МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Особенности общественных отношений, регулируемых природоресурсным правом.





В основе деления российского права на отрасли лежит неправовой критерий – предмет правового регулирования, или общественные отношения, которые подлежат регулированию нормами отрасли права. Для общественных отношений, составляющих предмет природоресурсного права, системообразующим признаком является извлечение природного ресурса из окружающей природной среды, сопровождающееся нарушением многоуровневого взаимодействия ресурса и среды. Совокупность отношений, связанных с добычей ( извлечением) природных ресурсов составляют предмет природоресурсного права. Центральное место среди них занимают ресурсные отношения. Они включают в себя отношения по непосредственному извлечению природных ресурсов из среды их естественного пребывания и сопутствующие им отношения по поиску, оценке, разведке природных ресурсов и проведению иных исследовательских работ. Наличие последних является обязательным, поскольку ресурсопользователю передается в пользование ресурс, количественные и качественные характеристики которого указываются в лицензии ( договоре, соглашении) на ресурсопользование. Отношения по поиску, оценке и разведке природных ресурсов и по их извлечению из окружающей среды составляют в совокупности ресурсные отношения. Отношениями по непосредственной добыче ресурса предмет природоресурсного права не исчерпывается и включает в себя также отношения, тесно связанные с ресурсными. Их можно разделить на 5 групп:

1) предшествующие ресурсным;

2) отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования;

3) отношения собственности на природные ресурсы;

4) отношения по государственному управлению ресурсопользованием;

5) отношения, связанные с привлечением субъектов природоресурсного права к ответственности и отношения по рассмотрению споров, возникающих в связи с использованием природных ресурсов и возмещению вреда, причиненного неправомерным ресурсопользованием. Отношения, предшествующие ресурсным, включают в себя:

1) Отношения, связанные с участием субъектов природоресурсного права в конкурсах, аукционах по приобретению права ресурсопользования, заключением договоров, соглашений на использование природных ресурсов.

2) Отношения по лицензированию ресурсопользования возникают в ходе оформления, выдачи, государственной регистрации лицензий.

Отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования длятся на протяжении всей деятельности, связанной с ресурсопользованием.

Их цели: а) достижение наиболее полного извлечения ресурса, предотвращение ухудшения его качества, загрязнения мест расположения природных ресурсов и снижение потерь ресурса при его добыче;

б) минимизация вредного воздействия природных факторов и технологических процессов извлечения ресурса на здоровье человека.

Безопасность ресурсопользования подразумевает здоровые и безопасные условия не только для работников добывающих производств, но и для иных лиц, на которых может оказать вредное воздействие ухудшение состояния окружающей среды, вызванное добычей природных ресурсов. Отношения собственности на природные ресурсы включают в себя отношения федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности на природные ресурсы.



Государственное управление природными ресурсами предполагает отношения по: ведению государственного мониторинга и государственного кадастра природных ресурсов; составлению ресурсных балансов и схем комплексного использования природных ресурсов; лимитированию ресурсопользования; контролю за использованием природных ресурсов и соблюдением природоресурсного законодательства. В управлении ресурсопользованием принимают участие специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной природных ресурсов, наделенные государственно-властными полномочиями. Поэтому отношения по государственному управлению использованием и охраной природных ресурсов в известной мере регулируются нормами административного права.

Привлечение пользователей природных ресурсов к ответственности и рассмотрение споров, связанных с ресурсопользованием, осуществляется административными органами, судами, арбитражными судами, третейскими, в том числе международными, судами. Решение любого административного органа может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в соответствии с правилами подведомственности.

Система и структура природоресурсных отношений. Нормы общего, особенного и единичного действия в природоресурсном праве. Правовые институты Общей и Особенной частей природоресурсного права.

Для того, чтобы являться предметом самостоятельной отрасли права, любая совокупность общественных отношений должна быть системным явлением, иметь в своей основе объективный системообразующий фактор, связывающий воедино многообразные общественные отношения, возникающие в ходе человеческой деятельности. Для отношений, составляющих предмет природоресурсного права, таким фактором является извлечение природного ресурса из окружающей среды, сопровождающееся нарушением многоуровневого взаимодействия ресурса и среды.

