Связь глухого ребенка с семьей. Глава 1 VII-III тыс. до н.элюди чаще прибегали к использованию жестов и мимики, общение глухих со слышащими не было затруднительным. Глава 2 IV-V века н. э · Геродоту (ок. 484—425 гг. до н. э.). высказывание по поводу того, что глухой овладел речью · Аристотель выдвинул мнение о том, что отсутствие или выпадение одного из органов чувств человека нарушает единство и целостность и тем самым делает невозможным его развитие. · Плиний Старший Гай Секунд (23—79 гг. н. э.) говорил о том, что одного глухонемого (К. Педиуса) научили живописи. При этом, отмечал Плиний, глухонемой К. Педиус проявил себя как настоящий художник · Кодекс Юстиниана( за глухими гражданами не признавалось юридических прав; глухие от рождения не могли участвовать в общественных делах; не имели юридического права управлять своими имениями, писать завещания) Глава 3 IV в. Церковь считала невозможным обучать глухих, т.к. глухой не способен правильно воспринимать и познавать окружающий мир. V в.церковный деятель Августин в своих сочинениях утверждал, что глухие не способны усвоить религиозные понятия, потому что вера основывается на проповеди, которую они не могут слышать, по его мнению они не способны читать и писать. V в. Епископ Джон из Гексгама предпринял попытку обучать глухого. В результате чего епископ пришел к выводу, что глухой мыслит и способен к обучению. эпохи Возрождения (XIV—XVI вв XIV в.Формирование гуманистической педагогиги, школа в значительной мере эмансипируется от церкви XIV в.Обучение глухих из знатных семей. В XV веке нидерландский ученый Рудольф Агрикола (1443—1485) приводил ранее неизвестные факты обучаемости глухих.(В своей книге «Об открытии диалектики» он писал о том, что один глухонемой от рождения научился говорить, причем лучше, чем некоторые люди с нормальным слухом); использование письменной речи как средства общения глухого с окружающими. 1550 г произведение Д. Кардано «О тонкостях» (в нем давалось физиологически обоснованное объяснение причин глухоты и немоты: «Глухота происходит от болезни, а немота от глухоты»); разработал классификацию глухих 1) глухие от рождения; 2) рано потерявшие слух (до того, как ребенок научился говорить); 3) позднооглохшие, которые сохранили речь. 1557 г работа Д. Кардано — «О физиологии чувств» (доказывалось, что глухих можно научить произносить и понимать читаемые слова, выражать свои мысли письменно и устно; глухие могут заниматься искусством). 1575мысль Д. Кардано о том, что обучать глухих чтению и письму, в особенности ранооглохших, следует на основе замещения потерянного слуха зрением. 1578 г. Первый документированный успех индивидуального обучения глухонемых П. Понсе, Испания( в основе обучения лежало преодоление немоты — обучение глухих словесной речи, обучал грамоте, письменной, дактильной и устной формам речи. 1620 Опубликована первая книга по сурдопедагогике «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить» Х.П. Боннет, Испания(возможность обучения глухого словесной речи, и прежде всего его обучения родному языку); ввел пальцевую азбуку; выдвинул ряд требований к методам обучения глухих: 1) обучение дактильной форме речи и осмысленному чтению с ее употреблением. 2) следует исключить жестовые знаки. При общении надо использовать только дактильную речь. 3) использовать вопросо-ответную форму речи. 4) развивать и совершенствовать умственную деятельность глухих учащихся. 5) Глухих детей должен обучать специальный учитель, имеющий творческие способности и убежденность в успехе дела. в XVII веке Фабрициус Аквапенденте в своей книге «Рассуждение о зрении, голосе и слухе» мысль о том, что глухие при определенных условиях могут научиться говорить, но практики обучения автор этой книги не касался. в XVII веке профессор риторики Франческо Лана Терци, учил глухих говорить, считывать с губ; объяснял значение слов, указывая на предмет; считал, что потеря одного органа чувств дает повышенную остроту другому. Проблемы сурдопедагогики в этой стране разрабатывались современником Глава 4 XVII в стремление обучать глухого ребенка устной речи так же, как и слышащего. XVII в Ф. Бэкон высказывал мысль о том, что в будущем ученые создадут «теорию жестикуляции». 1644 г, ученый-физик Джон Бульвер написал книгу о языке глухих, содержанием которой были «Хирология» (естественный разговор руками) и «Хирономия» (искусственный «ручной» разговор. В 1648 годуДжон Бульвер издал новую книгу под названием «Филокофус, или Друг глухонемого». (автор оценил способность глухого «слышать глазами», т. е. понимать словесную речь на основе чтения с губ; пришел к выводу о возможности обучения глухих устной речи). XVII в английский математик Д. Валлис пытался: а) преодолеть присущую глухому немоту; б) научить глухого чтению с губ; в) научить глухого свободно излагать свои мысли в письменной форме речи. Осуществлял обучение глухих устной речи путем упражнений в подражании движениям звукопроизводящих органов; обучал глухих письменной речи, которую он отождествлял с устной речью слышащих; предложил, чтоб дактильная речь была двуручной; глухие овладели словарем и лексикой. в 1667 годуИллюстрировал таблицами труд «Естественный алфавит устной речи»- свод знаний об органах речи и артикуляции. 1692 г И. К. Амман публикует книгу «Говорящий глухой, или Способ, по которому рожденный глухим может научиться говорить». 1700 г.И. К. Амман публикует трактат «Исследование о даре слова» или «Диссертацию» о речи(предлагал использовать разработанные им методы при обучении «глухорожденных», а также и косноязычных); И. К. Амман начинал с обучения голосу, потом гласным звукам, а затем переходил к согласным, слогам и словам). XVIII в Во Франции учитель Якоб Родригос Перейра успешно обучал отдельных глухих учеников словесной речи(широко пользовался дактильной речью и придавал большое значение чтению). XVIII века было Р. обратил внимание на остатки слуха у глухих детей; он не применял, предпочитая обучение чтению с губ; уделял внимание обучению глухих грамоте, используя для этого чтение, а также игру «типографский набор». в XVIII веке. В. Кергер уделял внимании развитию словесной речи при обучении глухих грамматике и особенно синтаксису, обучал глухих звукам речи, использовал также и жесты. к первой половине XVIII веканемецкий учитель глухих Георг Рафель осуществил индивидуальное обучение глухих. в 1718 году Г. Рафель совместно с учителем глухих Шульцем публикуют книгу «Искусство научить глухого и немого говорить», изложив в ней ход обучения глухих(учил гласным звукам речи, затем согласным в сочетании с гласными, после переходил к обучению чтению; уделял внимание обучению грамматике) в XVIII веке Иоганн-Людвиг Фердинанд Арнольди высказывал мысль о необходимости раннего обучения глухих, с 4—5 лет. 1777г труд И. Арнольди «Практические указания как научить глухонемого говорить и писать» (стремился обучать глухих, опираясь на их принцип сознательного усвоения материала; обучал глухих детей произношению звуков) Глава 5 Во второй половине XVIII века во Франции, Германии, Англии, Дании возникли институты для глухих(в французском институте зародилась и оформилась система «мимический метод»( отрицательное отношение к дактильной форме речи)). в 1751 году Д. Дидро публикует свое знаменитое «Письмо глухим и немым»(мысль о том, что общение глухих с окружающими людьми возможно, для этого глухих надо обучать с детства единообразному способу общения.) XVIII в.