Управление дисциплиной в организации Лекция на тему « Управление персоналом» «Хорошее управление состоит в том, чтобы показывать средним людям, как сделать работу превосходных людей » Д.Д.Рокфеллер Рассмотренные подтемы: 1.Понятие и содержание управления персоналом 2.Формирование персонала 3.Управление дисциплиной в организации 4.Содержание отдельных операций управления персоналом 5.Организация кадровой службы 1.Понятие и содержание управления персоналом Под персоналом организации понимают совокупность временных, сезонных и постоянных работников, занятых в организации. Термин «управление персоналом» в отечественной управленческой науке и практике сравнительно недавно. Под управлением персоналом подразумевается деятельность по обеспечению организации необходимым числом сотрудников требуемой квалификации и качества в целом, их мотивации, создания условий труда и использования для достижения целей организации. Целями управления персоналом организации являются: 1)повышение конкурентоспособности организации в рыночных условиях; 2)повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли; 3)обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива; В основу управления персоналом положены следующие принципы: 1)Демократия в управлении персоналом. Сущность его состоит в создании условий участия в управлении персоналом для всех, что обеспечивает готовность к сотрудничеству и эффективное разрешение социальных и производственных проблем работников организации. 2)коллективная ответственность в управлении персоналом Соблюдение этого принципа означает создание эффективной структуры управления персоналом, коллективное принятие решений по персоналу при четком установлении полномочий каждого работника данной сферы. 3)индивидуальный подход в управлении персоналом сущность этого принципа состоит в том ,что формы и методы управления персоналом должны определятся исходя из специфических особенностей конкретной должности и индивидуальных особенностей работника. 4)достижение эффективности и справедливости. Следование этому принципу означает, что принимаемые решения в сфере управления персоналом должны обеспечивать не только эффективность производства, но и учитывать общественное мнение. Формирование персонала Формирование персонала одна из важнейших задач организации, которая состоит в привлечении квалифицированных кадров и включает в себя следующие операции: планирование потребности в персонале; анализ и конструирование рабочего места; наем (вербовка) персонала и отбор персонала. Планирование потребности в персонале включает в себя два этапа: 1) Оценки наличных ресурсов и будущих потребностей (планирование персонала); 2) Разработка программы удовлетворения будущих потребностей. Основные задачи оценки наличных человеческих ресурсов: 1. Оценка обеспеченности организации персоналом; 2. Оценка уровня подготовленности персонала; 3. Оценка эффективности использования персонала; 4. Выявление резервов экономии трудовых ресурсов; 5. Разработка мероприятий по их реализации. Обеспеченность организации персоналом определяется сравнением количества работников с плановой потребностью. Особое внимание должно быть уделено кадрам ведущих профессий. В результате анализа выявляется дефицит (избыток) кадров в целом по организации и ее структурным подразделениям и определяются причины. На этом этапе дается оценка следующим показателей: 1. Общая численность работников; 2. Численность служащих и их удельный вес в общей численности; 3. Численность рабочих; 4. Дополнительная потребность в персонале; 5. Обеспечение дополнительной потребности за счет выпускников учебных заведений, службы занятости населения и прочих внешних источников; 6. высвобождение рабочих и служащих, использование высвобождаемого персонала и т.