Семантизация морфем и словообразовательный повтор. Самостоятельная работа по теме "Выразительные словообразовательные средства русского языка" Цель: познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, или узнать, как «работают» на расширение поэтического словаря приставки, корни, суффиксы. I. Задание. В каком ряду во всех словах суффикс -ЕЦ имеет одно и то же значение? 1. боец, мудрец, характерец; 2. испанец, немец, иностранец; 3. старец, хлебец, братец; 4. морозец, хитрец, борец. II. Теория и практика. Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и многообразием. По подсчётам современных лингвистов, 90% слов нашего языка являются производными, т.е. 9 из 10 слов имеют смысловые и экспрессивные оттенки. 1. Осложнённое списывание. [Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.] Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет завгодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская…Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)? Задание к тексту: – Записать текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. – Объяснить вставленные орфограммы. – Какая разница в значении слов высечь и посечь? – Благодаря чему изменилось значение слова? 2. Наблюдениенад использованием слов с суффиксами оценки. – Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки? 1) Фамусов – Скалозубу: «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее». (Расположение к собеседнику, желание угодить потенциальному жениху для Софьи.) Молчалин: «Ваш шпиц – прелестный шпиц!.. Как шёлковая шёрстка». (Заискивание.) Чацкий: «Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком». (Сатирическая направленность, отрицательная оценка.) – Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская позиция? 2) «Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и опрятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо неё в автобус сел». (Из фельетона.) (Насмешливо-ироническое отношение автора к герою.) 3. Работа по учебнику Грекова:упр. №123 (1, 3). Выписать слова с суффиксами оценки, ответить на вопросы к упражнению. 4. Задание. Какие суффиксы можно добавить к существительному КОТ? Запишите как можно больше слов. ВЫВОД: слова с суффиксами оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев. Семантизация морфем и словообразовательный повтор. А. Чтобы понять суть приёма семантизации морфем, выполним следующую работу: добавим приставки к глаголу бегать: добегаться (доведение действия доотрицательного состояния), убегаться (убавление), отбегаться (конец), избегаться (исчерпанность), выбегаться (полная исчерпанность действия). – Как приставки уточняют значение слова? Как вы понимаете выражение семантизация морфем? 6.Работа по учебнику, упр. №124. Стихотворение посвящено Б.Пастернаку, близкому другу М.Цветаевой, с отношениями, которые связывали двух великих поэтов, вы будете знакомиться в курсе литературы 11 класса. – Ваше впечатление от стихотворения? (Запишите – Назовите ключевые слова, обратите внимание на их состав. – Каково же значение приставки РАЗ(С)-? (Значение потери, утраты.) Семантизация – это выявление смысла, значения языковой единицы. Семантизация морфем — это использование значения морфем для привлечения внимания читателя к лексическому значению слова. – Назовите словообразовательную модель ключевых слов. Сделайте вывод. (Все ключевые слова построены по одной словообразовательной модели со значением утраты: ). |