(примерно в 1753г) Ш. М. Эпе Первымв обучил в специально для этого созданном институте глухих(опирался лишь на теорию замещения утраченного органа чувств сохранным, применял при обучении жесты), 1776 г. Ш. М. Эпе написал первый труд-«Обучение глухонемых посредством методических знаков», а в 1784— «Истинный способ обучения глухонемых, подтвержденный опытом»( Эпе считал, что глухие изначально должны общаться жестами, а затем постепенно овладевать словесной речью, что язык жестов необходимо дополнить знаками, которые восполняли бы жестовую речь общими лексическими понятиями) В 1789 году институт Ш. М. Эпе был признан в качестве национального учреждения. XVIII в Ш. М. Эпе создал групповую форму обучения глухих учащихся, определив при этом подходящий для них специальный тип учреждения ( признавал возможность обучения глухих устной речи-вспомогательное средство общения). XVIII в К. Ф. Дешан в собственном доме в г. Орлеане открыл небольшое учреждение для глухих( считал возможным при обучении глухих использовать естественные жесты, т.к. они придают выразительность устной речи говорящего; главная задача: обучить глухих учеников устной речи для их общения со слышащими). В 1779 гК. Ф. Дешан изложил свою методическую систему в книге «Элементарный курс обучения глухонемых» XVIII вСамуил Гейнике изложил свой метод обучения глухих в книге «Новая азбука и чтение»( звуковой метод обучения чтению глухих: стремился обучать детей чтению в короткие сроки) 14 апреля 1778 года в г. Лейпциге С. Гейнике открыл первый институт для глухих(в институте было всего 15 воспитанников, обучение было платным; главная задача С. Гейнике: обучить глухих устной речи, плюс ко всему, учил считать, писать, а также заучивать церковные молитвы, для того чтобы подготовить их к конфирмации- такую систему обучения С. Гейнике называл «устным методом», ). в 1772 годуизданаС. Гейнике «Арканум» (в его методике звуки ассоциировались с различными вкусовыми ощущениями) Глава 6 в XIX веке рост сети специальных училищ и школ для глухих детей( в странах Западной Европы и в Соединенных Штатах Америки). К концу XIX века в Дания, Швеция, Норвегия были приняты законы об обязательном обучении глухих. К концу XIX века институты глухих представляли собой тип народной школы с удлиненным сроком обучения — до 8 — 9 лет(в классе 10 учеников, срок обучения- 7-8 лет); особое внимание при этом уделялось методикам первоначального обучения. в XIX веке В странах Западной Европы и США разрабатывались различные системы (или методы) обучения глухих: «венский метод», «устный метод» (Германия), «интуитивный, или материнский, метод» (Франция), «чисто устный метод» (Италия), «комбинированный метод» (США). В XIX веке обнаруживалась тенденция, получившую название «чистый устный метод». в 1790 году Р. А. Сикар был назначен директором Парижского национального института глухонемых. В XIX веке Р. А. Сикар занимался составлением словаря жестов; ввел два вида методических знаков: 1) обозначающие предметы, явления и т.д., 2) определяющие грамматические категории языка жестов. В 1800 году была издана большая работа Р. А. Сикар «Курс обучения глухонемого от рождения, необходимый для обучения глухонемых и полезный при обучении слышащих и говорящих» Она состояла из отдельных уроков, названных автором «Способы общения». в 1814 году вышла вторая часть этой книги — «Теория знаков». Р. А. Сикара В XIX веке Использование предмета и рисунка в процессе обучения глухих Р. А. Сикар называл первым способом общения. В XIX веке мнение Р. А. Сикар, и Ш. М. Эпе о том,что язык знаков-родной язык глухого.(НО Сикар не рассматривал язык знаков как единственно возможное средство общения глухого, вторым, не менее полноценным средством общения он считал письмо) 1814 г книга Р. А. Сикара «Курс обучения глухонемого от рождения» на французском языке. (в основу своего учения о жестовой речи положил восприятие и его преобразование глухим в средство общения). в XIX веке были предприняты первые практические попытки обучения глухих во Франции С 1850 года доктор медицины А. Бланше с одним из учителей Парижского национального института глухонемых Ж. Ж. Валад-Габелем. открыл в Париже отделения для глухих при районных школах(при этом глухие учащиеся были выделены в особый класс, а «полуглухие» — слабослышащие дети — учились вместе со слышащими.) В 1858 году А. Бланше издал книгу для учителей народной школы(в первой части выделил две категории глухих: собственно глухонемые и говорящие глухие — полуглухие; сравнивал обучение слышащих и глухих; Вторая часть книги была посвящена обучению глухих устной речи;в третьей — излагались методики обучения чтению и письму) «Жан Жак Валад-Габель (1801 — 1879) был одним из талантливых учителей глухих во Франции XIX века. в XIX веке Работая в Парижском национальном институте глухонемых, Ж. Ж. Валад-Габель выступил с идеей «интуитивного, или материнского, метода» первоначального обучения глухих детей словесной речи( в основу обучения глухих по «интуитивному методу» были положены наблюдения над развитием речи слышащих под руководством их матерей) В 1865 году «материнский метод» Ж. Ж. Валад-Габеля признается лучшим методом XIX века. в XIX веке Ж. Ж. Валад-Габель выступал против использования жестовой речи в процессе обучения глухих (считал необходимым подводить глухого ребенка к пониманию и использованию речи через непосредственную наглядность и письмо). в XIX веке Ж. Ж. Валад-Габель пытался доказать, что живое устное слово недоступно(считал, что неграмотному глухому совершенно непонятна система методических знаков, а обученный с помощью этой системы глухой остается изолированным от общества, так как не имеет понятного слышащим средства общения). в XIX веке Ж. Ж. Валад-Габель делал вывод о том, что письменная речь усваивается глухими легче, чем дактильная. в 1838 году изданы иллюстрированные рассказы для глухих(после смерти Ж. Ж. Валад-Габеля эти рассказы вышли под общим названием «От фактов к понятиям»). В 1857 году вышла одна из главных работ Ж. Ж. Валад-Габеля, включающая опыт обучения глухих и его теоретическое обобщение,— «Преподавание глухонемым французского языка без посредства языка знаков». в XIX веке были изданы известные работы Ж. Ж. Валад-Габеля :«Какую роль в обучении глухих должны играть артикуляция и чтение с губ», «О естественной речи, которую употребляют глухонемые», «Очерк о преподавании письменной речи», «Советы семьям глухих, оставляющих школу навсегда». в 1779 году открылся Институт глухонемых в Вене (Австрия). в XIX веке И. Май и Ф. Шторк видопреобразовывали систему «мимический метод», заменяя жесты дактильной азбукой(при этом И. Май и Ф. Шторк оставили часть жестов, обозначающих предлоги и союзы; основным средством обучения глухих стала дактильная речь, которая была названа «венской дактильной азбукой». в 1826 году М. Венус создал для учителей, обучающих глухих, «Руководство по обучению глухих» в 1826 году было введено обязательное обучение глухих устной речи. в 1826 году труд М. Венуса «Методика или руководство