Клиника и лечение воспалительных заболеваний пульпы у детей разного возраста. 1. Осложнения кариеса: пульпит и периодонтит в детском возрасте. Их влияние на состояние здоровья и развитие ребенка. Одонтогенный очаг инфекции; возможность возникновения соматических заболеваний. Влияние кариеса и его осложнений на развитие челюстей, формирование прикуса. Профилактика осложненных форм кариеса. Пульпит. Возрастные особенности строения пульпы, зависящие от стадии развития зуба. 2. Классификация пульпита. Острые формы пульпита у детей разного возраста; дифференциальная диагностика со сходными заболеваниями. Хронические формы пульпита; дифференциальная диагностика; изменения в периодонте, определяемые на рентгенограммах. 3. Выбор и обоснование метода лечения пульпита у детей. Возможность и целесообразность сохранения пульпы или ее части при воспалении в молочных и постоянных зубах в различные возрастные периоды. Биологический метод лечения пульпита. 4. Методики лечения пульпита временных зубов у детей: (ампутационные и экстирпационные, витальные и девитальные). 5. Методики лечения пульпита постоянных зубов у детей (ампутационные и экстирпационные). 6. Методики лечения пульпита постоянных зубов у детей (витальные и девитальные) 7. Осложнения и ошибки при лечении пульпита и их предупреждение. Способы контроля эффективности лечения пульпита, ближайшие и отдаленные результаты лечения. 8. Неотложная стоматологическая помощь детям. Особенность оказания неотложной помощи детям разного возраста при воспалительных заболеваниях зубов. 9. Зачетное занятие. ГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. Н.Н. БУРДЕНКО ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» Кафедра стоматологии детского возраста УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой проф. А.В. Сущенко _________________________________ (подпись) «___»____________________2006 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: «Осложнения кариеса: пульпит и периодонтит в детском возрасте. Их влияние на состояние здоровья и развитие ребенка. Одонтогенный очаг инфекции; возможность возникновения соматических заболеваний. Влияние кариеса и его осложнений на развитие челюстей, формирование прикуса. Профилактика осложненных форм кариеса. Пульпит. Возрастные особенности строения пульпы, зависящие от стадии развития зуба» Факультет стоматологический Курс IV семестр VII Автор(ы): асс. к.м.н. Куралесина В.П. Занятие №1. Тема: Осложнения кариеса: пульпит и периодонтит в детском возрасте. Их влияние на состояние здоровья и развитие ребенка. Одонтогенный очаг инфекции; возможность возникновения соматических заболеваний. Влияние кариеса и его осложнений на развитие челюстей, формирование прикуса. Профилактика осложненных форм кариеса. Пульпит. Возрастные особенности строения пульпы, зависящие от стадии развития зуба. Цель: Изучить влияние воспалительных заболеваний пульпы на состояние здоровья и развитие ребенка. Понимать влияние осложненных форм кариеса на развитие челюстей и формирование прикуса. Изучить анатомо-физиологические особенности строения пульпы временных и постоянных зубов у детей, научиться методике оценки состояния пульпы. Мотивация темы: уметь использовать знание этиологии и патогенеза пульпитов у детей разного возраста для предотвращения их влияния на состояние здоровья ребенка и возможность возникновения соматических заболеваний. Изучить основные методы профилактики осложненных форм кариеса. Ознакомиться с возрастными особенностями строения пульпы для приобретения практических навыков по оценке состояний пульпы при различных формах пульпитов временных и постоянных зубов у детей разного возраста. Структура практического занятия (Хронокарта занятия). План занятия | Оборудование | Время | Технические средства и инструментарий | Учебные пособия | 1. Проверка исходного уровня знаний. Решение задач I-II вида. | | Бланки с задачами I-II вида. | 10 мин. | 2. Разбор ошибок ответов студентов. | Диапроектор. | Цветные слайды. | 10 мин. | 3. Демонстрация ассистентом больных. | Стоматологическое кресло. Установка. Инструментарий для исследования и выявления пульпита. | Истории болезни амбулаторного больного. | 25 мин. | 4. Прием студентами больных. | Стоматологическое кресло, установка. Инструментарий для исследования и выявления пульпита. | Истории болезни амбулаторного больного. | 65 мин. | 5. Заполнение амбулаторной истории болезни. | | Истории болезни амбулаторного больного. | 10 мин. | 6. Разбор ошибок практической работы. | | Таблицы. | 5 мин. | 7. Контроль конечного результата усвоения. Решение задач 3-4 вида. | | Бланки с задачами 3-4 вида. | 5 мин. | 8. Задание на дом. | | Список литературы. Вопрос самоконтроля. | 5 мин. | Контроль исходного уровня знаний (см комплект тестовых заданий в конце методических рекомендаций). В настоящее время проблема воспаления остается одной из самых актуальных в стоматологии. Количество воспалительных заболеваний в челюстно-лицевой области возрастает. В последние годы все большее значение в проявлениях тех или иных заболеваний придается пато- и нозоморфозу, т. е. изменению как панорамы болезней, так и клиники и патологической анатомии некоторых нозологических форм. При этом различают спонтанный патоморфоз и индуцированный или терапевтически обусловленный, который связан с профилактическими противоинфекционными мероприятиями и активными методами терапии. Изменение клинических и морфологических