ЗАДНЕПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ ВАЗ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» Автотракторный факультет Кафедра «Автомобили» С.С. Никифоров РАЗБОРКА И СБОРКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЗАДНЕПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ ВАЗ Методические указания к лабораторной работе Челябинск Цель работы: закрепление теоретических знаний конструкции трехвальных коробок передач, формирование практических навыков разборки и сборки коробки передач заднеприводного легкового автомобиля. Перечень основных неисправностей, требующих разборки и ремонта коробки передач. НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНЫ (наиболее вероятные) | Повышенный шум в коробке передач | - износ подшипников; - износ зубьев шестерен и синхронизаторов; - осевое перемещение валов. | Затрудненное переключение передач | - износ сферического шарнира рычага переключения передач, либо отсутствие смазки в узле; - деформация рычага переключения передач; - заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков (ползунов), заклинивание блокировочных сухарей механизма блокировки; - загрязнение шлицев скользящей муфты синхронизаторов и ступицы; - деформация вилок переключения передач. | Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач | - износ лунок под шарики на штоках, поломка пружин фиксаторов; - износ блокирующего кольца синхронизатора; - поломка пружины синхронизатора; - износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора. | Пониженный уровень или утечка масла | - износ сальников первичного и вторичного валов; - ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок; - ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач. | Указанные неисправности могут быть вызваны также иными причинами. Техническое оснащение: - коробка передач заднеприводного автомобиля ВАЗ; - две отвертки; - сменные головки "на 13", "на 17"; - удлинитель; - вороток; - ключи "на 10", "на 13" (два), "на 17", "на 19", "на 27"; - ударная отвертка; - съемник стопорных колец; - молоток; - универсальные съемники; - демонстрационный материал (технологические карты); - электронное приложение для оформления отчета (записывается студенту на его носитель). Порядок выполнения работы. Работа выполняется при помощи демонстрационного материала, показывающего последовательность разборочных и особенности сборочных операций. ВНИМАНИЕ!Крепежные и мелкие детали, высвобождающиеся в процессе разборки, складывать в отдельную емкость во избежание потери. Это также поможет контролировать правильность сборки коробки – отсутствие после сборки неиспользованных деталей является косвенным подтверждением правильности сборки агрегата. 1). Выполнить разборочные операции № 1…14 (см. демонстрационный материал): - 1 снять с направляющей втулки муфту выключения сцепления, - 2 снять чехол вилки выключения сцепления с картера, аккуратно поддевая чехол отверткой, и снять вилку с чехлом, повернув ее на 90°, - 3 отвернуть семь гаек крепления картера сцепления, снять пружинные шайбы, - 4 снять картер сцепления, отсоединив его от коробки передач, - 5 снять прокладку, - 6 снять пружинную шайбу, - 7 отвернуть десять гаек крепления нижней крышки к - картеру, снять пружинные шайбы, - 8 снять крышку с картера, - 9 аккуратно отделить прокладку от картера и снять ее со шпилек, - 10 отвернуть две гайки крепления подушки задней подвески двигателя к картеру, снять пружинные шайбы, - 11 снять подушку в сборе с поперечиной, - 12 отвернуть гайку крепления корпуса привода спидометра к картеру, снять пружинную шайбу, - 13 снять привод спидометра с картера, - 14 перевернуть коробку передач, ослабить затяжку выключателя фонаря заднего хода и снять его. 2). На нейтральной передаче, вращая первичный вал и удерживая вторичный вал, определить и записать в табл. 1 какие элементы в КПП вращаются (см. также слайд №8 демонстрационного материала). 