Внимание как перцептивное действие Теории внимания В психологии можно выделить шесть основных подходов, объясняющих феномен внимания (Рис. 12.2). Каждый из них считает главной какую-то одну сторону в сложном комплексе психической деятельности человека, но пока ни одна из этих гипотез не получила всеобщего признания. Возможно, что истинные механизмы внимания или являются формой интеграцией ниже описанных процессов, или обусловлены иными причинами.  Первый, эмоциональный, подход к пониманию внимания пропагандировал Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо считал, что интенсивность и продолжительность произвольного внимания обусловлено характеристиками тех эмоций, которые вызываются объектом внимания. Такой взгляд на внимание весьма правомерен, ибо эмоция – есть реакция организма на вероятность удовлетворения актуальной потребности, и внимание организма в первую очередь приковывается именно к таким объектам. Второй подход выдвигали ученые И. Герберт и У. Гамильтон, которые считали, что более интенсивные представления подавляют мене интенсивные, вытесняя их в область подсознательного, а то, что остается в сознании и привлекает наше внимание. Третий подход заключается в том, что внимание трактуется как результат апперцепции, то есть жизненного опыта индивида. При этом в нервной системе (возможно на уровне таламуса) происходит фильтрация поступающей информации, исходя из потребностей, знаний и жизненного опыта человека. Четвертый подход развивал грузинский ученый Д.Н. Узнадзе, который утверждал, что установка внутренне выражает состояние внимания. Процесс выделения определенного образа под влиянием установки из всего многообразия окружающих объектов, Узнадзе называл «объективизацией». Пятый подход делает упор на двигательный аспект процесса внимания. Дело в том, что в основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс – поворот организма к новому источнику раздражения и настройка анализаторов на него. Эти явления происходят при активном участии мышц, поэтому внимание можно трактовать как особым образом организованное двигательное приспособление к окружающей среде. Шестой подход происходит из физиологического представления о внимании, как сложно организованном очаге возбуждения в коре больших полушарий, который подавляет активность соседних участков мозга. В настоящее время физиологи полагают, что такая гипотеза слишком примитивно трактует процесс внимания, так как при концентрации внимания очень часто задействуются не только отдельные участки коры, а весь мозг в целом. К синтетическим представлениям о природе внимания можно отнести концепцию внимания П.Я. Гальперина, состоящую из следующих положений: 1. Внимание – есть один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности человека. 2. Главная функция внимания – контроль над содержанием действия или психического образа. 3. Внимание не имеет самостоятельного результата и является обслуживающим процессом. Как самостоятельный акт внимание выделяется только тогда, когда действие становится умственным и сокращенным. Исследование внимания в когнитивной психологии В когнитивной психологии можно выделить три группы теорий относительно механизмов внимания: 1. Внимание как селекция. 2. Внимание как умственное усилие или ресурсы. 3. Внимание как перцептивное действие Внимание как селекция. Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекции (выбора одного объекта из нескольких). Примером селекции является ситуации «вечеринки с коктейлем», когда из множества одновременно звучащих голосов человек может произвольно выбирать голоса определенных людей, распознавать их речь, игнорируя голоса других людей. В первой гипотезе селективного внимания (модель ранней селекции) была создана Д. Бродбентом в его работе "Восприятие и коммуникация". Функционирование внимания он сравнивал с работой электромеханического фильтра, отбирающего информацию на основе сенсорных признаков и работающего по принципу нейрона «все или ничего». Данная концепция исходила из того, что перерабатывающая система представляет собой канал с ограниченной пропускной способностью, поэтому для отбора нужной и игнорирования ненужной информации перед этим каналом, располагается фильтр, работающий на основании параметров, определенных конечной задачей деятельности. Информация попадает из окружающей среды в сенсорный регистр (рецепторы), затем в кратковременную память (здесь информация обрабатывается параллельно) и потом в фильтр. Последний связан с системой долговременной памяти (хранилищем условных вероятностей прошлых событий), определяющей что надо извлекать из информационного потока. Настройка фильтра определяется параметрами задачи текущей деятельности (рис. 12.3). Таким образом, внимание это есть фильтр в системе переработки информации, делающий возможным восприятие в системе с ограниченной пропускной способностью и настроенный на определенные аспекты стимуляции. Внимание как умственное усилие или распределение ресурсов. Теории, направленные на изучение силовой характеристики внимания, отвечали на вопрос о том, что определяет политику распределения энергии внимания на разные объекты. Одну из моделей внимания, созданную в рамках данного подхода, предложил Д. Канеман. Ниже мы приводим несколько тезисов этого подхода: 1. Внимание - это трата психических сил на что-то, а так как сил (ресурсов) никогда не бывает достаточно, то задача внимания – оптимально распределить их среди множества объектов внешнего мира. 2. Степень умственных усилий (активация), определяется не столько желаниями субъекта, сколько объективной сложностью поставленной задачи. 3. Главным фактором распределения ресурсов для человека является «блок оценки требований задачи к ресурсам внимания». 4. Существует еще один блок («постоянные правила»), который работает по законам непроизвольного внимания и может вмешаться процесс решения задачи, перераспределяя энергию между отдельными текущими задачами. 5. Также на распределение энергии внимания влияет «блок действующих в данный момент желаний и намерений», работающих по принципу произвольных действий. 