МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Симфоническое творчество Равеля.





Как всем известно, Равель был блестящим пианистом и много сочинял в области фортепианной музыки. И несмотря на большое количество фортепианных произведений , в его творчестве присутствует и симфоническая музыка. Количество симфонических сочинений Равеля невелико. Первое произведение для оркестра — «Испанскую рапсодию» композитор написал в 1907 г. Рапсодия состоит из четырёх частей: «Прелюдия ночи», «Малагенья», «Хабанера» и «Праздник». Пейзажи, сцены из народной жизни и танцы — всё сливается в едином звуковом потоке. Здесь нет настоящих испанских мелодий — Равель воспроизводит лишь общие интонации народной музыки. Хореографическая поэма «Вальс» (1920 г.). представляет собой популярный танец, увиденный глазами композитора-импрессиониста. Здесь сталкиваются различные вальсовые темы — весёлые и лирические, быстрые и медленные, чувственные и торжественные. Через многие годы после «Испанской рапсодии» Равель вновь обратился к образам Испании. (речь идёт о болеро).« Болеро» – последнее симфоническое произведение Равеля, самый знаменитый его шедевр – было создано в 1928 году по заказу известной балерины Иды Рубинштейн. Для своего концертного выступления она попросила композитора оркестровать для нее одну из пьес испанского композитора Альбениса. В связи с этим заказом у Равеля возникла мысль о самостоятельном произведении на испанскую тему.

 

Хореографическая жизнь равелевского «Болеро» оказалась очень недолговечной, несмотря на сенсационный успех концертного номера И. Рубинштейн. Трактовка балерины, которая танцевала «Болеро» в костюме цыганки на сцене, изображающей таверну, явно сужала художественный замысел Равеля.

 

«Болеро» – это уже второе произведение композитора на испанскую тему, совершенно не похожее на первое – «Испанскую рапсодию», с ее импрессионистической эстетикой «намеков», игрой кратких мотивов. «Болеро» же построено на настойчивом повторении одной из самых протяженных тем в истории музыки (34 такта!). Эта тема мало похожа на традиционный тип этого испанского танца, известного с конца XVIII века. Равель отказался от характерного для жанра болеро оживленного движения – темп его сочинения в два раза медленнее.

 

На всем своем протяжении тема отличается поступенностью, плавностью, широким использованием «опеваний» опорных звуков. Мелодический рисунок волнообразен, без ярко выраженной кульминационной вершины. Благодаря постоянно смещаемым акцентам, остановкам на разных долях такта, ритмика исключительна выразительна. По своей струтктуре тема классически строга –период состоящий из двух предложений. Но Равель избегает чисто танцевальной «квадратности» в её построении расширением второго предложения до девяти тактов.

 

В строении темы можно выделить 2 ритмически сходных раздела .В строгой диатонике первого (А) угадываются отзвуки баскского фольклора; ладовая переменность и обилие пониженных ступеней второго раздела (В) – ближе к восточной, мавританской традиции (музыка приобретает здесь страстно-патетический характер).

 

Сам Равель указывал, что в основе его сочинения лежит принцип неизменности трех компонентов:

1 – мелодическое ostinato;

2 – остинантый ритм сопровождения;



3 – неизменный темп (композитор подчеркивал, что не нужно делать никакого ускорения).

 

Меняется же инструментовка и динамика, следовательно, форма целого – вариации на мелодию ostinato. При повторении темы выдержан принцип «пары периодичностей» (кроме последнего проведения). Выстраивается схема ААВВ ААВВ ААВВ ААВВ АВ.

 

Нерушимый ритмический стержень «Болеро» – это остинатная фигура

Вначале она звучит только у двух малых барабанов, к которым постепенно присоединяются и другие инструменты. В конце произведения ритмическое сопровождение исполняют барабаны, флейты, гобои, кларнеты, валторны, трубы и все струнные. Интересно, что струнная группа, вопреки всем традициям, играет в основном аккомпанирующую роль и достаточно точно имитирует звучание испанских народных инструментов (гитары, мандолины).

