МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Экзамен по экономической теории





Вопрос 1:Предмет, метод и функции экономической теории. Экономическая теория и прикладная экономика.

Ответ: Экономическая теория – это наука о богатстве.
Экономическая теория -это наука об экономическом поведении людей в условиях редкости, т.е ограниченности ресурсов(Человек стремится удовлетворить свои потребности, которые безграничны).

Экономическая теория– это наука об отношениях между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг, о способах эффективного использования ограниченных производственных ресурсов.

Методы экономической теории:

1) Научная абстракция (отделение второстепенного и случайного от сути явления или процесса. )
2) Аналогия (подобие)
3) Индукция (собирание фактов, а потом выдвижение теории)
4) Дедукция (выдвижение теории, а потом собирание фактов)
5) Анализ (разделение на отдельные части и изучение каждой составляющей)
6) Синтез (объединение составляющих и выявление их взаимного влияния внутри единого целого)
7) Системный подход (любое явление определяется как система и одновременно как подсистема более сложной системы)
В экономической теории выделяют 2 составляющие:
1) Микроэкономика- это раздел изучающий отдельные рынки, поведение отдельных экономических агентов(Агенты: домашнее хозяйство, бизнес, государство, внешний мир).
2)Макроэкономика– это раздел, изучающий экономику как целостную систему, с использование агрегированных показателей(ВВП,ВНП.) (Агрегирование-метод приведения к сопоставимым единицам измерения)
Функции экономической теории:

1) Теоретическая
2) Практическая (рекомендации по совершенствовании текущей экономической ситуации)
3) Методологическая (экономическая теория является базовой в системе экономических наук)
4) Планово-прогностическая (создание прогнозов и рекомендаций правительству)

Прикладная экономика изучает возможности применения законов, теорий, предложений разработанных экономической теорией непосредственно для функционирования отдельных элементов экономических систем.

Вопрос 2:Основные этапы развития экономической мысли.

Ответ: 1615- появляется термин ойкономия (наука о ведении хозяйства).

Возникает первое экономическое течение – Меркантилизм(основатель Монкретьен). Впервые появляется термин политическая экономия. Меркантелисты выделяли стадию обмена, т.е доказывается целесообразность торговли и необходимости международной торговли. Символом богатства являются деньги, форма богатства-золотые монеты.

Конец 17 – начало 18 веков,возникает течение - Физиократы(представители Кенэ, Тюрго…). Отмечают важность производства, а не обмена. На 1 место ставится сельскохозяйственное производство. Промышленное производство считается вторичным.

Конец 18 века –классическая политическая экономия– Классики(основатель Петти, а так же Смит, Рикардо). Основы изучения – производства, но не только сельскохозяйственное, но промышленное. Ставятся проблемы налогообложения. Зарождается количественная теория денег. Период моделирования равновесия.

Эта теория делится на два блока (19 век):

1)Марксизм (политэкономия)
2) Немарксиские направления (экономикс- поведение отдельных политических агентов)
а) Маржинализм (представитель Вальрас, теория предельных величин)
б) Неоклассики (А.Маршалл-основатель микроэкономики) Дается микроэкономическое регулирование экономических процессов. Даются рекомендации правительству по применению конкретных рычагов. ( данная теория была ведущей до 30-х годов 20 века. В связи с кризисом 20-х годов появилась проблема массовой безработицы, которую не могла решить данная теория )

30 – 50-е годы ХХ векавозникает течение- Кейнсианство (основатель Кейнс) Впервые вводится макроподход. Было обоснованно государственное вмешательство в экономику, в условиях кризиса. Инструменты регулирования - государственные расходы и налоги. Главная цель – борьба с безработицей.

80-е годы ХХ векавозникает течение - Монетаризм(представитель Фридман) Цель теории - регулирование денежной массы, путем воздействия на процентную ставку. Инструмент - купля/продажа облигаций.

Наше времявозникает теория экономического синтеза, теория рациональных ожиданий, теория экономики предложения. Так же возникают тории – институционализм и неоинституционализм.

Вопрос 3:Понятие и типы хозяйственных систем.

Ответ: Экономическая система– совокупность элементов, связанных определенным образом. Экономическую систему образует совокупность экономических агентов, а так же механизмов координирующих их деятельность, которые доминируют и отличаются устойчивостью.

Свойства экономических систем:

1) Целенаправленность
2) Открытость
3) Устойчивость к внешним воздействиям
4) Наличие резервов для компенсации отклонений в работе системы
5) Завершенность

 

За 200 лет человечество испытало 4 хозяйственных порядка: 2 рыночных и 2 нерыночных.

1) Чистый капитализм( 18 - начало 20 века)В основе хозяйствования лежит частная собственность, социальный отбор и радикальный индивидуализм. Главным инструментом, координирующим в условиях рынка, выступают цены, они так же являются сигналами о нехватке/избытке товаров. К другим инструментам относятся: ставка зарплаты, налоги, закон. Исторически сформировались предпосылки такой формы хозяйствования:

1) Сигнальная и информационная функции цены
2) Свободные контракты

3) Рост/падение цен

4) Конкуренция

2) Современный капитализм.Исторический опыт показал, что рынок имеет пределы своих возможностей в оптимальном распределении ресурсов. Существуют следующие ограничения:

1)Наличие трансакционных издержек (издержки связанные с заключением контрактов, поиска информации, измерением)
2)Связанные с фактором времени и неопределенности
3)Нейтральность рынка по отношению к социальным и моральным нормам
4)Рынок не способствует сохранению невозобновимых ресурсов
5)Рынок не создает условий для развития фундаментальной науки
Сочетание рыночного, корпоративного, и государственного регулирования, а так же разных форм частной и государственной собственности нашли свою реализацию в современном капитализме. Во многих случаях недостатки рыночного механизма могут быть исправлены государственным вмешательством.