п. Основные задачи в процессе планирования персонала: 1. создание здорового и работоспособного коллектива, способного выполнить намеченные планом цели; 2. формирование оптимальной половозрастной и квалификационной структуры персонала; 3. подготовка переподготовка и повышение квалификации персонала; 4. совершенствование организации труда; 5. стимулирование труда; 6. создание благоприятных условий труда и отдыха для персонала; 7. повышение производительности и качества труда; 8. обеспечение оптимального соотношения между численностью персонала, заработной платой и производительностью труда в планируемом периоде; 9. ротации персонала (прием, увольнение, перевод на другую работу); 10. оптимизация средств на содержание персонала. При планировании численности работников организации различают: Явочная численность – число работников, которые ежедневно должны быть на рабочих местах для обеспечения нормального хода производства. Списочная численность – общее число всех работников организации (постоянных, сезонных, временных). Среднесписочная численность – рассчитывается путем деления суммы списочной численности за все дни планового периода на общее число календарных дней в плановом периоде. В зависимости от состава исходных данных выделяют следующие методы планирования численности: 1. метод планирования численности путем корректировки базовой численности работников. Точность расчетов не высока. Можно определить плановую численность работающих в целом в организации, в разрезе структурных подразделений и различных категорий работающих. 2. Метод планирования на основе трудоемкости производственной программы .Численность персонала определяется путем деления трудоемкости производственной программы на полезный фонд рабочего времени одного работника. Для определения общей потребности в кадрах служащих могут применяться следующие методы: 1. Штатно-номенклатурный метод. Основывается на применении номенклатур должностей, подлежащих замещению в штатном расписании организации. 2. Нормативный метод. Основан на использовании планов или проектов планов по объему производства и нормативов труда специалистов. 3. Метод нормативов насыщенности.Норматив насыщенности – показатель выражающий долю участия менеджеров в общем совокупном труде работников при условии их рационального использования. Отражает объективную потребность организации в работниках управления по отношению ко всем работающим. Расчет потребности в персонале: ОПК=  Qj – количество единиц продукции j, изготовленных в плановом периоде; tj – затраты времени на единицу продукции j, мин; НРВ – нормативно рабочее время планового периода, ч; ПВ – потери времени с учетом перерывов, отпусков, болезни. Анализ и конструирование рабочего места производится путем определения требований к качествам работников при вербовки и отбору. Эта функция включает в себя выполнение следующих работ: § Анализ оснащения и оборудования рабочих мест; § Анализ пространственного размещения материальных элементов производства; § Анализ обслуживания рабочих мест; § Анализ условий труда и техники безопасности; § Анализ действий работника на рабочем месте; § Проектирование рабочего места. Формулирование требований к качествам работников в хозяйственной практике РФ осуществляется в форме квалифицированных требований, которые имеют три раздела: «Должностные обязанности» - установлены основные трудовые функции порученные работнику. «Должен знать» - содержит основные требования к работнику в отношении спец. знаний, знаний законодательных и нормативно- правовых актов, положений, инструкций и т.д. «Требования к уровню квалификации» - определен уровень профессиональной подготовки, необходимых для выполнения предусмотренных должностью обязанностей. Различают внутренние и внешние виды найма. Внутренний найм предполагает продвижения работников организации по служебной лестнице или осуществление ротации кадров. Внешний найм предполагает информирование по возможности всего трудоспособного населения. Источником являются: учреждения профессионального образования; объявления в средствах массовой информации; люди, ищущие работу; службы занятости населения и др. Типичный процесс принятия на работу, этапы: § Анализ анкет кандидатов; § Предварительная отборочная беседа; § Заполнения бланка заявления; § Беседа по приему на работу; § Тестирование; § Проверка рекомендаций и послужного списка; § Медицинский осмотр; § Принятие решения. Управление дисциплиной в организации Под дисциплиной понимается определенный порядок поведения персонала, отвечающий принятым в обществе нормам права и морали, а также требованиям организации. Управление дисциплиной осуществляется с учетом следующих принципов. Принцип личной заинтересованности руководителя. Он требует примерного поведения руководителя для подчиненных. Такое поведение предполагает: 1)личную организованность руководителя; 2)оптимальное, эффективное и полное выполнение им служебных обязанностей; 3)содействие контролю соблюдения дисциплины