ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Осмотр зубов: последовательность, признаки нормы и патологии Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по подготовке к клиническим практическим занятиям по модулю «Стоматология» для студентов 5 курса, Х семестра педиатрического факультета Тема занятия №1: Состояние органов полости рта у детей разного возраста. Особенности обследования. Диспансеризация детей у стоматолога | Цель | Расширить и детализировать знания по вопросам организации стоматологической помощи населению, полученные студентами в процессе самостоятельной работы. Изучить строение органов полости рта у детей разного возраста. Знать основной инструментарий и документацию в работе врача- стоматолога. Изучить особенности обследования полости рта у детей различного возраста. Знать диспансерные группы наблюдения. Выработать при решении указанных выше задач профессионально значимых качеств: самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива Требования к исходному уровню знаний Для полного усвоения темы студентам необходимо повторить из: - Анатомии – анатомию ЧЛО, анатомию временных и постоянных зубов. - Гистологии – эмбриология и гистологию зубочелюстной системы. - Физиологии – особенности развития детского организма. - Профилактики стоматологических заболеваний – аномалии строения и пороки развития, возникающие в различные периоды формирования зубов; факторы, влияющие на развитие, прорезывания, созревания твердых тканей зубов. Вопросы для повторения - Анатомия ЧЛО ребенка.
- Эмбриология зубочелюстной системы.
- Гистология зубочелюстной системы.
- Анатомия зубов.
- Признаки принадлежности зубов.
- Аномалии строения и пороки развития, возникающие в различные периоды формирования зубов.
- Факторы, влияющие на развитие, прорезывания, созревания твердых тканей зубов.
Краткое содержание темы занятия с иллюстрациями Образование тканей зуба – сложный и длительный процесс. Развитие каждой ткани зуба, количество зубов, форма коронок зубов, количество, форма и длина корней разной группы зубов определяется генетически и осуществляется специальными клетками. В процессе внутричелюстного развития временных и постоянных зубов различают три стадии: 1. период закладки и образования зачатков 2. период дифференцировки клеточных элементов зубных зачатков 3. период гистогенеза зубных тканей. Теории прорезывания зубов: - Теория роста корня - Теория гидростатического давления - Теория перестройки костной ткани - Теория тяги периодонта Нарушение прорезывания зубов Задержка прорезывания | Раннее прорезывание | локальная | генерализованная | локальная | генерализованная | - Неправильное положение зачатков - Недостаток места -Образование фолликулярной кисты - Изменение плотности костной ткани - Сверхкомплектные зубы в этой области | - Гипотиреоз - Гипофизарная недостаточность - Генетические факторы - Хронические заболевания - Гиповитаминоз D - Рахит - Алиментарные факторы - Сезонные колебания (летом быстрее) | - Ранняя потеря молочных зубов - Растущая опухоль в этой области | - Гипертиреоз - Гипергонадизм | Особенности строения временных зубов Временные зубы имеют ряд отличий по своей анатомии и структуре от постоянных, что оказывает влияние на течение в них патологических процессов и методику лечения. - Малые анатомические размеры коронок.
- Малая толщина эмали и дентина.
Толщина эмали – 1мм, причем на апроксимальной поверхности резцов и в области фиссур моляров толщина эмали не превышает 0,3-0,6 мм. Толщина дентина на контактных поверхностях от 0,5 до 1,5 мм, на окклюзионных поверхностях -1,8мм. - Меньшая степень минерализации характерно для всех временных зубов.
- Отсутствие иммунных зон.
- Относительно большой объем пульпы.
- Широкие и короткие дентинные канальцы которые обеспечивают быстрое и легкое проникновение микробов токсинов к пульпе зуба.
- Различная функциональная активность пульпы в различные периоды формирования корня и резорбции. В период резорбции пульпа теряет защитные и пластические свойства. Ухудшается трофика и чувствительность твердых тканей.