3). Включить 1-ю передачу (см. также слайд №8 демонстрационного материала). Выполнить следующие действия: - вращая первичный вал, определить и записать в табл. 1 какие элементы в КПП вращаются; - провернуть первичный вал на 10 оборотов ( ), подсчитать, на сколько оборотов провернулся вторичный вал ( ), записать в табл. 1; - в табл. 1 записать путь передачи крутящего момента через КПП; - вычислить передаточное число на первой передаче . 4). Выполнить те же действия при включенных 2-й, 3-й, 4-й передачах и передаче заднего хода. Результаты занести в табл. 1. 5). Если КПП 5-ступенчатая, выполнить те же действия при включенной 5-й передаче. Результаты занести в табл. 1. Таблица 1 передача | Вращающиеся элементы |  |  | |  | нейтраль | первичный вал – ____ – ______ – _______… | | | первичный вал – ____ – ____ – __ – вторичный вал | | 1-я | первичный вал – ____ – ______ – _______… | | | первичный вал – ____ – ____ – __ – вторичный вал | | 2-я | первичный вал – ____ – ______ – _______… | | | первичный вал – ____ – ____ – __ – вторичный вал | | 3-я | первичный вал – ____ – ______ – _______… | | | первичный вал – ____ – ____ – __ – вторичный вал | | 4-я | первичный вал – ____ – ______ – _______… | | | первичный вал – ____ – ____ – __ – вторичный вал | | Задний ход | первичный вал – ____ – ______ – _______… | | | первичный вал – ____ – ____ – __ – вторичный вал | | 5-я | первичный вал – ____ – ______ – _______… | | | первичный вал – ____ – ____ – __ – вторичный вал | | 6). Выполнить разборочные операции № 15…45 (см. демонстрационный материал): - 15 отвернуть болт крепления вилки переключения III и IV передач, - 16 включить I передачу рукояткой переключения передач, - 17 включить IV передачу, сдвинув отверткой муфту синхронизатора, - 18 снять стопорное кольцо с конца вторичного вала, - 19 разогнуть стопорную пластину гайки крепления фланца эластичной муфты, - 20 отвернуть на несколько оборотов гайку, чтобы сдвинуть центрирующее кольцо эластичной муфты, и снова завернуть гайку, - 21 съемником спрессовать центрирующее кольцо эластичной муфты, - 22 снять уплотнитель центрирующего кольца, - 23 отвернуть гайку, - 24 снять стопорную шайбу, - 25 съемником сдвинуть фланец эластичной муфты, - 26 снять фланец эластичной муфты, - 27 установить рычаг переключения передач в нейтральное положение и снять манжету с фланца привода переключения передач для облегчения доступа к гайкам крепления, - 28 отвернуть три гайки крепления фланца к картеру, снять пружинные шайбы, - 29 снять привод переключения передач, - 30 снять прокладку с фланца, - 31 отвернуть две гайки крепления кронштейна приемной трубы, снять пружинные шайбы и кронштейн, - 32 вынуть закладной болт, - 33 отвернуть гайку крепления задней крышки, расположенную с внутренней стороны картера, снять пружинную шайбу, - 34 отвернуть снаружи пять гаек крепления задней крышки, снять пружинные шайбы; правую верхнюю гайку невозможно отвернуть до конца в исходном положении крышки, - 35 разъединить заднюю крышку и картер, отодвинув крышку на максимально возможное расстояние, - 36 отвернуть окончательно правую верхнюю гайку, снять пружинную шайбу, - 37 отведя заднюю крышку назад и поворачивая примерно на 20° по часовой стрелке, снять ее с картера коробки, - 38 снять внутреннее кольцо подшипника вторичного вала, - 39 снять ведущую шестерню привода спидометра, - 40 снять шарик-фиксатор ведущей шестерни привода спидометра, - 41 снять масло отражательную шайбу, - 42 отвернуть два болта крепления крышки фиксаторов, - 43 снять крышку с болтами и прокладку крышки, - 44 снять пружины фиксаторов, - 45 перевернув коробку передач, вынуть шарики фиксаторов; другой способ – использовать намагниченный стержень. 