по обучению глухих» (был выделен специальный раздел обучения глухих произношению); в 1833 году М. Венуса издал пособие «Книга для чтения при обучении глухих устной речи», в которой содержались упражнения для формирования звуковой устной речи. В 20—30-е годы XIX века в Германии система «устный метод» методически оформлялась в специальных пособиях для учителей по развитию устной речи (произношение и чтение с губ)(для учащихся были созданы учебники по чтению, грамматике и некоторым другим общеобразовательным предметам). В XIX векеФ. М. Гилль создал ряд руководств по обучению глухих вообще, в частности по их обучению устной речи, чтению с губ, письму и чтению. В 1838 году была издана книга Ф. М. Гилля «Руководство по обучению глухих» в 1839 годубыла издана книга Ф. М. Гилля «Руководство по обучению глухих устной речи, чтению с губ, письму и чтению» в 1840 году была издана книга Ф. М. Гилля «Руководство по обучению глухих языку». В 1841 году был издан «Альбом картин для глухих» Ф. М. Гилля. В 1866 году была издана книга Ф. М. Гилля «Современное состояние общего обучения глухонемых детей» в Германии». В XIX веке стремился сделать обучение глухих речи последовательным и нарастающим по сложности.(1-я ступень: подготовительная(в течение года учащиеся должны были овладеть произношением звуков, умением читать с губ, писать, внимательно наблюдать, расширять основной словарь, связанный с обозначением предметов окружающей обстановки; 2-я ступень(умственное развитие ребенка, проводил уроки наглядного обучения по системе картин, отражавших быт немецкого народа ). Учитель помогал ученикам накапливать понятия и уточнять представления об окружающем мире. В XIX веке направлением совершенствования обучения глухих у Ф. М. Гилля было ознакомление ребенка с окружающим миром посредством словесной, устной и письменной речи, эта система носила название «материальной». В XIX веке Систему обучения и воспитания Ф. М. Гилля в сурдопедагогической литературе называют «естественным методом обучения глухих детей»(основанным на принципе природосообразности и знании особенностей детского восприятия). в конце XIX века гиллевские принципы были сведены к системе «чистый устный метод», стремившийся обучить глухого устной словесной речи и ознакомить его окружающим в целях развития речи. в конце XIX века И. Фаттер разделял обучение речи на три ступени. (первая ступень — подготовительный период, вторая — развитие речи, третья — овладение грамматикой немецкого языка и ее применение в самостоятельной устной и письменной речи; он не стремился выделить общеобразовательное обучение отдельным учебным предметам; звуковой принцип был положен и в основу обучения грамоте; считал, что научиться устной речи глухой сможет только в том случае, если на время обучения она будет полностью исключена из употребления). в конце XIX века работа И. Фаттера «Обучение глухонемых устной речи» (говорил о необходимости вести с этой целью специальные занятия; И. Фаттер свою методику обучения словесной речи распространял только на одаренных глухих, которых он обучал в своей школе. ) К концу XIX века развитие немецкой школы завершило формирование системы «чистый устный метод( в школе для глухих были установлены ступени, принципы, методики, издавались учебники для глухих). В конце XIX века журнал «Орган», редактором которого был И. Фаттер, широко пропагандировал систему «чистый устный метод». в 1810 году первый институт-училище для глухих создал Томсон Брайвуд в городе Эдинбурге. В 1889 году в Англии была создана государственная комиссия по вопросам организации школ для глухих. в 1893 году было принято парламентом решение об обязательном обучении глухих(требовало помещать в дневную школу глухого ребенка, достигшего 7-летнего возраста. Здесь он должен обучаться до 16 лет). в 1878 годув Англии началась подготовка кадров учителей для школ глухих В 1872 году Томас Арнольд написал работу «Воспитание глухонемых. Обзор французской и немецкой систем обучения» в 1881 годуТомас Арнольд издал книгу «Метод обучения глухих устной речи, чтению с губ и языку». в 1888 годуработа Т. Арнольда «Обучение глухих. Руководство для учителей»(В своих работахпредлагал сочетание элементов французской и немецкой систем обучения глухих; в качестве исходного средства при обучении глухих была признана устная речь, которая дополнялась дактильной и жестовой формами речи как вспомогательными средствами). В конце XVIII века в Америке появилась статья Вильяма Торнтона по вопросам обучения глухих детей, в которой он призывал открывать школы для глухих. В 1793 году В. Торнтон написал одно из первых в Америке сурдопедагогических сочинений — «Искусство и наука обучать говорить немых или глухих с последующей немотой» (рекомендовал обучать глухих чтению с губ и произношению при одновременном использовании письма). в 1817 году в городе Харфуте по инициативе отца оглохшей девочки Алисы Консвелл первый институт, или школа для глухих, был организован специального образования. В 1843 году талантливый учитель глухих Хорас Манн совместно с доктором Хове поехал в Европу, чтобы ознакомиться с немецким методом В 1843 году американская учительница — Рожэ объединила обучение глухих устной речи и ручном алфавиту В 1868 году Э. Галлоде провел конференцию директоров 25 американских институтов-училищ с целью распространения и проверки своих идей об организации классов, в которых бы учителя занимались обучением артикуляции для образования устной речи у глухих. В 1864 году по инициативе Э. Галлоде в Вашингтоне было организовано учебно-воспитательное учреждение типа гимназии в составе одного из институтов глухих, который в дальнейшем стал считаться высшим учебным заведением для глухих. С 1894 года это учебное заведение для глухих стало именоваться колледжем Галлоде. .В 1849 году Александр Мельвиль Белл изобрел «видимую речь»(каждый звук получал свой знак, обозначающий артикуляцию). « В 1883 году Александр Грехем Белл напечатал в американском журнале статью о своем опыте обучения пятилетнего глухого мальчика; после этого он основал детский сад и частную экспериментальную школу для глухих В 1890 году А. Г. Белл основал благотворительное Общество содействия обучению глухих устной речи( общество занималось сбором различных сведении о глухих). В конце XIX века С. Фулер основала в Бостоне филантропическое общество — Союз родителей глухих детей. В конце XIX века сурдопедагог Эмма Гаррет открыла в Филадельфии пансионат для маленьких глухих детей, чтобы обучать их речи еще в дошкольном возрасте. В 1879 и 1880 годах состоялись конгрессы учителей глухих с участием всех тех, кто был заинтересован в установлении единой системы обучения глухих детей(первый из них был проведен в Париже). В XIX веке в школах для глухих детей развивались две системы обучения: «мимический метод» и «устный метод». в 1880 году система «устный метод» получила название «чистый устный метод» на Миланском конгрессе и была объявлена общепризнанной единой системой обучения. в 1880 году разработаны: «интуитивный метод» (Ж. Ж. Валад-Габель), «естественный метод» (Ф. М. Гилль), «аналитический метод» (И. Фаттер). В XIX веке в США была создана «комбинированная система», дававшая учителям возможность выбирать при обучении