МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Музыкально – выразительные средства





Хоровод Георгия Васильевича Свиридова в оригинале написан для восьмиголосного смешанного хора a cappella. Это сочинение переложено для четырехголосного женского или детского хора a cappella и представляет собой двухчастную композицию с кодой. Произведение проникнуто нотками веселья и озорства.

Основная тональность хора d-moll.

Мелодическая линия - волнообразна: преобладают поступенные ходы, скачки уравновешиваются движением в противоположном направлении, небольшой диапазон голосов; фразы не длинные.

Склад изложения - гомофонно-гармонический с элементами подголосочной полифонии. Сочинение очаровывает красотой мелодики, богатством фактуры свежестью гармонического языка, тембровой окраской, композитор использует средства мажоро-минора, септаккорды различных ступеней, хроматизмы, задержиния, неаккордовые звуки – все это придает гармонии красочный колорит.

 

1 такт t s 43 t7 s43   2 такт t s 43 t7 s43 3 такт t VIIH t D 45-3 →VIIH 4 такт t VIIH t
5 такт пауза 6 такт t d7H VI   7 такт t d7H VI 8 такт VII III s
9 такт s t s 10 такт t II2 c4-5 t 11 такт t II2 c4-5 t 12 такт VI VII T
13 такт T 14 такт t D2-1→(VI) t   15 такт II2-3 tII2-5 D2-1,3 →(VI) T 16 такт II2-3 tII2-5 D2-1,3 →(VI) t
17 такт II2-3 tII2-5II2-3 T   18 такт ttD2-1,3→(VI) t 19 такт II2-3 tII2-5 D2-1,3 →(VI) T 20 такт II2-3 tII2-5 D2-1,3 →(VI) T
21такт II2-3 tII2-5II2-3 t 22 такт t t t 23 такт tt9 III7 t 24 такт T
25 такт t 26 такт T 27 такт t s 43 t7 s43 28 такт t s 43 t7 s43
29 такт tVIIHtD43c4 30 такт t VIIH t   31 такт Пауза 32 такт VI VI
33 такт VIVII-5VI VI-5 34 такт VIVII-5VI VI-5   35 такт VI t65 s 36 такт VI t65 s
37 такт VI VII-5 VI-5   38 такт T 39 такт t D2-1(VI) t 40 такт II2-3 tII2-5 D2-1,3 →(VI) T
41 такт II2-3 tII2-5 D2-1,3 (VI) T   42такт II2-3 tII2-5II2-3 T 43 такт tD2-1,3→(VI) t 44 такт II2-3 tII2-5 D2-1,3 →(VI) T
45 такт II2-3 tII2-5 D2-1,3 (VI) T   46такт II2-3 tII2-5II2-3 T 47 такт t t t 48 такт tt9 III7 t
49 такт T 50 такт T 51 такт t s 43 t7 s43   52 такт t s 43 t7 s43
53 такт tVIIHtVII9H-7 54 такт tVIIHt 55 такт T 56 такт T
57 такт T

 

Динамическая палитра произведения достаточно подвижна, отличается разнообразием нюансов и простирается от pp до ff. Большое выразительное значение имеет метроритмическая структура.

Размер 2/2 в быстром темпе создает ощущение легкости, воздушности. Метроритмическое оформление мелодии подчиняется структуре текста.

Разнообразие ритмического рисунка (синкопы, выдержанные звуки), агогических отклонений (всевозможные замедления, возвращение к первоначальному темпу, расширения), динамического языка (композитор использует различные виды динамики), а также штриховой палитры (акценты, markato, tenuto,sforzando,staccato, legato, nonlegato) – весь этот арсенал музыкально-выразительных средств призван создавать радостное настроение.