- У временных зубов очень выражен эмалевый валик в придесневой области. Эмалевый валик, а не экватор является самой широкой частью коронки зуба.
- Окклюзионный рельеф временных моляров выражен в меньше степени, чем у постоянных.
- У временных зубов отсутствуют слепые ямки.
- В области шейки зуба эмалевые призмы ориентированы с отклонениями в сторону режущего края, а для постоянных зубов характерно отклонение к шейке зуба.
- Корни молочных моляров широко расставлены. Корни резцов отклонены вестибулярно.
Типы физиологической резорбции: - Равномерная (резорбции начинается в области верхушек и распространяется по вертикали, уменьшая корень в длину) - Неравномерная (преобладает резорбция одного из корней) - Резорбция в области бифуркации Типы патологической резорбции: - Ускоренная (зубы с мертвой пульпой) - Преждевременная (после хронической травмы, при наличии опухоли и т.д.) - Замедленная (при отсутствии зачатков и нарушении топографического положения зачатков постоянных зубов). В норме процессы прорезывания и рассасывания должны быть полностью уравновешены.   Этапы формирования корня - несформированный корень. Стадия раструба. Корень короткий по длине, в области верхушки наблюдается расширение, определяется зона роста. Периодонтальная щель широкая.
- незакрытая верхушка. По длине корень уже сформирован, но отсутствует сужение в области верхушки. Зона роста отсутствует, периодонтальная щель расширена на всем протяжении корня.
- формирование периодонта. Длина корня и апикальное сужение уже сформированы, но в течение года еще наблюдается физиологическое расширение периодонтальной щели.
- период сформированного корня.
  Общий осмотр ребенка в стоматологической практике: последовательность, признаки нормы и патологии  Этап обследования | Вариант нормы | Вариант патологии | Опрос | Жалоб нет | Жалобы на нарушение функции, боль | Психоэмоциональное состояние | Ребенок спокоен | Ребенок возбужден, капризен | Показатели физического развития | Соответствует возрасту | Задержка или опережение | Осанка, походка | Прямая, свободная | Сутулая, вялая | Положение головы | Прямое | Запрокинута или опущена | Симметричность лица и шеи | Симметричны | Асимметричны | Характер дыхания | Носовое | Ротовое | Характер глотания | Соматический. Свободное, язык в верхнем этаже, упирается в твердое небо за верхними резцами | Инфантильный тип глотания: протрузия губ, увеличение высоты нижней трети лица. Язык в нижнем этаже, упирается в губы, щеки | Речеобразование | В норме | Нарушено произношение ряда звуков | Размер ротовой щели, смыкание губ | Ротовая щель ограничена перпендикулярами, опущенными от зрачков. Губы сомкнуты. Носогубные и подбородочная складка умеренно выражены | Ротовая щель меньшего или большего размера, носогубные складки сглажены | Состояние жевательных мышц | При пальпации болезненности нет, при смыкании зубов мышцы напряжены | Определяется болезненность при пальпации, напряжение мышц слабое или напряжение мышц в покое | Функция сустава | Движение головки свободное, безболезненное. | Объем движения ограничен, болезненные движения. При пальпации хруст, щелканье | Состояние лимфатического аппарата | Подвижные ЛУ, безболезненные, эластической консистенции | ЛУ увеличены в размере, болезненны, плотной консистенции, спаяны с окружающими тканями | Состояние кожи | Розовой окраски, чистая | Бледная или ярко-розовая, сухая, тургор снижен, имеются высыпные элементы | Состояние красной каймы | Ярко-розовая, влажная, чистая | Бледность, сухость, наличие корок, трещин, узелком | Осмотр зубов: последовательность, признаки нормы и патологии  Этапы | Норма | Признаки патологии | Определение размеров зубов | Нормальный | Уменьшен или увеличен | Определение формы коронки | Соответствует групповой принадлежности | Разрушение коронки кариесом, образование участков гипо- и гиперплазии, повышенная стираемость | Определение цвета коронки зуба | Временные: голубовато- белый, белый Постоянные: с желтоватым оттенком, светло-желтые | При кариесе – меловой, коричнево-черный. При гипоплазии, флюорозе – меловой, желтая пигментация. При наследственных нарушениях – от желтого до коричневого. При гибели пульпы – серый. При кровоизлиянии в пульпе – розовый. | Определение блеска эмали | Выражен | При кариесе, флюорозе – отсутствует | Определение структуры эмали | Гладкая | При кариесе – шероховатая, размягченная, зонд фиксируется в фиссурах и ямках. При некариозных поражениях – плотная, шероховатая, бугристая | Определение состояния эмали и дентина | Сохранены на всех участках коронки | При кариесе – разрушены. При некариозных поражениях – бороздки, признаки скалывания |  Для обозначения зубов в медицинской документации используются два решения. - графико-цифровое Зигмунда. Согласно первому варианту временные зубы в зубной формуле обозначаются римскими цифрами:
V | IV | III | II | I | I | II | III | IV | V | V | IV | III | II | I | I | II | III | IV | V | Постоянные зубы по Зигмунду обозначается арабскими цифрами: 2. предложен ВОЗ, временные зубы обозначаются арабскими цифрами в виде двузначного числа. Первая цифра указывает номер квадранта зубного ряда, а вторая – порядковый номер в нем зуба по направлению к средней линии. 5.5 | 5.4 | 5.3 | 5.2 | 5.1 | 6.1 | 6.2 | 6.3 | 6.4 | 6.5 | 8.5 | 8.4 | 8.3 | 8.2 | 8.1 | 7.1 | 7.2 | 7.3 | 7.4 | 7.5 | Зубная формула для постоянных зубов по международной двузначной системе ВОЗ: 1.8 | 1.7 | 1.6 | 1.5 | 1.4 | 1.3 | 1.2 | 1.1 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 | 2.6 | 2.7 | 2.8 | 4.8 | 4.7 | 4.6 | 4.5 | 4.4 | 4.3 | 4.2 | 4.1 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 3.5 | 3.6 | 3.7 | 3.8 | Система стоматологической диспансеризации базируется на следующих положениях: - диспансеризация является основой стоматологической помощи населению; - цель диспансеризации - ликвидация некоторых заболеваний зубов и органов полости рта; - диспансеризация должна строиться на принципах охвата организованного населения, в первую очередь детей раннего возраста, и начинаться с лечения болезней, которые могут быть причинами кариеса зубов, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта; - необходимо устранять местные неблагоприятные факторы в полости рта, проводить общие оздоровительные мероприятия совместно с педиатром; диспансерное наблюдение за стоматологическими больными и лицами с факторами риска осуществляют врачи (детские и взрослые) - стоматологи-терапевты, - хирурги, ортодонты, ортопеды; - наиболее рациональным стоматологическим учреждением в качестве организационного центра для проведения диспансеризации является стоматологическая поликлиника. Стоматологическая диспансеризация строится на основе санации полости рта, устранений сопутствующих заболеваний, профилактической работы в организованных детских коллективах - яслях, детских садах, школах, гимназиях и др., разработки рекомендаций по рациональному питанию, индивидуальной профилактики и динамического наблюдения за пациентами. Различают 3 диспансерные группы наблюдения детей: 1-я группа - здоровые дети, у которых не выявлено какой-либо патологии зубов и слизистой оболочки полости рта; 2-я группа - практически здоровые лица, имеющие в анамнезе какое-либо острое или хроническое заболевание, не сказывающееся на функции жизненно важных органов; 3-я группа - дети с хроническими заболеваниями при компенсированном, суб- и декомпенсированном их течении. Во второй фазе диспансеризации формируются контингента по