МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Осмотр зубов: последовательность, признаки нормы и патологии





Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по подготовке к клиническим практическим занятиям по модулю «Стоматология» для студентов 5 курса, Х семестра педиатрического факультета

Тема занятия №1: Состояние органов полости рта у детей разного возраста. Особенности обследования. Диспансеризация детей у стоматолога
Цель

Расширить и детализировать знания по вопросам организации стоматологической помощи населению, полученные студентами в процессе самостоятельной работы. Изучить строение органов полости рта у детей разного возраста. Знать основной инструментарий и документацию в работе врача- стоматолога. Изучить особенности обследования полости рта у детей различного возраста. Знать диспансерные группы наблюдения. Выработать при решении указанных выше задач профессионально значимых качеств: самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива

Требования к исходному уровню знаний

Для полного усвоения темы студентам необходимо повторить из:

- Анатомии – анатомию ЧЛО, анатомию временных и постоянных зубов.

- Гистологии – эмбриология и гистологию зубочелюстной системы.

- Физиологии – особенности развития детского организма.

- Профилактики стоматологических заболеваний – аномалии строения и пороки развития, возникающие в различные периоды формирования зубов; факторы, влияющие на развитие, прорезывания, созревания твердых тканей зубов.

Вопросы для повторения

 

  1. Анатомия ЧЛО ребенка.
  2. Эмбриология зубочелюстной системы.
  3. Гистология зубочелюстной системы.
  4. Анатомия зубов.
  5. Признаки принадлежности зубов.
  6. Аномалии строения и пороки развития, возникающие в различные периоды формирования зубов.
  7. Факторы, влияющие на развитие, прорезывания, созревания твердых тканей зубов.

Краткое содержание темы занятия с иллюстрациями

Образование тканей зуба – сложный и длительный процесс. Развитие каждой ткани зуба, количество зубов, форма коронок зубов, количество, форма и длина корней разной группы зубов определяется генетически и осуществляется специальными клетками.

В процессе внутричелюстного развития временных и постоянных зубов различают три стадии:

1. период закладки и образования зачатков

2. период дифференцировки клеточных элементов зубных зачатков

3. период гистогенеза зубных тканей.

Теории прорезывания зубов:

- Теория роста корня

- Теория гидростатического давления

- Теория перестройки костной ткани

- Теория тяги периодонта

Нарушение прорезывания зубов

Задержка прорезывания Раннее прорезывание
локальная генерализованная локальная генерализованная
- Неправильное положение зачатков - Недостаток места -Образование фолликулярной кисты - Изменение плотности костной ткани - Сверхкомплектные зубы в этой области   - Гипотиреоз - Гипофизарная недостаточность - Генетические факторы - Хронические заболевания - Гиповитаминоз D - Рахит - Алиментарные факторы - Сезонные колебания (летом быстрее) - Ранняя потеря молочных зубов - Растущая опухоль в этой области - Гипертиреоз - Гипергонадизм

 

Особенности строения временных зубов



Временные зубы имеют ряд отличий по своей анатомии и структуре от постоянных, что оказывает влияние на течение в них патологических процессов и методику лечения.

  1. Малые анатомические размеры коронок.
  2. Малая толщина эмали и дентина.

Толщина эмали – 1мм, причем на апроксимальной поверхности резцов и в области фиссур моляров толщина эмали не превышает 0,3-0,6 мм. Толщина дентина на контактных поверхностях от 0,5 до 1,5 мм, на окклюзионных поверхностях -1,8мм.

