МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Воспитание навыков чтения с листа





План ответа

 

1.Роль чтения с листа в работе пианиста. Обучение свободному беглому чтению нотного текста – одна из основных задач педагога ДМШ.

 

2.Упрощения текста, возможные при чтении с листа.

 

3.Предпосылки успешного чтения с листа. Роль предслышания, Лист, Гофман о чтении с листа нотного текста. Методика Ф.Брянской.

 

4.Обучение восприятию нотной графики:

-построение ритмических формул (методики К.Орфа, Л. Баренбойма, Т.Смирновой и др.). Выполнение ритмических упражнений.

-быстрое чтение мелодической линии, мелодического рельефа (рекомендации Е. Тимакина, Т. Смирновой и др.);

-быстрое чтение вертикали (рекомендации С.Лоуренса Ф. Брянской и др.)

 

5.Обучение игре не глядя на клавиши.

1. Автоматизация умения выбрать нужный аппликатурный вариант.

2. Уверенная ориентировка рук и пальцев на клавишах (игра вслепую)

 

6.Подбор репертуара для чтения с листа (как сольного, так и ансамблевого). Регулярность домашних и классных занятий. Выборочная проверка домашних заданий.

 

7.Дополнительные упражнения.

 

 

1.Под чтением с листа подразумевается качественное исполнение музыкального произведения без предварительного проигрывания даже отдельных фрагментов. Этот навык является одним из важнейших навыков для пианиста, не обладая им невозможно стать музыкантом-профессионалом, так как педагоги и, особенно, концертмейстеры в работе часто сталкиваются с незнакомыми, разнообразными произведениями, не имея возможности выучивать их заранее. Поскольку способность читать с листа не является врожденной, формирование соответствующих навыков становится одной из центральных проблем музыкального образования.

 

2.При чтении с листа исполнение произведения должно быть по возможности полным. Ритм, динамика, темп, тональности, мелодический голос, басы, педализация – всё это в процессе чтения должно быть сохранено. Однако, возможны варианты упрощения фактурных сложностей:

-уменьшение количества сопровождающих мелодию голосов, сокращение подголосков,

-упрощение мелизмов или отказ от них,

-замена аккордов в широком расположении на тесное,

-упрощение гармонических фигураций,

-замена октав на одноголосие.

Особенно актуально это при работе концертмейстера, когда, в некоторых «экстренных» случаях, тщательное выучивание произведения не представляется возможным и пианисту приходится играть минимум нот, отдавая предпочтение сохранности темпа и наполненности внутреннего музыкального содержания.


3.Фаина Брянская, преподаватель Петербургской консерватории написала книгу «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста». В этой книге автор подробно изложила свою методику обучения чтению с листа. По словам Л. Баренбойма эта методика доказала, что научить читать с листа можно любого ученика.

Исходный пункт книги Брянской состоит в том, что раньше (на рубеже 20-21 вв.) чтение с листа не являлось для пианистов проблемой – все люди, серьёзно занимавшиеся этой профессией, имели огромный кругозор, много играли и свободно читали с листа.

Упадок искусства читать с листа Брянская связывает, во-первых, с введённой в 20 веке практикой обязательной игры наизусть, во-вторых, с развитием технологий - радио, записи и так далее – которые способствуют некоему расслаблению пианиста – не обязательно самому играть произведение, чтобы его узнать, можно просто послушать запись. И для того чтобы воспитать у современных пианистов этот навык – он просто должен быть заложен в системе их воспитания. Иными словами – нужно сделать эту работу постоянной, систематической. Известное изречение пианиста Иосифа Гофмана говорит о том же – «Лучший способ научиться быстро читать - это как можно больше читать».

 

Процесс чтения с листа по Брянской состоит из цепи действий, которые можно условно разделить на три группы:

 

-действия, предваряющие чтение беглый просмотр, определение стиля и жанра, которые позволяют определить характер, образ и темп движения.  
-активная работа зрения и слуха   расшифровка графики, опознавание знакомых фактурных элементов: аккорды, фигурации, гаммы, арпеджио, тремоло, хроматические фигурации; определение тонального плана, знаков альтерации; определение формы сочинения – предложения, периоды, повторы, секвенции; проигрывание текста внутренним слухом, дирижирование 3-4 тактов, чтобы более точно уловить метр и ритм.  
- озвучивание понятого текста сложная скоординированная двигательная работа организма; в этом процессе глаза забегают вперёд рук тем дальше, чем опытнее и начитаннее пианист.

 

Брянская говорит о том, что в чтении с листа очень важно умение предвосхищать развёртываемость текста, предугадывать его развитие. Об этом говорил так же Иосиф Гофман: «Чтение с листа в значительной степени сводится к предугадыванию». Необходимо отметить, что в этом процессе играют роль два фактора:

- мера сложности текста (очевидно, что чем текст более структурирован, упорядочен – тем легче его прочесть)

-«начинанность» ученика и его музыкально - исполнительский опыт. («Быстрота успеха зависит от уровня вашего образования, ибо, чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы» И. Гофман). Ещё Ференц Лист пришёл к выводу о том, что все возможные пассажи могут быть сведены к нескольким общим пианистическим формулам. Следовательно, чтобы легко читать ноты следует предварительно накопить в слуховой, зрительной и моторной памяти достаточный запас этих типовых оборотов.

 

4.Начинать обучать чтению с листа следует с самых простых произведений, одноголосных мелодий, желательно в разных ключах, чередуя правую и левую руки. Затем исполняются легкие пьесы одновременно двумя руками. Постепенно мелодический рисунок и аккомпанемент должны усложняться, появляются аккорды, элементы полифонии.

