МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Управление дисциплиной в организации





Лекция на тему « Управление персоналом»

«Хорошее управление состоит в том, чтобы

показывать средним людям, как сделать работу превосходных людей »

Д.Д.Рокфеллер

Рассмотренные подтемы:

1.Понятие и содержание управления персоналом

2.Формирование персонала

3.Управление дисциплиной в организации

4.Содержание отдельных операций управления персоналом

5.Организация кадровой службы

 

1.Понятие и содержание управления персоналом

Под персоналом организации понимают совокупность временных, сезонных и постоянных работников, занятых в организации.

Термин «управление персоналом» в отечественной управленческой науке и практике сравнительно недавно. Под управлением персоналом подразумевается деятельность по обеспечению организации необходимым числом сотрудников требуемой квалификации и качества в целом, их мотивации, создания условий труда и использования для достижения целей организации.

Целями управления персоналом организации являются:

1)повышение конкурентоспособности организации в рыночных условиях;

2)повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;

3)обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива;

В основу управления персоналом положены следующие принципы:

1)Демократия в управлении персоналом. Сущность его состоит в создании условий участия в управлении персоналом для всех, что обеспечивает готовность к сотрудничеству и эффективное разрешение социальных и производственных проблем работников организации.

2)коллективная ответственность в управлении персоналом Соблюдение этого принципа означает создание эффективной структуры управления персоналом, коллективное принятие решений по персоналу при четком установлении полномочий каждого работника данной сферы.

3)индивидуальный подход в управлении персоналом сущность этого принципа состоит в том ,что формы и методы управления персоналом должны определятся исходя из специфических особенностей конкретной должности и индивидуальных особенностей работника.

4)достижение эффективности и справедливости. Следование этому принципу означает, что принимаемые решения в сфере управления персоналом должны обеспечивать не только эффективность производства, но и учитывать общественное мнение.

 

Формирование персонала

Формирование персонала одна из важнейших задач организации, которая состоит в привлечении квалифицированных кадров и включает в себя следующие операции: планирование потребности в персонале; анализ и конструирование рабочего места; наем (вербовка) персонала и отбор персонала.

Планирование потребности в персонале включает в себя два этапа:

1) Оценки наличных ресурсов и будущих потребностей (планирование персонала);

2) Разработка программы удовлетворения будущих потребностей.

Основные задачи оценки наличных человеческих ресурсов:

1. Оценка обеспеченности организации персоналом;

2. Оценка уровня подготовленности персонала;

3. Оценка эффективности использования персонала;

4. Выявление резервов экономии трудовых ресурсов;

5. Разработка мероприятий по их реализации.

Обеспеченность организации персоналом определяется сравнением количества работников с плановой потребностью. Особое внимание должно быть уделено кадрам ведущих профессий. В результате анализа выявляется дефицит (избыток) кадров в целом по организации и ее структурным подразделениям и определяются причины. На этом этапе дается оценка следующим показателей:



1. Общая численность работников;

2. Численность служащих и их удельный вес в общей численности;

3. Численность рабочих;

4. Дополнительная потребность в персонале;

5. Обеспечение дополнительной потребности за счет выпускников учебных заведений, службы занятости населения и прочих внешних источников;

6. высвобождение рабочих и служащих, использование высвобождаемого персонала и т.п.

Основные задачи в процессе планирования персонала:

1. создание здорового и работоспособного коллектива, способного выполнить намеченные планом цели;

2. формирование оптимальной половозрастной и квалификационной структуры персонала;

3. подготовка переподготовка и повышение квалификации персонала;

4. совершенствование организации труда;

5. стимулирование труда;

6. создание благоприятных условий труда и отдыха для персонала;

7. повышение производительности и качества труда;

8. обеспечение оптимального соотношения между численностью персонала, заработной платой и производительностью труда в планируемом периоде;

9. ротации персонала (прием, увольнение, перевод на другую работу);

10. оптимизация средств на содержание персонала.

