МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как самостоятельная отрасль прокурорского надзора.





Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (1 час)

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как самостоятельная отрасль прокурорского надзора.

Прокуратура относится к числу правоохранительных органов, которые призваны непосредственно обеспечивать защиту прав и свобод граждан. Многочисленные нарушения прав и свобод человека и гражданина, допускаемые в последние годы во всех сферах государственной деятельности, делают особо актуальной правозащитную направленность прокурорского надзора.

Права и свободы личности в нашем государстве определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов власти и органов местного самоуправления (ст. 18 Конституции).

Для того чтобы эти конституционные положения не стали пустой декларацией, государство должно позаботиться об их надлежащих гарантиях. Одной из таких гарантий является деятельность прокуратуры, реализуемая в самостоятельной отрасли прокурорского надзора - надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (гл. 2 Закона о прокуратуре).

Следует отметить, что данная отрасль в качестве самостоятельного направления надзорной деятельности прокуратуры в Законе о прокуратуре была выделена не сразу, а лишь в 1995 г. - после принятия Конституции. Тем самым еще раз на законодательном уровне была подтверждена, с одной стороны, особая актуальность для России соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а с другой - особая роль прокуратуры как органа надзора в обеспечении этих прав и свобод.

Не вдаваясь в научный анализ понятий "права и свободы человека" и "права и свободы гражданина", отметим, что в научной литературе они рассматриваются как разные.

Права и свободы человека имеют естественную природу, принадлежат ему с момента рождения и не ограничиваются территориальными или национальными рамками. В случае закрепления прав и свобод человека в законодательных актах конкретного государства они становятся правами и свободами гражданина данного государства.

Права и свободы человека являются базовыми. Они присущи всем людям независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут. Права и свободы гражданина включают в себя те права, которые закреплены на законодательном уровне за лицом в силу его принадлежности к государству (его гражданства).

Беря на себя обязанность признавать, соблюдать, защищать права и свободы человека и гражданина, государство одновременно очерчивает соответствующие обязанности для всех органов государственной власти и их должностных лиц в указанной сфере. Для прокуратуры это означает, что в процессе осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокуроры обязаны в одинаковой мере обеспечивать защиту прав и интересов отечественного гражданина, иностранного гражданина и лица без гражданства. В этом проявляется сущность рассматриваемой отрасли прокурорского надзора.

Основная цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - это достижение такого положения, когда они реально соблюдаются всеми органами и должностными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и в случае нарушения этих прав и свобод они могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе и органов прокуратуры.



Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в значительной мере совпадают с задачами, решаемыми органами прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов (общего надзора). Вместе с тем в рамках рассматриваемой отрасли прокурорского надзора решаются конкретные задачи по соблюдению прав и свобод человека и гражданина:

- обеспечение защиты прав и свобод как отдельной личности, так и интересов всех или многих граждан, проживающих в стране или регионе;

- обязательное реагирование и вмешательство прокурора в связи с поступающей информацией о нарушении нрав и свобод личности;

-использование в полном объеме возможностей прокурора в предупреждении и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан.

 

2)Предмет, пределы и цели надзора за соблюдением прав и сво­бод человека и гражданина.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является самостоятельной отраслью прокурорского надзора, "отпочковавшейся" от надзора за исполнением законов (общего надзора). Он имеет собственный предмет и характеризуется свойственными ему полномочиями прокуроров. Речь идет о прокурорском надзоре за исполнением законодательства о правах и свободах граждан и в первую очередь о гл. 2 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина". Прокурорский надзор охватывает весь комплекс прав и свобод, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Следует заметить, что российская прокуратура традиционно стояла на страже прав и свобод человека и гражданина, и прокуроры всегда делали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем самым реальному обеспечению предоставленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод. Имеется в виду защита политических, трудовых, жилищных, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина.

Защита нрав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную деятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал прокурор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор — его в первую очередь интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина. И если они не соблюдаются, прокурор принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В связи с этим прокурорский надзор выступает одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности на современном этапе.

 

Включение в разд. III Закона о прокуратуре специальной главы "Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина", с одной стороны, говорит об особой актуальности для России соблюдения прав и свобод граждан и, с другой — о повышении роли прокуратуры как органа надзора в обеспечении этих прав и свобод в переходный для государства период. В правовом государстве, которое у нас создается, приоритетным является соблюдение прав и свобод личности. Будучи принятой в Совет Европы, Российская Федерация взяла на себя обязательство по неукоснительному соблюдению прав и свобод человека и гражданина, по созданию необходимых условий для реализации гражданами предоставленных им прав и свобод.

