№ п/п | Понятие | Определение | Источник |
1. | Воспитание | (от древне-русск. възъпитание - возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) - деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа. Воспитание может быть рассмотрено и как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации. | Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с. |
2. | Гуманизм | мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей. | Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан- Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с. |
3. | Гуманность | вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь близким и дальним, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, умением проявлять терпимость и дброжелательность ко всем людям независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личностных свойств. человечность, человеколюбие, уважение к людям, вершина нравственности, где любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, с пониманием ценности и неповторимости каждого чело века, неприкосновенности человеческой жизни и т.д | Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с. Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан- Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с. |
4. | Гуманистическое, личностно-ориентированное воспитание | воспитание в человеческом измерении, человек является целью и результатом воспитания. | Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с. |
5. | Гуманистические ценности личностно-ориентированного воспитания | это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей. | Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с. |
6. | Демократизация образования | рассматривается как переход от жесткой централизованной и повсеместно единообразной системы организации обучения к созданию условий и возможностей для каждого учащегося, студента и учителя, преподавателя, для каждого учебного заведения наиболее полно раскрыть свои возможности и способности, с учетом потребностей общества и производства. | Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с. |
7. | Дистанционное образование | – образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, учебных средств, образовательных ресурсов | Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с. |
8. | Духовно-нравственное развитие личности | осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом | Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России |
9. | Знания - | проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. | Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с. |
10. | Игровое обучение | форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. | Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с. |
| Индивидуализация обучения | – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. | Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с. |
12. | Индивидуально-личностный подход | исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала. | Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с. |
| Индивидуальность | неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму, отличающих его от всех других, принадлежащих к тому же виду. Это самобытность личности, проявляющаяся на всех уровнях ее жизнедеятельности. | Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с. |
| Компетентность | – способность (готовность) человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях. Компетентность развивается на основе компетенций (умений). | Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 |
15.. | Культурологическое образование | целенаправленный процесс воспитания и обучения, опирающийся на трансляцию и воспроизводство ценностей культуры, созданных в процессе духовной, интеллектуальной, творческой деятельности людей и отвечающих целям самореализации человека и общества, составной компонент системы гуманитарного образования на всех этапах его реализации. | Культурологическое образование сегодня: необходимо или достаточно. Мурзина И.Я. ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г.Екатеринбург |
16. | Культуросообразное воспитание | это воспитание, которое всей своей организацией побуждает культурное саморазвитие ребенка и помогает ему в этом процессе. | Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с. |
17. | Личность | это субъект нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемая индивидуальность. Личности свойственно утверждать себя в жизни, проявляя свою изначально заложенную в сознании ценностную сущность - смысл. Личность проявляет себя, утверждая значение своей индивидуальности, выбирая ненаносящие вреда обществу средства. | Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с. |
18. | Образование | (от русск. - создание образа) - это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей. Образование - это и специальная сфера социальной жизни. В ней создаются внешние и внутренние условия для развития ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме в процессе освоения ценностей культуры. Оно представляет единство обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Метафорически образование определяется как творение образа Человека в индивиде. | Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с. |
19. | Обучение | (передача знаний, опыта познания) - диалог между деятельностями научения (осуществляемой учителем) и учения (осуществляемой учеником), направленный на формирование опыта понимания научных и человеческих (гуманных) ценностей и явлений окружающего мира. | Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с. |
20. | Обучение в традиционном варианте | - это прямая передача знаний и опыта в готовом для запоминания виде. Его цель - накопление знаний, умений и навыков для последующего использования их в различных видах деятельности. | Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с. |
21. | Обучение в гуманистическом варианте | предполагает необходимость развития и саморазвития личности при освоении ею знаний, выработку собственных смыслов их понимания. Содержание обучения несводимо только к его научному компоненту. Оно дополняется обыденными, субъектными смыслами и только благодаря этому создает основу для переживания изучаемого знания личностными структурами сознания учащихся. В связи с этим, содержание обучения предлагает различные и даже альтернативные трактовки изучаемых явлений, разнообразные средства и способы их освоения. При гуманистическом обучении раскрывается противоречивость научного познания. Наука решает проблемы не в простой линейной последовательности, а углубляет и переформулирует, возвращается и проблематизирует исходные данные (В.В.Сериков, И.С.Якиманская). | Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с. |
22. | Педагогическая культура | совокупность достижений в области обучения и воспитания. Применительно к обществу термин употребляется при характеристике состояния его педагогической мысли практики. | Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999. |
23. | Принцип культуросообразности | предполагает неразрывную связь воспитания с культурным достоянием человечества и своего народа, в частности со знаниями об общечеловеческих богатства в области духовной и материальной культуры, об особенностях развития и становления национальной культуры и ее взаимосвязи с общечеловеческой; знаниями истории своего народа, его культуры; обеспечением духовного единства. | Омельяненко В.Л. Теория и методика воспитания – Уч. пособие – К.: Знания, 2008. – 415 с. |
24. | Принцип личностного подхода | принцип, определяющий положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом воспитательного процесса. | Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с. |
25. | Принцип природосообразности воспитания | отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой и природной среде его обитания и развития. | Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с. |