рядовыми рабочими. Принцип объективности и правомерности дисциплинарных воздействий Принцип сочетания коллективной и индивидуальной ответственности за состояние дисциплины При этом предполагается, что применение мер коллективной ответственности способствует включению в управление дисциплиной всего коллектива и его воздействию на нарушителя. Принцип формирования общественного мнения. Его сущность состоит в требовании создания обстановки нетерпимости к любым проявлениям нарушения дисциплины, а также поощрения дисциплинированных работников путем комплекса мер морального стимулирования. К ним относятся: 1) Награждение медалями, орденами, грамотами; 2) Занесение на Доску почета, в Книгу почета, на аллею трудовой славы; 3) Присвоение почетных званий; 4) Публикация в органах СМИ. Принцип неотвратимости наказания. Имеется в виду, что на каждое нарушение должна быть реакция со стороны руководства в виде дисциплинарного воздействия. Принцип целенаправленности в управлении дисциплиной. Управление дисциплиной – систематическая работа, которая должна включать четко означенные цели, способы и методы воздействия. Принцип соблюдения иерархии управления. Это требование означает, что осуществлять дисциплинарные воздействия должны в первую очередь непосредственно руководители. Принцип справедливости наказания. Имеется в виду, что наказанию должны быть подвергнуты лишь нарушители, а в ряде случаев и лица, способствующие нарушению, либо не принявшие профилактических мер для предотвращения нарушения. Принцип комплексного подхода к управлению дисциплиной. Управление дисциплиной – одна из функций управления персоналом, которая тесно связана с другими функциями. Управление дисциплиной в организации является процессом, включающим в себя следующие, последовательно сменяющие друг друга основные функции: 1)профилактика дисциплинарных нарушений; 2)организационное обеспечение дисциплинарной работы; 3)контроль и реагирование на состояние дисциплины. Профилактика дисциплинарных нарушений предполагает выполнение мероприятий, направленных на предупреждение возможных нарушений дисциплины. Этот процесс включает следующие этапы: 1) определение наиболее вероятностных нарушений дисциплины; 2) определение наиболее вероятностных причин нарушений дисциплины; 3) обоснование основных направлений по предупреждению нарушений; 4) планирование и реализация конкретных мероприятий по профилактике нарушений дисциплины. В организациях происходят такие основные нарушения дисциплины: небрежное исполнение обязанностей, нарушение распорядка рабочего дня, нарушение прав других работников, появление на работе в нетрезвом виде, порча или хищение собственности, излишняя или недостаточная инициатива и сокрытие факторов нарушения дисциплины. Содержание отдельных операций управления персоналом. Управление карьерой – официальная программа продвижения работников по службе. Российские организации практикуют создание так называемых групп кадрового резерва. Основные этапы процесса формирования резерва кадров: 1. Составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров; 2. Предварительный набор кандидатов резерв; 3. Получение информации о деловых, профессиональных и личностных качеств кандидатов; 4. Формирование состава резерва кадров; Основные критерии при отборе кандидатов в резерв: 1. Соответствующий уровень образования и профессиональной подготовки; 2. Опыт практической работы с людьми; 3. Организаторские способности; 4. Личностные качества; 5. Состояние здоровья; 6. Возраст. Источники формирования резерва: 1. Квалифицированные специалисты; 2. Заместители руководителей подразделений; 3. Руководители нижнего уровня; 4. Дипломированные специалисты, занятые на производстве в качестве рабочих. Порядок отбора и зачисления в группу резерва кадров в отечественных организациях: 1. Отбор кандидатов производится на конкурсной основе среди специалистов в возрасте до 35 лет, положительно рекомендовавших себя и имеющих высшее образование. 2. Решение о включении работников в группы резерва принимается на специальной комиссии и утверждается приказом по организации. 3. Для каждого работника (стажера) утверждаются руководитель стажировки и руководители этапов стажировки. 4. Руководители стажеров, включенных в группу резерва кадров, получают материальное вознаграждение за успешное прохождение стажером этапов системы служебно-профессионального продвижения. 