Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки у дошкольников с задержкой психического развития Факультет психологии, социальной медицины и адаптационно-реабилитационных технологий «УТВЕРЖДАЮ» заведующая кафедрой специальной, клинической психологии и инклюзивного образования доктор медицинских наук, профессор ___________________ Заварзина О.О. Выпускная квалификационная работа ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Исполнитель: Студентка Деф-ДБ-4 Севостьянова Виктория Викторовна Москва – 2015 Работа выполнена на кафедре специальной, клинической психологии и инклюзивного образования Российского государственного социального университета Научный руководитель: доцент, кандидат психологических наук Феофанов Василий Николаевич Рецензент: доцент, кандидат психологических наук Лешин Владимир Вячеславович Решение кафедры о допуске выпускной квалификационной работы к защите в ГАК (протокол №2 от 2 сентября 2014г.) Научный руководитель В.Н. Феофанов Заведующая кафедрой специальной, клинической психологии и инклюзивного образования Российского государственного социального университета О.О. Заварзина Содержание Введение………………………………………………………………….……...4 Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей самооценки у дошкольников с задержкой психического развития 1.1. Проблема самооценки в научной литературе…………………….…….…7 1.2. Особенности самооценки в дошкольном возрасте………………..…….11 1.3. Самооценка у дошкольников с задержкой психического развития…………………………………………………………………………16 Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки у дошкольников с задержкой психического развития 2.1. Программа эмпирического исследования…………………………..……21 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей самооценки у дошкольников с задержкой психического развития................................................................................................................29 2.3. Психолого-педагогические рекомендации, направленные на формирование адекватной самооценки у дошкольников с задержкой психического развития……………………………………………………..…..47 Заключение…………………………………………………………….………68 Список литературы……………………………………………………..…….70 Приложение 1-5…………………………………………………………...……74 Введение Актуальность темы исследования обусловлена тем, что самооценка является одним из существенных условий, благодаря которому индивид становится личностью. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать себя, потребности и мотивы в мире человеческих отношений. Поэтому очень важно именно в этом возрасте заложить основы для формирования адекватной самооценки. Самооценка развивается в тесной связи с собственной деятельностью ребенка и со спецификой его взаимодействия с окружающими. Динамика самооценки определяется динамикой социальной ситуации развития ребенка. Осваивая способы самооценивания в учебно-познавательной деятельности, старшие дошкольники расширяют и углубляют знания о себе и о своих способностях. Умение адекватно оценить себя и свои возможности в процессе познания во многом определяет успешность развития ребенка как субъекта деятельности, оптимизирует процесс его социальной интеграции [5, 41]. В работах отечественных психологов Б.Г. Ананьева [3], Л.И. Божович [6], П.Я. Гальперина [11], А.В. Запорожца [25] и других самооценка определяется как важнейшее личностное образование, автономная характеристика личности, формирующаяся при активном участии самой личности и отражающая качественное своеобразие ее внутреннего мира. Самооценка выступает необходимым условием организации субъектом своего поведения и деятельности. В исследованиях Л.И. Божович [6], М.И. Лисиной [25] и др. отмечается, что в дошкольном возрасте развитие самооценки идет по пути изменения глобально-позитивного отношения ребенка к себе, опосредствованию им этого отношения знанием о себе. Таким образом, по мнению М.И. Лисиной [25], к концу дошкольного возраста начинается процесс интеллектуализации самооценки ребенка. На протяжении последних нескольких десятков лет вопросы выявления потенциальных возможностей детей с задержкой психического развития (ЗПР) не утрачивают своей актуальности. Для приспособления их к жизни и социализации в обществе определенное значение имеет самооценка [39]. В работах В.И. Лубовского [46], М.С. Певзнер [10], У.В. Ульенковой [50] и др. высказывается мнение о том, что значительной проблемой для детей с ЗПР при подготовке к школе является несформированность у них навыков произвольной регуляции поведения и деятельности. Это выражается в склонности детей к внешнему контролю со стороны взрослого, в отсутствии потребности прогнозирования своих действий, трудностях принятия правил и т.п. Во многом это обусловлено неполноценным развитием у них механизмов произвольной регуляции, важнейшим из которых является самооценка. В работах О.В. Лебедевой и У.В. Ульенковой [50] отмечается, что самооценка старших дошкольников с ЗПР может характеризоваться как неадекватно завышенная вследствие менее развитых компенсаторных и психозащитных возможностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. К сожалению, исследования самооценки дошкольников с ЗПР не столь многочисленны. Цель исследования: выявление особенностей самооценки у детей дошкольного возраста с ЗПР. Объект исследования: самооценка у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности самооценки у дошкольников с задержкой психического развития. Гипотеза исследования: самооценка у дошкольников с ЗПР завышена в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Задачи исследования: 1. Изучить проблему самооценки у детей дошкольного возраста в специальной и психолого-педагогической литературе. 2. Провести эмпирическое исследование уровня самооценки у старших дошкольников с задержанным и нормальным уровнем психического развития 3. Сравнить самооценку у детей старшего дошкольного возраста, отличающихся задержанным и нормальным уровнем психического развития. 4. Разработать рекомендации педагогам по развитию самооценки у детей дошкольного возраста с ЗПР. Методы исследования: - анализ специальной и психолого-педагогической литературы; - наблюдение за старшими дошкольниками; - беседа с воспитателями и психологом; - психодиагностические методы исследования (методика Р.С. Немова «Какой я», методика Л.П. Пономаренко «Дерево», методика Н.И. Непомнящей «Исследование самосознания»); - методы обработки и интерпретации данных – количественный и качественный анализ, а также метод математической статистики (t-критерий Стьюдента). База исследования. Изучение проводилось на базе Государственного Бюджетного Общеобразовательного Учреждения «Школа №1349» (дошкольное отделение). Адрес: г. Москва, б-р Маршала Рокоссовского, д. 26. В исследовании приняли участие старшие дошкольники в возрасте 5-6 лет в количестве 32 человек (по 16 детей в каждой группе), имеющих задержанное и нормальное психическое развитие. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 59 источников и 5 приложений. Основной текст изложен на 61 странице. В работе 6 таблиц и 9 рисунков. |