3) Смешанная экономика. В современной смешанной экономике, преодолев рамки чистого капитализма и рамки командной системы, реализуются принципы многоукладности и многообразности хозяйственной деятельности. Степень и характер государственного вмешательства в экономику, формы и методы ее регулирования различны.

Модели смешанной экономики:

1)Неолибиральная модель. В рамках этой модели экономика подчиняется законам рынка, т.е существуют однородные режимы регулирования во всех секторах экономики.
2)Тиская. Роль государства в структуре регулирования значительно выше. Ей характерна долгосрочное планирование и разнородное регулирование в различных секторах экономики.
3)Третья модель. Имеет ярко выраженную социальную направленность, т.е осуществляет поиск путей согласования интересов различных социальных групп при активном участии государства.
4)Экстраполярная. Внесистемная экономика. В ней перобладают маргинальные формы хозяйства.

4) Традиционная экономика.В основе лежит общинная собственность. Преобладает мелкотоварное производство, использование отсталых технологий. Высокая зависимость от внешнего капитала, традиций, религии, сословного деления.

5) Административно-командная экономика. Характерные черты такой экономики:

1)Преобладающее участие государства в экономике
2)Доминирование государственной собственности практически на все экономические ресурсы
3)Монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах (горизонтальная и вертикальная интеграции)
4)Централизованное управление и директивное клонирование как основа хозяйственного механизма.

Существуют недостатки данной системы:

1)Отсутствие самостоятельности хозяйствования субъектов.
2)Исключение свободных рыночных отношений между экономическими агентами.
3)Снижение материальной заинтересованности в разделении труда.

Вопрос 4:Основные элементы экономики (блага, потребности, товар, деньги, ресурсы, экономические агенты).

Ответ: Благо -это средство удовлетворения потребностей.

Благо бывают так же бываю нескольких видов, например:

1) Экономические(ограниченные)/Неэкономические
2) Частные (имеют стоимость для конкретного потребителя)/Общественные(оплачиваются государством)
3) Смешанные
4) Прямые(предмет потребления)/Косвенные(средство производства)
5) Материальные/Нематериальные
Потребность –это состояние неудовлетворенности или нужды в чем либо.

Потребности бывают нескольких видов:

1) Высшие/Низшие
2) Первичные/Вторичные
Товар –это продукт деятельности труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность, по средствам купли/продажи. Он обладает 2 свойствами:

1)Удовлетворять потребность.
2)Обмениваться.
Свойство товара удовлетворят ту или иную потребность называется полезностью товара.
Деньги– это товар, на который можно обменять любой другой товар(такой обмен называется абсолютной ликвидностью). Функции денег:

1)Мера стоимости(выражение стоимости товара в деньгах)
2)Средство обращения(деньги являются мимолетным посредником в обмене)
3)Деньги как сокровища отражают наличие излишков в товарном мире.
Бумажные деньги - это денежные знаки, не имеющие стоимости и заменяющие полноценные золотые деньги в функции средства обращения.
Мировые деньги - это законченное развитие всеобщего эквивалента денег.
Ресурсы-
существует 2 точки зрения :

1)Марксиская (это только природные ресурсы)
2)Неоклассическая(труд, земля, капитал, предпринимательские способности)
Экономические агенты- субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Выделяют 3 основных экономических агента: дохозяйство, предприятия, государство.

 

Вопрос 5: Технология экономического выбора. Кривая производственных возможностей. Граница производственных возможностей. Возрастающие издержки упущенных возможностей.

Ответ:Любая экономическая система должна ответить на 3 главных вопроса: Что производить? Как производить? Для кого производить?
При ответе на эти вопросы реализуется ряд принципов экономического мышления:

1)Принцип альтернативной стоимости
2)Принцип предпринимательства
3)Принцип сравнительных преимуществ
4)Принципы специализации и разделения труда
5)Принцип эффективности ( Парето-эффективность – это такое состояние дел в экономике, когда нельзя более полно удовлетворить потребности одного человека, не ограничив при этом удовлетворение потребностей другого человека. Различается эффективность в производстве, торговле, обмене.)
6)Принцип справедливости (Философский подход, нежели экономический)

* 100 %
Результат
Все принципы экономического мышления можно проиллюстрировать с помощью кривой производственных возможностей. КПВ – это линия показывающая возможные сочетания двух товаров (благ).

 

       
 
R (рентабельность) =
 
 

 

 


(А – все ресурсы направлены на производство блага Y ; B – эффективное производство, все ресурсы используются полностью; С - эффективное производство, все ресурсы используются полностью; D - все ресурсы направлены на производство блага X; F – не эффективное производство, ресурсы не используются рационально. Увеличение одного блага может происходить при увеличении другого, производственные мощности экономической системы не загружены; E – недосягаемая для данной экономической системы.) Частным случай: прямая с отрицательным коэффициентом.
Придельная норма замещения : MRST=дельта К/дельта L
Эта прямая является границей производственных возможностей. Внутри области производственных возможностей находятся сочетания благ, товаров, которые могут быть произведены с использованием имеющихся в наличии факторов производства.
Возрастающие издержки упущенных возможностей (альтернативная стоимость).Последовательное увеличение производства блага X обходится все большей потерей блага Y (дельта X / дельтаY)

 

 

Вопрос 6:Права собственности как правила игры в хозяйственных системах.