6. На интенсивность внимания также влияет общее активационное состояние организма. При падении его ниже какого-то значения выполнение задач невозможно. Внимание как перцептивное действие Данный подход был предложен У. Найссером, который ввел понятие «предвнимания» и выделил два процесса переработки информации: на первой стадии – пассивную, и вторую, активную – во время конструирования образа. Внимание рассматривалось этим автором как персептивное действие, которое во многом носит автоматический, врожденный характер, но может модифицироваться в процессе научения. Изменения в настройках внимания во время научения подготавливают субъекта к приему определенной информации и облегчают избирательное использование ее нужных элементов. Нарушение внимания Под нарушениями внимания понимают негативные изменения направленности, избирательности или устойчивости психической деятельности, отмечающиеся при состоянии утомления или при нарушении нормальной работы мозга (как функциональной, так и органической природы). Насчитывается несколько видов нарушения внимания (Рис. 12.4).  Тестирование внимания Исследование и тренировка внимания Пакет "Внимание" — это мощный комплекс тестов и развивающих упражнений, позволяющий оценить и улучшитьобъем, интенсивность, устойчивость, избирательность, переключаемость (распределение) внимания. Для повышения мотивации, все тесты и упражнения выполнены в игровой форме с использованием изобразительных и музыкальных средств. Каждый тест имеет несколько параллельных форм, что позволяет проводить многократное тестирование одних и тех же испытуемых. Аналоги этого пакета отсутствуют. Исследование основных свойств внимания Объем внимания характеризуется количеством однородных объектов, воспринимаемых одновременно в короткий отрезок времени. Оценка объема внимания проводится с помощью тестов "Разведчик" и "Таблицы Шульте". Концентрация внимания определяется единством двух факторов — увеличением интенсивности сигнала и ограничением поля восприятия. Для оценки интенсивности внимания используйте тест "Корректор" и тест "Струпа". Устойчивость внимания определяется временем, в течение которого интенсивность его остается неизменной. Устойчивость внимания Вы можете оценить с помощью тестов"Чет-нечет", "Корректор". Избирательность внимания, характеризуется способностью к устойчивому выделению только одного (релевантного) класса сигналов из нескольких, действующих одновременно. Оценка избирательности внимания проводится с помощью тестов"Калейдоскоп" и "Анаграмма". Переключение внимания характеризуется скоростью перехода от одной деятельности к другой, а распределение внимания — одновременным сосредоточением на двух или нескольких разнородных объектах и связанных с ними видах деятельности. Вместе с тем, многие психологи считают, что истинное распределение внимания невозможно, имеет место либо быстрое переключение, либо автоматизация действий, не требующая внимания. Для оценки переключаемости (распределения) внимания Вы можете использовать тесты"Бухгалтер", "Красное и черное", "Пропущенные числа","Таблица Шульте", тест "Струпа". В пакете "Ягуар" Вы сможете найти тесты для исследованияпомехоустойчивости внимания "Светофор" и "Экзамен", а также тест "В банке" для интегральной оценки внимания, нередко использующийся для отбора банковских служащих. Тренировка основных свойств внимания: Разные свойства произвольного внимания тренируемы в разной степени. Принято считать, что объем внимания, поддается регулированию труднее всего. Тем не менее, можно добиться существенного улучшения этого свойства внимания через тренировку зрительной (образной) памяти. Интенсивность и устойчивость внимания хорошо тренируемы, о чем свидетельствует тысячелетний опыт восточной психотехники. Помехоустойчивость и избирательность внимания могут быть улучшены как тренировкой общей устойчивости, так и использованием механизма привыкания к повторяющимся раздражителям. Улучшение переключения (распределения) внимания затруднено, но при упорной тренировке прогресс достижим. Перед началом тренировки просмотрите внимательно все комплексы упражнений и постарайтесь правильно понять их назначение. Упражнения "Развитие образной памяти" и"Мысленная фотография" направлены на развитие образной памяти, что позволит в течение длительного времени удерживать информацию, поступающую по зрительным каналам. Упражнения "Лазерная концентрация", "Вечное движение","Мир музыки", "Формула Будды" направлены на тренировку устойчивой концентрации внимания в течение длительного периода времени (до 30 минут). Упражнения различаются по объектам концентрации — концентрация на неподвижном внешнем объекте, на движущемся внешнем объекте, на звуках. Упражнение "Оптические иллюзии" тренирует избирательность внимания зрительной модальности. Упражнение "Сенсорное переключение" позволяют тренировать переключение внимания внутри одной или нескольких сенсорных модальностей. Упражнение "Таблицы Шульте с фиксацией взора" тренирует переключение (распределение) внимания. Не следует выполнять все упражнения подряд. Начинайте с наиболее необходимых или тех, которые понравились больше других. Учтите, что достижение значимых результатов потребует времени и терпения. На первой стадии тренировки используйте иллюстративный материал и музыкальное сопровождение. Занимайтесь регулярно, следуя инструкциям. Вы сможете проверить результаты тренировки с помощью тестов. Эффективность тренировки будет выше, если Вы будете использовать для занятий также пакеты "Ягуар", "Память", "Комфорт". Теория внимания Т. Рибо Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. "Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения". Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке внимания. Таким образом, теорию Рибо можно назвать психофизиологической. Внимание, как чисто физиологическое состояние, имеет комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное же внимание усиливает кровообращение в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне. Движение, по мнению Т. Рибо физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем. Т. Рибо полагал, что двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими оттого, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо. |