МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Наиболее известные произведения для валторны





Техника игры на валторне

Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот (в том числе на органном пункте) и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик (не считая крайних регистров).

attacca (момент возникновения звука) на валторне в piano несколько «ленивая» и не столь отчетливая, как на других медных духовых инструментах; legato — идеальное. Стаккатная техника валторны весьма стремительна; на ней кроме простого staccato, возможен «двойной» и «тройной» язык. Правда, быстрое staccato валторны имеет несколько вязкий, «воркующий» характер и не так отчетливо, как, например, на трубе.

Низкий регистр, по ощущению губами обертонов, весьма отличается от ощущения верхних обертонов. Поэтому быстрая смена крайних регистров без постепенного перехода в интонационном отношении опасна. Лучше всего выходят скачки не более чем на октаву.

Поэтому в оркестре валторны делятся на две группы: на одних преимущественно извлекают более высокие звуки (I, III, V валторны, то есть первые валторны каждой пары), другие специализируются на интонационно устойчивом извлечении более низких звуков (II, IV, VI валторны, то есть вторые валторны каждой пары).

По силе звука валторны в forte примерно вдвое слабее других медных духовых инструментов, и поэтому в forte валторны выступают среди прочих медных инструментов по две на один звук (удвоены). В свою очередь валторны в forte соответственно вдвое сильнее любого деревянного духового инструмента. В piano разница между валторной, трубой и деревянными инструментами сглаживается й остается лишь различие в тембре звука, его плотности и в характере аtасс'и. Сурдины на валторне применяются крайне редко; многие валторнисты их вообще не имеют. Причина этого заключается в том, что тембр засурдиненных звуков очень сходен с тембром так называемых «закрытых звуков», а самый эффект во втором случае достигается гораздо проще (посредством введения кисть правой руки в раструб инструмента). Одной из разновидностей закрытого звука является застопоренный звук, исполняемый сильным sforzando при одновременном глубоком введении кисти в раструб инструмента.

Застопоренные звуки отличаются резким, звенящим металлическим тембром.

Закрытые звуки обозначаются знаком +, а последующий открытый звук — знаком О (иногда пишут словами: ит.— coperto и aperto; фр.— bouche, ouvert; нем.— gestopft, offen).

Своеобразным эффектом является возможное и на других медных инструментах, но особенно яркое на валторне glissando, которое исполняется перебиранием губами близких друг к другу обертонов какой-нибудь одной натуральной скалы.

Эффект игры раструбом вверх (ит. — сатрапа in aria; фр. — pavillion en Pair; нем.— Schalltrichter in die Hohe) употребляется для получения очень сильного, яркого звука и возможен исключительно на открытых звуках и в медленном темпе (так как раструб отодвигается от исполнителя, а левая рука находится в неудобном положении). В целом валторна является инструментом довольно подвижным. На ней хорошо выходят различные гаммообразные и арпеджированные пассажи, повторяющиеся ноты, скачки и т. д. Как и на других медных инструментах, техника валторны тем отчетливее, а звук тем ярче, чем меньшее количество альтерированных нот участвует в пассажах. За последнее время вентильный механизм валторны был усовершенствован введением 4-го вентиля, повышающего весь звукоряд инструмента на чистую кварту вверх (то есть переводящий валторну in F в строй in В altoI.



На валторне вентильные трели гораздо менее отчетливы и упористы, чем на трубе. Вследствие значительной длины инструмента и сравнительно узкой мензуры, частые изменения длины воздушного столба не успевают устанавливаться и как бы отстают от быстрых движений пальцев. Поэтому валторнисты предпочитают там, где это возможно, извлекать трели одними губами.

Губные трели получаются в тех местах натуральной скалы, где расстояние между соседними обертонами приблизительно равно большой или малой секунде.

Используя относительную ровность звучания валторны во всех регистрах, можно из одних валторн составить мягкие широкие четырех- и шестиголосные аккорды, составляющие всю гармонию данного отрезка музыки.

В чрезмерном piano будут несколько выделяться самые нижние ноты. В forte заметна разница в тембре (верхние звуки оторвутся от нижних). Поэтому лучше всего давать звучность средней силы, где каждый исполнитель может приспособиться к остальным. Такой групповой эффект среди однородных духовых инструментов возможен лишь у валторн.

Тембр этого инструмента обычно узнаваем сочетанием силы и мягкости, особой эмоциональной остроты. Само звучание слова "валторна" будто вибрирует в большом пространстве. И не случайно. Его вторая половина (horn, corno означает охотничий рог. Первая происходит от немецкого слова Wald — лес. Рог, рожок — древнейший инструмент. Постепенно усовершенствованный, он в середине XVII века оказался в составе придворного оркестра Франции. Долгий и трудный путь проделали мастера разных эпох и разных стран, чтобы стало возможным извлекать дивные звуки из этой длинной, свернутой в круг трубки с очень широким раструбом. Валторна — непременный участник духовых и симфонических оркестров. Звуки валторн придают аккордам плотность и мощь. Солирующая валторна украшает партитуры своей непревзойденной певучестью.

Известные валторнисты

· Йозеф Игнац Лейтгеб (Австрия, 1732—1811)

· Ян Денисович Тамм (Россия, Эстония, 1874—1933)

· Антон Иванович Усов (Россия, 1895—1981)

· Михаил Николаевич Буяновский (Россия, 1891—1966) и его сын Виталий Михайлович Буяновский (Россия, 1928—1993)

· Валерий Владимирович Полех (Россия, 1918—2006)

· Деннис Брейн (Великобритания, 1921—1957)

· Герман Бауманн (Германия)

· Петер Дамм (Германия)

· Анатолий Сергеевич Дёмин (Россия, 1932—2013)

· Баборак Радек (Чехия)

Наиболее известные произведения для валторны

Вольфганг Амадей Моцарт:

· Концерт для валторны с оркестром № 1 Ре мажор K. 412 (1791)

· Концерт для валторны с оркестром № 2 Ми-бемоль мажор K. 417

· Концерт для валторны с оркестром № 3 Ми-бемоль мажор K. 447

· Концерт для валторны с оркестром № 4 Ми-бемоль мажор K. 495

Рейнгольд Глиэр:

· Концерт для валторны с оркестром Си-бемоль мажор, соч. 91

Рихард Штраус:

· Концерт для валторны с оркестром № 1 Ми-бемоль мажор, соч. 11

· Концерт для валторны с оркестром № 2 Ми-бемоль мажор, соч. 132

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.