К представителям какой группы зоопсихологических теорий можно отнести Аристотеля, Жоржа Бюффона, Эана Батиста Ламарка? При Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности «Зоопсихология и сравнительная психология» РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Слушатель (ФИО) ______________________________________ Кафедра ______________________________________ Курс ______________________________________ Группа _______ Отметка о проверке: Допущен(а) / не допущен(а) к итоговому тестированию Преподаватель ______________________ Дата зачета «___»____________200___ г. Москва 2012 Вопросы и задания для подготовки к самостоятельной работе и письменному тестированию 1. Каковы объект и предмет зоопсихологии и сравнительной психологии? 2. Перечислите важнейшие понятия и категории зоопсихологии и сравнительной психологии. 3. Каковы теоретические и прикладные задачи зоопсихологии и сравнительной психологии? 4. Перечислите основные проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии. 5. В каких сферах деятельности человека лежит прикладное значение зоопсихологии и сравнительной психологии? 6. Каковы общепсихологические и специфические методы зоопсихологии и сравнительной психологии? 7. Назовите основные креационные и рациональные теории зоопсихологии и их представителей. 8. Назовите основные современные течения зоопсихологии. 9. В чем заключается проблема происхождения психики в психологии? 10. В чем заключаются особенности изучения образа жизни и психической деятельности животных? 11. Назовите основные формы регуляции психической деятельности животных. 12. В чем заключаются особенности индивидуальных взаимоотношений субъекта со средой? 13. Перечислите основные стадии эволюции психики и дайте им общую характеристику. Дополните определения понятий или предложения: 1. Подражанием у животных называют………………………………………….. ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. 2. Предмет зоопсихологии ………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. 3. Под игрой у животных понимают……………………………………………... ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. 4. Основная задача зоопсихологии и сравнительной психологии заключается в ответе на такие вопросы как…………………………………………………….. ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. 5. Одна из проблем зоопсихологии и сравнительной психологии, связанная с ответом на вопрос о происхождении и эволюции человека заключается в выявлении…………………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. 6. Приложение зоопсихологических знаний в практике педагогической психологии лежит заключается в том, что……………………………………….. ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. 7. Объектом зоопсихологии и сравнительной психологии является…………... ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. 8. Под импритингом понимается…………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. 9. Под экспериментом в зоопсихологии и сравнительной психологии понимается……………………………………......................................................... ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. 10. Заполните таблицу: Метод зоопсихологического исследования | направлен на изучение… | 1. Метод проблемной клетки… | | 2. Метод лабиринта… | | 3. Метод обходного пути… | | 4. Метод дифференцировочной дрессировки… | …способности животного к различению одновременно или последовательно предъявляемых объектов и их признаков. | 5. Метод выбора на образец… | ... преимущественно сенсорной сферы животных. | 11. Заполните таблицу: КРЕАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ ЗООПСИХОЛОГИИ | | | Наличие «мыслящей субстанции (души) | только у человека | у человека и животных | ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О БЕССМЕРТИИ ДУШИ | 12. Дополните недостающее звено в схеме:  13. Восстановите пропущенное: Беррес Скиннер (американский психолог, 1904-1990) - создатель знаменитых ………………………………………………………………………………….…… Фред Келлер (американский, психолог, 1887-1967) – основоположник гештальт-психологии. Эдуард Торндайк (американский психолог, 1874-1949) - создатель теории научения методом проб и ошибок, автор метода … ……………………………………………………...….……………………………. Конрад Лоренц (австрийский ученый, 1903-1989) - один из основоположников … ……………………..………………………………………………………………... Эдуард Толмен (1886- 1959) - создатель системы, соединявшей идеи бихевиоризма, гештальтпсихологци и фрейдизма (необихевиоризма). Джон Уотсон (американский психолог, 1878-1958) - основоположник … ………………………………………………………………………………………. 