Последовательность и этапы проведения специальной операции по розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников. Тема № 15 Специальная операция территориальных органов и внутренних войск по розыску и задержанию вооруженных и Особо опасных преступников Содержание: 1.Последовательность и этапы проведения специальной операции по розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников………………....3 2.Создаваемая группировка сил и средств, назначение и тактика действий ее элементов……………………………………………………………………...….10 3.Принципиальная схема построения группировки сил и средств создаваемой при розыске и задержании вооруженных и особо опасных преступников (исполнить графически)…………………………………………………………21 Список использованной литературы……………………………………...……24
Последовательность и этапы проведения специальной операции по розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников. 1. Порядок разработки расчета сил и средств. Расчет сил и средств производится в два этапа. На первом этапе рассчитываются силы и средства, необходимые для розыска преступников, на втором - силы и средства, необходимые для их задержания. Для расчета сил и средств на первом этапе следует условно разделить территорию региона (республики, края, области, автономной области, автономного округа) на зоны розыска, определить направления наиболее вероятного движения преступников и места возможного укрытия; затем на этих направлениях наметить рубежи, которые преступники не могут объехать на транспортных средствах (обойти пешком); установить места расположения временных розыскных постов (постов наблюдения, заслонов, засад, секретов, КПП и других нарядов). Если на рубежах расположены постоянные розыскные посты, то они также включаются в общую систему нарядов. По маршрутам вероятного движения преступников направляются группы преследования, а навстречу - поисковые группы. Железнодорожные станции, платформы пригородных поездов, пристани, аэропорты (аэродромы) прикрываются заслонами (розыскными постами). Все наряды органов внутренних дел и внутренних войск, несущие службу по охране общественного порядка, дорожно-патрульной службы, выполняющие задачи по охране объектов и т. п., ориентируются на розыск преступников. Может предусматриваться и создание группы воздушной разведки, применение которой организуется после получения данных о характерных признаках используемого преступниками автотранспорта (цвет автомобиля, государственный регистрационный номер и др.) или особенностей группы преступников, движущейся пешим порядком (численность, одежда и т. д.). Расчет численности производится по каждой зоне исходя из количества планируемых к выставлению нарядов и следующих норм: группы преследования - 8 и более человек; пост наблюдения - 3 - 5 человек; розыскная группа - 6 - 15 человек (может вести розыск на открытой местности в полосе шириной до 800 м, на закрытой - 200 - 300 м); постоянный розыскной пост - не менее 6 человек; временный розыскной пост - не менее 9 человек. КПП - до 25 человек (в зависимости от интенсивности движения). Численность оперативной группы определяется исходя из оперативных возможностей, но не менее 2 человек на сельский населенный пункт. При розыске вооруженной группы создаются оперативно-войсковые группы, в состав которых включаются два оперативных работника и 8 человек (отделение) для обеспечения безопасности сотрудников, а при обнаружении преступников - для их задержания. Расчеты по зонам розыска суммируются. На втором этапе для задержания преступников численность необходимых сил в каждой зоне розыска определяется исходя из максимально возможной численности группы преступников, условий местности и характера укрытия с учетом следующих норм. Группа блокирования выполняет свою задачу заслонами. Заслон численностью 8 человек может блокировать местность по рубежу: на закрытой местности - до 250 метров, на открытой местности - до 300 метров. Заслон численностью 32 человека может блокировать местность по рубежу: на закрытой местности - до 200 метров, на открытой местности - до 600 метров. В сложных условиях (например, для задержания групп вооруженных преступников) указанные нормативы рубежей снижаются в два раза. К общей численности группы добавляется 10% для создания резерва группы блокирования. Численность группы захвата определяется исходя из необходимости задержания максимальной по численности группы преступников из расчета 3 человека для задержания одного преступника. Численность группы прикрытия и применения спецсредств определяется исходя из объема задач по прикрытию действий группы захвата огнем, дымами, применением специальных средств и оказанию помощи группе захвата. Обычно в группу включаются 2 - 3 снайперские пары (4 - 6 человек), 2 человека для прикрытия действий группы захвата дымами, 2 - 4 человека для применения спецсредств, 3 - 6 человек для оказания помощи группе захвата. При задержании преступников в населенных пунктах создаются группы оцепления и эвакуации. Численность группы оцепления определяется исходя из протяженности рубежа оцепления и норм выставления личного состава в редкие цепочки (на одного человека более 2 метров). На рубеже оцепления выставляются посты регулирования движения (по 2 - 3 человека каждый) для направления потоков транспорта в обход района оцепления. Численность группы эвакуации определяется исходя из необходимости обеспечения безопасности граждан, попадающих в зону обстрела. Группа может состоять из 2 - 5 подгрупп, численность каждой - до 10 человек. Численность групп разграждения (проделывания проходов в места