МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ 27 страница





ФОНЕТИКА ОБЩАЯ — раздел языкознания, изучающий зву­ковые возможности речевого аппарата и разнообразные спо­собы их использования в различных языках.

ФОНЕТИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — то же, что словообразование морфологическое; см. Словообразо­вание.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ АКУСТИКА — раздел акустики, изучающий физическое состояние тонов и шумов при фонации.

ФОНИАТРИЯ [греч. phone звук, голос + iatreia лечение] — раздел оториноларингологии, изучающий физиологию и пато­логию голосового аппарата человека.

ФОНИЗМ — возникновение слуховых ощущений при зри­тельных, и др. ощущениях; см. Синестезия.

ФОНИЧЕСКАЯ ОРТОПЕДИЯ — см. Фонопедия.

ФОНИЧЕСКИЙ — звуковой.

ФОНО - см. Фон-.

ФОНОГРАММА [фоно- + греч. gramma письменный знак, чер­та, линия] — запись звука (речи, музыки или условного сигна­ла), сделанная на грампластинке, магнитофонной ленте, ки­нопленке.

ФОНОВОЕ ЗНАНИЕ — обоюдное знание реалий говорящим и слушающим, являющееся основой звукового общения.

ФОНОГРАФ [фоно- + греч. grapho пишу] — первый прибор для механической записи и воспроизведения звука.

ФОНОГРАФИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ — то же, что алфавит буквенно- звуковой.

ФОНОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО [фоно- + греч. grapho пишу] — звуковое письмо, письмо при помощи знаков, означающих те или иные звуковые единицы языка (звуки, слоги ).

ФОНОГРАФИЯ [фоно- + греч. grapho писать, изображать] в медицине — графическая регистрация звуковых колебаний, возникающих в результате деятельности внутренних органов.

ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ — см. Фонематический.

ФОНОЛОГИЯ [фоно- + -логия] — раздел лингвистики, иссле­дующий фонемы и различительные признаки фонем.

ФОНОЛОГИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — см. Интонация.

ФОНОЛОГИЯ ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ — совокупность «пра­вил переписывания», раскрывающих внутренние закономерности функционирования фонологических средств данного языка путем последовательного разъяснения присущих ему фономорфологических моделей.

ФОНОМЕТР [фоно- + -метр] — прибор для измерения уров­ня громкости или шума.

ФОНОМЕТРИЯ — попытка определять фонемы путем стати­стического вычисления некой средней величины (или «нор­мы»), извлекаемой из аллофонов, фиксируемых эксперимен­тальной фонетикой.

ФОНОМОРФОЛОГИЯ — раздел языкознания, изучающий свя­зи фонологии и морфологии, исследующий особенности ис­пользования фонологических противопоставлений для выра­жения морфологических различий, имеющий своим предме­том фонологию.

ФОНОПЕДИЯ [фоно- + греч. paideia воспитание, обучение] — раздел логопедии, предусматривающий формирование навыка правильного голосообразования с помощью педагогических приемов при постоянной активизации мышечного аппарата с минимальной на него нагрузкой.

ФОНОПСИЯ [фон- + греч. opsis зрение], слух цветной — вид синестезии: окрашенность каждого звукового образа в опре­деленный цвет.

ФОНОСТИЛИСТИКА — раздел стилистики, изучающий эксп­рессивные свойства произносительных вариантов слов и сло­восочетаний.

ФОНОСКОП [фоно- + греч. skoped смотрю] — прибор для изучения фонетических особенностей речи и производимых при ней движений губ и мускулов лица.

ФОНОТАКТИКА — правила, ограничивающие сочетаемость фонем в различных позициях в составе слова или морфемы.

ФОНОТЕКА [фоно- + греч. theke хранилище, ящик] — собра­ние, архив фонограмм, звукозаписей.



ФОНОРЕЦЕПТОРЫ [фоно- + рецепторы] — рецепторы, вос­принимающие звуковые раздражения.

ФОНОФОБИЯ [фоно- + фобия] — см. Акустикофобия.

ФОРМА — средство выражения грамматических категорий, взаимоотношений слов и предложений.

