Организационный момент. Сообщение темы и целей занятия. Классный час в 4 «Г» классе Тема: Вежливость – залог хорошего настроения! Дата: 18.11.15 Учитель: Кравчук И.А. Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов. Оборудование: инвентарь для сценок, музыкальное сопровождение (частушки), карточки с заданиями для работы групп. Ход классного часа Организационный момент. Сообщение темы и целей занятия. -Когда вы изкаждой строчки слов выберите лишнее, объясните свой выбор. Грубость, вежливость, неуважение. !, ?, ., - Счастье, смелый, смех, залог. Грустного, печального, хорошего, расстроенного. Скука, печаль, слёзы,грусть, настроения. -Прочитайте, что у нас получилось.(Вежливость – залог хорошего настроения!) - Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? Докажите? - Сегодня на классном часу мы рассмотрим множество пример невежливого поведения, обсудим эти ситуации. А в завершении классного часа решим, какими людьми быть лучше вежливыми или грубиянами. 2. Основная часть Чтение и анализ стихотворений по теме. Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о мальчике одном: Его зовут... а впрочем, лучше Мы здесь его не назовем. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык. Простого слова «извините» Не одолел его язык. Ему бывает часто лень Сказать при встрече: «Добрый день!» Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит. И в лучшем случае «здорово!» Он вместо «здравствуй!» говорит. А вместо слова «до свидания!» Не говорит он ничего Иль заявляет на прощание: «Ну, я пошел... Пока! Всего!» А. Барто - Каких слов не знает этот мальчик? - Как ему помочь? Упражнение «ДЕРЕВО». На плакате нарисовано дерево. Учитель предлагает на листочках написать волшебные слова приветствия, просьбы, разрешения, извинения и приклеить их на ветки этого дерева. Подводится итог, какой ряд знает больше слов. Ежели вы вежливы И к совести не глухи, Вы место без протеста Уступите старухе. Ежели вы вежливы В душе, а не для виду, В троллейбус вы поможете Взобраться инвалиду. И ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки. И ежели вы вежливы, Поможете вы маме, И помощь ей предложите Без просьбы - то есть сами... И ежели вы вежливы, - Тому, кто послабее, Вы будете защитником. Пред сильным не робея. С. Я. Маршак - Какой смысл вы вкладываете в понятие «вежливый человек»? - Какие «вежливые» слова знаете? Что такое «здравствуй»? Лучшее из слов. Потому что «здравствуй» Значит «будь здоров». Правило запомни, Знаешь - повтори. Старшим это слово Первым говори. Вечером расстались, Встретились с утра, Значит, слово «здравствуй» Повторить с утра. Анализ ситуаций. Работа в группах. - Решим задачи. Обсудите в группах, как бы вы повели себя в этой ситуации. Выберите представителя от команды для ответа. 1) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» - Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Найдите их. 2) Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какой интересный фильм он вчера смотрел. - Какую ошибку допустил Максим? 3) Девочка жалуется возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня: «Ритка». «А как ты его зовешь?» - спросила мама. «Я его вообще никак не зову, - ответила Рита, - я ему просто кричу: «Эй, ты!» - Права ли Рита? - Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным? Понаблюдаем за следующим героем стихотворения. Инсценировка и анализ стихотворения.Вежлив ли Витя? Малыша обидел Витя, Но пред школою в строю Витя просит: «Извините, я ошибку признаю». На урок пришел учитель, Положил на стол журнал, Следом Витя: «Извините, я немного опоздал». - Тихомиров! Покажите нам на карте город Псков. - Извините, - шепчет Витя, - Я к уроку не готов! Мы поспорили с Наташей: Вежлив Витя или нет? Разберитесь в нашем споре И пришлите нам ответ. - Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему? -Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых? - С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? к соседям? - Что говорите перед сном родным? - Почему мы говорим именно эти слова? - Эти слова выражают пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый, дождливый, принес родным и знакомым людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было никаких неприятностей; чтобы в семье все было спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст день добрым. А это значит, что хорошее настроение всегда будет идти с вами рядом. - Каким тоном надо произносить приветствие? - Когда говорим слова «простите», «извините»? - Познакомимся с интересным явлением - интонацией. Когда мы говорим, важно не только то, что говорим, но и с какой интонацией. Инсценировка « В трамвае». Автор.Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ее пальто. Старушка. Девочка, сиди, пожалуйста, спокойно! Так нельзя себя вести. Автор. Заметила старушка, сидевшая напротив. Лена. А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста! Буду сидеть спокойно. Автор. И Лена, надувшись, стала смотреть в окно. - И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово «пожалуйста», но с одинаковым ли выражением лица и тембром голоса было произнесено это слово? - Лена с недовольным лицом и презрительным тоном произнесла это слово. Она не извиняется за то, что побеспокоила соседку, а ведет себя так, словно делает одолжение взрослым, говоря: «Да, я знаю ваши вежливые слова, но они для меня ничего не значат». - В этой ситуации можно назвать Леночку Невежей? Какого человека так называют? - Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни) Частушки о неправильном поведении - Предлагаю вам полезную музыкальную паузу, которая ещё раз нам покажет какими не надо быть. Вы себя узнайте сами В песенке – частушке, И посмейтесь вместе с нами, Навострите ушки! Витя очень умный парень, Может все он смастерить, Только «здравствуй» и «спасибо» Не умеет говорить. В поезд входят три юнната: «Ух, народу сколько тут! Занимай места, ребята, А то бабушки займут!» Тетя Зина попросила Слазить Витю на чердак. -«Извините, тетя Зина, Я вам вовсе не батрак». Тыщу раз он слово «ДАЙ» Прокричит, как попугай. А в ответ же нам «СПАСИБО» Отвечает он, как рыба. Утром маме наша Катя Две конфеточки дала. Подарить едва успела, Тут же их сама и съела. Вова время не терял, Поздравляем Вовочку — Он с три короба наврал И еще коробочку! Говорил друзьям Сережа: "Смел я, ловок и силен". Вдруг навстречу вышел ежик, И смельчак полез на клен. Задирает Митя нос, Как большой начальник, И пыхтит, как паровоз, И бурчит, как чайник. Мальчик шел на красный свет, Думал, обойдется, А теперь он весь в зеленке, Больше не смеется. ---------------------------------- Мы смеемся целый день, И смеяться нам не лень. Осмеем мы всех подряд, Но никто не будет рад. Мы веселые частушки Вам исполнили сейчас, О себе, о дружбе нашей И о кое-ком из вас. - Какой герой из частушек вам запомнился? - Считаете ли вы его поведение правильным? - Хотели бы вы дружить с таким человеком? - Что мы посоветуем этим героям. - Я думаю, что всем вам известна одна мудрая пословица. Посмотрите на доску и соберите её правильно. |