7). Если коробка передач 5-ступенчатая, выполнить разборочные операции № 46…56 по демонтажу блоков 5-й передачи и заднего хода (см. демонстрационный материал): - 46 отвернуть болт крепления блока шестерен V передачи, предварительно включив две передачи, - 47 вынуть болт, - 48 отвернуть болт крепления вилки включения V передачи и передачи заднего хода, - 49 потянуть на себя шток включения V передачи и передачи заднего хода и вынуть его из картера и вилки выключения, - 50 снять блок шестерен V передачи и заднего хода, - 51 снять вилку включения V передачи и заднего хода, - 52 снять с вторичного вала втулку шестерни V передачи, - 53 снять шестерню, зубчатый венец, блокирующее кольцо и муфту синхронизатора V передачи, - 54 снять ступицу муфты синхронизатора V передачи, - 55 снять промежуточную шестерню заднего хода, - 56 снять шестерню заднего хода с вторичного вала. 8). Если коробка передач 4-ступенчатая, выполнить следующие операции: - снять стопорное кольцо шестерни заднего хода с вторичного вала, - снять пружинное кольцо, - снять шестерню заднего хода с вторичного вала, - снять стопорное кольцо промежуточной шестерни заднего хода с неподвижной оси, - снять пружинное кольцо, - снять промежуточную шестерню заднего хода. 9). Выполнить разборочные операции № 57…92 (см. демонстрационный материал): - 57 выпрессовать задний подшипник промежуточного вала легкими ударами по наружному кольцу, - 58 снять дистанционную втулку с вторичного вала, - 59 снять наружное кольцо заднего подшипника с роликами, - 60 снять внутреннее кольцо заднего подшипника, - 61 разжать стопорное кольцо переднего подшипника промежуточного вала, - 62 снять это кольцо, - 63 отвернуть болт крепления переднего подшипника промежуточного вала, включив одновременно две передачи (I и IV), - 64 снять болт с пружинной и зажимной шайбами, - 65 установить отвертку между наружным кольцом подшипника и шестерней промежуточного вала, - 66 действуя этой отверткой как рычагом, выпрессовать наружное кольцо подшипника с шариками и передним внутренним кольцом, - 67 спрессовать заднее внутреннее кольцо подшипника, аккуратно действуя отверткой как рычагом; пометить внутренние кольца переднего подшипника промежуточного вала, чтобы при сборке установить их на прежние места - 68 вынуть промежуточный вал из картера, - 69 перевернуть коробку передач, - 70 вынуть блокировочный сухарь штока включения III и IV передач, - 71 выдвинуть шток включения III и IV передач; болт крепления вилки переключения III и IV передач был выкручен при операции 15, - 72 вытолкнуть отверткой из штока промежуточный блокировочный сухарь, - 73 снять промежуточный блокировочный сухарь, - 74 снять шток включения III и IV передач, - 75 снять вилку включения III и IV передач, - 76 отвернуть болт крепления вилки включения I и II передач, - 77 вынуть шток включения I и II передач из картера, - 78 снять вилку включения I и II передач, - 79 перевернуть коробку передач, - 80 вынуть блокировочный сухарь штока включения I и II, - 81 вынуть первичный вал в сборе, - 82 вынуть из первичного вала игольчатый подшипник вторичного вала, - 83 ослабить затяжку трех винтов крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала и оси промежуточной шестерни заднего хода ударной отверткой, - 84 снять винты со стопорными шайбами, - 85 развернуть стопорную пластину так, чтобы вывести ее из паза оси промежуточной шестерни заднего хода, - 86 снять ось промежуточной шестерни заднего хода, - 87 снять стопорную пластину, - 88 разжать стопорное кольцо промежуточного подшипника вторичного вала, - 89 снять это стопорное кольцо, - 90 снять шпонку с вторичного вала, - 91 снять промежуточный подшипник с вторичного вала, действуя отверткой как рычагом, - 92 подать вторичный вал назад и вынуть его из картера передним концом вверх. 10). Ознакомиться с операциями № 93…95 (см. демонстрационный материал), которые выполняются при разборке реальной коробки. В лабораторной работе данные операции не выполняются. 11). Подсчитать числа зубьев шестерен (номера указаны на рис.1). Если КПП 5-ступенчатая, также подсчитать числа зубьев ведущей и ведомой шестерен 5-й передачи. Данные занести в табл. 2. Рис. 1. Продольный разрез 4-х ступенчатой коробки передач заднеприводного автомобиля ВАЗ. Таблица 2 | Номер шестерни | передача | Номера шестерен, передающих крутящий момент | Передаточное число | | | | | | | | | | | Число зубьев | | | | | | | | | | | | 1 и 2 (первая ступень), 8 и 7 (вторая ступень) | | | | | | | | | | | З.Х. | | | | | | 12). Вычислить передаточные числа на всех передачах. При вычислении передаточных чисел использовать следующий алгоритм: - определить шестерни, которые передают крутящий момент на данной передаче, - учесть, что передаточное число одной ступени (т.