ФОРМА СЛОВА— способность слова распадаться на основ­ную и формальную части.

ФОРМАЛИЗМ — свойственный различным видам идеа­лизма отрыв формы от содержания.

ФОРМАЛЬНОЕ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ— такое усвоение зна­ний, когда человек не может применить полученные знания на практике.

ФОРМАЛЬНЫЙ — относящийся к форме, присущий ей.

ФОРМАНТЫ [лат. formans (formantis) образующий] — то же, что тон характерный.

ФОРМАНТЫ РЕЧЕВОГО ЗВУКА— составляющие (обертоны) колебаний сложного звука, соответствующие фонеме.

ФОРМАТИВ — см. Морфема.

ФОРМАЦИЯ РЕТИКУЛЯРНАЯ[лат. formatio образование, вид + reticulum сеть] — расположенная в области промежуточного и среднего мозга густая сеть волокон и нервных клеток, пре­имущественно моторного типа.

ФОРМУЛА [лат. formula форма, правило] — общее название для устойчивого выражения, модели построения, фразы-клише.

ФОРМУЛИРОВАТЬ [лат. formula правило] — кратко и точно выражать к.-л. мысль, решение.

ФОРМУЛИРОВКА — точное определение понятия.

ФОСФЕН [греч. phos свет + phaino показываю] — зритель­ное ощущение цвета, возникающее без воздействия света на глаз; связано с механическим, химическим или электричес­ким раздражением сетчатки глаза или зрительных участков коры головного мозга.

ФОТАРИЙ [греч. phos (photos) свет] — светолечебный каби­нет для проведения групповых облучений ультрафиолетовы­ми и тепловыми лучами с профилактическими и лечебными целями.

ФОТАЛИЗМ — вид инфантилизма, задержка развития, соот­ветствующая состоянию новорожденного.

ФОТО - [греч. phos (photos) свет] — первая составная часть сложных слов со значением: происходящий или действую­щий под действием света, световых лучей, напр.: фототера­пия.

ФОТОН [греч. phos (photos) свет] — частица света, квант элек­тромагнитного поля.

ФОТОПСИЯ — элементарные неоформленные зрительные галлюцинации — видение света, искр.

ФОТОРЕЦЕПТОРЫ [фото- + рецепторы] — световоспринимающие образования (молекулы светочувствительных пигмен­тов, спец. клетки, органы], способные поглощать свет и вы­зывать фотобиологические процессы в организмах (зрение).

ФОТОСТИМУЛЯТОР — прибор, генерирующий световые сиг­налы с заданными параметрами (интенсивностью, длительнос­тью, частотой и т. п.) для воздействия на зрительный анализа­тор.

ФОТОСТРЕСС [фото- + стресс] — световой удар, эффект воздействия на глаз интенсивного светового раздражителя, t характеризующийся временным более или менее значитель­ным понижением функций зрения (остроты зрения, цветоо­щущения).

ФОТОТЕРАПИЯ [фото- + терапия] — светолечение, приме­нение в лечебных или профилактических целях инфракрасных, видимых и ультрафиолетовых лучей от искусственных источ­ников.

ФОТОФОБИЯ [фото- + греч. phobos страх, боязнь] — свето­боязнь.

ФРАГМЕНТ — отрывок, напр., уцелевший остаток какого-либо произведения искусства (живописи, архитектуры, скульптуры), отрывок текста.

ФРАГМЕНТНЫЙ — являющийся фрагментом, отрывочный, неполный.

ФРАЗА [греч. phrasis выражение, оборот речи] — закончен­ный оборот речи, предложение; наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения.

ФРАЗЕОЛОГИЗМ — устойчивое сочетание слов, значение которого в целом отличается от простой суммы значений его частей; см. также Фразеология.

ФРАЗЕОЛОГИЯ [греч. phrasis выражение, оборот речи + -логия] — 1) раздел лингвистики, изучающий устойчивые обороты речи; 2) совокупность устойчивых оборотов речи.

ФРАЗНОЕ УДАРЕНИЕ— ударение, выделяющее и внутренне объединяющее фразу.