5. Стажеру устанавливается должностной оклад. Высвобождение персонала – вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администации при увольнении работников. Увольнение работника по собственной инициативе рассматривается сотрудником позитивно. Увольнение по инициативе администрации – трагическое событие для любого сотрудника. Организация должна осуществлять мероприятия, способствующих снижению негативных последствий как для сотрудника так и для организации. Система мероприятий по высвобождению персонала включает: подготовка, передача сообщения об увольнении и консультирование. В соответствии с российским законодательством о труде увольнение по инициативе администрации может быть обусловлено: 1. Ликвидацией предприятий; 2. Сокращение численности или штата работников; 3. Несоответствие сотрудника занимаемой должности или выполняемой работе; 4. Неисполнение работником своих служебных обязанностей без уважительных причин; 5. Прогул, в том числе отсутствие на работе более трех часов в течении рабочего дня; 6. Восстановление на работе сотрудника выполнявшего ранее эту работу; 7. Появление на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; 8. Совершение по месту работы хищения имущества. Увольнение вследствие ухода на пенсию.Система мероприятий предусматривает постепенный переход к неполной занятости, определенные изменения в оплате труда, установление порядка выплаты пенсионной страховки. Обучение и повышение квалификации. Непрерывное бучение – последовательное углубление и расширение объема знаний, способствующих повышению мастерства человека в соответствии с требованиями научно-технического развития и совершенствования хозяйственного механизма. Стадии обучения: 1. Первичное обучение – формирование знаний и навыков у сотрудников без специальности; 2. Вторичное обучение – приспособление имеющейся профессиональной специализации сотрудника к изменившимся условиям технического базиса. Разновидности: переподготовка, повышение квалификации. Адаптация персонала – приспособление, основа которого вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда. Адаптация: 1. Первичная – приспособление молодых кадров; 2. Вторичная – приспособление работников имеющих опыт. Адаптация: 1. Производственная – профессиональная; психофизиологическая; социально-психологическая; организационно-административная; экономическая; санитарно-гигиеническая. 2. Внепроизводственная – к бытовым условиям, к непроизводственному общению с коллегами и адаптация в период отдыха. Управление адаптацией. Общая программа адаптации: 1. Общее представление об организации; 2. Оплата труда; 3. Дополнительные льготы; 4. Охрана труда и техника безопасности. Специализированная адаптация. Активная программа социального обеспечения, направления: 1. Организация питания; 2. Спорт и общественные мероприятия; 3. Медицинское обслуживание; 4. Пенсии и страхование жизни; 5. Обучение и получение образования; 6. Получение жилья; 7. Организация транспортных услуг. Профессиональные союзы – созданы для организации защиты интересов работников. Функции: 1. Ведение переговоров от имени трудовых коллективов; 2. Участие в регулировании размера минимальной заработной платы; 3. Стимулирование работодателей к повышению профессионального уровня работников. Негативные последствия деятельности профсоюзов: 1. Потери от забастовок; 2. Ограничение на перемещения персонала; 3. Рост безработицы. 4. Снижение уровня прибыли. Позитивные последствия деятельности профсоюзов: 1. Сокращение текучести кадров; 2. Закрепление правил, обеспечивающих продвижение по службе работников со стажем; 3. Увеличение числа рационализаторских предложений; 4. Укрепление дисциплины; 5. Сокращение издержек от заключения трудовых договоров при наличии коллективных соглашений. Управление стимулированием –функция управления, объектом которой являются мотивы поведения людей, а целью – производство максимального количества продукции при минимальных затратах. 12 принципов производительности Г. Эмерсона: 1. Точно поставленные идеалы или цели; 2. Здравый смысл; 3. Компетентная консультация; 4. Дисциплина; 5. Справедливое отношение к персоналу; 6. Быстрый, полный, точный и постоянный учет; 7. Диспетчирование; 8. Нормы и расписания; 9. Нормализация условий; 10. Нормирование операций; 11. Письменные стандартные инструкции; 12. Вознаграждение за производительность. |