МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ДВИЖЕНИЕ СОФИСТОВ И ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА





Античная философия

План:

1. Основные этапы развития античной философии

2. Учения великих натурфилософов

3. Движение софистов и философия Сократа

4. Идея Платона

5. Учение сократических школ

6. Философия Аристотеля

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

1-й период: Зарождение и формирование (6 вв. до н. э.).

2 период: Зрелость и расцвет (5-4 вв. до н. э.).

3 период: Закат (3-1 вв. до н. э.).

4 период: Упадок и гибель в эпоху Римской империи (1-3 вв. н.э.).

УЧЕНИЯ ВЕЛИКИХ НАТУРФИЛОСОФОВ

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Ранние мыслители ищут некое первоначало, из которого все произошло. В самый ранний период образуются философские школы. Одной из ранних была мелетская школа (город Мелет). Представители мелетской школы Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит. Фалес считал, что начало всему – вода. Анаксимен – воздух. Анаксимандр – некое вещество айперон (смесь земли, воды, воздуха и огня). Айперон находиться в постоянном движении и порождает противоположности: сухое – влажное, теплое – холодное (зарождение диалектики).

Космос они рассматривали как непрерывно изменяющиеся целое. Особенно ярко будет представлено диалектика у Гераклита. Он считал первоначало всего сущего огненную стихию – самое подвижное из элементов космоса. К великим к натурфилософам относятся: Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрита.

Крупным по пути развития онтологического подхода решением философской проблемы является атомизм Демокрита (460 – 370 г до н.э.). Суть его учения: бытие есть нечто предельно простое, неделимое, непроницаемое - Атом. Атомов бесчисленное множество, они вечны, низменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают, и не уничтожаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердостью. Отличаются друг от друга по своему объему, весу, форме и расположению. Атомы не качественны, то есть, лишены каких бы то не было чувственных свойств. Все тела состоят из атомов, свойства вещей чувственно воспринимаемые существуют не в вещах, а только в чувственном восприятии человека и возникают вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом - бытие, то пустота- это небытие. Если бы не было пустоты, то не было бы и реального множества и движения. С другой стороны, если бы все было делимо во множестве, то пустота была бы во всем, то есть в мире ничего бы не было, не было бы и самого мира. Движения Демокрит считал естественным, вечным состоянием Космоса. Движение - важное свойства атомов и всего реального мира.

Вывод:

1) Все вещи образуются из сочетания атомов: всё многообразие мира проистекает из их соединения и разделения. А потому вещи различаются лишь по количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению.

2) Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте.

Сторонников атомической теории не интересовал вопрос, для чего возник мир, и кто его создал. Они стремились понять, как возникают миры. Сталкиваясь, атомы образуют вихри. Тяжелые элементы накапливаются в центре. Легкие на периферии. Земля, вода, воздух - первичные группировки атомов. Сочетание атомов образуют целые миры. Живое возникло из не живого. Человек есть собрание атомов. Душа человека состоит из особых атомов. Всё происходит согласно необходимости, случайность отсутствует. Атомисты сформулировали главный закон мироздания: вселенная бесконечна и бесконечны миры, одновременно существующие в мировом пространстве.



ДВИЖЕНИЕ СОФИСТОВ И ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

Накопление философией объёма знаний, изменили общественную жизнь; произошел переход к другой философской проблематике: переход от натурфилософии к рассмотрению человека, его жизни во всех её многообразиях. Возникает субъективистско - антропологическая тенденция в философии. Родоначальником её являются софисты и Сократ. Сократ(470 - 399 г. до н.э.) Сократ стремится понять мир, двигаясь не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. Например: рассуждения о прекрасном. Основополагающая способность человека: разум, мышление. Именно разум способен дать знание. Истинное познание призвано дать человеку верные направления для его жизни. Поэтому ценность всякого познания природных, людских и божественных явлений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела.

Сократ верил, что, если человек знает, что хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание – это источник нравственного совершенства.

Сократ выделил три основных человеческих добродетели:

1) умеренность (знание как обуздать страсть);

2) храбрость (знание как преодолевать опасности);

3) справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).

Можно ли научиться добродетели? Сократ считал - нельзя. Он различает знание и мнение. Знание нельзя получить в готовом виде, человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа - майевтика. Суть метода: исходное начало - ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему, Сократ пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах. "Я знаю, что я ничего не знаю" - заявлял он. И тем самым приглашал к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая бы основывалась на логических аргументах, была бы достаточно обоснованной. А достигал он этой цели путем точной постановки вопроса. Был автором другого способа: индукция и дедукция (от частного с общему и наоборот). Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. "Познай самого себя". Он первый дал установку на самопознание.

Вывод: Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед.