ФРЕЙДИЗМ — учение австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (1865—1939), сводившее явления культуры, соци­альную жизнь, поведение людей к формам проявления первич­ных, бессознательных жизненных влечений (особенно половых), умалявшее значение разумной деятельности и игнорировавшее решающую роль социальных условий жизни людей.

ФРЕНАЛЬГИЯ — см. Меланхолия.

ФРЕНОЛОГИЯ [греч. phren ум, разум + -логия] — теория о связи между формой черепа и умственными способностями и моральными качествами человека.

ФРИКАТИВНЫЙ ЗВУК [лат. fricare терпеть] — щелевой соглас­ный звук, образуемый трением воздуха в узком проходе между сближенными органами речи (напр., [с], [з], [ф], [х] ).

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ [лат. fundamentum основа] — основной, главный.

ФУНКЦИЯ [лат. functio исполнение] — 1) специфическая дея­тельность животного или растительного организма, его орга­нов, тканей и клеток; 2) значение какой-либо языковой фор­мы, ее роль в системе языка, определяемая соотношением с другими формами.

ФУНКЦИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ — то же, что предикативная фун­кция речи.

ФУНКЦИЯ ПОБУЖДЕНИЯ К ДЕЙСТВИЮ — основная функция речи, выражающаяся в том, что в процессе речи человек воз­действует на других людей (неразрывно связана с функцией сообщения).

 

 

Х

 

ХАМЕОЦЕФАЛИЯ [греч. chamai низко + kephale голова] — уплощенная форма черепа.

ХАНДРА [греч. hypochondrion подреберье] — подавленное настроение, тоска, уныние.

ХАРАКТЕР [греч. charakter черта, особеннос.ть] — совокуп­ность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности.

ХАРАКТЕР НЕОПРЕДЕЛЁННЫЙ — характер, отличающийся отсутствием или слабой выраженностью доминирующих черт.

ХАРАКТЕР ОПРЕДЕЛЁННЫЙ — характер с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт.

ХАРАКТЕР ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ — характер, которому свой­ствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовмести­мых друг с другом мыслей- и чувств, целей и мотивов, проти­воречивых стремлений, желаний и побуждений.

ХАРАКТЕР ЦЕЛЬНЫЙ — характер, отличающийся отсутстви­ем противоречий между осознанием целей и самой деятельно­стью, единством мыслей и чувств.

ХАРАКТЕРА АКЦЕНТУАЦИЯ — см. Акцентуация характера.

ХАРАКТЕРА ВИДЫ — см. Характер неопределенный, Харак­тер определенный, Характер противоречивый, Характер цельный.

ХАРАКТЕРА ЧЕРТЫ— см. Черты характера.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ[англ. characteristic по­казатель] — документ, отражающий поведение ребенка, интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность и нравственные черты.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ[англ. characteristic показатель] — описание индивидуальных психологических черт ребенка, особенностей его поведения, деятельности, личнос­ти.

ХАРАКТЕРОПАТИЯ [характер + греч. pathos страдание, бо­лезнь] — дисгармония личности с заострением отдельных черт характера.

ХЕЙЛО- [греч. cheilos губа] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к губам».

ХЕЙЛОГНАТОПАЛАТОСХИЗИС [хейло- + греч. gnathos челюсть + лат. palatum небо + греч. schisis расщепление] — аномалия развития: расщелина губы и неба.

ХЕЙЛОПЛАСТИКА [хейло- + пластика] — общее название пластических операций для устранения дефектов или дефор­маций губ.

ХЕЙЛОСХИЗИС [хейло- + греч. schisis расщепление, расще­лина] — см. Расщелина губы.

ХЕЙЛОФАГИЯ [хейло- + греч. phagein есть] — навязчивое действие в форме постоянного прикусывания губ.

ХЕЙМОПЛАСТИКА — см. Хейлопластика.

ХЕЙРО- [греч. cheir рука] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к рукам», «выполняемый с помо­щью рук».

ХЕЙРОЛОГИЯ [хейро- + греч. logos слово, наука] — способ общения, передачи мыслей посредством специфических вы­разительных жестов, мимики.

