МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Клиника и лечение воспалительных заболеваний пульпы у детей разного возраста.





 

1. Осложнения кариеса: пульпит и периодонтит в детском возрасте. Их влияние на состояние здоровья и развитие ребенка. Одонтогенный очаг инфекции; возможность возникновения соматических заболеваний. Влияние кариеса и его осложнений на развитие челюстей, формирование прикуса. Профилактика осложненных форм кариеса. Пульпит. Возрастные особенности строения пульпы, зависящие от стадии развития зуба.

2. Классификация пульпита. Острые формы пульпита у детей разного возраста; дифференциальная диагностика со сходными заболеваниями. Хронические формы пульпита; дифференциальная диагностика; изменения в периодонте, определяемые на рентгенограммах.

3. Выбор и обоснование метода лечения пульпита у детей. Возможность и целесообразность сохранения пульпы или ее части при воспалении в молочных и постоянных зубах в различные возрастные периоды. Биологический метод лечения пульпита.

4. Методики лечения пульпита временных зубов у детей: (ампутационные и экстирпационные, витальные и девитальные).

5. Методики лечения пульпита постоянных зубов у детей (ампутационные и экстирпационные).

6. Методики лечения пульпита постоянных зубов у детей (витальные и девитальные)

7. Осложнения и ошибки при лечении пульпита и их предупреждение. Способы контроля эффективности лечения пульпита, ближайшие и отдаленные результаты лечения.

8. Неотложная стоматологическая помощь детям. Особенность оказания неотложной помощи детям разного возраста при воспалительных заболеваниях зубов.

9. Зачетное занятие.

ГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ ИМ. Н.Н. БУРДЕНКО ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО

ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

 

 

Кафедра стоматологии детского возраста

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой проф. А.В. Сущенко

 

_________________________________

(подпись)

«___»____________________2006 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

«Осложнения кариеса: пульпит и периодонтит в детском возрасте. Их влияние на состояние здоровья и развитие ребенка. Одонтогенный очаг инфекции; возможность возникновения соматических заболеваний. Влияние кариеса и его осложнений на развитие челюстей, формирование прикуса. Профилактика осложненных форм кариеса. Пульпит. Возрастные особенности строения пульпы, зависящие от стадии развития зуба»

 

Факультет стоматологический

Курс IV семестр VII

 

Автор(ы): асс. к.м.н. Куралесина В.П.

 

Занятие №1.

Тема: Осложнения кариеса: пульпит и периодонтит в детском возрасте. Их влияние на состояние здоровья и развитие ребенка. Одонтогенный очаг инфекции; возможность возникновения соматических заболеваний. Влияние кариеса и его осложнений на развитие челюстей, формирование прикуса. Профилактика осложненных форм кариеса. Пульпит. Возрастные особенности строения пульпы, зависящие от стадии развития зуба.

Цель: Изучить влияние воспалительных заболеваний пульпы на состояние здоровья и развитие ребенка. Понимать влияние осложненных форм кариеса на развитие челюстей и формирование прикуса. Изучить анатомо-физиологические особенности строения пульпы временных и постоянных зубов у детей, научиться методике оценки состояния пульпы.

Мотивация темы: уметь использовать знание этиологии и патогенеза пульпитов у детей разного возраста для предотвращения их влияния на состояние здоровья ребенка и возможность возникновения соматических заболеваний. Изучить основные методы профилактики осложненных форм кариеса. Ознакомиться с возрастными особенностями строения пульпы для приобретения практических навыков по оценке состояний пульпы при различных формах пульпитов временных и постоянных зубов у детей разного возраста.

Структура практического занятия (Хронокарта занятия).

План занятия Оборудование Время
Технические средства и инструментарий Учебные пособия
1. Проверка исходного уровня знаний. Решение задач I-II вида.   Бланки с задачами I-II вида. 10 мин.
2. Разбор ошибок ответов студентов. Диапроектор. Цветные слайды. 10 мин.
3. Демонстрация ассистентом больных. Стоматологическое кресло. Установка. Инструментарий для исследования и выявления пульпита. Истории болезни амбулаторного больного. 25 мин.
4. Прием студентами больных. Стоматологическое кресло, установка. Инструментарий для исследования и выявления пульпита. Истории болезни амбулаторного больного. 65 мин.
5. Заполнение амбулаторной истории болезни.   Истории болезни амбулаторного больного. 10 мин.
6. Разбор ошибок практической работы.   Таблицы. 5 мин.
7. Контроль конечного результата усвоения. Решение задач 3-4 вида.   Бланки с задачами 3-4 вида. 5 мин.
8. Задание на дом.   Список литературы. Вопрос самоконтроля. 5 мин.

 

 

Контроль исходного уровня знаний (см комплект тестовых заданий в конце методических рекомендаций).

 

В настоящее время проблема воспаления остается одной из самых актуальных в стоматологии. Количество воспалительных заболева­ний в челюстно-лицевой области возрастает.