26. | Смысл | это внутренняя, глубинная основа любой вещи или явления, его суть, ядро. Смысл укоренен в жизни благодаря тому, что он понимается и принимается людьми как живое знание. Это знание не может быть усвоено. Оно может быть только построено самим человеком. 1. | Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с. |
27. | Сознание | - высшая, свойственная только человеку форма понимания себя и окружающей действительности. Сознание - это не только знание, но и со-знание, страстное отношение к знанию - о себе и о мире. Содержание сознания - переживание: отчетливое знание того, что человек является тем, кто переживает чувственные и смысловые (умственные) образы, имеющие ценностную основу. 2. | Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с. |
28. | Становление личности | это процесс внутренний, не всегда доступный педагогическому наблюдению и анализу, он имеет противоречивый, дискретный характер, ему свойственны свои взлеты и падения, духовные приобретения и потери. Педагог должен понимать, что имеет дело с личностью, которая многое не знает о себе, находится в процессе становления, в поиске себя и смыслов своей жизни, и главное, что требуется ребенку в процессе движения к собственной личности - это помочь ему самому разобраться в себе и решить собственные жизненные проблемы. | Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с. |
29. | Субъектный | - принадлежащий личностному опыту конкретного человека без оценки его истинности, научности, непротиворечивости с позиции научно-исторического познания. То, что существует как данность для данного сознания. 3. | Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с. |
30. | Субъективный | - соотношение между объективным и субъективным в познании, где приоритет имеет некая общая внутренняя обусловленность явлений. 4. | Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с. |
31. | Субъектный опыт | - это существующий опыт личности. Он изменяется в процессе образования, в значительной степени определяя успешность построения личностью опыта знаний и умений. 5. | Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с. |
32. | Свободное воспитание | направление в педагогике 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее саморазвитие ребенка в ходе самостоятельных занятий. Исторически теории свободного воспитания восходят к идеям естественного воспитания Ж. Ж. Руссо. | Энциклопедический словарь |
33. | Человек культуры | – свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, гуманная, духовная, творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. | Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с. |
34. | Умения - | освоенные способы выполнения действий со знаниями. Становясь личностным опытом, умения приобретают вид осмысленных навыков педагогического творчества. | Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с. |
35. | Ценности воспитания | это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни и межпоколенного взаимодействия, педагогических теориях и система, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. | Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с. |
36. | Ценности образования | это идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и др. Ценности, как предпочтения (или отвержения) идеалов, диктуются чувствами и принимаются сознанием. Они определяют то, к чему следует стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением. Соединение чувств и смысла в ценностях определяет способы поведения человека. | Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с. |
37. | Реформы образования в России | комплекс мероприятий, проводимых Правительством РФ, по модернизации системы российского образования. Основные положения: Введение ЕГЭ; введение и развитие многоуровневого высшего образования; сокращение учительского и преподавательского состава; сокращение числа вузов. | Материал из Википедии — свободной энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/ |
38. | Духовность | Понятие, обозначающее целостную наполненность внутреннего мира человека: его помыслов, переживаний, состояний, смыслов, поступков, т.е. устремление человека к ценностям – истине, добру, красоте, умение руководствоваться ими в жизни, устраивая ее по законам разума, справедливости, совести, эстетического чувства. | Бондаревская Е.В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода. Научно-методический журнал «Сибирский учитель». http://www.sibuch.ru/taxonomy/term/397 |
39. | Нравственность | Понятие, обозначающее способность человека руководствоваться высшими духовными ценностями в своем поведении и поступках, которые в силу этого стремления не противоречат истине, добру и красоте, Божественным заповедям и нормам общечеловеческой морали. | Бондаревская Е.В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода. Научно-методический журнал «Сибирский учитель». http://www.sibuch.ru/taxonomy/term/397 |
40. | Национальные ценности | совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие. | Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999. |
41. | Общечеловеческие ценности | это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. | Попова И.М.. Социология. Введение в специальность. Учебник для студентов высших учебных заведений. Киев: Тандем. - 287 с, 1997 |
42. | Инновационная деятельность | деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности | Официальная терминология. Академик.ру. 2012. http://official.academic.ru/8087 |
43. | Модернизация | приведение образования в соответствие с требованиями развивающейся цивилизации и потребностями современного человека | Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с. |
44. | Глобализация | объективный процесс, ставший следствием интенсивного развития мировых экономик и стран, их открытости для взаимодействия, сотрудничества, обмена товарами и услугами, финансовыми ресурсами, культурными ценностями, образовательными стандартами и даже моделями жизни и способами поведения людей | Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с. |
45. | Образование | среда культурного развития и духовного становления человека, это практика культуропорождения, а не сфера образовательных услуг. базовый процесс в культуре и его содержание должно быть устремлено к универсуму культуры. | Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с. |
46. | Духовно-нравственное воспитание | базовый человекообразующий процесс, сущность которого проявляется в педагогической поддержке духовности и нравственности растущего человека на всех этапах его взросления и личностно-профессионального становления, введении его в пространство культуры, оказании помощи в осмысленном выборе личностно значимых ценностей и построении моделей собственного поведения, программ, проектов настоящей и будущей жизни. | Бондаревская Е.В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода. Научно-методический журнал «Сибирский учитель». http://www.sibuch.ru/taxonomy/term/397 |
47. | Духовно-нравственная воспитанность | Ценностно-смысловое ядро качества человека, является залогом будущего благополучия народа, нации, государства. | Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с. |
48. | Духовно-нравственная культура | система ценностей человека, позволяющая не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нем без вреда для себя и других его членов | Основы духовно-нравственной культуры России – новая предметная область начальной и основной школы. http://www.docme.ru/doc/365091/chto-takoe-%C2%ABduhovno-nravstvennaya-kul._tura---obrazovanie |
49. | Методология | Наука о пути выявления актуальных проблем, выявления путей решения проблем и т.д. | Бондаревская Е.В. (лекция) |
50. | Субъектность | способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни. Термин начинает входить в пед. исследования и пед. практику как обозначение соц. ценного качества личности, к-рое необходимо формировать в процессе пед. взаимодействия. | Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005. |