ХЕЙРОМЕГАЛИЯ [хейро- + греч. megas, megalu большой] — аномалия развития: чрезмерная длина верхних конечностей.

ХЕЙРОСКОП[хейро- + греч. skopeo смотреть] — прибор для тренировочных упражнений с целью закрепления централь­ной фиксации амблиопического глаза и выработки нормаль­ного бинокулярного зрения.

ХЕЙРОФОБИЯ [хейро- + фобия] — патологическая боязнь письма.

ХЁННЕРА СИМПТОМ[К. Неппег, чехосл. невропатолог] — нарастающее отклонение тела назад при ходьбе, приводящее больного к падению; признак поражения коры лобных долей больших полушарий мозга.

ХИЛОВА ОТОПЛАСТИКА[К. Л. Хилов, оториноларинголог] — костнопластическая операция при заращении костного отдела наружного слухового прохода, заключающаяся в рассечении его задней стенки с последующим закрытием костной раны.

ХИНОАНИЗМ — картавость с затруднением произношения звука [р].

ХИРУРГ [греч. cheir рука + ergon работа) — врач-специа­лист, получивший подготовку по методам диагностики и хи­рургического лечения болезней и травм.

ХИРУРГИЯ [греч. cheir рука + ergon работа] — область кли­нической медицины, изучающая заболевания, лечение кото­рых проводится преимущественно с помощью оперативных вмешательств, а также методы и технику этих вмешательств.

ХИТИЗМ [«хи» — греч. название буквы «X»] — недостаток произношения фонем [х] и [х'].

ХОАНЫ [греч. choane воронка, воронкообразное отверстие] — внутренние овальные задние отверстия полости носа, веду­щие в носоглотку.

ХОДЬБА ДОЗИРОВАННАЯ— дозированная физическая на­грузка в виде ходьбы, регламентированной по продолжитель­ности, темпу, расстоянию и типу местности; используется как метод лечебной физкультуры, физической тренировки или функционального исследования.

ХОЛЕРИК [от греч. chole желчь] — один из типов темпера­мента; человек быстрый, порывистый; но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сме­нам настроения; см. Темперамент холерический.

ХОЛОДЕНКО СИМПТОМ[М. И. Холоденко, невропатолог] — менингеальный симптом: непроизвольное сгибание ног в ко­ленных суставах при попытке исследующего поднять больно­го за предплечья из положения лежа со сложенными на груди руками.

ХОРЕОФРАЗИЯ [греч. choreia пляска + phrasis оборот речи] — бессмысленное повторение психически больным частей слов или отрывков фраз.

ХОРЕЯ [греч. choreia пляска] — заболевание нервной систе­мы; основными симптомами которого являются подергивания, непроизвольные аритмичные, некоординированные сокращения мускулатуры, наблюдающиеся как в покое, так и при движениях и исчезающие во сне.

ХОРИО- [лат. plexus chorioideus сосудистое сплетение] составная часть сложных слов, означающая «относящийся к сосудистым сплетениям головного мозга».

ХОРИОИДИТ [лат. choriodea сосудистая оболочка] — воспаление собственно сосудистой оболочки глаза.

ХОРИОМЕНИНГИТ [хорио- + менингит] — воспаление мозго­вых оболочек, в которое вовлечены сосудистые сплетения го­ловного мозга.

ХОРИОРЕТИНИТ [хорио- + ретинит] — сочетанное воспаление сетчатки и собственно сосудистой оболочки глаза.

ХОРИОЭНЦЕФАЛИТ [хорио- + энцефалит] — сочетанное вос­паление вещества головного мозга и его сосудистых сплете­ний, обычно вирусной этиологии.

ХРОМАТИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ [греч. khroma окраска, мело­дическое качество] — музыкальное ударение или тон.

ХРОНИЧЕСКИЙ [греч. chronicos долговременный] — затяж­ной или периодически возобновляющийся, долго длящийся, постоянный.

ХРОНО- [греч. chronos время] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся ко времени», «временной».

ХРОНОМИОРЕФЛЕКСОМЕТР [хроно- + греч. myos мышца + лат. reflexus повернутый назад, отраженный + греч. metereo мерю] — прибор для измерения временных характеристик дви­гательных и речевых реакций человека.

