Ситуации пренебрежения и неуважения других Ситуация 8 Саша пришел в новую школу в 11-й класс. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему. Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внимания. Но вот однажды на уроке физики после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя, время подготовки к выпускным экзаменам — на вес золота, и, возможно, ее предложение нарушало его планы. Но, желая смягчить отказ, он продолжил: — Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, учитель, уже представляете мои возможности, а им, — он кивнул (и достаточно вежливо) в сторону класса, — это ни к чему. Каждый может и должен искать сам... Вопросы и задания 1. Какие сведения о ценностных ориентациях Саши вы получили из этой ситуации? 2. Какой стиль взаимоотношений между Сашей и учащимися класса, между Сашей и учителем просматривается в данной ситуации? 3. Что можно сказать о самооценке Саши? 4. Можно ли по этим зарисовкам определить линию поведения учителя? Ситуация 9 В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу: — Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался. Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобство гостям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть — говорил сам или комментировал каждое слово окружающих. Вопросы и задания 1. Дайте оценку поведения юноши. 2. Что необходимо знать каждому человеку об общении с людьми? 3. Что может служить причиной такого типа поведения молодого человека? 4. Что бы вы делали, оказавшись в компании такого человека? Ситуация выбора профессии Ситуация 10 Мы много спорили с подругой — какую профессию выбрать. И то вроде не подходит, и это... — Я точно знаю, куда не пойду: в учителя — не хочу портить нервы; не пойду в химическое производство, так как от общения с химическими препаратами можно потерять здоровье; на фабрику не пойду, так как там превратишься в робота, выполняя механическую и однообразную работу. Я хочу, чтобы на моей работе не портилось здоровье и было интересно. Хотелось, чтобы она была связана с животными и большим количеством поездок. — Тогда тебе нужно идти работать в цирк! — воскликнула подруга и добавила: — А по мне — лишь бы получать прилично. Я потом долго думала. Сомневаюсь, есть ли у меня талант для цирка. Может быть, подруга права и, если нет призвания, надо думать о заработке? Вопросы и задания 1. Каковы мотивы выбора профессии у девушек? 2. Какой прием педагогического воздействия был использован в данной ситуации? Ситуация 11 Во время встречи выпускников между ребятами произошел вот какой разговор. Вера — маленькая худенькая девушка. Она уже фармацевт. Слушать, как она говорит о своей профессии — одно удовольствие: — Лекарства для ребят, — говорит она, — это очень ответственно. Малейшая ошибка, и даже страшно подумать, что может случиться... Они же могут отравиться. Я чуть сама не отравилась, так напробовалась... Она сыплет названиями лекарств, рецептами. Ребята смеются: — С тобой невозможно говорить по-русски, все латынь и все о лекарствах. — Так это же моя работа, — улыбается она. Среди выпускников — еще один будущий медик — Алла П. Она будет стоматологом. — Алла, почему ты пошла в стоматологический? — Марина решила, ну и я с ней. — И как, нравится? — Да ничего, только много, знаете, разных ненужных предметов. Ну, хотя бы английский. Зачем зубному врачу нужен английский язык? А вообще, я хочу перейти в стоматологический техникум. Буду техником. — Из университета в техникум? Но зачем? — Надоело учиться, и потом, мы проходили практику в поликлинике, так я узнала, что техник может заработать больше врача. Вопросы и задания 1. Сравните две позиции в отношении выбора профессии. 2. Какими критериями оценки труда пользуются девушки? 3. Как вы понимаете профессиональное самоопределение и творческую самореализацию человека? |