Система природоресурсного права впервые была предложена Н. Д. Казанцевым в 1967 г. и предусматривала, в качестве структурных составляющих, следующие основные институты: право собственности на природные ресурсы; государственное управление природными ресурсами; право природопользования, принципы охраны окружающей природной среды; ответственность за нарушения норм природоресурсного законодательства. К особенной части он относил земельное, водное, лесное, недренное (горное), природоохранительное право и право на дикую фауну и ее использование[2]. Конструкция отрасли права, предложенная Н. Д. Казанцевым, весьма спорна. Называя природоресурсное право “комплексной” отраслью[3], он к Общей части относил правовые институты собственности, государственного управления природными ресурсами и ряд других, а в Особенную часть включал правовые образования, рассматриваемые им как самостоятельные отрасли права, такие как горное (недренное), водное, лесное, земельное право.

Природоресурсное право представляет собой систему правовых норм, обычаев и традиций[4], регулирующих отношения, связанные с добычей (извлечением) природных ресурсов. Совокупность таких отношений составляет предмет природоресурсного права. Центральное место среди них занимают ресурсные отношения, включающие в себя отношения по непосредственному извлечению природных ресурсов из среды их естественного пребывания поиску, оценке и разведке природных ресурсов.

Ресурсными отношениями предмет природоресурсного права не исчерпывается и включает в себя также отношения, тесно с ними связанные. Их можно разделить на 5 групп: 1) предшествующие ресурсным; 2) отношения по государственному управлению ресурсопользованием; 3) отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования. 4) отношения собственности на природные ресурсы; 5) отношения, связанные с привлечением субъектов природоресурсного права к ответственности за нарушения природоресурсного законодательства.

Отношения, предшествующие ресурсным, включают отношения по участию субъектов природоресурсного права в конкурсах, аукционах на получение права пользования природными ресурсами, оформлению и выдаче лицензий на ресурсопользование, заключению договоров и соглашений ресурсопользования.

Государственное управление природными ресурсами предполагает отношения по: ведению государственного мониторинга и государственного кадастров природных ресурсов; составлению балансов и схем комплексного использования природных ресурсов; лимитированию ресурсопользования.

Отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования длятся на протяжении всей деятельности, связанной с ресурсопользованием. Их цели: 1) достижение наиболее полного извлечения ресурса, предотвращение ухудшения его качества, загрязнения мест расположения природных ресурсов и снижение потерь ресурса при его добыче; 2) минимизация вредного воздействия природных факторов и технологических процессов извлечения ресурса на здоровье человека. Безопасность ресурсопользования предполагает здоровые и безопасные условия не только для работников добывающих производств, но и для иных лиц, на которых может оказать вредное воздействие ухудшение состояния окружающей среды, вызванное добычей природных ресурсов.

Отношения собственности на природные ресурсы включают в себя отношения федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности на природные ресурсы.

На рубеже XX и XXI веков среди российских юристов нет единодушия в том, что единственными критериями самостоятельности отрасли права являются предмет и метод правового регулирования, хотя их значение не отрицается. С. С. Алексеев полагает, что “каждая реально обособившаяся в правовой системе отрасль права обладает неким специфическим режимом правового регулирования”[5]. Он считает, что правовой режим – это порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования. И. А. Иконицкая, рассматривая земельное право как безусловно самостоятельную отрасль, тем не менее полагает, что “специального метода правового регулирования, присущего только земельному праву, быть не может” и он включает в себя весь спектр правового воздействия на субъектов земельных отношений[6]. Известную роль в обособлении отрасли права может играть механизм правового регулирования - интегральная характеристика возможных форм воздействия на общественные отношения, включающих в себя нормы права, правоотношения, индивидуальные правовые акты. В природоресурсном праве таким исключительным актом, без которого невозможно использование природных ресурсов, является лицензия на ресурсопользование. Сопоставление перечисленных юридических категорий приводит к выводу о том, что метод правового регулирования является формой правового режима, а механизм правового регулирования выступает в качестве содержания правового режима.

Право на использование любого природного ресурса может возникнуть у ресурсопользователя на основании лицензии, лицензии и договора на ресурсопользование, либо в результате заключения соглашения о разделе продукции и лицензии на ресурсопользование. Лицензия на ресурсопользование выдается, а договор (соглашение) заключается с уполномоченным государственным органом в области управления использованием и охраной природных ресурсов либо иным государственным органом, субъектом РФ. Участки недр, находящиеся на территории проживания коренных малочисленных народов, могут предоставляться инвестору только при наличии решения соответствующего представительного органа субъекта РФ и местного органа самоуправления (ст.2 ФЗ РФ “О соглашениях о разделе продукции”). Таким образом, природоресурсное законодательство предусматривает обязательное участие в природоресурсных отношениях государства в лице уполномоченных им органов. Следовательно, одной из особенностей правового режима ресурсопользования является обязательное участие в нем государства и его уполномоченных органов как носителей государственно-властных полномочий.