глухих любые формы речи. Глава 7 В конце XIX и первой половине XX века прогрессивные педагоги продолжали борьбу за предоставление училищам глухих статуса государственных учебно-воспитательных учреждений, за признание их полноправными школами в системе народного просвещения. В конце XIX — начале XX века выявились новые направления сурдопедагогики, связанные с пересмотром методики первоначального обучения глухих (Новые направления в развитии сурдопедагогики в конце были связаны с попытками усовершенствования «чистого устного метода В конце XIX — начале XX века немецким педагогом К. Малишем предпринята попытка устранения формализма «чистого устного метода»( обучение речи в первоначальный период он связывал с постановкой целых слов и целых фраз на базе лепетной речи). В конце XIX — начале XX века методика, разработанная К. Малишем организации обучения глухих детей речи в первоначальный период. в 1925 году на одном из съездов германских учителей незадолго до своей смерти К. Малиш сделал доклад, который был воспринят учителями как новое направление в сурдопедагогике(НО в чистом виде синтетический метод К. Малиша непригоден для школ глухих и его необходимо сочетать с аналитическим методом И. Фаттера). К концу XIX века одним из первых сурдопедагогов, выступивших с предложением обучать глухих на основе письменной речи, был учитель из Лейпцигского училища глухих К. Гепферт (глухие значительно быстрее усвоят значение словесной речи посредством письменной речи. в 1897 К. Гепферт опубликовал статью «Роль письменной речи в обучении настоящих глухонемых, и в особенности умственно отсталых устной речи» (у глухих детей развитие речи должно протекать в иной последовательности, поскольку у них глаза заменяют уши). В 1887 году в германском журнале «Орган» появилась статья И. Гейдзика «Диковинки и нелепости в лечебной педагогике (жестовая речь глухого есть его родной язык). В 1898 году И. Гейдзик отправился в Америку, где в течение года изучал методы, применявшиеся в американской школе и в 1899 году написал монографию «Образование глухонемых в США» (отрицал необходимость использования жестовой речи). в 1817 в Дании году было декларировано обучение глухих детей как обязательное и обеспечиваемое государственными средствами. в конце XVIII века была создана небольшая школа для глухих в г. Любеке. В 1807 году была открыта школа для глухих в Копенгагене( Королевский институт) . В конце XIX века в школах для глухих Дании стало осуществляться дифференцированное обучение(в основу положены степень остаточного слуха и уровень интеллектуального развития учащихся). В конце XIX века в городе Ниборге была открыта школа для слабослышащих (тугоухих) детей. В конце XIX века сурдопедагог Форхгаммер выступал против обучения глухих на первоначальном этапе по системе «чистый устный метод в 1898 году Форхгаммер издал книгу «Имитативное преподавание речи на основе письма»( его метод был основан на подражании устному разговору; строил свой имитативный метод на основе восприятия и воспроизведения устной речи). В конце XIX века Г. Форхгаммер разработал вспомогательное средство для чтения с губ — маноральную систему, которую условно можно назвать фонетической дактильной речью. в 1910 году работа Р. Линднера «Сравнительное исследование глухонемых, слышащих и умственно отсталых детей»(изложены результаты многолетних исследований в области психологии и педагогики применительно к глухим детям). В 1911 году Р. Линднер опубликовал работу «Первоначальное обучение глухонемых на основании статистических, экспериментальных и психологических исследований»(дал описание метода первоначального периода обучения речи на основе письменных образов). в 1911 году Р. Линднер издал букварь «Слово и картинка», который приспособил к особенностям зрительного восприятия глухих детей. В начале XX века в Бельгии насчитывалось до 14 отдельных учебных заведений для глухих детей. во второй половине XIX века в бельгийских школах глухих был введен звуковой метод первоначального обучения, а к концу века здесь утвердилась система «чистый устный метод». совершенствования методов их обучения и воспитания. В начале XX века в Бельгии разрабатывался метод первоначального обучения, который получил название «бельгийский метод демутизации»(создателем был Александр Эрлен ). В 1922—1923 годах А. Эрлен осуществил обучение глухих девочек в Брюссельском институте по разработанному им «бельгийскому методу». в 1926—1927 годах по методике А. Эрлена работали уже учителя шести бельгийских школ(доказывал, что восприятие устной речи глухим ребенком может успешно происходить через глобальное чтение письменных слов и чтение с губ). Целостный метод Керна. Результатом одной из позднейших попыток рационализировать «чистый устный метод» обучения словесной речи глухих детей явился «целостный метод» Э. Керна. В начале XX века «целостный метод» Керна (метод первоначального обучения глухих детей языку, основанный на использовании в качестве исходного средства письма и полном отрицании дактильной и жестовой речи). С 1947 года Э. Керн стал внедрять свой метод в школах Швейцарии. В 1950 году Э. Керн выступил на Гронингенском конгрессе сурдопедагогов с докладом, в котором излагались результаты применения этого метода(пришел к выводу, что устная речь является лучшим и единственным средством общения глухих со слышащими). в 1958 годуЭ. Керн издал книгу с изложением опыта работы: «Теория и практика целостного метода первоначального обучения глухих детей языку». В конце XIX — начале XX века возникли две системы, связанные с использованием остаточного слуха в процессе обучения глухих (одна система была разработана австрийским ученым В. Урбанчичем, другая — немецким ученым Ф. Бецольдом В конце XIX — начале XX века ввел систему тренировочных упражнений, направленную на стимулирование активности слуховой функции глухого ребенка; создал специальный прибор («гармоника Урбанчича»)(в приборе было 43 «затвора», каждый из которых давал свой тон). в 1892 году В. Урбанчич перенес занятия по упражнению остаточного слуха в школу глухих местечка Деблинг, недалеко от города Вены. в 1892 году В. Урбанчич разработал метод «слуховой гимнастики». в 1899 году доклад Ф. Бецольд под названием «Слуховая способность у глухонемых и основания вести на ней обучение разговору»( рассматривал слух глухого как нечто стабильное, не изменяющееся, им было введено новое понятие: «обучение разговору при посредстве слуха или дополнительное обучение речи»). в конце XIX века В. Урбанчич и Ф. Бецольд создали акустическое направление в сурдопедагогике. В начале 30-х годов XX века в Венгрии возникла теория, которая связана с появлением понятия «кортикальная глухота»(автор-врач А. Барци. А. Барци говорил, что его целью является воспитание сознательного усвоения устной речи, в частности звучания слова). В 1950-х годах советские сурдопедагоги указали на необоснованность утверждения А. Барци о том, будто 85% детей с недостатками слуха имеют кортикальную глухоту В 1960 — 1970-е годы в Югославии появляется верботональный метод П. Губерины( в основе этого метода лежит развитие у глухих и слабослышащих умения слушать). Глава 8 С середины XX века в некоторых странах усиливается тенденция отделять глухих от