Ответ: Собственность – это отношение между людьми по поводу освоения материальных благ в результате их производства, распределения, обмена и потребления. Собственность имеет экономическое и правовое содержание.
Собственность классифицируется:

1) По способу присоединения средств производства с производителями:

a) Общинная
б) Рабовладельческая
в) Феодально-крепостническая
г) Буржуазная
д) Общественная

2) По субъекту присвоения:

a) Частная
б) Коллективная
в) Государственная

В западной экономической теории 2 формы:

а) Частная
б) Государственная

В российской:

· Частная собственность на средства производства

· Личная собственность на предмет употребления

· Коллективная

· Акционерная собственность на отделение доли

· Государственная

Собственность реализуется через все виды производственных отношений. Важную роль в экономической истории играют разгосударствление и приватизация собственности. Разгосударствление- это передача управления собственностью сверху вниз. Приватизация- это передача/продажа самой собственности сверху вниз, от государства конкретному индивиду. Возможны обратные процессы: огосударствление и реприватизация.

Законодательно предусмотрены формы разгосударствления и приватизации:

1) Преобразование государственного в арендное предприятие.
2)Преобразование государственного в коллективное предприятие.
3)Преобразование государственного предприятия в акционерное общество или товарищество.
4)Приобретение физическими или юридическими лицами государственных дач, паев.
5)Выкуп предприятия сданного в аренду.
6)Продажа предприятия на конкурсе или аукционе.
7)Безвозмездная передача предприятия трудовому коллективу.
В 60-70-е годы 20 века в западной экономической теории начала формироваться теория прав собственности, разграничивающая понятия собственности и прав собственности. Право собственности –это отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ. С точки зрения отдельных индивидов права собственности представляются как совокупность правомочий, направленных на принятие решений по поводу этих ресурсов.

Согласно перечню правомочий выделяют:

1)Право владения.
2) Право использования.
3) Право управления.
4) Право на доход.
5) Право на суверенитет.
6) Право на безопасность.
7) Право на передачу благ в наследство.
8) Право на бессрочное обладание благом.
9)Запрет вредного использования.
10) Право на ответственность в виде взысканий.
11) Право на остаточный характер.

 

 

Вопрос 7:Экономические институты: сущность и роль в системе рыночной экономики. Трансакционные издержки. Теорема Коуза.

Ответ: Экономические институты- это правило, по которых хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономическую деятельность. Например, это право частной собственности, или порядок открытия и регистрации новой фирмы, или процедура получения государственной лицензии на разработку нефтяного месторождения. Совокупность институтов образует экономическую систему. Поэтому когда мы говорим о капиталистической, социалистической или какой-либо другой системе, то фактически мы говорим о соответствующей совокупности институтов. Трансакционные издержки -затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов.

Трансакционные издержки:

1)Издержки сбора и обработки информации.
2)Издержки проведения переговоров и принятии решений.
3)Издержки контроля.
4)Издержки юридической защиты.
Теорема Коуза (1966)Если права собственности определены и трансакционные издержки равны 0, то размещение ресурсов будет оставаться неизменным и эффективным, независимо от изменений в расположении прав собственности. Это означает, что при нулевых трансакционных издержках рынок справится с внешними эффектами.

 

Вопрос 8:Проблема фиаско (провалов рынка). Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования.

Ответ: Фиаско рынка - это рыночная ситуация, когда равновесие на рынке, возникшее в процессе взаимодействия агентов (обмен, торговля, производство), не является эффективным по Парето. Но последующее теоретизирование и наблюдение за реальной экономикой привели экономистов-теоретиков к мысли, что предпосылки, требуемые для достижения эффективного равновесия, достаточно легко нарушаемы, поэтому современная экономическая наука в основном изучает ситуации с фиаско рынка. Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают государственное, либо иное регулирование экономики и экономических отношений, с целью сглаживания/устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма.

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка. Используются следующие механизмы государственного регулирования: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.

Основные виды государственного вмешательства:

1) Пресечение ассиметричной информации.
2)Защита конкуренции.
3)Сглаживание макроэкономических колебаний.
4)Политика поддержания доходов (сглаживание неравенств).
5)Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.

 

Вопрос 9:Сущность и основные черты рыночной экономики. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Ответ: Рынок- это система хозяйствования, в основе которой лежит частная собственность и главной целью которой является достижение личного интереса. Разный участник выступает в разных ролях и получает собственную выгоду.

Предпосылками развития рынка являлись:

1)Разделение труда.
2)Использование денег в процессе обмена.
3)Суверенитет потребителя.
4)Свобода предпринимательства и конкуренции.

Совершенная конкуренция (совершенная, чистая, свободная) – экономическая модель, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют ее своим вкладом спроса и предложения.

Признаки совершенной конкуренции:

· Отсутствие входных барьеров

· Отсутствие ограничений на количество участников рынка

· Свободные цены

· Отсутствие давления участников друг на друга

Признаки несовершенной конкуренции:

· Демпинговые цены

· Создание входных барьеров на рынок

· Ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

· Замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции:

· Неоправданный рост цен

· Увеличение издержек производства

· Замедление научно-технического прогресса

· Снижение конкурентоспособности на мировых рынках

· Падение эффективности экономики

Рынок:

1. Абстрактный (свободный)

2. Реальный (конкурентный)

· Совершенный (эпоха чистого капитализма)

-Множество продавцов и покупателей

-Никто не может воздействовать на рыночные условия

-Симметричность информации

-Отсутствие налогов

· Несовершенный

-Монополия (рынок одного продавца)

-Монопсония (рынок одного покупателя)

-Дуополия (два продавца без монополистически соглашений)

-Монополистическая конкуренция

-Олигополия (крайне мало фирм в отрасли)

 

 

Вопрос 10:Спрос, предложение и факторы их определяющие.