14. Укажите год получения исследователями различных аспектов поведения животных Нобелевской премии в области физиологии и медицины : Ученые | Год получения премии | Иван Петрович Павлов (русский физиолог, 1849-1936) | | Карл фон Фриш (немецкий зоолог, 1886–1982) | | Николас Тинберген (нидерладсский зоопсихолог, 1907-1988) | | Конрад Лоренц (австрийский этолог, 1903-1989) | | К представителям какой группы зоопсихологических теорий можно отнести Аристотеля, Жоржа Бюффона, Эана Батиста Ламарка? Аристотель (древнегреческий философ, 384-322 гг. до н.э.): «Но единственное животное способное размышлять и рассуждать, есть человек, … он один может рассматривать то, чему учился». Жорж Бюффон (французский натуралист, 1707-1788): «Я далеко не отнимаю всего у животных; напротив, приписываю им все, кроме мысли и рассуждения…». Жан Батист Ламарк (французский естетствоиспытатель, 1744-1829): «Организмы изменяются не вследствие прямого на них воздействия среды, а вследствие того, что среда изменяет психику животного ...». 16. Заполните пропуски в таблице: 1. Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) | Отечественный психолог, автор общепсихологической теории … ……………………………………………… | 2. Ладыгина-Котс Надежда Николаевна (1889-1963) | Отечественный зоопсихолог, исследователь интеллектуальных процессов у высших антропоидов (шимпанзе) и у человека на ранних стадиях его онтогенеза. | 3. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) | Отечественный психолог, сформулировал методологические принципы единства сознания и деятельности и принцип … …………………………………………. | 4. Выготский Лев Семенович (1896-1934) | Отечественный психолог, создатель ……………………………… концепции развития высших психических функций. | 5. Вагнер Владимир Александрович (1849-1934) | Отечественный биолог и психолог, основоположник … ………………. психологии в России. | 6. Лурия Александр Романович (1902 – 1977) | Отечественный психолог, основоположник нейропсихологии в России. | 7. Фабри Курт Эрнестович (1923-1990) | Отечественный биолог и зоопсихолог проблеме онтогенеза поведения и психики животных, эволюции психики, психологии приматов и антропогенеза. |
17. Укажите наименование известных трудов следующих исследователей поведения животных: Годы выхода и автор работы | Название работы | 1809 – год выхода известной работы Жана Батиста Ламарка … | | 1794-1804 – годы выхода известного 44-томника Жоржа Бюффона… | «Естественная история» | 1938 – год выхода известной работы Берреса Скиннера… | | 1859 – год выхода известной работы Чарльза Дарвина … | «Происхождение видов» | 1912 - год выхода известной работы Жака Леба… | | 1913 – год выхода известной работы Джона Уотсона… | «Психология, каковой ее видит бихевиорист» | 1863 – год выхода известной работы Вильгельма Вундта… | | 18. Дополните недостающие звенья в схеме:  19. Существует несколько точек зрения на проблему возникновения психики на различных этапах развития жизни на Земле. Уточните на каких именно и конкретизируйте каждую точку зрения по образцу: Панпсихизм: «Психикой обладает все». Зарождение психики на этапе возникновения и развития неживой материи. ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. 20. Выдающийся русский философ–идеалист, психолог конца прошлого века Николай Яковлевич Грот (1852–1899) считал, что отличие предмета психологической науки от предметов других наук состоит в том, что его невозможно, как в других науках, сначала онтологически описать, а затем изучать. Необходимо сначала теоретически определить этот предмет, и только в результате такого определения он может быть подвергнут научному исследованию. Это связано с невозможностью прямого объективного изучения психики и необходимостью применения для этого косвенных методов. Конкретизируйте, какие именно? Как изучается психика? Психика изучается по: ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………….
Примеры заданий экзаменационного теста: Задания открытой формы (дополните пропуски) 21. Центральный вопрос в проблеме возникновения и развития психики - соотношении заложенного в человеке эволюционно и возникшего с появлением … …………………………..................................................................................................... 22. Инстинкт – это генетически запрограммированная форма регуляции поведения животных и человека, связанная, прежде всего со сферами:пищевой, … ………………………………….…………………………………………………… Задания закрытой формы (выберите один вариант ответа из предложенных) 23. К основным формам регуляции деятельности животных относят: а) благоприятное поведение; г) научение; б) условную реакцию; в) привыкание. 24. К основным формам жизнедеятельности животного относят: а) онтогенез; б) отражение; в) поведение; г) потребности. |