Тема: Урок – основная форма организации процесса обучения (6ч.) Семинарские занятия СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ: Занятие 1. Тема: Процесс обучения, его закономерности и принципы (2ч.) 1.Сущность, движущие силы и противоречия, функции процесса обучения. 2. Цели обучения в истории дидактических учений (дидактический формализм, дидактический материализм, дидактический прагматизм). 3.Основные этапы процесса обучения. 4.Понятия «закон» и «закономерность» в обучении. 5.Закономерности обучения. 6.Принципы обучения. 7. Сравнительный анализ классических и новых принципов дидактики Литература: 1.Воронов В.В.Педагогика в двух словах. - М., 1997, с.59-70, 76-78. 2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика.- М., 2002,с.125-126, 133-137. 3.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А.Смирнова.- М., 1998. 4. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. !!! Стр.75-87(принципы обучения) Практическое задание №1 : 1. Пользуясь списком обязательной литературы, составить сравнительную таблицу принципов обучения по В.А. Сластенину и А.В. Хуторскому. 2. Ответить на вопросы: -сколько принципов обучения формулирует один и второй автор; -Какие принципы обучения содержаться в обеих классификациях, а какие – нет; -Рассмотреть, каким содержанием наполняет новые принципы обучения А.В.Хуторской; 3. Сделать вывод. Занятие 2. Тема: Содержание образования и образовательные стандарты на современном этапе развития школы России ( 2 час.) 1. Понятие «содержание образования» в современной дидактике. 2. Требование к современному содержанию образования. 3.Функции и принципы отбора содержания образования. Закономерности и принципы построения содержания образования. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). 5. Понятие об УУД, их классификация. 6. Познавательные УУД. 7.Коммуникативные УУД. 8.Регулятивные УУД. 9.Личностные УУД. Литература: 1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Изд-во «Питер», 2000. 2. Педагогика./Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995. 3. Педагогика: Уч. пос. для студ. пед. уч. заведений./В.А. Сластенин и др. - М.: Школа-Пресс, 1997. 4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студ. высш. и сред. учеб. Заведений /С.А. Смирнов и др. – М.: Изд-ий центр «Академия», 1999. Источники: Http://window.edu.ru/recommended/49 Материалы по ФГОС ООО. http://40школа.рф/227 Практическое задание №2: 1.Пользуясь предложенными источниками, выписать в рабочую тетрадь определение УУД, их основные характеристики,требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования. Занятие 3. Тема: Методы и средства обучения (2ч.) 1. Понятие метод, методический прием, средство обучения. 2. Различные подходы к классификации методов обучения. 3. Характеристика каждой группы методов обучения из разных классификаций: а) классификация методов обучения по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; б) классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский; в) классификация методов обучения, в основе которой лежит целостный, деятельностный подход: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля, эффективности учебно-познавательной деятельности; 4. Факторы, определяющие выбор методов обучения. Литература: 1. Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995. 2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. - М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДС, 1999. 3. Педагогика: Уч. пос. для студ. пед. уч. заведений. /В.А.Сластенин и др. - М.: Школа-Пресс, 1997. Практическое задание №3. 1.В тетради для практических работ выписать и охарактеризовать методы обучения, актуальные на уроках истории / обществознания ( рассказ учителя, объяснение, работа с контурными картами, работа с тетрадями на печатной основе, исторический диктант, историческая реконструкция, учебная экскурсия, метод проектов и др.). Для удобства задание выполните в форме таблицы. Характеристика методов обучения, актуальных при изучении истории / обществознания в разных возрастных аудиториях обучающихся. Название метода обучения | Цель применения | Дидактические возможности метода (как его использовать применительно к урокам истории и обществознания) | Возможность использования в разных возрастных аудиториях обучающихся (есть ли возрастные ограничения) | Рассказ учителя | | | | Объяснение | | | | Работа с контурными картами | | | | Работа с ТПО | | | | Исторический диктант | | | | Реконструкция | | | | Учебная экскурсия | | | | Метод проектов | | | | Занятие 4-5-6 Тема: Урок – основная форма организации процесса обучения (6ч.) 1.Урок как целостная система. 2. Типология и структура уроков. 3.Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная, парная. Их характеристика. 4. Технологическая карта урока: что это такое и как она делается. Литература: 1.Дьяченко В.К. Коллективная структура учебного процесса и ее развитие. –М., 1989. 2.Махмутов М.И. Современный урок. – М.,1985. 3.Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. глава 6 (на основе предложенного материала составить конспект и продемонстрировать фрагмент творческого урока). Практическое задание №4. 1.На основе предложенного материала составить конспект (технологическую карту урока) и продемонстрировать фрагмент творческого урока по истории/обществознанию. Студенты каждой группы делятся на 3 подгруппы. Готовят и демонстрируют урок продолжительностью 30 минут, проигрывая его с остальными студентами группы. При этом на этапе подготовки вместе с преподавателем определяются: тема, возраст, дидактическая цель урока , форма его проведения, этапы и др. Занятие 7-8. |