Q=-aP+b
Ответ: Спрос– это желание приобрести какое либо благо.
Платежеспособный спрос – это желание и возможность приобрести какое либо благо.
Для нормальных товаров действует закон спроса, при прочих равных условиях количество изменяется обратно пропорционально цене.
Нормальный товар- это товар, потребление которого растет по мере роста дохода населения.

Исключения:

В теории Маршала используется братная функция: P=-aQ+b
a)Товары Гиффена – товары, на которые спрос не падает.
б)Предметы роскоши- это средства сохранения ценностей.

Исключения в России: черный хлеб, картошка, водка.
Графически закон спроса выражается прямой спроса.

Q= aP+b
На спрос влияют неценовые факторы:

1)Доходы потребителей
2)Цены на взаимные товары (взаимозаменяемые/взаимодополняемые).
3)Эффект дохода и эффект замещения

4)Налоги (подоходный и акцизы).

5)Мода, реклама, время года
Исключения:

1)Эффект сноба (некоторая часть людей специально отказываются от пользования продуктами массового потребления).
2)Эффект Веблена (чем выше цена на товар, тем выше его спрос. Владение таким товаром означает социальную значимость владельца товара).
Предложение- это количество товаров и услуг, представленных на рынке, при каждом возможном уровне цен.

Закон предложения, при прочих нормальных условиях, количество предложенных товаров будет больше, если больше цена. Графически закон предложения выражается прямой предложения.
На предложение так же влияют неценовые факторы:

1)Цены на ресурсы.
2)Использование техники и технологий.
3)Налоги (на прибыль, имущество).
4)Война, природные катастрофы.

5)Количество фирм на рынке

6)Наличие и высота барьеров вхождения на рынок

 

Вопрос 11:Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие на рынке.

Ответ:Если государство не вмешивается в рыночный механизм, т.е не вводит контроль за ценами, то спрос и предложение на конкурентном рынке придут в равновесие и установится рыночная цена товара и его общий объем производства.
Точка пересечения графиков - ситуация равновесия.

(график равновесной цены TR=P*Q=S (треугольник 0P0Q0))

 

S(прямоугольник 0R0EQ0)- S(треугольникPminEQ0)=S (треугольникPminE) –излишек производства.
На товарном рынке в результате равновесной цены (точка В) выигрывают и продавцы и покупатели. В точке равновесия выручка продавцов совпадает с расходами покупателей.
На интервале от 0 до Q0 покупатели готовы были заплатить цены, выше равновесной, т.е их расходы могли оказаться больше, чем при равновесии. Разность между предполагаемыми и фактическими расходами составляет излишек покупателей, в нашем случаи это S (треугольник P0PnЕ). В этом же интервале объема производитель готов продать товар по более низкой цене, чем равновесная, начиная от уровня Pmin. Разность между общей выручкой и совокупными затратами производителя составляет излишек производства.


В условиях несовершенной конкуренции фирмы могут воздействовать на величину излишка продавца и покупателя. Государство может косвенно воздействовать на рыночную ситуацию, это воздействие осуществляется с помощью налогов и дотаций:
1)Введение налога на производителя

T- налоги


Точке L1 соответствует новый объем Q1, цена будет являться ценой потребителя. P- - непосредственно остается продавцу. В результате вся величина окажется неравновесными долями продавца и покупателя.
t+=(p+-p0)*Q1- доля покупателя.
t-=(p0-p-)*Q1 – доля продавца.
T= t+ + t- - общая налоговая нагрузка.

V- дотации
2)Правительство для поддержания области выплачивает дотации.

Р-цена продавца. Р+- цена покупателя.

 

Вопрос 12:Эластичность спроса потребителя факторы её определяющие.
Ответ: Эластичность- это мера реакции изменения одной величины, при изменении другой на 1%.Эластичность спроса различают: по цене, по доходу, перекрестную эластичность.
1)Эластичность спроса по цене.
Формула точечной эластичности: отношение изменении количества при изменении цены, выраженное в процентах. Эластичность спроса по цене всегда величина отрицательная.
2)Эластичность спроса по доходам.

а) E<0 – речь идет о низшем товаре.
б) 0<E<1 – нормальный товар и предмет первой необходимости.
в)E>1 – нормальный товар, но предмет роскоши.

3)Перекрестная эластичность.

Вопрос 13:Эластичность предложения. Влияние фактора времени.
Ответ: Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Коэффициент эластичности предложения показывает относительное изменение объема предложения при изменении цены на 1%.

Расчёт полностью аналогичен расчёту коэффициента эластичности спроса относительно цены, но Q будет обозначать размер предложения.
Неэластичное предложение — предложение, для которого процентное изменение цены больше процентного изменения объёма предложения. Для неэластичного предложения коэффициент эластичности меньше единицы.
Эластичность предложения зависит от:
1)особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен).
2)временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке).
3)зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

Вопрос 14:Теория фирмы и организационные формы бизнеса.
Ответ:Изначально фирма являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики.

Фирма-это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Различные школы экономической науки по-разному трактуют определение фирмы как категории.
1) Традиционная экономическая теория определяет фирму как производственно-технологическую систему, как конгломерат людей и машин. Фирма представлялась "черным ящиком", на входе в который сосредоточиваются различные ресурсы и технология, а на выходе получается готовый продукт. Для экономической теории считалось несущественным, что происходит внутри.