При планировании численности работников организации различают:

Явочная численность число работников, которые ежедневно должны быть на рабочих местах для обеспечения нормального хода производства.

Списочная численность общее число всех работников организации (постоянных, сезонных, временных).

Среднесписочная численность рассчитывается путем деления суммы списочной численности за все дни планового периода на общее число календарных дней в плановом периоде.

В зависимости от состава исходных данных выделяют следующие методы планирования численности:

1. метод планирования численности путем корректировки базовой численности работников. Точность расчетов не высока. Можно определить плановую численность работающих в целом в организации, в разрезе структурных подразделений и различных категорий работающих.

2. Метод планирования на основе трудоемкости производственной программы .Численность персонала определяется путем деления трудоемкости производственной программы на полезный фонд рабочего времени одного работника.

Для определения общей потребности в кадрах служащих могут применяться следующие методы:

1. Штатно-номенклатурный метод. Основывается на применении номенклатур должностей, подлежащих замещению в штатном расписании организации.

2. Нормативный метод. Основан на использовании планов или проектов планов по объему производства и нормативов труда специалистов.

3. Метод нормативов насыщенности.Норматив насыщенности – показатель выражающий долю участия менеджеров в общем совокупном труде работников при условии их рационального использования. Отражает объективную потребность организации в работниках управления по отношению ко всем работающим.

Расчет потребности в персонале:

ОПК=

Qj – количество единиц продукции j, изготовленных в плановом периоде;

tj – затраты времени на единицу продукции j, мин;

НРВ – нормативно рабочее время планового периода, ч;

ПВ – потери времени с учетом перерывов, отпусков, болезни.

Анализ и конструирование рабочего места производится путем определения требований к качествам работников при вербовки и отбору. Эта функция включает в себя выполнение следующих работ:

§ Анализ оснащения и оборудования рабочих мест;

§ Анализ пространственного размещения материальных элементов производства;

§ Анализ обслуживания рабочих мест;

§ Анализ условий труда и техники безопасности;

§ Анализ действий работника на рабочем месте;

§ Проектирование рабочего места.

Формулирование требований к качествам работников в хозяйственной практике РФ осуществляется в форме квалифицированных требований, которые имеют три раздела:

«Должностные обязанности» - установлены основные трудовые функции порученные работнику.

«Должен знать» - содержит основные требования к работнику в отношении спец. знаний, знаний законодательных и нормативно- правовых актов, положений, инструкций и т.д.

«Требования к уровню квалификации» - определен уровень профессиональной подготовки, необходимых для выполнения предусмотренных должностью обязанностей.

Различают внутренние и внешние виды найма.

Внутренний найм предполагает продвижения работников организации по служебной лестнице или осуществление ротации кадров.

Внешний найм предполагает информирование по возможности всего трудоспособного населения. Источником являются: учреждения профессионального образования; объявления в средствах массовой информации; люди, ищущие работу; службы занятости населения и др.

Типичный процесс принятия на работу, этапы:

§ Анализ анкет кандидатов;

§ Предварительная отборочная беседа;

§ Заполнения бланка заявления;

§ Беседа по приему на работу;

§ Тестирование;

§ Проверка рекомендаций и послужного списка;

§ Медицинский осмотр;

§ Принятие решения.

 

Управление дисциплиной в организации

Под дисциплиной понимается определенный порядок поведения персонала, отвечающий принятым в обществе нормам права и морали, а также требованиям организации.

Управление дисциплиной осуществляется с учетом следующих принципов.

Принцип личной заинтересованности руководителя. Он требует примерного поведения руководителя для подчиненных. Такое поведение предполагает:

1)личную организованность руководителя;

2)оптимальное, эффективное и полное выполнение им служебных обязанностей;

3)содействие контролю соблюдения дисциплины рядовыми рабочими.

Принцип объективности и правомерности дисциплинарных воздействий

Принцип сочетания коллективной и индивидуальной ответственности за состояние дисциплины

При этом предполагается, что применение мер коллективной ответственности способствует включению в управление дисциплиной всего коллектива и его воздействию на нарушителя.