Многочисленные нарушения прав и свобод человека и гражданина, допускаемые в последнее время, недостатки в работе судов вследствие возросшего количества рассматриваемых дел, недоступность для многих граждан услуг адвокатов ввиду отсутствия средств и, следовательно, ослабление правовой защищенности граждан подчеркивают необходимость совершенствования и активизации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен в ст. 26 Закона о прокуратуре. Он включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Анализируя содержание названной статьи, нельзя не прийти к выводу о том, что полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяются на все органы и всех должностных и иных лиц, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности, начиная с федеральных министерств и ведомств. Закон в этом отношении не содержит каких-либо ограничений. Иными словами, при поступлении сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе провести проверку или совершить иные надзорные действия в любом органе, на любом предприятии, в учреждении и организации, а также в общественной организации или объединении. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина возложено Конституцией РФ на все без исключения органы. Из этого видно, какое значение законодатель придает соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

В сферу прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина входит как соблюдение прав и свобод граждан России, так и лиц, имеющих двойное гражданство, и лиц без гражданства с учетом их правового статуса, установленного российским и международным законодательством. Полным объемом прав и свобод обладают граждане России.

Основная цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — это достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами, должностными и иными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе и органов прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов РФ. Эти задачи в значительной мере совпадают с задачами, решаемыми прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов, изложенными в параграфе 8.1 предыдущей главы.

Генеральный прокурор РФ требует от всех прокуроров, чтобы надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина находился в центре их постоянного внимания и чтобы прокуроры остро реагировали па факты ущемления прав и свобод личности. При этом предметом особой заботы прокуроров должно быть соблюдение прав и свобод слабозащищенных категорий населения (инвалидов, престарелых, детей, потерявших родителей, и некоторых других).

Прокурорам особенно внимательно следует относиться к жалобам и заявлениям граждан об ущемлении их прав и свобод, своевременно рассматривать и разрешать подведомственные прокуратуре обращения граждан, принимая меры к восстановлению нарушенных прав и свобод.

Надзорные мероприятия в первую очередь должны проводиться в тех государственных органах, на которые возложено осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как от того, как применяют эти органы и их должностные лица предоставленные им полномочия и исполняют возложенные на них обязанности, во многом зависит состояние обеспечения этих прав и свобод. Однако, осуществляя надзор за исполнением законов этими органами, прокурор должен действовать строго в рамках предоставленной ему компетенции, не допуская вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность названных органов и не подменяя их.

Если установлен судебный порядок рассмотрения споров, связанных с нарушением прав и свобод человека и гражданина, прокурор, не подменяя суд, может воспользоваться нравом обращения с исками в суды в защиту интересов граждан.

Прокурор должен быть особенно нетерпим к фактам проявления бездушия к гражданам со стороны соответствующих органов и должностных лиц, к которым обратились граждане с просьбой о защите своих прав и свобод, непринятия ими мер по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан.

Следует подчеркнуть, что одна из главнейших задач прокуратуры как федерального правозащитного органа — это защита общественных и личных интересов. В связи с этим прокуроры обязаны в первую очередь предпринимать такие действия и меры, которые способствуют защите прав и свобод всех или многих граждан, проживающих в стране или регионах. Речь должна идти о действиях, предупреждающих принятие или издание правовых актов представительными и исполнительными органами, которыми могут быть нарушены права и свободы всех или многих граждан, о принятии мер к отмене подобных актов, о предъявлении исков (заявлений) в суды в защиту интересов всех или многих граждан, проживающих в регионе, и т.д.

Пределынадзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются по тем же правилам, что и пределы надзора за исполнением законов.

(Пределы прокурорского надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов можно классифицировать по следующим основаниям:

1) компетенции. Генеральный прокурор РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами.

Прокуроры субъектов РФ осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами представительной и исполнительной власти субъектов РФ, территориальными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Прокуроры районов (городов) осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами местного самоуправления, районными (городскими) органами федеральной исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций и их должностными лицами.

На основании принципов централизации и единоначалия в организации и деятельности прокуратуры вышестоящие прокуроры вправе принять на себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих прокуроров.

2) объектам прокурорского надзора. Прокуратура не осуществляет надзора за соблюдением Конституции и исполнением законодательства федеральными органами законодательной власти, судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ. Однако в п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре содержится нормативное положение, согласно которому в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам Генеральный прокурор РФ обязан проинформировать об этом Президента РФ. Среди объектов прокурорского надзора отсутствуют граждане Российской Федерации.

3) наличию или отсутствию информации об имеющих место нарушениях закона. В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре указывается, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором.

Информацию об имеющих место нарушениях закона содержат: заявления, жалобы и иные обращения граждан; сообщения средств массовой информации; материалы уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел; результаты статистики прокурорской и правоприменительной практики; другие материалы о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий в первую очередь для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.

Из этого законодательного требования есть исключение. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 при реализации прокуратурой своих полномочий в сфере надзора за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами, прокурорские проверки осуществляются независимо от поступления информации о нарушениях законности.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.