2) Неоинституционалистский теория.Сегодня все большее значение приобретает неоинституционалистский подход к определению фирмы. Неоинституционалисты не рассматривают фирму как нечто данное, они хотят понять механизм ее возникновении. Новизна неоинституционалистского определения фирмы заключается в том, что наряду с выгодами разделения труда внутри предприятия четко определяется граница развития фирмы. Пределы власти предпринимателя в фирме устанавливаются контрактным соглашением.
Полное товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность. Участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.
Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью.Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью.

Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Особенности функционирования акционерных обществ заключается в следующем: они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов; распыленностью риска, т.к. каждый акционер рискует потерять только те деньги, которые он затратил на приобретение акций; участие акционеров в управлении обществом; право акционеров на получение дохода (дивиденда); дополнительные возможности стимулирования персонала.
Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарные предприятия подразделяются на две категории:
а)унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
б)унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Вопрос 15:Теория потребительского поведения (Функция полезности. Кривые безразличия. Бюджетные ограничения. MRS).
Ответ:Покупатель покупает товар ради его потребительской ценности, т.к товар обладает полезностью, необходимой человеку для удовлетворения потребностей. По этому положению нельзя сделать вывод о поведении покупателя на рынке. Существует определенная закономерность потребления:

TU- общая полезность.
МU- предельная полезность.
1)Большая часть потребителей рано или поздно насыщается.
2) Переход от неполного удовлетворения потребностей к её полному удовлетворению происходит не внезапно, а постепенно и ступенчато.
Если напряженность потребностей убывает по мере её удовлетворения, то и благо для потребностей так же будет убывать по мере роста количества этого блага. Для описания процесса убывания потребностей используют понятие предельной полезности. Существует связь между общим и предельным потреблением. Общее благо растет по мере увеличения количества потребительских благ, но постепенный прирост благ этой потребности замедляется и в результате наступает ситуация, когда полезность достигает своего максимума. При достижении максимума общей полезности, придельная полезность становится равна 0.

Понятие предельной полезности используют при формировании закона убывания предельной полезности: по мере увеличения количества потребительного блага, его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

1 закон Госсена. По мере увеличения количества потребляемого блага, его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

Человек имеет множество потребностей, которые характеризуются резкой степенью интенсивности. Человек самостоятельно определяет для себя шкалу, согласно которой на 1 место определяет самые неотъемлемые потребности, а затем остальные в порядке убывания. Если рассматривать поведение различных максимизаторов, то можно выделить основные аксиомы поведения:

1)Потребитель стремится к максимизации степени полезности.
2)Доход ограничен.
3)Цели фиксированные.
2 закон Госсена.При максимизации общей полезности, предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины.

Человек приобретая товары на рынке, платит за них разную цену, если разделить предельную полезность на цену соответственного блага, то получим предельную полезность. Учитывая это соотношение, каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельная полезность не станет пропорциональна ценам или не станут равны общей полезности.
(лямбда - некая абсолютная величина)


Проведенный анализ базируется на кардиналистской концепции. Основными вопросами для кардиналистов был поиск измерителя абсолютных величин предельной полезности. Однако в конечном итоге все свелось к использованию денежной оценки полезности.
Вторая концепция -ординалистов, они отказались от поиска универсальной единицы и предложили иной подход: вместо абсолютной величины предельной полезности следует перейти к анализу относительности, т.е определить предпочтения одних комбинаций товаров другими, комбинационными инструментами такого анализа являлись кривые безразличия.
Кривая безразличия – это изображение на плоскости множества наборов товаров, имеющих одинаковую полезность. При выборе набора из такого множества потребителю безразлично, какой из наборов взять.

Свойства кривых безразличия основаны на предположениях ординалистской концепции:
1) Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.
2) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон (товары Х, Y).
3) Кривые безразличия никогда не пересекаются.
4) Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве квадрантов, и мы будем иметь карту безразличия.
5) Предельная норма замещения уменьшается при движении вниз по кривой безразличия. Предельная норма замещения товаром Х товар Y (MRSХ,У) – количество товара Y, которое потребитель согласен уступить в обмен на рост количества товара Х на одну единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным.
Карта безразличия – набор кривых безразличия, где каждая кривая безразличия, находящаяся выше, чем исходная, является более предпочтительной.

Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного товара другим, но не определяют, какой набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает бюджетное ограничение, показывающее, какие потребительские наборы можно приобрести на данную сумму денег.

Бюджетная линия показывает одинаковую величину бюджета потребителя при разных сочетаниях товаров Y и Х.
Оптимальный выбор товаров и услуг должен отвечать двум требованиям:
1)Он должен находиться на бюджетной линии слева и ниже – неизрасходованная некоторая часть дохода; справа и выше – не может быть закупки в рамках данного дохода.
2)Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен предоставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание. Эти два условия сводят проблему максимизации удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии. Это будет точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.

2 подхода, связывающих доход и потребление:

По Слуцкому: только тот уровень дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора товаров обеспечивает и неизменный уровень реального дохода

По Хиксу: уровни реального дохода могут быть различными, но при этом обеспечивать один и тот же уровень потребления. Общий эффект изменения цены объясняется эффектом дохода и эффектом замещения. Для анализа, кроме кривых безразличия используется бюджетная линия потребителя.

 

Вопрос 16:Издержки производства: виды и динамика. Принцип равенства предельного дохода и предельных издержек.

Ответ: Издержки- это затраты на производство и реализацию продукции.

Издержки классифицируются:

1) Альтернативные издержки (всегда).
2) Явные/неявные.

Явные - осуществляемые затраты. Неявные - это альтернативные. Возникает деление прибыли на бухгалтерскую и экономическую.

