Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава 1. Сущность развития креативности в младшем школьном возрасте 5 1.1. Содержание понятий «творчество» и «креативность» 5 1.2.. Особенности развития креативности младших школьников 7 Глава II Развитие креативности младших школьников на уроках музыки 11 2.1.Выявление креативности младших школьниковна уроках музыки. 11 2.2.Пути и педагогические приемы развития креативности младших школьников на уроках музыки 15 Заключение 25 Список использованных источников 28 Приложение 30 ВВЕДЕНИЕ Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество, креативность – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Креативность является одним из важнейших психологических образований, обусловливающих успешность человека в самых разных областях деятельности. Развитие креативности – одна из приоритетных задач современного образования, с решением которых связана активизация психологических исследований в данной области. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки. Именно уроки музыки могут способствовать развитию креативности у учащихся младших классов. Под развитием креативности на уроках музыки мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития креативности, личностного смысла позволяет закладывать основания для развития личности в целом, ее самораскрытия, самосовершенствования, самореализации, гибкой адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни, самодостаточности и толерантности. Многие исследователи отмечают, что традиционная система образования, по-прежнему имеющая наибольшее распространение в школах, уделяет недостаточно внимания развитию креативности. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий. Недостаточная изученность проблемы креативности, актуальность решения задачи ее развития у детей младшего школьного возраста на уроках музыки обусловили выбор темы курсовой работы «Развитие креативности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки» и определили следующие задачи: 1) проанализировать психолого-педагогическую, методическую, искусствоведческую литературу по проблеме курсовой работы; 2) конкретизировать понятия «творчество» и «креативность»; 3) выявить пути и педагогические приемы развития креативности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки; 4) изучить педагогический опыт в развитии креативности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки. Цель курсовой работы – обоснование педагогических условий выявления музыкальной креативности у детей младшего школьного возраста. Объект – музыкальная креативность младших школьников. Предмет – педагогические условия выявления музыкальной креативности учеников. Для решения поставленных задач были использованы методы: наблюдение, беседы, анкеты, анализ продуктов деятельности и др. Работа включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение. ГЛАВА I Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте Содержание понятий «творчество» и «креативность». В психолого-педагогической литературе крайне неоднозначно определяется категория творчества вообще и детского творчества в частности. В самом деле, с одной стороны, творчество является характеристикой деятельности: особого ее вида (творческая деятельность – искусство, литература, наука) или любой деятельности, если речь идет о ее развитии, совершенствовании, переходе на новый уровень. С другой стороны, проблема связана с психологическими характеристиками творчества и, следовательно, сопряжена с проблемой способностей. Известное понятие творчества как механизма развития деятельности в значительной степени соединяет две эти стороны проблемы. Делается также попытка определить и основные компоненты творчества. Итак, природа творчества сложна и противоречива. Творчество – это специфически человеческое явление, родовая, сущностная характеристика человека. Особо подчеркивая роль творчества в формировании личности ребенка, Выготский Л.С. отмечает, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем. Психологи установили, что 37% шестилетних детей обладают высоким потенциалом творческой активности, у семилетних этот показатель снижается до 17%. Среди взрослых выявлено лишь 2% творчески активных личностей. По мнению Ковальчук Т.Н., творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности. Под способностью детей к творчеству понимается совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления деятельности творческого характера, поиска оригинальных, нестандартных решений в разных ее видах. Творческая личность – личность, способная к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию. Основные составляющие творческой личности: творческая направленность; творческий потенциал; индивидуально-психологическое своеобразие. Творческие способности школьника проявляются в том, насколько он нетрадиционно подходит к решению тех или иных вопросов, отказывается от общепринятых шаблонов, проявляет инициативу, активность и самостоятельность. Показателем творческого развития является креативность. На современном этапе сущность креативности определяется чаще всего альтернативно: как формально-динамическая или содержательная характеристика личности либо ее отдельных областей, как свойство психики. Итак, под креативностью в психолого-педагогических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям. Своеобразие креативности в том, что она составляет творческий, эстетический аспект индивидуального сознания личности, который состоит из критического анализа своего и чужого предшествующего опыта; понимания и выработки новых идей; умения видеть проблему там, где другим все ясно; способности быстро и смело отказываться от точки зрения, опровергнутой обстоятельствами; развитой интуиции и эстетического ощущения совершенства достигнутого результата. Следует отметить, что наряду с «креативностью» в науке существует значительное множество смежных терминов – близких, но не идентичных по значению. Традиционно используются такие понятия, как «творческая активность», «творческое мышление», «творческие способности», «творческая направленность». При значимости и всей кажущейся похожести этих понятий, есть основание и необходимость их различения как не совпадающих по содержанию. Сопоставляя определения «творчество» и «креативность», можно отметить, что они далеко не тождественны. Если понятие «креативность» ограничено специфически психологической проблематикой, а именно выяснением закономерностей продуктивной умственной деятельности и особенностей функционирования личностных качеств, то понятие «творчество» включает в себя многие вопросы, выходящие за рамки психологической проблематики и относящиеся к компетенции социологии, эстетики, искусствоведения и др. Поэтому креативность представляется как универсальная творческая способность к продуктивной деятельности и составляет «частный» случай творчества в широком смысле, как деятельности по созданию нового, оригинального, ранее неизвестного. Таким образом, творчество – это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность – это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности. Отсюда и необходимость разведения этих понятий, уточнения смысловых тонкостей и логических изгибов формулировок. |