слабослышащих. Более совершенным становится учет глухих детей соответствующими организациями. с 1817 годав Дании образование для глухих стало обязательным с 1881 года в Норвегии образование для глухих стало обязательным с 1893 года в Англии образование для глухих стало обязательным Связь глухого ребенка с семьей. с 1950-х годов большое значение в капиталистических странах придается проблемам влияния семьи на обучение глухих детей В XX векеглухих обучают «профессиональному обучению», тем самым предполагается обеспечить глухих устройством на работу в годы массовой безработицы в капиталистических странах. в 1925 году одним из представительных и важных для развития сурдопедагогики был Лондонский конгресс(рассматривались вопросы о положении глухих в обществе). После 1925 года длительное время международные встречи сурдопедагогов не проводились. в 1950 году в г. Гронингене (Голландия) был созван первый в послевоенный период конгресс ученых и сурдопедагогов из 22 стран мира. В 1950 году под влиянием успехов социалистических стран при ООН была создана Всемирная федерация глухих (ВФГ). В 1975 году ВФГ объединяла 56 национальных обществ глухих пяти континентов. До 1977 года таких конгрессов было проведено семь: в Риме (1951), Загребе (1955), Висбадене (1959), Стокгольме (1963), Варшаве (1967), Париже (1971), Вашингтоне (1976). в XX веке остро стоял вопрос о будущем трудоустройстве глухих, что обусловливалось растущей безработицей во всех капиталистических странах Западной Европы и США. Глава 9 В XX веке воспитание глухих детей происходило непосредственно в процессе трудовой деятельности В XX веке Призрением убогих чаще занимались монастыри Глава 10 Развитие научной мысли о природе глухоты. в 1742 году профессор экспериментальной и теоретической физики Г. В. Крафт сделал доклад на тему «Могут ли цветы, известным, некоторым образом расположенные, произвести в глазах глухого человека согласием своим такое увеселение, какое мы чувствуем ушами из пропорционального расположения тонов в музыке»( знакомил петербургское общество с новой для того времени мыслью о возможности замещения слуховых восприятий восприятиями зрительными). В конце XVIII века в России начал издаваться журнал «Экономический магазин», который на своих страницах популяризировал сурдопедагогические знания и рекомендации в отношении способов лечебной и педагогической помощи глухим людям. В конце XVIII векаА. Н. Радищев привлек внимание лучших людей своего времени к бедственному положению глухих и слепых, способствовал распространению научных представлений о глухоте и ее социальных последствиях для страдающих этим недостатком(считал письменную (т. е. видимую) речь наиболее близкой к устной). в 1690 году в г. Пярну было создано небольшое частное училище для глухих на благотворительные средства профессоров Тартуского университета(основателем был профессор Якоб Вильде); просуществовало до 1709 года. В 1802 году в г. Риге было открыто училище для глухих, также частное, содержавшееся на благотворительные средства. А в 1809 году здесь же открылось еще одно училище для глухих. По инициативе епископа Н. Касаховского в 1805 году в г. Вильнюсе также была открыта школа для глухих. С 1806 по 1810 год существовала частная школа для глухих в Петербурге, занятия в которой вел французский учитель слепых В. Гаюи, приехавший в Россию по приглашению императора Александра I, чтобы открыть институт для обучения слепых детей. В 1806 году императрица Мария Федоровна «милостиво повелела» открыть в г. Павловске училище для глухих «в малом виде и притом как опытное». В XVIII веке Ж. Б. Жоффре вел обучение глухих на основе письменной речи, применяя систему мимического метода(использовал экскурсии как средство наглядного ознакомления глухих с явлениями окружающей действительности). В 1831 году в Москве бывшим надзирателем Петербургского училища Кореи было организовано училище для глухих. В 1843 году бывший директор Петербургского училища Г. А. Гурцов, переехавший в Одессу, открыл там новое училище для глухих девочек. в 1835 году новый устав Петербургского училища глухонемых должен был направлять воспитание глухих детей в духе «православия и самодержавия». в 1835 году В. И. Флери написал свой первый, отличавшийся необычайной зрелостью и глубиной труд «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования самым свойственным их природе», а в 1847 году были опубликованы его труды «Правила нравственности»(В. И. Флери глубоко верил в возможность и полезность обучения глухого устной словесной речи) В XVIII векеГ. А. Гурцова считал жесты и мимику средством перевода в процессе обучения глухих(полагал, что, расширяя словарь жестов и мимики по аналогии со словесной речью, можно обеспечить глухим переход к использованию письменной словесной речи). в 1838 году взгляды Г. А. Гурцова были изложены в учебнике (считал, что при обучении глухих таким методом задача состояла только в том, «чтобы составить верную положительную аналогию между звучным и мимическим языком) Глава 11 60-е годы : · на арену общественной жизни выступают разночинцы — выходцы из разных сословий: мещан, купечества, духовенства, крестьян. · перелом в экономической и политической жизни страны. 14 июля 1864 -утверждено «Положение о начальных народных училищах» 19 ноября 1864 -утвержден Устав гимназий и прогимназий, по которому народные училища, в том числе и воскресные школы, могли открываться различными ведомствами и даже частными лицами. В реформе народного образования года проявлялись робкие попытки установить общественный контроль за школьным обучением (уездные и губернские училищные советы), привлечь к работе женщин-учительниц и т. д. создана комиссия по установлению единых требований к народным школам, находящимся в ведении разных ведомств. Вторая половина XIX века-В сурдопедагогических училищах были приняты новые уставы и проведены некоторые организационно-методические изменения. Новым Уставом Петербургского училища предусматривалось сближение содержания обучения и воспитания глухих детей с содержанием обучения и воспитания в народных училищах закреплялось многое из сложившегося к тому времени в практике обучения и воспитания глухих: штат учителей и воспитателей, время пребывания ученика в училище и др. Сохранялась частно-филантропическая основа существования училища. Училище по-прежнему оставалось в ведении Мариинского ведомства под покровительством царской фамилии; по воспитательной части оно подчинялось Главному совету женских учебных заведений, а по хозяйственной — Опекунскому совету. Устав вносил и нечто новое в деятельность училища: Новая цель училища состояла в том, «чтобы принимаемых в оное развить умственно и нравственно и, независимо от сообщения им необходимых общеобразовательных сведений, обучить таким техническим занятиям, с помощью коих они могли бы вести самостоятельную жизнь, содержа себя своими трудами, и не становились бы в тягость обществу» Для детей, обучающихся в классах для менее способных и не имеющих средств оплачивать обучение, был установлен сокращенный курс со следующими предметами: закон божий, русский язык, арифметика, краткие сведения о предметах, «употребляемых в жизни», и гимнастика с танцами. училище приравнивалось к типу уездных городских училищ было положено начало цензового образования глухих по аналогии с образовательным цензом слышащих. обучение ремеслам стало обязательным для всех обучающихся. Учащийся должен был усвоить трудовые профессиональные навыки в области того или другого ремесла. училище перестало быть закрытым учебным заведением с 1866 года -Варшавское училище превратилось в воспитательное и общеобразовательное заведение, единственное училище для глухих и слепых в системе Министерства народного просвещения. 