  1. Меньшая степень минерализации характерно для всех временных зубов.
  2. Отсутствие иммунных зон.
  3. Относительно большой объем пульпы.
  4. Широкие и короткие дентинные канальцы которые обеспечивают быстрое и легкое проникновение микробов токсинов к пульпе зуба.
  5. Различная функциональная активность пульпы в различные периоды формирования корня и резорбции. В период резорбции пульпа теряет защитные и пластические свойства. Ухудшается трофика и чувствительность твердых тканей.
  6. У временных зубов очень выражен эмалевый валик в придесневой области. Эмалевый валик, а не экватор является самой широкой частью коронки зуба.
  7. Окклюзионный рельеф временных моляров выражен в меньше степени, чем у постоянных.
  8. У временных зубов отсутствуют слепые ямки.
  9. В области шейки зуба эмалевые призмы ориентированы с отклонениями в сторону режущего края, а для постоянных зубов характерно отклонение к шейке зуба.
  10. Корни молочных моляров широко расставлены. Корни резцов отклонены вестибулярно.

 

Типы физиологической резорбции:

- Равномерная (резорбции начинается в области верхушек и распространяется по вертикали, уменьшая корень в длину)

- Неравномерная (преобладает резорбция одного из корней)

- Резорбция в области бифуркации

Типы патологической резорбции:

- Ускоренная (зубы с мертвой пульпой)

- Преждевременная (после хронической травмы, при наличии опухоли и т.д.)

- Замедленная (при отсутствии зачатков и нарушении топографического положения зачатков постоянных зубов).

В норме процессы прорезывания и рассасывания должны быть полностью уравновешены.

 

 

 

Этапы формирования корня

  1. несформированный корень. Стадия раструба. Корень короткий по длине, в области верхушки наблюдается расширение, определяется зона роста. Периодонтальная щель широкая.
  2. незакрытая верхушка. По длине корень уже сформирован, но отсутствует сужение в области верхушки. Зона роста отсутствует, периодонтальная щель расширена на всем протяжении корня.
  3. формирование периодонта. Длина корня и апикальное сужение уже сформированы, но в течение года еще наблюдается физиологическое расширение периодонтальной щели.
  4. период сформированного корня.

 

 

 

Общий осмотр ребенка в стоматологической практике: последовательность, признаки нормы и патологии

Этап обследования Вариант нормы Вариант патологии
Опрос Жалоб нет Жалобы на нарушение функции, боль
Психоэмоциональное состояние Ребенок спокоен Ребенок возбужден, капризен
Показатели физического развития Соответствует возрасту Задержка или опережение
Осанка, походка Прямая, свободная Сутулая, вялая
Положение головы Прямое Запрокинута или опущена
Симметричность лица и шеи Симметричны Асимметричны
Характер дыхания Носовое Ротовое
Характер глотания     Соматический. Свободное, язык в верхнем этаже, упирается в твердое небо за верхними резцами Инфантильный тип глотания: протрузия губ, увеличение высоты нижней трети лица. Язык в нижнем этаже, упирается в губы, щеки
Речеобразование В норме Нарушено произношение ряда звуков
Размер ротовой щели, смыкание губ Ротовая щель ограничена перпендикулярами, опущенными от зрачков. Губы сомкнуты. Носогубные и подбородочная складка умеренно выражены Ротовая щель меньшего или большего размера, носогубные складки сглажены
Состояние жевательных мышц При пальпации болезненности нет, при смыкании зубов мышцы напряжены Определяется болезненность при пальпации, напряжение мышц слабое или напряжение мышц в покое
Функция сустава Движение головки свободное, безболезненное. Объем движения ограничен, болезненные движения. При пальпации хруст, щелканье
Состояние лимфатического аппарата Подвижные ЛУ, безболезненные, эластической консистенции ЛУ увеличены в размере, болезненны, плотной консистенции, спаяны с окружающими тканями
Состояние кожи Розовой окраски, чистая Бледная или ярко-розовая, сухая, тургор снижен, имеются высыпные элементы
Состояние красной каймы Ярко-розовая, влажная, чистая Бледность, сухость, наличие корок, трещин, узелком

 