Важно понимать, что нужно последовательно развивать умение читать в трёх направлениях:

- А)умение точно распознавать и читать ритмический рисунок,

- Б)умение читать мелодический рельеф – горизонталь,

- В)умение читать вертикаль, которая образуется в каждый момент музыки.

 

А) Начинать обучение целесообразно с облегченной задачи - с прочтения ритма мелодии (воспроизведение хлопками, голосом). Для этого хорошо использовать знакомые детские песни с текстом, затем перейти к исполнению на инструменте. Развитие метроритмических ощущений у учащегося сводится к воспитанию ощущения сильной доли такта, метрической пульсации, соотношений различных длительностей. О первооснове ритмического восприятия нотного текста говорят Л. Баренбойм, Ф. Брянская, К.Орф, Т. Смирнова и др.

В пособии Т. Смирновой существует целый комплекс ритмических упражнений, которые она предлагает вводить в домашние задания как постоянный элемент. Ритмические схемы усложняются по мере взросления ученика и помогают выработать взаимосвязь между ритмической записью и внутренним ощущением метроритма необходимым при чтении с листа.

 

Б) Следующий этап – обучение чтению мелодического рельефа. Как пишет заслуженный учитель России Евгений Михайлович Тимакин в обучении чтению с листа необходимо, прежде всего, учить двум важнейшим моментам:

- «прежде всего, развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует с первых шагов добиваться того, чтобы ученик воспринимал нотный текст сразу группами по 2-3-4 ноты в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты или слова (если это песенка с текстом)». Обучать групповому восприятию нот Тимакин предполагает прямо на уроке, что значительно сокращает время разбора и предотвращает, кроме всего, ошибки, которые возможны при домашнем разборе.

- «надо добиваться длительной концентрации внимания и плавной непрерывности мышления идущего несколько впереди движений рук».

Как хороший способ обучения непрерывности чтения, Тимакин советует чтение с листа в ансамбле с педагогом, продолжающееся весь период обучения ученика. Кроме того необходим тщательный подбор музыкального материала для чтения, который должен усложняться очень постепенно.

 

Татьяна Смирнова говорит о том, что с первых же уроков необходимо учить ребёнка видеть нотный текст графически – то есть видеть ноту и нажимать клавишу, не пытаясь понять какая именно это ноты. Для этого предлагаются упражнения «Бусы» (чтение нотных головок, записанных педагогом на обоих станах сначала поступенно, затем с определёнными промежутками, затем вперемешку; по мере освоения навыка, в запись добавляются ритмические обозначения, паузы и так далее), «Двойные бусы» (упражнение, хорошо развивающее в руке ощущение интервала и его аппликатурных принципов), «Снеговики».

 

В) Ещё один этап – умение читать гармоническую вертикаль. Исследователь Сидней Лоуренс установил, что линейная запись текста воспринимается глазом в несколько раз быстрее и легче, чем вертикальная. Следовательно, обучение быстрому чтению вертикали – процесс непростой. По Лоуренсу обучать этому навыку следует применяя пластиковый экран, который движется рукой педагога по нотному листу, ученик же в каждый момент времени видит в прорезь экрана только одну гармоническую вертикаль. С течением времени экран становится шире и ученик может воспринимать несколько вертикалей – то есть сочетать восприятие горизонтали и вертикали.

 

Ф. Брянская советует следующие упражнения для развития этого навыка:

1. Игра гармонических фигураций аккордами.

2. Игра аккордового аккомпанемента в разложенном виде, перебором.

Кроме того хорошим упражнением можно считать игру по нотам пьесы, предварительно записанной на 3х-4х нотных станах.

 

5.Обучение игре не глядя на клавиши является основой процесса чтения с листа и подразумевает два направления:

1. Автоматизация умения выбрать нужный аппликатурный вариант.

2. Уверенная ориентировка рук и пальцев на клавишах (игра вслепую)

 

1 направление - подразумевает освоение и постепенную автоматизацию различных позиционных формул, аппликатуры гамм, аккордов, арпеджио. Необходимо вырабатывать двигательную реакцию на сигналы нотного текста. При виде определённого аккорда или интервала должно происходить его моментальное узнавание, а в руке параллельно с узнаванием должно возникать физическое ощущение, связанное с взятием этого аккорда на клавиатуре.

 

2 направление – предполагает, во-первых, тренировку исполнения изучаемого материала в темноте, с закрытыми или завязанными глазами и так далее; во-вторых, занятия специальными упражнениями, которые могут помочь развить навык игры вслепую:

-нахождение группы нот, не глядя на клавиши, в разных октавах,

-исполнение коротких мотивов на трёх соседних клавишах,

-постепенное увеличение количества нот, использование ритмических вариантов,

- исполнение мелодий в разных октавах, регистрах, не глядя на руки.

 

6.Навыки чтения с листа прививаются ученику с первых лет обучения и на протяжении всего периода занятий музыкой эта работа должна быть в центре внимания педагога. Материал для чтения должен быть особенной заботой преподавателя, важно, чтобы он отвечал уровню развития ученика. Постепенность усложнения репертуара для чтения является основой для успешного овладения навыком.

По рекомендациям Т. Смирновой, после каждого урока необходимо задавать на дом несколько пьес для чтения с листа. Ученик читает их дома не более 2х раз, но процесс этот регулярный, не терпящий прерываний. Проверка домашнего задания по чтению, является обязательной, но выборочной, исходя из ограниченности времени урока.

 

7. «Фотографирование» нотного текста – показ текста на несколько секунд ученику, во время чего необходимо мысленно представить звучание фрагмента.

 

Приём самостоятельного доигрывания фразы - игра мелодии до определенного момента с окончанием наизусть. Данный прием помогает развить умение «схватывать» глазам и внутренним слухом большие отрезки фраз, а также навык логического угадывания развития фразы.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.