МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки у дошкольников с задержкой психического развития





Факультет психологии, социальной медицины и адаптационно-реабилитационных технологий

 

«УТВЕРЖДАЮ»

заведующая кафедрой

специальной, клинической психологии

и инклюзивного образования

доктор медицинских наук, профессор

___________________ Заварзина О.О.

 

Выпускная квалификационная работа

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Исполнитель:

Студентка Деф-ДБ-4

Севостьянова Виктория Викторовна

 

Москва – 2015

Работа выполнена на кафедре специальной, клинической психологии и инклюзивного образования

Российского государственного социального университета

 

 

Научный руководитель:

доцент, кандидат психологических наук

Феофанов Василий Николаевич

Рецензент:

доцент, кандидат психологических наук

Лешин Владимир Вячеславович

Решение кафедры о допуске выпускной квалификационной работы к защите в ГАК (протокол №2 от 2 сентября 2014г.)

 

Научный руководитель В.Н. Феофанов

 

 

Заведующая кафедрой

специальной, клинической психологии

и инклюзивного образования

Российского государственного

социального университета О.О. Заварзина

Содержание

Введение………………………………………………………………….……...4

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей самооценки у дошкольников с задержкой психического развития

1.1. Проблема самооценки в научной литературе…………………….…….…7

1.2. Особенности самооценки в дошкольном возрасте………………..…….11

1.3. Самооценка у дошкольников с задержкой психического развития…………………………………………………………………………16

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки у дошкольников с задержкой психического развития

2.1. Программа эмпирического исследования…………………………..……21

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей самооценки у дошкольников с задержкой психического развития................................................................................................................29

2.3. Психолого-педагогические рекомендации, направленные на формирование адекватной самооценки у дошкольников с задержкой психического развития……………………………………………………..…..47

Заключение…………………………………………………………….………68

Список литературы……………………………………………………..…….70

Приложение 1-5…………………………………………………………...……74

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что самооценка является одним из существенных условий, благодаря которому индивид становится личностью. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать себя, потребности и мотивы в мире человеческих отношений. Поэтому очень важно именно в этом возрасте заложить основы для формирования адекватной самооценки.

Самооценка развивается в тесной связи с собственной деятельностью ребенка и со спецификой его взаимодействия с окружающими. Динамика самооценки определяется динамикой социальной ситуации развития ребенка. Осваивая способы самооценивания в учебно-познавательной деятельности, старшие дошкольники расширяют и углубляют знания о себе и о своих способностях. Умение адекватно оценить себя и свои возможности в процессе познания во многом определяет успешность развития ребенка как субъекта деятельности, оптимизирует процесс его социальной интеграции [5, 41].



В работах отечественных психологов Б.Г. Ананьева [3], Л.И. Божович [6], П.Я. Гальперина [11], А.В. Запорожца [25] и других самооценка определяется как важнейшее личностное образование, автономная характеристика личности, формирующаяся при активном участии самой личности и отражающая качественное своеобразие ее внутреннего мира. Самооценка выступает необходимым условием организации субъектом своего поведения и деятельности.

В исследованиях Л.И. Божович [6], М.И. Лисиной [25] и др. отмечается, что в дошкольном возрасте развитие самооценки идет по пути изменения глобально-позитивного отношения ребенка к себе, опосредствованию им этого отношения знанием о себе. Таким образом, по мнению М.И. Лисиной [25], к концу дошкольного возраста начинается процесс интеллектуализации самооценки ребенка.

На протяжении последних нескольких десятков лет вопросы выявления потенциальных возможностей детей с задержкой психического развития (ЗПР) не утрачивают своей актуальности. Для приспособления их к жизни и социализации в обществе определенное значение имеет самооценка [39].

В работах В.И. Лубовского [46], М.С. Певзнер [10], У.В. Ульенковой [50] и др. высказывается мнение о том, что значительной проблемой для детей с ЗПР при подготовке к школе является несформированность у них навыков произвольной регуляции поведения и деятельности. Это выражается в склонности детей к внешнему контролю со стороны взрослого, в отсутствии потребности прогнозирования своих действий, трудностях принятия правил и т.п. Во многом это обусловлено неполноценным развитием у них механизмов произвольной регуляции, важнейшим из которых является самооценка.

В работах О.В. Лебедевой и У.В. Ульенковой [50] отмечается, что самооценка старших дошкольников с ЗПР может характеризоваться как неадекватно завышенная вследствие менее развитых компенсаторных и психозащитных возможностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. К сожалению, исследования самооценки дошкольников с ЗПР не столь многочисленны.

Цель исследования: выявление особенностей самооценки у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Объект исследования: самооценка у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности самооценки у дошкольников с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования: самооценка у дошкольников с ЗПР завышена в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему самооценки у детей дошкольного возраста в специальной и психолого-педагогической литературе.

2. Провести эмпирическое исследование уровня самооценки у старших дошкольников с задержанным и нормальным уровнем психического развития

3. Сравнить самооценку у детей старшего дошкольного возраста, отличающихся задержанным и нормальным уровнем психического развития.

4. Разработать рекомендации педагогам по развитию самооценки у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Методы исследования:

- анализ специальной и психолого-педагогической литературы;

- наблюдение за старшими дошкольниками;

- беседа с воспитателями и психологом;

- психодиагностические методы исследования (методика Р.С. Немова «Какой я», методика Л.П. Пономаренко «Дерево», методика Н.И. Непомнящей «Исследование самосознания»);

- методы обработки и интерпретации данных – количественный и качественный анализ, а также метод математической статистики (t-критерий Стьюдента).

База исследования. Изучение проводилось на базе Государственного Бюджетного Общеобразовательного Учреждения «Школа №1349» (дошкольное отделение). Адрес: г. Москва, б-р Маршала Рокоссовского, д. 26.

В исследовании приняли участие старшие дошкольники в возрасте 5-6 лет в количестве 32 человек (по 16 детей в каждой группе), имеющих задержанное и нормальное психическое развитие.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 59 источников и 5 приложений. Основной текст изложен на 61 странице. В работе 6 таблиц и 9 рисунков.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.