50—80-е годы XIX века-расширение сети училищ для глухих в России. 1860:И. К. Арнольд предпринял попытку организовать училище для глухонемых, но уже не в Петербурге, а в Москве, воспользовавшись при этом связями своего отца, директора Коммерческой академии. 1863 год организовано лишь «Попечительное об училище общество», на которое возлагались обязанности привлекать благотворителей к обучению глухих детей и следить за порядком в училище. 1900-Московское училище глухонемых было принято в ведение Городской думы. Училище приобретало более надежную материальную базу К 80-м годам XIX века-в России было только три крупных училища: в Петербурге, Москве и Варшаве. В конце 80-х и начале 90-х годов XIX века-возникло несколько училищ на периферии: в Казани, в Вязниках, в селе Максимовичи и др. К концу XIX века-века в России насчитывалось 23 училища с 885 учащимися. 60—80-е :отмечено сближение теории и практики обучения и воспитания глухих детей с теорией и практикой обучения слышащих детей на основе передовых педагогических взглядов того времени. Во второй половине XIX века · сурдопедагогика более четко сформулировала цели и задачи воспитания и обучения глухих детей. · уточнялось содержание обучения. В училище до конца XIX века исходными средствами обучения и общего развития глухих были жесты, мимика и дактилология. В 80-х годах XIX века · директор Московского училища Д. К. Органов в методику первоначального обучения ввел более определенную систему, основанную на письменной речи и дактилологии, при этом исключалось употребление искусственной жестовой речи. · в училище были предприняты попытки обучения глухих устной речи по звуковому методу. 1859-Я. Т. Спешнев вел подготовку к изданию оставщейся после В. И. Флери рукописи «О постановке изустного слова глухонемых»; эта работа была им опубликована 1864-ликвидировано дифференцированное обучение и была восстановлена прежняя практика обучения. В этой практике эклектически сочеталось обучение устной, письменной, дактильной и жестовой формам речи. 1865-составлен научный отчет: «Бланше — главный врач Парижского института и его система обучения глухонемых со слышащими-говорящими в народной школе». 1859-И. Я. Селезнев издал книгу «Пособие при уроках отечественного языка», 1868-написана новая книга — «Вызывание у глухонемых произношения и чтения по губам или положение голосовых органов при произношении» И.Я. Селезнев издал ряд учебников по русскому языку для училищ глухих. Среди них: · «Словарь из области понятий обыденной жизни» (1867), · «Руководство к практическому упражнению в языке по вопросам» (1866) · «Надписи к картинкам первого курса. Приготовительное чтение и хрестоматия» (1868) · «Практическое изложение грамматики в 5 отделениях, сообразно 5 годам курса оной в училище» (1868) XIX век: · И. Я. Селезнев разделил обучение глухонемых на три ступени в соответствии с установленной им методикой развития словесной речи и ее использования в процессе обучения общеобразовательным предметам: 1-я ступень — подготовка детей посредством наглядности к пониманию словесной речи и употреблению ее в повседневной жизни; 2-я ступень — знакомство со счислением, изучение основ грамматики и упражнения в разговорной речи; 3-я ступень — переход к чтению книг и знакомству с литературным языком. · И. Я. Селезнев впервые выделил чтение с губ в самостоятельный раздел программы обучения русскому языку. В Петербургском училище уже на первой ступени обучения были введены обязательные занятия по чтению с губ, на которые ежедневно отводилось полчаса. 1864-при училище было организовано восемь мастерских: сапожная, механическая, токарная, слесарная, переплетная, портняжная, столярная и типография. вторая половина XIX века-Александр Федорович Остроградскийзавершил преобразования в организационно-методической системе обучения глухих в России. 1885-А. Ф. Остроградский перешел в Петербургское училище глухих. 1887-А. Ф. Остроградский приступил к перестройке организационно-методической работы в училище и обучению учителей методике постановки звуков. · По настоянию В. Д. Сиповского А. Ф. Остроградский написал для учителей методику обучения устной речи «Руководство к первоначальному обучению глухонемых детей по звуковому способу» · разделил звуки русского языка на глухие и звонкие, а также провел разделение по особенностям и месту артикуляции: передняя установка (где главную роль играют губы), средняя (кончик языка, зубы, нёбо) и задняя (часть языка и нёбо). · Вслед за изданием «Руководства по обучению глухонемых детей по звуковому способу» вышла книга А. Ф. Остроградского «Книга по грамоте» · Мимическое отделение в училище, было окончательно ликвидировано. Учащиеся этого отделения были переведены в школу-мастерскую попечительства о глухонемых в Мурзинке. 1900-составлен новый Устав училища 1897-открыты при Петербургском училище курсы для подготовки сурдопедагогов. 1898-А. Ф. Остроградский организовал выпуск журнала «Листок по обучению глухонемых по звуковому способу». 1900-Журнал передан в ведение совета Попечительства о глухонемых и выходил до 1915 года под названием «Вестник Попечительства о глухонемых». 1865-В Петербургском училище был принят новый Устав и были проведены некоторые организационные и методические преобразования. Во второй половине XIX века в России открывались новые училища для глухих К концу XIX века · в большинстве русских училищ была внедрена система «чистый устный метод» · неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса стало трудовое обучение, цель которого заключалась в подготовке глухих к участию в производительном труде. Глава 12 конец XIX — начало XX века-число детей с недостатками слуха растет конец XIX века-все более остро ощущалась необходимость создания центра по руководству обучением, лечением и призрением глухих. 1895—1896-II съезд деятелей по техническому и профессиональному образованию. 1898-Попечительство о глухонемых 1900-М. В. Богданов-Березовский книгу «Положение глухонемых в России» 1900-организованы курсы по подготовке учителей для училищ глухих До 1910-чтение лекций на этих курсах было бесплатным 1903-организовано другое училище-хутор. 1912-оно представляло собой крупнейшее в мире училище для глухих, оригинальное по организации и содержанию обучения и по подготовке учащихся к будущей трудовой деятельности. 1912-из учреждений Попечительства глухонемых осталось всего 17 училищ. 1900-в училище уже не существовало «мимического отделения», и неуспевающих учащихся за особую плату направляли от Мариинского ведомства в Мурзинскую колонию для глухих. 