Бухгалтерская прибыль является сопоставлением выручки от реализации продукции и производственных затрат.
Pr=TR-TC=P*Q-ATC*Q=PQ-(AFC-AVC)*Q=Q*(P-ATC)
Экономическая прибыль всегда меньше бухгалтерской, т.к учитываются еще неявные издержки.
Pr=TR-(явные+неявные)
3)Трансакционные издержки - это издержки не связанные с производственным процессом.
4)Издержки, связанные с периодом времени, в котором функционирует фирма.

В краткосрочном периоде издержки делятся на:

TC-совокупная издержки. TR-совокупные выручка.
1)Постоянные (FC) – это издержки, которые не зависят от объемов производства (стоимость имущества, аренда, электроэнергия, з/п управленцев)
2)Переменные (VC)- издержки зависящие от объемов производства. (з/п рабочих, затраты на сырье)
В долгосрочном периоде все издержки являются переменными.
FC+VC=TC-общие издержки, себестоимость всего произведенного объема продукции.
Неравномерное изменение валовых издержек приводит к тому, что по мере роста объемов производства меняются и издержки на еденицу продукции, они называются средними.
5)Средние издержки. Средние издержки определяются делением общего объема издержек на величину выпуска продукции.

 

 


Параболическая форма графика АТС объясняется тем, что на начальном этапе средние издержки высоки, т.к постоянные распределяются на небольшой объем продукции. По мере роста объемов производства, постоянные издержки распространяются на все больший объем выпуска, поэтому средние издержки сокращаются и достигают минимума в точке М. В дальнейшем основное влияние на величину средних издержек начинают оказывать не постоянные, а переменные издержки, поэтому доходность кривых начинает возрастать. Анализ кривых средних издержек имеет большое значение для предпринимателя, т.к определяет при каком объеме производства издержки на единицу достигнут минимума. В одной и той же отрасли действуют фирмы с разным масштабом, с разной технологией и организацией производства, а значит и с разным уровнем издержек. Сравнение издержек фирмы с уровнем рыночной цены позволяет определить положение фирмы на рынке. Однако, по динамике средних издержек нельзя определить рыночное предложение фирмы и точку оптимального объема производства. В связи с этим требуется анализ дополнительных издержек, которые возникают при производстве дополнительной единицы продукции. Эти издержки называются придельными.

 

FC:Q=AFC –средние постоянные. VC:Q=AVC-средние переменные. TC:Q=ATC –средние общие.
6)Предельные (МС)- это вид издержек, связанный с дополнительным объемом производства наиболее дешевым способом.
Кривая предельных издержек не зависит от величины постоянных издержек, т.к постоянные существуют независимо от того, производится ли дополнительная продукция или нет. Сначала предельные издержки сокращаются, оставаясь меньше средних, это объясняется тем, что если издержки на единицу продукции убывают, значит каждая последующая единица обходится дешевле, чем средние издержки предыдущих продуктов. Дальнейший рост средних издержек означает, что предельные издержки становятся выше предшествующих средних издержек. Таким образом график предельных издержек пересекает график средних издержек в точке минимума. Дополнительная еденица продукции кроме дополнительных издержек приносит дополнительную доход.

 

Предпринимателю выгодно увеличивать объем производства до тех пор, пока:

MC=MR – равенство между предельными величинами определяет объем производства максимизирующего прибыль.

 

Вопрос 17:Взаимозаменяемость ресурсов. MRST.
Ответ:В реальной жизни в пределах используемой технологии фирма стремится найти наилучшее сочетание факторов производства с тем, чтобы добиться наибольшего выхода продукции. Технологическая зависимость между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимым из этого набора факторов, характеризует производственную функцию. Если весь набор факторов производства и ресурсов представить как затраты труда и капитала, то производственная функция может быть описана: Q=f(К, L)

Модификацией производственной функции является изокванта.

Изокванта (кривая постоянного (равного) продукта)– кривая, представляющая бесконечное множество комбинаций факторов производства, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции.

Наклон изокванты выражает зависимость одного фактора от другого в производственном процессе. При этом увеличение одного фактора и уменьшение другого не вызывает изменений в объеме выпускаемой продукции. Отрицательный наклон изокванты показывает, что сокращение одного фактора (при определенном объеме производства) всегда будет вызывать увеличение другого фактора.

Кривизна изокванты иллюстрирует эластичность замещения факторов при выпуске заданного объема продукта и отражает то, насколько легко один фактор может быть заменен другим. В том случае, когда изокванта похожа на прямой угол, вероятность замещения одного фактора другим крайне невелика. Если же изокванта имеет вид прямой линии с наклоном вниз, то вероятность замены одного фактора другим значительна.
Изокванта, лежащая выше и правее другой, представляет собой больший объем выпускаемой продукции. Совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресурсов, называется картой изоквант.
Увеличение затрат фактора L (труда) компенсирует уменьшение затрат фактора К (капитала). Предельная норма технического замещения или технологической замены(MRTS) – количество одного ресурса, которое может быть сокращено в обмен на единицу другого ресурса при сохранении неизменным общего объема выпуска продукции.
Наклон изокванты измеряет предельную норму технологической замены. Изокванты могут иметь различную конфигурацию: линейную, жесткой дополняемости, непрерывной замещаемости, ломаной изокванты. Каждый производитель, приобретая факторы для организации производства, имеет определенные ограничения в средствах. График, иллюстрирующий бюджетное ограничение, называется изокостой.
Изокоста- линия, демонстрирующая комбинации факторов производства, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег. Изокосту иначе называют линией равных издержек. Изокосты являются параллельными прямыми, поскольку допускается, что фирма может приобрести любое желаемое количество факторов производства по неизменным ценам.

