МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Основные признаки научного стиля речи





НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

С наиболее общими признаками научного стиля речи вы уже знакомы. Теперь остановимся более подробно на его харак­терных особенностях. Итак, к научному стилю речи относит­ся такой вид литературы, как статьи в научных журналах и сбор­никах, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература. Научные доклады и лекции, вы­ступления на научных конференциях и совещаниях также являют­ся образцами научного стиля речи.

Самой общей специфической чертой этого стиля речи явля­ется логичность изложения.Этим качеством должно обла­дать любое связное высказывание. Но научный текст отли­чается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; вы­воды вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Для научной речи типична связь предложений при помощи повторяющихся существи­тельных, часто в сочетании с указательным местоимением. На по­следовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следователь­но, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точ­ность.Смысловая точность (однозначность) достигается тщатель­ным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В науч­ном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенностьнепременно пронизывают каж­дый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстракт­ные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В та­ких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, каче­ство, закон, число, предел; нередко используются формулы, сим­волы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схе­мы, чертежи.

Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий. Филолог должен внимательно.... т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы, т. е. не единичный предмет, а порода деревьев — общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художествен­ной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и словесный художественный образ (сравнение, олицетворение и т. д.). Слово науки — однозначно и терминологично. Сравните:

Береза

1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердце­видными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

2) Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в го­рах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наи­большее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая. (Большой энциклопедический словарь.)

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую... (А. Прокофьев.)

Для научного стиля речи характерно множественное число от абстрактных и вещественных существительных:длины, величины, частоты; частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, значение.

Не только существительные, но и глаголы обычно использу­ются в контексте научной речи не в своих основных и конкрет­ных значениях, а в обобщенно-отвлеченном значении. Слова ид­ти, следовать, привести, составлять, указывать и др. обозначают не собственно движение и т. д., но нечто иное, от­влеченное:

идти лесом речь идет о проблемах

следуйте за мной отсюда следует вывод

привести друга привести к общему знаменателю

В научной литературе, особенно математической, форма будущего времени часто лишена своего грамматического значения: будет = есть, является.

Глаголы настоящего времени тоже не всегда получают значение конкретности: регулярно применяют; всегда указывают. Широко употребляются формы несовершенного вида.

Для научной речи характерно: преобладание местоимений 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; частое употребление кратких прилагательных.

Однако обобщенность и отвлеченность текстов научного стиля речи не говорят о том, что в них отсутствует эмоциональность, экс­прессивность. В этом случае они не достигли бы своей цели. Экс­прессивность научной речи отличается от экспрессивности художе­ственной речи тем, что она связана прежде всего с точностью употребления слов, логичностью изложения, его убедительностью. Чаще всего используются образные средства в научно-популярной литературе.

Не смешивайте устоявшиеся в науке термины, образованные по ти­пу метафоры (в биологии — язычок, пестик, зонтик,, в технике — муфта, лапа, плечо, хобот; в географии — подошва (горы), хребет), со словами-терминами, используемыми в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном сти­ле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жиз­ни, политический барометр, переговоры буксуют и т. д.)

Для усиления выразительности в научном стиле речи, в осо­бенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, исполь­зуются:

1) усилительные частицы, местоимения, наречия: лишь, абсо­лютно, только;

2) прилагательные типа колоссальное, наивыгоднейшее, од­но из величайших, тр'уднейшая;

3) «проблемные» вопросы: в самом деле, какие тела нахо­дит... клеточка в окружающей среде?, какая же этому причина?

Объективность— еще один признак научного стиля речи. На­учные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты — все это излагается в текстах, относящихся к на­учному стилю речи. И все это требует количественных и качест­венных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому воскли­цательные предложения используются очень редко. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не приня­то использовать местоимение я и глаголы в первом лице единст­венного числа. Здесь чаще используются предложения неопреде­ленно-личные (считают, что...), безличные (известно, что...), определенно-личные(рассмотрим проблему...).

Заказ материала здесь

 

Тематические книги:
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей:

а) собственно научный — наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, моно­графии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопе­дии;

б) научно-популярный (им пишутся научные статьи в га­зетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией);

в) научно-учебный (учебная литература по раз­ным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия).

 





©2015-2022 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.