1903-Идеи «чистого устного метода» получили отражение в букваре, созданном директором Московского училища Ф. A. Pay 1902-при школе был открыт частный детский сад, которым руководила Н. К. Патканова. в конце XIX— начале XXвека в школах и училищах глухих звукового метода обучения исключало использование учителем жестовой речи. 1910-новый съезд учителей глухих 1910-доклады на Всероссийском съезде деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухих. май 1917-Специальное совещание по вопросам обучения и воспитания глухих детей. конец XIX — начало XX века-филантропический принцип оказывался совершенно несостоятельным для решения социально-педагогических проблем обучения и воспитания глухих. Глава 13 9 ноября 1917-организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой новой системы народного образования. 5 июня 1918 года-начинался и новый этап перестройки учреждений для аномальных детей 10 декабря 1919-постановление «О согласовании функций народных комиссариатов просвещения и здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья дефективных детей». 10 декабря 1919 годаЗабота об аномальных детях постановлением правительства была возложена в Наркомпросе на отдел охраны детства, который разделился на подотдел социально-правовой охраны несовершеннолетних и подотдел детских домов и коммун. В 1918 году в Петрограде был организован Центральный научно-практический институт по изучению и обучению глухих В 1920 году в Петрограде возник Отофонетический институт, который занимался изучением детей с недостатками слуха и речи. В 1921 году Центральный научно-практический и Отофонетический институты были объединены под названием Отофонетический институт. 1918 год организована кафедра сурдопедагогики в Петрограде Во второй половине 1918 года был проведен I съезд медико-санитарных отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов В феврале 1919 года в Москве состоялся организованный Наркоматом социального обеспечения I съезд по охране детства. В марте 1919 года состоялся организованный Наркомздравом I Всероссийский съезд по школьной санитарии. Глава 14 в 1929 г. Н. К. Крупская назначается заместителем народного комиссара просвещения РСФСР. от 10 декабря 1919 года -При участии Н. К. Крупской разрабатывался и декрет Совнаркома — «О согласовании функций народных комиссариатов просвещения и здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья дефективных детей». В 1929 годуН. К. Крупская в журнале «О наших детях» опубликовала собственную статью «Мои глухонемые приятели». в 1922 году, Н. К. Крупская съезде заведующих губернскими отделами народного образования говорила о наличии конкретного плана постановки сети учреждений для дефективных детей. В 1926 году были разработаны планы школ для детей глухих, слепых и умственно отсталых. 1924 году- Н. К. Крупская принимала активное участие в подготовке материалов ко II съезду по социально-правовой охране несовершеннолетних В 20-х годах в педагогической литературе получил широкое хождение термин «морально-дефективные дети». В 80—90-е годы в Петербургском училище глухонемых шла острая борьба за утверждение принципа обучения глухих устной словесной речи и использования ее как средства общения и получения глухими учащимися общеобразовательных знаний. В 1903 году вышла работа Н.М.Лаговского «Обучение глухонемых устной речи», которая в дореволюционный период выдержала два издания и стала настольной книгой для учителей глухих. С сентября 1910 года он взял на себя заведование четырьмя учреждениями для глухих в г. Александровске (Запорожье), объединенными в училище-хутор. В 1929 году ВЦИК присвоил Н. М. Лаговскому звание Героя Труда. В 1908 году Д. В. Фельдберг стал профессором кафедры логопедии при Психоневрологическом институте. В 1918 году в Дошкольном педагогическом институте при участии Д. В. Фельдберга была организована кафедра логопедии и сурдопедагогики. В 1918 году в системе Наркомпроса Д. В. Фельдберг организовал Отофонетический институт В 1891 году в журнале «Орган» была напечатана работа «Об устранении дефектов речи у детей». В 1892 году Ф. A. Pay получил предложение приехать в Россию и занять должность учителя в частном училище прибалтийского городка Тиге. В 1900 году Ф. A. Pay был назначен директором Московского Арнольдо-Третьяковского училища. · Ф. A. Pay ввел в училище дифференцированный подход к глухим. в 1900 году создание первого дошкольного учреждения для глухих детей. В 1910 году Ф. A. Pay выступил организатором съезда по обучению, воспитанию и призрению глухих, приуроченного к 50-летию существования Московского Арнольдо-Третьяковского училища. в 1938 году Исключительный успех имел его доклад «О методах первоначального обучения глухих словесной речи» на совещании директоров и заведующих учебной частью школ глухих. в 1924 - публикует оригинальную работу «Речевая функция у говорящих глухих». 1926 метод использования остатков слуха Бецольд — Кройса 1935 «бельгийский метод демутизации» 1929 статья «О глухонемоте и обучении глухонемых» В 1946 году в «Ученых записках МГПИ им. В. И. Ленина» были опубликованы подготовленные еще ранее при активном участии и под редакцией Ф. A. Pay материалы к учебнику по сурдопедагогике, в их числе статья «О глухонемоте, глухоте и тугоухости». В 1948 году Ф. A. Pay был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. За свою сурдопедагогическую деятельность он был награжден орденом Ленина. в 1910 году Впервые издан в России «Наглядный словарь глаголов» И. А. Васильева. Сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции интенсивно велась разработка новых средств и методов обучения и воспитания глухих детей. Глава 15 в 1922 году Общая сеть специальных школ-институтов для глухих детей выросла до 69 учреждений с общей численностью детей 2214. В 1924 году московская городская партийная организация глухих начала издание газеты «Жизнь глухонемых», которая способствовала объединению общественности глухих для решения вопросов просвещения глухих, обучения и лечения детей, потерявших слух. в 1926 году у подотдела учреждений для дефективных детей появился активный помощник — общественность самих глухих В 1923—1925 годахпод руководством научно-педагогической секции Государственного ученого совета Народного комиссариата просвещения (ГУСа) были составлены новые программы для общеобразовательной школы. Летом 1924 года программы ГУСа для первых четырех лет обучения вышли вторым изданием с указанием на то, что они вводятся с начала 1924/25 учебного года только в опытно-показательных школах, в массовых же только в первых двух классах (группах). В начале 20-х годов детский дом со школой постепенно перерастал в специальную школу с интернатом. С 1923 года в детских домах-школах для глухих появляются ученические организации, первые отряды пионеров. В 1924 году состоялся II съезд СПОН, подытоживший пройденный путь строительства советской школы для глухих детей, наметивший новые задачи и перспективы борьбы с глухонемотой в детском возрасте и преодоления пережитков инвалидно-филантропического подхода к глухим детям. с 26 ноября по 1 декабря 1924 года проходил Съезд. в 1922 году создан Ярославский институт глухонемых. В 1925 году Советом Народных Комиссаров РСФСР было выдвинуто в качестве главной практической задачи введение всеобщего начального обучения, которое намечалось завершить к 1933—1934 годам. 