группам наблюдения, определяются единые критерии непрерывности и этапности наблюдения, рационально распределяются диспансерные больные между врачами, удовлетворяются потребности диспансеризуемых контингентов в амбулаторном и стационарном лечении. Задачи третьей фазы - определение характера и частоты динамического наблюдения за каждым ребенком, коррекция диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с изменением в состоянии здоровья, оценка эффективности диспансерного наблюдения. Вопросы по теме занятия 1. Периоды развития временных и постоянных зубов в период их внутричелюстного развития. 2. Период закладки и образования зачатков. 3. Минерализация зачатка зуба, чем она характеризуется. 4. Особенности строения пародонта в различные периоды роста зубов. 5. Сроки прорезывания зубов у детей. 6. Методы обследования детей в клинике стоматологии детского возраста. 7. Опрос пациента и его родителей. Цели, задачи. 8. Общий осмотр. Цели, задачи, алгоритм проведения. 9. Стоматологический осмотр. Цели, задачи, алгоритм проведения. 10. Графико-цифровое обозначение временных и постоянных зубов. 11. Сроки диспансеризации детей у стоматолога Ситуационные задачи 1. В стоматологическую поликлинику обратилась мама с ребенком в возрасте 12 мес. на профилактический осмотр. В полости рта наблюдается 4 зуба. Вопросы: Сколько зубов должно быть в норме у ребенка в 1 год? Что могло послужить причине затрудненного прорезывания зубов? Дайте рекомендации данному пациенту. 2. В стоматологическую поликлинику обратилась мама с ребенком в возрасте 10 дней с жалобами на отказ ребенком от груди и затрудненное вскармливание. Объективно определяется короткая уздечка языка. Вопросы: Поставьте предварительный диагноз, дайте рекомендации маме и составьте предварительный план лечения. Темы УИРС 1. Современные аспекты в вопросе прорезывания зубов. Теории прорезывания. 2. Ошибки и осложнения при лечении кариеса временных и постоянных зубов у детей. Рекомендуемая литература по теме Основная литература: 1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство / под ред.: В. К. Леонтьева, Л. П. Кисельниковой. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 896 с. + 1 эл. опт. диск _?1,,,,I=618 Д/Д 38-454837?всего 15 : ЧЗ (2), ХР (3), АНЛ (10). С. 240-310. 2. Персин, Л. С.Стоматология детского возраста : учеб. / Л. С. Персин, В. М. Елизарова, С. В. Дьякова. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Медицина, 2006. С.115-189. 3. Стоматология детская. Терапия : учеб. / под ред. В. М. Елизаровой. - М. : Медицина, 2009. - 408 с. : ил. всего 100. С.203-256. Дополнительная литература: 1. Виноградова, Т.Ф. Атлас по стоматологическим заболеваниям у детей: учеб. пособие / Т.Ф. Виноградова. – М. : МЕДпресс-инфо, 2010.-168 с. 2. Водолацкий, М.П.Терапевтическая стоматология детского возраста: учеб. пособие / М.П. Водолацкий, Т.М. Борданова. – Ставрополь : СГМА, 2006.- 244 с. 3. Хоменко, Л.А. Клинико-рентгенологическая диагностика заболеваний зубов и пародонта у детей и подростков : руководство для врачей / Л.А. Хоменко, Е.И. Остапко. – М. : Книга плюс, 2005. – 200с. 4 Баарт, Ж. А.Местная анестезия в стоматологии: пер. с англ. / Ж. А. Баарт, Х. С. Бранд. - М. : Медицинская литература, 2010. - 208 с. 5 Детская терапевтическая стоматология : учеб. пособие. вып. V / под ред. Л. П. Кисельниковой. - М. : Литтерра, 2010. - 208 с. 6 Корчагина, В. В.Лечение кариеса зубов у детей раннего возраста. - М. : МЕДпресс-информ, 2008. - 168 с.. 7 .Курякина, Н. В.Терапевтическая стоматология детского возраста : учеб. пособие. - М. : Медицинская книга ; Нижний Новгород : НГМА, 2001. - 744 с. 8 Приказ Минздрава России от 13.11.2012 n 910н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями". |