С= Рх *Qху*Qу

Наклон изокосты выражает относительные цены факторов производства. Каждая точка на линии изокосты характеризуется одними и теми же общими издержками. Эти линии прямые, поскольку факторные цены имеют отрицательный наклон и параллельны.
Совместив изокванты и изокосты, можно определить оптимальную позицию фирмы. Точка, в которой изокванта касается (но не пересекает) изокосты, означает наиболее дешевую по стоимости комбинацию факторов, необходимых для выпуска определенного объема продукта. На рисунке показан метод определения точки, в которой минимизируются издержки производства заданного объема производства продукта.
Точка равновесия производителя (точка А) определяется как равенство соотношений между ценами на факторы производства и изменением этих факторов.

Вопрос 18:Теория производства и планирования деятельности фирмы (спрос на ресурсы).

Ответ:Каждая фирма осуществляет экономические расчеты объема выпуска продукции и количества необходимых для этого ресурсов. Этот расчет представляет производственную функцию фирмы.
Q = f(k,l), где: Q – объем, l – труд, k - капитал.
Условие равновесия фирмы - это состояние, которое обеспечивает максимизация прибыли при минимальных издержках и выражается равенством предельных издержек и предельного дохода.
MC = MR, где: MC - предельные издержки, MR - предельный доход.
Для успешного планирования своей деятельности, фирма должна соблюдать 2 условия:
1) Правило наименьших издержек - производство любого продукта обеспечивает наименьшие издержки в соотношении ресурсов в том случае, если предельный продукт каждого вводимого фактора производства один и тот же.

2) Правило максимизации прибыли - фирма применяет соотношение ресурсов, обеспечивающее максимальную прибыль, если цена на каждый ресурс равна его предельному продукту в денежном выражении:
, где: MR - предельный доход, P- цена, L- труд, k - капитал.
При MC > MR - прирост выпуска продукции становится неэффективным.
При MC < MR - фирма увеличивает спрос на факторы производства до тех пор, пока доход от их предельного продукта не уравновесится с ценой каждого из применяемых факторов.

Вопрос 19:Издержки и поведение фирмы в краткосрочном периоде.

Ответ:Для определения стратегии действия в краткосрочном периоде фирма должна учитывать:
1) Себестоимость продукции - это затраты предприятия на ее производство и реализацию, выраженные в денежной форме. Различают плановую и фактическую себестоимость.
Плановая себестоимость продукции включает в себя только те затраты, которые при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия необходимыми. Они исчисляются на основе плановых норм использования оборудования, трудозатрат, расхода материалов. Отчетная себестоимость определяется фактическими затратами на изготовление продукции. Совокупность затрат отдельного предприятия на производство и реализацию продукции составляет индивидуальную себестоимость.
2) Предпринимателя интересуют не столько общие издержки, сколько затраты на производство единицы изделия, т.е. -средние издержки. Средние издержки (АС) определяются путем деления общих издержек (ТС) на объем продукции (Q). АС = ТС / Q, или: АС = AFC + AVC, где: AFC - средние постоянные издержки; VC - средние переменные издержки. Средние издержки также делятся на средние постоянные (AFC) и средние переменные (AVC). Средние постоянные издержки:
Средние постоянные издержки уменьшаются с ростом объема продукции. Когда выпускается малое число единиц продукции, на них падает вся тяжесть постоянных издержек.
При увеличении объема производства средние постоянные издержки снижаются.

 

Вопрос 20:Издержки и поведение фирмы в долгосрочном периоде.

Ответ:Количество переменных ресурсов фирмы определяет верхнюю границу ее выработки в краткосрочном периоде, или масштаб производства, так как прирост объема может быть осуществлен лишь за счет изменения переменных ресурсов. Для долгосрочного периода верхней границы производства не существует, так как может быть изменен масштаб производства. Под масштабом понимается размер фирмы, измеренный объемом выпуска. Чем больше используется факторов производства, тем производство крупнее.
Крупному производству присущ ряд преимуществ:

· доступно массовое производство

· более доступно использование научно-технического прогресса

· обеспечивается прочность и устойчивость положения на рынке

· доступна экономия труда через экономию на масштабах производства

Однако преимущества крупной фирмы — еще не гарантия постоянного повышения ее доходов и прибыли. Дело в том, что каждая фирма имеет пределы своего роста, обусловленные размерами деятельности.
После того, как фирма определит для себя наиболее эффективный способ производства, расширение объемов выпуска возможно исключительно за счет изменения масштабов производства, т.е. пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов. Пусть, исходная зависимость между объемом выпуска и ресурсами описывается производственной функцией вида Q0=f(K,L).Увеличение в некоторое количество раз (например, в z раз) всех применяемых ресурсов приведет к изменению объема выпуска с Q0 до Q1, так что Q1=f(zK,zL).
Если новый объем выпуска увеличится более, чем в z раз (Q1 > zQ0), то имеет место положительный эффект масштаба производства.
Если новый объем выпуска увеличится менее, чем в z раз (Q1< zQ0), то имеет место отрицательный эффект масштаба производства.
И наконец, если новый объем выпуска увеличится также в z раз (Q1= zQ0), то имеет место постоянный эффект масштаба производства.
Для большинства производственных процессов характер эффекта масштаба меняется в зависимости от достигнутых объемов выпуска. Первоначально эффект может быть постоянным или даже положительным, однако после расширения размеров предприятия сверх некоторого предела эффект становится отрицательным. Графически эффект масштаба производства может быть проиллюстрирован через кривые долгосрочных средних издержек.
1)Положительный эффект масштаба предполагает возрастание отдачи используемых ресурсов. Как следствие этого, объем выпуска (Q) растет более быстрыми темпами, чем совокупные затраты (ТС) на факторы производства. Другими словами, средние издержки долгосрочного периода убывают, или LATC0 > LATC1.