Принцип формирования общественного мнения. Его сущность состоит в требовании создания обстановки нетерпимости к любым проявлениям нарушения дисциплины, а также поощрения дисциплинированных работников путем комплекса мер морального стимулирования. К ним относятся:

1) Награждение медалями, орденами, грамотами;

2) Занесение на Доску почета, в Книгу почета, на аллею трудовой славы;

3) Присвоение почетных званий;

4) Публикация в органах СМИ.

Принцип неотвратимости наказания. Имеется в виду, что на каждое нарушение должна быть реакция со стороны руководства в виде дисциплинарного воздействия.

Принцип целенаправленности в управлении дисциплиной. Управление дисциплиной – систематическая работа, которая должна включать четко означенные цели, способы и методы воздействия.

Принцип соблюдения иерархии управления. Это требование означает, что осуществлять дисциплинарные воздействия должны в первую очередь непосредственно руководители.

Принцип справедливости наказания. Имеется в виду, что наказанию должны быть подвергнуты лишь нарушители, а в ряде случаев и лица, способствующие нарушению, либо не принявшие профилактических мер для предотвращения нарушения.

Принцип комплексного подхода к управлению дисциплиной. Управление дисциплиной – одна из функций управления персоналом, которая тесно связана с другими функциями.

Управление дисциплиной в организации является процессом, включающим в себя следующие, последовательно сменяющие друг друга основные функции:

1)профилактика дисциплинарных нарушений;

2)организационное обеспечение дисциплинарной работы;

3)контроль и реагирование на состояние дисциплины.

Профилактика дисциплинарных нарушений предполагает выполнение мероприятий, направленных на предупреждение возможных нарушений дисциплины. Этот процесс включает следующие этапы:

1) определение наиболее вероятностных нарушений дисциплины;

2) определение наиболее вероятностных причин нарушений дисциплины;

3) обоснование основных направлений по предупреждению нарушений;

4) планирование и реализация конкретных мероприятий по профилактике нарушений дисциплины.

В организациях происходят такие основные нарушения дисциплины: небрежное исполнение обязанностей, нарушение распорядка рабочего дня, нарушение прав других работников, появление на работе в нетрезвом виде, порча или хищение собственности, излишняя или недостаточная инициатива и сокрытие факторов нарушения дисциплины.

 

Содержание отдельных операций управления персоналом.

Управление карьерой – официальная программа продвижения работников по службе.

Российские организации практикуют создание так называемых групп кадрового резерва.

Основные этапы процесса формирования резерва кадров:

1. Составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров;

2. Предварительный набор кандидатов резерв;

3. Получение информации о деловых, профессиональных и личностных качеств кандидатов;

4. Формирование состава резерва кадров;

Основные критерии при отборе кандидатов в резерв:

1. Соответствующий уровень образования и профессиональной подготовки;

2. Опыт практической работы с людьми;

3. Организаторские способности;

4. Личностные качества;

5. Состояние здоровья;

6. Возраст.

Источники формирования резерва:

1. Квалифицированные специалисты;

2. Заместители руководителей подразделений;

3. Руководители нижнего уровня;

4. Дипломированные специалисты, занятые на производстве в качестве рабочих.

Порядок отбора и зачисления в группу резерва кадров в отечественных организациях:

1. Отбор кандидатов производится на конкурсной основе среди специалистов в возрасте до 35 лет, положительно рекомендовавших себя и имеющих высшее образование.

2. Решение о включении работников в группы резерва принимается на специальной комиссии и утверждается приказом по организации.

3. Для каждого работника (стажера) утверждаются руководитель стажировки и руководители этапов стажировки.

4. Руководители стажеров, включенных в группу резерва кадров, получают материальное вознаграждение за успешное прохождение стажером этапов системы служебно-профессионального продвижения.

5. Стажеру устанавливается должностной оклад.

Высвобождение персонала – вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администации при увольнении работников.