укрытия преступников), организационно-аналитической, связи, документирования противоправных действий, количество подразделений по тушению пожаров определяется в особом порядке. Численность группы ведения переговоров определяется исходя из имеющихся возможностей. В группу обычно включаются руководитель группы, переговорщик % 1, переговорщик N 2, консультант (социолог, психолог, психиатр). Резервы создаются в зонах розыска и при ОШ для решения внезапно возникающих задач в ходе розыска и задержания преступников. В резерв назначается личный состав, не задействованный на розыск и задержание Преступников, исходя из общей численности привлекаемых сил. 2. Порядок разработки принципиальной схемы построения и действий сил и средств. На графической части плана наносятся зоны розыска (поднимаются границы районов, входящих в зоны), направления вероятного движения преступников, рубежи, на которых организуется их обнаружение, пункты управления, места расположения постоянных розыскных постов, временных розыскных постов, постов наблюдения, поисковых групп, заслонов, секретов, разведывательных дозоров и других нарядов. На листе бумаги (формат А4) составляются принципиальные схемы розыска преступника в городе и сельской местности. На листах бумаги (формат А3, А2) составляется принципиальная схема расположения групп и направления их действий при задержании преступников в доме и в укрытии, вне населенного пункта. Привлекаемые к операции по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников в соответствии с типовым оперативным планом «Сирена» силы и средства, приводятся в боевую готовность по сигналу «Вулкан-5». Подготовительный (организационный) период проведения операции завершается выходом подразделения в район операции, скрытно, по заранее определённым маршрутам. На этапе проведения операции по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников, созданная в период организации группировка сил и средств, выполняет свои задачи, действуя в соответствии с тактикой. При проведении операции применяется ряд общих приемов, обеспечивающих успешный розыск и задержание вооруженных и иных особо опасных преступников: - сосредоточение сил и средств на решающем направлении (такое превосходство должно быть создано, прежде всего, на основных направлениях действия групп (нарядов) и к моменту, определяющему успех операции, действия без учета этого положения, сопряжены с вероятностью существенных потерь, не только во времени, но и нередко в средствах и даже в силах оперативных служб); - раздробление сил и средств преступников (раздробление сил преступников может осуществляться путем целевых боевых действий групп (нарядов) с использованием оперативных комбинаций или путем убеждения отдельных членов преступной группы добровольно сдаться органам власти); - создание условий, затрудняющих преступникам достижения целей (обеспечивается, прежде всего, блокированием преступников, постепенным сокращением занимаемой ими территории, исключением возможности передвижения, маневрирования и т.д., в этих целях могут быть использованы дымовые завесы для ухудшения видимости преступникам); - нанесение «удара» в наиболее важное или уязвимое для преступников место (именно такие места и должны использоваться для проникновения в укрытия преступников); - создание резерва для замены выбывших из строя сил и средств (должно обеспечиваться путем создания специальной группы резерва с необходимыми техническими средствами); - опережение действий преступников (например, лучше заблаговременно отключить в помещении, где находятся преступники газ, воду, свет, чем допустить возможность использования этих средств преступниками); - уклонение от столкновения с преступниками в невыгодных условиях (как свидетельствует практика, поспешные действия сотрудников органов внутренних дел в таких случаях нередко приводят к трагическим последствиям, с учетом этого следует заранее определить место и время проведения операции, которые бы в меньшей мере соответствовали интересам и возможным планам задерживаемых вооруженных и иных особо опасных преступников); - предупреждение о возможности принятия к ним наиболее решительных мер (например, применения специальных химических средств, оружия, оказывает на них существенное психологическое воздействие); - применение неизвестных преступникам приемов и средств задержания; - побуждение преступников к желательным для органов внутренних дел действиям (у преступников формируется ошибочное представление о розыскных целях сотрудников органов внутренних дел, вследствие чего они не оказывают упорного противодействия и сотрудники достигают цели при меньшей затрате сил и средств). Все эти общие приемы учитываются как в процессе осуществления операции, так и при организации операции, причем и в общем оперативном масштабе и в рамках действия отдельных групп, нарядов. Основными способами действий, применяемыми подразделениями органов внутренних дел и иных сил, в ходе специальной операции по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников являются: - блокирование; -поиск; - преследование; -окружение; -засада. Но в любом случае надо понимать, что способы действий будут корректироваться от таких факторов как: - численность преступников; - вооруженности; - характера действий преступников; - направленности умысла преступников; - наличия и подготовленности собственных сил и средств; - условий местности; - иных факторов, имеющих значение для успешного выполнения операции. Проведение операции завершается мероприятиями по недопущению возникновения преступных деяний вновь. |