4. "ИДЕЯ" ПЛАТОНА

Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427 - 347 г. до. н.э.) и Аристотель (384 - 322 г. до. н.э). Они подводят итог к классическому периоду древнегреческой философии. Идеализм Платона впервые выступает в форме мировоззрения. В философской системе Платона можно выделить четыре составные части: онтология, космология, гносеология, и этика. Онтология: Платон, так же как и элеаты, характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Но в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно (как у Демокрита), множество бытия, Платон называет идеями (Эйдес) или сущностями. Материальный мир, который нас окружает. И мы познаём своими чувствами, является, лишь "тенью" и произведён от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Идеи являются низменными, неподвижными и вечными. Идея существует без человека - космология. Он сторонник телеологического понимания мира: все процессы в мире целесообразны, продуманы творцом. Бог, "приступая к составлению тела Вселенной, сотворил его из огня и земли". Между огнём и землёй он поместил воду и воздух. Так возник Космос. В центр Космоса Бог вложил Душу. Затем смесь идей и материи Бог разливает по пространству, в результате чего Космос становится живым существом, одарённым умом. Затем Бог творит всё живое на Земле. Из смеси, которая разлита в пространстве, Бог готовит для каждого его душу. Кроме мировой души Платон признавал существование звёзд, человеческих душ, душ животных и растений. Каждой душе соответствует неподвижная душа.

Теория познания: Теория познания Платона опирается на его учения о душе. Душа и тело по Платону, противоположны. Человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает и его душа освобождается от телесного покрова и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Платон выстраивает целую иерархию Божественного миропорядка. Область идей - система, подобная пирамиде: на вершине пирамиды превыше знания и истины пребывает идея Благо. Идея Блага по своей природе выходит за пределы одного лишь познания. Она сообщает предметам не только способность быть познаваемыми, но и способность существовать и получать от неё сущность. Поэтому суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. В наследии Платона интересны следующие моменты:

1. Идея вещи есть смысл вещи

2. Идея вещи есть цельность всех составляющих её частей

3. Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и
единичностей, которая является законом для возникновения и
получения этих единичных появлений вещи. Например, любой
механизм может быть работающим, если все его части объединены
одной идеей. Идея - есть закон.

4. Идея не вещественна

Этика: Нравственность в философии Платона зависит от качества души человека, его поведения. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием обладает душа.

Душа состоит из трех частей:

1 разумной, 2 пылкой (волевой), З вожделеющей (чувственной).

Чтобы человеческий род мог выжить, и люди не поубивали друг друга, они должны жить добродетельно и воспитывать в этом духе своих детей. В понятие добродетели входят мудрость, рассудительность, мужество, справедливость, благочестие. Знание и выполнение законов своего государства также является добродетелью.

УЧЕНИЕ СОКРАТИЧЕСКИХ ШКОЛ

В эпоху эллинизма обоснованы новые модели космоса. Важнейшие философские течения данной эпохи – эпикуреизм, кинизм, стоицизм.

Эпикур (341 – 270 г до н.э.). Он разделял свое ученье на три части: теория познания (каноника), ученье о природе (физика), и этика. Эпикур не признавал самостоятельной ценности знания, а цель философии видел в достижении безмятежного состояния духа, свободы от страха, смерти и природных влечений. Основу знаний составляют чувственные восприятия, заблуждения же являются результатом ошибок человеческой мысли. Эпикур разделял основные положения атомистического учения Демокрита. Но он ввел так же идею о случайных отклонениях атомов от траектории их движения. Поэтому допущение о случайных отклонениях позволяло ему говорить о свободе воли. Душа, поскольку она, как и тело атомарна, гибнет и разлагается в месте с ним, поэтому, считал философ, нет смысла, боятся смерти, ибо «смерть не имеет к нам ни какого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Единственное благо для человека – наслаждение, которое Эпикур понимал как отсутствие страданий. Для того, что бы обрести такое наслаждение, надо устраниться от всех тревог, государственной деятельности, опасностей.

Школа киников. Эти мыслители пытались не только разработать собственный взгляд на мир, но и испытать на себе, те же взгляды, которые они проповедовали. Для киников главная цель – жить в соответствии со своими убеждениями. Человек может опереться только на себя, на собственные жизненные ресурсы.

Взгляды киников унаследовали стоики (портик, стоя в Афинах, где была основана школа основатель Зенон). Ведущее место занимала – этика – учение о нравственности поведении. Они учили мужественно противостоять трагизму жизни. Человек должен жить морально. Это внутренний выбор. Если такой возможности нет, то можно добровольно уйти из жизни.

Добродетель в системе рассуждений стоиков выступает как единственное благо. Стоическая философия оказала огромное воздействие на философскую мысль. Идеи стоиков многократно получали признание: их признавали, критиковали. Идея нравственного поведения актуальна во все времена, вопрос лишь в том, находит ли она массовое признание в ту или иную эпоху.