 

Динамическое crescendo можно также рассматривать как фактор единства. Оно происходит с неизменной последовательностью – от едва слышного p до грандиозной звучности в конце. Нарастание построено «террасообразно»: новый динамический нюанс вступает сразу, одновременно с увеличением плотности оркестровой массы.

 

 

Наиболее оригинальным в «Болеро» является оркестровый стиль. Тембровое варьирование играет ведущую роль в драматургии сочинения. Партитуру «Болеро» называют «чудом оркестровки». Ее новизна состоит не столько в использовании необычных для симфонического оркестра инструментов (трех саксофонов, гобоя д,амур, малой трубы, челесты), сколько в новой трактовке оркестровых партий. Очень широко применяются чистые тембры. Если же появляются смешанные, то в основном это сочетание инструментов одной группы для очередного усиления звучности.

 

В первых проведениях темы солируют деревянные духовые:

флейта – кларнет – фагот – малый кларнет;

гобой д'амур – труба с флейтой (одно из немногих смешанных сочетаний), далее вступают саксофоны;

Во второй вариации Равель прибегает к новому варианту темы, отличному от первоначального не только мелодикой ,ритмом , но и более яркой кульминацией на девятикратном настойчивом повторении одного звука и новым наклонением-фригийским. Это наклонение вырисовывается постепенно за счёт понижения в до мажоре сначала 7 , затем 2,6 и 3 ступеней.

в третьем «куплете» в развитие включается медь – валторна, тромбон и т.д., причем само изложение темы уплотняется (так, например, одно из проведений – у флейт, гобоев, кларнетов – изложено параллельными трезвучиями);

В десятой вариации Равель отказывается от смешанных тембров в изложении темы и поручает её солирующему тромбону.

и лишь в конце сочинения преобладают смешанные тембры: к теме присоединяются струнные. Снова используется параллельное голосоведение – трезвучиями. Мощное tutti «прорезает» квартет труб, затем – glissando тромбонов и ударные. В одиннадцатой вариации тема поручается уже всей деревянной группе. В двенадцатой к ним присоединяются первые скрипки. Начиная с шестнадцатой вариации,развитие «Болеро» вступает в свою решающую , заключительную стадию, напоминая сначала мерно,а затем все более стремительно разворачивающуюся пружину. Средством огромной динамизации в конце «Болеро» является также постепенное сокращение объема каждой из последних вариаций: шестнадцатая-17тактов , 17-ая-13 тактов и 3 такта связки ,18-ая – 9 тактов и 5 тактов заключения, то есть нарушение обычной периодичности в следовании основного и второго варианта темы.

 

Гармонический язык «Болеро» необычен для Равеля: ход баса устанавливает Т – D основу, на которую наслаиваются аккорды обычного строения. Лишь в кульминации применяются «жесткие» гармонические комплексы (например, вместо б.3 – сочетание двух б.2). Кроме того, композитор отказался от смен тональностей, казалось бы, естественных в большом сочинении. Лишь в кульминации возникает внезапная модуляция из основного C-dur в E-dur и обратно. Этот единственный тональный сдвиг производит эффект яркой вспышки света. Для заключительных тактов партитуры Равель «припас» последний оркестровый эффект – ввёл до сих пор не звучавшие в «Болеро» glissandoтромбонов и мощные ударные инструменты : тарелки , большой барабан ,тамтам. Создаётся впечатление, что здесь в самом конце сочинение , наконец высвободилась из оков огромная энергия и воля, которые накапливались в течение длительного времени. Поэтому заключение воспринимается как гимн радости и свету выходящий за рамки настроений и мыслей отдельной личности, как порыв огромной массы людей, движимой едиными помыслами и чувствами.

О программном содержании «Болеро» высказывались самые противоречивые суждения. Одни критики находили здесь «неумолимое нашествие злых сил», другие – мотивы болезненных галлюцинаций. Советский поэт Николай Заболоцкий, посвятивший Равелю стихотворение «Болеро», трактует его музыку как воплощение героического духа свободолюбивой Испании. Болеро заняло выдающееся место в мировой симфонической музыке 20-го века ,что при необычайной смелости художественного замысла и средств выражения прежде всего его отличает подлинно национальный характер, глубоко оптимистическое восприятие жизни и настоящий демократизм духа.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.