сущностных сил общественного человека, его способностей, потребностей, дарований, творческих возможностей. В любом случае это – человекотворческая деятельность, направленная на формирование определённого типа человеческой личности в интересах того или иного класса. Ее субъектом и объектом может выступать только человек...

Духовная культура представляет собой самую разветвлённую систему культуры. В ней можно выделить определённые элементы, соответ­ствующие различным видам духовно-практической дея­тельности – философской, научной, нравственной, пра­вовой, художественной и т. д. Однако все эти виды дея­тельности могут рассматриваться как проявления духов­ной культуры лишь в одном аспекте – как способ раскрытия, реализации сущностных сил человека. Самое краткое определение духовной культуры – ее рассмотре­ние как способа и меры самореализации человека в духовно-преобразующей деятельности.

Деятельность человека в сфере духовной культуры есть деятельность, направленная на производство, сохра­нение, распределение (распространение) и потребление духовных ценностей. Культурная деятельность в сфере духовной культуры возвышается до уровня всеобщности, ибо в результате обмена духовной деятельностью (зна­ниями, художественными моделями, навыками, умениями и т. д.) культурная деятельность индивида или группы интегрируется в культуру класса или общества в целом.

... Культурная деятельность, пред­ставляя собой процесс все более полного и глубокого присвоения общественных отношений каждым индиви­дом, процесс общественного взаимодействия, отнюдь не сводится к простому фейербаховскому взаимодействию «я» и «ты», а выступает как всеобщий, универсальный процесс общественного взаимодействия. В этом процессе человек осваивает социальный опыт не только непосред­ственно связанных (общающихся) с ним людей, но и людей, живущих в других странах, на иных континентах... При этом индивидуальные особенности социальной деятельности не только не теряются, но и обнаружива­ются еще более рельефно. Другими словами, деятель­ность человека некультурного всегда более шаблонна, стереотипна, обладает большими признаками конфор­мизма, чем культурного. Культура выступает как бы катализатором проявления индивидуальности. Следова­тельно, культурная деятельность, с одной стороны, воз­вышает индивидуальную деятельность до уровня всеоб­щего, делает ее все более универсальной, а с другой сто­роны, способствует ее индивидуализации.

... Культурная деятельность – чрезвычайно динамичное общественное явление. Она изменяется вместе с изменениями, как объективных условий общественной деятель­ности людей, так и их субъективных мотивов, стимулов, целей деятельности, от отношения к ней человека.

... Культурная деятельность относится к наиболее лич­ностным, интимным видам человеческой деятельности, что должно учитываться при ее измерении, а тем более при общественном регулировании. Очевидно, при ана­лизе эмпирически измеримых показателей культурной деятельности должны учитываться следующие три груп­пы характеристик:

1) фиксация участия социального субъекта в тех или иных конкретных видах культурной деятельности, интенсивности и регулярности этого участия;

2) содержание каждого конкретного вида культур­ной деятельности, т. е. реальная культурная ценность производимых пли потребляемых социальным субъектом произведений духовной культуры;

3) эффективность производства н потребления этих духовных ценностей для развития личности индивида как члена определённой социальной общности.

Если показатели первой из этих групп уже широко используются в практике проводимых в стране социоло­гических исследований культурной деятельности и куль­турного уровня людей, то выход на вторую, а особенно па третью группу характеристик, наиболее глубоких и важных, чрезвычайно затруднён вследствие отсутствия надёжных индикаторов и показателей, определяющих содержание и эффективность культурной деятельности. Вероятно, помимо широко применяемых ныне показате­лей регулярности участия в том или ином виде деятель­ности по производству и потреблению духовных ценно­стей, совокупных затрат свободного времени на эту дея­тельность, затрат на неё средств из общего потребительского бюджета и т. д., необходимо учесть как важней­ший показатель – степень творческого характера этой деятельности...

Таким образом, на наш взгляд, правомерно утверждение, что вся культурная деятельность, если она способствует реализации и развитию личности, с полным основанием может быть названа творческой деятельностью... И все же потребление культуры, когда оно является «производительным потреблением» и необходимо для последующего производства духовных ценностей, никоим образом нельзя уравнивать с участием в самостоятельном духовном производстве...

Таковы основные методологические принципы изучения культурной деятельности... Все сказанное свидетельствует о сложности данного понятия и о сложности его конкретно-социологической операциональной интерпретации.



[1] Руткевич, М. Н. Общество как система. Социологические очерки. СПб., Алетейя, 2001. – 444 с. – (Введение. Специфика общества как системы). С. 8-14.

[2] См.: Коган Л. Н. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования. – М.: «Наука», 1981.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.