Общие причины возникновения аварий До 95% всех аварий возникает по вине исполнителей в результате нарушения технологии бурения, условий эксплуатации оборудования и инструмента. Около 3-5% аварий возникает из-за заводского брака используемого инструмента. Небольшая часть аварий возникает из-за низкого качества технических проектов. Аварии с бурильной колонной Характерные аварии • Ведущие трубы: поломка по телу; срыв трубной резьбы. • Бурильные трубы: поломка в концевой высадке; по телу; в зоне сварного шва; срыв трубной резьбы. • Бурильные замки: срыв замковой резьбы; поломка по телу. • УБТ и переводники: срыв замковой резьбы; поломка по телу в зоне замковой резьбы. • Соединительные муфты: поломка по телу. • Падение части колонны бурильных труб в скважину. Причины поломок бурильной колонны Основная причина поломок элементов бурильной колонны – усталостное разрушение металла под действием переменных по знаку и величине нагрузок. Поломка колонны бурильных труб возможна в результате чрезмерных нагрузок на нее при ликвидации аварийных ситуаций. Усталостному разрушению металла способствуют •дефекты материала труб (микротрещины, включения, расслоения); •вмятины, царапины, надрезы на трубах; •конструктивные недостатки сборных бурильных труб; •резкие переходы в размерах поперечного сечения колонны; •колебания колонны (продольные , крутильные, в т.ч. резонансные); •наличие каверн в скважине; •абразивность пород, переслаивание пород по твердости; •искривление скважины; •малое количество УБТ; •несоответствие диаметра труб диаметру скважины; •несоответствие типа долота разбуриваемым породам; •химическая агрессия бурового раствора и жидкостей ванн; •эксцентричность вышки, ротора относительно скважины. Причины срыва резьб бурильной колонны •Чрезмерный износ резьбы из-за: плохой смазки; низкого качества изготовления; эксцентричности стола ротора и вышки. • Промыв резьбы. Причины падения бурильной колонны в скважину • Развинчивание замковых резьб в процессе спуска инструмента. • Посадки инструмента на уступы в процессе спуска. • Резкие посадки инструмента на ротор. • Неисправность тормозной системы лебедки. • Неисправность спуско – подъемного инструмента. • Несоответствие грузоподъемности оборудования и инструмента весу колонны бурильных труб. Предупреждение аварий с бурильной колонной Правила транспортировки труб • Перевозка труб допускается только специальным транспортом (трубовозами). • Длина выступающего конца труб должна быть не более 1м. • Ведущие трубы могут перевозиться только в обсадных трубах. • Резьбы труб должны быть защищены предохранительными кольцами. • Запрещается сбрасывание труб с транспортных средств. • Укладка труб производиться комплектами с деревянными прокладками, при этом необходимо исключить прогибы и удары. Подготовка труб к эксплуатации • Чистка резьб труб, и их контроль калибрами. • Дефектоскопия труб. • Толщинометрия. • Определение фактической кривизны. • Шаблонирование. • Установка протекторов (при роторном способе бурения). • Сборные трубы комплектуются селективно и только на трубных базах. • Опрессовка труб на полуторное рабочее давление, но не менее 30 МПа. • Разница в длине свеч должна быть не более 0,75 м. • На каждый комплект труб составляется паспорт. Предупреждение аварий с бурильной колонной в процессе эксплуатации • Горизонтальность стола ротора. • Центровка фонаря относительно скважины. • Смазка резьб перед свинчиванием. • Докрепление резьб с рекомендованными моментами свинчивания. • Не допускаются резкие торможения и удары колонны о ротор. • Через 10-20 СПО менять рабочие соединения на нерабочие. • Через 800 часов работы – опрессовка колонн на 1,5 рабочее давление, но не менее 30 МПа. • Дефектоскопия труб с периодичностью от 20 до 90 суток в зависимости от типа труб и условий бурения. • Определение величины износа труб скобами. Для стальных труб раз в месяц • Проверка резьб калибрами раз в месяц. • Соответствие класса труб по износу условиям бурения. • Для ЛБТ водородный показатель бурового раствора должен быть меньше 11. |