ХРЯЩ — анатомическое образование, состоящее из хряще­вой ткани и выполняющее опорную функцию.

ХРЯЩИ ГОРТАНИ — щитовидный, перстневидный, надгор­танник, два черпаловидных хряща.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТИП НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — такое соотношение между сигнальными системами, когда наблюда­ется относительное преобладание первой сигнальной систе­мы над второй; человек такого типа характеризуется яркостью впечатлений, образностью памяти, богатством представлений и т. д.

Ц

ЦВЕТНОЙ СЛУХ — явление цветоощущения, сопровождаю­щее слуховое ощущение, наблюдается у некоторых людей.

ЦЁКАНЬЕ — произношение мягкой аффрикаты [ц'] вместо мягкого [т'].

ЦЕЛЬ — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие; от содержания цели, ее значимости и ясности и т. д. зависит характер воле­вых действий человека.

ЦЕНЕСТЕЗИЯ [греч. aisthesis ощущение, чувство] — прояв­ление деперсонализации: утрата чувства собственного «я».

ЦЕНТР [лат. centrum, греч. kentron острие, средоточие] — 1) группа нервных клеток, регулирующих к.-л. функцию орга­низма; 2) средняя часть чего-либо, середина.

ЦЕНТР БРОКА — см. Брока центр.

ЦЕНТР ВЕРНИКЕ — см. Вернике центр.

ЦЕНТР НЕРВНЫЙ — система нервных образований на -раз­ных уровнях Центральной нервной системы, осуществляющая регуляцию специализированной функции организма, напр., ре­гуляцию дыхания осуществляет дыхательный центр.

ЦЕНТР УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ — вторая сигнальная систе­ма, расположена в широких слоях серого вещества коры го­ловного мозга, обеспечивает большую приспособляемость орга­низма к внешней среде; основным ее импульсом для деятель­ности является слово.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГЛУХОТА — невозможность воспринимать звуки из-за поражения центрального отдела слухового аппа­рата, при сохранности воспринимающего и передающего ап­паратов (уха и слухового нерва).

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — основная часть нервной системы, представляющая собой скопление нервных клеток (нейронов) и их отростков и играющая важнейшую роль в осуществлении рефлекторной деятельности; состоит из голов­ного мозга, который находится в полости черепа, и спинного мозга, расположенного в позвоночнике.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГЛАСНЫЙ— гласный среднего или смешан­ного ряда; то же, что нейтральный гласный.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОГЛАСНЫЙ— согласный, произносимый с проходом воздуха в центральной части рта.

ЦЕНТРИ-[центро-; лат. centrum, греч. kentron острие, со­средоточие] — составная часть сложных слов, означающая «от­носящийся к центру», «расположенный в центре».

ЦЕНТРИПЕТАЛЬНЫЙ[центры- + лат. peto направляться, уст­ремляться] — центростремительный, направленный от пери­ферии к Центру.

ЦЕНТРИФУГАЛЬНЫЙ[центры- + лат. fuga бегство] — цент­робежный.

ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ НЕРВЫ— эфферентные, или двигательные, нервные волокна, по которым нервные импульсы идут от цен­тральной нервной системы к периферии, к рабочим органам и тканям организма.

ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫЕ НЕРВЫ— афферентные, или чув­ствительные, нервные волокна, по которым нервные импуль­сы двигаются от периферии (от различных рецепторов) к цен­тральной нервной системе.

ЦЕНТРЫ РЕЧИ И ПИСЬМА— см. Брока центр, Вернике центр.

ЦЕРЕБЕЛЛЯРНЫЙ[лат. cerebellum мозжечок] — мозжечко­вый, относящийся к мозжечку.

ЦЕРЕБР-[церебро-; лат. cerebrum головной мозг] — состав­ная часть сложных слов, означающая «относящийся к голов­ному мозгу».

ЦЕРЕБРАЛЬНОЕ ИСХУДАНИЕ[лат. cerebrum головной мозг] — исхудание, обусловленное поражением головного мозга.

ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ[лат. cerebrum головной мозг] — мозговой, принадлежащий большому мозгу.

ЦЕРЕБРАСТЕНИЯ[церебр- + греч. astheneia слабый] — соче­тание астении с головными болями, головокружениями, не­которым ухудшением памяти и другими признаками пораже­ния головного мозга; наблюдается при травме, инфекции, интоксикации или в начальной стадии органического заболе­вания головного мозга.

ЦЕРЕБРО-— см. Церебр-.

ЦЕРЕБРОПАТИЯ[церебро- + греч. pathos страдание, бо­лезнь] — см. Энцефалопатия.

ЦЕРЕБРОСПИНАЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ[церебро- + лат. spinalis позвоночный] — жидкая среда, заполняющая полости спин­ного и головного мозга; исследование состава Ц. ж. использу­ется для дифференциальной диагностики болезней централь­ной нервной системы.

ЦЕРЕБРОСПИНАЛЬНЫЙ[церебро- + лат. spinalis позвоноч­ный] — относящийся к головному и спинному мозгу.

ЦЕРЕБРОСПИНАЛЬНЫЙ МЕНИНГИТ— воспаление оболочек головного и спинного мозга.

ЦЕФАЛ-[греч. kephale голова] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к голове».

ЦИКЛ[греч. kyklos круг] — совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, образующих законченный круг развития в течение к.-л. промежутка времени.

ЦИКЛИЧЕСКИЙ— совершающийся циклами; составляющий цикл.

ЦИКЛО - первая составная часть сложных слов, обознача­ющая: «круг», «кольцо», «цикл».

ЦИКЛОСОМИЯ[цикло- + греч. soma тело] — периодическое возникновение депрессивных фаз циклотимии или маниакаль­но-депрессивного психоза с преобладанием расстройств, ими­тирующие к.-л. болезни внутренних органов.

ЦИКЛОТИМИЯ[цикло- + греч. thymos дух, жизнь, настрое­ние] — психическая болезнь, легкая форма маниакально-деп­рессивного психоза.

ЦИКЛОФРЕНИЯ[цикло- + греч. phren ум, разум] — см. Ма­ниакально-депрессивный психоз.

ЦИСТЕНЦЕФАЛИЯ[греч. kephale голова] — высшая степень гидроцефалии.

ЦИТИРОВАНИЕ ПРЯМОЕ[лат. citare приводить, провозгла­шать] — дословное воспроизведение чужой речи.

ЦИТО-[греч. kytos пустота, полость, сосуд, вместилище] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к клетке», «клеточный».

ЦИТОАРХИТЕКТОНИКА[цито- + греч. architektonike построе­ние, структура] — раздел архитектоники коры большого мозга, посвященный величине, форме и расположению ее клеток.

ЦОКАНЬЕ— неразличение в некоторых говорах русского языка фонем [ц] и [ч], совпадение их в фонеме [ц].

 

 

Ч

ЧАСТИ РЕЧИ— основные подразделения, или разряды, на, которые распадаются слова языка вследствие наличия у них а) некоторого общего (абстрактного) значения, сопровождающего конкретное лексическое значение данного слова; б) системы грамматических категорий, специфических для данного раз­ряда слов; в) особенностей синтаксического функционирова­ния; г) особых типов формо- и словообразования.

ЧАСТИЧНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ[лат. assimilatio уподобление, усвоение] — ассимиляция только части признаков взаимодей­ствующих звуков.

ЧЕЛОВЕК— общественное существо, способное произво­дить и использовать орудия труда, обладающее сложно орга­низованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.

ЧЕЛЮСТЬ ВЕРХНЯЯ— парная кость, занимает центральное положение в лицевом черепе; участвует в образовании глаз­ницы, носовой и ротовой полостей; в ней различают тело и четыре отростка: альвеолярный, небный, лобный и скуловой.

ЧЕЛЮСТЬ НИЖНЯЯ— непарная кость, наиболее крупная среди костей лицевого черепа, имеет форму подковы; в ней различают непарное тело и две ветви.

ЧЕРЕДОВАНИЕ— факт различения звуков, занимающих одно и то же место в звуковой оболочке одной и той же морфемы в разных случаях ее употребления.