Большое значение в данном сочинении имеют паузы и их разновидности: люфтпаузы, цезуры. Они придают музыке легкость и помогают раскрыть выразительность музыкального и литературного текста. Кроме того, паузы отделяют одну мысль от другой, разграничивают музыкальные части произведения и т.д. следут помнить, что пауза не есть пустое, ничем не заполненное время, пауза – это продолжение музыки, наполненное отблеском ее звучания. Паузы в этом произведении являются звучащими, они пропитаны определенным чувством, настроением; каждую пронизывает ток музыкального напряжения, ибо мелодико-гармоническая и ритмическая энергия прорываются в паузу иногда с большей силой, концентрируя в ней безмолвное ощущение радости.



Хоровод Г.В.Свиридова написан в сложной двухчастной форме с кодой и с чертами куплетности.

Основная тональность В-dur.

 

Первая часть представляет собой, простую двухчастную форму контрастного типа и состоит из двух периодов (26 тактов). Первый период состоит из трех предложений и представляющий собой органическую не квадратность (5+4+4). Склад изложения аккордовый. В этой части есть отклонение в VII натуральную ступень (Cdur) (т.3). Мелодическая линия волнообразна: преобладают поступенные ходы, скачки уравновешиваются движением в противоположном направлении, а общее направление мелодии во втором и третьем предложении – нисходящее. Второй период, состоит из 13 тактов., представляет собой период типа развертывания. Склад изложения гомофонно-гармонический с элементами подголосочной полифонии. Интересен гармонический язык – на протяжении всего второго периода выдерживается тонический органный пункт, на который накладываются красочные гармонии. Таким образом, в гармоническом плане второй период первой части представляет собой тонический предыкт ко второй части. Динамика первой части простирается от ppp до mf. Плотная хоровая фактура, волнообразное движение мелодии, придают этой части торжественность.

Вторая часть также представляет собой, простую двухчастную форму контрастного типа и состоит из двух периодов (24 тактов). Первый период – не квадратный, делится на два предложения (5+7), не повторенного тематического строения. Фактура изложения – гомофонно – гармоническая. В этой части есть отклонение в IV натуральную ступень (gmoll) (т. 35).основная мелодия динамично развивается, за счет длинных восходящих ходов все больше расширяется ее диапазон – все это в итоге приводит к кульминации. Второй период представляет собой период типа развертывания (12 тактов). Склад изложения гомофонно – гармонический с элементами подголосочной полифонии. На протяжении всего второго периода выдерживается тонический органный пункт, на который накладываются красочные гармонии. Динамика второй части простирается от pp доff. Плотная хоровая фактура, волнообразное движение мелодии, также придают этой части торжественность.

Кода строится на материале первого предложения первой части. Характер этой части жизнеутверждающий. За счет постепенного diminuendo в коде утверждается светлый образ будущего дня. Заканчивается произведение постепенно затухающим светлым минорным аккордом.


 

Хоровая фактура

Общий диапазон: соль малой октавы – фа второй октавы.

 
 

 

 


Диапазоны хоровых партий:

Диапазон Сопрано I: ре первой – фа второй

 

 
 


Диапазон Сопрано II : ре первой – ре второй

 

 
 


Диапазон Альт I: ре первой – до второй

 

 

Диапазон Альт II: соль малой – ре первой

 

Диапазон и тесситура для каждой хоровой партии удобны. Благоприятны условия для естественного ансамбля. Однако в произведении есть трудности мелодического, гармонического, ритмического, динамического, дидактического характера.

Так, интонирование хроматических (т. 14-17, 18-21, 39-42, 43-46) и диатонических полутонов (т. 14,15,16,17,19,20, 21, 39, 40, 41, 42, 44, 45, 46), пение общехоровых (т. 13, 38) и октавных унисонов (т. 14, 22, 39, 47), широких скачков вверх на ч.4, ч.8 и вниз на ч. 4, требуют от дирижера кропотливой работы над интонацией. Тонический органный пункт в партии альтов II требует устойчивого интонирования (т. 14-26, 39-50). В партии сопрано I при длительном пении на одном звуке следить за тем, чтоб не было постепенного повышения или понижения интонации.