Другой особенностью правового режима ресурсопользования является государственная собственность на природные ресурсы территории РФ, а также исключительные суверенные права в отношении разведки и добычи ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, обусловленные необходимостью управления ими в целях рационального и безопасного использования в интересах всего гражданского общества.

Совокупность правовых норм, регулирующих определенные общественные отношения, может рассматриваться как самостоятельная отрасль права только в том случае, если она обладает определенной целостностью. Единство отрасли обусловлено наличием системообразующих факторов, к которым относятся предмет, метод, механизм правового регулирования, правовой режим, а также наличие дифференциации правовых норм[7].

· Нормы общего, особенного и единичного действия в природоресурсном праве

В системе природоресурсного права можно выделить группы норм общего, особенного и единичного действия. В основе дифференциации норм природоресурсного права лежит существование в природе интегрального ресурса, отдельных видов природных ресурсов и природных объектов. Наличие норм общего действия обусловлено единством предмета правового регулирования отрасли. Различные природные ресурсы и объекты являются составной частью единой и неделимой природы. Поэтому правовое регулирование, например, недропользования, водопользования, лесопользования и др., имеет в своей основе идентичные правовые принципы и подходы. Естественные свойства некоторых природных ресурсов обусловливают однотипность подходов к правовому регулированию отношений по их добыче. Поэтому законодатель регулирует такие отношения сходным образом.

Учет особенностей указанных отношений приводит к установлению в природоресурсном праве норм, распространяющих свое действие на отношения, связанные с добычей нескольких видов природных ресурсов, или норм особенного действия. Несмотря на общность отношений по добыче различных природных ресурсов, существует специфика правового регулирования отдельных видов ресурсопользования и использования природных объектов, что предполагает существование в системе природоресурсного права норм единичного действия.

В систему природоресурсного права иногда ошибочно включают нормы, регулирующие отношения по охране природных ресурсов, отождествляя их с отношениями по рациональному использованию. Между тем это взаимно исключающие друг друга отношения. Рациональное использование природного ресурса предполагает наиболее полное извлечение его полезных свойств с нанесением наименьшего вреда отраслям хозяйства, базирующимся на том же ресурсе[7]. Извлечение природного ресурса изначально предполагает нанесение вреда окружающей среде, в то время как основная цель охраны природы – недопущение такого вреда.

Наличие норм, регулирующих отношения по использованию любых природных ресурсов (норм общего действия) и норм особенного и единичного действия влечет необходимость выделения в природоресурсном праве Общей и Особенной частей.

Общая часть природоресурсного праване является суммативным объединением общих частей Водного, Лесного кодексов РФ и других нормативных актов природоресурсного права. Нормативные акты, регулирующие отношения ресурсопользования, содержат нормы не только природоресурсного, но и экологического, гражданского, финансового права, которые не включаются в систему природоресурсного права. Многие нормы, составляющие Общую часть указанных кодексов, по своему содержанию должны быть отнесены к Особенной части природоресурсного права.

Общая часть природоресурсного права включает в себя ряд правовых институтов, содержащих нормы общего и особенного действия, которые регулируют отношения, связанные с добычей любых видов природных ресурсов, устанавливают принципы ресурсопользования, правовое положение субъектов и объектов природоресурсных правоотношений.

Институты Общей части природоресурсного права:

 Общие положения природоресурсного права, включая нормы, определяющие предмет, сферу действия, особенности метода правового регулирования, принципы отрасли.

 Право собственности на природные ресурсы в Российской Федерации и исключительные суверенные права Российской Федерации на них.

 Ресурсопользование.

 Объекты и субъекты природоресурсных правоотношений.

 Государственное управление рациональным и безопасным использованием природных ресурсов в Российской Федерации.

 Ответственность за природоресурсные правонарушения и порядок рассмотрения природоресурсных споров.

Отношения, возникающие в связи с добычей отдельных видов природных ресурсов, регулируются нормами, включенными в институты Особенной части природоресурсного права:

 Недропользование.

 Водопользование.

 Лесопользование.

 Пользование объектами животного мира.

 Пользование природными лечебными ресурсами.

4. Метод правового регулирования природоресурсных отношений и его особенности.

Проблема метода, как и предмета правового регулирования, в отечественной юридической науке окончательно не решена. Под методами правового регулирования обычно понимают приёмы юридического воздействия, их сочетание, характеризующие использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридического инструментария, совокупность приёмов и способов воздействия права на общественные отношения.