проявлений детских инфекций выразилось в последние годы стертой клиникой, более продолжительным их течением, преобладанием продуктивного воспаления над экссудативным гнойным [Серов В. В., 1979]. Однако от терапевтического патоморфоза не всегда удается отличить проявления патологии терапии, в частности переход микроорганизмов в L-формы, явления дисбактериоза. Современные исследования по проблеме воспаления, иммунологии, аллергии показывают значение иммунодефицитных состояний и факторов неспецифической резистентности у детей, которые как преморбидный фон также определяют характер течения воспалительного заболевания. Большая роль в возникновении и развитии воспалительных заболеваний принадлежит преморбидному фону ребенка, так как он обусловливает подверженность заболеваемости той или иной инфекцией, тяжесть заболевания, течение самого патологического процесса в организме ребенка. Исследования показали, что среди социально-биологических преморбидных факторов наибольшее влияние на возникновение и течение воспалительных процессов у детей оказывают уровень физического развития ребенка, перенесенные им острые и хронические заболевания, неблагоприятное течение периода новорожденности и первого года жизни, смешанный и искусственный характер вскармливания ребенка, аллергизация детского организма, патология беременности и в отдельных случаях количество детей в семье. Из выявленных социально-гигиенических преморбидных факторов наибольшее значение имеют несоблюдение правил гигиены полости рта, неудовлетворительные знания родителей о стоматологических заболеваниях вообще и о возможных осложнениях, к которым они могут привести, негативное отношение к занятиям физической культурой и спортом детей и их родителей, самолечение детей родителями, некомпетентные источники медицинских знаний. Анализ лечебно-профилактических мероприятий у детей, перенесших воспаление, показал, что они посещали стоматолога только при появлении жалоб (73,25%), т.е. только 26,75% этого контингента больных были охвачены плановой санацией. Отсутствие плановой санации способствует возникновению у детей одонтогенных очагов инфекции, которые при отягощенном преморбидном фоне дают начало развитию воспалительного процесса. Воспалительные процессы в мягких тканях челюстно-лицевой области у детей возникают вследствие распространения инфекции из одонтогенного очага, реже из других очагов или при повреждении эпителиальных покровов. Обилие подкожной жировой клетчатки в челюстно-лицевой области у ребенка, хорошо развитые сосудистые анастомозы, наряду со слабо выраженным местным тканевым и общим иммунитетом к гноеродной инфекции, обусловливают частоту и тяжесть клинических проявлений воспалений мягких тканей у детей. Следует учитывать также, что нередко воспаление в мягких тканях развивается и протекает у ребенка сенсибилизированного и ослабленного какой-либо инфекцией. Рассматривая отдельные виды одонтогенных воспалений в самостоятельных разделах, необходимо отметить, что эти процессы у детей редко бывают автономными. Обычно они имеют тесную клиническую и топографическую связь с первичным очагом инфекции. Доминируя в клинической картине на каком-то этапе, они могут потребовать и специального лечения. Решающим для диагноза и определения лечебной тактики является установление в каждом случае этиологической связи доминирующих на данный момент клинических проявлений с первичным очагом инфекции и другими проявлениями заболевания. Быстрое развитие любого местного процесса при гнойной инфекции у детей обусловливает как переход одной формы воспаления в другую, так и распространение инфекции из одной ткани в другую. Эта динамика и яркие местные клинические проявления не должны мешать пониманию начальной сущности протекающего процесса, что позволит во многих случаях провести патогенетическую терапию. Гистология пульпы Гистологически пульпа может быть разделена на 3 зоны. Первая — центральная— собственно соединительная ткань, содержит большое количество кровеносных сосудов и нервов, которые разветвляются в направлении периферических отделов пульпы. Центральная область богата недифференцированными клетками мезенхимы и фибробластами. Эта зона до прорезывания зуба служит «депо» для формирования дентинпродуцирующих клеток (одонтобластов-дентинобластов). Она больше выражена в коронковой, но определяется и в корневой пульпе. К периферии от этой области находится зона Вейля.Она выглядит как свободная от клеток и часто описывается как бесклеточная, а правильнее, бедная клетками зона. Она уменьшается или временно исчезает, когда имеет место быстрое формирование дентина. Бедная клетками область богата капиллярной и нервной сетью (сплетениями). Нервные сплетения состоят в основном из безмиэлиновых чувствительных волокон, которые теряют свою миелиновую оболочку перед или сразу после проникновения в эту зону. Они являются специфическими рецепторами боли и продолжаются в область одонтобластов предентина. Здесь они заканчиваются в виде нитей, бусинок, капель, четок. Наружная зонапульпы представлена высокодифференцированными клетками — одонтобластами. Последние расположены в 4—8 слоев и своими короткими отростками тесно контактируют с нервными окончаниями. Сочетание одонтобластического слоя и свободных нервных окончаний формирует чувствительный комплекс, который может быть определен как периферическая чувствительная капсула,полностью охватывающая центральную пульпу. |