Осмотр зубов: последовательность, признаки нормы и патологии

Этапы Норма Признаки патологии
Определение размеров зубов Нормальный Уменьшен или увеличен
Определение формы коронки Соответствует групповой принадлежности Разрушение коронки кариесом, образование участков гипо- и гиперплазии, повышенная стираемость
Определение цвета коронки зуба Временные: голубовато- белый, белый Постоянные: с желтоватым оттенком, светло-желтые При кариесе – меловой, коричнево-черный. При гипоплазии, флюорозе – меловой, желтая пигментация. При наследственных нарушениях – от желтого до коричневого. При гибели пульпы – серый. При кровоизлиянии в пульпе – розовый.
Определение блеска эмали Выражен При кариесе, флюорозе – отсутствует
Определение структуры эмали Гладкая При кариесе – шероховатая, размягченная, зонд фиксируется в фиссурах и ямках. При некариозных поражениях – плотная, шероховатая, бугристая
Определение состояния эмали и дентина Сохранены на всех участках коронки При кариесе – разрушены. При некариозных поражениях – бороздки, признаки скалывания

 

Для обозначения зубов в медицинской документации используются два решения.

  1. графико-цифровое Зигмунда. Согласно первому варианту временные зубы в зубной формуле обозначаются римскими цифрами:
V IV III II I I II III IV V
V IV III II I I II III IV V

 

Постоянные зубы по Зигмунду обозначается арабскими цифрами:

 

2. предложен ВОЗ, временные зубы обозначаются арабскими цифрами в виде двузначного числа. Первая цифра указывает номер квадранта зубного ряда, а вторая – порядковый номер в нем зуба по направлению к средней линии.

5.5 5.4 5.3 5.2 5.1 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5
8.5 8.4 8.3 8.2 8.1 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5

 

Зубная формула для постоянных зубов по международной двузначной системе ВОЗ:

1.8 1.7 1.6 1.5 1.4 1.3 1.2 1.1 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8
4.8 4.7 4.6 4.5 4.4 4.3 4.2 4.1 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8

 

Система стоматологической диспансеризации базируется на следующих положениях:

- диспансеризация является основой стоматологической помощи населению;

- цель диспансеризации - ликвидация некоторых заболеваний зубов и органов полости рта;

- диспансеризация должна строиться на принципах охвата организованного населения, в первую очередь детей раннего возраста, и начинаться с лечения болезней, которые могут быть причинами кариеса зубов, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта;

- необходимо устранять местные неблагоприятные факторы в полости рта, проводить общие оздоровительные мероприятия совместно с педиатром;

диспансерное наблюдение за стоматологическими больными и лицами с факторами риска осуществляют врачи (детские и взрослые) - стоматологи-терапевты,

- хирурги, ортодонты, ортопеды;

- наиболее рациональным стоматологическим учреждением в качестве организационного центра для проведения диспансеризации является стоматологическая поликлиника.

Стоматологическая диспансеризация строится на основе санации полости рта, устранений сопутствующих заболеваний, профилактической работы в организованных детских коллективах - яслях, детских садах, школах, гимназиях и др., разработки рекомендаций по рациональному питанию, индивидуальной профилактики и динамического наблюдения за пациентами.

Различают 3 диспансерные группы наблюдения детей:

1-я группа - здоровые дети, у которых не выявлено какой-либо патологии зубов и слизистой оболочки полости рта; 2-я группа - практически здоровые лица, имеющие в анамнезе какое-либо острое или хроническое заболевание, не сказывающееся на функции жизненно важных органов; 3-я группа - дети с хроническими заболеваниями при компенсированном, суб- и декомпенсированном их течении.

Во второй фазе диспансеризации формируются контингента по группам наблюдения, определяются единые критерии непрерывности и этапности наблюдения, рационально распределяются диспансерные больные между врачами, удовлетворяются потребности диспансеризуемых контингентов в амбулаторном и стационарном лечении.