В последние годы все большее значение в проявлениях тех или иных заболеваний придается пато- и нозоморфозу, т. е. измене­нию как панорамы болезней, так и клиники и патологической анатомии некоторых нозологических форм. При этом различают спонтанный патоморфоз и индуцированный или терапевтически обусловленный, который связан с профилактическими противоинфекционными мероприятиями и активными методами терапии. Измене­ние клинических и морфологических проявлений детских инфекций выразилось в последние годы стертой клиникой, более продолжи­тельным их течением, преобладанием продуктивного воспаления над экссудативным гнойным [Серов В. В., 1979]. Однако от тера­певтического патоморфоза не всегда удается отличить проявления патологии терапии, в частности переход микроорганизмов в L-формы, явления дисбактериоза. Современные исследования по проблеме воспаления, иммунологии, аллергии показывают значение иммунодефицитных состояний и факторов неспецифической резистентности у детей, которые как преморбидный фон также определяют харак­тер течения воспалительного заболевания.

Большая роль в возникновении и развитии воспалительных заболеваний принадлежит преморбидному фону ребенка, так как он обусловливает подверженность заболеваемости той или иной инфек­цией, тяжесть заболевания, течение самого патологического процес­са в организме ребенка.

Исследования показали, что среди социально-биологических преморбидных факторов наибольшее влияние на возникновение и течение воспалительных процессов у детей оказывают уровень физи­ческого развития ребенка, перенесенные им острые и хронические заболевания, неблагоприятное течение периода новорожденности и первого года жизни, смешанный и искусственный характер вскармли­вания ребенка, аллергизация детского организма, патология бере­менности и в отдельных случаях количество детей в семье. Из выявленных социально-гигиенических преморбидных факторов наибольшее значение имеют несоблюдение правил гигиены полости

рта, неудовлетворительные знания родителей о стоматологических заболеваниях вообще и о возможных осложнениях, к которым они могут привести, негативное отношение к занятиям физической культурой и спортом детей и их родителей, самолечение детей родителями, некомпетентные источники медицинских знаний.

Анализ лечебно-профилактических мероприятий у детей, перенес­ших воспаление, показал, что они посещали стоматолога только при появлении жалоб (73,25%), т.е. только 26,75% этого континген­та больных были охвачены плановой санацией. Отсутствие пла­новой санации способствует возникновению у детей одонтогенных очагов инфекции, которые при отягощенном преморбидном фоне дают начало развитию воспалительного процесса.

Воспалительные процессы в мягких тканях челюстно-лицевой области у детей возникают вследствие распространения инфекции из одонтогенного очага, реже из других очагов или при поврежде­нии эпителиальных покровов. Обилие подкожной жировой клетчат­ки в челюстно-лицевой области у ребенка, хорошо развитые со­судистые анастомозы, наряду со слабо выраженным местным тканевым и общим иммунитетом к гноеродной инфекции, обуслов­ливают частоту и тяжесть клинических проявлений воспалений мягких тканей у детей. Следует учитывать также, что нередко воспаление в мягких тканях развивается и протекает у ребенка сенсибилизированного и ослабленного какой-либо инфекцией.

Рассматривая отдельные виды одонтогенных воспалений в само­стоятельных разделах, необходимо отметить, что эти процессы у детей редко бывают автономными. Обычно они имеют тесную клиническую и топографическую связь с первичным очагом инфек­ции. Доминируя в клинической картине на каком-то этапе, они могут потребовать и специального лечения. Решающим для диагноза и определения лечебной тактики является установление в каждом случае этиологической связи доминирующих на данный момент клинических проявлений с первичным очагом инфекции и другими проявлениями заболевания. Быстрое развитие любого местного процесса при гнойной инфекции у детей обусловливает как переход одной формы воспаления в другую, так и распространение инфек­ции из одной ткани в другую. Эта динамика и яркие местные клинические проявления не должны мешать пониманию начальной сущности протекающего процесса, что позволит во многих случаях провести патогенетическую терапию.

 

Гистология пульпы

Гистологически пульпа может быть разделена на 3 зоны. Первая — центральная— собственно соединительная ткань, содержит большое количество кровеносных сосудов и нервов, которые разветвляются в направлении периферических отделов пульпы. Центральная область богата недифференцированными клетками мезенхимы и фибробластами. Эта зона до прорезывания зуба служит

«депо» для формирования дентинпродуцирующих клеток (одонтобластов-дентинобластов). Она больше выражена в коронковой, но определяется и в корневой пульпе.

К периферии от этой области находится зона Вейля.Она выглядит как свободная от клеток и часто описыва­ется как бесклеточная, а правильнее, бедная клетками зона. Она уменьшается или временно исчезает, когда име­ет место быстрое формирование дентина. Бедная клетками область богата капиллярной и нервной сетью (сплетения­ми). Нервные сплетения состоят в основном из безмиэлиновых чувствительных волокон, которые теряют свою миелиновую оболочку перед или сразу после проникно­вения в эту зону. Они являются специфическими рецеп­торами боли и продолжаются в область одонтобластов предентина. Здесь они заканчиваются в виде нитей, буси­нок, капель, четок.

Наружная зонапульпы представлена высокодифференцированными клетками — одонтобластами. Последние расположены в 4—8 слоев и своими короткими отростка­ми тесно контактируют с нервными окончаниями.

Сочетание одонтобластического слоя и свободных не­рвных окончаний формирует чувствительный комплекс, который может быть определен как периферическая чув­ствительная капсула,полностью охватывающая централь­ную пульпу.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.