Конкретные методы правового регулирования, отмечал В.М. Горшенёв, получают своё закрепление в нормах отрасли права. Будучи отражены в нормах, методы являются достоянием самого права, а не регулируемых правом общественных отношений93. Экстраполируя это положение на уровень отрасли права, Я.Н. Уманский связывает метод отрасли права с отличительной чертой включённых в неё норм, не свойственной ни одной другой отрасли права. Поскольку метод правового регулирования отрасли так или иначе объективируется в её нормах, постольку на стадии законотворчества законодателю необходимо адекватно оценить сущность, специфику подлежащих правовому опосредованию общественных отношений с тем, чтобы избрать и закрепить в нормах отрасли права такой метод правового регулирования, который в максимальной степени соответствует особенностям данной отрасли. В противном случае, как справедливо отмечает В.М. Сырых, метод, на выбор которого оказали влияние случайные условия, в последующем будет заменён на метод, который соответствует сущности регулируемого общественного отношения.

По мнению В.Д. Сорокина, при определении понятия метода правового регулирования вообще, а также при конструировании методов различных отраслей права, используются исключительно два «кирпичика» – гражданский и административный методы. Именно на их основе, на соотношении методов гражданского и административного права многие авторы разрабатывают конструкцию метода «своей» отрасли.

Однако при этом нельзя не учитывать то обстоятельство, что диспозитивность, являясь существенной чертой метода гражданского права, по обоснованному мнению А.Б. Агапова, свойственна не только гражданскому праву, дозволительных норм немало и в административном праве, в том числе и потому, что метод никогда не выступал и не выступает в качестве зеркального отражения тех общественных отношений, которые с его помощью регулируются.

Метод обладает относительно самостоятельным содержанием98. Сочетание императивных и диспозитивных начал в методе правового регулирования природоресурсного права обусловлено тремя обстоятельствами.

1) Подавляющее большинство природных ресурсов России находится в государственной собственности. Государство, и как собственник природных ресурсов, и как суверен, осуществляет в их отношении управление, ведение учёта, контроля и мониторинга с целью обеспечения их рационального использования и устойчивого развития всего общества.

2) Государство, в лице уполномоченных им органов, предоставляет право пользования природными ресурсами путём выдачи лицензий, разрешений, заключения договоров, соглашений на использование природных ресурсов, в которых оно (государство) выступает стороной.

3) В предусмотренных природоресурсным законодательством случаях договоры на использование природных ресурсов заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Особенности метода правового регулирования концентрированно выражены в правовом положении (статусе) субъектов отрасли права, в основаниях формирования правоотношений, в способе определения их содержания, а также в юридических санкциях.

К особенностям метода правового регулирования природоресурсных отношений В.М. Лебедев относит:

1. Основания и порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношения по использованию природных ресурсов – разрешительный (лицензия), сочетаемый с договорным (соглашение, договор о ресурсопользовании).

2. Общее юридическое положение субъектов природоресурсного правоотношения характеризуется правом ресурсопользователя на получение, продление лицензии, на отказ от неё, на заключение договора о ресурсопользовании и подчинение стандартам, обеспечивающим технологический процесс конкретного вида ресурсопользования.

3. Императивное установление государством правил использования природных ресурсов в форме стандартов ресурсопользования сочетается с дозволением – предоставлением ресурсопользователю права заключать договор об использовании природных ресурсов с ресурсодержателем, самостоятельно выбирать вид деятельности по использованию природных ресурсов, ограничивать или расширять свою деятельность в пределах лицензии, договора.

4. Характер связи субъектов природоресурсного правоотношения – возмездный с сочетанием элементов власти и подчинения, пределы которых ограничены законом или соглашением между субъектами природоресурсного правоотношения.

Правовой режим – порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования. Публично-правовой характер природопользования обусловливает одну из особенностей его правового режима – обязательное участие государства, специально уполномоченных государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, как носителей государственно-властных полномочий, в отношениях по использованию природных ресурсов. Государственные органы, заключая договоры ресурсопользования, выступают в них, с одной стороны, как равноправный участник договора, с другой – как представитель государства, являющегося собственником ресурса, предоставляемого в пользование. Это исключает возможность отнесения договоров и соглашений в сфере природопользования к гражданско-правовым. Элементы публично-правового характера регулирования отношений по использованию природных ресурсов проявляются также в участии в них органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Другой особенностью правового режима природопользования является государственная собственность на недра, воды, лесной фонд, объекты животного мира, природные лечебные ресурсы, а также исключительные суверенные права России в отношении ресурсов континенталь-

ного шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, обусловленные необходимостью управления природными ресурсами в целях их рационального и безопасного использования в интересах всего общества и в соответствии с общепризнанными нормами международного права.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.