 

Существует несколько причин, объясняющих положительный эффект масштаба:

1)Большая специализация ресурсов и разделения труда.
2)Автоматизация производства.
3) Специализация управления.
4)Техническая специфика отдельных видов производств.

 

2)Если объем выпуска (Q) растет более медленными темпами, чем совокупные затраты (ТС) на факторы производства, то в отрасли имеет место отрицательный эффект, а средние издержки долгосрочного периода увеличиваются, или LATC0 < LATC1
Отрицательный эффект связан с:
1)С ограниченными возможностями эффективного управления.
2)С наличием технологических барьеров.

 

3)Постоянный эффект предполагает неизменность отдачи используемых ресурсов. Это означает, что объем выпуска (Q) растет такими же темпами, как и совокупные затраты (ТС) на ресурсы. В этих условиях средние издержки долгосрочного периода остаются неизменными, или LATC0 = LATC1.
Нахождение оптимального размера предприятия для производства той или иной продукции позволяет фирме поддерживать этот оптимум достаточно долго, уже после того, как иссякнут источники положительного эффекта. Это происходит путем создания в рамках единого технологического процесса не одного, а нескольких производственных единиц оптимального размера.

При анализе производственной деятельности фирмы в долгосрочном периоде следует различать увеличение масштаба производства и технический прогресс на предприятии.Технический прогрессозначает изменение используемой технологии и, соответственно, функции производства во времени. Принято считать, что на производстве имеет место технический прогресс, если с тем же количеством факторов производства может быть достигнут возросший объем выпуска, или
В свою очередь положительный эффект, как уже было определено, означает возрастание объема выпуска за счет увеличения количества используемых ресурсов.
На практике технический прогресс чаще всего происходит в отраслях с положительным эффектом масштаба, что затрудняет понимание различий между этими категориями.

 

Вопрос 21:Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции.

Ответ:Поведение фирмы определяется условиями рынка совершенной конкуренции:
1)Множество продавцов и покупателей. Никто из них не может повлиять на цену.
2)Отсутствие барьеров объясняющих свободное перемещение фирмы.
На совершенно конкурентном рынке фирма получает экономическую прибыль.
На интервале Q1-Q2 фирма получает прибыль более высокую, чем нормальная прибыль. Нормальная прибыль, как нормальная отдача капитала, определяется путем конкуренции во всех отраслях с одинаковым уровнем риска, кроме того она понимается как вознаграждение фактора предпринимательства и является составной частью издержек. Обычно предпринимательский фактор рассматриваю как постоянный фактор, поэтому нормальная прибыль относится на постоянные издержки. Для определения оптимального объема производства в анализ необходимо включить предельные издержки.

Q0(MR=MC)- объем позволяющий максимизировать прибыль.

Prmax= SCPAB

 

Т.к в условиях совершенной конкуренции отсутствуют барьеры входа на рынок, фирмы, привлеченные возможностью получения прибыли, начинают входить на этот рынок. Рыночное предложение увеличивается, что при неизменном спросе приводит к снижению цены. Поскольку на рынке функционируют фирмы разные по масштабу, а значит с разным уровнем издержек производства, то для некоторых фирм установленная цена оказывается слишком низкой, не покрывающей даже минимума АТС. В результате такие фирмы терпят убытки.
Q- оптимальный объем, позволяющий минимизировать убытки. SPACB –убытки фирмы.

Отдельные фирмы в случае убытков начинают покидать рынок, в результате предложение уменьшается, цены начинают расти. В результате складывается ситуация равновесия, когда экономическая прибыль фирмы равна 0, фирма имеет только нормальную прибыль. При объеме Q предельный доход имеет лишь одну точку с графиком АТС, одновременно это точка касания графика MR и АТС. Прибыль фирмы будет нормальной, поскольку цена ее продукции равна средним издержкам, т.к в этом случаи нет тенденции к изменению числа работников в отросли фирм, такая отрасль находится в состоянии полного долговременного равновесия.
MR=MC=P=ATCmin
При увеличении цены, фирма будет двигаться вверх по прямой МС, это означает, что восходящий эффект графика МС является кривой кратковременного предложения фирмы и это будет кривая индивидуального предложения. Суммируя графики индивидуального предложения всех фирм отрасли получаем кривую совокупного рыночного предложения. По мере повышения цены различные фирмы входят в отрасль, расширяют производство и предложение товаров. Изменение цены будет происходить до тех пор, пока совокупный спрос не сравнится с совокупным предложением. Это равенство достигается при определенном уровне цены, которая после этого имеет тенденцию сохранять данный уровень в течении короткого периода.

 

Вопрос 22:Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.

Ответ: Монополия- это рынок единственного продавца, на данном рынке существуют высокие барьеры входа, товар производится либо уникальный, либо не имеющий аналогов. Государство не вмешивается в функционирование данной области. Монополия не проводит политику ценовой дискриминации. Фирма является собственником редких и невоспроизводимых ресурсов. Фирмы взаимодействуют только с покупателями собственной продукции. Эти черты характерны чистой монополии.

Виды монополий:
1)Естественная– монополия, главной чертой которой является экономия на эффекте масштаба. Это означает, что издержки в долговременном периоде будут минимальными, если отрасль п





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.