19 декабря 1926 года Советом Народных Комиссаров РСФСР было издано постановление «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков». Постановлением Совнаркома РСФСР от 1926 года «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков» закладывались основы новой системы обучения и воспитания аномальных детей. В постановлении Совета Народных Комиссаров от 1926 года было указано, что учителя школ для глухих и других категорий аномальных детей получают равные с учителями массовой школы права на отпуск, на регулярное повышение квалификации в лучших научно-педагогических учреждениях страны. в 1929 в переизданных году программах общеобразовательный материал был представлен в сокращенном объеме и учителям рекомендовалось применять «метод проектов», «дальтон-план», некритически перенесенные в то время из зарубежной буржуазной педагогики в советскую школу. 1929 год - объем знаний для школы глухих стимулировал сурдопедагогов к поискам новых путей и средств обучения глухих, которые способствовали бы ускоренному процессу накопления словаря и его использования в целях усвоения общеобразовательных знаний. 1929 год- Теоретические же вопросы обучения глухих в программе для школ глухих представляли собой известный компромисс между содержанием обучения в старой школе глухих и новым содержанием программ ГУСа. В 1928 году редакция журнала «Вопросы дефектологии» отмечала поступательное движение школ для физически дефективных, приближение их структуры и содержания обучения в них к тому, что имело место в массовой школе. Во второй половине 20-х годов в соответствии с решениями II съезда СПОН была организована опытная проверка методов первоначального обучения устной и письменной речи, имевших в практике западноевропейских школ глухих широкое распространение. Во второй половине 20-х годов в Ленинградской областной школе (институте) глухих метод целых слов основательно проверялся в восьми классах первого года обучения. Во второй половине 20-х годов в Ленинградской областной школе (институте) глухих метод целых слов основательно проверялся в восьми классах первого года обучения. в 1933 году вышла из печати предназначавшаяся для глухих детей книга Н. A. Pay «Я учусь говорить». В 1938—1939 годах сурдопедагог и методист по чтению с губ А. И. Метт провела основательную проверку метода И. А. Васильева «киношрифт». 1930 На конференции было принято решение о широком применении киношрифта, но в практике обучения глухих это решение не было реализовано. Только Отофонетический институт продолжал работу с применением киношрифта. Под руководством И. А. Васильева сотрудниками этого института был составлен «Букварь» с использованием киношрифта, который, однако, не был напечатан. С 1925 года ритмика как обязательный предмет была введена в учебный план школ для глухих и дошкольных учреждений. В Ленинградском областном институте для развития ритма у глухих был сконструирован особый прибор — ритмофон, позволявший через усилитель коллективно производить ритмические движения в такт получаемой акустически мелодии. в конце 20-х — начале 30-х годов были проведены три конференции учителей школ глухих. в 1926 году На Всероссийской конференции подводились итоги выполнения решений II съезда СПОН по борьбе с детской дефективностью. 1929 год-На конференции учителей глухих обсуждались в основном программно-методические вопросы. Были представлены доклады по результатам проверки зарубежных методик обучения глухих словесной речи — метода К. Малиша, «маноральной системы» Г. Форхгаммера и метода Линднера. в 1930 году Наиболее содержательной и важной с точки зрения перспектив развития школы для глухих была Всероссийская 1930 год -На Всероссийской конференции учителей глухих был поднят вопрос о дополнительном материальном обеспечении учащихся старших классов и школ для подростков. 1930 год – Состоявшаяся конференция сыграла важную роль в развитии советской сурдопедагогики. в 1927 году — постановлением СНК РСФСР «О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков». Этими постановлениями определялась ответственность органов народного образования за материальное обеспечение школы для глухих, а также за развитие специальной школьной сети для этих детей. В 1929 г. были созданы первые программы для школ глухих на 5 лет обучения с предложением использовать дактильную речь как вспомогательное средство. начиная с 1926 года- В решении проблемы социального воспитания и преодоления филантропического подхода к глухим большую помощь оказывала общественность глухих — Всероссийское общество глухих. Глава 16 В начале 30-х годов Коммунистической партией и Советским правительством был принят ряд постановлений, которыми определялись развитие школы и народного образования в этот период, основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, развитие педагогической теории. В СССР развернулась огромная по масштабам работа по осуществлению всеобщего обязательного обучения. В начале 30-х годов Наркомпрос РСФСР на основе решений по всеобучу разработал инструктивные указания о проведении всеобуча дефективных детей для областных, краевых отделов народного образования и наркомпросов автономных республик. от 8 июня 1931 годаВ приказе Наркомпроса «О введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков» были даны принципиальные указания о задачах обучения дефективных детей. В 1932 году, по данным Наркомпроса, в 79 школах для глухих в СССР обучалось 7053 человека. 28 декабря 1931 года в республиканском комитете по всеобучу при СНК РСФСР был заслушан доклад Наркомпроса «О ходе всеобуча физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков», после которого Президиум ВЦИК вынес постановление об осуществлении обязательного обучения детей с недостатками слуха не позднее 1933 года. в 1934 году в г. Фрунзе была открыта первая школа для глухих, в которой обучалось всего 23 человека. В 1939 году в РСФСР было 254 школы для детей с недостатками слуха, в которых обучалось 22 773 ученика. К 1940 году количество школ достигало 264, а количество обучающихся в них — 27773 человека; к 1941 году соответственно — 271 школа и 314428 учащихся. В эти же годы продолжала развертываться сеть школ в Украинской ССР. К 1935 году сеть школ для глухих здесь достигла 20 учреждений с количеством учащихся 2347, В 1940 году на Украине имелось 65 школ с 8115 учащимися. В 30-е годы открылся ряд школ в Узбекской ССР и Таджикской ССР. В 1932 году была открыта школа для глухих в Баку. К 1939 году в средних и высших учебных заведениях обучалось 2883 человека из глухой молодежи. Только в Кудиново (Московская область) на энергетическом рабфаке обучалось 142 глухих студента. в 1930 году -создание специального Научно-практического института по болезням уха, горла, носа. В 1920 году в Москве было открыто высшее учебное заведение — Педагогический институт детской дефективности В 1934 — 1937 годах была предпринята попытка организовать при педагогических институтах двухгодичные отделения по подготовке учителей для специальных школ в Куйбышеве, Воронеже, Ростове-на-Дону и Перми. Однако в связи с введением всеобуча и этих мер оказалось недостаточно. 25 августа 1932 года было принято специальное постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», в котором давались конкретные указания о на |