Когнитивная сфера психической деятельности Когнитивная сфера психической деятельности представлена тремя кластерами, которые отражают три основных блока когнитивной обработки информации при встрече с проблемной ситуацией. Кластер "Структурирование" Данный кластер содержит шкалы, которые характеризуют процессы структурирования информации при взаимодействии с проблемной ситуацией. Структурирование подразумевает упорядочивание новой информации, установление связей между различными аспектами ситуации и формирование образов на основе определения контуров стимулов. В этом кластере оцениваются следующие характеристики данной деятельности: · стратегия распределения внимания; · уровень организационной активности, · мотивационные аспекты, · адекватность организационной деятельности, · параметры аналитико-синтетической деятельности, возможные проявления когнитивной дисфункции, а также влияние личностных и стилевых особенностей на процессы структурирования (обсессивных черт, чрезмерной вигильности (настороженности), склонности к избеганию проблем). Кластер "Распознавание" В этом кластере содержатся шкалы, описывающие процессы распознавания различных аспектов проблемной ситуации. Распознавание подразумевает процесс согласования нового образа с эталоном, хранящимся в долговременной памяти. Правильное распознавание и идентификация образа является основой адекватного отражения действительности. У большинства здоровых людей процессы распознавания информации соответствуют ситуационным требованиям и основаны на реальности. Если процессы распознавания и идентификации будут в большей степени испытывать внутренние субъективные влияния, это будет нарушать адекватное отражение действительности. В данном кластере оцениваются следующие характеристики процессов распознавания: · уровень адекватности распознавания, · склонность к игнорированию стимульного поля, · уровень перцептивных искажений, · уровень распознавания социальных условностей, · соответствие восприятия общепринятым канонам (конвенциональность), · уровень нонконформизма при распознавании действительности. Кластер "Концептуализация" Концептуализация (смыслообразование) подразумевает образование значений и смыслов при восприятии реальности с последующей организацией их в значимый для субъекта контекст. Смыслообразование составляет основу понимания реальности и является основным компонентом отражения действительности. Данный процесс определяет формирование всех решений индивидуума и служит источником для развития произвольного поведения. Процессы концептуализации включают различные умственные процессы, связанные (главным образом) с мыслительной деятельностью и механизмами принятия решения. Шкалы данного кластера оценивают следующие психологические характеристики: · концептуальная гибкость, · уровень непроизвольной мыслительной деятельности и мотивационного напряжения, · склонность к фантазированию при решении проблем, · влияние негативных личностных особенностей (пессимизма, чрезмерной вигильности, обсессивности), · уровень ясности мышления при принятии решения (когерентность, релевантность и логичность), · адекватность смыслообразования. Кластер "Эмоциональная сфера" Данный кластер содержит шкалы, характеризующие эмоциональную активность субъекта при взаимодействии с проблемной ситуацией. Шкалы этого кластера оценивают следующие психологические характеристики: · склонность к депрессии, · характер негативных переживаний (чувства беспомощности, вины, неудовлетворенности, одиночества; дисфория), · наличие эмоционального дистресса, · склонность к интернализации негативного аффекта, · уровень реактивности по отношению к эмоциальным стимулам, · склонность к чрезмерной интеллектуализации, · склонность к отрицанию негативных эмоций и замене их положительными, · уровень контроля над эмоциональной экспрессией, · уровень сложности и комплексности переживаний, · склонность к пароксизмальному возрастанию сложности переживаний, · наличие амбивалентности переживаний (одновременное наличие как позитивных, так и негативных эмоций). Кластер "Самовосприятие" В данном кластере описываются особенности самовосприятия испытуемого, которые проявляют себя в процессе взаимодействия с проблемной ситуацией. Шкалы кластера оценивают следующие характеристики: · влияние вигильных и обсессивных особенностей личности, · уровень и характер самофокусирования, · склонность к негативному самовосприятию, · озабоченность состоянием соматического здоровья, · уровень и характер саморефлексии и интроспекции, · характер личной идентичности. Кластер "Социальная сфера" Данный кластер характеризует социальное поведение испытуемого в процессе взаимодействия с проблемной ситуацией. Шкалы кластера оценивают следующие социальные характеристики испытуемого: · дефицит социальной зрелости, · влияние чрезмерной вигильности, · способность к установлению эмоционально близких отношений, · склонность к оральной зависимости, · уровень социального интереса, · характер социальной перцепции, · наличие трудностей проявления эмпатии, · способности к сотрудничеству и ассертивности, · склонность к социальной пассивности и избеганию ответственности, · склонность к авторитарной защите, · ситуационная адекватность социального поведения, · склонность к социальной изоляции. Кластер "Контроль и толерантность к стрессу" Контроль над поведением подразумевает сознательную способность субъекта организовывать свое поведение при решения проблемы в соответствии с ситуационными требованиями. От уровня поведенческого контроля непосредственно зависит степень толерантности к стрессу. Контроль над поведением является интегративной психологической характеристикой субъекта. На его уровень оказывают влияние следующие факторы: · уровень развития ресурсов, · уровень и характер фрустрирующих переживаний, · дефицит социальной зрелости, · воздействие ситуационного стресса, · стилевые особенности поведения при решении проблем. Шкалы данного кластера оценивают как непосредственный уровень контроля над поведением, так и все указанные выше факторы, оказывающие влияние на этот уровень. |