Кроме этого сложность заключается и в гармоническом языке, изобилующем септ- и нонаккордами, задержаниями, неокордовыми звуками. Определенную сложность представляют и отклонения в разные тональности в первой части в С-dur (т. 3); во второй части в g-moll (т. 35). Пение на пиано в высокой тесситуре связанно с риском нарушения стоя, особенно в партии сопрано I. Поэтому необходимо следить за удержанием высокой певческой позиции.

Ритмический рисунок тоже требует большого внимания от исполнителей. Он должен быть точным, переходы всех голосов с аккорда на аккорд должны быть одновременными. Для того чтобы исполнители длинные ноты не ускоряли, а короткие не замедляли хормейстер может воспользоваться внутридолевой пульсацией. Данный прием также поможет преодолеть статичность во время исполнения.

 

 

Важную роль в произведении играет дикция. Текст должен произносится достаточно четко, но не утрированно, в противном случае можно разрушить художественный образ. Очень четкое произношение текста допустимо только лишь на высоких нотах. Особого внимания при пении требуют гласный, который распевается на нескольких звуках. Сочетание двух гласных на стыке слов следует разделять цезурой. Также дикционной трудностью является одновременное произношение текста всеми исполнителями. В частности, из общего контекста не должно выпадать четкое произношение согласных букв.

• выразительности требуют и гласные звуки ц, с, ш;

• при пении гласные следует произносить прикрыто: «а» в позиции «о», «е» в позиции «э».

Сложность заключается и в разнообразии и изяществе динамических и штриховых нюансов. Так, следует обратить внимание на исполнение контрастной динамики, изменение которой должно быть внезапным. Для того, чтоб эта разновидность динамики получилась, исполнители должны хорошо уметь пользоваться певческим дыханием. Подвижная динамика требует от руководителя особого внимания, так как она должна быть исполнена в рамках определенной звучности, в противном случае в хоровой звучности будут провалы. Разнообразие штрихов требует от исполнителей использования различных видов атак звука в пределах указанной динамики. В основном общее развитие происходит за счет цепного дыхания, за исключением небольших гомофонно-гармонических эпизодов в первой и во второй частей, где небольшие фразы позволяют использовать общехоровое дыхание. Звук у исполнителей должен быть светлым, легким, полетным.

В тембровом ансамбле большое значение имеет распределение силы звучания голосов как внутри каждой партии, так и при выстраивании ансамблевого единства. Тембр в данном случае должен оттенить мягкость, бархатность звучания нижнего голоса – альты должны звучать наполнено, давать гармоническую опору верхнему голосу, а тембр сопрановой партии должен отличаться особым светлым звуком.

При проведении полифонии, выстраивание тембрового ансамбля становиться ведущим. Выделение каждого голоса по тембру позволит слушателям проследить каждую самостоятельную линию в полифонии:

Динамический ансамбль требует от певцов выработки при исполнении ровности звучания в эпизодах с тихой динамикой и хорошей опоры звука в кульминационных моментах. Динамическая слитность голосов помогает провести кульминационное развитие грамотно, сохраняя единство звучания.

Важно выстроить динамический ансамбль при единовременном вступлении голосом, особенно в унисонах. Нельзя допустить, чтобы одна из партий «пропадала» по звуку, или, наоборот, слишком выделялась из единого ансамбля.

Что же касается проведения полифонии, певцам необходимо достигнуть наилучшего динамического баланса. Все динамические средства всем хором в ансамблевом единстве и направлены на как можно большее слияние с литературным текстом.

В произведении очень много тихих нюансов, здесь следует избегать бездыханного, тусклого пения.

Характер звуковедения – legato. Для достижения legato необходимо выразительное исполнение фраз, ясное ощущение движения внутри них. Отчётливое мысленное представление мелодии помогает певцу правильно организовывать и подготовить свой голос к исполнению мелодического рисунка.