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Философия завершает объективиско – онтологическую традицию. Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Аристотель является создателем самой обширной научной системы существующей в античности. Аристотель - мыслитель - энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знаний. Ему принадлежит заслуга, впервые провести разграничения наук, выделив для каждой из них специальные области исследований и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.

Теоретические науки:

- метафизика, изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего;

- физика, изучает состояние тел и определенные материи;

- математика, изучает абстрактные свойства реальных вещей.

Практические науки:

- этика-наука о норме поведения людей;

- экономика;

- политика;

Творческие науки, связанные с деятельностью творцов:

- поэтика, теория стихосложения;

- риторика- теория ораторского искусства;

- искусство ремесел.

Аристотель дает иное толкование понятию бытиё, чем Платон. Он не отожествляет бытиё с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира.

Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю. Эта первичная материя не определена ни одной из категории, которыми мы определим реальные состояниям сущего. Она образует потенциальную предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, её нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой материи является, по Аристотелю, четыре элемента: огонь, воздух, вода и земля. Они представляют промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемых чувствами вещей можно различить две пары взаимно противоположных свойств – тепло и холод, влажное и сухое. Эти четыре элемента – основа реальных вещей. Четыре основных соединения этих свойств характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух – теплого и влажного, вода – холодного и влажного, земля – холодного и сухого.

Позднее Аристотель вводит пятый элемент – эфир. В это время Аристотель допускает возможность замены одного элемента другим, это становится возможным, потому что все элементы являются конкретной модификацией одной и той же материи.

Мир есть совокупность субстанций, каждая из них некоторое единичное бытие. Но что такое единичное бытие? Каждая единичная вещь есть сочетание единства материи и формы. Материя это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Форма образует из потенциального бытия действительное материальное бытие. Форма это актуальное начало, начало жизни и деятельности. Форма не материальна. Материя по Аристотелю, так же как и у Платона, это первичный материал. «Форма» есть действительность того, возможностью чего является «материя», и наоборот, «материя» есть возможность того, действительностью чего будет форма. Согласно Аристотелю в пределах чувственно воспринимаемых вещей возможен последовательный переход от «материи» к форме. И наоборот.

При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Сущность это единое, обладающее самостоятельностью бытия. Первые сущности состоят из материи и формы. Они выступают чувственно познавательным бытием. Вторые сущности производные от первых. Они не постигают конкретное индивидуальное бытие, а является видовым определением (стул, стол – первичные; мебель – вторичные).

Категории и сущности являются основным средством познания мира.

В соответствии с этим Аристотель выделяет четыре вида причин бытия:

- материальные, то из чего состоят вещи, их субстрат;

- формальные, в которых форма проявляет себя, образует сущность субстанцию бытия.

- действующие или производящие – рассматривающие источник движения, энергетическая база формирования вещей.

- целевая или конечная причины, отвечающая на вопрос «почему?» и «для чего?».

Движение по Аристотелю, тесно связано с конкретными формами бытия. Движения помимо вещей не существует. Оно вечно. Источник движения, с одной стороны, движение присуще самим вещам. И с другой стороны при помощи неподвижного первого двигателя – чистой лишенной формы материи – Бог, источник жизни и движения всего космоса. Он различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена и изменение места.

Вопросы:

1. В чем заключается теория познания Платона?

2. Почему Аристотель критикует Платона?

3. Важнейшие философские течения эпохи эллинизма?

4. В чем заключалось учения Сократа?

5. Основные этапы развития античной философии?

 

 

Категориальный анализ понятий:

Античность – Древний греко-римский мир и его культура.

Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. Или недостоверный рассказ выдумка.

Космология - учения о Вселенной.

Киники - последователи философской школы, основанной в 4в. до н. э. Антисфеном и названной по месту в Афинах, где происходило обучение (kynosagres): киники отвергали нравственные общественные нормы и призывали к аскетизму, простоте и возврату к природе, считая это средством достижения духовной свободы.

Эпикуреизм - появилось в древнегреческой и римской философии, позднее во Франции в 17веке: учение, согласно которому основой счастья человека является удовлетворение жизненных потребностей, разумное наслаждение и покой (по имени древнегреческого философа – материалист Эпикура).

Стоицизм – появилось в Древней Греции и Риме: рацинолистическое философское учение, которое в своем объяснении законов движения мира, человеческого познания, общественных отношений и этических норм соединяло материалистическую основу с идеалистическим толкованием явлений.

Этика – учение о нравственности поведении. Они учили мужественно противостоять трагизму жизни.

Айперон – некое вещество (смесь земли, воды, воздуха и огня). Айперон находиться в постоянном движении и порождает противоположности: сухое – влажное, теплое – холодное (зарождение диалектики).

Онтология – философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующие в единстве с теорией познания логикой.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.