Увольнение работника по собственной инициативе рассматривается сотрудником позитивно.

Увольнение по инициативе администрации – трагическое событие для любого сотрудника. Организация должна осуществлять мероприятия, способствующих снижению негативных последствий как для сотрудника так и для организации.

Система мероприятий по высвобождению персонала включает: подготовка, передача сообщения об увольнении и консультирование.

В соответствии с российским законодательством о труде увольнение по инициативе администрации может быть обусловлено:

1. Ликвидацией предприятий;

2. Сокращение численности или штата работников;

3. Несоответствие сотрудника занимаемой должности или выполняемой работе;

4. Неисполнение работником своих служебных обязанностей без уважительных причин;

5. Прогул, в том числе отсутствие на работе более трех часов в течении рабочего дня;

6. Восстановление на работе сотрудника выполнявшего ранее эту работу;

7. Появление на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

8. Совершение по месту работы хищения имущества.

Увольнение вследствие ухода на пенсию.Система мероприятий предусматривает постепенный переход к неполной занятости, определенные изменения в оплате труда, установление порядка выплаты пенсионной страховки.

Обучение и повышение квалификации.

Непрерывное бучение – последовательное углубление и расширение объема знаний, способствующих повышению мастерства человека в соответствии с требованиями научно-технического развития и совершенствования хозяйственного механизма.

Стадии обучения:

1. Первичное обучение – формирование знаний и навыков у сотрудников без специальности;

2. Вторичное обучение – приспособление имеющейся профессиональной специализации сотрудника к изменившимся условиям технического базиса. Разновидности: переподготовка, повышение квалификации.

Адаптация персонала – приспособление, основа которого вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда.

Адаптация:

1. Первичная – приспособление молодых кадров;

2. Вторичная – приспособление работников имеющих опыт.

Адаптация:

1. Производственная – профессиональная; психофизиологическая; социально-психологическая; организационно-административная; экономическая; санитарно-гигиеническая.

2. Внепроизводственная – к бытовым условиям, к непроизводственному общению с коллегами и адаптация в период отдыха.

Управление адаптацией.

Общая программа адаптации:

1. Общее представление об организации;

2. Оплата труда;

3. Дополнительные льготы;

4. Охрана труда и техника безопасности.

Специализированная адаптация.

Активная программа социального обеспечения, направления:

1. Организация питания;

2. Спорт и общественные мероприятия;

3. Медицинское обслуживание;

4. Пенсии и страхование жизни;

5. Обучение и получение образования;

6. Получение жилья;

7. Организация транспортных услуг.

Профессиональные союзы – созданы для организации защиты интересов работников. Функции:

1. Ведение переговоров от имени трудовых коллективов;

2. Участие в регулировании размера минимальной заработной платы;

3. Стимулирование работодателей к повышению профессионального уровня работников.

Негативные последствия деятельности профсоюзов:

1. Потери от забастовок;

2. Ограничение на перемещения персонала;

3. Рост безработицы.

4. Снижение уровня прибыли.

Позитивные последствия деятельности профсоюзов:

1. Сокращение текучести кадров;

2. Закрепление правил, обеспечивающих продвижение по службе работников со стажем;

3. Увеличение числа рационализаторских предложений;

4. Укрепление дисциплины;

5. Сокращение издержек от заключения трудовых договоров при наличии коллективных соглашений.

Управление стимулированием –функция управления, объектом которой являются мотивы поведения людей, а целью – производство максимального количества продукции при минимальных затратах.

12 принципов производительности Г. Эмерсона:

1. Точно поставленные идеалы или цели;

2. Здравый смысл;

3. Компетентная консультация;

4. Дисциплина;

5. Справедливое отношение к персоналу;

6. Быстрый, полный, точный и постоянный учет;

7. Диспетчирование;

8. Нормы и расписания;

9. Нормализация условий;

10. Нормирование операций;

11. Письменные стандартные инструкции;

12. Вознаграждение за производительность.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.