ЧЕРЕДОВАНИЕ АКЦЕНТНОЕ— чередование ударное, чередо­вание тоническое; морфологизированное ударение в словах и формах, совпадающих графически, но различающихся местом ударения.

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ— чередование, не зави­сящее от фонетических позиций и служащее для выражения различного рода грамматических значений, напр., пеку / пе­чешь.

ЧЕРЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВЕННОЕ— чередование качественно различных звуков, напр., везу / воз.

ЧЕРЕП— скелет головы.

ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫЕ НЕРВЫ— нервы, отходящие от голов­ного мозга или входящие в него; имеется 12 пар Ч.-м. н., которые иннервируют кожу, мышцы, органы головы и шеи, а также ряд органов грудной и брюшной полостей.

ЧЁРНАЯ СУБСТАНЦИЯ— один из центров экстрапирамид­ной системы, регулирует тонус мышц голосового и артикуля­ционного аппаратов.

ЧЕРПАЛОВИДНЫЕ ХРЯЩИ— парные хрящи гортани, имею­щие форму трехгранной пирамиды, основание которой со­единено при помощи сустава с пластинкой перстневидного хряща.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА— индивидуально-своеобразные спосо­бы осуществления отношений человека к окружающей дей­ствительности и к самому себе в определенных условиях; из черт характера складывается характер.

ЧЕЧЕВИЦЕОБРАЗНЫЙ СОСОЧЕК — образование, имеющее форму шишковидного выроста, расположенного по краям языка.

ЧИСТЫЙ ЗВУК— звук камертона, имеющий синусоидаль­ную форму; характеризуется определенной частотой и ампли­тудой колебаний.

ЧИСТЫЙ ЯЗЫК— язык, не подвергшийся смешению и пред­ставляющий естественное развитие своего первоначального состояния.

ЧИТАЛЬНАЯ МАШИНА— аппарат, предназначенный для чте­ния слепыми и слепоглухими обычных печатных изданий (книг, журналов) и текстов, напечатанных на пишущей ма­шинке.

ЧЛЕНЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЕ— выделение в речевом потоке отдельных звуков речи на основе их антропофонических (фи­зиологических) свойств.

ЧЛЕНИМОСТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ— способность слова распадаться на корень (основу) и аффиксы.

ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНЫЙ— 1) выделимый, способный к отдель­ному воспроизведению, напр., членораздельный звук; 2) под­дающийся расчленению на составляющие элементы, напр., членораздельная речь; 3) отчетливый, скандированный, напр., членораздельное произнесение.

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ— структурно-семантические ком­поненты предложения, выраженные полнозначными слова­ми или словосочетаниями.

ЧОКАНЬЕ— неразличение в некоторых говорах русского языка фонем [ц] и [ч], совпадение их в фонеме [ч].

ЧРЕВОВЕЩАНИЕ — речеобразование при неподвижных гу­бах с помощью незаметных для глаза артикуляционных дви­жений органов полости рта.

ЧТЕНИЕ — сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения; представляет узнавание и воспроизве­дение звуков речи, обозначенных буквами.

ЧТЕНИЕ С ГУБ — зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов; дополняет (или вос­полняет) слуховое восприятие речи, когда оно затруднено (или отсутствует).

ЧУВСТВ ВИДЫ — см. Чувства интеллектуальные, Чувства моральные, Чувства эстетические.

ЧУВСТВА — устойчивые эмоциональные отношения чело­века к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; выс­ший продукт развития эмоциональных процессов в обще­ственных условиях.

ЧУВСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ [лат. intellectus ум, рассу­док, разум] — чувства, выражающие и отражающие отноше­ние личности к процессу познания, его успешности и неус­пешности.

ЧУВСТВА МОРАЛЬНЫЕ [лат. moralis нравственный] — чув­ства, своим содержанием имеющие отношение человека к человеку и — шире — к обществу.

ЧУВСТВА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ [греч. aisthesis ощущение, чув­ство] — чувства, отражающие и выражающие отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в ис­кусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, траги­ческому или комическому, возвышенному или пошлому, изящ­ному или грубому.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.