Задачи третьей фазы - определение характера и частоты динамического наблюдения за каждым ребенком, коррекция диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с изменением в состоянии здоровья, оценка эффективности диспансерного наблюдения.

 

Вопросы по теме занятия

1. Периоды развития временных и постоянных зубов в период их внутричелюстного развития.

2. Период закладки и образования зачатков.

3. Минерализация зачатка зуба, чем она характеризуется.

4. Особенности строения пародонта в различные периоды роста зубов.

5. Сроки прорезывания зубов у детей.

6. Методы обследования детей в клинике стоматологии детского возраста.

7. Опрос пациента и его родителей. Цели, задачи.

8. Общий осмотр. Цели, задачи, алгоритм проведения.

9. Стоматологический осмотр. Цели, задачи, алгоритм проведения.

10. Графико-цифровое обозначение временных и постоянных зубов.

11. Сроки диспансеризации детей у стоматолога

 

Ситуационные задачи

1. В стоматологическую поликлинику обратилась мама с ребенком в возрасте 12 мес. на профилактический осмотр. В полости рта наблюдается 4 зуба.

Вопросы: Сколько зубов должно быть в норме у ребенка в 1 год? Что могло послужить причине затрудненного прорезывания зубов? Дайте рекомендации данному пациенту.

2. В стоматологическую поликлинику обратилась мама с ребенком в возрасте 10 дней с жалобами на отказ ребенком от груди и затрудненное вскармливание. Объективно определяется короткая уздечка языка.

Вопросы: Поставьте предварительный диагноз, дайте рекомендации маме и составьте предварительный план лечения.

 

Темы УИРС

1. Современные аспекты в вопросе прорезывания зубов. Теории прорезывания.

2. Ошибки и осложнения при лечении кариеса временных и постоянных зубов у детей.

 

Рекомендуемая литература по теме

Основная литература:

1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство / под ред.: В. К. Леонтьева, Л. П. Кисельниковой. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 896 с. + 1 эл. опт. диск _?1,,,,I=618 Д/Д 38-454837?всего 15 : ЧЗ (2), ХР (3), АНЛ (10). С. 240-310.

2. Персин, Л. С.Стоматология детского возраста : учеб. / Л. С. Персин, В. М. Елизарова, С. В. Дьякова. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Медицина, 2006. С.115-189.

3. Стоматология детская. Терапия : учеб. / под ред. В. М. Елизаровой. - М. : Медицина, 2009. - 408 с. : ил. всего 100. С.203-256.

Дополнительная литература:

1. Виноградова, Т.Ф. Атлас по стоматологическим заболеваниям у детей: учеб. пособие / Т.Ф. Виноградова. – М. : МЕДпресс-инфо, 2010.-168 с.

2. Водолацкий, М.П.Терапевтическая стоматология детского возраста: учеб. пособие / М.П. Водолацкий, Т.М. Борданова. – Ставрополь : СГМА, 2006.- 244 с.

3. Хоменко, Л.А. Клинико-рентгенологическая диагностика заболеваний зубов и пародонта у детей и подростков : руководство для врачей / Л.А. Хоменко, Е.И. Остапко. – М. : Книга плюс, 2005. – 200с.

4 Баарт, Ж. А.Местная анестезия в стоматологии: пер. с англ. / Ж. А. Баарт, Х. С. Бранд. - М. : Медицинская литература, 2010. - 208 с.

5 Детская терапевтическая стоматология : учеб. пособие. вып. V / под ред. Л. П. Кисельниковой. - М. : Литтерра, 2010. - 208 с.

6 Корчагина, В. В.Лечение кариеса зубов у детей раннего возраста. - М. : МЕДпресс-информ, 2008. - 168 с..

7 .Курякина, Н. В.Терапевтическая стоматология детского возраста : учеб. пособие. - М. : Медицинская книга ; Нижний Новгород : НГМА, 2001. - 744 с.

8 Приказ Минздрава России от 13.11.2012 n 910н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями".

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.