е. пары шестерен) вычисляется как отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни, - учесть, что трехвальная коробка передач на всех передачах, кроме одной, является двух ступенчатым редуктором (мультипликатором), - учесть, что передаточное число при двух ступенях (т.е. две пары шестерен) вычисляется как произведение передаточных чисел каждой из ступеней. Пример для первой передачи: - крутящий момент на данной передаче передается шестернями №1, №2 и №8, №7, - первая ступень – шестерня №1 (ведущая) и шестерня №2 (ведомая), передаточное число , - вторая ступень – шестерня №8 (ведущая) и шестерня №7 (ведомая), передаточное число , - передаточное число на первой передаче . При вычислении передаточного числа на заднем ходу учесть, что промежуточная шестерня (на рис. 1 не показана) не влияет на величину передаточного числа. Промежуточные вычисления отразить в отчете. Данные занести в табл. 2. 13). Осуществить сборку коробки передач: - установить в корпус КПП вторичный вал (см. операцию 92), - промежуточный подшипник вторичного вала запрессовывать оправкой, опирающейся на внутреннее кольцо подшипника, - выполнить обратные (сборочные) операции 90…84, - выполнить обратные (сборочные) операции 82…81, - для окончательной установки первичного вала в сборе с игольчатым подшипником переднего конца вторичного вала запрессовать подшипник в сборе с валом до упора легкими ударами молотка через деревянный брусок по окружности наружного кольца подшипника, - проверить легкость вращения первичного вала. Стопорное кольцо в проточке на наружном кольце подшипника должно быть установлено, - выполнить обратные (сборочные) операции 80…69, - установить промежуточный вал в картер коробки передач, - выполнить обратные (сборочные) операции 67…64 и 62…57. При установке переднего и заднего подшипников промежуточного вала необходимо пользоваться оправкой, прилагая усилие к их внутренним кольцам, - затянуть болт крепления переднего подшипника промежуточного вала динамометрическим ключом, одновременно включив две передачи (I и IV). Момент затяжки болта 79,4…98 Н·м (8,1…10,0 кгс·м), - выполнить обратные (сборочные) операции 56…10, - выполнить обратные (сборочные) операции 9…4, - затянуть гайки крепления картера сцепления к коробке передач динамометрическим ключом. Момент затяжки гаек М10 - 31,8-51,4 Н·м (3,2-5,2 кгс·м); М8 - 15,7-25,5 Н·м (1,6-2,6 кгс·м), - выполнить обратные (сборочные) операции 2…1, - проверить легкость вращения первичного вала на каждой передаче (на вал установить ведомый диск сцепления для облегчения проворота). Содержание отчета Отчет по лабораторной работе оформляется каждым студентом и защищается индивидуально. Образец титульного листа отчета представлен в Приложении. Отчет по лабораторной работе должен содержать: – описание объекта исследования (тип, назначение, краткая характеристика коробки передач); – краткое описание порядка выполнения работы без подробного описания каждой операции, например: демонтаж задней крышки, демонтаж первичного вала, демонтаж фиксирующего механизма и т.п.; – заполненную таблицу 1; – рисунок 1; – заполненную таблицу 2; – промежуточные вычисления передаточного числа на каждой передаче, производимые для заполнения таблицы 2. Контрольные вопросы 1. Каково назначение коробки передач? 2. В состав какого типа трансмиссии входит исследованная коробка передач? 3. Что такое редуктор и мультипликатор? 4. К какому типу относится исследованная коробка передач? 5. Что такое передаточное число? 6. Какие передачи в коробке передач называются понижающими, а какие повышающими? 7. Почему на понижающих передачах происходит увеличение крутящего момента? 8. Как изменяется крутящий момент на повышающих передачах? 9. Каково основное отличие шестерен переднего и заднего хода в исследованной коробке передач? Почему? 10. Каково назначение фиксирующего механизма? 11. Каково назначение блокирующего механизма? 12. С какой целью при разборке блока шестерен 5-й передачи включают 2 передачи одновременно? ПРИЛОЖЕНИЕ Образец титульного листа: Министерство образования и науки Российской Федерации |