Сочетание выразительно льющейся мелодии в которой выявляются лучшие тембровые краски голоса, с инструментальной чёткостью интонирования и отчётливой дикцией и создаёт настоящее legato. При хорошем legato один звук, ровно выдержанный на протяжении всей свой длительности, непосредственно «переливается» в другой, без какого-либо перерыва или точки.

 


 

5. Исполнительский план

Вокальные трудности: удержание аккордового строя, частое использование узких диссонирующих интервалов, что приводит к неустойчивости исполнения партии и требует особой внимательности и проработки. А так же особую вокальную трудность, трудность исполнения представляют собой высокие звуки, требующие точного интонирования, свободного, без напряжения звучания.

В этом произведении ансамблевой трудностью становится гармоничное динамическое звучание всех голосов, дабы сохранить целостность музыкального и смыслового материала. Во избежание динамического контраста между голосами требуется во время работы над произведением постоянно контролировать звучность и регулировать, если в том есть надобность.

В целом данное произведение требует от исполнителей высокого вокального мастерства. Несмотря на преобладания тихой звучности исполнитель должен использовать при пении крепкую дыхательную опору. Тонкая нюансировка требует от исполнителей тонкой фразировки, исполнения полётного звука. Тембровая палитра у каждой хоровой партии должна быть своя: тембры партии сопрано и альтов должны быть светлыми, прозрачными; теноров и басов – насыщенными, мягкими, бархатными, но, смешиваясь, в общехоровом звучании, звук должен обладать насыщенностью.

Важную роль в звукообразовании играет певческое дыхание, которое позволяет добиться кантиленности. Простота, полетность и в то же время строгость и насыщенность звука – являются основой исполнения этого сочинения. Для выработки исполнительской гибкости хора целесообразно чередовать пропевание фрагментов в различной динамике, с применением различных вокальных штрихов и использованием разных темпов.

Хоровод Георгия Васильевича Свиридова поможет исполнителям научится пользоваться различными тембрами, отработать технику пения различными звуковыми приемами с четкой и упругой дикцией.

Для высокохудожественного исполнения данного произведения дирижёр должен обладать филигранной техникой, а именно – дирижерский жест должен быть минимальным, точным, четким, лаконичным, «не размазанным», но в тоже время требовательным, не суетливым и достаточно выразительным. Вступления, снятия, цезуры и люфтпаузы необходимо показывать очень четко, но вместе с тем мягко, в характере музыки.

Данное хоровое сочинение, может быть включено в репертуар профессиональных, самодеятельных и любительских смешанных хоровых коллективов.


 

Заключение

Таким образом, хоровое сочинение «Хоровод» Г.В. Свиридова на стихи А.АБлока отличается усложнением ладогармонических и метроритмических средств музыкальной выразительности. Композитор уделяет особое внимание звукокрасочной стороне музыки – данное произведение изобилует диссонансами, прерванными оборотами, сопоставлениями, применением средств мажоро-минора, использует различные виды синкоп. Кроме того, возрастает связь музыки и слова, что проявляется в более детальном следовании мелодии за смыслом поэтического текста. Исполнение этого хорового сочинения требует большей темповой свободы, яркости динамической нюансировки, выпуклости кульминации.

Преодоление вокально-хоровых трудностей в процессе работы над произведением повышает профессиональное мастерство участников хора и дирижера, помогает приобрести умения и навыки, необходимые для дальнейшего совершенствования.

Произведение формирует у певцов навыки четкой артикуляции и внутреннего чувства темпоритма, без которого исполнение отдельных эпизодов произведения становится сложным.

В целом, проделанный автором исполнительский анализ доказывает необходимость серьезной подготовки руководителя хора к работе над художественным исполнением этого произведения.

Хоровое сочинение Г.В. Свиридова на стихи А.А. Блока «Хоровод» будет достойной составляющей репертуара любого профессионального смешанного коллектива.


 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.